Стрельников Игорь Юрьевич : другие произведения.

Новость дня: "любознательность" - основной инстинкт человечества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня утром 6 августа 2012 года должна состояться посадка на Марс очередного посланца человечества в Солнечной системе - марсохода "Любознательность" (Curiosity). Этот аппарат может дать ответ на сакраментальный вопрос цивилизации "есть ли жизнь на Марсе". Описанию космической миссии, которая может, без преувеличения, изменить ход истории человечества и посвящена эта статья.


Новость дня: "Любознательность" - основной инстинкт человечества.

  
   Марсоход "Любознательность" (Curiosity) американского межпланетного космического проекта "Марсианская научная лаборатория" (Mars Science Lab) знаменует собой новый этап в исследовании Солнечной системы. И не только поистине гигантскими размерами легкового автомобиля (более 3 м в длину и около 1 тонны весом) отличается этот аппарат от своих предшественников - совсем маленького "Поселенца" ( Sojourner) весом около 15 кг программы "Марсианский Следопыт" (Mars Pathfinder) или близнецов "Душа"/"Возможность" (Spirit/Opportunity) весом уже 185 кг проекта "Марсианский исследовательский вездеход" (Mars Exploration Rover). Кстати, мало кто помнит, что имя "Душа" первому из этой парочки дала в рамках общенационального конкурса русская девочка из Сибири, удочерённая американской четой из Аризоны. Воистину, кто о чём, а русские о душе.
  
   Прежде всего, на новом марсоходе использована радиоизотопная атомная энергетическая установка, по сути, миниатюрный ядерный реактор. Это делает аппарат независимым от превратностей марсианской погоды и смены времён года. Опыт многолетней эксплуатации "Марсианских вездеходов" показал невозможность использования на Красной планете традиционных солнечных батарей, хорошо зарекомендовавших себя в качестве источников электроэнергии в открытом космосе и на Луне. Знаменитые пыльные бури Марса, видимые в телескоп даже с Земли, засоряют светопоглощающие поверхности и постоянно держат программы исследований на грани срыва. Марсианской же зимой света становится настолько мало, что приходится ставить аппараты на прикол под максимально благоприятным углом к хиреющему зимнему Солнышку. Всех этих ограничений лишёна "Любознательность", способная работать одинаково эффективно в любых погодных условиях.
  
   Второй особенностью новой модели является наличие целого комплекса оборудования для дистанционного химического анализа пород Красной планеты. Помимо традиционной системы химического анализа, когда небольшие образцы породы помещаются манипулятором в некое подобие микроволновки, где после нагревания хроматограф анализирует состав выделяющихся газов, "Любознательность" оборудована уникальной системой дистанционного химического зондирования. На подвижной "голове" марсохода размещёны мощный лазер и спектроскоп. Достаточно навести лазерный луч на интересующую точку окружающего ландшафта, как по цвету раскалённого пятна спектроскоп моментально определит химический состав поверхности.
  
   Но и это ещё не всё. "Любознательность" буквально заточена на поиски воды на Марсе. Предшествующие экспедиции, хотя и не обнаружили воду в существенных количествах, зато натолкнулись на многочисленные свидетельства её существования. Это и наличие горных пород, образование которых немыслимо без воды, и явственные признаки водной эрозии, т.е. размыва грунта потоками воды. Видимо учёные пошли на принцип и, не считаясь с затратами, решили поставить точку в вопросе "есть ли жизнь на Марсе", потому что вода - это жизнь. Поэтому на марсоходе разместили весьма объёмную и безумно дорогую аппаратуру глубинного нейтронного зондирования, разработанную, кстати, российскими учёными. Эта система формирует и направляет луч нейтронов под ноги марсоходу. Проникая под почву на глубину до одного метра, нейтроны специфическим образом взаимодействуют с молекулами воды, и по отклику от облучения можно судить о её количестве в грунте. Теперь уж воде на Марсе никуда не скрыться... если она там есть.
  
   На исследование глубин Красной планеты направлен и выбор места посадки - самый глубокий кратер на Марсе размером в 150 км, названный в честь выдающегося австралийского астронома Уолтера Гейла. На его склонах, как на стенах Большого каньона в Аризоне, видна вся геологическая летопись нашего соседа по Солнечной системе, которую и "срисует" для нас умная машина.
  
   Беспрецедентно оригинальной будет и схема десантирования "Любознательности" в избранный район. Как сказал один из её создателей, Адам Штельцнер (Adam Steltzner), она больше походит на безумие. Посадочный блок не приземлится в обычном понимании этого слова. Спускаемый аппарат, зависший в метрах над поверхностью планеты за счёт работающих реактивных двигателей, аккуратно спустит марсоход на тросах, как спускают груз с зависшего над землёй вертолёта.
  
   Межпланетная миссия "Марсианской научной лаборатории", подобна попаданию в игольное ушко с дистанции тысячи километров. О ювелирной точности манёвров космического корабля говорит хотя бы тот факт, что последняя коррекция траектории движения, выполненная 29 июля, изменила скорость полёта всего на 1 см/с, притом что межпланетный шаттл мчался с общей скоростью более 20 тысяч километров в час, но иначе аппарат промахнулся бы мимо места посадки.
  
   Понимая важность миссии для всего человечества, люди мобилизовали всю свою марсианскую орбитальную группировку. Посадку "Любознательности" будет подстраховывать орбитальный "Марсианский Экспресс" Европейского космического агенства, в любой момент готовый взять на себя функции ретранслятора сигнала от марсохода, если вдруг что-то случится со штатной орбитальной платформой программы - спутником НАСА "Марсианская Одиссея".
  
   В остальном конструкция "Любознательности" традиционна для американских марсоходов. Шестиколёсное шасси с двумя управляемыми колёсными парами передней и задней, позволяет аппарату развернуться на месте, не допуская застревания в узкостях пересечённой местности. Вместо шин колёса обуты пластинчатыми амортизирующими обечайками, которые были предложены в ХХ веке советскими учёными и всесторонне опробованы ими на наших луноходах. Каждое колесо снабжено своим автономным тяговым электродвигателем, что сообщает потрясающую надёжность опорно двигательной системе марсохода. Выход из строя одного и даже двух электромоторов ходовой части не лишает аппарат подвижности. Это показал многолетний опыт эксплуатации "Души" и "Возможности".
  
   Для навигации используются две телекамеры - цветная с высоким разрешением, но малым углом зрения, и широкоугольная чернобелая . Вы, наверное, знаете, что угол обзора пары человеческих глаз превышает развёрнутый в 180 градусов. Именно эта особенность позволяет нам эффективно управлять автомобилем. Аналогично, для Марса с его довольно унылым красно-бурым пейзажем важна не столько цветовая насыщенность, сколько широта охвата изображения. Ну, а если исследователей заинтересует какой-то конкретный объект или участок поверхности, то наготове другая телекамера, дающая высокохудожественную картинку.
  
   Все эти чудеса техники, естественно, обошлись в копеечку. Беспрецедентные 2.5 миллиарда долларов, что составляет почти треть годового бюджета такой страны, как Эстония, потратило НАСА на реализацию проекта, включая доставку марсохода на Марс. Кстати, хотя доллары и Американские, их источником является труд всего человечества, ибо каждый держатель зелёных бумажек в мире фактически кредитует американское правительство, к счастью, в данном случае кредитует на святое дело. Так что, братия, давайте помолемся, чтобы наши средства не сгорели в атмосфере Марса и не разбились о его красную поверхность. Теперь остаётся только ждать, скрестив пальцы на удачу. Успеха тебе, "Любознательность" - основной инстинкт человечества!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"