Стеганцев Александр Викторович : другие произведения.

Аватар или Козья Морда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про фильм Кэмерона и не только.

  Искандер ибн Насралла Аль-Акаль-и.
  
  Автор выражает благодарность Сергею Чернову,Алексею Серегину и Ене (не знаю, к великому моему сожaлению, ни имени, ни фамилии).
  
  "А фильм, кстати, замечательный." - mid
  
  "Вот наркоманы-то где..." - Хрюндель, друг Масяни
  
  "В заповеднике (вот в каком - забыл)
   Жил да был Козел - роги длинные,-
   Хоть с волками жил - не по-волчьи выл -
   Блеял песенки, да все козлиные..." - В. Высоцкий "Песня про Козла Отпущения"
  
  Я прекрасно понимал, что если я напишу рецензию на "Аватар" под копирку Сценария Терминатора, то на меня самое малое косо посмотрят. Поэтому я подготовился к просмотру. Я внимательно изучил открытые материалы, трейлер, фото, прочитал рецензии других и интервью актеров. Я много думал и пообещал себе смотреть фильм беспристрастно, насколько только это возможно. Волевым решением я даже не взглянул на попкорн и газировку, дабы не отвлекать себя от зрелища 3-D зала. Погас свет, я надел очки и приготовился погрузиться в мир Пандоры...
  
   Ну во-первых, в качестве отступления, знания, полученные мною из Книги Книг и святоотеческих преданий , давали однозначный ответ на вопросы существуют ли в реальной жизни эльфы и гоблины, возможны ли путешествия во времени и переселения душ, действительно ли инопланетяне всевозможные гуманоиды из летающих тарелок и параллельных пространств.
   Нет! Поэтому и все, что творят фантасты - это просто переложение известных нам уже много лет жизненных перипетий, столкновений интересов и взглядов, завернутых в яркие фантики порою довольно бредовых декораций. С чем мы сталкиваемся в своей жизни? С любовью и ненавистью, верностью и предательством, порядочностью и непорядочностью ... Все то же самое обыгрывается и в фантастических блокбастерах, кстати названных так в честь авиабомб, способных снести целый городской квартал, а новизна обстановки и ситуаций просто добавляют остроты. Так что Аватар - это не про Пандору, это про нас. Только вот что именно хотел донести до нас режиссер?
   Согласитесь, найти сейчас фильм, а тем более голливудское детище, не содержащий хотя бы толики ереси довольно проблематично, ведь то, что когда-то приводило в ужас наших предков, сейчас смотрится уже как-то обыденно и довольно привычно. Это я о народе, народе, что на их собственном языке называется на`ви. Мне, честно говоря, трудновато все время перещелкивать язык, чтобы ставить эту запятушечку, поэтому я, с вашего позволения, буду набирать просто на-ви. Я нашел интервью с Полом Фроммером, директором Центра управления коммуникаций Южно-Калифорнийского университета, того самого, что создал язык на-ви и их культуру. Я внимательно вчитывался, но так и не нашел ссылок на то, какие же языки стали "прародителями" языка на-ви. Профессор Фроммер заявлял, что ни на один язык на-вский не похож и сравнивал его с клингонским, языком культового сериала Стартрэк. Странно, подумалось мне, ведь даже знаменитый Толкиен при создании эльфийской вязи и гномьего рунического письма опирался на земные языки, благо знал их немало и изучал сверх меры. Как можно создать язык, не имеющий аналогов в жизни? То есть создать язык, на котором никогда не говорил ни один человек!
   Вот тогда мне сразу стало понятно, почему народ этот назвали на-ви. Любой человек славянского рода-племени в этом имени услышит только одно - навьи! Кто такие навьи? Это языческие духи мертвых, неживое зло. И это их язык, язык мертвых...
  
  ...А на экране тем временем пленял своей нереальной красотой мир Пандоры - уступы, утесы, джунгли, водопады и экзотические многолапые чудища.
  
   "... И пощипывал он травку, и нагуливал бока,
   Не услышишь от него худого слова,-
   Толку было с него, правда, как с козла молока,
   Но вреда, однако, тоже - никакого.
  
