Лиланд Чарльз : другие произведения.

Часть 2 Глава 5. "Магия римлян и этрусков в народных традициях"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


АМЕТИСТ

Кто в феврале рожден,

Тому свободу, честность,

И мир в душе - коль скоро будет

Он аметист носить.

Девизы для дней рождения.

Блеск аметиста фиолетово- красный, его так прозвали за то, что он не дает опьянеть, он также полезен тем, кто желает учиться.

Джованни Батиста Порта, "Природная магия"

   Некогда я был знаком с одним молодым французом, он мне сказал, что является единственным человеком, кто знает древний язык Карфагена - или подобного города, он его узнал, ознакомившись с древними памятниками. "Таким образом,- спросил я,- вы можете читать древних финикийцев?" "Более того, ответил он,- я могу разговаривать". "Но с кем же вы разговариваете?", спросил я. "Я люблю монологи".
   Часто я чувствую, что это все относится к римско-этрусскому фольклору, я будто бы откапываю его заново, расшифровываю его, как забытый язык, и мы с моим французом остались единственными людьми на земле, которые знали давно похороненный язык, или заботились о нем, и, когда я говорил на нем, это и было как раз монологом. И есть очарование и величественная красота в духовном и волшебном языке древности, ибо то было время, когда весь мир двигался, и в нем говорили оракулы, в нем жили величайшие религии, и жили тогда, искренне веруя, в сияющих отблесках славы, этруски и римляне.
   И тогда, и ныне, когда я нахожу цветок ранней веры, еще растущий под обширными зарослями сорняков, охватившими весь сад античности, мое сердце учащенно бьется, и я даже начинаю разговаривать сам с собой, как я это делаю сейчас. То, что меня к этому побудило- следующее: живет во Флоренции дама, которая как-то была добра к монахине, и та послала ей три простых камня в дар, сказав, что ей больше нечего подарить. Когда я их увидел, я понял, что это были амулеты, может быть те, которые отдал кающийся грешник своему отцу-исповеднику. Одним из них был аметист, не имеющий большой ценности как драгоценный камень, в длину два с половиной дюйма, изначально, думаю, он был кельтским, позже его края сточились. Он, предположительно, относился к самой ранней древности, его унесли оттуда римляне, он был потерян и впоследствии найден для того, чтобы быть подаренным мне на Рождество в красном шелковом мешочке 25 декабря 1891 года. Два других камня были salagrana и кусок сурьмы.
   Все знают, что свое имя аметист получил за свою способность противодействовать опьянению, пока вы его носите, вино не способно навредить вам. Все это я знал, но ничего более, пока я не получил камень от своей сивиллы и не попросил ее высказать профессиональное мнение о нем. Оно было в форме, которая впоследствии меня поразила. Я обнаружил нечто крайне замечательное, хотя она на то не обратила особенного внимания, кажется, что она обращалась с камнем как с чем-то, что лично ей было хорошо знакомо, что она изучала с величайшим уважением. Мне сразу пришло в голову, что это было известный фетиш, который некогда был утерян, но традиции, связанные с ним сохранились, как у камней Вуду в Америке. И я в этом был уверен более, чем когда либо.
   "Это великолепный амулет,- сказала она, будто бы удивившись, -очень древний и очень красивый. Этот pietra avvinata, камень, смешанный с вином, винный камень, был похоронен много лет, затем его выкопали, его нужно носить для того, чтобы память была хорошей. Если кто-то хочет отравить вас или предать ((per farci qualche tradimento), а вы носите этот камень, то этого не произойдет. Носите его всегда при себе и говорите:
   Камень, камень, был у ведьмы,
   У волшебника был камень,
   А затем был похоронен,
   Похоронен много лет,
   Чтобы ты другим удачу
   Принести не мог, а я,
   Я нашел тебя, носить
   Буду я всегда тебя,
   Заклинаю тебя, камень!
   Принеси же мне удачу
   И от зла меня избавь,
   От врагов, что обмануть
   И предать меня решили,
   Если кто-то отравить
   Пожелает, опоить
   Меня винами - избавь,
   Камень, от сего меня!
   Сейчас нам известно, что аметист считался в старину средством против отравления, в котором невозможно было усомниться, так пишет Батиста Порта: "Аметист, прикрепленный к животу, избавляет от опьянения". Но я не знал, что он "хорош для памяти", под которой ведьма подразумевала, на своем простом языке, интеллект и рассудок. Гадалка же очевидно верила в то, что знаменитый амулет, согласно традиции, был похоронен недалеко от своего владельца или рядом с ним очень давно, чтобы им не завладели другие, но его магическая сила снова проявилась, особенно для меня.
   У меня было с собой почти две дюжины книг, но я не знал, что среди них есть трактат "De Gemmis" Франциска Руэуса, напечатанный во Франкфурте 1608 г. Он ускользнул от меня, будучи привязанным к обложке De Miraculis Occultis Левинуса Лемниуса. И, обратившись к своей маленькой библиотеке, отчаянно надеясь найти что-нибудь, что бы подтвердило связь аметиста и разума, я совершенно случайно нашел единственную изо всех книг в мире, которая и была мне нужна. В ней была глава De Amethysto, в которой говорилось, что он не только защищает от отравления, но и стимулирует рассудок, как заявила ведьма ""Addunt et alii malas illum arcere cogitationes, et prФcox felixque ingenium efficere" ("он отгоняет дурные мысли и делает рассудок зрелым и счастливым"). Он также приносит удачу, но здесь Руэс остается верным себе и заявляет, что он не будет пересказывать языческие и противные христианству суеверия, как это сделал я.
   Все это напоминает мне историю моей юности. Когда я еще был мальчиком и жил в Филадельфии, у меня был учитель-квакер, которого звали Якоб Пирс, он читал нам лекции по минералогии, призывал нас собирать коллекции, вознаграждая нас по пятницам "образцами" за хорошее поведение, к своему стыду, нужно сказать, что редко мне удавалось выбрать первым или вообще что-либо выбрать (хотя когда-то отвергнутый мною краеугольный камень, который выпал мне, был величайшей драгоценностью). Так как я был рьяным минералогом, со мной случилось так, что однажды на пристани я нашел среди выброшенных как балласт камней с судна из Тампа-Бэй, Флорида, множество аммонитов, среди которых один превратился в чистый халцедон силами окружающей среды. С полными карманами я пошел в контору одного брокера и банкира, который вместе со своими друзьями рассмотрев мою находку, произнес "ничего особенного, кроме раковин устриц и тому подобного мусора". Я старательно исследовал три камня-амулета, после этого мне сказали, что они похожи на три образца минералов, которые подняла монахиня, что, конечно, может быть правдой, итальянские монахини и бедняки, которые их содержат, питают пристрастие к науке в общем и минералогии в частности.
   Образец, который я в качестве награды получил от своего учителя, был аметист, который я обменял у другого мальчика на газовый баллон, он же загорелся, когда я надувал его, и так он исчез. Dii avertite omen! (боги, отвратите предзнаменование) и даруйте это же моему аметисту, воздушный шар из книги может взмыть к небесам, не обжигая мне пальцы!
   Я к этому могу добавить, что раввины называли аметист achlamah, от chalam, сон, ибо они верили, что он приносит владельцу чудесные сны. И святой Исидор сравнивал его с Троицей, ибо у него три цвета, первый- красный, имперский, означает Бога Отца, Правителя, второй - фиолетовый, цвет смирения, означает смирение Бога-Сына среди людей, наконец, розовый означает Святой Дух и любовь.
   У египтян аметист соответствовал Козерогу (Кирхер, Œdip-фgypt, ii., p. 2). И так как козы- враги виноградников, так и аметист- враг вина.
   По поводу некоторых цитат я должен откровенно и честно заметить, что если в этой книге и есть излишняя демонстрация эрудиции, что вызывает легкую улыбку у многих ученых-фольклористов - причины того, в основном, в девушке с тачкой, у которой я приобрел античные сокровища, перевязанные пергаменты по цене от пенни до трех пенсов (последнее при моем огромном искушении) за том. Это взял я домой и превосходно освоил, как тот, кому достались эти ученые сокровища. Так то случилось. А потом был мой продавец табака, который для меня месяц назад заворачивал листья табака в старую французскую энциклопедию или в латинские листы с законами, я ему был многим обязан. В другой раз, когда я купил две этрусские вазы за семь франков, я попросил продавца найти для меня работы Марсилио Фичино о неоплатонике Ямвлихе (Лион, 1577), издание, которое я искал много лет. Оно включало "Поймандр" Гермеса Трисмегиста, работу, которую я скопировал в шестнадцать лет, так как не мог приобрести ее, вы можете судить, как был бы я рад, если бы мне удалось ее заполучить!
  

