Сергеев Иван Дмитриевич : другие произведения.

Prolegomena. Диалоги о магии. Ренессанс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Средневековье и Ренессанс.

   Иван тоскливо переминался с ноги на ногу, стоя на Невском недалеко от станции "Площадь Восстания". В голове его вертелись слова, которые каждый из нас не единожды повторял в течение своей жизни: "А как хорошо всё начиналось..."
   ...После ночного магического семинара его новый знакомый спал как убитый. Проснувшись, умывшись и позавтракав, Иван решил поэтому выйти в коридор и поглазеть в окно, и тут капризная Фортуна, казалось, улыбнулась ему дважды. Симпатичная девушка, с которой он так безуспешно пытался вчера познакомиться, оказывается, всё же ехала в этом вагоне и как раз тоже выбралась в коридор (это раз). Словно желая наверстать всё, что было упущено тогда на перроне, она одарила путешественника улыбкой и первая его поприветствовала (это два). Вскоре он уже знал, что её звали Мария, и что это первая её проездка в Питер в сознательном возрасте. Они проговорили весь остаток поездки, а когда за окном поплыли первые кварталы северной столицы, обменялись телефонами и договорились обязательно встретиться в течение недели и погулять по центру. Иван попрощался с обоими попутчиками (Марию встречали родственники, Андрей же собирался ехать на такси, но в противоположном от требовавшегося Ивану направлении) и решительно ввинтился в вокзальную толпу. По пути к знакомым, у которых он почти всегда останавливался в этом городе, он твёрдо решил, что имеет на эту девицу очень большие виды.
   Всё шло своим чередом. Иван несколько раз созванивался и списывался с Машей, которую никак не отпускали то неотложные дела, то встречи с многочисленной питерской роднёй; наконец, дата, время и место свидания были определены и согласованы. В назначенное время он стоял в назначенном месте и вглядывался в толпу, высматривая знакомые золотисто-рыжие волосы на фоне синего плаща.
   Время бежало, а Мария всё не появлялась. Иван сначала утешал себя тем, что если девушка опоздала на полчаса, то она пришла вовремя, потом тем, что она плохо знает город и, наверно, немного заплутала. Затем он стал набирать её номер - трубку никто не брал. Иван снова занялся самоуспокоением - она, наверно, в метро, и просто не слышит звонка. Тишина. Он, уже здорово волнуясь, настрочил Маше несколько СМСок, оставшихся без ответа. Иван последними словами ругал себя - "надо было самому съездить к ней, а не гонять по незнакомому большому городу!" Поддавшись панике, он набрал очередное, уже несколько нелепое сообщение: "МАША, ТЫ ЖИВА?" Ответ на него пришёл неожиданно быстро: "ЖИВА. С ДРУЗЬЯМИ. ПРИЙТИ НЕ СМОГУ". Иван всё же дозвонился до неё, и короткий телефонный разговор полностью подтвердил эту информацию. Ни малейшего раскаяния в голосе Марии он не уловил.
   Чертыхнувшись, Иван еле удержался от желания раскокать ни в чём не повинный мобильник, призвал гнев небес на весь прекрасный пол и на автопилоте зашагал по Невскому. Он почти ничего не видел, никакие красоты и интересности, которыми столь богата эта часть Петербурга, ни привлекали его внимания. Странная штука - сердце. Он знает эту девчонку по сути пару часов, а тоскует так, как будто любил её лет десять.
   Очнувшись недалеко от арки Главного штаба, Иван свернул, пересёк площадь и вскоре обнаружил себя на набережной. Уже смеркалось, высоко в небе, крякая, пролетела стая уток. Неожиданно он услышал знакомый мужской голос, его обладатель явно разговаривал по телефону. Всмотревшись, Иван увидел шедшего навстречу ему Андрея - тот прятал мобильник в карман.
