Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Командировка на войну. Грозный. Глава. 46

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава. XLVI. Нелёгкий пост имама.
  
  
  
  В этом замкнутом круге - крути не крути -
  Не удастся конца и начала найти.
  Наша роль в этом мире прийти и уйти.
  Кто нам скажет о цели, о смысле пути ?
  
  Омар Хайям - Персидский философ.
  
  
  
  Решив избрать нового имама, люди хотели видеть на этой должности Шамиля. Однако тот отказался от такого почётного звания, сказав, что пока ещё не готов к этому посту, но в любом сражении все могут на него рассчитывать. Имамом избрали Гамзат-бека, которому так же, как и Гази- Мухаммаду, представился очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бека предательски убили в мечети, куда он пришёл на молитву.
  
  В 1834 году в ауле Ашильта единогласным решением имамом назначили Шамиля. Клинок его шашки украшала надпись, гласившая: "Тот не храбрец, ;;о в бранном деле думает о последствиях". Работал он постоянно.
  
  Имамат, созданный им, он разделил на несколько округов, которые назывались "наибства". В каждом округе назначили наиба, который строго следил за исполнением всех указаний имама. При Шамиле создали Верховный совет, казну, некое подобие армии и военные чины.
  
  Шамиль запретил кровную месть и ввёл законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Установив контроль над значительной частью Дагестана и Чечни, Шамиль приступил к организации своего царства. Здесь у читателей возникает вполне резонный вопрос: "Как выжить самопровозглашённому государству горцев вблизи такого мощного и сильного государства как Российская Империя ?".
  
  Правильно, только стопроцентная милитаризация горского сообщества и полная мобилизация скудного экономического потенциала. В дополнение имам Шамиль свою империю искусно связал, словно могучими скрепами религией, постоянно подогревая горцев всеобщей борьбой против неверных - урусов, поднимая их на "газават". В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет - диван - аналог кабинета министров, который разбирал политические, административные, религиозные и судебные дела.
  
  В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал желающих пожаловаться. В 1842 - 1847 годах приняли единый для всех свод правовых норм Шамиля под названием "Низам" в переводе - "Порядок", который создавался из правил, которые бы соответствовали правилам шариата и регулировали различные стороны жизни горцев: от уголовного права к вопросам женитьбы и наследия. Низам запрещал ряд местных обычаев, таких, как кровная месть и похищение невесты.
  
  Шамиль полностью ликвидировал институт местных князей, старейшин и ханов, заменив его своим административным аппаратом, который состоял из наибов и мюридов. В обязанности мюридав входило управление наибствами или регионами, сбор налогов, надзор за соблюдением шариата, набор рекрутов. Мюридизм постепенно перекочевал на Кавказ с Ближнего Востока, и главным центром его распространения в горах стали пограничные аулы Чечни и Дагестана...
  
  При наибах были муфтии, управлявшие деятельностью судей и объяснявшие законы Корана. При этом приговор о смертной казни обязательно утверждал лично имам.
  
  Мюриды стали ближайшими помощниками наибов, составляя их личную гвардию. Преобразования прошли и в армии. Партизанка изменилась регулярными подразделениями. Шамиль завёл полки численностью в 1 000 человек.
  
  Каждый полк делился на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек с командирами у каждого звена. Методично формировалась регулярная армия, беспрекословно подчинявшаяся командирам имама.
  
  Армия Шамиля состояла из пехотных сотен - миятов и кавалерии. Ударную основу конницы составляли муртазиги - полностью экипированные всадники, готовые в любой момент к боевым действиям и освобожденные от всяких других повинностей. Один такой муртазиг выставлялся от каждых десяти дворов и был целиком на их содержании.
  
  Так начали вырисовываться главные устои имамата. Были специальные знаки и для трусов в армии Шамиля. "Трусость никогда и никого не спасала", - говорил Шамиль и приказывал пришивать на спину провинившимся кусок войлока или медную бляху, пока воин не искупал вину достойным образом". (Шапи Казиев. Имам Шамиль, г. Москва, с. 148).
  
  Сёла, наиболее пострадавшие от русской армии, были освобождены от воинской повинности - она была заменена поставками на нужды армии. В 1842 году Шамиль завел артиллерию и даже построил завод по литью пушек.
  