ЗАКЛИНАНИЕ ЧЕРНОЙ КУРИЦЫ

  

Когда твоя черная курица умрет, поблагодари Бога,

Иначе бы ты лежал в могиле.

Когда черная курица пролетит над скрягой,

Он вскоре умрет.

Немецкие пословицы.

   В 1886 году на колокольне английской церкви нашли крайне интересный предмет, все, о котором можно было узнать, вначале выведали у строй женщины, и его прозвали "лестница ведьм". Гравировка на ней была вскоре опубликована в "Журнале фольклора", впоследствии ее использование нашло объяснение. Она выглядела как веревка, через равные промежутки завязанная в узлы, и в каждый было вставлено перо птицы.
   Когда я увидел эту гравюру, я был в Италии, и я прочитал, что ее истинное предназначение так и не установили. Я решил, что скоро с ней разберусь, так я и сделал, и это стало большой неожиданность. Совершенно случайно, первая итальянка, с которой я беседовал, которую я спросил, знает ли она какие-нибудь истории о ведьмах, рассказал мне следующее:
   "Si.(да). Когда-то во Флоренции был ребенок, которого заколдовали, он усыхал на глазах. Родители напрасно брали его с собой в святые места, он умер.
   Спустя некоторое время они почувствовали что-то твердое на кровати, где спал ребенок. Они открыли ее и обнаружили то, что зовется guirlanda delle strege или гирлянда ведьм. Ее делают из веревки, на которой завязывают узлы. Когда это делают, вырывают перья из живой курицы, втыкают их в узлы, при этом каждый раз произносят проклятье. Также в кровати нашли фигуру курицы, сделанную из материи (хлопок или что-то вроде того)".
   На следующий день я показал это женщине гравировку из "Журнала фольклора". Она удивилась и сказала: "Что здесь делает guirlanda delle strege, о которой я вчера рассказывала?" Тогда я не обратил внимание на фигуру петуха или курицы, которую нашли рядом с веревкой, связанной узлом, но впоследствии я удостоверился, что она формирует важнейшую часть всего заклинания.
   Это заклинание Il Pollo nero или черной курицы. Оно выглядит следующим образом:
   "Чтобы заколдовать кого-либо до смерти, возьмите черную курицу, выдерните у нее все перья, сделайте это очень аккуратно, чтобы ни одно не потерялось. С ними вы можете причинить зло взрослому или ребенку.
   Возьмите волосы того человека, они не должны быть чистыми, в них должен содержаться его пот. Затем сшейте чулки красной и черной нитью, переплетя их. Если у вас есть волосы, сделайте из них guirlanda unita cop stoppa- крученый шнур. Затем возьмите перья, ими si cuopre questa robba, утыкайте эту вещь в форме курицы, ее обернув черной и красной нитью с перьями и воткните черные булавки в форме креста в курицу. Это нужно спрятать под тюфяком или соломенной постелью того, кого вы хотите заколдовать, и вы должны произнести:
   Курица проклята!
   Проклята все!
   Проклятье из бездны
   Адской несет!
   Дам ей рога-
   Пусть же она
   ....(имя) проклятье несет!
   Мира не знает,
   Не знает покоя!
   Чары на мне-
   От меня пусть уйдут!"
   Заклинание с действием противоположным.
   "Чтобы снять заклятье, вы должны поднять тюфяк, найти курицу и гирлянду и бросить все в поток воды.
   Затем приведите заколдованного, будь то мужчина, женщина, ребенок, che sia, в церковь, в то время, как совершается крещение, и произнести:
   Во имя Отца, Иосифа,
   Марии благословенной,
   Благословение этого ребенка
   Да падет на меня!
   Это должен сказать заколдованный, но если он сам ребенок, который не может говорить, в таком случае тот, кто несет его на руках, должен произнести:
   Во имя Отца, Иосифа,
   Марии благословенной
   Благословение этого ребенка
   Да падет на душу, что несу я!
   Затем нужно унести его и где-нибудь рядом омыть в святой воде".
   Это заклинание считалось поистине ужасным, и я испытал некоторые трудности, когда пытался его заполучить. Есть множество любопытных преданий, связанных с ним, и каждое из них является причиной поверить в то, что оно очень древнее. В археологическом музее Женевы среди старинных реликвий жилищ обитателей озер находится курица, связанная или сотканная из черных волос или шерсти, или из всего вместе, я тщательно ее скопировал, и моя ведьма во Флоренции заявила мне, что черная курица была сделана в магических целях. То, что ее нашли в воде, могло означать, что ее бросили туда, дабы уничтожить чары, как предписывает противодействующее заклинание. То, что она очень древняя, подтверждается также тем, что другие объекты, относящиеся к каменному веку, были найдены рядом. Это очевидное доказательство того, что найденное относится к доисторической эпохе или неолиту.
   Черной курице, перед которой испытывали великий страх и благоговение, поклонялись венеды. Потом она перешла как хохолок к дому Геннебергов (см. "Символику" Фридриха) и при разделение щита на четыре части к принцу Уэльскому (Пак, 3 том., 1852, доктор Белл). Цыгане Венгрии, применяя специальное средство, прикладывали тушку черной курицы к больному и произносили заклинания. В Румынии, когда у еврейской девушки были сердечные отношения с дьяволом, или с дьяволом в образе юноши, плодом была черная курица. Но с этим очень тесно связано следующее: в Валахии, если кого-то ограбили, он шел к колдуну, и тот предписывал ему "черный пост". Чтобы сделать это, колдун вместе с черной курицей должен был поститься девять пятниц. После этого вор либо возвращал похищенное, либо умирал. Господин Жерар, который о том рассказал, совсем ничего не упомянул о церемониях, которые сопутствовали этому заклинанию. Я не сомневаюсь в том, что если бы у нас было все вместе, мы бы нашли итальянскую церемонию, где были бы пост девять пятниц и валашское заклинание, направленное против врага так же, как и против вора (см. "Цыганское колдовство" Чарльза Годфри Лиланда).
   Одна из таких гирлянд ведьм была продемонстрирована мистером Тейлором на Конгрессе Фольклора в 1891 году, у меня есть еще одна, которую мне подарили на Рождество в коробке, покрытой красной фланелью. В коробке была также веточка растения с шипами. Венок был соединен, к этому месту прицепили маленького японского петуха, сделанного из перьев.
   Я нашел множество работ о фольклоре и суевериях, огромное количество заклинаний и заговоров, в которых основным элементом является черная курица, и невозможно привести их здесь в связи с тем, что моя работа имеет свои пределы. Однако я могу заметить, что когда я был еще мальчиком в Филадельфии, я слышал, что в перине нашли целую черную курицу, полностью высушенную. Так как перья для перины выбирали всегда самые лучшие, я не сомневаюсь, что эту курицу положили как предмет колдовства вуду.
  

