Орлов Александр Леонидович : другие произведения.

Проблемы чтения у современой молодежи: результаты анкетирования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   УДК 159.953.5+378+159.9.07

ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(расширенная электронная версия статьи*)

Орлов А.Л.,

Белорусский национальный технический университет, г. Минск

   Ключевые слова: социально-психологические исследования, исследование чтения, исследование осведомленности, уровень общего развития школьников, уровень общего развития студентов, гуманитарная подготовка студентов, анкеты для изучения проблем чтения, мотивация к чтению, проблемы высшего образования.
  
   Аннотация. В статье приводятся данные исследования осведомленности юношей и девушек 19-21 года по именам авторов. Пилотажный вариант списка авторов составлен с учетом школьной программы по белорусской, русской и зарубежной литературе, а также авторов учебников и статей по психологии. Обсуждаются результаты эксперимента: уровень узнавания студентами авторов оказался низким. Приводятся статистические данные опроса. Указаны перспективы продолжения данного исследования.
  

Reading problems among today's youth: survey results

(enhanced electronic version *)

ORLOV Aleksander, Senior Lecturer

Belorusian National Technical University, Minsk, Belarus

  
   Keywords. Socio-psychological research, the study of reading, study of awareness, the level of overall development of students, the level of overall development of students, the humanitarian training of students, the questionnaire for the study of reading problems, reading motivation, problems of higher education.
  
   Summary. The article presents data from a study of awareness by the names of the authors. Participated in the experiment of young people 19-21 years old. Piloting list of authors is made taking into account the curriculum of the Belarusian, Russian and foreign literature, as well as authors of books and articles on the psychology course. The results of the experiment: the level of recognition of the students was low. Statistical data survey. Shown prospects for continuation of the study.
   В последнее время проблема базовой подготовки абитуриентов всех вузов Республики Беларусь приобретает все большую остроту. Тревогу руководства вузов и преподавательского состава вызывает снижение общего уровня осведомленности, эрудированности, начитанности будущих специалистов: это при том, что срок обучения по некоторым специальностям сократился до четырех лет.
   Исследователи публикуют результаты научных изысканий по различным аспектам чтения: состояние чтения у детей, молодежи и взрослых, интерес к книге и к электронным источникам информации, влияние процесса чтения на когнитивные процессы и интеллект в разном возрасте, проблемы при овладении чтением [1,2,3]. Отыскать исследования, где была бы исследована осведомленность или начитанность лиц юношеского возраста по гуманитарной тематике в рамках пройденного в период обучения в школе, или при усвоении дисциплин социально-психологического профиля в вузе, не представилось возможным: такая цель и была поставлена нами при планировании пилотажного эксперимента ("Анкета Чтение: первая серия").
  
   Инструментарий и выборка. За основу для создания анкеты были взяты программы за весь школьный курс по белорусской и русской литературе [4,5]. Выборочно из материала, который школьники должны были освоить к выпуску, были взяты фамилии авторов. Кроме того, в анкету вошли авторы книг и статей, предложенные к изучению в рамках курса "Основы психологии и педагогики", в том числе с привлечением литературно-художественного материала по нашей методике [6]. Таким образом, получился список из 22-х авторов (см. ниже).
   При опросе студентов 2, 3 и 4 курсов нескольких вузов г. Минска, были созданы условия, исключающие списывыание, использование сети Интернет и мобильной связи. Участие в опросе было добровольным и анонимным, учитывались только данные возраста и пола респондентов. Анкетируемые получали индивидуальный бланк с инструкцией, заполняли его и сдавали исследователю. Как правило, анкетирование занимало около 15-20 минут. Всего за период 2013-2014 учебного года было опрошено 101 человек: 29 девушек (28,7%) и 72 юноши (71,3%). Преобладание мужской части выборки связано со спецификой студенческого состава вузов, где проводилось исследование.
   Анализ собранного материала проводился путем кодирования ответов и внесения цифровых кодов в таблицы Excel. Для выравнивания выборки применялся метод удаления крайних значений. Далее осуществлялся количественный и качественный анализ данных.
  
