Зенин Дмитрий Николаевич : другие произведения.

По Середине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последнее время все чаще и чаще появляются публикации с попытками в очередной раз переосмыслить роль и место святого благоверного князя Александра Невского в истории нашего Отечества... Между тем время, когда жил и действовал Святой благоверный Великий князь Александр Ярославич еще при жизни прозванный Невским, довольно сильно отличалось, не только от нашего, но и от последующих, и предыдущих.


ПО СЕРЕДИНЕ

   Если бы не РЕДРИКОВЫ ГОРЫ да деревня СЕЛЯВИНО в Московской губернии, уровень знаний о родном крае можно было бы считать достаточным.

   В последнее время все чаще и чаще появляются публикации с попытками в очередной раз переосмыслить роль и место святого благоверного князя Александра Невского в истории нашего Отечества. Часть авторов пытается изобразить святого князя предателем и пособником монголов. Другие выставляют его как спасителя от широкомасштабного наступления католического запада. Про первых можно сказать, что они пытаются добиться известности нападками на ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ. Нет у них комплексов, нет для них авторитетов. Эти люди, как и вся перестроечная рать выдающихся историков, стремиться словесными манипуляциями, воздействовать на чувства слушателей или читателей. К сожалению, оппоненты противников Александра Невского в запале своего спора пользуются теми же методами. В итоге результат нулевой, старые басни заменяются новыми, зачастую, более низкокачественными. Главное заблуждение исследователей и авторов в том, что они рассматривают прошлое сквозь призму нашего времени, как некоторые школьники, подгоняют решение под известный результат. Между тем время, когда жил и действовал Святой благоверный Великий князь Александр Ярославич еще при жизни прозванный Невским, довольно сильно отличалось, не только от нашего, но и от последующих, и предыдущих. Шутка ли сказать высший пик феодализма!
   До начала возрождения 60 лет. Одно слово, времечко! Тогда понятия изменник Родины еще не было. Клятвопреступником и на Руси, и на Западе, и на Востоке, считался только тот, кто отъехал к противнику сюзерена, не объявив причины, или перешел к противнику во время боя - переметнулся. Во всех остальных случаях, слуга - сиречь вассал, мог отъезжать куда хотел и к кому хотел, без ущерба для чести и владений, мог даже удержать пожалование. Государственность, как ее стали понимать в новое время, еще не определилась. Тогдашние, хрупкие образования представляли, из себя, добровольные союзы взаимной защиты. Власть князя - короля - хана, боярина - барона, дворянина - однощитного рыцаря, зависела не от отлаженного и разветвленного аппарата управления и принуждения, а от его личных качеств, умения ладить со своими вольными и зависимыми людьми. Русская православна церковь, не создавала Русского государства - она соткала русскую государственность из независимых княжеств - королевств. На пути Русского государственного строительства Александр Невский одна из стержневых фигур. При нем, впервые в русской истории оформляется понятие великого княжения Владимирского, как неразрывного владения, не выделяемого в удел. Столица русской православной церкви переходит из Киева во Владимир.
   Но Александр не новатор, он преемник дела начатого еще Андреем Боголюбским и продолженного его дедом Всеволодом, дядей Георгием и отцом.
   Главный вопрос в чем отличие деятельности Владимиро-Суздальской ветви Рюриковичей от их западных и южнорусских соплеменников, упорно не рассматривается. Между тем вопрос то этот принципиальный. Первым на Руси родственно семейные меж княжеские отношения заменить на государственные - служебные - вассальные, попытался Андрей Георгиевич Боголюбский. Поэтому на Северо-Востоке государственное начало в конце концов при внуках Александра окончательно утвердилось. Соплеменники же, включая Даниила Галицкого, рассматривают свои владения не как государственные организмы, а как семейную собственность, которую они полюбовно, примерно поровну, делят между своими детьми. Все князья Рюриковичи, если судить по письмам князя Курбского к царю Ивану Грозному, даже в середине XVI века, когда средневековье давно кончилось, продолжали считать себя сопрестольниками правящего государя. В этом причина конфликта потомков Юрия Долгорукого с соплеменниками, а не в том, что кто-то склонялся к папизму, а другой был крепок в православии.
