Лиланд Чарльз : другие произведения.

Часть 2 Глава 3 "Магия римлян и этрусков в народных традициях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ЭКЗОРЦИЗМ СМЕРТИ

"Прочь, смерть, я тебя не боюсь!"- песня жнеца, "Волшебный рог мальчика"

"Песня, напротив, призывает, ненавистен тот, тот, кто гибель бы своим на копьях принес" Ливий, 1. viii

  
   Это очень простое волшебное заклинание включает в себя один из секретов мудрых женщин, которые они никому не раскрывают. Оно совершенно языческое, там нет ни малейшего следа христианства, хотя оно используется в тех случаях, когда предполагается, что будут произведены все необходимые обряды католиков. Оно основано на древнем поверье, что можно отвратить смерть, если колдунья произнесет определенное заклинание, и интересно в некоторых аспектах, показывая степень, в которой старое этрусско-римское колдовство живо в сельских районах Тосканы - хотя нет в нем недостатка даже в тени флорентийского собора, насколько мне известно.
   Я верю, что не совсем точно назвал его "римско-этрусским". Фактически такая религия как та, что придерживаются strege и ее покровители, восходит к временам, упоминаний о которых не сохранилось. Греко-римский политеизм умер прежде, чем возникло христианство, а до того было этрусское, осканское, сабинское или умбрийское и задолго до всего вышеперечисленного простое колдовство татарского шаманизма. Все это я собрал, с большим или меньшим количеством римских и этрусских следов, но самым главным было то, что существовало тысячи лет назад, и это мы имеем сегодня. Но о заклинании:
   "Когда дома кто-то болен, и все опасаются, что он умрет, идите к ведьме и скажите ей: "Мне нужна твоя услуга, чтобы смерть не пришла к больному- malato".
   Чтобы смерть вдали была,
   Что, скажи, нам нужно делать?
   Потом ночью, когда ожидается, что смерть придет, ведьма спит, и смерть ей является во сне и объявляет ей, что в некий день больной будет предназначен ей и окажется в ее власти.
   В ту ночь, когда смерть является за своей жертвой, ведьма берет тыкву, делает ей глаза и нос и две дырки, кладет туда два стручка фасоли так, и с фасолью кажется, что у тыквы рога (la jettatura, так зовутся в Тоскане рога) и начинает читать заклинание, вот такое:
   Смерти дух, тебе скажу,
   Не остаться мне с тобой,
   Знак волшебный наложу,
   Чтоб больной нашел покой,
   Как увидишь ты рассвет-
   Ты уйдешь, а он проснется,
   Встанет он - и смерти нет,
   Горе больше не вернется.
   Картина, когда ведьма бросает вызов смерти, является очень яркой, все это может быть предметом изучения художников, я же уверен, что вышеизложенное держалось в тайне от священников, но это справедливо по отношению ко всем заклинаниям, приведенным в моей книге.
   Овидий детально описывает церемонию, которая, в сущности, является той же самой. В Риме был праздник искупления, посвященный Лемурам, духам смерти, 9, 11 и 13 мая, его целью было отогнать смерть прочь на весь следующий год.
   "В полночь отец семейства босиком ходил по дому и делал пальцами знак, отпугивающий духов. Signaque dat digitis, medio cum pollice junctis--occurrat tacito ne levis umbra sibi (прим.пер.-знаки, когда соединялись большой и средний палец, так, что получались рога). Потом он омывал свои руки в чистой воде, клал бобы в рот и бросал их у дома, не оглядываясь, и девять раз произносил: "Это я делаю, и этими бобами я освобождаю себя и свою семью!"
   Он снова мыл руки и, пока он их мыл, он повторял девять раз: "Manes exite paterni!" (очищайтесь, руки отцовские), потом он мог оглянуться, и церемония была окончена.
   Голова из тыквы здесь не упоминается, но есть бобы и jettatura. Однако Преллер четко заявляет, что со временем церемония Лар превратилась в одно из самых ужасающих явлений, с пугалами и чудовищами. "Она сопровождалась появлением подобий скелетов и ужасных фигур". Это идентифицирует тосканское заклинание с римской церемонией, тыква, очевидно, должна представлять череп. Даже сейчас пустая тыква со свечой, зажженной внутри, как полагают, предназначена для того, чтобы указать череп с горящими глазами, это хорошо известно всем сельским жителям, и Бром Бонс использует его в "Легенде о сонной лощине" Вашингтона Ирвинга, чтобы напугать Ичэбода Крэйна. Это значит, что смерть отпугивает ее собственное подобие. Так среди вавилонян и жителей Ниневии, как можно узнать из "Халдейской магии" Ленормана, величайшие силы зла, к которым и относится Смерть, не боятся ничего так сильно, как своего собственного подобия, по этой причине везде были расставлены ужасающие фигуры, чтобы защитить свои дома. Зеркала также являются защитой от демонов. Я не сомневаюсь, что в Средние века питали склонность ко всему странному и эксцентрическому, и даже склонность к гротескному увеличению числа духов была связана с тем же странным верованием. Есть странная разновидность гомеопатии, встречающаяся во все времена, связанная с разнообразнейшим применением similia similibus curantur, уничтожением колдовства колдовством, изгнанием чертей чертями, исцелением оружием, нанесшим рану, что дошло до совершенства у Парацельса. Это не случайность, слишком часто это происходит, чтобы быть случайностью или результатом взаимосвязанных причин, и верю, что начало этого - первобытная вера в то, что Смерть боится Смерти.
   Я верю, фактически, львы и чудовища в основании колонн были возвращены из Византии в архитектуру Вавилона и Ниневии, поэтому размещение гротескных образов демонов, бесов и духов имеет подобный исток в той же самой стране по причине того, что дьявол избегает подобия себе. Это очевидно сохранилось в тосканском Экзорцизме Смерти. Эта вера объясняет присутствие в христианских церквях огромного количества странных фигур, которые всегда были загадкой для исследователей древности. Их предназначением было изгнать бесов.
  
