Рейтблат Ефим Аврамович : другие произведения.

Революция в театре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    cовершена революция в театре

   Есть многое на свете, друг Горацио,
   что и не снилось нашим театральным деятелям,
   ой,
   Есть многое на свете, друг Горацио,
   что и не снилось нашим мудрецам
   У. Шекспир
  
  Революция в театре
  
  
  Как возник театр?
  Из учебника в учебник кочуют ошибочные представления о возникновении театра. Зарождение театра никак не связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов. Всё было иначе.
  Я провёл фундаментальные исследования и получил результаты, превосходящие мировой уровень. Я сделал открытие театральной природы социального мира. Результаты я изложил в монографии "Теория жизненного театра". https://mybook.ru/author/efim-rejtblat/teoriya-zhiznennogo-teatra/read/
  Чтобы человек выжил как вид природа запрограммировала его как житейского актёра. Выявлен игровой инстинкт человека. Реальный мир - это не что иное, как сцена, на которой происходят все события жизни, это сцена, на которой люди участвуют в жизненных спектаклях. Социальный мир - это мир жизненного театра. Древние люди общались на протоязыке, который представлял собой театральный язык. В него входили язык жестов, язык пластики, язык поз, язык мимики и язык интонации. Театральный язык с успехом согласовывал действия и
  обеспечивал взаимопонимание людей. На протяжении веков первобытные люди общались на театральном языке. Жизненные спектакли были доходчивыми и простыми. Главная причина, по которой возник театр заключалась в следующем. Несколько тысяч лет назад театр стал отображением жизненного театра. Человек стал отображать на сцене то, что он делал в жизни. Первые спектакли шли под открытым небом.
  
  Методологическая ошибка театра
  Мы жертвы укоренившегося мнения о том, что основой театральной пьесы является житейская история. Кто сказал, что зрители нуждаются в житейских историях?! Глупость! Никаких житейских историй не нужно. На протяжении всей своей истории человечество напряжённо движется от одного заблуждения к другому. Это самое долгоживущее заблуждение, исходящее от древних греков. Древние греки допустили принципиальную, методологическую ошибку - неправильно определили миссию театра как воспитательную. Драматический театр - это инструмент общественного обучения сценическими средствами, а - не воспитания. Методологическая ошибка привела к недостоверности научного знания (между воспитанием и решением зрителем жизненных проблем нет строгого детерминизма), а затем - к ошибочному драматургическому решению - к необходимости житейских историй и сюжета в пьесах. Аристотель в своём сочинении "Искусство поэзии" дал наставление драматургам - положить в основу пьесы сказания, ставшие житейскими историями. 2500 лет назад древние греки ошиблись. А мы что делаем? Jurare in verba magistri - слепо следуем за авторитетом.
  ИСТОРИЯ ВОЗЛОЖИЛА НА ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОБЯЗАННОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ИНСТРУМЕНТА ОБЩЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР РЕАЛИЗОВАЛ МАЛОПРИГОДНЫЙ, НЕЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ. МНЕНИЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ МИССИЕЙ ТЕАТРА ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ, ПРЕВРАТИЛОСЬ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДОГМУ.
  Согласно теореме о неполноте Гёделя проблему невозможно решить в той системе, в какой она поставлена. Находясь на Земле, невозможно решить проблему драматического театра, невозможно постичь замысел Творца. Чтобы постичь замысел Творца нужно обладать трансцендентностью. Трансцендирование (переход любых границ, выход за пределы конечных определённостей, в том числе за пределы самого себя).
  Мы тщетно пытаемся увеличить эффективность театра и не понимаем того, что это невозможно сделать не изменив исходное условие - миссию театра.
  Кто сказал, что у драматического театра должна быть воспитательная миссия?! Глупости. Драматический театр создан для человека и во имя человека. Начиная с рождения и до самой смерти человек решает главные, первичные проблемы: в чём смысл жизни, как жить, что делать, чем заняться? Ответы на эти вопросы даёт общественное обучение, просвещение. У человека есть второстепенные, вторичные проблемы: каким быть и каким не быть? Ответы на эти вопросы даёт воспитание, даёт современный драматический театр.
  Стареют не проблемы, стареют их решения (Х. Хеффдинг). Проблема драматического театра не устарела, устарело решение её с помощью воспитательной миссии.
  Просветительная миссия драматического театра приводит к удивительным результатам.
  Ещё Р. Роллан говорил: "Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всём этом. Радость, сила и просвещение - вот три условия народного театра". Воспитание и просвещение - это два взаимодополняющих подхода к человеку и обществу, это две взаимодополняющие концепции. Воспитание предусматривает коррекцию характера. Просвещение, предусматривает трансляцию знаний человеку и обществу. Воспитание избавляет от пороков, формирует положительные качества. Просвещение, направляет все усилия на превращение человека реагирующего в человека разумного. Если бы театр уделял столько же внимания просвещению, сколько уделяет воспитанию, то общество никогда бы не было ни аморальным, ни криминальным.
  Необходимость в переориентации драмтеатра отлично понимает художественный руководитель БДТ им. Товстоногова А. Могучий. В одном из своих интервью он заявил: "Сколько людей от общего числа ходит в театр? Максимум два процента наберётся. А дальше возникает справедливый вопрос - зачем вообще нужен театр? Мне кажется, что театр в России при тех возможностях и той традиционно сложившейся организационной структуре, которые не снились ни одной европейской стране, запрограммирован на просвещение".
  