   Кроме того Уния и принудительная католизация Галиции, Волыни, Подолии и Киевщины началась только в конце XVI века ( 1596 год ) при Сигизмунде Ягелончике. Даниил Галицкий не принимал католичества, он принял только королевскую корону от Андриана IV, якобы уговорив папу объявить крестовый поход против татар. Что, честно говоря, довольно сомнительно. Слово сочетание Крестовый Поход, относительно недавнего происхождения. Тогда говорили: Встать на великий путь. Постоять за Божье дело. Взять свой крест. Послужить богу. Если бы только один Александр Невский не поддержал предприятия Даниила Галицкого и Андриана IV, его можно было бы упрекнуть в том, что он отказался участвовать в общем деле. Но в одном ряду с ним стоят король Франции Людовик Святой и император Священной Римской империи Германской нации Фридрих II Гогенштауфен. Оба эти государя состояли в переписке с Батыем, Угедеем, Гуюком, Мунке и Хубилаем, однако никто и никогда не обвинял их в предательстве. Это у нас в России мода такая.
   Александр Невский личность яркая, великая и...загадочная. Шутка ли сказать, пошел маститый старец - то бишь, магистр Меченосцев - Герман фон Балк с великим князем Ярославом и всей силой Литву воевать под Смоленск и лег костью.
   На его место великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца назначил своего соратника, тоже убеленного сединами старца Андрея фон Вельвена.
   Шел 1239 год, Александру 19 годочков, шведов на Неве он еще не разбил, до Ледового Побоища два года... ничего! Фон Вельвен возвращается в Ригу, собирает "пресс-конференцию", где громогласно заявляет - несть равных ему (Александру - Д.З.) во всем свете! Биргер еще не напал, а к 20-летнему князю из Великого Рима от папы послы приезжают, да не простые, а Гемонт и Гвалда - от двенадцати кардиналов самые прехитрые!
   Чем же они занимаются? Спорят о вере с юным князем, хотя тот всего лишь - под отцом Новгород держит - все нормально, этот вопрос никого почему-то не смущает.
   Житие Александра сообщает, что слава его гремела до пределов аравийских, и что жены моавитские им детей полошаху (пугали). Извините, пределы аравийски не в Литве и не в Европе. Жены моавитские так же обретаются скорее на Ближнем Востоке, а не в других частях света. Выходит, не только Александр и его отец, в то время, дружили с монголами.
   В чем же дело? В том, что в то время отношения были, прежде всего, феодальными. Все остальное потом. Поэтому для Фридриха II, Людовика Святого и нашего родненького Александра Невского, Чингисхан и его преемники вовсе не были отъявленными злодеями. Тем паче Чингисиды, особенно в то время, умудрились подняться над прениями религиозных концессий. Поскольку тогда еще никто не дорос до осознания национальных особенностей, то империя Чингисхана, по состоянию на то время, обходилась без религиозных вооруженных конфликтов.
   По взглядам Чингисидов, как самого потрясателя вселенной, так и его ближайших преемников, всякая ересь имела право на существование, если она укрепляла существующий социальный уклад. Вот, и назвали современники, люди по тогдашнему просвещенные, создание монголов - ОРДА. Что в переводе с бессмертной латыни, ORDO - означает... ПОРЯДОК! Странное дело, для людей нашего времени слово и понятие ОРДА, ассоциируется с хаосом, скопом. На самом же деле смысл слова и понятия совершенно иной. Орда - Орден - Организация слова и понятия одного порядка. Само название столицы Чингисхана КАРОКОРУМ, не больше не меньше как КАТЯЩИЙСЯ РИМ.
   Ну да ладно, Чингисхан мемуаров не оставил. Гадать о его замыслах было бы бессмысленно, если бы не некоторые свидетельства современников.