  
  

ЗАКЛИНАНИЕ КОЛЫБЕЛИ

   Когда я родился, это было в старом городе Филадельфия, у меня была няня, старая голландка, по имени ван дер Пол, в которой было что-то от ведьмы, или же она, как все старые голландские женщины, хорошо была знакома с оккультизмом. Однажды меня, когда я был ребенком, потеряли вместе с моей колыбелью. В панике обыскали весь дом, наконец, меня нашли в моей колыбели на мансарде. Вокруг были зажженные свечи, рядом лежала раскрытая Библия, на мне было блюдце с солью. Я думаю, что там были также ключ или ножницы, а также деньги, но в этом я не уверен. Объяснили, что это была церемония, предназначенная даровать мне успех, а также будущее счастье. Авторитетные труды уверяют, что это содействует тому, что дитя "поднимается" в жизни, лестница, ведущая вверх, символизирует восхождение, человек, которого несут, будет адептом оккультного знания, а также волшебства и магии.. Из "Журнала американского фольклора", июнь 1892 года я узнал, что среди потомков немецких колонистов в Северной Каролине "первый раз, когда ребенка выносили из детской комнаты, его должны были поднять верх по ступеням", "или он не попадет на небеса", "если дверь открывается вниз, то тот, кто несет ребенка, должен встать на стул или книгу с ребенком на руках". (Н.СНоук).
   Это тосканская ведьма сразу же узнала как известный обряд и объяснила, как он соблюдается в Романье, следующим образом:
   "В Романье есть ведьмы хорошие и плохие. Когда они связаны с какой-либо семьей или каким-либо местом и видят, что там рождается ребенок, они тайно заходят в дом, берут ребенка в колыбели (culla) и несут на чердак или мансарду, то есть комнату, расположенную выше всех, под крышей. Потом ведьма вынимает из колыбели ребенка в пеленке (saconcini), его голову посыпает крупной солью, а открытая Библия кладется у его стоп. Потом помещают в каждый угол кроватки четыре серебряные цепочки и четыре золотых кольца, две зажженные свечи ставятся у головы ребенка. С цепями колыбель подвешивают к стропилам (sospesi al palco), и ведьма повторяет:
   Сотворила это я-
   Ради этого дитя,
   Не семью его люблю,
   Только ради самого,
   Пусть он взмоет вверх, взлетит,
   Пусть великим станет он!"
   Поистине доброе пожелание, если бы оно всегда действовало, в мире не было бы недостатка в талантах. В итальянской церемонии ведьма должна после повторения заклинания отойти не оглядываясь и не возвращаться домой в этот день, последнее условие древнего латинского происхождения. Заклинание говорится прозой, не поется.
  

ГАДАНИЕ СО СВИНЦОМ

   Обычай, связанный с гаданием расплавленным оловом или свинцом, который льют в воду, как отмечает Фридрих, принадлежит величайшей древности, такой вывод можно сделать только на основании того, как давно каждая раса знакома с этими металлами. Церемония состоит из плавки свинца (воск также использовался латинянами), выливания его в воду и распознавания в фигурах будущих событий. Потом их приносили к постели человека, которому предназначалось гадание, затем под влиянием изображений сон должен был подтвердить то, что должно было произойти. Едва ли возможно то, что в голову людям из разных стран пришла идея гадать с помощью форм, которые может принять расплавленный металл, но то, что им следовало бы брать его в постель - гораздо менее возможно, чем то, что суеверия временами передавалось от народа к народу. Теория спорадического или независимого изобретения мифов, обычаев и суеверий в конце концов стала донельзя экстравагантной, так, что мы должны поверить, что человек на стадии варварства, задолго до того, как он задумался о чем-либо еще, придумывал все это в одиночестве, где бы он ни жил, и весь фольклор, который сейчас имеется, он ревностно хранил в границах собственной расы, куда бы он ни шел! Идей, которые "естественным образом" возникают у дикарей и крестьян, в действительности, очень мало, это знают те, кто жил среди них, и это подтверждают те в Романье, у кого нет таких суеверий, которые не были бы так стары, как те, что пришли со времен древних римлян.
   Такое гадание с расплавленным свинцом выглядит следующим образом:
   "Вы должны взять три семени розы, три листа крапивы, два листа руты и два семени тмина. Сложите все вместе. Затем возьмите свинец, в полночь зажгите две свечи из сала, связав их вместе красной лентой. Потом возьмите тарелку, положить туда свинец и травы, травы последними, то есть, поставьте тарелку на огонь, когда он начнет плавиться, положите туда травы. Вылейте свинец в воду и посмотрите, какие формы он примет.
   Если он будет в форме реки (fiume), это плохой знак. Но его можно использовать для того, чтобы подбросить в дом врага и причинить ему зло.
   Если свинец можно бросить в проточную воду, где он принимает форму купели (fonte), это хороший знак, он должен храниться в красной сумке, которую нужно привязать к рамке постели и положить в постель, позаботившись о том, что его никто не коснется.
   Когда свинец и травы кладутся в тарелку, нужно произнести:
   Это делаю я,
   Чтоб узреть судьбы знаменье-
   Будет доброй или недоброй?"
   У меня есть другое описание этой церемонии, в деталях оно выглядит следующим образом:
   "Расплавьте свинец, смешивайте в нем семена розы, листья руты и три зернышка тмина. В полночь зажгите две свечи, связанные красной лентой. Когда он расплавится, выставите его за око и произнесите:
   Ведьмы, ведьмы, ведьмы, ведьмы!
   Беспокоит вас метла?
   Я ее убрал для вас,
   Ведьмы, пятница ваш праздник!
   Окажите же мне милость,
   Пусть свинец купелью станет,
   Это знак моей удачи!
   Пусть не станет он рекой,
   Это злой, недобрый знак!"
   Это произносилось невпопад и смешивалось с обычной речью так, что я не мог отличить, где заклинание, а где - объяснение.
   Затем мой собеседник продолжил следующим образом:
   "Положите свинец в виде купели в сумку и подбросьте в дом того, кому вы желаете удачи, и произнесите:
   Не свинец я здесь бросаю,
   А удачу,
   Счастье в дом ваш пусть придет!
   Но чтобы причинить вред врагу, нужно бросить свинец в виде реки в его дом и сказать:
   Не свинец я здесь бросаю,
   А злой рок!
   Пусть несчастен будет дом сей!
   Когда свинец в форме реки- это плохой знак, чтобы отвратить зло, нужно положить свинец в камин, кусочек свинца, или в угол, а в огонь бросить траву, которая в Романье зовется felchsa, по-итальянски frecce (папоротник). Это растение заставляет ведьм страдать, пока оно горит, нужно произнести:
   Эти травы я сжигаю,
   Чтоб вы прочь ушли, о, ведьмы!
   Милость я просил и вижу,
   Не пришел никто ко мне!"
   Я считаю, что смешивание свинца с пеплом растений и семян истинно древнего римско-этрусского происхождения, ибо рута, крапива, семена розы и тмина встречаются в старинных заклинаниях, с которыми мы уже ознакомились. Но то, благодаря чему церемония становится законченной, то, что является наиболее любопытным - это сжигание листьев папоротника, чтобы уничтожить чары ведьм. Мне особенно пояснили, что это очень мощное средство против всякого колдовства и недоброго воздействия, в любом случае, это мистическая и странная трава. О нем Фридрих пишет:
   "Существует множество ассоциаций, связанных с колдовством, магией, суевериями, где фигурирует эта трава, большинство из которых держатся в секрете. К папоротнику относились с особенным уважением, с ним связывали множество полезных свойств, силу, направленную против злых духов. Корни же использовали для того, чтобы вызвать добрых и злых духов. Пять ответвлений от стебля, как предполагалось, представляли собой руку и должны были символизировать удачу, это звалось рукой удачи или рукой Иоанна, ее носили как защиту от несчастья или колдовства".
   Свинец и пепел должны были быть соединены вместе, это имело особое значение.
   Гадание со свинцом означало то, что получаются с помощью заклинаний различные фигуры или формы, это было тесно связано с выливанием яичного белка в воду, по формам, которые он примет, можно было судить о том, какое будущее может ожидать применительно к заданному вопросу. Это гадание старо, как мир, и повсеместно распространено, но в Тоскане его практикуют следующим образом:
   "Возьмите стакан воды ровно в полночь. Пролейте туда ячный белок и произнесите:
   Пока тебе яйцо,
   Ведьма злобная, тебе!
   И поставлю на окно,
   Пусть покажет мне оно,
   Что мне будет суждено".
   Через двадцать четыре часа нужно рассмотреть его. Если оно примет форму кладбища, это означает смерть в семье. Если покажется церковь и священник с благословлением, это означает свадьбу. Звезды предвещают счастье. И если покажутся черты какого-либо человека, это означает удачу от кого-либо".
   Ведьмы, которые вовлечены в гадания на яйцах, должны быть особенно приятными дамами. Сначала им угрожают проклятьями, затем скромно просят организовать так, чтобы предсказание сбылось.

