Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Россия и ее выбор. Часть третья. Государственный бюджет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.03*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бюджет РФ на 2003 год. Для сравнения: бюджет РФ на 2006 год - здесь


   1.3 Государственный бюджет и финансовое положение страны
  
   Выше мы уже говорили о тощем и даже нищенском бюджете России. Что же он из себя представляет? Почему он такой тощий? Как говоривал герой Владимира Высоцкого: "Где деньги, Зин?". Давайте по порядку.
  
   Государственный бюджет - это перечень затрат, которые государство предполагает совершить в текущем периоде, чтобы выполнить те функции, которые на него возложены, и, соответственно предположения того же государства, откуда оно возьмет эти средства. Нам-то понятно, что кто бы что бы ни брал, особенно в денежном выражении, в конечном итоге это будет отнято у нас с вами. Бюджет составляется на каждый год и придает этому отъему наших средств законную силу. Механика здесь очень простая.
  
   1.3.1 Механизм принятия бюджета
  
   Минфин где-то к началу августа, например, 2002 года вносит в Правительство предложение о проекте Федерального бюджета на следующий, 2003 год. Правительство быстренько рассматривает этот проект, утверждает его и к концу августа вносит на рассмотрение Государственой Думы, той самой, где сидят представители описанных выше партий, избранные электоратом, то есть, нами с вами. Эти представители к концу сентября рассматривают проект бюджета и принимают в первом чтении его основные параметры.
  
   Утверждаются доходы и расходы бюджета, прогнозируемый валовой внутренний продукт (ВВП), уровень инфляции, курс рубля к доллару и еще кое-что.
  
   Еще через месяц бюджет принимается во втором чтении. На этом этапе детализируются конкретные направления расходования средств: сколько выделить на оборону от внешнего врага, на защиту от врага внутреннего, то есть, от нас самих; на погашение долгов, сделанных предыдущими гениальными руководителями страны; на управление, то есть, себе, любимым; на дотации тем самым субъектам Федерации, которые по идее, должны дотировать Центр. Здесь же расходы на промышленность, сельское хозяйство, на транспорт, на дорожное строительство, на Шойгу и его МЧС. Здесь же мобилизационные запасы, чтобы в случае демонтажа заводов и вывоза их за Урал, если враг опять подойдет к Москве, было чем эти заводы хотя бы уничтожить. После всего этого идут расходы на социальные нужды (пенсионерам, студентам, детям). Из того, что останется выделяют крохи на космос, на науку и образование, ну и на какую-никакую культуру.
  
   Во время третьего чтения, где-нибудь в конце ноября, утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям бюджетных средств, а также сам текст законопроекта. Во время второго и третьего чтений идут самые яростные открытые споры и еще более яростные подковерные баталии: делится пирог, хоть и постный, но - другого-то ведь нет. Описать все, что происходит в это время в стенах Думы и за ее стенами, задача для меня непосильная. Здесь не справились бы ни Шекспир, ни Гоголь: на этом этапе, например, естественные монополии получают законное право поднимать цены на свои услуги, то есть, речь идет о миллиардных и миллиардных суммах. Каждый дополнительный процент - это дополнительные сотни миллионов и не наших деревянных, а полновесных американских долларов. Есть за что побороться!
  
   К середине декабря заканчивается шлифовка бюджета, и он принимается в четвертом, последнем чтении, после чего поступает на одобрение в Совет Федерации и на подпись Президенту.
  
   Но как бы там ни было, проект бюджета 2003 года был 18 декабря 2002 года успешно одобрен Советом Федерации, а Президент РФ подписал его 24 декабря, после чего бюджет стал Федеральным законом от 24.12.2002 N176-ФЗ. Вот такая вот процедура. Надо только добавить, что это Путин навел относительный порядок в вопросе принятия бюджета. При Ельцине бюджет текущего года принимали чуть ли не к его середине, а до этого жили и без утвержденного бюджета, что не могло не навевать мысли о необходимости всех чиновников вообще, а родного правительства в частности.
  