   На наше счастье в те годы жила в Венеции семейка Поло, может быть де ля, а может просто Поло. Был в этой семейке человек по имени Марк, или Марко. Отправился он тогда по торговым делам и добрался аж до Пекина. С самим Чингисханом повидаться ему не довелось, но вот с внуком его Хубилаем, венецианец, общался. Да и не только с ним. После себя он оставил мемуары или записки. Так о злодее Чингисхане, по отзывам тех, кто с ним общался, он пишет: "Муж он был доблестный и благородный, все его очень любили, потому что женщин стариков и детей он не обижал, а мужчин он брал с собой на войну, где они могли захватывать добыч".
   Марко Поло, купец, сын своего времени, звезд с неба не хватает, интересы его, может быть самые примитивные - купить, подешевле, продать подороже. Его и Чингисхан, и Хубилай вполне устраивают. Сейчас, нет никаких данных, способных подтвердить или опровергнуть, были ли контакты у Фридриха II Гогенштауфена с монголами до 1241 года, но именно тогда он заявил, что не имеет никакого желания защищать христианство от язычников, пока глава христиан доставляет ему больше неприятностей, чем все татары. Несмотря на это ни у кого из историков не повернулся язык назвать императора изменником и пособником монголов.
   Победный марш Батыя по Западной Европе оставил загадок не меньше чем его Русская кампания. Единственное полевое сражение, на которое отважилось объединенное воинство латинского Запада, Битва при Лигнице, завершилось полной победой монголов. Правда в Чехии, герцог Богемии, изгоном, напал на монгольский отряд. Как пишет Егер, герцог захватил в плен монгольского полководца, который, как выяснилось, был англичанином и тамплиером. Рембо и Егер предлагают другим исследователям ответить на этот вопрос. Для нас же важно лишь то, что пленный англо-монголо-тамплиер, был одарен Богемским герцогом и с извинениями возвращен Батыю. Странное дело, чешские историки и писатели ни одного плохого слова не сказали про этого средневекового герцога!
   Под так называемой "пятой монголов" оказалась не только Русь-матушка, но Польша, Венгрия, а дани выходы, им платила империя и составляющие ее в то время герцогства Моравское и Богемское. Еще во времена Ивана Грозного, польские короли принимали послов от Крымских Гиреев, стоя и с непокрытой головой и соглашались с тем, что "свой улус" под ними держат.
   То, что папа Иннокентий IV и Даниил Галицкий интриговали против Александра Невского и втянули в свою авантюру его братца Андрея и многочисленные толпы европейских волонтеров, вовсе не означает, что один хотел ввести на Руси католический обряд, а другой горел желанием разгромить монгольских захватчиков. Дело, судя по всему, исходя из практики Даниила Романовича Галицкого, было куда проще.
   Исходя из того, что считается известным, Ярослав Всеволодович, на великих курултаях 1241 и 1248 годов в Карокоруме, представлял, с правом голоса, Батыя. В 1248 году он был отравлен там матерью великого хана Баракчиной. Отравительница отправила послов к Александру Невскому с предложением, что она отдаст ему всю Русь, Кавказ и Персию, если он отойдет от Батыя и поддержит ее сына Гуюка. Невский же, повязал послов, и с братом Андреем отправился к Батыю. Вместе, они двинулись на великого хана.
   Тогда дело до войны не дошло. Гуюк до подхода войск союзников преставился. На курултае по этому случаю, на котором братья Ярославичи присутствовали на правах детей Батыя, великим ханом был избран Мунке, а Батый был объявлен старшим в роду (т.е. "почетным ханом").
   В то время Киев оставался столицей митрополита и все еще не терял, для всей Руси, за исключением Владимиро-Суздальской, своего морального значения общего центра. Поскольку покойный отец Александра Ярослав Всеволодович, с 1240 года имел титул великий князь Киевский и Владимирский, Батый, не особо разбиравшийся во всех тонкостях русских межкняжеских счетов, Киев, как самый почетный стол, отдал Александру, Владимирское княжество, юридически все еще второе (!), его младшему брату Андрею. Александр остался недоволен и удержал за собой Переяславль-Залесский, Новгород и Псков. Последнее, Андрею, надо полагать, тоже, не очень понравилось. Тогда то и образовался в Орде Даниил Галицкий.