ЗАКЛИНАНИЕ КОЛОКОЛА

Колокола ведьмы боятся,

Когда он звенит,

Они прочь улетают

Романьольская песня

  
  
   Главным в предназначение колоколов было не что иное, как отпугивать демонов или отвращать всякое зло, очевидно, что они были представлены в христианских церквях больше с этой целью, нежели для молитвы. Ибо, как в Ирландии, колокола по размерам и форме напоминают колокольчики для коров в Америке и производят такой же звук. Не так давно в Риме нашли tintinnabulum или маленький серебряный колокольчик магического характера, целью которого было отвратить сглаз. У меня есть его факсимиле, предоставленное сэром Патриком Кохуном. И также маленький бронзовый этрусский (или римский, согласно профессору Милани), который нашелся на Chiusi- лежащим на моих бумагах, когда я писал, я, глядя на него, я видел, что он оказывает мне всяческое содействие.
   Эти маленькие квадратные римские колокольчики с закругленными углами очень ценятся крестьянами как амулеты. В сельской местности их всегда держат в двух маленьких шкафчиках или нишах по бокам от камина. У меня есть небольшая причудливая песня на болонско-романьольском диалекте, в котором говорится о страхе ведьм, который они испытывают, когда в сумерках слышат "вечерний звон".
   Следующий рассказ из Вольтерры, который я передал слово в слово, говорит нам, каким образом старинная кампанологическая вера сохранилась до наших дней.
   "Маленький колокольчик (campanello) очень ценили в Романье, так же, как и в Вольтерре, в той же мере, как и jettatura или знак против ведьм. Когда кто-то выходит наружу вечером, он должен носить его в кармане, ma pero bisogna che sia di bronzo e quadrato, нужно, чтобы был он бронзовый и четырехугольный, и, пока он ходит, колокольчик звенит в кармане, но он звенит, звон неясен, (quante volte pallino batte), ведьмы не могут рассчитать удары язычка (quante volte pallino batte), и они вынуждены летать вверху, не могут приблизиться к тому, кто носит колокольчик и причинить ему вред.
   И, кладя его в шкаф или маленькую нишу у камина, нужно повторить следующее заклинание:
   Колокольчик прячу я
   В самом дальнем уголке,
   И Плутон пусть с адской свитой
   В дом не сможет мой войти,
   Ни собакой, ни совой,
   Ни кротом, ни кошкой,
   Ни змеею, ни вороной,
   Только к дому подойдет,
   Колокольный звон услышав,
   Прочь он в страхе убежит".
   Плутон- вовсе не Сатана- является как предводитель ведьм. Я замечаю, что чем выше мы забираемся в романьольские горы, тем больше появляется римских богов. У сапожника, который рассказал мне это заклинание, однако остались какие-то воспоминания о том, что он читал и учил. Плутон может быть пережитком, но это очень сомнительно. Но я не лишил бы умирающего бога последнего шанса пожить на земле, хотя последующее исследование уничтожит всяческую мысль о том. Плутон еще живет. Можно между тем заметить, что вера в то, что, когда колокола звенят, а цепи бряцают сами по себе, это говорит о присутствии духов, имеет старые римские истоки, об этом говорит Маффеи в своей работе Magica Distrutta, в которой автор яростно набрасывается на ветряную мельницу колдовства, не замечая, что тем же самым копьем он уничтожает другой черный прирак la Santa Fede Cattolica или La Chiesa Apostolica (мое прим-. Святая католическая вера, Апостольская церковь, ит.), все чудеса и все волшебство которой вышли из того же самого сосуда. Подумай о том, друг, когда в мрачный и суровый час ты находишься в церкви и слышишь, как святой отец звонит в колокол, и пусть счастливый трепет язычества, как этот звук, пройдет через твое сердце.
   Не только колокола, но и трубы, и цимбалы использовали для того, чтобы отогнать демонов, это напоминает мне о том, что немногим ведомо, откуда появилась идея Страшного суда:
   Звук трубы несется дивный,
   Над могилами несется,
   Перед троном собирает всех.
   Это было подобно взрыву на смертном одре умирающего мира, оно же имело языческие истоки, как то видно из следующего отрывка Arte Magica Distrutta Маффеи (1757):
   "Некогда бытовала странная языческая церемония, которую они проводили при смерти. Она заключалась в том, что при агонии играли на роге, трубе, металлических инструментах, при этом производили ужасный шум. Целью этого было прогнать прочь демонов (ларвов), несомненно, верили в то, что они ненавидят звуки металла, это вульгарное мнение изложил Лукиан в своей "Философии". Dire были ведьмы, которые летали по воздуху, полагали, что можно их прогнать шумом, о чем пишет Плиний. Евсебий говорит нам, что демонов прогоняют звуками тимпанов".
   (Тимпаны - это бубны, очень интересно то, что когда вокруг роились пчелы, использовали тимпаны, и сейчас их используют с этой же целью)
   Колокола имеют волю, душу и их особенности явны из числа чудесных случаев, когда они звонили сами по себе, без помощи человека, как то делали на смерть фон Роденштайна, хотя Преториус, который посвящает этой теме несколько страниц в своей чудесной и редкой GlЭckskopf (1669), полагает, что это мог сделать также Poltergeist (прим.пер.- также полтергейст, домовой, нем.), дух, который производит множество шума и злодеяний, так он проявляется вовне, как я верю, часто в облике студента-медика, но всегда молодого.
   Остается заметить, что маленький бронзовый колокольчик- это дух женского пола, как предполагает его форма, и он более человечен, как если бы имел голос. Как тут не начать фантазировать монахам, которые обращаются к нему как к святому, как вы можете прочитать в главе "О колоколах" в "Докторе" Саути:
   Прекрасная, изящная дама,
   Ты дотронулась до сердца моего.
  