ГАДАНИЕ С МАСЛОМ

"Масло- евангельский знак мира, спасительной благодати и милости божественной" Коциус "История и исследование священных растений", Vlissing, 1664.

   Есть во Флоренции улицы, недалеко от Синьории, дома на которых были, возможно, еще времен Данте - кто знает?- кому ведом возраст чего-либо на сей земле, где вокруг много реликвий древней культуры и ничто не кажется таким странным, как новое? В одним из таких домой я вошел, все было в полной темноте, почувствовал, что нужно идти наверх, к невидимой двери, постучал и вошел в большую комнату, отделенную от другой только лишь огромной древней аркой. Легкий свет. Льющийся из одного окна, он создавал рембрандтовскую картину. За столом сидела гадалка, перед ней был стакан с водой, в которую она со странными жестами, произнося заклинание, лила масло из бутыли.
   -Che fai- что ты делаешь, дочь тысячи ведьм?
   - Incantesimo- заговор с маслом. Хочешь узнать, как это делать?
   Да, я хотел узнать. Мне было известно, что гадание с маслом было запрещено законом, божественным и человеческим, церковью и государством, даже эдиктами Карла Великого, это было во все времена secreta rariora (прим.пер.- необыкновенный, редчайший секрет, лат.), который ведьмы хранили для особенных случаев. Автор rinum Magicum, sive Secretorum Magicorum Opus, говорит нам: "Aliqui itidem aquam in vitreum catinum effundunt, oleique guttulam admiscent et sic in aqua mira se cernere posse putant" или "некоторые вновь роняют капли масла в стакан с водой и думают, что в воде они увидят то, что должно свершиться". Это все, что ему было о том известно, несомненно, если бы он знал больше, он бы нам об этом рассказал.
   Однако в моем присутствии обряд был совершен полностью, точно, искренне, как он свершился, я записал его, шаг за шагом:
   "Возьмите флакон с маслом, небольшой, с ним трижды начертайте знак креста на руке и на лице и скажите:
   Во имя неба,
   Луны и звезд
   Я прогоню невзгоды!
   И пусть придет удача!
   Затем тем же самым флаконом в правой руке начертать над стаканом с водой знак креста, так же от стороны к стороне, также сделать corna или jettatura указательным пальцем и мизинцем левой руки вытянутым и средним и безымянным пальцем сомкнутыми или придерживаемыми большим. И, делая все это, расставленные пальцы положить на край стакана. Делая все это, stega повторяет:
   Befania! Befania! Befania!
   Ты причина сей беды,
   Отгони же ее прочь!
   Затее вылить туда или очень аккуратно капнуть три капли масла. Если они сольются все сразу, это хороший знак, это утвердительный ответ на любой вопрос. Если вы хотите узнать, случится ли то, к чему вы стремитесь, встретите ли вы друга или нечто подобное, все будет так, как вы хотите. Но если три капли останутся отдельными, это плохой знак или отрицание.
   Что тщательно изучить все возможности, церемония повторяется три раза. И каждый раз воду с маслом нужно выливать на улицу или во двор. Если там первым пройдет мужчина- это благоприятный знак. Если женщина - неблагоприятный. Потом нужно еще раз сделать знак castagna, или каштан, поместив большой палец между средним и указательным, этот знак намного сильнее, чем corna (даже ранние римские писатели называли его ужасным). Обратите внимание на то, что это все делается на краю бокала левой рукой, в то время как правой нужно лить масло в воду так искусно, чтобы из масла получился крест, или пятна масла пересекли воду (которую заново налили). Затем нужно перекрестить голову и лицо три раза, повторяя заклинание Befania как ранее (все это было сделано с невероятной скоростью).
   Если в итоге предсказание оказалось неблагоприятным, нужно капнуть в стакан чанную ложку соли и повторить заклинание Befania. Если масло примет беловатый оттенок, это означает, что все хорошо, Befania идет на уступки, что все еще может сложиться благоприятно.
   Но если ее не трогало ни одно заклинание, ни то, что в стакан падала священная соль, то уронить горячий уголь в стакан было последним средством, дьявольски безрассудным:
   "Flectere si nequeo superbos Acheronta movebo."
   "Если уговорить не смогу, заставлю силы ада.
   Так смешивалась вода и масло, невзирая на всех дьяволов. И это вы должны делать с сильным, неистовым чувством оттого, что, хотя все знамения против вас, вы побеждаете сильной волей. Но прежде, чем оставить это занятие, кое-что нужно было сделать, это выразить благодарность духу огня, который хоть сам по себе и невелик, но он до крайности языческий, я не сомневаюсь, очень древний:
   О, огонь благословенный!
   Твое пламя бесконечно,
   Ты даруешь там тепло!
   Я прошу тебя сожги,
   Эти чары злые, с ними,
   Пусть сгорит, кто наложил их".
   Как и в старых латинских обрядах уголь и все остальное нужно бросить в поток и уйти, не оглядываясь. Fers cineris Amarilli foras, rivoque fluenti, transque caput jace, ne respexeris.
   "Вынеси остывший пепел наружу, брось в поток воды и уйди, не оглядываясь". Читатель же пусть сам сравнит это заклинание с известным гаданием пепла.