  Смена парадигмы драматического театра
  Надо быть честным перед самим собой и признать, что драмтеатр так и не помог обществу стать более совершенным. Прошедшие века подтверждают вывод, сделанный Вольтером о том, что театр учит так, как этого не сделать толстой книге. Культурологическая парадигма попыталась избавить общество от пороков, но потерпела фиаско.
  Acta est fabula, Carthago delenda est - пьеса сыграна, Карфаген должен быть разрушен
  При рассмотрении перспектив драмтеатра представляется целесообразным перейти к просветительной парадигме. Двигаясь на исторической сцене, драмтеатр перейдёт в трансцендентное состояние и осуществит регуляцию. Результатом станет событие планетарного масштаба. Драмтеатр выйдет из родительской семьи, из искусства и создаст свою семью, просветительную. В действительности:
  ДРАМАТУРГ - ЭТО АВТОР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ РАЗРАБОТКИ.
  РЕЖИССЁР - ЭТО ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.
  АКТЁР - ЭТО УЧИТЕЛЬ.
  ДЕКОРАТОР, ГРИМЁР, РЕКВИЗИТОР, ЗВУКОРЕЖИССЁР, КОСТЮМЕР, ХУДОЖНИК-МОДЕЛЬЕР, ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК, ОСВЕТИТЕЛЬ, МАШИНИСТ СЦЕНЫ - ЭТО ЛАБОРАНТЫ.
  ЗРИТЕЛЬ - ЭТО УЧЕНИК.
  В любой школе один директор (главный), много учителей и учеников. Аналогично, в любом театре один режиссёр (главный), много артистов и зрителей.
  Онтологическая потребность в просвещении будет побуждать драматургов и режиссёров осуществлять свою деятельность на основе просветительской картины мира: театр как инструмент обучения. Когнитивные темы театральных пьес позволят зрителю с успехом пользоваться величайшими цивилизационными достижениями. Опора на просветительскую драматургию станет источником социального прогресса.
  
