Сафронов Александр Петрович : другие произведения.

1994. Cоциально-психологическое исследование групп Анонимных Алкоголиков в Санкт-Петербурге

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



Выпускная работа | Опросник | Статья об авторе | Все материалы в формате jpg (сканы)

 []

Санкт-Петербургский Колледж практической психологии, Специальное отделение

Сафронов Александр Петрович

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУПП АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Научный руководитель кандидат психологических наук - Бардиер Г.Л.

Санкт-Петербург, 1994 год

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Описание методов исследования

2.2. Этапы проведения исследования

2.3. Обработка результатов

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Анализ рефлексивных описаний работы групп (по результатам включенного наблюдения)

3.2. Анализ формализованной части анкеты

3.3. Анализ неформализованной части анкеты

3.4. Анализ данных интервью

3.5. Сравнительный анализ данных включенного наблюдения, опроса членов групп и интервью со специалистами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Алкоголь известен человеку в течение длительного времени, и на сегодняшний день проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем - одни из наиболее серьезных.

Статистика говорит сама за себя:

- почти 50 тысяч человек ежегодно гибнут в автокатастрофах только из-за того, что сели за руль в нетрезвом состоянии;

- смертность от цирроза печени стоит на 8 месте, 7 из 8 больных циррозом печени - алкоголики;

- треть самоубийств совершается алкоголиками [1].

По данным профессора Б.Ц. Урланиса ежегодно в мире гибнет от алкоголя 3,5 млн. человек - это превышает потери человечества от всех когда-либо происходивших войн [2].

Никто не знает процента вины злоупотребления алкоголем в несчастных случаях, на производстве, при пожарах, катастрофах, драках. 1/3 преступлений совершено людьми, находившимися в нетрезвом виде. Никакому учету не поддаются разбитые семьи, брошенные дети, сломанные судьбы, несбывшиеся мечты.

Статистика США показывает, что:

- каждый американец живет или контактирует с алкоголиком (сыном, дочерью, братом, супругом, супругой);

- 5-10% американцев - алкоголики, и неизвестно, какое количество находится на ранних стадиях развития алкоголизма [1].

Каждый из алкоголиков влияет примерно на 6 человек, находящихся рядом. Иными словами, половина всех американцев испытывают на себе влияние алкоголя.

Алкоголизм - это реальность, затрагивающая все слои общества. Никто не может с полной уверенностью дать отрицательный ответ на такие вопросы:

- Имеете ли вы друга, соседа, коллегу по работе, которому надо выпить хотя бы пару глотков, чтобы начать работу?

- Есть ли у вас друг или родственник, с которым вы не можете пойти в общество, заранее зная, что он напьется?

- Есть ли у вас родственник, о котором вы предпочитаете молчать?

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

По данным литературы и наблюдениям специалистов наиболее перспективной работой в связи с проблемой алкоголизма считается создание специализированных психологических групп, так называемых групп АА (Анонимные Алкоголики).

АА - это товарищество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом опытом, силами и надеждами с Целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Собрания групп проводятся по специальной системе, основанной на многолетнем опыте (см. Приложение 1). Эффективность программ АА доказана практикой.

Считается, что начало деятельности групп АА было положено в 1935 году больным алкоголизмом Вильямом Вильсоном [5], который начал трезвенническую жизнь и образовал общество себе подобных. Основы таких сообществ были заложены несколько раньше членами известной научно-религиозной Оксфордской группы. Одним из идеологов группы был, в частности, швейцарский психиатр К. Юнг, идеи которого нашли отражение в опыте групп АА. Принципы работы групп были созвучны психологии У. Джеймса [3].

О группах АА упоминают многие отечественные авторы: Н.П. Шихарев' Б.М. Гузиков' А.А. Мейроян [2,3,4]. Однако большинство из них описывает зарубежный опыт. Обобщение опыта работ групп АА в России, а тем более в Санкт-Петербурге, нам не известны. Описание таких групп - одна из задач данной работы.

Известно, что в США в 1937 году в группы АА входило 2 тыс. человек, а к 1979 году США и капиталистические страны насчитывали уже 24 тыс. групп общей численностью 750 тыс. человек. В Англии в 1974 году была 451 группа, в 1975 году - 534 группы, в 1976 году - 619 групп АА [4]. В 1989 году число членов групп АА перевалило за 1800000. Группы АА действуют сейчас в 130 странах мира. Популярность и активность групп растет.