   - Ба, какая встреча! - знаток техномагии приветственно замахал рукой. - Гуляете? И правильно делаете, в этом городе надо пользоваться каждым погожим деньком. А я вот решил выбраться в любимые места; только что шёл по Миллионной и думал, что Белый был прав: Питер - город теней. Всмотрелся в глаза атлантов - и аж жутковато стало, они, оказывается, абсолютно пустые. Даже желание хватать этих товарищей за пальцы пропало.
   "Выпил что ли? - подумал Иван, пожимая протянутую ему руку. - Хотя, это даже хорошо, что я его встретил. Он болтлив, как кот Бегемот, а мне сейчас этого и надо, хоть развеюсь немного".
   - А Вы что-то печальны, - продолжал Андрей. - Гнетёт Вас что-то? Расстраивает?
   - Да, так...свидание сорвалось.
   - Свидание, говорите? Фемины - оне такие. Постойте, постойте...это уж не та ли это молодая особа, с которой Вы так прочувствованно прощались на вокзале?
   Ты в синий плащ печально завернулась...
   Я угадал?
   Иван вздохнул:
   - Она. Её зовут Мария.
   Он вкратце изложил своё несчастье.
   - Мария так Мария. Рыжие - бесстыжие. "Рыжие бабы блудливы, как козы". И не смотрите на меня, как на злейшего врага, это Джойс, мировая классика. Поймите же, я специально поддеваю Вас, чтобы расшевелить. А то у Вас такое лицо, что я грешным делом подумал, что Вы собрались сигануть в Неву, как бедная Лиза в пруд.
   Улыбка невольно растянула губы Ивана.
   - Ну вот, другое дело. Однако сколько можно торчать тут и пялиться на Петропавловку? Во-первых, сыро и прохладно уже, во-вторых, я знаю одно милое местечко неподалёку. Вы никуда не спешите?
   - После случившегося сегодня - нет, никуда.
   - Вот и славно. За мной, мой новый друг.
   По пути Андрей продолжал развивать тему:
   - Не в обиду будет сказано, но поводов для большого горя я не вижу. Проспится Ваша Маша и сильно пожалеет о содеянном. Согласитесь ли Вы видеть её после сегодняшнего - дело Ваше. Это во-первых. Сколько Вам ещё в Питере осталось?
   - Да почти две недели.
   - Ууу...вагон времени. Во-вторых, уж поверьте мне - даже если Вы не будете особо напрягаться, таких Маш вы повстречаете воз и маленькую тележку, просто по закону больших чисел. Вот вчера я ехал к себе на Охту, так в автобусе две очень даже приятные девицы мучительно вспоминали всю дорогу, как зовут Гофмана. Хотел я им подсказать, а потом подумал - нет, сами мучайтесь. Вот, поедем сегодня вместе на этом же автобусе, одна будет Ваша, другая моя.
   Они рассмеялись. Друзья нырнули под арку, там уже собралось порядочно народу. Парень с саксофоном, пританцовывая, пошёл перед ними, наигрывая мелодию из "Розовой пантеры". Неподалёку шёл другой импровизированный концерт, ребята весьма неформального вида играли что-то из творчества знаменитого самоубийцы из Сиэтла.
   - Этот город безумен, - неожиданно серьёзно сказал Андрей. - В 90-е у него был мрачный бред - бомжи, крысы, грязь, бандиты, сейчас же скорее весёлый. Всё строго по Гиппократу. Ага, ну вот мы и пришли.
   - Простите за такую интимность, - устроившись за столом, продолжал он, - но я настоятельно рекомендую Вам посетить местный сортир. И я ни в коем разе не сошёл с ума, это действительно интересное зрелище. Декаданс, Серебряный век...
   - Я обязательно последую Вашему совету чуть позже, - иронически-серьёзно ответил Иван. Когда официантка удалилась, Андрей поинтересовался:
   - Ну, а как же культурная программа? Или всё дела сердешные?
   - Был в Эрмитаже. Любопытная выставка, малоизвестные полотна эпохи Возрождения.
