Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Шлино. Культура длинных курганов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение. Кое-что о национализме и его беспочвенности. Предыдущий очерк здесь. Эта работа находится также на сайте "Озеро Шлино" http://ozeroshlino.ucoz.ru/publ/3


   Озеро Шлино и культура длинных курганов
  
   Если о происхождении Мирового океана идут и долго еще будут идти споры, то происхождение большинства валдайских озер, в том числе озера Шлино особых споров не вызывает: они - порождение ледникового периода и образовались всего 10-20 тысяч лет назад при отступлении Валдайского ледника. Может, вы замечали, глядя на карту, что озера на пространстве между Санкт-Петербургом и Москвой расположены неравномерно: на Валдайской возвышенности, долгое время находившейся под ледником, их значительно больше, чем на Смоленско-Московской, до которой последний ледник не дошел.
  
   Наука лимнология, изучающая озёра, своего рода мини-океанология, дает следующие основные термины, связанные с озерами:
   котловина - это просто углубление в суше, образовавшееся в результате тектонических, вулканических, ледниковых, карстовых антропогенных и других процессов;
   ложе - это часть котловины, заполненная водой; её иногда называют чашей озера;
   литораль - мелководная прибрежная часть озера, подверженная воздействию волн и дневного света;
   профундаль - открытая часть озера, на которой волны не воздействуют на дно, а дневной свет уже практически не проникает;
   бентос - живые организмы, живущие на дне озера;
   планктон - живые организмы, живущие в толще воды.
  
   Различают озера эвтрофные - богатые биогенными элементами, олиготрофные - бедные такими элементами и дистрофные. По типу котловин озера ледникового происхождения бывают эрозионные, холмисто-аккумулятивные, равнинно-аккумулятивные, камовые и моренно-запрудные.
  
   Эрозионные котловины образовались на месте тектонических трещин, занятых впоследствии ледником. Отступая, ледник деформировал, расширял и углублял эти трещины, которые заполнялись водой по мере таяния ледника. При своем отступлении ледник оставлял гигантские массы рыхлых горных пород, которые при таянии льдов откладывались в виде морен, аккумулировались на равнинах и холмах в форме овальных гряд, заполняемых потом водой. Аккумулятивные озерные котловины равнинного типа мелкие и широкие, они имеют правильную геометрическую форму. Это озеро Белое недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Это озера Воже и Лача на Каргополье, через которые проходит роскошный байдарочный маршрут Вожега - Воже - Свидь - Лача - Онега.
  
   Аккумулятивные озерные котловины холмистого типа имеют сложную геометрическую форму и множество островов. То есть, и озеро Селигер, и наше озеро Шлино относятся к ледниковым озерам холмисто-аккумулятивного типа, что, впрочем, не мешает им быть особенно популярными у нашего населения - от озабоченных туристов-байдарочников до праздных дачников, даже и не догадывающихся о глубинных причинах происхождении этих красивейших озер нашего края.
  
   Моренно-запрудные котловины озер образовались там, где морена перегораживала долину бывших (доледниковых) рек. При таянии ледника река оживала, но течь ей было особенно некуда. Так образовались гигантские озерные системы Саймаа в Финляндии. Камовые котловины имеют небольшой размер - десятки метров, - но большие глубины. Их происхождение мне не известно. Возможно, это следы удара небольших метеоритов, деформированные потом отступающим ледником.
  
   Таким образом, мы знаем теперь, что наше озеро Шлино образовалось, скорее всего, около десяти тысяч лет назад. Город Иерихон, где валдайского ледника ещё не было, к этому времени уже жил и работал. Но и мы, кстати, не очень-то отставали: в окрестностях озера Шлино найдены кремневые орудия, датируемые VI-V тысячелетием до нашей эры (Курган N 2 курганной группы "Яблонька-3" на восточном берегу озера Шлино см.здесь). Эти находки относятся к верхневолжской культуре раннего неолита, открытой всего в 1972 году замечательным человеком и выдающимся археологом Дмитрием Александровичем Крайновым, столетие со дня рождения которого отмечала бы в этом году вся наша прогрессивная общественность, если бы она была в наличии. История его жизни не может не потрясти воображение, даже привыкшее и к масштабам, и к контрастам.
  