   Жил на выпасе, возле озерка,
   Не вторгаясь в чужие владения,-
   Но заметили скромного Козлика
   И избрали в козлы отпущения!.." - это все из той же песенки Владимира Семеновича. А поскольку я собираюсь и дальше ссылаться на его стихи, то и впредь не буду упоминать о нем, а вы, уважаемые читатели, если встретите в тексте еще что-нибудь зарифмованное - не сомневайтесь, Высоцкий по умолчанию, обо всех остальных цитатах буду предупреждать заранее.
   Что это я все про козла да про козла - спросите вы? Ну вот хоть убейте, похожи лица на-ви на козьи морды! Если есть возможность - съездите в деревню, посмотрите, как выглядят козы и как себя ведут. На первый взгляд у стройных и грациозных на-ви нет ничего общего с блеющей братией ... но это только на первый взгляд. Есть возможность наложить фото на-ви на козью? Смотрите: вот совпадает нос, немного череп, глаза, уши сойдут за рога ... Ну как? Уже похоже? А если еще есть возможность сместите в "палитре" синий цвет на красный ... Ну как? Не получилось ли у вас страшноватая рожа инфернальной сущности? Красная козья морда? Называть подобных существ на-ви вместо навьи все равно, что бьесьи вместо бесы.
   Вот поэтому база землян называется "Врата ада" и полковник Куоритч проводит такой запугивающий инструктаж.
   Кстати о полковнике - тут тоже не все просто. Он говорит про себя, что воевал в Венесуэле и Нигерии и служил в первом разведбате Корпуса Морской Пехоты США. Для справки, на данный момент на весь 200-тысячный корпус создан только один разведполк трехбатальонного состава, попасть в который ( а равно и уволится из него ) не так-то просто. Сравнивать не с чем - это элитное подразделение элитных войск. Каким хреном офицер оттуда становится командиром отряда непонятного "мяса" и носит погоны больше похожие на погоны подполковника французского иностранного легиона? Но мы еще вернемся к нему.
  
  " Прототипом для сюжета фильма служила книга Эдгара Райса Берроуза ("Джон Картер - марсианин") и, по некоторым сведениям, произведение Пола Андерсона "Зовите меня Джо".- говорит нам Википедия. А кроме того любой желающий может найти что-либо похожее из многих источников. Компания "Пандора", к примеру, уже много лет выпускает комиксы довольно откровенного содержания, в том числе и с разными зверьками, среди которых встречаются и синие. " Все может быть. Не судится же с ними" - сказал Б.Стругацкий. Все правильно, в "Пандоре" тоже могли бы сказать - мы уж сколько лет порнографию рисуем и вы тут порнографию какую-то сваяли...
   Действительно параллелей сколько угодно, я б сам привел в пример аргзунов Майкла Муркока или идею стратегии Варкрафт 3. Но книги мы все-таки оставим за бортом, а о компьютерных играх у меня уже давно просится в свет занимательное чтиво.
  
   Если вы спросите меня, что же мне напомнил Аватар, то я не задумываясь назову Матрицу и Экзо-взвод. Матрицу вы все прекрасно знаете, но что за ...
   Мульт-сериал Exo-Squаd показывали у нас на первом канале под именем "Космические спасатели лейтенанта Марша", что лишний раз доказывает насколько витиевата мысль отечественного общечеловека. Там тоже присутствует будущее, синекожие неосапианты-продукт генной инженерии и используются экзо-скелеты, в честь которых и назван собственно сам взвод. История закручивается вокруг восстания синих, поднимаются вопросы предательства, путей развития цивилизации и много еще чего. Ах да, чуть не забыл, там еще техника подключается к мозгу при помощи специального разъема на затылке. Короче говоря - если это не параллели, то я не Искандер.
  
   Спецэффекты.
  
  Да, нарисовано качественно. Даже очень. И впечатление сильное. Но вот что я вам скажу. Был у меня период в жизни, когда окна моего жилища выходили на военный аэродром, причем в довольно неплохой близости от самой взлетно-посадочной полосы. Если отбросить маты, нецензурные эпитеты и эмоции - взлет пары Ту-22М3 на человека , как впрочем и на сигналки близстоящих автомобилей, действует куда сильнее Аватара в 3-D зале. А переживания, испытываемые мною на обратном пути, после провожания тогда еще моей будущей супруги домой! Район был одним из самых неспокойных в городе, и я это знал не понаслышке. А тыкал ли вам в пузо пьяный солдат боевым оружием?
   Нет, что ни говорите, а в жизни можно испытать потрясения посерьезнее трагедии синего народа и ракетной атаки неподвижного дерева. По мне так Трансформеры все-таки чем-то сильнее зацепили меня, причем и противостояние люди-трансформеры и трансформеры-трансформеры. Но не будем об автоботах. В конце-концов вопросов там осталось тоже куда больше, чем ответов. Помните фразу "Если нас Господь создал по образу и подобию Своему, то Кто создал их?" Ответа мы из фильма не получим. Хотя прекрасно понимаем, что ДВУХ Создателей быть не может ...
  Ну да мы уже коснулись темы ересей в современном кино, каковое, по утверждению "красного фараона", является важнейшим из искусств. Давайте лучше вернемся к Аватару.
  