  Постановка проблемы
  Огромное количество исследований посвящено театру как виду искусства и нет не одного исследования театра как инструмента общественного обучения. Весь наш опыт, основанный на опыте прошлых поколений, неполон.
  Главная причина неудач драматического театра заключается в том, что театральные деятели гипертрофировали представление о театре как о виде искусства. А когда сыр во рту, каркать не хочется. Между понятиями "вид искусства" и "инструмент общественного обучения" существует отношение равнозначности. Понятия "вид искусства" и "инструмент общественного обучения" различаются по своему содержанию, но объёмы их полностью совпадают. И "вид искусства" и "инструмент общественного обучения" являются предметами одного класса (общественные потребности), но полученными разными способами восприятия. Вполне правомерно трактовать вид искусства как инструмент обучения. Так, песни учат людей разным моделям поведения, а картины в живописи дают географические знания о разных городах и странах. Дело не в разной терминологии, а в разных результатах, которые получает зритель и общество.
  Давайте обратим свой взор на Восток. Древние мыслители Индии, Китая, Японии трактовали театр не как искусство, а как особую форму воплощения человеческих взаимоотношений и отношений человека с миром. Об этом мы узнаём из древнеиндийской "Натьяшастры", священной книги о театре, входящей в ритуально-мифологическую и философскую систему буддизма, даосизма и конфуцианства. Театр в Китае строился по законам жизни и ставил цель совершенствования общества. Особенность классической китайской драмы состояла в низкой значимости сюжета. Главным был не сюжет, а гармония представления. Некоторые спектакли вообще проходили без зрителей, что противоречит искусству. Даосские идеи игнорировали европейскую трактовку театра как вида искусства. Прежнее зеркало оказалось кривым. Театр подобен двуликому богу Янусу: один лик, обращён к виду искусства, другой - к инструменту общественного обучения. Вид искусства и инструмент общественного обучения едины в своей основе и взаимно дополняют друг друга. Вид искусства и инструмент общественного обучения - это два качественно различных аспекта общественной потребности. Между ними существует диалектическое единство: вид искусства является оборотной стороной медали - инструмента общественного обучения. Дуализм вида искусства и инструмента общественного обучения является неотъемлемой особенностью социального мира. Как случилось, что общество преувеличило значимость видов искусства и недооценило значимость инструментов общественного обучения? Мы должны осознать необходимость пересмотра противоречивых постулатов, которые выдвигались как непреложные истины, господствующих в области познания театра. Логика, если её держаться до конца, приводит к результатам, в которые не верят ни глаза, ни уши (Ю. Медведев). Взяв в качестве доминанты равнозначное понятие, мы совершим революцию в театре. Если школа - инструмент обучения детей, то драматический театр - инструмент обучения взрослых. У этих инструментов своя специфика. Знание, необходимое для решения жизненных задач индивидом, есть производное от познания, есть продукт познавательной деятельности. В школе этому не учат. В просветительной парадигме театр будет обучать зрителей искусству жить. В театре будущего зрителя будут обучать решению психологических и социальных проблем: плодотворному межличностному общению, урегулированию межличностных конфликтов, преодолению трудных ситуаций стресса, фрустрации, депрессии, одиночества, преодолению ревности, преодолению горя, трудоустройство, поиск работы и т. п. Тем самым театр через эмоциональный канал будет транслировать, тиражировать, внедрять в общественное сознание продуктивные модели поведения, образцы для подражания. Само общество заказывает познающий театр, хотя, следует признать, что этот заказ не осознаётся.
  К какой бы области общественной жизни мы бы ни обратились, все они эволюционировали. За две тысячи лет кардинально изменились медицина, сельское хозяйство, промышленность, связь, образование, транспорт. И только театр продолжает функционировать по инерции. Беды начинаются там, где подчёркивание одного аспекта соединяется с огульным отрицанием всех остальных. Драматургия без всякого на то основания присвоила себе единоличное право создателя театральных пьес как пьес-житейских историй. Согласно сложившимся научным представлениям пьеса всегда житейская история, и театр - это рассказывание житейских историй. Хочется спросить драматургов и режиссёров, а чем вы, собственно говоря, здесь вообще занимаетесь?! Вместо решения существенной задачи помочь зрителю в решении жизненных проблем сценическими средствами они поставили кажущейся правильной задачу рассказа житейских историй. Истории и сюжет пошли от античных авторов: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Аристотеля. Современные драматурги продолжают штамповать пьесы-истории. Известный психолог Ярошевский М. Г. в "Истории психологии" указал на ошибки Аристотеля, Миля, Спенсера, Фрейда в познании природы социального мира. Но древние греки ошиблись также в сущности театральных пьес. Глядя на театр глазами инженера, можно заметить огромный изъян. Драматурги не получили "техническое задание" на создание пьес. В техническом задании даётся обоснование. Драматурги такого обоснования не получили. В театре не существует бесформенного содержания. Старая форма, в которую облачено содержание пьес, стала тормозить развитие театра. Итак, драмтеатру нужны новые пьесы, в которых бы не было ни житейских историй, ни сюжета. В них должны быть плодотворные, оригинальные интересные идеи. Ещё Б. Шоу дал завет: "Качество пьесы - это качество идей".
  Обратимся к социологическому опросу. 34% жителей России вообще не посещают театры. А 18% респондентов вообще ни разу не были в театре. И не только из-за нищеты. Львиная доля людей не любит театр. А за что его любить? Драматический театр так и не выполнил свою задачу, не помог обществу усовершенствоваться, хотя мог. Приходится констатировать функцию драматического театра как низко квалифицированного консультанта. У зрителя есть потребность в консультировании по его жизненным проблемам. В драматическом театре экспектации зрителя не удовлетворяются, и остаётся он один на один со своими проблемами. Зритель ждёт от театра новизну, но темы пьес - житейских историй - банальны. Блокируются альтернативы для решения жизненных проблем. И тем самым происходит инерционность личности. Спектакли поставляют неинтересные, непривлекательные идеи. Это порождает суетливость, закомплексованность, эгоцентризм, ограниченность и нерешительность. Вместо того, чтобы помогать зрителю в развитии творческих способностей, театр, наоборот, их подавляет. Спектакли препятствуют развитию когнитивной составляющей личности. Театральные деятели сформировали ложное представление о жизни как о цепи поступков и событий, тогда как жизнь - это процесс, включающий периодическую ориентировку с последующей регуляцией поведения. Драматический театр не сократил количество низко культурных людей и не умножил количество высоко культурных людей. Кризисные ситуации в драматическом театре превысили допустимый предел и тем самым превратили его в большой кризис. Концептуальные основания используемой парадигмы для исследования драматического театра поставлены под сомнение. Выявлена крупная ошибка используемой методологии драматического театра. Эвристические возможности драматического театра полностью себя исчерпали. Драматический театр является программным обеспечением нашего сознания. Назрела необходимость в "трансмутации" современного одряхлевшего драматического театра. Полумеры (театральные системы, театр авангарда) ничего не дадут, нужна кардинальная реформа драматического театра.
  СТОП, ТЕАТР! ТЫ ИДЁШЬ НЕ В ТУ СТОРОНУ. НУЖНО ОСМЫСЛИТЬ И ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕАТРА, НУЖНО ИЗМЕНИТЬ ФИЛОСОФИЮ ТЕАТРА.
  В кризисные моменты своего развития современный драматический театр не способен самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки. Требуется сторонний взгляд. И именно такой взгляд представлен в данной разработке. Я хочу бросить упрёк драматургам. Сколько можно быть инерционными?! Давайте же расшатаем устои драматургии. Если за двадцать веков театр не сумел эволюционировать, тогда мы совершим революцию в театре.
  