   - Ах, Ренессанс...пряное времечко. Они там все с приветом были. Боккаччо послушал однажды какого-то бродячего проповедника, проникся и чуть не спалил свой "Декамерон". Потомком Лауры, которую воспевал Петрарка, был маркиз де Сад. Очень символично, на мой взгляд; многие гитлеровские бонзы млели от деятелей Ренессанса, тот же Геринг. Лютер чернильницей в бесей швырялся. А потом болтают про гуманизьм и протестантскую этику. Какой там труд, какая ещё нарождающаяся буржуазия...фанатики это были, европейский ИГИЛ. Я бы этим попперам, веберам и прочим эрихам фроммам доверил бы разве что чистку выгребных ям. И то всю ночь бы не спал, переживал бы - справятся ли.
   Иван отпил вина и, посмотрев на улыбающееся лицо Андрея, лукаво выговорил:
   - Что-то мне подсказывает, что у Вас и насчёт того времени идеи есть, не только насчёт античности.
   - Ну, как сказать...имеется кое-что. Угодно послушать?
   - Буду только рад.
   - Что ж извольте. Вас никогда не мучил один такой простой вопрос: а с чего это люди в Европе вдруг ринулись "возрождать"?
   - ???
   - Ну, судите сами. Высокое средневековье - вполне самодостаточная эпоха. Развитой феодализм, пламенеющая готика, расцвет папства, Аквинат, схоластика. С чего это вдруг католическая Европа вдруг ринулась восстанавливать античность - время, когда люди поклонялись хрен знает кому и чинили всякие непотребства?
   Более того, некоторые элементы античности - философия Аристотеля, римское право, в православии платонизм - были в своё время успешно встроены в картину средневекового мира, и не только не изменили её, а наоборот, сцементировали.
   - Хммм...как-то не задумывался.
   - Вооот. Мы ленивы, но к счастью хотя бы любопытны. Судите сами: даже если бы европейцы захотели обратить взгляд в седую древность, по принципу "в старину сахар был слаще, деревья выше, а навозная жижа гуще", к их услугам были гораздо более привычные и близкие им варианты - тот же Шарлемань или Артуровский цикл. "Я себя под Карла Великого чищу" - чем плохо? Зачем античность-то?
   - Вот Вы и ответьте, зачем.
   - Что ж, попробую. Если Вы помните, мы с Вами остановились на крахе техномагического мира.
   - Да-да, Тёмные века, нашествие варваров, падение Рима - одобрительно кивнул головой Иван.
   - С Вашего позволения Тёмные века я бы вынес в отдельную тему. Очень сложное и важное время; иначе мы с Вами тут ещё сутки просидим (точнее, нас просто выкинут отсюда). Скакнём сразу в средневековье.
   - Как Вам угодно.
   - Помните, я говорил, что алхимия была самой живучей формой техномагии? Так вот, этот тезис возник у меня не мимоходом. Вообще, что такое алхимия, по-Вашему? В чём её суть?
   - Ну, ребята вроде золото из свинца варили. Ну, или считали, что варили. Как-то так.
   - Да, трансмутация - самый известный и эффектный аспект алхимии, как изготовление атомных бомб - самый известный аспект ядерной индустрии. Но далеко не единственный.
   Менторским тоном Андрей продолжил:
   - Алхимия - это в первую очередь познание материи и работа с ней. Отсюда уже и до естественных наук в современном понимании шажок. Но! В этой работе важную роль играет магический компонент.
   - Но мы же с Вами пришли к выводу, что с приходом в этот мир Христа магия неудержимо слабнет?
   - Она и слабнет. Поверьте, без хороших технических приспособлений (атанор, алембики и прочий алхимический инвентарь), без научных знаний о природе Вы не то что золота из свинца не сделаете - Вы даже паршивую тинктуру от гриппа не сварганите. Магия становится послушной служанкой науки.
   - Но я так и не понял, откуда черпали алхимики магическую энергию.