   По старым правилам меж княжеских счетов, Великим князем всея Русь, становился тот, кто был старше по физическому возрасту. Кроме того, Даниил до 1240 года включительно удерживал за собой Киев. Батый, поскольку сам был в Ярослава место, отказал Даниилу, утвердив за ним, только Волынь и Галицию. Сговор с папой Иннокентием, затем с Андрином, свелся к тому, что папа помогает Даниилу, своротив Александра, стать великим князем всея Руси. Тот, в свою очередь, сговорившись с Батыем, двинет объединенные толпы татар и русских на защиту святого престола от змеиного отродья Гогенштауфенов.
   Исходя из последующих действий папы Андриана, Даниила Галицкого и брата Невского Андрея, видно, что эти крестоносцы вовсе не собирались воевать с монголами. Как только ополчение сосредоточилось во Владимире, Андрей напал на владения старшего брата. Силы крестоносцев были настолько велики, что Александр, организовав оборону, отправился к Батыю, уговорил дать ему полководца Алексу Неврюя и с южного направления атаковал крестоносцев. Битва на Клязьме завершила крестоносную авантюру. Кроме того, на Западе умер император Фридрих, оставив несовершеннолетнего наследника, с которым можно было не считаться. Папам стало не до Даниила с его проблемами. Даниил, понял, что Невского ему не осилить и урядился с Батыем. Андрей, гонимый страхом божьим, совершил турне по Европе и, через несколько лет, прощенный братом, вернулся в Суздаль. От него пошел род князей Шуйских.
   Великий князь Александр Ярославич Невский, жил и творил в то время, когда подавляющего большинства современных понятий не существовало, даже нации еще не сложились. Тогда определялись только эмбрионы будущих наций и иногда государств. В те годы величие и патриотизм монарха-государя определялись вовсе не тем, как он воевал с тем или иным противником, а тем как он умудрялся удерживать от распада такое хрупкое образование как феодальное, связанное воедино тончайшей паутиной вассальных - служебных отношений. Невский оказался именно тем звеном в непрерывной цепочке строителей русского государства, которое сохранило непрерывность направления, заложенного Андреем Боголюбским, развитого Всеволодом Большим Гнездом и едва не утерянного при его дяде и отце. Ранняя смерь Александра Невского в 1263 году, была трагедией Руси, Орды, Ливонского и Тевтонского Духовно-Рыцарских орденов. Не зря же митрополит Кирилл сказал народу - "Зашло солнце земли Русской". Народ закричал: "Уже погибаем".
   По словам жития, плакали о нем все и христиане, и татары, и немцы, и латины и поганство. Почему плакали татары, выясняется быстро. В 1264 году в Орде началась резня, и Берке сбежал в Ливонию, где от него пошел род Барклаев. Но с чего плакали немцы? Вроде Александр с ними воевал и на тебе! Плачут!
   Если на события того времени смотреть через призму Второй Мировой Войны, или изучать по фильму "Александр Невский", то ассоциации будут самые невероятные. Может быть, очень патриотические, но полностью фантастические.
   Начнем с того, что тогда на Руси собственно германцев называли римлянами, тевтонцев, ливонцев и шведов - немцами. Между тем вопрос как образовались и утвердились Духовно-Рыцарские Ордена в Прибалтике в нашей исследовательской литературе упорно не рассматривается. Между тем он очень интересен.
   Действительно, в каких годах в Прибалтике образовался орден Меченосцев, а в Восточной Пруссии Тевтонский Орден? Кому до того принадлежали эти земли? Если германские духовно рыцарские ордена были агрессорами, то почему их вообще никто не выбил из Прибалтики? Если трезво осмыслить патриотический бред о немецкой агрессии первой четверти XIII века в Прибалтике, то, учитывая обстановку сложившуюся тогда в Священной Римской империи германской нации, необходимо признать, что эти ребята обладали совершенно уникальными военными способностями, раз своими силами могли противостоять Польше, Литве, Руси и местному населению - ожесточенно сопротивлявшемуся оккупантам! Фантастика!