   Я должен признаться, что питаю огромное уважение к этому виду гадания, особенно к последней его части, раскаленному углю. У ведьм с собой была scaldino, глиняная печка в форме корзины, такую же имели ее предшественницы во времена Вергилия и задолго до того во времена Тарквиния, и потом, когда шипящий уголь бросали в воду или масло, ее лицо озарялось прекрасным выражением, как у колдуньи, которая бросает вызов демону. Это была прекрасная картина, и великий художник должен быть вдохновлен взором глаз под копной спутанных волос. И мой разум устремился от ведьм Везувия к ведьмам Верлигия, Апулея и Теокрита, кто видел то же самое древнее и прекрасное лицо, несомненно, в экстазе от горящего угля.
   Другие гадания: "сказать свое слово", "дать вам", "да или нет"- также совершаются с ним.
   Но в этих случаях вы начинаете произносить умиротворенное, заклинание с маслом, если вы язычник, нежное, обращенное к планетам. Вы предоставляете судьбе все возможности, вы расточаете магические любезности, церемонии. Но вы не сдаетесь, если даже очевидно, что ответ будет неблагоприятным. Вовсе нет. Вы переходите к величайшей остроте соли. Соль также сама вежливость, но намекает на то, что под вашей бархатной перчаткой скрывается железная рука, что вы заняты делом, вы дойдете до конца. А потом- если с солью не получится- на помощь придет красный, горячий уголь. Даже если на вас упадет небо, вы удержите его своим копьем и бросите вызов дьяволу. Другими словами, того, что должно случиться, можно добиться тем или иным способом, если быть настойчивым в заклинаниях. Это соответствует молитве и покаянию- в какой бы то ни было религии- все они учат тому, что будущее может быть изменено или сотворено так, чтобы угодить тем, что "благ".
   Возможно, читателю и не пришло в голову, что все эти гадания эквивалентны молитве, сопровождающейся формальностями. Когда религиозные люди- так часто делается в Америке- собираются, чтобы молиться на определенную тему или с определенной целью, это полностью тождественно гаданию с маслом и солью и вызыванием Befania. В 1859 году когда Теодор Паркер был настроен крайне враждебно к религиозным радикалам всех сект, пресветерианские благочестивые леди собрались вместе, дабы он ушел из жизни, и его скорая смерть была приписана их старанию и их рвению. Никто не делал из этого секрета- это восхвалялось в религиозных газетах. Когда-то я был редактором Vanity Fair в Нью-Йорке, одна леди написала поэму, изящно высмеивающую это вудуистскую работу, я же нарисовал к ней иллюстрацию, которую опубликовал. Не вижу разницы между благочестиво молящимся за то, чтобы пришла смерть, и самым ужасным колдовством, описанным в этой книге.
   Каждая попытка упросить или заставить Сверхъестественное или Неизвестное дать некое знание или оказать милость, будь то молитва, пост, заклинания, обряды - есть колдовство, какое бы название мы для него не нашли. С начала времен людей терзали, умерщвляли, всевозможным образом, католики сожгли, заточили в тюрьмы буквально миллионы, магометане, брамины и добросердечные индусы сделали все то же самое, что было в их силах, и никто из них даже не задумался, что они были тенью или темным пятном той же самой первобытной ведьмы и дьявольской тьмы.
   Разгорается свет, который со временем это разгонит. Это солнце науки. И со всех сторон мы слышим уверения в том, что большинству людей стоит пребывать в древней темноте, нечто в этом роде. "Должна быть религия, что же большинству делать, как не придерживаться какой-либо религии?" (Никогда в своей жизни я, кстати, не встречал человека, который бы определял себя как относящегося "к большинству"). Или "вы бы отняли у человека его самую трепетную веру- с того времени, когда он был маленьким ребенком- веру в ангелов и Бога и т.д.?" Ответ на это прост и понятен: если родители являются достаточно сведущими, чтобы быть честными во всех их взаимоотношениях и знают, как научить ребенка тому же самому, в надлежащей форме для любого чувства не будет недостатка, ибо оно есть в самой человечности.
   Другой способ использования масла - не для гадания или для воинственных ведьм, но для того, что заколдовывать или зачаровывать людей. Он заключается в том, чтобы украсть из церкви немного масла для крещения, если вы достанете его, если нет, тогда нужно то, что благословляют и кладут в лампады, до того как это с тем же успехом сделают Дева и святые. И если девушка помажет им губы, мужчина ее поцелует.
   Он будет охвачен дикой, странной любовью,
   Он не услышит преисподнюю,
   Он не услышит небеса.
   Нет, все затеряется в помрачении и поклонении demoiselle Ю l'huile (прим.пер.- дева масла, фр.), которая предстанет перед ним, сравнение с сардиной будет как нельзя кстати. Он должен заполучить ее, невзирая на потери. Сейчас, так как величайший итог и цель всей сущности и жизни всех итальянских и некоторых английских женщин - породить в мужчине подобное чувство, уже не удивительно, что кражи масла продолжают происходить в огромном количестве. Это очень древний нечестивый обычай, священники, которые смотрят на всяческую магию и колдовство, кроме своей собственной, как на вдвойне проклятую, считали его крайне нечестивым. Павел Грилландус, который в свое время, как он гордо нам о том сообщает, приказал пытать и сжечь живыми сотни еретиков и ведьм, приводит следующий рассказ о непокорных девицах, которые крадут святую воду, чтобы приворожить любовь:
   "Не прошло и года с того момента, когда я допрашивал двух развратниц и бесстыдниц (due impudice mulieres) в Риме, которых держал в заключении преподобный местоблюститель преподобного папского викария (Грилландус был "в обществе" того времени и не упускал случая показать вое мастерство) и во время допроса (допрос подразумевал дыбу и раскаленные тиски) я обнаружил, что они взяли масло для крещения и помазали и губы, произносили при этом: abrenuncio tibi (прим.пер.- отрекаюсь от тебя), то было сделано, если бы они поцеловали мужчину, он бы их полюбил. Но, несмотря на всю их силу, они искупили свое преступление, потерпев заслуженное наказание.
   Это означает нечто более ужасное, чем дыба и раскаленные тиски, convicta et combusta (прим.пер.- обвинена и сожжена, лат.), ибо такая святая решетка, Grillandus, в те времена такое наказание было общим местом.
   Однако, невзирая на церковь и костер, девушки в Италии продолжали этим- воровством масла - заниматься, ничего удивительно в том, что даже страх перед пыткой уверенность в вечных адских мучениях не могли отвратить истинную дочь Евы от совершения чего-либо, что могло вызвать поклонение перед ней. Так, как делается то сейчас, мне описала одна из тех, кому был хорошо знаком процесс:
   "Когда женщина хочет вдохнуть искреннюю любовь в какого-либо мужчину, она должна пойти в церковь, в то время как священник и женщины поют благословления, и взять от горящей перед святым- мужчиной лампы (pure che non sia una santa- нужно, чтобы это не была святая, итал.) три капли масла, их нужно благословить, но только указательным пальцем, положить в маленькую тарелку или блюдце (piattino) и произнести:
   То не масло я беру,
   Я беру благословленье
   От святого дорогого
   ....(здесь должно быть имя святого)
   Пусть оно к моей любви
   Перейдет, и никогда
   Сердце страсть пусть не покинет!"
   Потом маленькую тарелку нужно было унести домой и тщательно спрятать так, чтобы ее никто не увидел, три пятницы подряд губы нужно было мазать маслом. И целуя губами любимого, девушка должна была произнести:
   Я целую тебя,
   В тайне от всех,
   Нежно я люблю тебя,
   Я люблю тебя всем сердцем,
   И Святой..... пусть подтвердит-
   Правду говорю, лишь правду!
   Вскоре станешь ты моим!
   Вскоре женишься на мне!"
   Из того, что юные девушки говорили и совершали столь мелкие и незначительные вещи, их мучили раскаленными тисками, их конечности выскакивали из суставов на дыбе, на них лили кипящее масло (см. vide Хорст, DФmonomagia, Шпренгер, &c.), и их сжигали заживо. Это считалось в Риме, перед Папой, согласно его приказу, когда власть католической церкви была наиболее сильна, бесспорной мудростью и христианским человеколюбием, светом, сладостью, кротостью и милосердием.
   Я верю, что нынешняя итальянская церемония показывает нам истинную сущность и все настоящие детали воровства масла. Я не верю в то, что такие слова, как "abrenuncio tibi" когда-либо были произнесены. Священники в своих обвинениях всегда заявляют, что ведьмы отрицают христианство и осуждают его, но этого все можно едва ли найти в колдовской практике, как это они излагают сами в действительности, учитывая то, что мы можем им доверять. Целью похищения масла было получение мистической оккультной силы и власти благословления, которое давал священник, иначе зачем его красть, какой был бы в этом смысл, если отрицать его действенность? Правда, не так много смысла в любом обряде, священника или ведьмы, но тот, что есть- с женщиной, которая не желает ничего жестокого или бесчеловечного, а всего лишь иметь возлюбленного.
   Не магия, волшебство или колдовство, когда священник произносит нелепое заклинание или заговор, или благословление над маслом, над маслом, чтобы перед лампой зажечь его или коснуться им грешника на смертной одре. Но если девушка берет несколько капель той же самой заколдованной жидкости, чтобы привлечь любовника- это преступление, один из смертных грехов.
   Рассказывают, что, когда армия союзников Париж захватила в первый раз, казаки не только выпили все масло из уличных фонарей, но и полные нечестивых помыслов они осушили до дна все, что было в церквях. Сейчас, если кража трех капель oleum benedictum (прим.пер.-благословенное масло, лат.) глупой юной девушкой стоит ей всех пыток Святой Инквизиции, и после того прохода "через пламя материи и времени в пламя нематериальное и вечное" на что же нужно осудить грязного, небритого дикаря, который согрешил всеми возможными способами, еретика казака, который "испил" целую лампу? Воображение трепещет от ужаса перед такой ужасной нечестивостью. Когда вы посылаете свою модистку, служанку, "женщину" в бездну ада (как Яков Беме называл ее), в адскую преисподнюю, что вы можете сделать с гораздо большим преступником? Над этим стоит поразмыслить!
   И за этим скрывается странная мораль. Я, читатель, был, в этом отношении ты мысленно со мной -в нечестивой молельне ведьм, где, согласно свидетельствам мудрых и прекрасных мужей, живших сто лет назад, Сатана присутствовал лично, украдкой взирая на нас, кто:
   Страстно искал ночью
   Грешных удовольствий.
   И мы проводили церемонии, которые определенно были названы проклятыми всеми величайшими авторитетами обеих церквей, католической и протестантской, таким авторитетами, заметь, как Лютер, в которые они безоговорочно верят и на которые ссылаются. Да, этими делами с маслом, с углем и горячей водой мы предаем себя вечному проклятью, без всякого искупления, через все цвета радуги, от красного до фиолетового. Вот через что, читатель, я ради тебя прошел! "Повод помолиться",- сказал бы брат Иоанн.
  