   1.3.2 Расходная часть Бюджета-2003
  
   Это тот самый кнут и тот самый пряник в руках руководства страны, самый действенный инструмент ее внешней и внутренней политики. Давайте посмотрим, чем же реально располагает бывший великий и могучий, а ныне свободный и где-то демократический союз народов, называемый теперь Российская Федерация.
  
   Все, чем располагает Российская Федерация на данный момент - это 2 345 641,4 млн. руб, которые она может потратить на все и про все, если сбудутся оба или хотя бы один из двух розово-оптимистических вариантов прогноза, заложенного в основу бюджета. Что такое сумма в 2 345 641,4 млн. руб разум осмыслить не в состоянии, поэтому переведем их в доллары, которым товарищ Касьянов приказал находиться в 2003 году на уровне 33,7 этих самых наших рублей за один их доллар. Если доллар вдруг почему-то не послушается приказа Касьянова - например, резко упадет из-за провала иракской авантюры США, или наоборот, резко подскочит из-за победы в ней же, то все цифры нашего бюджета полетят со скоростью мысли чиновника при получении известия о крахе какой-нибудь "Чары", когда тот бросается вытаскивать свои кровные, сгоряча вложенные в эту самую "Чару".
  
   Правда, кроме товарища Касьянова у нас, слава Богу, есть бывший товарищ Геращенко, "Геракл", стоявший на страже курса рубля, и если доллар действительно не послушается, то Геращенко, вернее, его нынешний боевой преемник, будет спускать запасы, накопленные в Центробанке, чтобы хоть какое-то время поддержать рубль на плаву. Когда запасы нового Геращенко иссякнут, а это может случиться за неделю-две, финансовая система страны, а за ней и сама экономика, рухнут. Куда уйдут эти запасы? Не бойтесь, не к нам с вами. Эти золотовалютные резервы страны расхватают те самые компрадорские олигархи, которые будут лихорадочно сбрасывать никому не нужные рубли, чтобы получить вожделенные доллары и вовремя слинять с ними туда, где пальмы, солнце и знойные красавицы, которые почему-то не дают без долларов того удовольствия, которое они приносят при их наличии.
  
   В любом случае, наши 2 345 641,4 млн. рублей расходной части бюджета по приказу Касьянова равны примерно 70 миллиардам ихних долларов. Вот. Много это или мало? Давайте установим критерий сравнения, например, расходы США на оборону в 2002 году. Так вот, ВСЕ расходы нашего государства, подчеркиваю: все, В ПЯТЬ С ЛИШНИМ РАЗ МЕНЬШЕ, чем одни оборонные расходы США. Такая вот арифметика.
  
   Как же распределили эти виртуальные пока семьдесят миллиардов долларов наши с вами народные избранники? А вот как. Утвержденные депутатами расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации на 2003 год выглядят примерно следующим образом:
  
   Статья расходной части бюджета
   %%

Млрд. рублей

   Млрд. долл
   Государственное и местное управление

2,8

66,5

1,97

   Судебная власть

1.1

25,5

0,75

   Международная деятельность .

1,9

44,4

1,31

   Национальная оборона .

