Степная Елена : другие произведения.

Тупиковая ветвь человечества(или паразитирующий подвид Homo Emotionalikus)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано на второй конкурс критиков.


   ТУПИКОВАЯ ВЕТВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
   ( или паразитирующий подвид Homo Emotionalicus )
  
   Данное произведение под названием " Игрушки взрослых женщин. Часть первая. Мишка" http://zhurnal.lib.ru/editors/s/stepnaja_elena/mishka.shtml автора Степная Елена
   по классификации можно отнести к рассказу или новелле, хотя по своему объему оно
   больше подходит под определение повести. Но мне больше нравиться слово новелла, поэтому далее по тексту я буду называть его именно так.
  
   Не очень ровный стиль написания произведения, "разорванность" смысловая, резкие, без плавных переходов смены объектов описания влекут за собою некоторые сложности в восприятии текста. Неоправданно затянутое начало новеллы и перегруженность цитатами из книги также не способствуют развитию читательского интереса и требует от последнего немалой усидчивости.
   .
   Не неся в себе ничего познавательного, мудро-поучительного или захватывающей интриги, данная новелла рассчитана только на эмоциональное воздействие на психику и сознание читателя, которое по замыслу автора должно пробудить некие размышления на определенные темы. Толкнуть читателя на осознание своего отношения к конкретному проявлению в жизни некоторых аспектов эмоциональной деятельности личности.
  
  
   Героиня новеллы - девушка, сформировавшаяся, как личность в замкнутом мире. Как следствие, ее внутренний мир тоже ограничен и замкнут. И если физическая замкнутость в некотором плане обоснована и объяснима, то замкнутость духовная - это уже следствие работы интеллекта и весьма сомнительна в своем праве считаться естественной.
   По сути, мы видим девушку с искаженным мировосприятием, с неадекватной оценкой окружающего и своего места в социуме. Об этом автор говорит нам сам такими словами:" У кого-то знак явный, у кого-то скрытый, у кого-то его вроде бы и нет на теле - но душа все равно заклеймена им. На ее душе тоже этот знак - знак проказы. Хоть она и не больна ею." Болезни, которая бы привязала героиню в данном месте нет. Но есть внутренняя идентификация себя как, человека, не имеющего права находиться рядом со здоровыми людьми. Это стало возможным из - за того, что Вика с рождения была в среде больных и ее самоосознание проходило на фоне жесткого запрета произвольного выбора места пребывания и свободы самостоятельного принятия решений. Вика сама себя изгнала из общества и подтверждение правильности своего решения она находит в книге Мишеля Фуко - "В голове крутились только что прочитанные слова. Они как молитва успокаивали душу." В понятии девушки - так было, так, есть и так будет. Самое главное: она считает ,что так и должно быть .
  
   Начало новеллы сразу ставит нас в рамки жесткой ограниченности и это хорошо подчеркивается скудостью описания окружающей обстановки. Буквально пару предложений знакомят нас с комнатой девушки и, несколькими штрихами, в последствии, показана территория обитания героини. Одного взгляда достаточно для появления в сознании ощущения безвыходности, исчерпывающей законченности того, что можно увидеть находящийся там человек. Однотонно, равномерно, без элементов новизны - раз и навсегда полученная ниша для существования в этом мире
  
   Если рассматривать среду обитания как одного из героев повествования, то описанную обстановку можно охарактеризовать, как строгого и непробиваемого никакими мольбами и угрозами конвоира. Конвоира, который ведет приговоренного к месту казни.
  
   В новелле три главных героя, но в то же время, по сути, нет ни одного, так как главное в произведении - это чувство. Именно оно живет и распоряжается героями, а не они им.
   В довольно объемном тексте не нашлось места, чтоб описать людей находящихся рядом. Да, честно говоря, о них и вспоминать не стоит, потому что не описаны и не раскрыты даже главные герои. Мы не знаем ни характера героев, ни их увлечений, ни внутреннего мира. Не знаем, что ими движет, что они думают и переживают.
  