   Обсуждение результатов. Ответы респондентов кодировались по следующей схеме:
  -- 2 балла - респондентом дано: период жизни автора, или дан род деятельности и национальная принадлежность автора плюс название произведения (т.е. в совокупности дано два и более верных идентификатора).
  -- 1 балл - респондентом дано: только название произведения, или только род деятельности, или национальная принадлежность автора (т.е. дан один верный идентификатор).
  -- минус 1 балл - респондентом дан неправильный ответ. [Author ID1: at Mon Oct 19 13:37:00 2015 ]
  -- Отрицательные баллы начислялись с целью отследить количество возможных "недобросовестных" ответов: в некоторых анкетах таких ответов было по 3-5, и ни одного правильного.
   За неполные неконкретные ответы типа "писатель", "поэт", "ученый" баллы не присваивались.
   По каждому респонденту проведено арифметическое суммирование результатов и найдено среднее значение по группе: 2,66 балла. Это означает, что в среднем один студент правильно определил одного автора. При разбиении ряда итоговых баллов респондентов на квартили имеем следующие результаты (таблица 1).
  
   Таблица 1 - Распределение итоговых баллов респондентов по квартилям

Квартиль

0-й Квартиль

(минимум)

1-й Квартиль

2-й Квартиль

(медиана)

3-й Квартиль

4-й Квартиль

(максимум)

Значение,

баллы

-2

1,0

2,0

4,0

10

  
   Итак, ряд индивидуальных итоговых баллов распределился в значениях между "минус 2" (два неправильных ответа) и "10" (правильно идентифицированы 5 авторов). Медианным числом явились все те же два балла (идентифицирован один автор). Значит, половина опрошенных смогли определить от одного до 5 авторов, а вторая половина - одного и менее. При этом 25% опрошенных показали наилучшие результаты по выборке, т.к. смогли правильно назвать от двух до пяти авторов. В то же время 25% студентов не справились с заданием: они не смогли полно идентифицировать ни одного автора.
   Представляется, что "лучший по выборке результат" является далеко не лучшим фактически: "лучшая" четверть нашей выборки показала знание всего лишь 9% - 22,7% от всего предложенного списка (см. таблицу 2).
   В таблице 2 авторы представлены в порядке рейтинга, полученного ими в результате правильного узнавания студентами.
  
   Таблица 2 - Рейтинг авторов по результатам идентификации
   респондентами в ходе анкетирования
  

Позиция рейтинга

N

в анкете

Авторы

Сумма баллов

по всей выборке

Доля балла на одного опрошенного

1

2

   Блок А.

97

0,91

2

6

   Быков В.В.

76

0,71

3

4

   Бунин И.А.

50

0,47

4

17

   Солженицын А.

33

0,31

5

16

   Павлов И.П.

23

0,21

6

11

   Леонгард К.

14

0,13

7

3

   Белинский В.Г.

11

0,10

8

13

   Макаренко А.С.

7

0,07

9

1

   Айзенк Г.

5

0,05

10

9

   Занковский А.Н.

5

0,05

11

8

   Годфруа Ж.

4

0,04

12

21

   Эриксон Э.

4

0,04

13

18

   Сеченов И.М.

3

0,03

14

7

   Векслер Д.

2

0,02

15

10

   Кон И.С.

2

0,02

16

12

   Майерс Д.

2

0,02

17

15

   Олпорт Г.

1

0,01

18

19

   Фромм Э.

1

0,01

19

22

   Юнг К.Г.

0

0,00

20

14

   Козлович А.

-1

-0,01

21

20

   Эйдемиллер Э.

-1

-0,01

22

5

   Буянов М.И.