   - Оттуда же, откуда черпаем энергию, правда, уже не магическую, мы - из матушки природы. Духи-стихиалии. Сейчас их почти не осталось, преобразование природы человеком и общее угасание магии сделали своё дело, но тогда они ещё кое-что умели. Каждый вид материи "курировался" определённым видом духов: вода - ундины, горные породы - кобольды, огонь - саламандры, воздух - сильфы и т.п. Природа велика, так что духов этих было колоссально много. Суммарная магическая их сила позволяла делать удивительнейшие вещи. Судите сами - если дух ведает данным видом материи, значит, он может сотворить с ним что угодно, например, превратить один металл в другой. Алхимию использовали везде: в строительстве - здания сооружали гигантские големы на алхимическом приводе, в медицине - спагирия позволяла создавать лечебные тинктуры, в военном деле - секрет византийского греческого огня, это что-то вроде напалма, только круче, так и не раскрыт.
   - Ничего себе!
   - При чтении алхимических трактатов поражает обилие антропо- и зооморфных образов, рассыпанных по их страницам. Все эти короли, королевы, драконы, алые и белые львы. Тот же Юнг пытался связать их со своей теорией бессознательного - по-моему, это яркий пример блестящего заблуждения блестящего человека. На самом деле всё проще - это имена и описания духов.
   Повторюсь, алхимия - это по сути уже естественнонаучная дисциплина, правда, построенная по техномагическому принципу соединения технологий и магии. Золото из свинца люди и сейчас делать могут, ну а в старину вместо ускорителей были духи.
   - Ага, ну а дальше всё как всегда, - Иван допил вино. - Магия всё слабеет, печи гаснут, тигли стынут, алхимический мир разрушается. Вот только не пойму, причём тут Ренессанс.
   - Если смотреть с высоты птичьего полёта, то да. Но это же так скучно! Предлагаю всё же спуститься пониже и рассмотреть всё в подробностях.
   Андрей, словно нарочно испытывая терпение собеседника, неторопливо поковырял какую-то нарочито незатейливую питерскую закуску со скумбрией и чёрным хлебом и продолжил:
   - Итак, мы остановились на крахе техномагической цивилизации, произошедшем в силу фатального ослабевания магии. Что ж, пойдём дальше. После длительного периода поиска, пертурбаций, проб и ошибок люди находят новый путь развития, новые, как сейчас модно говорить "драйверы роста" - алхимию и механику. Складывается механоалхимическая (или просто алхимическая) цивилизация, центром её становится Византия, которой удаётся избежать тех смут и потрясений, что обрушились в V веке на Западную Европу, и сохранить римское наследие.
   Цивилизация эта активно развивается и достигает небывалых высот. До сих пор не раскрыт секрет греческого огня, непонятно, как были устроены корабли-сифонофоры, с которых ромеи стреляли во врагов этой субстанцией, неизвестно, каким образом осуществлялось освещение Константинополя. А храм Св. Софии - экая махина! Византия становится европейской сверхдержавой; западные европейцы, недавно выбравшиеся из лесов, смотрят на ромеев, как на могучих волшебников.
   Вы знаете, меня всегда забавляло, когда иные неуёмные поклонники Запада в нашей стране сокрушаются, что, мол, зря князь Владимир выбрал Византию, надо было в Европу идти. На самом деле никакого выбора не было - это всё равно, что требовать, чтобы современная Россия шла за Конго.
   Сами же византийцы, как христиане, считали все эти технологии даром небес. Церковь тоже проходит долгий и сложный путь от полного отрицания всего, связанного с магией, до принятия умеренных доз механики и алхимии. Уходят поколения, помнившие кровавые безумства поздней Римской империи, на смену ему, как обычно бывает, приходят прагматики. Нужно строить храмы, крепости, людей надо кормить, одевать, лечить, защищать от врагов. Словом, компромисс был найден. После долгих дискуссий делается вывод о нейтральности стихийных духов - их признают не добрыми и не злыми, ведь ни дождь, ни ветер, ни огонь, никакие природные явления не являются сами по себе добром или злом. Складывается даже своеобразный синтез: например, построили с помощью алхимии дом, а затем от греха подальше выкурили стихийных духов ладаном и святой водой.