Как же развивается движение АА в нашей стране? Традиционно методами реабилитации алкоголиков у нас были психотерапевтические группы. Метод групповой психотерапии у нас имеет давнюю историю и ведет свое начало с Бехтерева [2], его триады для лечения алкоголизма. Некоторые психологи ведут группы поддержки в течение многих лет. Есть даже опыт летних лагерей для больных и их семей. И группы АА как бы органично вписываются в эту традицию, хотя специфика групп АА иногда вызывает недоверие членов традиционных групп [2].

Только в 1988 году при активном содействии США образовалась первая группа в Санкт-Петербурге. Группа называлась "Нева". Она образовалась в то же время, что и аналогичная группа в Москве [5].

Сначала члены группы собирались на частной квартире, затем в помещении психологического центра "Гармония", затем опять на квартире. Со временем "Нева" разделилась на две группы "Наш путь" и "Ступени". Начался постепенный рост групп. Одни группы появлялись, другие исчезали. В настоящее время в Санкт-Петербурге действует 10 групп АА (схема функционирования и описание групп см. в Приложении 2).

Благодаря активной помощи американцев, программой АА в России заинтересовались военные, пожелавшие открыть центр по обучению военных в рамках программы "12 шагов" [5].

Международным институтом по обучению и подготовке кадров в области борьбы с алкоголизмом была предложена в 1992 году программа "Выздоровление". Благодаря этой программе в Москве из 6 групп, которые были в 1992 году, к настоящему моменту работает 40. Сейчас в Москве функционирует 2 центра по лечению алкоголизма. В этих центрах используется программа "12 шагов".

В решении проблемы алкоголизма в России активное участие принимает Координационный Совет по лечению алкоголизма и наркомании, а также Совет по Наркотикам и Алкоголю США.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день функционирует 10 групп. Половина этих групп образована при активном участии и содействии американцев. Курируются группы энтузиастами наркологических служб и психотерапевтами. Систематической психологической помощи группы не получают. Определение точек приложения такой помощи - еще одна задача данной работы.

К какому же психологическому типу групп относятся группы АА?

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Описание методов исследования

При проведении психологического исследования групп АА были использованы следующие методы:

1. Включенное наблюдение, результаты которого зафиксированы в виде текстовых описаний рефлексивного характера (образцы описаний см. в Приложении 3).

2. Анкетный опрос, была использована анкета, разработанная совместно с к.п.н. Зобневым В.М. (образец см. Приложение 4).

З. Нестандартизованное интервью участников движения АА о проблемах развития групп АА. Интервью зафиксированы в виде описания проблем различного уровня: организационных, информационных, психологических (тексты интервью в Приложении 6).



Включенное наблюдение.

Научное целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта называется наблюдением. Наблюдение подчиняется соответствующей задаче, гипотезе исследователя, зависит от его направленности, теоретических позиций, знаний и опыта.



Общая схема наблюдения.

В методе наблюдения предполагается следующий порядок действий наблюдателя:

а) определение задачи и цели наблюдения (для чего и с какой целью наблюдать?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации полученной информации (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Предметом социально-психологического наблюдении служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы в определенной среде или ситуации.

Неструктурированное наблюдение является слабо форматизированным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы.

Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором психолог непосредственно включен в изучаемой процесс, контролирует, действует совместно с наблюдаемыми. При включенном наблюдении исследователь может полностью соблюдать инкогнито. Тогда наблюдаемые никак не выделят его среди членов группы, коллектива.

При социально-психологическом исследовании малых групп обычно используется комплекс методов. Ведущее место занимает наблюдение в экспериментах, особенно при разработке малоизученных проблем. По мнению П. Фресса, первая фаза эксперимента состоит из "наблюдения, которое позволяет обнаружить важные факты и узнавать их со всей определенностью". [ ].

В данном исследовании был использован метод включенного наблюдения с целью изучения отдельных признаков динамики групп АА. Объектом наблюдения были члены групп АА в ситуациях групповых собраний и сразу после них. В качестве способа регистрации полученной информации была принята полная форма записи (рефлексивный отчет).