   Дмитрий Александрович Крайнов родился в 1904 году во Владимирской области в крестьянской семье, в которой кроме него было еще семнадцать (!) детей. В 12 лет его определяют в духовное училище, но наступает 1917 год, мальчик возвращается домой и поступает учиться в гимназию в городе Киржаче, где впервые соприкасается с археологией: учитель привлекает его к раскопкам. В 1925 году Крайнов поступает в МГУ. Его одаренность замечает профессор Василий Алексеевич Городцов, многие труды которого легли в основу современной археологии. До 1941 года Дмитрий Александрович работает в Историческом музее, ведет активные раскопки могильников и палеолитических стоянок.
  
   В начале июля 1941 года Крайнов вступает в народное ополчение, под Вязьмой попадает в окружение, затем в плен, потом, после нескольких неудачных побегов ему удается бежать прямо из эшелона, шедшего в концлагерь, и он дожидается прихода советских войск в брянском городке Клинцы. Проходит через фильтрацию СМЕРШа, попадает на передовую, а затем его забирают в Краснознаменный ансамбль. В 1944 году по навету сослуживца, (которого он, кстати, спас от смерти!), его все-таки арестовывают за проживание на оккупированной территории, и он проводит семь лет в лагерях в Воркуте и на Таймыре. В 1951 году его освобождают с правом проживания на расстоянии не менее 100 километров от Москвы, и он устраивается на работу худруком в клуб текстильной фабрики деревни Горки, что на реке Шерне между Александровом и Киржачом. Я часто бываю в этих местах, вроде, неплохо их знаю, но вот только сегодня узнал, что именно в Горках работал этот великий человек.
  
   В 1956 году Крайнову удается с помощью друзей устроиться в Институт истории материальной культуры Академии наук СССР. В пятьдесят два года, после пятнадцатилетнего перерыва, он начинает новую жизнь в археологии. Последний свой полевой сезон он провел в 1992 году, будучи уже в возрасте 88 лет. Многослойная стоянка на притоке Клязьминской Нерли "Сахтыш II A" в Ивановской области, на которой четко прослеживается преемственность культур, населявших нашу территорию, и на которой его экспедицией в 1990 году была найдена ритуальная маска-личина - образец искусства III тысячелетия до нашей эры, стала его последним открытием. Умер Дмитрий Александрович 8 ноября 1998 года.
  
   Кстати, о преемственности археологических культур. Каждая из них означала смену племен, населявших территорию. Прежние вымирали от болезней, уходили в более богатые места, истреблялись или ассимилировались пришельцами. Их место занимали другие, с новыми элементами материальной культуры, остатки которой и обнаруживают археологи на местах поселений, с новыми обрядами захоронения, которые также сохраняются в веках в виде могильников. Археологи будущих тысячелетий назовут нашу культуру культурой белых тапочек, если будут раскапывать кладбища, или культурой бетонных клеток, если до них дойдут остатки наших жилищ, а скорее всего, культурой асфальтовых дорог - их следы уж точно сохранятся в веках и тысячелетиях.
  
   Верхневолжскую культуру VI-V тысячелетий до нашей эры, открытую Д.А. Крайновым, сменила льяловская, поселения которой масштабнее по размеру, материальные слои памятников мощнее, а находки многочисленнее. На смену льяловской культуре пришла волосовская, существовавшая до нашей эры от середины его III-го тысячелетия до первой четверти II-го тысячелетия. Волосовская культура вышла за пределы Волго-Окского междуречья: ее находки есть и на нижней Каме, и в среднем Поволжье. До сих пор ведутся споры, относятся ли волосовцы целиком к европеоидам, или же в их составе присутствовали монголоидные элементы. Этими тремя культурами первобытных охотников и рыболовов заканчивается у нас каменный век. Следующая культура - фатьяновская, культура людей, уже знакомых с обработкой меди и со скотоводством.
  