ЗАКЛИНАНИЕ КИПЯЩЕЙ ОДЕЖДЫ

   Читатель не должен полагать, что различные заклинания, заговоры, проклятья, которые здесь торжественно поведали ему, известны большинству. Многие из них, правда, просочились наружу, но большинство их относятся к секретам редким и богатым, хранимым избранным большинством тех, кто, умирая, оставляет их ценнейшим наследием своим потомкам. Это напомнило мне любопытный случай, упомянутый в предисловии. Сначала же я попрошу вас прочитать следующее, рассказанное мне в 1881г. ведьмой.
   "Quando si ha uno bambino stregato- когда заколдовали ребенка. Возьмите одежду ребенка и положите ее в горшок, чтобы прокипятить в полночь. Нужно снять всю одежду, с чулками и обувью. Затем возьмите большой нож, подточите его на стол и скажите, втыкая его в стол:
   То не нож точу,
   А ведьму проклинаю я,
   Будет пусть она бессильна,
   Пока дитя здоровым не станет снова.
   Затем ведьма появится в окне, может быть, в дверном проеме, в форме кошки, собаки или какого-нибудь призрака. Но не нужно ее бояться, это всего лишь изменчивый облик (forme cambiate), не надо брать нож со стола, не надо брать и одежду, пока она не прокипит три часа.
   И, принужденная этим заклинанием к тому, чтобы придти и повиноваться, ведьма вылечит ребенка".
   В Secolo Милана, которое обладает наиболее обширной сетью распространения журналов, 3 марта 1891 года появился отчет о единичном, но очень серьезном случае волнения:
   "Средневековая сцена у Порта Тичинезе (прим.пер.- от названия кантона Тичино).
   Кажется, что мы спим, но то, с чем мы столкнулись вчера - произошедшее в Милане, это действительно правда со всеми поразительными и шокирующими деталями.
   На Виа Рипа Порта Тичинезе, N 61, в скромной комнате на четвертом этаже жила семья профессионального лакировщика, Малатерра Франчиузи, его жена, Вирджиния, двадцати пяти лет, перчаточница, и их двое детей, один ребенок более странной, стойкой, непостижимой болезнью.
   Их соседка, женщина, которая притворялась, что имеет некоторые медицинские познания, заявила, что ребенок заколдован, что совершенно бесполезно обращаться к врачам и священникам, единственное, что сможет его исцелить- это раскрыть источник колдовства, которое и вызвало болезнь.
   Женщина, после многочисленных просьб Франчиузи, научила их, нужно было положить одежду ребенка в горшок с водой и прокипятить ее. Она заявила, что, когда одежда закипит, ведьму к этому месту привлечет неведомая сила, и она будет вынуждена открыть себя. Это все было сделано, одежду положили в горшок, а горшок поставили на огонь.
   Совершенно случайно, когда вода начала кипеть, вошла женщина. Это была Анджела Микелетти, тридцати четырех лет от роду, на седьмом месяце беременности. Будучи другом Франчиози, с парой деревянных башмаков, которые она починила для них, она зашла спросить, как здоровье ребенка.
   Увидев ее, мать закричала: "Dalli alla strega!" ("Задайте ведьме!"). Микелетти, думая, что ее подруга сошла с ума, пыталась ее успокоить, но другие, гораздо более разгневанные, закричали: "Aiuto! La strega" (На помощь! Ведьма!), и Микелетти выбежала на улицу.
   Сразу же собралась огромная толпа, которая после того, как услышала крики и обвинения, была настроена против Микелетти, будто бы она была бешеной собакой, per lacerarla Ю brani, искала ее, чтобы разорвать на кусочки. Так она бежала, преследуемая толпой, которая кричала: "Dalli alla strega!" ("Зададим же ведьме!"). Бедняжка, скорее мертвая, чем живая, нашла убежище в церкви Санта Мария дель Навильо, но толпа ворвалась и туда, в то время как она пала на колени перед алтарем, воздев руки в мольбе, плача и моля о пощаде, ее волосы буквально выдрали из головы, их сразу же забрали себе женщины, которые атаковали ее, ее же просто жестоко избили. Parocco, или приходской священник, пытался защитить ее, но напрасно, ему самому пришлось бежать, после того, как его сбили с ног.
   Потом бедную жертву, после всяческих унижений и оскорблений, унесли, и протащили от церкви прямо до комнаты Фрачиози. Здесь разыгралась еще одна дикая сцена. От Микелетти требовали, чтобы она расколдовала ребенка, на что она решительно ответила, отвергая свою причастность к подобному злу, и получила в свой адрес вопли, проклятия и удары.
   Наконец, с помощью делегата, синьора Омодео, при содействии военной полиции, удалось с большим трудом разогнать толпу. И затем госпожа Франчиози, наконец, осознав, насколько непростительно глупо она поступила, упала на колени перед Микелетти, восклицая: "Я не виновата, это мне посоветовали сделать другие, я была ослеплена любовью к своему ребенку!".
   В полдень бедную Микелетти в сопровождении мужа и синьора Омодео доставили домой и уложили в постель. Этим утром она чувствовала себя лучше, но все еще дрожала от ужасного переживания. Печальное впечатление от этой дикой средневековой сцены долго будут помнить в пригороде Порта Тичинезе.
   Женщины, которые вырвали волосы с головы Микелетти, пошли к себе домой и сожгли их, произнося заклинания, потом побежали в комнату Франчиози, посмотреть, не исцелился ли ребенок. И, обнаружив, что ему стало немного лучше, они восклицали: "Ecco se non Х vero ch'Х stata stregata!" (Разве это неправда, что она ведьма!)".
   Иногда кипятят и отдельно перчатки или чулки для некой специальной "отметки" для колдовства. Везде мне рассказывали, что волосы сжигают для того, чтобы уничтожить колдовство. Но настоящее моральное значение не явится сразу таким, каким оно должно быть для читателя. Оно заключается в следующем: очень хорошо, что parocco, или приходской священник, попытался защитить женщину у алтаря, но он вообще когда-то в жизни попытался объяснить своим прихожанам, что нет такой вещи, как колдовство, что это все наваждение? Разве этот священник в Италии, как и все католические учителя, чей долг- просветить свою паству, сказал им, что волшебства не существует? Нет, конечно, нет. Так бы возникли сомнения в истинности их собственного колдовства, заклинаний, магии- как у маленького американского мальчика, которому отец сказал, что духа Рождества- Санта Клауса- не существует, на что он с укоризной ответил: "И вы, говоря со мной об Иисусе, так же меня обманывали?"
   Римская церковь не отрицает существование современного колдовства и магии. Есть по крайней мере три, и я даже не знаю, как много их на самом деле, книги, написанные для того, чтобы доказать, что все величайшие чудеса современных спиритуалистов, такие, как отнесение сигарет в тайники, игра на банджо в темноте и принесение букетов из рая, творятся дьяволом, и эти книги проверены и одобрены Папой. Мог бы кто-то вообразить, что, если бы эти миланцы были протестантами, они совершили то, что они сделали? По плодам их узнаете вы их!
   Сейчас все суеверия в Милане- это просто свет во тьме по сравнению с флорентийскими, о Флоренции можно сказать то же самое применительно к Тоскана Романья.
   Мне также рассказал Пеппино, юноша, о котором я часто упоминал, длинную историю с множеством подробностей о том, как ребенок умирал в деревне Премиколаре в Тоскана Романья, его спасли, прокипятив его одежды и сказав:
   Все дьяволы,
   Все черти,
   Все ведьмы-
   Прочь уйдите!
   От моего ребенка!
   Скажу- да будет так!
   Явилась ведьма, и бросила gomito или моток пряжи в воздух, так ребенок был исцелен. Затем ведьму в поля взяли две другие ведьмы, немилосердно прокатили ее по земле, она потеряла свою колдовскую силу.