  Притча о театре
  Как-то раз приходит Мельпомена к Богу и начинает жаловаться на театр: "Театральные деятели трубят на всех перекрёстках, что они служат обществу. Это наглая ложь. Покажите хотя бы одного зрителя, которого они осчастливили. Ноль. Театральные деятели - это мафия, это закрытая система. Они говорят сами о себе, пропагандируют самих себя, вручают награды сами себе. Если бы у них была бы ответственность перед обществом, то они исключили бы себя из жюри конкурсов и фестивалей, но ответственностью и не пахнет.
  Огромный вред нанесли обществу драматурги. Они делают всё не то и не так. Вместо того, чтобы помочь зрителям решать свои жизненные проблемы сценическими средствами, они морочат голову разными сплетнями в художественной форме. У них совесть есть? Ничем не лучше режиссёры. От них требуется довести до сведения зрителя значимую для него информацию. Если надо, повторить гениальную мысль драматурга. Но они этого не делают. Это из-за драматургов общество до сих пор не избавилось от пороков. Они виноваты в том, что до сих пор по улицам ходят мстительные, аморальные, агрессивные, безвольные люди, что наркоманы и взяточники портят нам жизнь. Тысячи персонажей, выведенные драматургами, так и не привели к инсайту. Какой прок в том, что режиссёры показывают житейские истории? Зрители не извлекают из них пользу. Как не умели они жить до спектаклей, так и не умеют после них. Вместо того, чтобы заниматься сплетнями, театральные деятели могли бы показать образ будущего. Но они этого не делают. Кто мешает им показать перспективу? Никто. Они виноваты в том, что до сих пор не показали образ заботливого общества, умелого общества, познающего общества. Чем они отличаются от хитромудрых политтехнологов? Ничем. Грош им цена в базарный день. Гнать их надо из театра поганой метлой! Мы не хотим таких драматургов и режиссёров! Нам не нужны такие драматурги и режиссёры!"
  Указ Бога
  Драматурги, кончайте нянчиться со зрителями! Хватит убаюкивать их своими житейскими историями! Кончайте детский лепет! Говорите со зрителем как со взрослым человеком. Дайте ему информацию, приносящую знания, приносящую новизну, приносящую пользу. Режиссёры, кончайте свои выкрутасы! Дайте зрителю повтор пьесы, покажите ему ситуацию с разных сторон, дайте ему альтернативы. Драматурги и режиссёры, если вы не исправитесь, то я вас накажу.
  Указ вступает в силу с момента его подписания.
  Олим. Зевс.
  
