Меньшикова Е.С., Зобнев В.М.: другие произведения.

1989. Группы самопомощи больных алкоголизмом

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa

Вашему вниманию предлагается один из первых материалов в Советском Союзе о сообществе Анонимных Алкоголиков.

Статья | Обложка сборника и отсканированный текст

УДК 616,89-008.441.|3161585107

ГРУППЫ САМОПОМОЩИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

(социально-психологические особенности взаимопомощи в программе "Анонимные Алкоголики")

Е. С. Меньшикова, В. М. Зобнев

ВНЦ медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР, Ленинградский научно-исследователыкий психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева

Последние годы в зарубежных публикациях [1-3] анализируется опыт лечения больных алкоголизмом в группах самопомощи. Эффективность групп самопомощи обычно высока и объясняется добровольностью участия больных, разнообразием социотерапевтических мероприятий и гибкостью терапевтических программ. В нашей стране традиционными стали объединения больных алкоголизмом в "клубы бывших пациентов" [4, 5], "устойчивые психотерапевтические коллективы" [6]. Менее известны "психотерапевтические сообщества" [7], которые состоят не только из больных алкоголизмом и членов их семей, но и медицинского персонала, а также добровольцев - людей, поддерживающих и пропагандирующих здоровый образ жизни и пожелавших принимать активное участие в деятельности сообщества. Однако замечено, что такие объединения больных алкоголизмом, пожелавших обрести трезвость, создаются и эффективно работают длительное время в основном за счет идей, инициативы и энтузиазма врачей, психологов или группы больных алкоголизмом, прошедших курс лечения в стационарных или амбулаторных условиях и испытывающих потребность в доверительном общении с другими больными. Обычно конкретный опыт отдельных групп взаимопомощи больных алкоголизмом, объединившихся с целью поддержания ремиссии, уникален и с трудом может быть повторен в иных условиях другими больными. При этом психотерапевтическая помощь оказывается в группе, либо индивидуально (больному или его семье). Социотерапевтические мероприятия организуются, как правило, самими членами групп взаимопомощи. Диапазон этих мероприятий широк: от совместного отдыха по интересам до полного самоуправления и самофинансирования. Психотерапия и социотерапевтические мероприятия позволяют больным быть по-настоящему вовлеченными в реабилитационные программы, проявить и реализовать свои потенциальные возможности реадаптации в семье, среди близких людей, на работе. В тех случаях, когда больному необходима медикаментозная помощь, он может получить ее в наркологическом учреждении, при котором организованы группы взаимопомощи, или в наркологических кабинетах по месту жительства или работы. Обычно курсы противорецидивного и поддерживающего медикаментозного лечения кратковременны и могут осуществляться в амбулаторных условиях. При рецидивах заболевания или выраженной декомпенсации больного (аффективные нарушения, обострение влечения к алкоголю, невротические расстройства) иногда показана и стационарная помощь. Однако доступность помощи в наркологическом учреждении создает у больных алкоголизмом уверенность, что в случаях рецидива болезни можно будет быстро и эффективно "поправить здоровье". Ответственность за исход лечения перекладывается больными на медицинский персонал. Поэтому представляется весьма интересным опыт деятельности групп взаимопомощи больных алкоголизмом, которые создаются самими больными и существуют вне лечебных наркологических учреждений.

Наибольшую известность имеет движение групп самопомощи АА (Alcoholics Anonymous), которое сейчас объединяет более 70 тысяч действующих групп в 114 странах мира. Это движение началось в 1935 году в г. Акрон (штат Огайо, США), где впервые встретились два алкоголика - врач Боб С. и бизнесмен Билл В. Когда они посетили в больнице еще одного больного алкоголизмом, которому предстояло стать третьим членом АА, то сообщили ему, что говорят с ним скорее для своей собственной пользы, чем ради него самого. Этот больной поверил им, выслушал их, и вот его впечатления: "Все другие люди, которые раньше говорили со мной, хотели помочь мне, а моя гордость не давала мне слушать их и вызывала во мне раздражение. Здесь же я почувствовал, что буду настоящей свиньей, если не поговорю немного с этими двумя людьми, если это может помочь им" (цит. по E. Kurtz [8]).