ПИРОМАНТИЯ И ЛАДАН

"Огонь является священным и почитается как божественный, потому что по сути он является чистым элементом, и поэтому его жрицы должны быть девственницами"

Фридрих, "Символика природы", p. 60.

   "В огне прежде других элементов совершались все важнейшие обряды, который сам бы приблизился к небу" Полидор Вергилий "Об изобретателях вещей"
   Автор Trinum Magicum (1611), говоря о старых римских гаданиях, подробно описывает то, что с производилось с огнем:
   Он говорит:
   "Это называется пиромантия, когда измельченную смолу бросают в огонь. Если пламя сразу вспыхивает, это добрый знак, если языки пламени тонкие и отделены друг от друга, это несчастливый знак, если оно вспыхивает в трех местах, то случится нечто хорошее или итог будет хорошим, если оно рассеивается, это означает мучительную смерть, если раздается треск и щелчки, это означает несчастье, если оно быстро гаснет, это к большой беде".
   В смолу здесь включают ладан, или же подразумевают под ней.
   Идентичность современной тосканской пиромантии со старой римской, будь то наблюдение за огнем, бросание зерна, листьев мака на угли, очень заметна. Мне о том рассказали следующее:
  
  

ПЛАМЯ

  
   "Подожгите древесину, если она поджигается с трудом, и при этом огонь получается некрасивый (brutte) или маленький- это плохой знак, как относительно событий, так и применительно к тому, что произойдет в нашем сознании. В Романье старики говорят, что если вы хотите знать, как сложится будущее, вы должны внимательно изучать огонь, если он горит хорошо, все сложится замечательно, если плохо, все окончится плачевно (1)
   Если при этом видно один сноп пламени, большой и яркий - это знак удачи, несколько языков, или если он появляется то на одной стороне, то на другой, с треском- это значит, что скоро к вам в гости придут родственники или друзья.
   И прежде чем вопрошать огонь, если вы хотите получить добрый знак, вы должны произнести:
   О, огонь, благословенный!
   Ожидаю я удачу,
   Я надеюсь на нее,
   Если будешь благосклонным
   И подашь мне добрый знак.
   Цветные и разнообразные языки пламени подобны испорченным".
   Это очень живо перекликается со следующим отрывком из "Эдипа" Сенеки:
   Тиресий: Что ж пламя -- щедрое объемлет пиршество?
   Манто: Вдруг полыхнуло ярко -- и упало вдруг.
   Тиресий:Стоял ли прямо светлый и блистающий
   Огонь, взметнув до звезд пыланье чистое,
   По ветру разметавши пряди дымные,
   Или по краю полз, пути не ведая,
   Клонясь к земле клубами дыма мутными?
   Манто: Нет, многовиден был огонь изменчивый.
   Как сплетена Ирида дожденосная
   Из многих красок, темных туч предвестница,
   Дугой полнеба пестрой охватившая,
   Так и огонь: какого цвета не было,
   Какой в нем был, не скажешь. В желтом синее
   320 И красное мелькало, сверху тьма вилась.
   Но вот в раздоре разошелся надвое
   Огонь; враждебно пепел разделяется
   Единой жертвы (перевод С.А.Ошерова)
   Вышеприведенное в точности соответствует современным знамениям и заклинаниям.
  

ЗЕРНО НА УГЛЯХ

   "Существовала,- отмечает автор Trinum Magicum-другая разновидность пиромантики".
   Нужно было бросить семена кунжута или черного мака на горячие угли, поднимающийся дым рисует знаки, как отмечает Дион Кассий. В Тоскане гадание выглядит следующим образом:
   "Возьмите из уродившегося несколько зерен(chicchi), положите их на угли, если они лопнули или защелкали, это знак, что урожай в следующем году будет хорошим. Если они не полопались, то плохим. И поджаренные зерна так же используют, но я ничего об этом не знаю".
   Это, пожалуй, настоящий способ гадания, которому следуют давно.
   Ранее использовали пшеницу, ячмень или стручки мака, но позднее узнали, что кукуруза, или маис, взрывается или "подскакивает" намного лучше, и она послужила хорошей заменой. Нижеследующее есть не что иное, как подробный отчет об этом гадании:
   "Возьмите несколько зерен gran Turco- кукурузы и положите их на тарелку, на огонь, в полночь и скажите:
   Кукурузу я беру,
   Соберутся черти в круг,
   Вас я сказать я мне молю-
   Любит ль тот, кого люблю?
   Если в полдень он придет-
   Под венец со мной пойдет,
   Для того прошу я дать
   Зернам облик и гадать:
   Если сердце- милый мой
   Вечно будет жить со мной,
   А цветок- то свадьбы час,
   Грянет скоро он для нас.
   Он не любит - будет так,
   На углях -лишь пустота,
   Пусть сгорит зерно в огне,
   Нет цветов и сердца нет!