14,7

345,7

10,25

   Правоохранительная деятельность

10,4

244,7

7,2

   Наука

1,7

40,2

1,2

   Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство

4,1

95,2

2,8

   Охрана окружающей природной среды

0,46

10,8

0,32

   Чрезвычайные ситуации и их последствия

0,9

21,2

0,63

   Образование

4,2

97,6

2,9

   Здравоохранение и физическая культура

1,7

39,3

1,05

   Социальная политика

6,4

150,7

4,47

   Обслуживание государственного и др. долга

11,8

277,5

8,2

   Финансовая помощь бюджетам других уровней

30,4

713,4

21,1

   Космос

0,3

7,6

0,22

   Культура, искусство и кинематография

0,6

14,0

0,41

   Дорожное хозяйство

3,4

79,1

2,35

   Мобилизационная подготовка экономики

0,04

0,5

0,01

   Другие статьи

3,1

71,7

2,13

   Итого

100

2 345,6

69,6

  
Давайте понемногу разбираться. Поговорить тут есть о чем.
   Вот самая большая статья расходной части бюджета - 713,4 миллиарда рублей, тридцать с лишним процентов всех расходов. На этой статье держится единство Российской Федерации. На этой же статье эта самая Федерация может споткнуться и приказать долго жить. Это - деньги из Федерального Центра субъектам Федерации. Взяты они оттуда же, из субъектов - откуда им еще взяться, не с Луны же! Собрав эту дань со своих данников, Центр тут же распределяет ее им же. Но не всем. Одним может и попридержать, другим чуть ускорить, третьих вообще лишить поддержки. Эта статья - важнейший инструмет внутренней политики государства.
   По идее единство Федерации должна поддерживать еще одна статья - расходы на правоохранительную деятельность, третья по масштабу статья расходов внутри страны, 244,7 миллиардов рублей, семь с лишним миллиардов долларов ежегодно. Это та самая милиция, которая меня бережет, те самые ОМОНы, которые захватывают заводы, это паспортные столы, прописка, ГАИ (у них карманы брюк, как лузы на бильярде) и т.д., и т.п. Прямо эта статья единство Федерации поддерживает вряд ли, а вот косвенно - да. Отсюда финансируется значительная часть расходов на войну в Чечне, вернее, часть прямых расходов на эту войну. Другая часть, к сожалению, из дырявого военного бюджета.
   Военный бюджет у нас не просто мал - он ничтожно мал. Это 345,7 миллиардов рублей или 10,25 миллиарда долларов. Помните, сколько на свои вооруженные силы расходуют США? Вспомнили? В тридцать пять - сорок раз больше. Не на тридцать пять - сорок процентов, что тоже ощутимо, не в три с половиной - четыре раза, что представляет собой катастрофическую разницу, а в тридцать пять - сорок раз. Отсюда вся геополитика.
   А может, десять миллиардов долларов - это достаточно? Чтобы представить себе, что такое десять миллиардов в наших условиях, давайте вообразим, что вся армия у нас на контрактной основе, каждый получает достойную зарплату, ну, скажем, всего в несколько раз меньше, чем западные коллеги соответствующего звания и должности, ну, например, по тысяче долларов в месяц. При армии в полтора миллиона военнослужащих тысяча долларов зарплаты даст в месяц полтора миллиарда этих самых долларов, а за год соответственно, восемнадцать миллиардов полновесных "зеленых" условных единиц. То есть, почти в два раза больше, чем весь сегодняшний оборонный бюджет. Без такиз денег наемная армия просто разбежится. Этого, собственно, и добиваются те, кто форсирует поголовный и немедленный переход армии на контрактную основу.
   И ведь это только зарплата! А военные городки? А командные пункты всех уровней? А узлы боевого управления и связи? А арсеналы? А солярка для кораблей и танков? А авиационный керосин для самолетов? А гептил и четырехокись азота для ракет? А ТВЭЛы для реакторов атомных подводных лодок? А пункты базирования флота, аэродромы основные и рассредоточения, танкодромы, полигоны? А военные перевозки при нынешних тарифах МПС? А Чубайс, отключающий электричество не только военным городкам, но и ракетам, стоящим на боевом дежурстве? А другие ежедневные и очень немалые расходы на поддержание и эксплуатацию армейской и флотской инфраструктуры?