ВОЛШЕБСТВО КОЛЬЦА

Правое кольцо предвещает скорый и счастливый брак,

Левое- уход, разлуку.

Расклады карт мадмуазель Ленорман

  
Гадание с использованием колец было хорошо известно древним римлянам, оно описывалось следующим образом: Dactylomantia divinat annulis ad certam cœli posituram constructis vel incantamentis, et super tripodem ad certa verba motis. Дактиломантия- это гадание посредством колец, соединенных при определенных соединениях планет, либо с заклинаниями, и передвижении треноги определенными словами. Если вместо треноги читать "тамбурин", а вместо колец- "любые маленькие объекты", мы увидим одну из древнейших форм гадания, из всех, которые когда-либо существовали. Эти маленькие объекты у венгерских цыган- семена смертельного дурмана, в Лапландии- маленькие изображении лягушки.
   В современной Италии существует другая разновидность гадания по кольцам. Оно, однако, очень древнее, и известно во всех странах. Возьмите бутылку, вазу, цилиндр, разделите его внутреннюю поверхность на столько частей, сколько букв у алфавита.
   Возьмите золотое или любое другое кольцо, и пусть оно будет освящено. (Consacrasi l'anello prima dell operazione.) Привяжите го нитью, держите за конец нити правой рукой, а веточку вербены- в левой. Пусть кольцо висит в цилиндре. Согласно одному авторитету нить должна быть обернута вокруг пальца и проходить над пульсом, чтобы обеспечить должное колебание. Потом нужно задать вопрос, кольцо начнет качаться, ударяя по буквам, и даст правильный ответ.
   Как я сказал, есть древние виды предсказаний и воззваний. Принцип у них тот же, что и с планшетом, но требуется один гадатель. Можно отметить, что, когда тот, кто держит нить, глубоко серьезен, верит или готовился к гаданию, серьезно о том, размышляя, ответы часто очень примечательны, если не сказать, поразительны, и даже будь они произведены непроизвольными умственными действиями или внешними причинами, они очень любопытны. Я встречался с утверждением, что с помощью нити и кольца всегда можно установит, сколько времени, если край чаши разделен на двенадцать частей. "Как это может быть там, где сутки делят на двадцать четыре часа?" Все было бы тем же самым, правильные ответы даются часто, если действие субъективно или идет от гадателя.
   Другая разновидность гадания - поместить стержень или иглу, как в компасе, на опору в центр тарелки. Вокруг по ободу написать буквы и цифры. Это разновидность рулетки. Толкните стержень, когда он остановится, посмотрите, какие при этом выпали буквы и цифры.
   Снова, возьмите круглую плоскую поверхность, например, деревянную пластину с бортиком в полдюйма в высоту. На поверхности пишутся буквы и цифры. Потом возьмите кольцо и раскрутите его, как монету. Все выводы можно сделать из букв, на которые оно упадет.
   Применительно к древним и рулетке можно заметить, что в Хомбурге в les Bains есть коллекция древних римских реликвий, в пристроенной комнате имеется рулетка, которая последний раз использовалась в 1871 году. Два или три представителя среднего класса, английские или американские туристы, проходя мимо коллекции, закричали, увидев колесо: "И даже древние римляне, даже древние римляне играли в рулетку! Как интересно". В истинности этого утверждения я готов поклясться.
   Древнее кольцо, которое долго носили, называют наилучшим предметом для гадания. У меня есть серебряное с изображением жабы, вырезанной в гематите на нем, ему по меньшей мере четыреста лет, я уверен, его часто использовали в заклинаниях. Кроме того, серебряное и эмалированное кольцо посланника, которые некогда принадлежали королю Сицилии Роджеру, если бы могло рассказать все, свидетелями чего они было, поведало бы историю "Искателя жемчуга" Шиллера.
  
  