ЛАДАН НА УГЛЯХ

   Это гадание используют, чтобы определить, кем околдован тот или иной человек, также для того, чтобы отвратить злые чары.
   "Возьмите scaldino (сосуд, покрытый глазурью, напоминающий по форме корзину) с раскаленными углями, возьмите ладан и тмин и положите их на угли. Потом с большим ножом в левой руке, со scaldino в правой идите в комнату, под кроватью и над кроватью, перемешивайте ножом содержимое и все время благословляйте. И пока тмин и ладан горят, произнесите:
   Я вонзаю нож не в ладан,
   Я его вонзаю в тело,
   Я его вонзаю в душу,
   Колдуна, что неудачу
   В дом привел мой!
   Когда весь ладан сгорит, нужно положить в scaldino лист желтой бумаги (обязательно желтой) и два гвоздя, связанных в виде креста. Если вы не знаете, кто причинил вам вред, бросьте ладан и уголь в бегущую воду или реку. Но если вы кого-либо подозреваете, вы должны отнести scaldino с углем в ней к его дому и спрятать под крышей там, где его никто не сможет найти. Не забывайте, что там должны быть скрещенные гвозди. Тогда виновные будут вынуждены или принуждены устранить ущерб или убрать заклятье, так как с того момента, как будет сделано вышеуказанное, они не найдут покой".
   Понятно, что для того, чтобы этого достичь, ладан должен гореть легко. В старых римских заклятьях (huc illud pertinere puto de NymphФ o prope Apolloniam) (которое, полагаю здесь относится к нимфе или к самому Аполлону- лат.) берется ладан, произносится молитва или заклинание, и ладан бросают в огонь. Если он сгорал, это было благоприятным знаком, если же он вылетал из огня с треском и сгорал, если за ним вылетали языки пламени, это также было хорошо. Это исключало возможность смерти или свадьбы--morte nuptiisque exceptis.
   Хотя есть различия и в методе, и в цели, достаточно много и общего между древней и современной церемонией, и это дает право сделать с уверенностью вывод, что последнее выросло из древнего латинского источника.
   Существует также одно очень интересное, и, очевидно, древнее заклинание, связанное со сжиганием ладана, оно предназначено, чтобы изгнать всяческое зло или призвать удачу от таинственной ведьмы, называемой Бефания.
   "Возьмите ладан, и самого лучшего и более низкого качества, также семена тмина. Приготовьте новую scaldino, которая хранилась специально для этого.
   Если происходит так, что какие-то дела идут плохо, наполните scaldino (или блюдо для огня, что ставится на землю) горячими углями, возьмите три щепотки самого лучшего ладан и три того, что похуже, положите их в fila, в ряд на порог двери. Возьмите оставшийся ладан и тмин и положите их на горячие угли, носите его, покачайте на кроватью, на каждым углом, и скажите:
   Во имя неба,
   Луны и звезд
   Тревоги пусть
   Удача сменит,
   Befania! Befania! Befania!
   Сделай то
   И принеси удачу
   Мне и дому моему.
   Когда все сгорит в scaldino, осветите маленькие кучки на пороге двери, перешагните через них три раза, три раза сплюньте через плечо и скажите:
   Befania! Befania!
   Befania!
   Та, что принесла невзгоды,
   Их с собою унеси!
   Затем пройдите три раза вперед и назад перед огнем, сплюньте через левое плечо и повторите то же самое заклинание".
   В Тоскане есть заклинание против сплетен, хулителей, ябедников и тех, кто разносит недобрую молву. Оно следующее:
   "Против тех, кто свидетельствует против нас ((le persone chi ciarlano sui nostro conto) возьмите ладан двумя пальцами и большим пальцем (con tre dita) и положите го на порог у двери и у окна, повесьте с грузом прялку и веретено, подожгите ладан и скажите:
   Загорайся и гори,
   Ладан, ярко, высоко!
   Пусть же злые языки
   Все сгорят, как ты горишь.
   Ты сгоришь, а я возьму
   Прялку и веретено
   Пусть сгорят они, как ты,
   Как все злые языки,
   Что меня оклеветали,
   Никогда не молвят слова,
   Прялка будет неподвижна,
   Прялка- и веретено.
   Злые наговоры, сплетни-
   Навсегда пусть все сгорят!"
   В том заклинании есть некий классический дух, грубая сила и гениальная выразительность, в tornerano- повороте и возвращении, связи прядение и недобрых разговоров, которая поистине поэтична. Но что в этом всем интереснее всего- то, что можно увидеть сходство с заклинанием, описанным у Овидия. Старуха колдует как следует, пишет он, чтобы защитить от злых языков и дурного глаза всех присутствующих. Сначала она берет тремя пальцами три щепотки ладана и кладет их у входа в мышиную нору. Потом, бормоча заклинания, она оборачивает шерстяной нитью катушку темного цвета, при этом перекатывая во рту семь зерен. Наконец, она берет голову рыбы, называемой mana (anima), смазывает ее смолой, протыкает бронзовой иглой, сшивает ей рот, подсушивает на огне, в который она наливает немного вина, оставшееся выпивает с присутствующими девушками. Это версия Прелллера, но я понял так, что катушка означает прялку и свинцовый penzolono. Tum cantata ligat cum fascio licia plumbo. "Тогда пелось, что связывает нити свинцом".
   Преллер предполагает, что rhombo- это plumbo, в целом свинец подразумевает тяжесть.Однако, учитывая все, у нас в обеих церемониях есть три щепотки ладана, прялка и веретено- все против клеветников.
   Прялка и веретено формируют важнейшую часть классической магии, и Преллер отмечает: "Кружение и обороты принадлежат самой сути колдовства". Естьлюбопытная демонстрация того в следующем романьольском рецепте для создания волшебного пугала:
  