  Революцией и прорывом называли эту картину. А я бы поспорил. Революцию сделали в 1896 братья Люмьер своим "Прибытием поезда на вокзал Ла-Сиоты". Прорывом был 3-D-мультфильм "Приключения Андрэ и пчелки Уолли" , созданный в 1984 студией, которая в будущем станет знаменитым Пиксаром. Все остальное - это вполне логичные шаги вперед , такие как Терминатор-2, "Файнэл Фэнтези" и Шрэк. "Я б в Москве с киркой уран нашел, при такой повышенной зарплате..." Тут такой расклад -платите деньги и получайте продукт. Сколько вложите, такой продукт и получите. А к силе восприятия это все имеет, скажем так, опосредованное отношение. К примеру, вот уже на протяжении десяти лет я наблюдаю как дважды в год, 23-го февраля и 9-го мая, моя жена плачет на одном и том же моменте фильма "Офицеры". Помните? "...Танкист, скончался от ожогов, при себе документов не было, только фото..." А какие там спецэффекты? Кавалерийская атака? Горящие улицы Мадрида?
   Так что фильм как фильм. Экшн, как сейчас стало модно говорить в интеллигентской тусовке. Ну а поскольку я ,как простой человек, к этому сборищу никакого отношения не имею, хоть и имел такое желание когда-то, каюсь, вернемся к разбору полетов.
  
   "... Берегли Козла как наследника,-
   Вышло даже в лесу запрещение
   С территории заповедника
   Отпускать Козла отпущения..."
  
  Капрал Корпуса Морской Пехоты США Джейк Салли. Что касается меня, то чисто визуально на эту роль я бы взял Адама Болдуина, игравшего головореза Джейна Кобба в сериале Firefly- Светлячок и рядового Зверюгу в Цельнометаллической оболочке. А что? Для него даже супертехнологий применять бы не пришлось - просто намазать рожу чем-нибудь синим...
   Но Кэмерон выбрал именно Сэма Уортингтона. Я ознакомился и сего интревью и понял - вот то, что было нужно. Я уж подумал после Маркуса из Терминатора-4 тут такой простор для самовыражения... Однако Уортингтон особой широтой взглядов, как оказалось, не обладает. Судите сами, человек, который играл самую загадочную роль в Спасении, должен был задуматься о символах его сердца и самопожертвования ради Джона Коннора, о тех намеках, что делал ему Скайнет... Но нет, ничего такого, Уортингтон говорит, что сам с легкостью напишет сценарий Терминатора-5. Все просто - оживить Маркуса, кинуть побольше Т-600 в бой и наслаждаться "месивом". Про таких вот недалеких парней в Корпусе Моской Пехоты США и говорят "цельнометаллическая оболочка", что практически полно соответствует нашему армейскому выражению "по пояс деревянный" или "щелкнутый на всю голову". По моему мнению, именно такой туповатый "маринес" и был нужен Кэмерону. Зачем нужен был именно туповатый?
   Объясню. Чтобы сыграть такого же туповатого героя. Героя, который не задумывается о многих нестыковках в сюжете. Вот к примеру.
   Аватар его брата, оказывается, подходит ему по всем параметрам. Но позвольте, у близнецов порой даже группа крови разная, а тут все гораздо сложнее. И он не задумывается о всех тех особенностях, что отличают его аватар от всех других. Только к нему летят эти семена-медузы. Именно в голову его аватара приходят совершенно неожиданные мысли. Он впервые на планете, но знает от какого местного животного нужно бежать, а от какого не нужно. Согласен ему подсказали, но как объяснить то, что он ЗНАЕТ, что на травоядное можно накричать, а хищник ни за что не полезет в воду? Он сам признает, что не знает откуда у него появилась уверенность, что летающего ящера можно оседлать только сверху.
   Плюс ко всему, только он сумел "подсоединиться" к Дереву Духов, которое является по сути всепланетным компьютером.
   Перечисление всех этих подробностей и деталей займет уж очень много времени, а мы с вами заинтересованы только самым главным.
  
   "... Услыхал Козел - да и стал таков:
   "Эй, вы, бурые,- кричит,- светло-пегие!
   Отниму у вас рацион волков
   И медвежие привилегии!
  
   Покажу вам "козью морду" настоящую в лесу,
   Распишу туда-сюда по трафарету,-
   Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,
   И ославлю по всему по белу свету!
  