Анкетирование.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Нужно знать ряд правил и принципов ее конструирования и прежде всего особенности различных вопросов, из которых она состоит.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать

по содержанию:

- вопросы о фактах сознания,

- вопросы о фактах поведения,

- вопросы о личности респондента;

по форме:

- открытые и закрытые,

- прямые и косвенные;

по функции:

- основные и неосновные.

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Любое мнение представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя "паспортичку", выявляющую пол, возраст, семейное положение и др. Широкое применение в анкетах имеют вопросы, направленные на выяснение уровня информированности и знаний.



Закрытые и открытые вопросы.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативный допускает возможность выбора только одного варианта ответа. Неальтернативный вопрос допускает выбор респондентом нескольких вариантов ответов и их сумма может превышать 100%.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывает" респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда они имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов, либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. Применяя открытый вопрос, исследователь рискует совсем не получить содержательной информации и может лишь выяснить' что по данному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформулированного мнения.



Прямые и косвенные вопросы.

Иногда вопросы анкеты требует от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.п. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа или содержат неточную информацию. В этом случае на помощь приходят вопросы, задаваемые в косвенной форме.



Основные и неосновные вопросы.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления, неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).



Композиция и оформление анкеты.

Анкета - это своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо от того, очная это беседа или заочная. В начале располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по списку. Они обеспечивают 'завязку' беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество, их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться.

Вопросы могут быть объединены в блоки по тематическому и проблемному принципам. Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия.

Качество вопросника в целом определяется степенью соблюдения двух основных условий. Во-первых, формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, т.е. обеспечить получение информации именно об изучаемом признаке, а не о каком-либо другом. Во-вторых, она должна соответствовать возможностям респондента как источника информации.

В дипломной работе была использована анкета, специально составленная для работы с членами движения АА. Анкета не опубликована. В нее включены все виды вопросов, как по форме, так и по содержанию. В качестве неосновных из анкеты при обработке вынесены вопросы NN 5, 14, 17, 19.



Интервью.

Получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т.д. чаще всего осуществляется в форме интервью.

Нестандартизированное интервью характеризуется гибкостью и варьируется интервьюером, который, руководствуясь лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией, формировать вопросы и изменять их порядок.

Выбор исследователем того или иного вида интервью зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Нельзя составить удовлетворительные вопросы для стандартизированного или нестандартизованного интервью, если нет ясного представления об основных границах, в пределах которых находятся возможные ответы.

В дипломной работе были использованы данные нестандартизованного интервью со специалистами, сопровождающими движение АА. Тема интервью: "Проблемы движения и развития групп АА в рамках этого движения". Ответы интервьюируемых располагались в границах организационных, информационных и психологических проблем. Вопросы для нестандартизованного интервью были сформулированы после обработки данных включенного наблюдения и анкетирования.

2.2. Этапы проведения исследования

Исследование проводилось в период с 1.01.94 по 25.03.94 в Санкт-Петербурге. За этот период было обследовано 7 групп АА, 1 группа АН, 1 группа Ал-Анон.

Работа проводилась в несколько этапов:

1. Подготовительный (изучение литературы о движении АА и принципах организации групп АА).

2. Ознакомительный (включенное наблюдение).

3. Разработка анкеты-опросника.

4. Исследование характеристик групп АА с помощью анкеты-опросника.

5. Интервью о проблемах движения АА со специалистами, "сопровождающими" движение (наркологом, психотерапевтом).

6. Анализ результатов.

7. Формирование рекомендаций по содержанию психологической поддержки групп АА.



I этап. Подготовительный

Вся литература по движению АА на русском языке прислана из США в виде помощи движению АА. Это три книги ("Анонимные Алкоголики", "Жить трезвыми", "12 шагов, 12 традиций' [11,12'13]) и 5 информационных брошюр [14-18].

В России специалисты, изучающие проблемы алкоголизма, описывают движение АА только исходя, в основном, из анализа опыта движения АА в США и очень обзорно [1'2'3'4]. Опыт пятилетнего движения АА в нашей стране не нашел отражения ни в книгах, ни в статьях. Появлялись лишь отдельные публикации в газетах и журналах, но они носили, в основном, художественно-описательный характер.



II этап. Ознакомительный

На подготовительном этапе пришлось столкнуться с трудностями информационного характера: оказалось, что нигде нет информации с адресами групп АА. Обнаружились и организационные трудности: учет посещений в группах не ведется, группы посещаются нерегулярно.