   Из Византии алхимические технологии дрейфуют на Запад, в основном из византийских владений в Италии, там появляются свои инженеры и алхимики, европейцы потихоньку тоже начинают пользоваться благами новой цивилизации.
   - Впечатляет. И что же случилось со всем этим великолепием? - поинтересовался Иван.
   - Закономерный вопрос. Ну, во-первых, мировой закон ослабевания магии никто не отменял. После Благой вести магия по сути уже не нужна - ведь есть церковь с её таинствами. Во-вторых...во-вторых, диавол тоже не дремлет. Поймите, использование остаточной магии рано или поздно начало ставить людей перед сложнейшими моральными дилеммами. Как далеко можно зайти? Почему использовать стихиалии для строительства городов или роста пшеницы можно, а разок прибегнуть к помощи адских демонов, чтобы спасти ребенка или остановить эпидемию, нельзя? Достоевский, однако. Талант "различения духов" дан немногим людям, а понимание того, что бесов не используют - им служат - обычно приходит слишком поздно.
   - Вы абсолютно правы, - помрачнев, задумчиво выговорил Иван, глядя в окно. - собственно говоря, мы до сих пор этого не поняли.
   - В общем, семена зла начали давать свои всходы. Понимаете, это по сути замкнутый круг - чем больше ослабевает магическая составляющая, чем больше сбоят алхимические технологии, тем больше соблазн прибегнуть к чёрной магии. Использование же этих технологий губительно влияет на стихиалии, развращает их или вовсе уничтожает.
   - Это как с лесами, - не удержался Иван. - Можно грамотно эксплуатировать лес десятилетиями, а можно вырубить и загадить за месяц.
   - Типа того. Классические маги, к этому времени полностью ударившиеся в чертовщину, начинают поднимать голову. Происходит то, что я зову "чёрным ренессансом", который особенно расцветает на территориях, захваченных арабами - Магриб, Сиропалестина. Призываются демоны, откапываются старинные техномагические трактаты, возвращается кошмар человеческих жертвоприношений. Всё больше алхимиков поддаются искушению, идут на контакт с магами.
   - Печально.
   - Вы правы. Это вызывает в первую очередь реакцию церкви. На Западе Папа Григорий VII, обеспокоенный размахом чертопоклонничества и угрозой полного сращивания алтаря с колдовством, осуществляет свои реформы, железной рукой очищая церковь от магии и накладывая жёсткие ограничения на использование алхимии. Кстати, его оппонент император Генрих IV был практикующим черным магом и дьяволопоклонником. От него даже жена - русская княжна, кстати, - сбежала, на теле бедняжки совершались омерзительные обряды.
   - Экий негодяй!
   - Да уж. Проникает "чёрный ренессанс" и в Византию. Отчаявшись самостоятельно задавить магов, император Алексей I призывает крестоносцев, рассчитывая с их помощью не только зачистить свою империю, но и вырвать произрастающий на Ближнем Востоке корень зла. К сожалению, крестовые походы возымели скорее обратный эффект: по проторенной дорожке чёрная магия хлынула в Европу, как цунами. Тамплиеры вскоре увязли в ней по уши, а в Лангедоке была предпринята попытка возрождения полноценной техномагической цивилизации - с лютейшей демонолатрией и человеческими жертвоприношениями. Тевтонцы же нахватались всякого разного у балтийских язычников; по Северной Европе поползли руны, "волчьи крюки" и прочие радости жизни, которые мы до сих пор можем наблюдать на шевронах иных борцов за демократию с Ближнего Запада.
   Всё это происходит на фоне ослабевания классической "полезной" алхимии. Начинается жесточайший кризис алхимической цивилизации, люди всё больше подозревают алхимиков шашнях с сатаной, церковь смотрит на них всё неодобрительней, светские государи видят в алхимии всё меньше проку и всё больше угрозы. Рано или поздно этот нарыв должен был прорваться.
   - Инквизиция? - заинтригованно спросил Иван.