   Но все это лишь для того, чтобы армия выжила физически и была подготовлена к сражениям. Надо еще, чтобы она имела, чем сражаться. Одна ядерная подлодка (мы их в советское время имели около двухсот!) стоит свыше одного миллиарда долларов - это только принять в строй, а ее ведь надо эксплуатировать! А это тоже стоит денег, и не разово, а каждый день. А потом ее надо утилизировать: рано или поздно она свой срок отслужит. Вы знаете, сколько у нас пришвартовано у причалов очень и не очень старых атомных лодок с невыгруженными реакторами? Таких потенциальных Хиросим и Чернобылей? И сколько стоит выгрузить реактор, утилизировать радиоактивные отходы и утилизировать саму лодку? Я знаю.
   Идем дальше. Один истребитель типа, например, СУ-27, стоит 20-30 миллионов долларов, и это без вооружения, а у него десять точек подвески и на каждую надо подвесить по 200 тысяч долларов это минимум и миллион долларов это максимум. Это - неядерное оружие. Это для одного боевого вылета. Стоимость бомбардировщиков на порядок выше, но правда, их нам надо не так много: 100-150 только стратегических (у американцев где-то 500-600!). Всего же нам надо несколько тысяч самолетов.
   Та же ситуация с танками. Их было у СССР что-то свыше пятидесяти тысяч. Каждый стоит 3-5 миллионов долларов. Сейчас мы сможем наскрести и поставить в строй где-то 7-10 тысяч танков. Стоят они все вместе три нынешних оборонных бюджета. Завтра советские танки доржавеют - чем будем Родину защищать? Покупать-то не на что! Ракетами, говорите, отстреляемся? Не выйдет! Все уже не раз продленные сроки гарантий на ракеты закончатся к 2007-2010 году. Их просто будет опасно держать в шахтах. Ну, рванет та же Р-36М2 из-за протечки гептила - а на ней десять боеголовок по пятьсот тысяч тонн тротила каждая. Пятьсот тысяч тонн тротила - это двести составов по пятьдесят вагонов в каждом, и каждый вагон нагружен взрывчаткой. Соберите их в одну точку, умножьте на десять и подорвите. Это одна Р-36М2, срок хранения которой истекает. У нас их что-то около ста пятьдесяти. Да еще РТ-23, УР-100 и другие, которых около тысячи. Всего оборонного бюджета не хватит, чтобы нормально поддерживать только эту составляющую Стратегических ядерных сил.
   Я не говорю уж о научно-техническом прогрессе, который вполне - и очень быстро - может сделать бесполезными железяками всю нашу военную технику, доставшуюся в наследство от СССР. Другой у нас просто нет. И не будет - цикл ее разработки около десяти лет, тех самых лет, которые мы упустили в погоне за иллюзией демократии и прав человека. Но - вернемся к бюджету. Там есть еще очень и очень много интересного.
   Вот статья - обслуживание государственного долга, она составляет ни много, ни мало, а двести семьдесят семь с половиной миллиардов рублей или восемь с лишним миллиардов долларов. Поклонники Ельцина и Горбачева - внимание! Эти восемь с лишним миллиардов долларов мы вытащим из собственных карманов в 2003 году, отнимем у наших детей, у пенсионеров, у студентов, у больных и отдадим МВФ и другим акулам бывшего империализма. Это лишь малая толика из тех не то 130, не то 150 миллиардов долларов, которые Горбачев и Ельцин заняли на Западе и проели, чтобы удержаться у власти. Это - ИХ долг. Отдавать будем МЫ, наши дети и наши внуки. И опять, низкий поклон Путину за то, что он остановил эту наркотическую зависимость от щедрых заимодавцев, кровно заинтересованных в том, чтобы мы занимали до бесконечности, глубже и глубже закапывая самих себя в долговую яму.
   Заинтересованных еще и потому, что это часть тех самых НАШИХ долларов, вывезенных за рубеж, нашей компрадорской олигархией и спрятанных там. Но на Западе доллар долго лежать не может: он должен быть куда-то вложен. Вот они и вложили наши же доллары в нас же, под проценты, естественно. Такая "отмывка" капиталов в международном масштабе, да еще с прибылью, да еще почти полный контроль над бывшим геополитическим соперником. Можно лишь мечтать!