   Не один из вас будет землю жрать,
   Все подохнете без прощения,-
   Отпускать грехи кому - это мне решать:
   Это я - Козел отпущения!" ..."
  
  Наступил момент, когда Джейк Салли осознал себя на-ви и сказал "эта земля наша"! И тут начинается войсковая операция. Тут даже человеку далекому от военного искусства понятно - что-то не так. Что же не так?
  Помните брифинг, или по-нашему постановку боевой задачи? Солдат на базе не больше двух сотен. Вертолетов не больше полутора десятков. И это против ДВУХ ТЫСЯЧ туземцев, которые имеют свою кавалерию и авиацию? Даже принимая в учет технические новинки слишком большая разница.
  Операция планируется как обычная бомбардировка. Зачем же тогда наземная часть операции? Брать кого-то в плен или что-то искать? Ни о чем таком и речи нет. А ведь есть достоверная информация о вражеской кавалерии, о диких животных, о ловушках ... Зачем они высаживались?
   По опыту ведения боевых действий в горной местности в таких случаях высаживают небольшие группы наблюдателей и стрелков на господствующих высотах, что бы прикрыть авиагруппу. В США созданы специальные тактические подразделения, в состав которых входят профессионалы метеоразведки, авианаводчиков, связи и корректировки. Высадив такие группы можно было не задумываясь о электро-магнитных бурях спокойно разделить авиагруппу на несколько эшелонов, поднять шаттл повыше, тем самым обезопасив себя от потери взрывчатки и провала операции.
   Однако руководствуясь неизвестно чем, полковник Куоритч дает отмашку на воплощения этой затеи."Шок и трепет" - говорит он и общечеловеки во всем мире начинают на все лады расхваливать Кэмерона, который, как оказывается, критикует агрессивную политику США. Тут же только ленивый не сравнивает Аватар с колонизацией Америки и отношениях с коренным населением.
  
   Это смешно, господа! Если бы Кэмерон действительно хотел снять фильм о тяжелой доле американских индейцев, то сделал бы так: за 3000 долларов арендовал автомобиль, за 300 купил цифровую камеру, еще 3000 потратил на проживание, еду и оплату ночлега. Меньше года ему бы потребовалось, чтоб объехать резервации. Так, еще миллион долларов на монтаж и раскрутку. Еще миллион на гонорар Стивену Сигалу, ибо какой же фильм про индейцев без него. Итого : 2 006 300 долларов и год времени. (Если, кстати, использовать автомобиль Сигала и его знакомства, то можно еще сэкономить...) А если бы Кэмерон действительно задумывался о судьбе индейцев, то остальные четыре года и двести с лишним миллионов долларов можно было потратить именно на них, а не на Ново-Зеландские стройки, туры своей съемочной группы на Гавайи и изобретения новых технологий съемки кино. Так что, уважаемые, не будем лохматить бабушек и неизвестно что обувать в лапти!
  
  "Шок и трепет" - это не название операции в Ираке (Иракская Свобода - вот это операция), это направление военной доктрины США, относительно Ближнего востока в целом. Это направление работы сверхдержавы в отдельно взятом районе, которое закончилось вторжением после практически десятилетия подготовки. Мог ли этого не знать Куоритч? Вряд ли.
  А вот теперь самое время высказать мои самые смелые предположения. Я не заставляю вас, уважаемые мои читатель, безоговорочно и одномоментно поверить мне, я просто хочу, что бы вы задумались.
  
  Домыслы.
  
  Не буду ходить вокруг да около. Аватар создавался изначально под Джейка Салли, и мозг аватара программировался необходимой информацией тоже изначально. Все это делалось для одного - для вторжения землян на Пандору. Мне очень хочется верить, что в далеком 2154-м году, для вторжения необходимо что-то более существенное, чем голословное, ничем так и не подкрепленное, заявление в обладании местными какого-то оружия массового поражения. Нужен прецендент. И создать его надо таким образом, чтобы у мирововго сообщества не возникло никаких вопросов.
   Итак,бывший морпех США, калека сходит с ума (дает о себе знать венесуэльский синдром), крадет свое человеческое тело, поднимает местные племена, которые без объявления войны уничтожают практически всех солдат земли и вынуждают свернуть деятельность насквозь мирных геологических разработок.
   Помните, как убегают взятые под охрану ученые? Никто даже не дернулся, только полковник открыл огонь из автомата а потом и из пистолета по бронированному вертолету. Он что дурак? Нет, он просто их отпустил.
  Финальный бой. Полковник так и не нанес смертельного удара Джейку. Наоборот это его убила Нейтири, ничего не подозревающая.
   Ну и естественно изначально провальная войсковая операция. Полковник выполнял приказ сверху, посылая на верную смерть свое "мясо".
   В итоге во главе планеты встал аватар Джейка Салли, практически узурпировав власть над кланами. Земляне имеют повод для вторжения на Пандору. Поверьте, во второй части и будет что-то вроде "Империя наносит ответный удар", только во главе уже будет не солдафон Куоритч, а какой-нибудь генерал-интелектуал с моноклем и сигариллой в мундштуке. Земляне загонят на-ви в пещеры и партизанские базы, а в третьей части придется эвакуировать население Земли на Пандору, поскольку там, на Земле "они всю зелень уже убили".
   К слову, говорит это сам капрал Салли, ветеран венесуэльской кампании."Они"! Видать в Венесуэлле он как представитель зеленых высаживал рассаду...
  