   - И она тоже. Итак, в 1204 г. крестоносцы берут Константинополь и разрушают Византию. "Греки такие еретики, что чёртям тошно", - говорит Папа. Следом стирают с лица земли Лангедок - впрочем, туда ему и дорога. Одновременно первая - доминиканская - инквизиция гребёт горстями всех, чохом - магов, алхимиков, инженеров. Разжигаются костры, начинается вторая (после христианизации Рима) большая чистка. Кроме того, множество алхимиков и инженеров стали жертвами самосуда разъярённой толпы.
   - И они так вот сразу и сдались?
   - Нууу...как сказать. Поймите, алхимик - это не маг времён Древнего, скажем, Египта. Он многое знает и умеет, но он бессилен перед толпой черни с дрекольём или королевской стражей. Современный ядерный физик может сделать водородную бомбу, но на улице с ним справится любой гопник с битой. Однако сопротивление было, причём довольно успешное. Пусть алхимия потеряла большую часть своей силы, но умение мыслить и творить, какие-то знания остались. Под руководством выживших алхимиков и инженеров около 1259 г. "старый мир" консолидируется. Вместо кораблей с алхимическими двигателями появляются гребные галеры, вместо боевых големов - пушки, вместо греческого огня - порох. Столкнувшись этим, северные варвары включают задний ход, и в период с 1261 по 1349 г. Византийская империя возвращает утраченное влияние. На Западе же всё идёт вразнос. Невозможность трансмутации влечёт за собой финансовый кризис. Пытаясь решить его, во Франции Филипп Красивый начинает гонение на тамплиеров. Однако даже под пытками храмовники не в силах вновь запустить свои печи.
   Следом прокатывается волна крестьянских бунтов. Нет больше алхимических удобрений, урожай падает, но не падают налоги. Параллельно начинаются наряды на стройку - рабочие големы-то теперь простаивают. Озверев от всего этого, европейские емели берутся за вилы. Обычная спутница финансового упадка - война, мы её знаем как Столетнюю. Словом, Западная Европа стремительно покатилось в ещё большее варварство.
   Немного помолчав, чтобы передохнуть, Андрей продолжал:
   - Следом в события вмешивается природа, из которой алхимики некогда черпали силу. В середине XIV века в Европу приходит чума. В условиях отсутствия спагирии и общего одичания эпидемия приобретает небывалый размах. Чёрная смерть гуляет по континенту, выкашивая целые города. Даже византийцы, не имея алхимических тинктур, ничего не могут с ней поделать. Более того, именно ромеи сильнее всего страдают от эпидемии - благодаря развитой алхимической цивилизации в империи издавна выживало больше слабых людей, слабых детей. Закалённые северные варвары худо-бедно переживают чуму, византийцы же буквально вымирают. В 1453 г. вконец истощённая империя уничтожена, турки и горные пастухи с Балкан заселяют её опустевшие земли, остатки ромеев бегут в Италию. Впрочем, в Западной Европе всё обстоит не намного лучше. Европейцам сильно повезло, что турки так разбрасывались, стремясь покорить всех и сразу. Если б те сконцентрировались после 1453 и двинулись на Запад, думаю, янычары без проблем дотопали бы до Испании.
   Зарождающаяся техническая цивилизация гибнет. XV - XVI столетия, на мой взгляд, - самое мрачное время в истории Европы.
   Посмотрев на опечаленного Ивана, терзавшего салфетку, Андрей хмыкнул и проговорил:
   - Смотрю, мой рассказ так впечатлил Вас, что Вы даже забыли Ваш вопрос.
   - Да уж. Простите, о каком вопросе идёт речь?
   - Ну "причём здесь Ренессанс же"! Ваше терпение вознаграждено, сейчас начнётся ответ на него.
   - Я весь внимание.
   - Бежавших византийцев принимают на службу итальянские князья. У них хватило ума не жечь эмигрантов и не продавать бедолаг в рабство, а с умом использовать их знания. Именно с Италии начинается новое строительство техносферы в Европе. Всё бы хорошо, но...