   Вот из нашего бюджета 2003 года: "В целом объем погашения по внешнему долгу составляет в 2003 году 10,8 млрд.долл.США. Основной причиной роста платежей является погашение еврооблигационных займов, а также четвертой серии ОВГВЗ".
   "Возврат основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций составит 2,7 млрд.долл.США, из которых около 1,9 млрд.долл.США - платежи МВФ и около 0,8 млрд.долл.США - платежи МБРР и ЕБРР".
   Еще раз для тех, кто прочел невнимательно:
   1. В бюджет заложено отдать в 2003 году щедрому дяде МВФ в счет погашения занятого любителем общечеловеческих ценностей Горбачевым и дирижером немецких оркестров на похоронах Советской Армии Ельциным 8,2 миллиарда долларов, а отдавать-то, оказывается, согласно тому же бюджету надо не 8,2, а целых 10,8 миллиарда долларов. Кстати, помните, сколько было пропагандистской шумихи по поводу тех же еврооблигаций? Я помню.
   2. Откуда будет покрываться разница? Реструктуризация? Вряд ли. Скорее всего - новый заем, чтобы отдать старый. То есть, уже не о внуках идет речь, а о правнуках.
   3. Заметили, сколько основного долга отдается из этих 10,8 миллиардов долларов? Правильно, 2,7! А что такое оставшиеся 8,1 миллиарда? Правильно, проценты. То есть, долг и не думает сокращаться! Отдаются проценты, не погашенный долг генерирует новые проценты, мы натужимся, возьмем опять у детей, врачей и учителей, отдадим и новые проценты, и так далее, и тому подобное. Это называется "умелое ведение переговоров", "защита национальных интересов" и пр. Кстати, тех, кто вел эти самые переговоры, вряд ли сейчас найдешь, если только Касьянов в бытность замминистра, а затем и министров финансов тут не поучаствовал. Именно он был охарактеризован прессой как наш "самый умелый переговорщик".
   Пока писал эти строки, пришло еще более пугающее сообщение: наш долг по состоянию на 01.01. 2002 года составил 149 миллиардов долларов. В 2002 году отдали догов на сумму 14,5 миллиардов. В итоге на 01.02.03 долг составил - сколько вы думаете? 134,5 миллиарда? Щас! - как говорит Михаил Задорнов. Щас! Долг составил 151 миллиард долларов! То есть, не уменьшился на 10%, а вырос почти на полтора. Почему? Оказывается, евро растет! Евро - растет! У любого районного прокурора сразу же должны возникнуть вопросы о преступной халатности, о нанесении ущерба в особо крупном размере и т.д. Я, будучи в начале семидесятых старшим инженером Внешторга, через год после прихода в эту уважаемую систему знал, что такое валютная и золотая оговорка, что такое страхование займов и еще массу очень простых и разумных вещей, без которых нельзя было подписать контракт даже на сумму в один милион рублей. Остается одна надежда, что это сообщение - газетная утка, эпизод в борьбе компроматов. Но - если это действительно так, удивляться не приходится: такое у нас возможно.
   Мы пройдем мимо мизерной статьи "Культура, искусство и кинематография", отметив только попутно, что согласно бюджету (или с приходом Никиты Михалкова?) кинематография у нас не относится ни к искусству, ни к культуре. Это они телевидение, наверное, имели в виду - оно-то уж точно туда не относится! О мобилизационных ресурсах мы уже говорили. Отметим маленькую подробность про здравоохранение и... физкультуру. Вот это номер! Вот это выверт!
   Представляете себе, химическая фабрика по производству допинг-рекордов, массовое оболванивание молодежи и натравливание одной ее части на другую под видом фанатов ЦСКА и "Спартака", здоровые амбалы с теннисными ракетками, а ныне еще и с гораздо более дорогими горными лыжами, теперь финансируются вместе с нашими районными поликлиниками, вместе с бабульками, оставшиеся дни которых на этой бренной земле прямо пропорциональны цене на инсулин и вольтарен, а также вместе с роддомами - а именно в них появляется то самое поколение, которому предстоит расплачиваться по долгам Горбачева и Ельцина. Финансируются из одной статьи, то есть едят из одной тарелки, и вы вполне догадаетесь сами, кто из этой тарелки съест побольше - тот самый накачанный амбал из организованной спортивности или инсулиновая бабулька.