   Если верить норвежским сагам, тем паче что оснований в их достоверности нет, то все побережье Балтийского моря принадлежало Руси. Правда, наши князья там не селились, ограничивались сбором дани. Поскольку до Андрея Боголюбского все без исключения русские князья смотрели на империю Рюриковичей как на семейную собственность, то Померанию и Бранденбург Владимир Креститель подарил германскому императору Оттону III. Ярослав Мудрый Западную Пруссию подарил мужу своей сестры Казимиру, королю Польши. В результате бесконечных межкняжеских разборок, в конце первой половины XII века, побережье от Курского залива до западного берега Финского залива стало владением Андрея Боголюбского.
   Около 1158 года Андрей Боголюбский, по просьбе императора Фридриха Барбароссы, разрешил проповедь христианства среди язычников ливов и пруссов. Проповедь эта долгое время успеха не имела. Если аборигены нынешних Эстонии и Латвии, просто грабили и гнали миссионеров, то пруссы сразу же убивали.
   Так продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся епископ Адальберт. Этот скромный служитель божий решил навеки поселиться среди язычников. В течение 1200 - 1202 годов он договорился с великим князем Всеволодом Большое Гнездо, полоцким великим князем Владимиром, смоленским великим князем, посадниками Новгорода и Пскова, и с великим князем Литвы Миндовгом.
   Так в 1202 году под покровительством великого князя Всеволода в Латвии и Эстонии было основано церковное католическое государство во главе с епископом. Тогда же для защиты от поганства Адальберт организовал духовно-рыцарский орден Меченосцев. Эта организация отличалась от современных ей, тем, что ее создали не рыцари-добровольцы, а церковный иерарх.
   Креститель ливов и латгалов был человеком незаурядного ума и таланта; своего брата он женил на дочери великого полоцкого князя, а племянника на дочери Миндовга. Сим деянием он завершил свой бренный путь и в 1230 году почил в бозе. Его преемником стал Николай Мейзенбургский. Этот иерарх, выражаясь современным языком, пробил в Риме для Рижской епархии штатную должность архиепископа. На пятом году правления этого божьего человека в Ливонии произошли очень интересные события, которые проливают свет на всю последующую, как ливонскую, так и русскую историю.
   Рыцари, орденские, рекрутируемые из разномастной феодальной мелкоты по принципу голодранцы усих краин скок до кучки, при очередном магистре начали тяготиться властью архиепископа. Брожение дошло до того, что в 1235 году рыцари под предводительством магистра Волквина, восстали и осадили архиепископа Николая в Риге. Тот попросил помощи у Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.
   Он не мог отказать человеку божьему, и обещал выступить, при условии, что сам иерарх и все его преемники будут выплачивать дань и хранить верность только ему, Ярославу и всему его потомству. Обе заинтересованные стороны поцеловали крест. Ярослав с моря и с суши атаковал мятежных рыцарей, разбил, пленил привел к присяге и заставил подписать то же, о чем он уже договорился с архиепископом. Магистр Волквин, до самой своей гибели в стычке с литовцами, потихоньку интриговал против архиепископа и Ярослава. Вел переговоры с Тевтонским орденом, добрался даже до Рима. Но все усилия его выйти из непосредственного подчинения рижскому архиепископу оказались напрасными.
   Весной 1237 года маститый старец Волквин вместе с новгородцами и псковичами, в литовских лесах и болотах, лег костью за рижскую богородицу, новгородскую Софию и правду. Тогда Тевтонский орден пришел на помощь своим собратьям, и Герман фон Зальца назначил меченосцам магистра из своих соратников - Германа фон Балка, который ввел меченосцам суровый монашеский устав Тевтонского Духовно Рыцарского ордена, от которого братия возопила. Сменивший его, очередной магистр меченосцев, при вступлении в должность, ездил представляться Александру Ярославичу,. Что же произошло, с какой и чьей свиньей Александр Невский воевал на льду Чудского Озера?