   Человек, которого любит Вика, показан очень нечетко - у читателя так и не сложится представление о нем, как о личности. Невеста Михаила вообще присутствует, так сказать, " за кадром" повествования.
   Что это? Недосмотр или лень автора? Отнюдь. Это как раз и выражает саму суть идеи, положенной в основу сюжета.
   В новелле все подчинено только одному - чувству, которое родилось и живет в Вике.
   Попробуем разобраться, что же собой представляет это чувство.
   Автор его называет любовью. Как любовь это принимает и Вика .
   Но, что такое любовь, не знает никто в современном мире. Есть некоторое весьма распространенное и, можно даже сказать, общепринятое условное сочетание определенных проявлений психики и реакций тела, которое после многовековых описаний и воспеваний в литературе ассоциируется именно с этим словом.
   Рассмотрим вероятность зарождения именно такого высокого чувства в сердце главной героини.
   Для этого достаточно поставить несколько вопросов и дать на них честный ответ.
   Вопрос: кто окружал Вику в ее мире?
   Ответ: больные старики, больные люди среднего возраста, занятые своими проблемами, и не показанные в новелле, но вполне вероятные малолетние дети. Они могли быть , а могли и не быть в этом заведении. Дети школьного возраста? Ну, возможно. Но эти все возрастные категории не привлекательны для молодой и очень неглупой (судя по ее умению пользоваться Интернетом,а также учитывая что она читала явно не только развлекательную литературу) девушки. Последние несколько десятилетий новых случаев заболевания этой болезнью не зафиксировано. Врачи в эту малоперспективную область медицины вряд ли рвутся прямо со студенческой скамьи, а значит, можно предположить, что в больнице преимущественно был медперсонал старой гвардии. Из технического персонала? Допущу мысль, что Вика все таки была романтической девушкой и никак не сочетается с ее этим образом сантехник, столяр или электрик. Тем более, что несложно предположить, что и эти обязанности исполняли люди, не входящие в возрастную категорию героини новеллы.
   Методом исключения приходим к тому, что практически не было у нее никакого выбора . Вполне реально, что Миша был единственным человеком нужного возраста и интеллекта в пределах досягаемости. Можно ли действительно полюбить единственного кандидата на роль любимого? Весь мир страдает от мук исканий, от сложности выбора, от одиночества, даже имея круг общения в сотни человек! А тут... Но все таки, наверное можно... Но более вероятно, что в такой ситуации возникает не любовь к этому конкретному человеку, а изливание накопившейся потребности в любви на некий символ.
   Вот поэтому и нет необходимости у автора раскрытия внутреннего мира Миши, потому, что он не присутствует в новелле как личность.
   Таким образом, после первого вопроса имеем первое предположение: не любовь, а потребность любить. Не любимый, а объект любви.
   Но условно будем продолжать называть описанное в новелле чувство любовью.
   Вопрос второй: готова ли Вика в своей любви пойти дальше, чем простое созерцание?
   Ответ однозначный - нет. Почему? Потому, что она осознает, что отношения не могут иметь продолжения и в силу морального аспекта (все - таки есть загадочная невеста), а также в силу того, что "проблемы со здоровьем были... " Полновесное счастье в браке и гипотетические дети - это недостижимо. Чувство, не имеющее в перспективе развития в нечто большее - это тупик.
   Но нашу героиню тупик не пугает. Она жаждет этой любви. Почему? Да потому, что тупик - это вся ее жизнь, это ее среда обитания, это то уютное гнездышко, которое не хочется покидать. Подтверждение этому можно найти в откровенных мыслях самой Вики. Она позволила себе любить Мишу только потому, что у него была невеста. Невидимая глазу читателя невеста на самом деле Самое главное действующее лицо этой новеллы. Именно тот факт, что "Миша ее сильно любит" стал катализатором развития чувств Вики. Во первых ее спровоцировал свет чужой любви . Ей хватало и отблеска этого Мишиного чувства, чтоб воспламениться самой . Вике неважно было, что Миша любит не ее .. Не позволяя себе реального чувства любви к реальному человеку из реального мира ( в который она, при желании могла, перебраться) она дала себе право полюбить человека , который в свою очередь, по мнению Вики, не мог ответить ей взаимностью. То есть избавит ее от чувства ответственности и угрызений совести. И сначала этого было достаточно.
   Но как вампир, впитывая чужую любовь, примеряя ее на себя, она разгоралась желанием развернуть Мишу в свою сторону. Как истинная дочь Евы, она наделена необходимостью покорять мужчин и влюблять их в себя. Ей просто необходимо было реализоваться, как женщине. Ей уже недостаточно было просто любить - ей важно добиться, чтоб Миша сказал ей слова любви : "Но до истерик, до паники, до крика отчаяния она не хотела отпустить Мишу от себя. Ей уже мало было просто любить. Она больше всего хотела услышать слова любви от Миши. И ей казалось, что именно тогда она сможет наконец-то перестать мучить своей любовью и себя и его. И сможет уйти. Потому что получит все, что хотела в этой жизни". То есть, что мы видим? " Ты меня полюби, и тогда я тебя отпущу и уйду сама, потому, что ты мне как таковой не нужен". Ведь, по сути, это циничное признание в том, что она не остановиться перед тем, чтобы сломать Мише жизнь. В угоду своему эгоизму.
   И вот тут мы видим насколько глубокие противоречия, заложенные в Вике изначально. Она умная, тонкая, творческая натура, но, в силу обстоятельств, ее психика развернута только на внутренние ощущения. Она слышит и слушает только себя . У нее гиперболизированное самовосприятие. И любить она может только себя и свое отражение в других. Остатки совести и здравого смысла ей говорят, что надо отойти в сторону , но она этого никогда не сделает, потому что ей невыносимо скучно жить. Ее внутренняя замкнутость требует расширения, но не за счет раскрытия, а за счет поглощения и затягивания в свой круг другой личности.
   А как избежать угрызений совести? Очень просто. Вот тут то и выступает в самой главной роли палочка - выручалочка в виде любви Миши и незнакомой девушки. В случае неудачи в своих посягательствах на Мишу всегда есть объяснения - он изначально любил другую (мол, никто и не собирался уничтожать эту его любовь). А в случае своей победы над ним - крокодильи слезы в виде сожалений, что они сами не уберегли свои чувства. Мало того, что смягчается груз собственный вины, но еще и на Мишу навешивается упрек, что не смог уберечь свое счастье. Вика то при чем?
   Можно, конечно, поспорить и попытаться доказать, что Вика любит глубоко и искренне и страдает от этой любви и духовно и физически. Чем это можно аргументировать? Весьма сомнительными выводами из ее дневниковых записей. Если внимательно проанализировать ее поведение на протяжении всего рассказа, то бросается в глаза ее уравновешенность. Ее покорность всему, что происходит с ней - нет попыток, что то кардинально изменить . Нет страданий и слез. Есть тихая грусть вполне естественная при таком положении вещей. Так страдает любая девушка в ее возрасте, которая по каким то причинам пока не встретила свою любовь.
   Страдания физические? Давайте все - таки учтем то, что эти страдания с рождения с нею, и они являются частью ее, то есть являются для нее вариантом нормы. Как рыба не может сетовать на мокрость воды, так и Вика не может сетовать на свою физическую немощь, по той простой причине, что она не знакома с образом жизни здорового человека. Это ее крест. Просто она - иная, не такая как все. И она умеет с этим жить. Сильная натура, сумевшая принять это от судьбы, но при этом оставшаяся настоящей женщиной с потребностью любить и быть любимой.
   Мишу она, несомненно, любит и неважно насколько эта любовь является объективно оправданной. Она его никогда от себя не отпустит - это выше ее сил, но и никогда не будет с ним вместе - этого не позволит ей совесть. Если Мише удастся устоять, то в мире будет трое счастливых людей. Миша с невестой и Вика, которая будет бесконечно плавать в море своей любви. А если Миша сломается, то самой несчастной будет Вика ... потому что молодые и здоровые еще смогут построить свою любовь и свою жизнь ..
   А вот как Вике отвергнуть потом любимого и жить со своей совестью и сердцем в мире?
  