  Учение о познающем театре
  Сущность идеи о познающем театре заключается в трансляции познавательной информации в театре. На смену театральным пьесам-историям придут пьесы-когниции (когнитивные пьесы). Принципиальное отличие когнитивных пьес от классических пьес состоит в том, что в них отсутствуют истории, отсутствует сюжет. Наряду с идейной стороной в замысле традиционной театральной пьесы имеется драматургический сюжет, включающий завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Вслед за замыслом следуют: перечень действующих лиц, картины, сцены, монологи, диалоги и реплики. Не нужны события, не нужны завязка с развязкой и кульминацией. Когнитивная пьеса и без этих элементов будет интересной и полезной. В основу когнитивной пьесы кладут ситуацию. Жизненных ситуаций бесчисленное множество. В тех случаях, когда жизненная задача содержит существенные ограничения, сложна для решения, успеха можно добиться с помощью моделирования. При моделировании зритель лучше понимает свою проблему. Главное состоит в том, что познающий театр, моделирующий различные жизненные, ситуации открывает доступ к разным путям решения жизненных задач. Действующие лица разыгрывают ситуацию. Существуют разные варианты. Первый вариант. В спектакле задействован один состав действующих лиц. Второй вариант. В спектакле задействовано два и больше составов действующих лиц. Второй состав подхватывает эстафету и начинает повторно разыгрывать ту же самую пьесу. При этом второй состав осуществляет другое распределение ролей. Начинается спектакль одинаково, а вот дальше он разыгрывается иначе. Сопоставляя две постановки, зритель может изменить своё первоначальное мнение. Жизнь - это вероятностное явление, это возможные варианты создания реальности. Будущее - это сфера реальных возможностей, среди которых имеется более или менее вероятные. Путём реализации возможности превращаются в будущую реальность. Именно такие возможности зритель сможет увидеть в пере просмотре спектакля. Весь ход жизни человека сопровождается проблемой выбора. Повтор спектакля наглядно даст две картины, облегчит выбор зрителю. Идея о повторе спектакля кажется сумасшедшей. Жаль, Нильс Бор не дожил до наших дней, вот бы он порадовался. Нильс Бор оставил завет: "Эта теория недостаточно сумасшедшая, чтобы быть верной". Идея о повторе спектакля парадоксальная. Парадокс первого рода - это положение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися, ортодоксальными мнениями. Парадоксальность - главная характеристика научного познания мира. Всякая радикальная теория, резко рвущая с привычными представлениями и неожиданно объединяющая то, что всегда казалось лишённым всякой общности, воспринималась как посягательство на основы привычного видения мира и тем самым как парадокс. Таким образом, наука постоянно порождала парадоксы. То, что наиболее глубокие и сложные проблемы встают нередко в остропарадоксальной форме, никого уже не удивляет. Более того, парадоксальность выступает в качестве особого критерия оценки научных гипотез и теорий. Требование не просто "новых", а "сумасшедших" новых теорий - это, в сущности, требование парадокса. Прежде, чем принять законопроект, парламентарии проводят два и даже три чтения. А эти люди далеко не дураки. Повторный просмотр видоизменённого спектакля даст большой эффект. Драматический театр - это школа жизни. Не все ученики в классе с первого раза усваивают материал. И для этой цели учитель использует повторение. Аналогично в познающем театре происходит повторение спектакля. Repetitio est mater studiorum - повторение - мать учения. Срабатывает повтор рекламы по радио и телевидения, сработает и повтор спектакля.
  Если современный драматический театр своей доминантой избрал характер человека, то познающий театр сделает упор на познании. Ребёнок в своём поведении руководствуется чувствами и желаниями, а взрослый человек - разумом. Познающий театр даст альтернативные варианты поведения в типичных и в нестандартных ситуациях.
  ЕСЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКЙ ТЕАТР - ЭТО МИР СОБЫТИЙ И МИР ЛЮДЕЙ, ТО ПОЗНАЮЩИЙ ТЕАТР - ЭТО МИР АЛЬТЕРНАТИВ И МИР ИДЕЙ.
  Эта мысль была недоступна для понимания и не осознавалась на протяжении 20 веков.
  Театр - канал, посредством которого льётся непосредственно в народные массы то, что вырабатывает наука и знание, - говорил Ф. Шиллер.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Модели театра
  