   Теперь отметьте, что у нас расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций почти в два раза превышают расходы на охрану окружающей среды, расходы на науку и образование в три раза меньше, чем расходы на оборону (в США расходы на образование значительно больше расходов на оборону, а расходы на оборону у них, помните, в тридцать пять раз больше, чем у нас). Остановимся на промышленности, энергетики, строительстве, сельском хозяйстве и рыболовстве.
   Государство планирует свое участие в этих секторах в размере аж 4,2 миллиарда долларов - это был в советские времена, в конце восьмидесятых, оборот моего родного Агрохимэкспорта, закупавшего за границей одних пестицидов на сумму до миллиарда долларов в год. Правда, тогда и колорадского жука на необъятных просторах нашей Родины почти не было. Но - ни до Думы, ни до Правительства этот самый жук пока не добрался. А ведь доберется! Это означает одно - государство самоустраняется от влияния и в промышленности, и в энергетике, и в строительстве, и в сельском хозяйстве и в рыболовстве. Спросите у вице-премьеров Клебанова и Гордеева, у того же Чубайса, у недавно брошенного на строительство Кошмана, спросите у бывшего Наздратенко - чем они собираются влиять в вверенных им секторах государственного управления? Ответ очевиден: личным примером. Делай, как я! И будьте уверены, именно так и делают командиры нашего производства, подчиненные этим Чубайсам. А что им еще остается делать?
   Хватит, переходим к статьям дохода, источникам формирования бюджета, родникам, питающим закрома Родины. Может, хоть здесь ситуация поприличнее.
   1.3.3 Доходы бюджета
   У нашего бюджета, да и у всей экономики, нет твердой основы: ее основа жидкая. Экономика держится на высоких ценах на нефть, "навар" от экспорта которой многоступенчато перераспределяется, обеспечивая попутно какие-то поступления и в госказну. Бюджет держится также на выручке от продажи газа, которая пока твердая, тем более, что частную фирму, долго паразитировавшую на здоровом теле государственного Газпрома, вроде бы от этого тела на время отлучили. Еще бюджет держится на торговле алкоголем и табачным дымом. Как видите - основа зыбкая, текучая, не восполнимая.
   Давайте рассмотрим некоторые цифры. Раз уж наши расходы утверждены в размере примерно 70 миллиардов долларов, то и доходы должны быть не меньше. Откуда они берутся? Из налогов, из акцизов, из таможенных пошлин и сборов, из прибыли государственных предприятий и соответствующей доли прибыли при долевом участия государства во владении предприятиями. Давайте посмотрим чуть подробнее.
   Цитирую: "В составе доходов бюджета налоговые доходы составляют 1 892,4 млрд. руб. При этом основными источниками поступления налоговых доходов остаются, как и прежде, НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль. Их доля в общей сумме налоговых доходов составляет в 2003 г. 81,3 процента". 1892,4 млрд.рублей это по курсу имени Касьянова будет около 56 млрд. долларов. Объем неналоговых доходов, предусмотренных в проекте доходной части федерального бюджета на 2003 год, оценивается в общей сумме 145,7 млрд. рублей. Это даст по тому же курсу еще 4,3 млрд.долларов. Итого, около 60 с небольшим миллиардов долларов. Откуда берутся еще десять миллиардов долларов, да еще пресловутый профицит, я так и не разобрался. Возможно, это отчисления в фонды - медицинский, пенсионный, социального страхования и прочие, объединенные сейчас в единый социальный налог. Но если это так, возникает чудовищной остроты вопрос. Вы его без труда сформулируете и сами.
   Привожу некоторые статьи доходов нашего бюджета 2003 года. Извините, если, что не так, или чего не хватает. Вопросы не ко мне.
   Статья доходов