АМУЛЕТЫ, ПРИМЕТЫ И МЕЛКОЕ КОЛДОВСТВО

   В эту главу я включил некоторые фрагменты, в которых содержатся традиции фольклора, они небезынтересны. Первое, о чем я расскажу, это сосновая шишка.
   "Возьмите сосновую шишку, предварительно удалите из нее все pinoli (орехи или семена). Затем в каждую складку или между ними положили люпин (высушенный). Затем возьмите цветочный горшок, наполните его землей, положите туда шишку, посыпьте землей или закопайте. Поставьте на воздух и поливайте, как любой другой цветок. Если она хорошо прорастет и будет приятно выглядеть, это знак того, что у вас дела пойдут хорошо. Но если она растет плохо, это дурной знак. Но вы всегда должны носить с собой для того, чтобы она принесла удачу, и брать с собой, если отправляетесь в путешествие. И, чтобы следовать системе, (bisogna tenere la sistema) вы должны каждый год сажать шишку".
   Американские девушки таким же образом гадают, используя сладкий картофель, который сам по себе является прелестной гадалкой, если он очень хорошо расцветает или нам нем хорошо распускаются листья, это значит, что та, кто гадает, будет прекрасно одета на свадьбу, это будет великое празднество, о котором напишут, как я полагаю, "во всех газетах".
   Применительно к такому садоводству в миниатюре могу сказать, что даже со времен Рима, а, может, и с более ранних времен, посадка салата, горчицы, любых семян, чтобы погадать на счастье, была распространена во всех странах. Одна из разновидностей такого гадания в упрощенном виде выглядит следующим образом. Если у вас есть птица, скажем, канарейка, возьмите пустую коробку, коробку из-под изюма, восьми дюймов или два фута в длину, наполните ее землей и подвесьте над ней клетку. Бросьте в землю то,что вы собрали, почистив клетку, а также несколько семян конопли или тех, которым вы кормите канарейку. Они вскоре прорастут, когда они достигнут по меньшей мере дюйма в высоту, канарейка жадно склюет побеги. Это очень хорошо для птицы.
   Очень старые ключи - очень хорошие талисманы для того, чтобы принести удачу. Их носят в кармане или подвешивают на красной ленте в комнате. Очень хорошая примет- найти их. Беря их, вы должны произнести:
   То не ключ беру себе,
   И носить не ключ я буду,
   Буду счастье я носить,
   Пусть со мной оно пребудет,
   У моих друзей пусть будет.
   И это можно говорить, когда находят что-то другое.
   Особенное назначение ключей - это приносит счастье женщинам, слово ключ (chiave) применяется для обозначения мужского органа, а chiavare, "запирать на ключ"- для обозначения акта совокупления. Это общее обозначение успеха в вашем грядущем предприятии. Таким образом, видеть сон о ключе либо просто увидеть его- хороший знак:
   Ключ в руке держать - к удаче,
   К вам она всегда придет.
   Если вы подуете или свистните в ключ, особенно в старый, он вызовет для вас духов и фей, которые будут благосклонны к вам и окажут вам всяческую помощь, прежде всего в любви.
   С ключами можно гадать различными способами. Закрыв подвесной замок, когда пара в браке, можно уничтожить их единение. Но с ситом господин ключник стал великим колдуном, как то писал бюллетень святого Джеймса:
   "Методам узнавания имени вора и обнаружения краденого нет числа, и многие старые ведьмы, с незапамятных времен вели прибыльную торговлю, используя "непогрешимые" способы гадания, которые так же стары, как и у огнепоклонников. Формулы, наиболее часто используемые для этих целей, известны как "ключ" и "сито". Имя подозреваемого писали на кусочке бумаги, который оборачивали вокруг ключа, ключ привязывается к тому Писания, все это подвешивалось на веревке, закрученной вокруг пальца молодой незамужней женщины. Три раза она тихо повторяет стихотворение "Exurge, Domine", если при этом книга и ключ поворачиваются, вина подозреваемого подтверждается. Если ничего не двигается, он невиновен". Гадание по ситу очень ценилось, и потому считалось довольно точным. Посему, говорит Эразм пословица "гадать по ситу" означает устанавливать что-либо достоверно. Сито подвешивалось на паре ножниц, которые держали два помощника. Гадатель, произнося имя подозреваемого, произносит шибболет, состоящий из шести слов: dies, mies, jesquet, benedoe, fet, dovina, значение которых ни он сам, ни его помощники не понимают. Если человек, чье имя упоминалось, виновен, шесть магических слов заставляют демона закружить сито. Пьер Д'Абан, автор увлекательнейших рукописей, посвященных элементам магии, представленных в Библиотеке Арсенала (1), рассказывает, что он три раза пользовался этим методом, притом вполне успешно, потом прекратил, опасаясь того, что демон, вынужденный три раза сказать правду подряд одному человеку, несомненно, ибо по натуре он лжец отомстит ему таким образом, что вовлечет своего мучителя в ловушку, из которой тот не найдет выхода.
   Никогда не проходите мимо монеты, даже самой незначительной, оставите вы ее лежать, ваша удача перейдет к тому, кто найдет и подберет ее. Но сами, забирая ее, повторите те же самые строки.
   "Чтобы узнать будущее или чем закончится то или иное дело, или какова ваша удача при игре в лотерею. Возьмите стручок мака, сделайте в нем отверстие, высыпите оттуда семена на бумагу, на которой написан ваш вопрос. Потом положите все это под подушку и повторите:
   Во имя Отца, Сына и Святого духа,
   Пусть мой сон покажет мне, что будет с..."
   Мак был посвящен не только богам сна и смерти, но также из-за своих многочисленных семян был образцом плодородия и богатства. Поэтому золоченые головки мака, которые так часто виднелись в окнах аптек, изначально были или до сих пор являются талисманами, которые приносили деньги.
   Другой талисман, связанный со сном, делается из двух кусочков или веточек, отломанных от ветви дуба (в Англии это рябина). Свяжите две так, чтобы получился крест или положите одну на другую на стол или, стоя перед кроватью, повторите:
   То не дуб кладу я,
   Я кладу удачу,
   Чтобы здесь была всегда,
   В доме пусть живет она.
   Палочки должны быть перевязаны красной ленточкой (шерстяной), так делается крест и, заколдованный, он становится талисманом, который приносит счастье и отгоняет неудачу.
   Каждый раз, когда кто-то надевает новую одежду, он должен повторит следующее:
   Это платье я ношу,
   Чтоб была со мной удача,
   Тот же, кто мне зла желает,
   Будет проклят!
   Если вы находите, подбираете или даже видите что-то, вы должны загадать, что произойдет. Таким образом, если первый кусочек ленты, ленты, веревки, одежды, которую вы находите, какого-либо цвета, особенно если он новый и свежий, он предвещает:
   Красный (особенно алый) - счастье, процветание, успешную любовь,
   Желтый - ревность, как считают некоторые, золото,
   Серый - мир, спокойствие, довольствие,
   Серебристый - тревога, беспокойство, страсть, боль.
   Золотой- удача, процветание, прирост, рассудок.
   Черный - досада, недовольство, волнения.
   Оранжевый - беда.
   Вера в магические свойства красного, особенно красной шерсти, является повсеместно распространенной в Италии, как и в древности. Как цвет крови и огня, он посвящен жизни и теплу. Красная лента или предмет одежды вешается над окном или у кровати, чтобы принести удачу.
   "Когда кто-то видит красивую крупную бабочку, нужно поймать ее так аккуратно, как возможно, не причиняя ей вреда, и посмотреть ей под крылья, ибо там часто можно увидеть знаки, которые указывают на выигрышные номера в лотерею или ответ "Да" или "Нет" на какой-либо вопрос. Затем снова отпустить ее, удача будет зависеть от того, не причинили ли ей вред. В таких случаях у змей и иных животных, на которых содержатся отметки, написаны все вещи, если мы можем их прочитать".
   Найти лошадиную подкову - к удаче в Тоскане, как и везде. Сено также приносит удачу. Если вы нашли подкову, носите ее в красном мешочке, положите туда же солому. Это будет замечательный талисман. Его следует всегда хранить в постели.
   Если юноша любит девушку, он должен совершить многое, дабы заполучить ее расположение, ему следует дать ей amorino, это резеда.
   В данном случае мы можем сделать вывод, что nomen est omen (имя есть знак).
   Обувь или перчатки при кипячении в воде выделяют жидкость, которая хотя и несъедобна, приносит большую пользу в колдовстве, хотя мне и не сообщили о том в точности, каким образом этот "суп из сапога" готовится (2).
   Когда дети видят lucciola, светлячка, они поют странную песенку, которая также является заклинанием удачи:
   Светлячок, взнуздай лошадку,
   Сына короля взнуздай!
   Пусть придет ко мне удача,
   Светлячок, лети ко мне.
   Когда у женщины болит горло (effeto di lu gola abassata), она должна взять свой фартук и меру или сложить их крестом трижды (misuararla in croce) три утра последовательно. После того, как она это сделала, она должна перед едой положить три булавки перед ножом, вонзенным в стол, и произнести:
   Дьявол, дьявол во плоти,
   Заклинаю я тебя,
   Если ведьмы злые чары
   Здесь- так снимет их она.
   Их она освободит,
   Или нож, что во столе,
   В душу пусть ее вонзится,
   Пусть останется он там.
   Здесь есть интересное указание на шаманское соответствие, согласно которому всяческая боль или расстройство предполагаются вызванными колдовством, доктрина, которая в полной мере в иной форме проявляется как "молитва за больных".