   Они вторглись на территорию, занятую волосовскими племенами, с запада и юго-запада, возможно, частично истребили, а частично ассимилировали местные племена. Они привели с собой первых домашних животных - овец и свиней, позже появился крупный рогатый скот. Они принесли с собой также искусство литья и ковки меди. За рудой они ходили не близко: в среднее Поволжье, Вятско-Ветлужское междуречье и, возможно, на южный Урал, в Башкирию, на любимую мою реку Агидель, где еще в петровские времена по самой Агидели и ее притоку Верхнему Узяну стояли медеплавильные заводы. Возможно, они были кочевниками, так как при всей многочисленности находок их захоронений, кажется, ни одного из их поселений так и не удалось найти.
   Фатьяновцев на нашей земле заменяют носители еще более высокой и мощной абашевской культуры. Они уже занимают территорию от левобережья Днепра до Урала и даже далее за Уралом. Это уже не охотники, не рыболовы, а чистые скотоводы, которые в южных районах занимались еще и земледелием. У них были лошади - отсюда возможность такого территориального охвата. Абашевцы же начинают масштабно эксплуатировать уральские рудные месторождения. Примерно в это же время на части территории, занятой абашевцами, живут представители поздняковской культуры, переселившиеся к нам с берегов Дона.
   Ранний железный век пришел к нам к I-му тысячелетию до нашей эры с дьяковской культурой. Дьяковская культура сменила абашевскую в Волго-Окском междуречье. Восточнее, в районе Мокши, моей родной Цны и среднего Поволжья абашевцев вытеснили племена городецкой культуры, которых считают предками финно-угорских народов Поволжья. Дьяковцы пришли на территорию нынешней Московской области, двигаясь вверх по течению Москвы-реки, то есть, опять из Степи. Они уже строили не просто поселки, а настоящие крепости, причем, на высоких берегах рек в тех местах, где в них впадали другие реки или ручьи.
   На территории Москвы тогда было несколько таких укрепленных городищ дьяковцев. Кунцевское, например, еще две тысячи лет назад "было окружено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии насыпных валов и частоколов", - пишет Екатерина Юрьевна Тавлинцева, один из авторов большой интернет-серии "История Москвы" (Работы Екатерины Тавлинцевой можно найти здесь: http://goledyanka.narod.ru/Djakovo.htm).
   Вот вам и 1147 год! Вот вам и 850-летие столицы нашей Родины города-героя Москвы! Вот вам и связь времен, которую мы почему-то разрываем с особым сладострастием. Не говоря уж о национальном вопросе, который, судя по всему, стоит совершенно в другой плоскости, чем та, в которой мы его привыкли ставить. Вот докажут те же китайцы, свою историческую преемственность с монголоидами волосовских племен, и - большой привет Центральная Россия! Албанология - она и в Китае албанология.
   В VII--VIII вв. нашей эры дьяковская культура прекращает свое существование. Что было причиной для ее деградации - не ясно. То ли по Гумилеву, дьяковцы исчерпали свой запас пассионарности, превратились в реликт и были поглощены другими народами, то ли были истреблены какой-нибудь эпидемией, вроде нынешнего алкоголизма или СПИДа. А может, во всем опять виноваты евреи - Хазарский каганат был уже образован и набирал силу. А может, виноваты исламские фундаменталисты - только что ведь завершилось триумфальное шествие исламской власти, а халиф аль-Мансур, не догадываясь еще об американском империализме, уже основал Багдад, столицу могущественного халифата Аббасидов. Куда делись дьяковцы, какова их судьба - этого пока не знает никто.
   Тем временем на озере Шлино у деревни Яблонька ведутся раскопки курганов еще более другой культуры - культуры племен, населявших территорию нашей страны, вернее, Валдай и его окрестности вплоть до нынешних границ Эстонии и Вологодской области. Речь идет о культуре длинных курганов - могильников удлиненной формы, расположенных чаще всего в сухих сосновых лесах и содержащих захоронения останков людей, кремированных перед погребением. Эти могильники и связанные с ними поселения относятся к временам от V-го до X-го столетия нашей уже эры, то есть, до времен призвания варягов и крещения Руси Владимиром, Добрыней и Путятой.
   По данным археологов распространение в нашем регионе памятников культуры длинных курганов носило взрывной характер, а дата их появления связана с известными событиями Великого переселения народов. Приуроченность захоронений к сосновым лесам дает основание полагать, что главным занятием населения было подсечное земледелие. Многие ученые полагают, что основу населения культуры длинных курганов составляли славяне, скорее всего, кривичи. Только в районе озера Шлино выявлено пятьдесят девять памятников этой культуры.
   Всемирная история. Озеро Шлино. История Руси. История России.
  
Прощание со Шлино [Николай Чуксин]
   (Продолжение здесь: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/shlina_d.shtml).
  
   30 июля 2004 года
   Москва
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"