%%

Млрд.руб

Млрд. долл

   НДС внутренний

28,6%

690,5

20,5

   НДС на импорт

10,6%

255,8

7,6

   Пошлины импортные

7,6%

185,6

5,5

   Пошлины экспортные

6,2%

150,4

4,4

   Налог на добычу нефти

9,6%

232,4

6,9

   Налог на прибыль

7,2%

174,4

5,1

   Акцизы на газ

5,5%

133,1

3,9

   Доходы от госимущества и акций

3,8%

93,7

2,8

   Акцизы на бензин, солярку и масла

3,7%

91,4

2,7

   Акцизы на алкоголь

1,2%

28,6

0,8

   Акцизы на табак

0,8%

20,3

0,6

   Другие доходы

15,2%

361,6

10,9

   Прогнозируемые доходы

100%

2 417,8

71,7

  
   Вообще, пояснительная записка к бюджету составлена достаточно изощренно, и, судя по всему, целью ее составителей было окончательно запутать читателя. Ну, казалось бы, куда проще - говорим о налогах на добычу полезных ископаемых. Ну, укажите прогнозируемую сумму этого налога - она ведь легко вычисляется с помощью нескольких нехитрых арифметических действий. Нет - нельзя! Хорошо, нельзя: враг может догадаться, сколько именно урана и золота мы собираемся добыть. Укажите сумму налога на добычу нефти. Нет. Нельзя. Хотя тут же приводятся цифры прогноза добычи - 390 млн.тонн и даже цифры прогноза потерь - 9,1 млн.тонн (кстати, нехило, иметь ежегодные потери в МИЛЛИАРД долларов! Щедро, даже для нашего широкого размаха). Тут же дается налоговая ставка 613,82 рубля за тонну нефти и облагаемая база в 378,2 млн.тонн. Умножьте сами. У меня получилось что-то около 232 млрд.рублей.
   Вообще, если посмотреть по источникам дохода бросается в глаза, что этих источников, по сути два, и мы их уже упоминали: нефть и газ, даже если они прямо не указаны в статьях доходов. Возьмите экспортные пошлины - откуда они? Оттуда. Весь наш экспорт - это нефть и газ, ну, еще немножечко лес, удобрения, металл и оружие. Возьмите импортные пошлины. Не будет выручки от экспорта нефти и газа - не будет импорта, не будет НДС на этот импорт. Да и НДС на внутреннее производство резко упадет, если из него вычесть НДС, приходящийся на эти отрасли. Уберите еще акцизы на газ, бензин, солярку и смазочные масла, что останется в бюджете? Винно-водочные и табачные акцизы. Но они, вопреки ожиданию, достаточно мизерные, даже аппарат госуправления на них не прокормишь: он требует 1,9 млрд.долл. в год, а эти две статьи дают нам всего 1,4 млрд.долл.
   Государство отдало в частные руки монополию на эти важные источники, отдало курицу, несущую золотые яйца, оставив себе роль петуха - удовольствия море, а прибыли нет. Прибыль - она в тех самых частных карманах. А при историческом материализме бюджет наполнялся в значительной мере именно за счет этих двух статей, табака и алкоголя. Но задачу демократам поставили покончить с тяжелым наследием исторического материализма, а заодно и с бюджетом - зачем им сильная Россия?
   1.3.4 Приколы бюджета
   Вообще, если отвлечься от трагической по сути ситуации с бюджетом, а читать его как детектив или даже юмореску, можно получить море удовольствия. О курсе доллара, установленном Касьяновым, мы уже говорили. Но это далеко не единственный прикол. Возьмем безработицу - мне как безработному с солидным стажем этот вопрос далеко не безразличен. В одном месте Пояснительной записки к бюджету говорится, что она, родимая, рассчитанная по методологии Международной Организации Труда (МОТ), может составить в 2003 году 6,8 млн. человек. Интересно, какое именно пособие по безработице предполагается этой самой методологией МОТ? Но это так, к слову.
   В другом месте той же самой Пояснительной записки говорится о том, что численность занятых в экономике по предварительным оценкам в 2002 году составит 64.7 млн. человек. Численность населения трудоспособного возраста и его удельный вес во всем населении возрастет с 87.7 млн. человек (61.1%) в 2002 году до 89.2 млн. человек (63%) в 2005 году. Что отсюда следует? Отсюда следует простой факт, что число трудящихся, не имеющих работу, у нас составляло в 2002 году как минимум 23 миллиона человек, а не скромные 6,8 по методике МОТ. То есть, реальная безработица составляет около 26,2 процента, что очень похоже на то, что мы и наблюдаем в реальности, отъехав от Садового кольца хотя бы на пятьдесят километров.