   Прежде всего, о треклятой свинье - это не БОЕВОЕ, а ПРЕДБОЕВОЕ построение, подробно и внятно описанное Гансом Дельбрюком в его III томе Истории Военного Искусства на стр. 201-216 (ГВИ НКО СССР 1938 г.). Вся беда в том, что многие исследователи, особенно наши соотечественники, не читают того, что написано, а норовят, умудряются, читать то, чего нет. Не будь этого явления, многих бы глупостей удалось избежать.
   Тактические тонкости сражения 6 апреля 1242 года, в том виде как их упорно продолжают преподносить, не выходят за рамки фантазии на военные темы. Желающим подсчитать силы сторон, скажем, что по нормативам конца средних веков, один полноценный боец - как его не называй - рыцарь, на коне в доспесе плномъ, а в дальний поход о дву конь, выставлялся с 50 десятин доброй ухоженной земли. Это 51 га, учитывая трехполье, леса, луга для выпаса скота, желающие могли бы посчитать, сколько мужиков требовалось, что бы одного полноценного вояку выставить на поле боя. При этом надо обязательно учесть среднюю плотность населения, которая в середине средних веков была значительно меньше современной.
   Нас в данном случае все эти вопросы не касаются. Главный вопрос, почему по Александру Невскому плакали немцы? Из него выходит - с кем и за что Александр сражался на льду Чудского озера? Неужели ландмейстер меченосцев Андрей фон Вельвен, в 1239 году встречавшийся с Александром и заявивший, что несть равных ему во всем свете, рискнул бы начать против столь замечательной личности боевые действия? Да ни при каких обстоятельствах! Архиепископом в то время оставался все еще Николай Мейзенбургский, в 1235 году поклявшийся за себя и всех своих приемников верой и правдой служить отцу Александра и всему его потомству.
   Интересная вещь: ни житие Александра Невского, ни новгородский летописец, в Чудской битве, не поминают ни князя-мейстера (магистра), ни князя-арцибискупа (архиепископа), с чего бы? Да только потому, что ни тот, ни другой в событиях не участвовали. Так же ни один рыцарь Тевтонского духовно-рыцарского ордена не был и не мог быть на льду Чудского озера и вообще участвовать в русско-новгородских событиях 1240 - 1242 годов. В те светлые годы пруссы, поддержанные литовцами, восстали и на всей территории Пруссии атаковали Орден. Наступление пруссов и литовцев было настолько мощным, что к исходу 1241 года орденские рыцари с трудом удерживали всего два замка Ульм и Торн. Просвет для них наступил только весной 1242 года, как раз после блестящей победы Александра.
   Из того, что известно, в составе противоборствующей стороны в числе предводителей были полоцкий князь Ярослав Владимирович, племянник и двоюродный брат покойного основателя ордена меченосцев епископа Адальберта, и новгородский посадник, Твердила Иванкович. Самое замечательное, авторы жития и летописной повести, завершая рассказ о победе Александра над супостатами, обращаются не к немцам, хотя вроде бы нравоучение надо обращать к ним. Объект наставления псковичи. Им грозят и предупреждают автор жития и летописец. Кроме того, в молитве перед битвой, Александр просит Бога, помочь ему как родичу его Ярославу на Святополка Окаянного. С такой просьбой русские князья обычно обращались к богу, в тех случаях, когда они сражались не с инородцами, а с единоплеменниками.
   Чем до Ледового Побоища занимался каждый из них? Все до июля 1240 года, выражаясь современным языком, занимал неплохие должности. Твердила Иванкович был посадником в Новгороде. Ярослав Владимирович, брат жены Александра Невского, княжил в Пскове. При нем судьями, или фогдами (графами-наместниками), состояли братец святого Адальберта Дитрих Буггаузен и племянник божьего человека, женатый на дочери Миндовга, великого князя Литвы.