  Моральная подоплека.
  
  "...И во веки веков, и во все времена
  Трус, предатель всегда презираем!
  Враг есть враг,
  А война все равно есть война..."
  
  "Предатель, изгой, чужой..." - капрал Джейк Салли о самом себе.
  
   Как гласит одно из древнейших преданий, воину за тяжесть доспехов прощаются все грехи, кроме предательства. Наш морпех своих предал. Довольно редкая история для эпического произведения. На чем бы вам дать сравнение? Да хотя бы на Властелине Колец.
   Есть там такой момент, когда Арагорн, сын Араторна, глядит в палантир, магическое средство связи, и показывает Саурону свой меч - Андрил и открывает ему, кто же он на самом деле.
   А вот представьте, что Темный Властелин открывает ему, что на самом деле налицо политическая игра наместника Гондора Дэнэтора и Элронда Имладрисского, целью которых является падение Мордора и разрушение Ородруина, ведь под ним сокрыты залежи нереально дорогого митрила. И тогда Арагорн при помощи того же палантира входит в тело главного назгула и сам руководит штурмом Минас-Тирита - столицы Гондора. Армия мертвых, естественно, выступает теперь уже на стороне Мордора...
   Или вот Фродо Бэггинс, подключенный паучихой Шелоб к сети Мордорнет, узнает, что владыками Запада планируется ввод ограниченного контингента на территории Темного Владыки, но опаздывает и фанатик Сэм Скромби бросает в жерло Ородруина Кольцо Всевластья, оказывающееся никаким вовсе не кольцом, а бомбой в несколько мегатонн. Темная Башня и Черные Ворота падают, но из кокона уже вылупляется существо, сочетающее в себе ДНК хоббита и ДНК паука, аватар проще говоря, и вместе с дочерью Шелоб и Саурона(а у них был там ведь когда-то адюльтер) встают на защиту свободы Мордора и месторождений митрила...
   Бред - скажете вы. Бред - скажу вам я.
   А если немного реальнее подобрать декорации? К примеру "Тараса Бульбы" великого Гоголя. Ведь все там логично, хоть и несколько жестоко на наш просвещенный вкус. А как бы все происходило, будь Гоголь общечеловеком?
   Дикие, жестокие казаки врываются на исконно польские земли, грабят, жгут и насилуют. А Андрий Бульба, в высшей степени просвещенный и образованный, ведомый высоким чистым чувством любви к своей панночке, отказывается от позорного родства и примыкает к интеллигентным полякам.
   Но ведь все совсем не так! Так почему же фраза "Я тебя породил - я тебя и убью" вызывает у нас чувство праведного гнева и одобрения, а фраза Куоритча "Каково быть предателем своей расы, сынок" кажется нам глупой и неоправданной?
  Это все вопросы, и мне кажется, что каждый должен сам искать ответы на них, вне зависимости от тех захватывающих дух картин и спецэффектов, что видим мы в этом мультфильме, который в силу того, что нарисованного в нем больше, чем снятого, теряет право называться фильмом, в нашем понимании.
  К чему все это? Может США планирует снять продолжение мегаблокбастера "Высадка на Луну американских астронавтов"? Может быть, не знаю...
   Но одно знаю точно - такие блокбастеры обрабатывают кварталы не в виртуальных городах, а в наших, вполне реальных мозгах. И в нашем, вполне реальном мировоззрении. Реальном, но уже довольно пошатнувшемся. По крайней мере, камлания синекожих туловищ на фоне светящихся лиан меня не воодушевляют. Меня воодушевляют факелы новогородского веча в фильме 1938-го года "Александр Невский". Но это только мое мнение. Как и все, что вы только что прочли.
  
  С уважением, Искандер из Аль-Акаля.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"