  Абсурд, парадокс, нетривиальность усиливают театральный эффект. Наибольший эффект дают изобретательские картины. В разных ситуациях можно действовать интуитивно и методом ошибок и проб, а можно получить знания в театре. В познающем театре зритель получает наглядный урок того, как целесообразно поступать в той или иной типичной или в нестандартной ситуации. Зритель осуществляет свободный выбор, даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения. На смену характерологическому подходу приходит интеллектуальный подход.
  Ситуации.
  Консультация психолога, знакомство, день приёма врача, заседание педсовета, межличностный конфликт, мошенничество, потеря близкого человека, ревность, развод, забота, поддержка, риски, кончились все деньги, потеря имущества, жилищная проблема, в транспорте, во дворе, турпоход, отчётное собрание, рацпредложение, клиент в службе быта, отпуск, лекция в институте, тренировка в спортзале, обзорная статья, дайджест, диалог и т.п. Одна из ситуаций породила "сына" познающего театра, рыцарский Орден культуры, романтический театр.
  Под скорлупой обыденного сознания находятся наука и искусство со своими утилитарными функциями. Наука и искусство есть не только две формы общественного сознания, но, одновременно, два специфических вида познания, которые в своём развитии находятся в диалектическом единстве, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Познающий театр является междисциплинарным изобретением, является исторической необходимостью. Жизнь - праздник, если человек научится познавать. "Век живи - век учись тому, как следует жить", - оставил завет Сенека.
  Alea jacta est - жребий брошен
  Предшественники
  Большим свинством с моей стороны было бы затаптывание тропы, которую проложили предшественники. Интеллектуальный театр Б. Шоу, О. Уайльда и Б. Брехта. Но и у них не хватило смелости поднять руку на житейскую историю и сюжет драматургии. Термин "познающий театр" использовал А. В. Луначарский. Но это была общая характеристика театра. Дальше он не пошёл, своё учение не создал. Идея о познающем театре давно витала в воздухе. К ней приблизился основатель театра спонтанности Якоб Морено. Морено верил, что, изменив поведение, можно изменить жизнь, что изменив сознание, можно изменить и реальность. Свою психодраму он позиционировал как метод групповой психотерапии, но - не как кардинальную замену современного драмтеатра.
  