   ЧТОБЫ ОТУЧИТЬ ДУХОВ И ВОЛШЕБНЫХ СОЗДАНИЙ КРАСТЬ ФРУКТЫ
  
   "Возьмите красные тряпки, с ними прялки и веретено, сделайте их них изображения старухи. Положите два в поле и или виноградник. Положите две метлы так, чтобы получился крест, и скажите:
   Ты, волшебное созданье,
   Кто крал фрукты- берегись!
   Берегись моей старухи,
   Она злая-злая ведьма,
   Крест из метел вас отучит
   Мои фрукты красть из сада!"
   Читателю должно показаться, что здесь есть кольцо Херрика, оно есть в итальянском варианте и в моем переводе.
   На Севере верят, что ведьм можно обнаружить с помощью огня. Вольф ("Немецкие сказки и легенды") рассказывает, что когда крестьянские дети были околдованы, разводился огонь. Если все языки пламени объединяются и образуют один, как в итальянском заклинании, первый же человек, который зайдет в дом, является ведьмой.
   В красной шапке дева
   У огня живет,
   Уголь ест и древо,
   Всем тепло дает,
   Пляшет в ярком свете,
   В ласковом огне,
   Остается пепел-
   А ее уж нет...

З

ЗАКЛИНАНИЕ ЛАМПЫ

"На празднествах в честь великой матери всего живого Нейт египтяне зажигали лампы, в которых были масло и соль- это означало новую жизнь года. Соль символизировала создание жизни и свет, что вышел из темноты, чтобы жить, поэтому они хорошо подходили для празднества"- Фридрих, "Символика природы"

  
   Живописная итальянская лампа, состоящая из длинного латунного стержня, по которой вертикально, вверх и вниз скользит чаша обычно с тремя фитилями, стержень поддерживается основанием, она римского происхождения, и хорошо знакома всем путешественникам. Она используется в магии следующим образом, чтобы, когда ребенок заколдован, обнаружить того, кто сделал это.
   "Возьмите лампадку, detta lucerna, такие лампы называются lucerna, зажгите все три фитиля, поставьте на квадратный стол, рядом положите острый нож и три булавки.
   В полночь, сидя в кресле у стола, сделайте знак jettatura (le corne). И, пожелав узнать имя того, кто заколдовывает других, вы засыпаете, оно откроется вам во сне. Но сначала повторите следующее:
   "Мария, благословенная дева, если болезнь этого ребенка (или кого-нибудь другого) происходит от некого недуга, приди ко мне во сне. Мария, благословенная дева, я вверяю себя тебе, чтобы ты оказала мне милость, чтобы он скоро поправился. Но если его околдовали, то, о, черт, вырвавшийся из ада, потуши одну из этих ламп и покажи мне, кто был причиной болезни, если это ведьма, то пусть я узнаю ее имя, пусть я найду ее в кошачьем обличье, и ее жизнь пусть продлится всего лишь три дня".
   После того заколдованный выздоравливает в течение трех дней и более не страдает".
   Особая смесь обращения к Деве и дьяволу, в дальнейшем, еще более перемешалась, очевидно, из-за того, что рассказчик заклинания не вспомнил его целиком.
   Есть другой способ использования лампы, при которым она дает имена или показывает знаки своим светом и огнями, каждый огонек должен получить имя или должен быть пронумерован. И листья табака, тлеющие фитили и магия также используются в заклинаниях. Об этом Марцелл пишет следующее (94, Гримм, p. 25):
   "Si quem coire noles, fierique cupies in usu venerio tardiorem, de lucerna quФ sponte exstinguetur, fungos adhuc viventes in potione ejus exstingue, bibendamque inscio trade: confestim enervabitur."
   Оно заключается в том, что, если вы хотите лишить кого-либо мужской силы, вы должны дать ему выпить вина, в котором был потушен горящий фитиль.
   В Тоскане это выглядит следующим образом, при этом это заклятье используется от любого недуга:
   "Когда кто-то болеет, поставьте в комнате лампу, небольшую, с горящим маслом, (una lucernina sempre se e possibile), когда она загорится, возьмите длинный, круглый нагар на свече (moccolaia), положите в вино и дайте больному выпить. Если он выпьет его добровольно, то он выздоровеет, но если он откажется сделать это, это означает то, что он не поправится.
   Именно здесь ясно, что нагар кладется в вино без ведома пациента. Я должен добавить, что предполагается, что каждая лампа имеет своего особенного духа, который может быть вызван. Так сказать, если вы покупаете одну древних ламп, хотя любая римская лампа для этого годится, читаете над ней заклинания, вполне серьезно и с искренней верой, к духу, или, что намного лучше, попросите одну из старых женщин, которые занимаются колдовством, сделать это для вас, с ладаном, тогда у вас будет свой домашний дух, эльф, фея, которая будет вам помогать всевозможными способами. В Англии говорят, что огонь, сами по себе движущиеся языки пламени, это "компания", так и итальянская девушка, которая сидит и шьет, находит себе компанию духов в мистическом и тихом, но живом свете лампы. Фитиль казался таким мистическим лорду Блейзу розенкрейцеров, что он написал об этом книгу, об этом и о благословенных секретах соли, на создание которой повлияла философия одежды из ""Sartor Resartus" (прим.пер.- роман Томаса Карлейля). Если ты хочешь такую тройную лампу, читатель, купи себе старую, она будет стоить тебе три или пять франков.
  
   Примечания:
   (1) Вуду полагают, что если перед вами лежит горящее дерево, оно сгорает с шипением и треском, это указывает на серьезные ссоры. Если уголь и искры летят к вам, все действительно очень серьезно. Чтобы отвратить угрожающие вам беды, один раз забегите в огонь и плюньте в него.- заметка Мэри А. Оуэн.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"