Skeptik : другие произведения.

2. Сотворение человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

  
  В первую очередь мне хотелось бы выяснить, что пишет Библия о сотворении человека как биологического существа. В конце шестого дня творения Бог создал человека:
   26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...
  27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
  
  Из приведенных стихов можно установить, что человек создан по образу и подобию Бога. Поскольку слово "подобный" означает тождественный в чем-то, например, по форме, но при этом может быть различный, например, по величине. Также слова "по подобию" может трактовать глубже, имея в виду подобие во внутреннем строении и составе, а это может означать, что Бог, как и человек, состоит из органических веществ. Но, основываясь на Библии, невозможно в таком расширительном смысле толковать подобие человека и Господа. Тем более что подобие не предполагает полного сходства. Как минимум можно допустить что Бог, так же как и человек имеет две руки, две ноги, туловище и голову. На лице у него рот, нос, пара глаз, а на голове волосы и пара ушей. Религиозная традиция оставляет только подобие во внешнем сходстве, при этом утверждая, о невозможности познания сверхъестественного, которым и является Бог.
  Научная трактовка допускает, что здесь имеет место рефлексия или обратное отражение. Автор Библии не мог представить себе Бога иначе как в образе человека. Ситуация обычная для ряда религиозных культов. Достаточно вспомнить скульптурные изображения богов у древних греков. В других религиях боги представлялись как существа с телом человека и головой животного, птицы, пресмыкающегося. Иногда бывало наоборот: тело животного, а голова человека.
  Поэтому сделать какой либо вывод о внешнем виде Бога из этих строк нельзя. Изображение Господа в виде бородатого старца есть не более чем дань религиозной и культурной традиции.
  Из второй главы мы узнаем новые подробности:
  7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
  
  Везде по ходу второй главы упоминается человек, но не называется его имя. Только в последнем стихе главы приведено имя первого человека, его звали Адам (2: 25). Какой в этом есть скрытый смысл, я напишу дальше, а сейчас же разберу известную версию о сотворении человека и происхождении имени Адам.
  Слово "адам" в значении "человек" есть почти во всех тюркских языках, а также в иранских и кавказских. Считается, что древнееврейском adamah имеет первоначальное значение "земля", "красный".
  В Библии так и сказано, что Бог создал Адама из праха земного (2:7), что можно понимать буквально: сделал из глины. У многих древних народов была традиция лепить из глины фигурки людей и животных, которые они использовали для разного рода ритуалов. Глина бывает серого, белого, желтого, красного, коричневого, зеленоватого и черного цветов. Поэтому слово "красный" может указывать на цвет глины преобладающей в той местности, где формировался язык. А поскольку из глины лепили фигурки людей, которых потом пытались оживить, то красный цвет как-то может быть связан с цветом крови.
  Люди видимо верили, что глиняную фигурку можно оживить буквально вдохнув в неё жизнь. Поскольку уже первобытные люди понимали, что все живые существа дышат, а неживые не дышат. Отсюда легко проследить логику того, что сотворил Бог на шестой день творения. Он слепил первого человека из глины и вдохнул в него жизнь. Не удивительно, то слепил Господь его по образу и подобию своему, так как лепили глиняные куклы и сами люди.
  Традиции изготовлять фигурки людей остались в некоторых языческих культах до настоящего времени. Отчасти такую традицию использует и современная церковь в виде скульптур изображений на иконах. Крестный ход с иконами или скульптурами святых с целью вызвать дождь или отвести некую беду есть такое же действие, как и попытка вдохнуть жизнь в глиняную куклу.
  
  Выше приведено формально-атеистическое толкование данного фрагмента. Однако, фразу: "И создал Господь Бог человека из праха земного", можно истолковать иначе. Мы то знаем, из чего состоит человек. Вовсе не из праха земного или глины. Автор Библии это хорошо понимал. Ведь согласно Писанию Бог сотворил женщину из части тела самого Адама. Бог почему-то не воспользовался уже проверенным методом и не слепил женщину из глины. В Библии есть этому обоснование. Там есть такие слова: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа[своего]. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть".
  Согласно Библии женщина плоть от плоти мужчины, или, говоря современным языком, сделана из идентичного биологического материала. Обычно сюда подводят еще и подчиненное положение женщины, но я на этом культурологическом аспекте останавливаться не буду.
  Теперь внимательно прочтем предыдущие стихи в самом начале второй главы, которые предшествуют описанию сотворению человека:
   2: 4...в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
  5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли
   6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
  И сопоставим со следующим стихом:
   7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
  Вот эти четыре стиха (4 - 7) не следует разрывать, иначе можно не уловить глубинный смысл.
  
  В первых трех стихах описаны физические условия на земле в самом начале Творения, еще до того как Бог создал благоприятные условия для произрастания растительности. Фактически в этих строках нет ничего нового по сравнению с тем, что написано в первой главе. И многим кажется, что здесь писатель просто уточняет некоторые этапы сотворения Мира. На самом деле это не так и каждый стих в Библии наполнен скрытым смыслом.
  Следующие слова: "не было человека для возделывания земли" кажутся неуместными или неким поэтическим образом, призванным подчеркнуть насколько тот, первоначально созданный мир был пуст без человека. Но они вставлены специально, чтобы их можно было логически связать со следующей фразой: "И создал Господь Бог человека из праха земного". Только так можно понять, что "прах земной" вовсе не глина, а нечто такое, чем Земля, прошедшая через этапы Творения отличается от той Земли, какой она была в начале, когда Земле не было "всякой полевой травы, которая еще не росла". Иначе говоря, не было тогда на Земле того, что мы называем жизнью. Очевидно, что "прах земной", это то чем Земля на момент сотворения человека отличатся от Земли первоначальной. Земля в конце шестого дня Творения отличалась наличием разнообразных жизненных форм, которые в совокупности образуют замкнутую самоподдерживающуюся систему, которую мы называем биосферой. Следовательно, "прах земной" и является той самой пленкой жизни, которая после нескольких "дней" Творения теперь укутывала ранее безжизненную планету. Поэтому "прах земной" это, образно говоря, биомасса, биологический материал который был создан в предыдущие дни Творения.
  Этот вывод подтверждается и в этих строках:
  "1: 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее.
  2:19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных".
  Таким образом, в Библии в контексте истории о сотворении "земля" и "прах земной" имеют смысл той субстанции, из которой Бог творит живые существа. Но живые существа состоят из органических веществ собранных по особым законам в клетки и далее в биологические объекты под управление единообразного генетического кода.
  Из этого материала и создал Бог первого человека. А потом из точно такого же материала, но взятого уже от мужчины создал он и женщину. По современным понятиям сотворение женщины выглядит как генная инженерия и клонирование.
  Уже сейчас наука в принципе может из клеток одного пола клонировать организм другого пола. И в принципе наука близка к тому, чтобы повторить сотворение человека исходя из того, что в Библии названо "прахом земным". Для этого необходимо взять подходящую живую клетку какого-нибудь существа или даже микроба. В клетку поместить ядро с кодом ДНК человека и создать для этой клетки возможность размножаться. При выполнении всех необходимых условий так можно клонировать человека.
  Здесь я не утверждаю, что Бог или некие пришельцы так и сделали. Вовсе нет. Я только лишь хочу показать преемственность человека и биосферы Земли, которая в Библии иносказательно названа "землей" и "прахом земным". И в этом есть философский смысл. Ведь только наличием жизни Земля как планета принципиально отличается от всех прочих небесных объектов.
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"