   Теоретическое обоснование
  1.Что есть театр? Ответ на этот вопрос отнюдь не прост. История театральной мысли знает мнимые и даже ложные ответы. Гоголь считал театр кафедрой, с которой можно сказать много добра. Герцен считал театр высшей инстанцией для решения жизненных вопросов. Белинский считал театр истинным храмом искусства. Чехов считал театр силой, соединяющей в себе все искусства. Маяковский считал театр увеличительным стеклом. Сервантес считал театр зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины. Проблема театра - это не проблема искусства, а гносеологическая проблема. Осмелюсь выдвинуть гипотезу: театр - это просветитель. Театр является социальным изобретением. Цель любого изобретения улучшение, усовершенствование. Обладает ли зеркало свойством усовершенствования? Нет. А, вот, просветитель усовершенствует знания. Итак, театр-просветитель, познающий театр усовершенствует общество.
  2.Трансляция познавательной информации в театре вполне правомерна. Было известно такое свойство как стерильность. Назрела общественная необходимость в использовании стерильности на практике. Внедрение стерильности в широкую практику вызвало появление процесса стерилизации. Был известен такой вид материи как электричество. Назрела общественная необходимость в использовании электричества на практике. Внедрение электричества в широкую практику вызвало появление процесса электрификации. Используем аналогию. Известен принцип когнитивности. Назрела общественная необходимость в использовании познания в театре. Внедрение в широкую театральную практику когнитивности вызовет появление процесса театральной когнитивизации.
  3. Для адаптации человека как вида, природа наделила его положительными эмоциями интереса и радости. В обществе функционируют два противоположных человека - человек неуч, невежда и человек познающий, любознательный. Человек действует в мире в соответствии с тем, как он познает его. Познание в свою очередь влияет на мотивацию. Знания обладают огромной побудительной силой. Интересные люди всегда ценились в обществе. Когнитивный раздражитель избыточно воздействуя на психику, способствует увеличению в психике доли интеллектуальной сферы и уменьшению доли эмоциональной сферы, способствует развитию эрудиции и воображения. Логичным является трансляция познавательной информации в театре. И для этой цели можно использовать когнитивные пьесы.
  Есть два способа сделать пьесу интересной.
  Первый способ. Структурировать пьесу, наделить её интересным сюжетом, завязкой, развязкой, кульминацией.
  Второй способ. Создать пьесу с познавательным текстом, новизной. Такой текст будет удивлять, поражать неожиданностью, воодушевлять.
  4.Эпоха просвещения по сути дела явилась экспериментом когнитивизации. Человечество развивается по закону спирали. Познающий театр основан на законе исторического развития общества по спирали. В спирали каждый новый виток чем-то схож с предыдущим, но не может повторить его. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. При спиральной форме развития точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость не абсолютна, а относительна. В основе спиралевидного развития театра лежит закон отрицания отрицания. Будут происходить два процесса отрицания. Двести лет назад французские просветители стали отрицать низкий уровень просвещения народа. Сегодня человечество начнёт отрицать избыточность информации и примет познание на театральном уровне. Сделав виток спирали, внедрив идею о познающем театре, человечество очутится на более высоком уровне.
  5.Религия и психология конкурируют между собой за право трактовать внутренний мир человека. Библия - это сборник историй. Психология отбросила истории и сделала рывок в познании человека. Практическая психология помогает человеку там, где не смогла помочь религия. Аналогично, театр, отбросив истории, принесёт обществу огромную пользу.
  6. Я выдвинул идею о превращении СМИ в СМП (средства массового познания). Сущность идеи о превращении СМИ в СМП состоит в замене информации государственного значения, политической информации познавательной информацией. Из СМП исчезнут новости. Их место займёт познание. СМП будут освещать жизнедеятельность человека познающего. Аналогично, познающий театр станет инструментом совершенствования и зрителя, и общества.
  7.Стилистика. Различают следующие функциональные стили:
   - разговорный стиль;
  - научный стиль;
  - научно-популярный стиль;
  - официально-деловой стиль;
  - публицистический стиль;
  - стиль художественной литературы.
  При внимательном рассмотрении выявляется, что истории, положенные в основу классических театральных пьес характеризуются стилем художественной литературы. В когнитивных пьесах будет использоваться научно-популярный стиль. Весь комфорт, все блага жизни, свидетелями которых мы являемся, есть следствие реализованных открытий и изобретений в химии, физике, биологии, медицине. Научная революция всегда сопровождалась сменой языка науки. Аналогично, смена языка театра приведёт к невиданному социальному прогрессу.
  8. Принцип обновления действует и в природе, и в обществе. Как отреагировали бы слушатели концерта, если бы в течение десяти лет исполнялась бы песня "Шумел камыш, деревья гнулись?" Были бы недовольны. А вот, "Чайка" уже 125 лет не сходит с подмостков. Речь идёт не о репертуаре, а о кардинально ином магистральном пути драматургии. Давно назрела реформа театра. Познающий театр выведет театр из застоя.
  
   Верификация революции в театре
  Верификацию различных объектов проводят на основании отождествления выявленных характеристик этих объектов с признаками данного объекта. Революция в театре - это новый этап развития драмтеатра, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания театральной системы, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой театральной картине мира. Именно это произошло в познающем театре. Проведенные мной фундаментальные исследования со всей очевидностью показали, что современный драматический театр больше не может использоваться в качестве инструмента общественного обучения. Я ввёл новые понятия познающего театра, познающей драматургии. Я осуществил смену парадигмы. Отныне драматургия и режиссура будут осуществляться в просветительной парадигме. Согласно сложившимся научным представлениям пьеса всегда история, и театр - это рассказывание историй. Это заблуждение родилось при использовании ошибочной методологии. К числу "внутренних" факторов революции в театре относится парадокс повтора спектакля. К числу "внешних" факторов революции в театре относится философское переосмысление театральной картины мира, переоценка ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в театре. Понятие революции в театре метафорично в исторически ориентированных концепциях науки (Т. Кун, С. Тулмин и другие), однако смысл метафоры здесь иной: она означает скачок через пропасть между "несоизмеримыми" парадигмами, совершаемый как "гештальт-переключение" в сознании членов театральных сообществ. Радикальный сдвиг в научных представлениях о драмтеатре обусловил революционный скачок в театроведении. Произошло качественное выделение нового типа объектов: пьеса-когниция. Произошла смена методологических установок, идеалов познания. В процессе развития театроведения научное познание периодически сталкивается с принципиально новыми типами объектов и проблемами исследований, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся в тот или иной исторический период театральная картина мира. Можно с уверенностью заявить, что произошла революция в театре, в период которой вместе с театральной картиной мира радикально изменились идеалы и нормы драмтеатра. Сегодня мы можем поздравить себя с событием величайшей важности: драмтеатр станет эффективным инструментом общественного обучения. Таким образом, проведенная процедура верификации даёт нам право утверждать: произошла революция в театре. Вряд ли революцию в театре смог бы создать театральный деятель: путь загораживает непреодолимый барьер - профессионализм. Чтобы найти решение, необходим радикальный разрыв с устаревшими, "вечными" истинами и принятие иной стратегии мышления. Но это всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, так как связано с ломкой устоявшегося стереотипа мышления. Современная парадигма породила целые коллективы и школы драматургов, режиссёров, театральных критиков, преподавателей театральных учебных заведений, построенные по типу закрытого общества, в котором наложен запрет на переосмысление существующего. Они превратились в идейных фанатиков, надолго затормозивших социальный прогресс. Они насмерть держатся за своих идолов: Ибсена, Уайльда, Крэга, Брехта, Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Евреинова. От гигантов требовалось реформировать театр, а они пытались его реанимировать.
  