   - Снова диавол в деталях?
   - Он самый! В Европу пребывает Мефисто. "Он появился".
   В предыдущей моей фазе ключевые слова - "с умом". Византийцы владели информацией, которую лучше было бы не знать недалёким и грубым людям. К сожалению, население Западной Европы состояло в основном именно из таких индивидуумов. Связь с прошлым у европейцев после Чёрной смерти была начисто утрачена, так что когда из Италии пошли слухи о новых прорывных технологиях, алхимии и т.п. - все дружно решили, что это просто какая-то особо сильная магия, с Востока прибыли могучие колдуны. Византийцы привезли с собой инженерные труды и трактаты по алхимии - европейцы восприняли их как колдовские гримуары.
   Когда венецианцы выкупили у турок и доставили в Европу старые летописи с описание древнеримской техномагии - это произвело подлинный фурор. Опять-таки, спрос рождает предложение: на волне поднявшегося интереса к знанию с Востока активно фабриковались и успешно продавались всевозможные книжные подделки. Словом, варвары твёрдо решили, что Византия была страной магии, ключи к тайному знанию у них в руках и пора действовать. Все эти семена легли на благодатную почву - уж очень сильно было травмировано общественное сознание Чёрной смертью, которая воспринималась как несправедливый гнев небес.
   Андрей отправил в рот последний кусок, расправился с ним и поинтересовался у собеседника:
   - Вас никогда не мучил ещё один вопрос: почему именно "Возрождение"? Чего возрождение?
   - Странный вопрос. Античности, конечно.
   - Ой ли? Европа XV - XVI веков сильно похожа на Рим или Грецию? Я бы не рискнул утверждать такое. Опять-таки, образованный европеец времён Высокого средневековья и так знал об античности (но возрождать её не стремился), а европеец времён Позднего средневековья был дикарь дикарём, чихал он на цезарей с александрами. Что возрождать-то?
   - Так и знал, что вопрос с подвохом. Итак?..
   - Возрождение алхимии и магии, конечно! Европейцы решили вернуть магическую цивилизацию. Вам знаком такой термин - "карго-культ"?
   - Очень в общих чертах. Дикари, самолёты из пальмовых листьев...если напомните, буду только благодарен.
   - Ну да. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для здешнего народа. При этом считается, что белые люди нечестным путем получили контроль над этими предметами. Островитяне проводят ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше - в том числе строят упомянутые Вами пальмовые самолётики. Члены культа обычно не понимают значимость производства или коммерции, их представления о западном обществе, его религии и экономике могут быть весьма наивными. Поэтому островитяне считают, что действия белых -- муштра, катание по джунглям на джипах, прослушивание радиосигналов -- это магические действия, с помощью которых можно получить от предков волшебные товары с небес.
   Вам это ничего не напоминает? Европейцы насмотрелись, начитались и наслушались сведений об алхимии, техномагии и новых технологиях и начали действовать в меру своего разумения. Карго-культ рванул по одичавшему, вконец дезориентированному континенту, как огонь по сухой траве. Возникали различные его версии, как элитарные, так и простонародные. Самая известная из них - ведовство - это просто имитация античных культов женских богинь (Гекаты, Дианы, Кибелы) с вкраплениями дионисизма. Сцена шабаша - это же обычная грубая подделка под вакханалию, не больше. Но это в хижинах. Во дворцах же, например, делались статуи по античным канонам, хотя без техномагии это просто красивые куски мрамора или бронзы. Сотни новых алхимиков - эпигонов былых адептов королевского искусства - растворяли и сгущали, кипятили и выпаривали, надеясь произвести трансмутацию или обрести философский камень, ломали голову над старинными трактатами, не понимая, что без искусства управления стихиалиями это просто чтение на любителя. Кстати, из данной среды со временем вышло много учёных уже в современном понимании. Джон Ди, Николя Фламмель, Рудольф Габсбург - это всё они.
   - Ну а где же Ваш Мефисто?