   Что же происходит? После своей славной победы над крестоносным ополчением узурпатора Биргера, с которым святой князь воевал на свой страх и риск, Александр попытался привести к общему знаменателю всех тех, кто не поддержал его, когда он сражался на берегу Невы. Ярослава Владимировича, вместе с родней покойного святого, он гонит из Пскова, а Твердилу Иванковича снимает с занимаемой должности. Но если с меньшой братией Александр мог обходиться по собственному произволу, то Твердила Иванкович -- человек выборный. Мужики же смутьяны новгородские указали путь Александру (попросили его с княжения). Тот отправился в родной Переяславь-Залесский и более года пробыл не у дел.
   Выходит, что меньшая братия, вместе с Новгородом и Псковом, решила отложиться от зависимости Александру и самостоятельно решать все вопросы с великим князем владимирским и Батыем. Между тем, судя по всему, в Новгороде победила партия сторонников Александра. В 1241 году новгородская делегация просила у Ярослава Всеволодовича опять Александра на княжение в Новгороде.
   Невский, согласился ехать в Новгородскую Землю только - на всей своей воле. Но и этого ему оказалось недостаточно.
   Он едет к Бытыю, и только после встречи с ним начинает боевые действия. В чем дело? Разве недостаточно того, что отец уже отправил Александра на всей его воле княжить в Новгородской земле?
   Судя по действиям Александра, особенно по его личной встрече с Батыем, нет.
   Батый был, мягко выражаясь, не силен в русских делах. Ярослав, если судить по его деятельности, был несколько мягок и предпочитал решать династические и территориальные споры, не силой, а за столом переговоров - дипломатическим путем. Поэтому, отправляя сына в Великий Новгород, на всей его воле, Ярослав не дал ему полномочий начинать войну. Батый, как и магистр меченосцев фон Вельвен, искренне считавший что Александру несть равных во всем свете, и по заверению летописцев желавший держать Невского у самого сердца, мог одобрить любое его предприятие. Вопрос же, из за которого произошли все события, принципиальным был только для Александра.
   Существо его видно из договора Невского с побежденными на льду Чудского озера. По этому соглашению, отныне и впредь, меченосцы (впоследствии Ливонцы) навсегда утрачивали право напрямую вести какие либо отношения с Великим Владимирским князем и тем более с царем (тогда повелителем Золотой Орды), и могли общаться с ними только через новгородского наместника. Причем с тех пор и Ливонцы, и Шведы, были обязаны писать великому князю Владимирскому не грамоты, а челобитные, как и гроссмейстер Тевтонского Ордена, хотя последний за всю свою трехсотлетнюю историю ни разу не нападал на Русь.
   Но наиболее показательна дальнейшая судьба противников Александра, участников сражения на льду Чудского озера.
   Как и чем завершили жизненный путь Ярослав Владимирович Полоцкий, Дитрих Букенгаузен, племянник святого Адальберта и боярин Твердила Иванкович посадник Новгородский? По современным понятиям, Ярослав Владимирович и Твердила Иванкович - предатели. Дитрих Букенгаузен и племянник князя-бискупа - враги. Но дело-то происходит в середине средних веков! Понятия и отношения совершенно иные, не те, что в наше время. После славной Чудской битвы, Ярослав Владимирович и Дитрих Букенгаузен, муж сестры жены Александра Невского, получают от него Торопец и Бежецкий Верх. Твердила Иванкович возвращается на прежнюю должность посадника Великого Новгорода, в коей пребывает до самой своей смерти. Племянник святого человека входит в русскую и литовскую историю под шикарным именем Выконтаса (виконт - фр. граф) младшего сына Миндовга, бежавшего вместе с Довмонтом-Тимофеем на Русь и тоже наделенного землей и водой, но уже не Александром, а его старшим сыном Дмитрием.
   Так с кем и за что сражался Александр Невский на льду Чудского Озера?
   Поскольку ни один из источников не говорит о том, что в составе противника были князь-арцибискуп и князь-мейстер, То из этого следует, что ни того, ни другого на льду Чудского Озера не было.
   Тевтонских рыцарей там также не было, за исключением разве знаменитого Гаврилы Алексича, сподвижника Александра Невского, про которого в летописях сказано - из немец из Прусс.