  Перспективы познающего театра
  Перспективы познающего театра обусловлены просветительной парадигмой и представленным учением.
  Познающий театр направит драматургическую мысль по другому руслу.
  Познающий театр начнёт пропитывание общества научными, и в частности психологическими знаниями, что благотворно отразится на самом обществе.
  Познающий театр отличает повышение уровня его абстрактности. Изменилось понимание предмета драмтеатра: им стала теперь не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием - житейские истории, а некоторый её срез, полученный в результате определённых теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности.
  Познающий театр перешёл от показа житейских историй, которые рассматривались как неизменные, к показу альтернатив для зрителя.
  В театральной системе будет наблюдаться пороговый эффект. В точке бифуркации (замена классической драматургии познающей драматургией) будет наблюдаться характерный излом. В момент преодоления порога произойдёт качественный сдвиг - образуется новая театральная система. Удачная драматургия и режиссура вынесет театральных деятелей на более высокий уровень и тем самым обусловит усовершенствование общества.
  Когнитивная стратегия обеспечит отмирание одних ценностей (пьес-житейских историй) и нарождение других, (когнитивных пьес).
  Познающий театр позволит зрителям успешно решать свои жизненные проблемы, плодотворно проживать свою жизнь.
  Познающий театр будет культивировать у зрителя пытливый ум, расширение кругозора, увеличение эрудиции, стремление найти истину.
  Познающий театр будет открывать перед зрителем много альтернативных дверей.
  Реализация идеи о познающем театре будет означать плодотворные изменения в жизни общества. Произойдёт скачок социального прогресса. Улучшится генофонд нации.
  Познающий театр станет ориентиром для народов мира, планетарным идеалом.
  Со временем произойдёт передача драматического театра из юрисдикции Министерства культуры под юрисдикцию Министерства науки и высшего образования. В итоге выиграет и общество, и театр.
  
  Научно практическое значение
  ПРИНЦИП "ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ! - Panem et circenses!" через две тысячи лет после Ювенала мы заменим принципом ПОЗНАНИЯ И ЗРЕЛИЩ!
  Переворот, который произвёл познающий театр, заключается в разработке новой схемы детерминистских отношений между спектаклем и зрителем. Познающий театр станет тем главным условием, который задал Ф. Кафка: "Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели". Познание окажется силой, способной обусловливать решение жизненных проблем зрителя.
  Ещё один переворот, который произвёл познающий театр заключается в изменении представлений о театре. Если раньше общество трактовало театр как вид искусства, то после революции будет трактовать как инструмент общественного обучения.
  ИЗМЕНИТСЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕАТРА. ИЗ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ, ИЗ ДОСУГА ДРАМТЕАТР ПРЕВРАТИТСЯ В ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ.
   Познающий театр станет курицей, несущей золотые яйца.
  Если в последние сто лет мода приходила к нам с Запада, то на этот раз Россия предложит всему миру новый познающий театр. С русской земли начнёт победоносное шествие по миру познающий театр. Театр - это не застывшая мёртвая схема, а живой развивающийс организм.
  ПОЗНАЮЩАЯ ДРАМАТУРГИЯ - ЭТО ПРОРЫВ В ТЕАТРЕ.
  Познающий театр - это амбициозный инновационный проект. Такие работы бывают раз в сто лет.
  ЭРА БИТЛЗ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. ЕЙ НА СМЕНУ ПРИХОДИТ ЭРА ПОЗНАЮЩЕГО ТЕАТРА.
  Общество будет переживать колоссальный подъём.
  Театр войдёт в новую эру своего существования.
  
  
  Независимый исследователь Ефим Рейтблат
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"