  Артиллерией командовали офицеры - поляки, перебежчики из российской армии. В общем, Шамиль очень лояльно относился к дезертирам, которые не хотели воевать за Империю. Христианам в горной Чечне разрешалось жить по своим законам и строить церкви. Многие из бывших российских солдат и офицеров прошли с Шамилем до самого конца - вплоть до плена в Гунибе.
  
  Несмотря на радикальность реформ, Шамиль оставил в неприкосновенности фундамент горского общества - традиционную сельскую общину- джамаат. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ. Русская армия во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем прибегала к тактике "выжженной земли": аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали...
  
  В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные "диверсии" против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: "Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти".
  
  Так в своих воспоминаниях русский офицер генерал - лейтенант В.А. Потто писал следующее: "один джигит в поединке наверняка уложит одного русского солдата. Но уже десяток егерей могут отбиться от сотен черкесов. А сотня русских уже смело атакует и разобьёт тысячу кавказцев".
  
  До XVIII-го века у вайнахских племён не сложилось какой-либо доминирующей религии. Значительным влиянием пользовались христианство, ислам и язычество. Основу культовой жизни составляли древние обычаи - адаты. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.
  
  Русская армия во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем прибегала к тактике "выжженной земли": аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали... В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные "диверсии" против русских продолжались вплоть до революции 1917 года.
  
  Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: "Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских: пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили, не покоряясь чужой власти".
  
  Так, в своих воспоминаниях русский офицер генерал-лейтенант В.А. Потто писал следующее: "один джигит в поединке наверняка уложит одного русского солдата, но уже десяток егерей могут отбиться от сотен черкесов, а сотня русских уже смело атакует и разобьёт тысячу кавказцев". До XVIII-го века у вайнахских племён не сложилось какой-либо доминирующей религии. Значительным влиянием пользовались христианство, ислам и язычество. Основу культовой жизни составляли древние обычаи - адаты.
  
  С развитием набеговой системы демократические принципы язычества и христианское осуждение жестокости стали мешать горцам. Поэтому особую популярности получил Коран, позволявший действовать по принципу "око за око, зуб за зуб", а также объявлять газават. Сами чеченцы называют себя "Нохчями". Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии.
  
  Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев. Наименование "чеченец" появилось ещё задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы - например, ингушей, бацбийцев и грузинских кистин.
  
  Есть мнение, что это, в сущности, один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированными друг от друга. Версий происхождения слова "чеченец" несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова "шашан", которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы.
  
  Впервые же он упоминается как "народ сасан" в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идёт о войне с татаро-монголами. По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами.
  
  Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена. Начиная с XVIII века этноним "чеченцы" появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы.
  
  В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года. Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе. Чеченцы не всегда жили на одном месте.
  
  Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалёку от Эндери до самого Каспийского моря. Но поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше. Чеченцы, достаточно поздно приняв ислам, чаще всего ценили свои родовые законы выше суда по шариату. Если шариат отрицает всякое воровство, то у чеченцев воровство у соседей считалось удалью.
  
  По родовым обычным законам - адатам, наказывалось лишь воровство у своих. Всплеск религиозного фанатизма во время войны на Кавказе явился непродолжительным и не оставил в самосознании чеченцев глубокого следа. Но во время войны ислам играл роль консолидирующей идеологии.
  
  Военная организация у чеченцев, как и во всём имамате, изначально была примитивной - обычное народное ополчение. Когда русские шли в экспедиции, каждое семейство по приказу наиба выставляло одного вооружённого, пешего или конного и снабжало его провиантом.
  
  Когда становилось туго, поднимались все, кто мог носить оружие. Но дисциплина не стала сильным местом этой армии, наоборот, подавляла чеченцев. "Чеченцы, - писал очевидец и участник, - с большой сметливостью и искусством вредили нам, если они действовали врассыпную и по собственному побуждению и увлечению.
  
  Действуя в массах и под предводительством своих наибов, а тем более Шамиля... в чеченцах не только не видно было искусства, ловкости и энтузиазма, но они становились трусами". Свои аулы ополченцы защищали с большой храбростью, но когда Шамиль собирал их в дальний поход, шли неохотно. Они говорили:
  - Лучше просидеть год в яме, чем пробыть месяц в походе !
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"