-2

-0,02

  
   В таблице 2 авторы представлены в порядке рейтинга, полученного ими в результате правильного узнавания студентами. Так, самыми популярными в ходе пилотажного эксперимента оказались: белорус Василь Быков, русские писатели А.Блок, И.Бунин, А.Макаренко, В.Белинский, А.Солженицын, и ученый-физиолог И.Павлов. Также был опознан автор типологии акцентуаций характера Карл Леонгард. Остальные авторы (поз. рейтинга 9-22) по доле балла, пришедшегося на каждого опрошенного (<0,05), находятся за пределами статитического уровня значимости, а значит их узнаваемость в выборке можно считать не состоявшейся. Это при том, что неузнанные авторы были даны в списке литературы к курсу под запись, цитировались и обсуждались в ходе лекционных и семинарских занятий, отчасти изучались в школе, а пилотаж проводился в конце семестра после изучения курса психологии и педагогики.
   Если для нашего исследования, проводимого по итогам изучения дисциплины, предложить порог проходного балла хотя бы в 36% (должно быть правильно узнано 8 авторов, что выражалось бы в получении испытуемым 16 баллов), то наше испытание не прошел бы ни один участник.
  
   Выводы. Пилотажный эксперимент, имевший целью исследовать осведомленность лиц юношеского возраста по гуманитарной тематике при помощи идентификации предложенного списка авторов, показал:
      -- уровень осведомленности в целом по выборке довольно низкий;
      -- выбранный инструментарий подходит для ориентировочного определения уровня осведомленности в конкретной предметно-тематической области и требует доработки;
      -- метод анкетирования с оцифровкой результатов пригоден для статистичекой обработки и количественно-качественного анализа.
   Продолжением исследования послужит описание и анализ данных, полученных в ходе применения усовершенствованного инструментария ("Анкета Чтение: вторая серия"), где наряду со знанием авторов исследуется узнавание произведений. С расширенной версией данной статьи, списком литературы можно ознакомиться на странице автора в сети Интернет [7].
   Проводимое исследование должно прояснить слабые места общей и гуманитарной подготовки абитуриентов и послужить поводом для усовершенствования учебного процесса в современном вузе и в школе.

Литература

      1. Карпова, Н. Л.  Исследования чтения и грамотности, выполненные в Психологическом институте РАО за 100 лет / Н. Л. Карпова, Г. Г. Граник, М. К. Кабардов // Вопросы психологии : научный журнал. - 2014. - N 4. - С. 72-82. 
      2. Книги и их читатели: как им встретиться? [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа : http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114974. - Дата доступа: 01.10.2015.
      3. Пол, Э. Книги делают нас умнее и добрее (Annie Murphy PAUL, Reading Literature Makes Us Smarter and Nicer, "Time", USA) (перевод с англ.) [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : http://inosmi.ru/world/20130612/209952577.html. - Дата доступа: 01.10.2015.
      4. Беларуская лiтаратура : кароткi змест i аналiз твора?: школьны курс / [склад. А.А.Тарайковiч]. - Мiнск : Юнипресс, 2010. - 634 с.
      5. Нефагина, Г.Л. Русская литература : школьный курс в кратком изложении : пособие для поступающих в вузы / Г.Л.Нефагина. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 416 с.
      6. Орлов, А.Л. Опыт преподавания основ психологии и педагогики с использованием литературно-художественных средств // Современные технологии и образование: проблемы, идеи, перспективы : материалы Международной научно-практ. конференции БНТУ. 27-28 ноября 2014 г., Минск. - Минск : БНТУ, 2014. - С. 106-111.
      7. Орлов, А.Л. [статьи] [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа : http://samlib.ru/editors/o/orlow_a_l/ - Дата доступа: 01.10.2015.
  
  
   *) сокращенная версия подана в печать в сборник материалов Международной научно-практической конференции "Современные технологии в образовании", Белорусский национальный технический университет, Инженерно-педагогический факультет, 26-27 ноября 2015 года, Минск, Беларусь.
  
   Примечание:
1. Любая часть данной статьи может быть процитирована только с указанием названия этой статьи и ее автора со ссылкой на адрес статьи в Интернет.
2. Текст статьи опубликован в сети Интернет 19.10.2015г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"