   - Он не заставит себя долго ждать. Чёрная магия, выкорчеванная было первой инквизицией, снова цветёт пышным цветом. Доходит дело и до человеческих жертвоприношений - вспомните Жиля де Ре или Эльжбету Батори. История Фауста, на мой взгляд, банальная и скучноватая, благодаря Гёте известна всем. Все эти, в общем-то, жалкие чародеи опускались до общения с самыми мелкими бесенятами. Взять тот же "енохианский язык" - какой-то демон, кривляясь, нёс тарабарщину, а это было воспринято чуть ли не как откровение свыше. Ни один уважающий чернокнижник времён Средневековья, я уж не говорю о настоящем византийском мастере-алхимике, ни за что не стал бы так унижаться.
   - Неужели всё так банально?
   - Чем ближе к современности, тем банальней - это один из законов истории. Первой забила тревогу католическая церковь: создаётся вторая инквизиция, начинается очередная волна борьбы с магией. Вот только основной удар сослепу обрушивают на самую заметную и популярную, но при этом самую безобидную форму карго - ведовство. Возможно, что и специально - Европа (и церковь в том числе) слишком уже инфильтрована "возрожденцами", а из ведьм просто сделали козла отпущения.
   Как реакция на всё это смятение умов вспыхивает Реформация; её приверженцы пытаются найти "третий путь", противостоя как ортодоксальному католицизму, так и карго-культу. Именно протестанты ведут "охоту на ведьм" с особенной жестокостью и упорством. Без Константинополя Европа на сто с лишним лет погружается в пучину кровавого хаоса, все воюют со всеми. Католики режутся с протестантами, при этом католические страны раздирает борьба ортодоксов с приверженцами карго ("гуманисты и обскуранты"), протестанты сотнями жгут ведьм и колдунов.
   - Что же дальше?
   - Дальше всё совсем несложно. Карго со временем затихает сам собой - частью из-за уничтожения его приверженцев, частью - из-за ослабевания интереса и осознания необратимого бессилия магии и алхимии. Античная атрибутика воспринимается уже чисто аллегорически, как элемент декора. Отдельные энтузиасты, обычно живущие в беспросветной нищете, свято верят, что однажды произведут-таки трансмутацию, но их всё меньше. Ко второй половине XVII века остаются либо обычные учёные (они-то под руководством византийских эмигрантов и их учеников и строят техносферу), либо шарлатаны, либо ушлые ребята, вроде Бруно, Калиостро, Сен-Жермена, политические интриганы и авантюристы, прикрывавшие мистическим флёром свои махинации. Эта среда дала революционеров, которые впервые показали себя в Англии при Кромвеле. Живы они и до сих пор. Как писал Солоневич: ождены от Каина, вскормлены ненавистью, сеют террор и пожинают виселицы". Жаль, что не все. Такое вот "возрождение".
   Андрей умолк. Иван, качая головой, заговорил с горечью:
   - Как же всё это грустно. Ей - Богу, если бы люди меньше думали о строительстве грозных замков и могучих империй, а больше заботились о ближнем, наверно, этих ужасов удалось бы избежать...ну или хотя бы смягчить...хотя я, наверно, тоже говорю банальности.
   Андрей неторопливо прочитал:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

   А так да, полностью с Вами согласен. Быть может, в этом и заключается урок, который пытаются преподать нам через закон убывания магии. К сожалению, другой истории у нас нет.
   Теперь предлагаю немного развеяться и полюбоваться ночным Питером. Идёт? Вот и славно. Красавица, дайте нам счёт, пожалуйста.
   Расплатившись, друзья вышли на улицу, где кипела ночная жизнь. В припаркованной неподалёку машине явно повернули до отказа регулятор громкости магнитолы. Энергичное вступление, позаимствованное у Black Sabbath, сменилось переборами акустической гитары, и надрывный фальцет Бантинга-Тибета запел о летящем над одной из европейских столиц князе тьмы:
   Some of those angels have the face of God,
and some of them have the face of dogs.
   - Я же говорил, что этот город безумен, - подытожил Андрей.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"