   Скорлупа яиц- кубки для питья ведьм. Чтобы они их для того не использовали, следует скорлупу после еды разбить на маленькие кусочки, бросить в бегущий поток и произнести:
   Если ведьма ты,
   Дьявола дочь,
   Убирайся же прочь
   Ты с бегущей водой!
   Обычно говорят, что:
   Добрый знак - пролить вино, масло капает- к беде.
   Однако если вино портится, то считается, что это дело рук ведьмы, поэтому опускают ладонь в вино, потом ударяют себя по лбу, чертят знак креста и говорят:
   Во имя неба, луны и звезд,
   Пусть кто беду принес,
   Удачу вскоре
   Мне принесет.
   То, что пролитое вино - к удаче - старое поверье, которое является основной темой одной нормано-французской басни. Есть очень любопытный обычай, который можно наблюдать сейчас в Ла Романье, описывается он следующим образом:
   "Когда долго нет дождя, и поля высыхают, берут камни, катят их через поле и говорят:
   Через полю камень круглый,
   Я качу - пусть дождь придет,
   Пусть поля он оросит,
   Они высохли под солнцем.
   Будет добрый урожай!"
   Преллер пишет (Римская мифология, p. 312), что в храме Марса всегда держали большой камень цилиндрической формы, который, когда была великая засуха, по городу катили жрецы. И мы знаем, что применение камней такой формы подобным образом было повсеместным в Италии в засуху, особенно в сельской местности. И Лабеон в своей работе, посвященной этрусским книгам ритуалом, пишет: "Еще были камни, похожие на внутренности, печень, цвета сандараки, цилиндрической формы, их древние имели обыкновение таскать по полю, дабы дождь сменил засуху". Следы этого обычая можно найти в других странах.
   Как и у римлян, гроздь винограда, грубо нарисованная, помещается в виноградники в северной Италии, как талисман для хорошего урожая.
   Есть множество других любопытных идей, истоки которых нужно искать у древних римлян и этрусков, которые, однако, связаны с античным колдовством. На эту тему мне рассказали нечто любопытное:
   "Когда женщина incinta, беременна, она должна остерегаться смотреть на животных, особенно на фигуры, нарисованные или сделанные из кожи, бронзы, ткани, которые представляют наполовину животных, наполовину людей, с козьими головами и ногами христиан, (col capo di capra, e le gambe di Cristiano) или чьи дьявольские ноги как у коней (т.е Пан и Сильваны).
   Если женщина в такой период на них посмотрит, легко может случиться так, что у нее родится сын, подобный им, и он с легкостью станет колдуном".
   То есть, старое сокрытое волшебство перейдет к ребенку и в нем разовьется. Образы, упомянутые здесь, в основном старые римские статуэтки сельских божеств или ларов, которые часто находят на schiavi, раскопках. Среди них много ex voto подношений, маленьких восковых фигурок, то же природы, что и маленькие статуэтки, которых так много в католических церквях. Стоит отметить, что древние были намного щедрее в проявлении такого рода благодарности, нежели современные католики. Бронза была дороже, чем воск сейчас, но она так же свободно использовалась верующими.
   Некоторые заклинания в Тоскане использовались с разной целью, с одной стороны, они были предназначены для того, чтобы причинить кому-то вред или одолеть злую ведьму, с другой стороны- чтобы разрушить заклинание или победить недуг. Среди них есть следующие: если над растением ил травой произнести заклинание (практически такое же, как и те, что я приводил), если его оставить сохнуть, верят, что, когда оно вянет, человек, болезнь или заклятье умирают или исчезают. И снова, яблоко режут на кусочки - распространенное колдовство, апельсин или лимон, полные семян, засушивают с тем же самым результатом. Сломанная палочка означает практически то же самое, что и на Западе, где это приобрело легальный вид, аналогично - когда рвется кусок шерстяного войлока или вязаное полотно. Все эти заклинания очень древние, их можно найти в определенных сочетаниях, указанных в "Халдейской магии" Ленормана, для чего они были переведены из аккадских свитков. Автор отмечает, что, произнося их, гадатель выполняет определенные магические манипуляции, напоминающие то, что описано у Феокрита в "Волшебнице" и в "Эклогах" Вергилия (VIII). Ими до сих пор пользуются. Ассирийские заклинания таковы:
   I
   Чахнет сей росток - пусть чахнет,
   Это злое заклинание,
   Пусть горит оно огнем,
   В винограднике, в саду не расти ему - нигде,
   Корень пусть земля отвергнет,
   Пусть не вызреют плоды,
   И на празднестве богов
   Пусть его мы не увидим.
   Тот, кто зло мне причинил,
   Или же его жена,
   (насильственное действие, , заклинания, проклятья, знаки, указываются пальцем)
   Пусть уйдет!
   Зло все в теле моем, в плоти,
   Пусть, как сей росток зачахнет,
   Мой огонь пожрет его,
   Пусть злой рок уйдет, и свет
   Озарит меня опять.
   II
   Я плод режу на кусочки,
   Так, как это заклинанье,
   Пусть огонь пожрет его,
   Пусть он к ветви не вернется,
   Где когда-то был рожден,
   И на празднестве богов
   Пусть его мы не увидим,
   Тот, кто зло мне причинил,
   Или же его жена,
   (насильственное действие, , заклинания, проклятья, знаки, указываются пальцем)
   Пусть уйдет!
   Зло все в теле моем, в плоти,
   Я, как этот фрукт, изрежу,
   Мой огонь пожрет его,
   Пусть злой рок уйдет, и свет
   Озарит меня опять.
   III
   Я ломаю эту ветку,
   Так, как это заклинанье,
   Пусть огонь пожрет его,
   Пусть не сможет слиться с древом,
   Тем, которым рождена,
   Не сиять ей в свете славы,
   Так ее мы не увидим,
   Тот, кто зло мне причинил,
   Или же его жена,
   (насильственное действие, , заклинания, проклятья, знаки, указываются пальцем)
   Пусть уйдет!
   Зло все в теле моем, в плоти,
   Я сломаю, словно ветку,
   Мой огонь пожрет его,
   Пусть злой рок уйдет, и свет
   Озарит меня опять.
   IV
   Шерсть остриг я и забрал,
   Так, как это заклинанье,
   Пусть огонь пожрет ее,
   Не вернуться ей к овце,
   Где ее я взял когда-то,
   В одеянии богов
   И царей ее не видеть,
   Тот, кто зло мне причинил,
   Или же его жена,
   (насильственное действие, , заклинания, проклятья, знаки, указываются пальцем)
   Пусть уйдет!
   Зло все в теле моем, в плоти,
   Состригу я, словно шерсть,
   Мой огонь пожрет его,
   Пусть злой рок уйдет, и свет
   Озарит меня опять.
   К этим прилагаются еще два других заклинания, одно для разрывания ткани, другое - украшенной оборками материи. Я обращаю внимание на тот факт, что они поразительно похожи на современные тосканские с точки зрения предмета, духа и общего метода исцеления, и опровергнуть связь с общим истоком должно быть, в целом, трудом тяжким для любого скептика. Эти халдейские свитки говорят о семидесяти семи лихорадках, т.е. семи болезнях, которые исходят от семи основных демонов болезни. Богомильские славянские еретики в четырнадцатом веке также знали семьдесят семь болезней и имели средства, чтобы изгнать их. И сейчас в Пенсильвании мы можем найти в старом немецком заклинание средство для исцеления, нижеследующее:
   "Доброе утро, дорогой четверг! Забери у.... семьдесят семь лихорадок. И ты, дорогой Господь Иисус, забери их у...."
   В халдейском заклинании против чумы (т.е. персонифицированных семидесяти семи недугов) гадатель должен лицом повернуться к заходящему солнцу. В немецком заклинании он ни с кем не должен говорить до восхода, идея здесь та же самая.
   Крайне примечательно, что повсюду в мире черная галька в форме почек считается одним из самых мощных амулетов. На Конгрессе фольклора в 1891 году была выставка таких камней из самых разных стран. У меня есть один такой камень, его привезли из Миссури, мне его подарила Мэри А. Оуэн, к нему колдуны Вуду и их ученики питали благоговения, его они чрезвычайно ценили. Его трепетно хранили многие поколения в семьях таких колдунов, а привезен он был из Африки. Чтобы стать колдуном Вуду, кандидат должен поститься и наблюдать, проходить через отвратительные покаяния и взращивать в себе "силу" и "волю". Но при обладании cunjerin, колдовским камнем все это не нужно, владелец в силу простого факта обладания им становится великим колдуном Вуду, multote, ему не нужна дальнейшая инициация. Даже главному черному колдуну Миссури, или королю, никогда не удавалось заполучить таковой (3). Бесполезно было бы пытаться выдать черную гальку за настоящий талисман, так как говорят, что в Северной Америке их всего шесть, скорее пять, мой как раз является одним из них, и их владельцы хорошо известны, как и каждая отметка на камне. Известно, что черные верующие совершали паломничество за тысячи миль, чтобы только дотронуться до чудесного камня или подержать его в руке. Когда я пишу, я держу его в руке, немного веря в то, что им я очарую тебя или хотя бы заинтересую, читатель. Его, как амулет Вуду, нужно носить в упаковке или сумке, которая должна быть также завернута во что-нибудь, вокруг нее обернута нитью, но ее не надо завязывать, чтобы не препятствовать тому, чтобы дух, который там обитает, свободно входил и выходил оттуда. Раз в неделю его нужно смачивать виски или погружать туда, но я верю, что одеколон для того подойдет так же хорошо, согласно рецепту, который дал ангел Святой Елизавете Венгерской.
  

