Саяпин Михаил Михайлович : другие произведения.

О подлинном величии Брежнева

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В чём причины всплеска ностальгии по Брежневу? В стремлении к спокойной жизни? Нет, конечно. Брежнев неосознанно начинает восприниматься как эталонный руководитель России Новейшего времени.

  Вначале - цитата из Губермана, через которую я и попробую объяснить нынешний всплеск ностальгии по Брежневу.
"Так, в Англии придворный врач без всякого почтения колотил заболевшего короля Георга III, который выскакивал из коляски, чтобы раскланяться со "знакомыми" деревьями. (Интересно, как отставали медицинские понятия человечества от его понятий о социальном устройстве. Вскоре после короля Георга в сумасшедший дом был отправлен его первый министр. Двое больных людей у кормила власти! И все-таки это никак не сказалось на стране. Она управлялась парламентом, кабинетом министров, борьбой партий. О том, что нельзя доверять никому единоличную власть, что власть должна быть коллективной, человечество уже догадалось - это было огромным историческим шагом вперед; а вот что делать не со страной, а с отдельной психикой, наука еще не знала совсем.)"
  Физическую немощь позднего Брежнева обычно ставят не просто ему, а всему СССР - в вину, видя в этом нечто позорное и компрометирующее советский строй. А между тем, если вдуматься, дело обстояло как раз обратным образом.
  Генсек, высшее лицо в стране, "работающий, не приходя в сознание" в компании столь же почтенных и тоже не очень работоспособных коллег. У кормила власти не двое, а целый синедрион немощных людей!
  А разве это как-то сказалось на стране? Разве все застыли в ожидании ценных указаний? Разве перестал ходить транспорт, работать предприятия, функционировать органы власти? Наконец, разве в городских садах перестали бить фонтаны?
  Нет. Всё так же работали все учреждения и предприятия. Всё так же ехали на стройки комсомольские отряды и работали спортивные секции. Даже городские фонтаны по большей части функционировали.
  Короче, меньше бы советские вожди светились на телеэкранах, мало кто почувствовал бы нелады в системе.
  Именно в эпоху Брежнева советские люди смогли увидеть, к'ак работает советская система, насколько она надёжна и эффективна. И немощь даже не одного, а практически всех первых лиц фактически не сказывается на управляемости!
  А если правит система, а не личность, значит, мы имеем дело с демократией. Поэтому в правление Брежнева во всю силу проявилась такая вещь, как социалистическая демократия, та самая, о которой нам столько талдычили ни к селу ни к городу, пытаясь (ещё со сталинских времён) выправить её по западным лекалам, и которой якобы никогда не было.
  "Как выражение высокого доверия народа, как торжество подлинной демократии восприняли трудящииеся избрание Леонида Ильича Брежнева по Н-скому избирательному округу", -- помнится, чеканно зачитывал диктор. И теперь понимаю, что он не соврал. Действительно, в чём величие системы, если вездесущий правитель проходит мимо камер бодрым шагом? Систему начинаешь видеть и ощущать как раз тогда, когда лидера страны ведут под ручки к урне (ещё не погребальной) на фоне столь же "бодрых" коллег. Контраст между величием страны и хрупкостью её руководителя - вот где зримо становится видно, что власть надёжно изъята из единоличной собственности и отдана Системе. А это, повторю, и означает демократию.
  Вскоре после разгрома (не "развала", конечно) советской системы в обиход стало входить выражение "советская цивилизация" как нечто, стоящее особняком, но в ряду прочих социально-культурных "монад" (что явилось следствием цивилизационного бума, наблюдающегося ныне в общественных науках).
  А между тем цивилизацию несерьёзно сводить к её основателям. Скажем, глупо американскую цивилизацию отождествлять с колонистами Дикого Запада. Или швейцарскую (суб)цивилизацию - с аскетическими опытами Кальвина. (Хотя и те, и другой заложили их основы.) Собственно цивилизация выступает как нечто цельное уже в более поздние времена своей стабильности (="застоя").
  Поэтому советские вожди добрежневской эпохи мало чем могли проиллюстрировать феномен Советской Цивилизации. Они всё время строили будущую систему (даже если фактически разрушали её, как Хрущёв), и только Брежнев в ней жил.
  Поэтому только Брежнев (фигура Черненко слишком мимолётна и комична) был представителем цивилизации. Тем самым он неожиданно оказался эталоном русского лидера Новейшего времени. И как эталонный руководитель он вроде бы неожиданно (а на самом деле вполне закономерно) занял высшую строчку в ностальгических рейтингах.
  К сожалению, в "доцивилизационную" (="дохантингтоновскую") эпоху пропаганда старалась раздувать вождя как "верного продолжателя дела Ленина, неутомимого борца за счастье трудящихся всего мира и активного строителя коммунизма". Что заставляло население справедливо издеваться над этими идиотскими славословиями, но, к сожалению, издёвка над идеологическим оформлением легитимности советского правителя переносилась на его личность. Но это было врождённой болезнью мозга (=общественного сознания) советской системы с самой зари "мировой революции". Люди смотрели на дряхлого "пламенного рееволюционера" в маршальском мундире и спрашивали себя: действительно ли это второй Ильич, тянет ли он на этот статус? И, естественно, отвечали: нет, не тянет.
  Зато сейчас, когда коммунистический дурман туман развеялся, когда от "мировой революции" в сознании не осталось и следа, те же люди, вспоминая того же Брежнева, в том же мундире и с кучей регалий, неосознанно руководствуются другим критерием, задавая себе неявно уже совсем другой вопрос. А именно: был ли Брежнев достойным лидером великой державы? И уже на этот вопрос столь же естественно отвечают: да, конечно был! Вот почему феномен ностальгии по Брежневу заключает в себе нечто гораздо большее, чем тягу к спокойной жизни, любовь к колбасе за 2,20 и просто симпатию к доброму человеку из Кремля. За этим стоит незаметный, но мощный тектонический сдвиг общественного сознания, переход от системы коммунистических ценностей к системе ценностей советских - главная историческая задача современности, которой с таким бешенством сопротивляются паписты и монархисты, либеральные инттеллектуалы и псевдокоммунисты - в общем, весь высаженный во власть постсоветский десант, вот уже сколько лет подбрасывающий народу одну за другой ложные темы - по замечательному выражению уже всеми забытого Шумейко, "любые, кроме советских" (по духу).
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"