   Я отнюдь не хочу сравнивать данную новеллу с талантливыми произведениями Цвейга, но ассоциативно все равно тема, затронутая автором в рассказе, перекликается с темой в романе " Нетерпение сердца".
   Хотел ли автор пробудить в нас сопереживание и сочувствие к своей главной героине?. Я думаю, что нет. Быстрее он хотел добиться понимания того, что нельзя строить свои отношения с такой категорией людей основываясь только на сочувствии.
   Как хватило силы у Вики научиться жить со своими проблемами, так и нам надо научиться жить рядом с такими людьми. Жить не придавая утрировано большого значения отличию их образа жизни от нашего . Просто они - другие. Они сильные. Они иногда гораздо сильнее нас . И они будут бороться за свое право быть счастливыми. В зависимости от склада характера и моральных принципов методы борьбы могут быть разными. От полного нивелирования себя как личности и самолюбования своим благородством, до спекулирования своей исключительностью и игры на общечеловеческих ценностях и чувствах других людей, переступая при этом через этих самых людей для достижения своей цели.
  
   В процессе развития социальной структуры человечества и переход от полуобезьньего состояния до образа существа вполне разумного, чувства стали выше и чище, более развитыми и разнообразными. Вместе с человечеством эволюционировала и психосфера человека, его эмоциональная составляющая. И как при любом эволюционном процессе развития появляются тупиковые ветви, не конкурентно способных маловыживаемых в этом мире, уязвимых существ, которые внешне мало отличаются от человека разумного, но не способные впустить в свою душу откровенное и открытое чувство любви к другому человеку, которое сметает на своем пути все условности, преграды и переплавляет их в одно целое, а паразитирующие на чужих эмоциях.
   Без любви окружающих эти существа гибнут. Но свою любовь они оставят при себе, какой бы сильной она ни была. Они никого и никогда не сделают счастливым. И попавшись в их поле зрения, человек разумный вынужден будет годами, десятилетиями, столетиями поддерживать эти нелепые тупиковые отношения. Потому что нормальный, порядочный Хомо Сапиенс не может себе даже представить, как это возможно оттолкнуть, обидеть , отвергнуть это нежное, преданное, светлое, безвозмезднолюбящее, трепетное существо Хомо Эмоционаликус.
   Давайте помнить об этом столь печальном и настораживающем зрелище.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"