СВИНЕЦ И СУРЬМА

   "Талисманами были камни, драгоценные камни и кусочки металла, они обладали необыкновенной силой, как в то верили, это пошло от гностиков и Василида, о них много в говорил в своей книге святой Иреней"
   Arte Magica Distrutta, MAFFEI, 1757
  
   "Смотреть не только на растения, в которых есть частницы жизни, но стоит и взглянуть на камни, которые подражают огням, сияющим высоко, и пытаются разделить их судьбу"
   -Proclus de Sacrificio et Magia (Interpre MARSILIO FICINO), LUGDUNI, 1577
  
   Полагали, что у кусочка свинца особенная сила как у талисмана против malocchio, или сглаза. Я видел три таких, два у меня есть, также имеется и заклинание, которое нужно произносить, привязывая его к красной шерстяной сумке. Гораздо более сильными являются старые римские грузила или заостренные свинцовые пули, огромное количество которых можно найти практически везде, у меня есть два таких, я купил их за полфранка как талисман от сглаза. Но еще более действенным является кусок сырой сурьмы. Предполагается, что там есть цинк и медь, они усиливают ее.
   Для этого у меня есть scongiurazioni (прим.пер.- заклинания, ит.), которые придают им еще большую силу. Они следующие. Я же верю, что они были, однако, переданы неточно:
   Ты сурьма, вы, цинк и медь,
   Вы сильны, так принесите
   Мне удачу, отгоните
   Злые чары и беду.
   Для свинца, который я получил, записал я его так:
   Ты, сурьма, и ты, свинец,
   Нет в вас власти цинка с медью,
   Все же я прошу вас, зло
   Отгоните от меня!
   Можно увидеть, что в этих заклинаниях большой упор делается на силу меди, что, возможно, происходит от древнего религиозного чувства, которое римляне питали по отношению к ней как к "основе" бронзы. После всего сложного исследования, после всех трудностей, которые испытала моя собеседница, когда придавала формулировала свои идеи, я все-таки их выявил: "У металлов есть свои оккультные свойства и свой собственный свет, то есть, их когда они таятся изломанными, глубоко под землей, это свет сияет сам по себе, это страшный свет злых существ. У меди и золота свет самый красный, превосходный свет, он приносит удачу, и считается, что медь- это часть сурьмы.
   Сурьма сильнее свинца, потому что состоит из трех металлов, вернее, всегда в себе содержит медь и свинец.
   Эта теория вполне подтверждается написанным у Кардануса (De Rerum Varietate, xvi., 8, 9) и Петра Ариеса Sympathia septem metallorum et septem selectorum lapidum ad planetas. Paris, 1711) или как установлено Норком в его Этимологическо-символическо- мифологической энциклопедии.
   Звезды в небесах являются тем же самым, что и блестящие металлы в темной бездне земли, поэтому понятно, как те, кто добывает их на земле, связаны с теми, кто занимается этим на небесах, так как поклонение свету сосредоточилось на Солнце и планетах, так что каждой главной планете был назначен свой блестящий металл согласно его сиянию.
   Несколько дней назад я купил в магазине амулет в виде свинца с вделанным в него кусочком меди. По этому поводу американские негры бы сказали, что это очень сильный cunjerin камень. А я купил его за франк, и еще получил две бронзовые этрусские статуэтки, одна - Аплу, другая - доброго бога Нозу или deus incognitus (прим.пер.- бога неизвестного).
   О том магазине могу сказать, что там были prezzi fissi, то есть на всех товарах были написаны твердые цены. Это не значит в Италии, что продавец не может их снизить, но он обязуется не повышать ее. Цена устанавливается так, чтобы быть основой для сделки. Она "фиксированная" в том смысле, как это понимают в Италии, что на кусочке бумаге отмечена она fisso, т.е. фиксированная, или содержится указание на соответствующую запись. Тогда у того юноши был первый том Museum Etruscum of Antonio F. Gori, 1737, где было написано "десять франков", но, увидев, что я хочу его, он предложил его за восемь.
   "Добавьте к тому Богородицу четырнадцатого века на доске, с золотым фоном,- сказал я и по рукам".
   В спешке он отдал мне Мадонну, по-настоящему она стоила десять пенсов, и мы были удовлетворены.
   Это было поистине- как объявляла французская реклама римско-католических безделушек,- une ViХrge d'occasion (прим.пер.- Дева, приобретенная случайно, фр.). Я здесь должен заметить, что это была единственная картина, которую я вообще купил, в этом я похож на одного юного джентльмена из числа моих знакомых, которые восхищается только дамами с большим состоянием. У всех его мадонн, как и у моей, золотой фон.
   Картина сильно обветшала, но гипс и гуашь сохранили цвет, и яйцо, и камедь, и золото, я восстановил ее, она выглядела даже лучше, чем новая, хотя ей по меньшей мере четыреста пятьдесят лет, если не больше. Но окружение благоприятствует такого рода занятиям, Флоренция-знаменитое место дял восстановления Мадонн, у меня есть масса историй о таких rifatture 9мое прит.- переделка, ит.), которые я опускаю из-за недостатка места.
   Примечания:
      -- Он публиковался несколько раз, последний раз в Scheibele of Stuttgart (в монастыре.
      -- У Вуду если женщина берет чьи-то туфли, которые только что сняли, снимает шнурки со своих и вставляет их в чужие, мужчина, которые их наденет, непременно в нее влюбится- заметка Мэри А. Оуэн
      -- Этот замечательный человек, известный как "король Александр", умер во время работы над этой книгой.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"