   Остальные рыцари при всем желании не могли сражаться в составе какой-либо из противоборствующих сторон. Дело в том, что язычники пруссы, в то время еще не сломленные, при поддержке Литвы восстали. Рыцарям было настолько худо, что к исходу 1241 года, они с трудом удерживали всего два замка Торн и Кульм. Перелом в войне Тевтонского Ордена за Пруссию, наступает только после славной победы Александра Невского на Чудском льду. Все было именно так, а не по-другому.
   Причем в Западной Европе в то время своих забот и проблем было столько, что о какой либо агрессии на Русь никто и не помышлял. Выходит, события с сентября 1240 года по 6 апреля 1242 года были чисто русским внутрисемейным делом. От предшествующих и последующих меж княжеских разборок война 1240 - 1242 годов, отличалась тем, что противники Александра Невского сражались за обычное право князей Рюриковичей и вольных городов Новгорода и Пскова. Меченосцы, вставшие под знамена Ярослава Владимировича Полоцкого с родней и новгородского изгнанника, сражаясь против Александра, рассчитывали в случае победы освободиться от власти архиепископа и насаждаемого магистрами -- выходцами из Тевтонского Ордена -- предельно сурового устава.
   Поскольку, до и после этих событий и Александр и его отец, упорно воевали с Литвой, а восстание пруссов было организовано и поддерживалось великим литовским князем Миндовгом, то получается, что первая анти-Александровская коалиция пыталась возродить былое Великое княжество Полоцкое, союзное Литве и на правах младшего партнера вассальное великому князю Владимирскому.
   В чем, вроде бы большого криминала не было. Случись нечто подобное раньше, событие это прошло бы незаметно. Но на Русском Северо Востоке, со времени Андрея Боголюбского, уже 90 лет как утверждался новый порядок отношений, как внутри дома князей потомков Всеволода Большого Гнезда, так и ко всем остальным князьям Рюриковичам. Всех своих собратий князья владимирские рассматривали как подручников. Причем и в самой семье отношения уже были определены. Наследник, получал не равную долю с братьями, а многократно большую, они же по отношению к нему становились подручниками, вассалами, а не равными сопрестольниками. Поэтому отец Александра Невского, Ярослав Всеволодович, сам долгое время бывший подручником-вассалом своего старшего брата Георгия, мог рассматривать требования Ярослава Владимировича с родней Адальберта как в определенной степени справедливые, а мятежную братию меченосцев, вообще, серьезно не воспринимал. Александр же, увидел, во всем этом, попытку реставрации прежних межкняжеских отношений середины XII века. Меченосцы, восставшие против магистра и архиепископа, были для Александра бунтовщиками и смутьянами, но в то же время, как для человека благочестивого, они оставались слугами божьими, поэтому то пленных немцев он сек и отправлял на все четыре стороны.
   Ледовое Побоище занимает совершенно особое место в русской истории. Правда, это не отражение мифической немецкой агрессии, или даже агрессии всего католического запада. Победа Александра закрепила господствующее положение Владимирской династии ко всем остальным княжеским линиям и сохранила в неприкосновенности начавший складываться порядок отношений, как раз в тот исторический момент, когда он мог прерваться. Александр Невский не новатор, не обновитель, он гениальный продолжатель непрерывности процесса русского государственного строительства, начатой Андреем Боголюбским, а завершенной Иваном Грозным. Место, которое занял святой князь Александр Невский в истории России, нагляднее всего характеризуется тем, что все последующие судьбоносные для страны события связаны с непосредственной деятельностью его потомства. Все остальные княжеские династии, постепенно утрачивают свое положение высшей титулованной знати и сравниваются с низшим ее звеном -- боярами-баронами. Частью даже и это положение утрачивают, сливаются со служивым дворянством и растворяются в нем. Завершая обзор Невского и его времени нельзя о нем сказать лучше, чем Н. М. Карамзин: "Слава Александрова, по свидетельству наших родословных книг, привлекала на службу к нему многих именитых людей из Германии, Франции и Англии, особливо же из ПРУССИИ".
  
   Д. Н. ЗЕНИН
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"