   А может, они и не хотят работать, эти 23 миллиона? Наверное, по методике МОТ так оно и есть. У них. Ну, зачем работать жене, если работает, скажем, муж и приносит в дом достаточно средств? А у нас как быть неработающей жене, если муж получает 60 - 70 долларов в месяц, а приносит то, что не успевает пропить? А матери-одиночки? А взрослые дети, еще нигде не работавшие и потому статистикой как безработные не учитываемые? Об этом методика МОТ, мне кажется, умалчивает.
   Дальше еще лучше. Вот наша беда и самая, пожалуй, смертельная угроза нашему существованию - вывоз капитала за границу. Наше нынешнее нищенство, в основном, отсюда. И беглые солдатики, и пенсионеры, копающиеся в помойках, и матери, убивающие новорожденных, и девушки на панели за 200 рублей в первый час и за 300 рублей на всю ночь. Это - отсюда. Вот что говорит товарищ Касьянов под тихие, но несмолкаемые аплодисменты Госдумы и крики "браво!" из партера Совета Федерации. Цитирую:
   "6. С учетом мер во внешнеэкономической деятельности, в частности, с принятием нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", направленным на торможение процессов, связанных с бегством капитала из страны и создание благоприятных условий для эффективного применения капитальных ресурсов в России, а также принятием других мер по повышению финансовой прозрачности деятельности крупных корпораций и создания условий для мобильности финансового капитала, в прогнозе по обоим вариантам предполагается последовательное снижение (несанкционированного) вывоза капитала за рубеж: к 2005 году сокращение примерно на 40 процентов".
   Не подумайте чего плохого: курсив не мой, курсив их. Это ведь какая подлость! К 2005 году! Сократить примерно на 40 процентов! То есть, бюджет планирует вывоз за границу ежегодно не менее 60 процентов от уровня вывозимого сейчас. То есть, если сейчас вывозят 40-50 миллиардов долларов в год, то к 2005 году будут вывозить 25-30 этих миллиардов. Может, вывозить уже нечего будет? А вы не смейтесь, это совсем не смешно! Читайте, что написано дальше про нашу промышленность:
   "Если в посткризисный период развития (1999-2000 годы) возможности наращивания производства были обусловлены наличием значительного резерва свободных мощностей (уровень загрузки мощностей в 1997-1998 годах не превышал 50-51%), то к 2002 году резерв свободных мощностей конкурентоспособных производств практически исчерпан".
   Вы, наверное, подумали, что вот оно, светлое будущее: стопроцентная загрузка предприятий, всеобщее ликование по поводу ликвидации безработицы, "богатства польются неисчерпаемым потоком", налоги пойдут в бюджет, страна воспрянет и т.д. Щас! - как говорит уже цитировавшийся Михаил Задорнов. Щас! То, что написано пером бюджета означает только одно: наша неконкурентоспособная промышленность просто скончалась, отдала Богу душу, дала дуба, гикнулась, или, по нынешнему, ей наступил полный кирдык (или кердык, - не знаю!). Чего, собственно, и добивались господа демократы и вскормившая их мировая общественность. Приехали, называется.
   Вступим в ВТО - этот же самый кирдык наступит и оставшейся так называемой конкурентоспособной промышленности, обязательно наступит. Читайте умного экономиста Андрея Паршева - он все давно по полочкам разложил. И вот тогда действительно наступит светлое будущее. Но не для всех, а примерно для 20-30 миллионов нашего населения. Остальные могут ложиться и помирать - места им в нашей родной стране уже не будет: кормить их будет просто нечем.
   Не буду больше утомлять вас бюджетными приколами: их много, прочитаете сами - надорвете животики. Не могу не привести еще одну цитату:
   "В краткосрочном периоде потребительский рынок будет развиваться в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на предстоящую перспективу".
   - Прапорщик, остановите поезд!
   - Поезд, стой! Раз, два!!
   Рынок, да еще потребительский, будет развиваться в соответствии с их планами. Ну-ну!
  
   (Продолжение здесь. Следующая часть - об экономике России). Бюджет России на 2006 года здесь
  
Оценка: 5.03*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"