В 1939 г. с выходом в свет "Alcoholics Anonymous" ("Большой книги", "Голубой книги" или "Библии АА", как ее почтительно называют теперь сторонники движения) и успешным опытом деятельности еще немногочисленных в 30-е годы групп АА, это движение начало широко распространяться не только в США, но и в других странах. Анализ деятельности групп позволил сформулировать 12 ступеней (шагов) программы (1939 г.) и 12 традиций (1946 г.)' которые используют все первичные группы. Кроме того, для облегчения работы новых групп Генеральным Советом были разработаны рекомендации по проведению собраний (митингов) АА, а для тех, кто не может по каким-либо причинам посещать собрания групп, в 1975 г. было издано пособие "Living sober" [9]. В этой книге содержатся очень достоверные описания многочисленных затруднений, которые испытывает алкоголик, желающий бросить пить спиртное, и даны конкретные советы, как ему сохранить трезвость, восстановить отношения с другими, в первую очередь с близкими людьми, и радоваться жизни. С 1944 г. издается ежемесячный международный журнал "Grapevine", который оперативно информирует группы и отдельных участников о развитии движения АА. Многочисленные брошюры и буклеты, разъясняющие основные цели и принципы деятельности АА, переведены на многие языки и доступны всем желающим ознакомиться с ними. Знакомство с литературой АА, встречи с группами Анонимных Алкоголиков из США, неоднократно приезжавших в СССР, а также предоставленная нам возможность посетить открытые собрания (митинги) групп АА в США, Финляндии, Польше и нашей стране (Москва и Ленинград) позволили сделать некоторые обобщении о социально-психологических особенностях взаимопомощи больных алкоголизмом в программе АА.

Членство в группах АА добровольное, каждый алкоголик может быть членом одной или нескольких групп. Анонимность участия в движении соблюдается неукоснительно, и это позволяет новичкам без излишних сомнений получить консультацию опытного члена АА или сразу посетить одно из собраний, удобных для него по времени и месту проведения. Считается, что если алкоголик сам обратился за помощью к членам АА, то такой первый контакт более эффективен, чем предложение о помощи ему со стороны группы. Содержательная часть собраний групп АА обычно состоит из выслушивания, исповеди одного или нескольких членов, последовательного изучения материала 12-шаговой программы, чтения отрывков из "Большой книги", повторения 12 традиций, обмена опытом, оказания поддержки и помощи. Весь ход собрания, продолжительностью 1,5-2 часа, регламентируется и направляется секретарем, который избирается группой на одну или несколько встреч. Обычно это наиболее опытные и уважаемые члены группы, знакомые с большинством участников собрания. Каждый участник митинга, по разрешению секретаря, может высказать свое мнение по обсуждаемым группой вопросам, но не имеет права спорить или доказывать даже очевидную неправоту другого участника собрания. Здесь больному алкоголизмом нет необходимости лгать, изворачиваться и преуменьшать свое пьянство или его последствия. На собрании группы никогда не позволяют осудить мысли, чувства и поведение алкоголика. Члены АА считают, что больной должен сам убедиться в том, что у него есть болезнь (алкоголизм), и от него самого зависит ответ на вопрос, "употреблять ему алкоголь или нет?". Уговорами, убеждением, морализаторством и оценками того, как надо себя вести или как не надо, никто в движении АА не занимается. Члены группы только подают новичку пример, начиная любое свое выступление или высказывание со слов: "Я... алкоголик", или "Меня зовут... Я - алкоголик". Они всегда очень охотно и искренне делятся собственным опытом пьянства и трезвости. Несмотря на общую для всех 12-шаговую программу, каждая группа имеет свои отличительные особенности, а программа является лишь "путеводителем", созданным основателями движения АА для облегчения трезвости алкоголикам.

Поражает психологический климат собраний групп АА. Сразу создается ощущение духовной близости, родства и сопричастности. Искренность и безусловное доверие, полное принятие другого таким, как он есть, эмпатия позволяют достигать на собраниях АА высокого уровня групповой сплоченности. Принятие решений происходит безболезненно, так как любой член группы всегда имеет свободу выбора: он может посещать или не посещать эту группу, присутствовать или покинуть собрание в любой момент, высказаться по какому-либо вопросу или воздержаться. Члены групп АА получают, особенно в первые месяцы и годы, навыки неформального общения, которые помогают им успешнее преодолевать чувство одиночества. Можно согласиться с тем, что "традиционная группа АА представляет собой замкнутую социальную нишу, в которой алкоголик находит пристанище..." [10], но следует учесть, что в группе АА больной проводит лишь незначительную часть своей жизни (большинство групп АА встречаются не чаще 1-2 раз в неделю и затрачивают на собрание всего 2-3 часа). На наш взгляд, более важным обстоятельством является высокая референтность групп для больных алкоголизмом, обретающих трезвость и принявших для себя программу AA.

B нашей стране до сих пор распространено мнение, что движение АА имеет религиозную направленность. В официальных брошюрах АА на вопрос "Является ли АА религиозной организацией?" отвечают, что "AA не является религиозной организацией и не связано с сектами, вероисповеданиями, политическими направлениями, организациями или учреждениями". В группах АА, как правило, не обсуждаются вопросы, связанные с религиозной верой. Исследователи истории и идеологии движения AA отмечают, что эта программа имеет корни в религиозной трезвеннической организации - Вашингтонском движении за трезвость [11], a основа программы АА заложена в американской Оксфордской научно-религиозной группе [8], но основатели движения АА быстро отошли от Оксфордской группы именно из-за ее религиозной направленности, ограничивающей возможности более широкого применения программы АА [12]. Религиозные термины остались в программе из-за религиозного воспитания самих основателей АА и потому, что были знакомы "большинству американцев хотя бы по воскресным проповедям" [10]. Сейчас эта терминология обычно вызывает вопросы у тех, кто только начинает знакомиться с программой и не знаком с основным содержанием и формой деятельности групп AA.

Группы взаимопомощи больных алкоголизмом, в том числе и работающие по программам AA, значительно расширяют возможности получения помощи людям, желающим обрести трезвость. Сочетание профессиональной наркологической помощи и самопомощи больных алкоголизмом позволяет не только повысить эффективность реабилитационных мероприятий, но и привлечь к лечению многих больных алкоголизмом [3], которые по тем или иным причинам не хотят обращаться к наркологам. Группы АА, как правило, готовы сотрудничать с профессионалами и принимать их помощь, но они хотят и имеют право сохранять свою автономность и не терпят вмешательства в их деятельность. Попытки подчинить, контролировать работу групп AA приводят либо к их развалу, либо к конфронтации и острой критике больными многочисленных недостатков и огрехов в работе наркологов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Galanter M. Self-help large-group therapies for alcoholism: A controlled study. - Alc.: clinical and experimental research, 1984, 8, 1. 16-23.

[2] Beckman L. J. Attributional analysis of Alcoholics Anonymous. - Quart. J. Stud. Alc., 1980, 41, 714-726.

[3] Fontana A., Dowds B., Bethel M. AA and group therapy for alcoholism. - Quart. J. Stud. Alc., 1976, 37, 675-682.

[4] Страздиньш Я. К. Опыт организации психотерапии с целью социальной реадаптации больных хроническим алкоголизмом. - В кн.: Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов. М., 1974, 31-35.

[5] Бурно М. Е. Антиалкогольный клуб (метод. рекоменд). М., 1982.

[6] Новак В. M. Организация устойчивых психотерапевтических коллективов больных при амбулаторном лечении алкоголизма. Аврореф. Дисс. Канд. М.Д. 1974.

[7] Гузиков Б. М., Зобнев В.М., Мейроян А. А. Психотерапевтическое сообщество в системе реабилитации больных алкоголизмом. - В кн.: Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями. Л. 1986, 353-362.

[8] Kurtz E. Why AA works the intellectual significance of AA. - Quart. J. Stud. Alc., 1982, 43, 38-80.

[9] Living Sober. AA World Services Inc., 1988.

[10] Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988.

[11] Blumberg L. The ideology of a therapeutic social movement: Alcoholics Anonymous. - Quart. J. Stud. Alc., 1977, 38, 2122-2143.

[12] Гузиков Б. М., Мейроян А. А. Алкоголизм у женщин. Л., 1988.



ОБЛОЖКА СБОРНИКА И ОТСКАНИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

 []

 []

 []

 []



Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"