Процесс ознакомления с деятельностью групп методом включенного наблюдения состоял из следующих этапов:

- выяснение местонахождения группы, организационная ориентация;

- посещение собраний и вхождение в контакт с членами группы, попытка пронаблюдать особенности функционирования группы;

- написание рефлексивного отчета по результатам наблюдения.

Дополнительно с членами групп АА, с целью выяснения соотнесения их личных интересов, мотивов и проблем, с групповыми интересами, проводились беседы, включающие следующие вопросы:

- Что является внутренним мотивом посещения групп?

- Какие личные проблемы группа помогает решить?

- Какие проблемы возникают у членов группы в связи с ее посещением?

Результатом данного этапа явились отчеты, зафиксированные в виде текстовых описаний (образцы описания см. Приложение 3) и тексты бесед, которые не приводятся в силу их личностного характера.



III этап. Разработка анкеты-опросника

Идея разработки опросника возникла после анализа работ [1,2,3] и личной беседы с одним из ведущих специалистов в данной области к.п.н. Зобневым В.М. Анкета-опросник включает в себя 19 вопросов, которые затрагивают следующие аспекты:

1) личностный (вопросы NN 1, 2).

2) мотивационный (вопросы NN 3, 16, 17)

З) информационный (вопросы NN 3, 4, 5, 8, 7, 11, 12, 13, 14, 19)'

4) эмоциональный (вопросы NN 8, 9, 10)

5) социальный (вопрос N 18)

Образец анкеты в Приложении 4.



IV. Исследование характеристик групп с помощью анкеты-опросника

Анкетирование проводилось индивидуально после собрания групп. Анкеты были предъявлены 50 членам разных групп, согласились на анкетирование 35 человек, что составляет 30% от общего количества людей, посещающих группы АА.

Причины отказа от заполнения анкет носили специфический характер:

1. Недоверие опрашиваемых к любого рода опросам и тестированиям, так как последние будят отрицательные эмоции в связи с лечением в прошлом.

2. Несоответствие самого факта тестирования традициям групп АА.

3. Подозрительное отношение к проведению тестирования людей, участвовавших в зарождении движения АА, сформулированное ими, как возможное использование информации во вред движению.

4. Особое отношение людей, ранее употреблявших наркотики, к любой попытке получить от них информацию.

Возможно, эти причины сказались на чистоте выборки, однако очевидно, что они касались не метода, а самого факта исследования. Вероятно, что при более доверительных отношениях членов групп с психологами, исследование можно будет повторить с более четким соблюдением проведения формирования выборки.



V этап. Интервью о проблемах со специалистами

Были получены интервью у людей, которые в силу своей специальности были связаны с лечением алкоголизма. Все они, видя перспективность движения АА, сопровождали его с момента зарождения. Интервью состояло из трех вопросов, которые освещали развитие движения групп АА в Санкт-Петербурге на различных уровнях: организационном, информационном, психологическом.

Тексты интервью см. Приложение 6.



VI этап. Анализ результатов

В ходе проведения исследования становилось ясно, что движение АА, возникнув с помощью американцев пять лет назад, застыло как бы на одной точке. Им не интересуется никто из специалистов, а сами участники движения имеют еще слишком мало опыта, знаний и возможностей. Движение держится благодаря активной поддержке энтузиастов-специалистов.

Группы при своей работе не соблюдают элементарных психологических правил: собрания проводятся с большим количеством участников; люди не умеют высказываться в порядке очереди и по существу, не могут выражать свои чувства и мысли; собрания групп превращаются зачастую в чаепитие и пустое времяпрепровождение.

Члены групп не придают значения таким важным для работы групп факторам как:

- обеспечение непрерывного притока новых членов в группы;

- налаживание межгрупповых связей;

- поддержание непрерывных контактов со специалистами;

- разнообразие и углубление работы над программой.

Все это говорит о том, что практический психолог социальной службы столкнется здесь с обширным полем деятельности для приложения своих знаний.

2.3. Обработка результатов

Результаты включенного наблюдения обрабатывались при помощи контент-анализа по схеме, включающей следующие категории содержания (исходя из общепринятой концепции о структуре аттитюдов):

а) эмоционально-аффективные проявления в работе групп: невербальные проявления принятия-непринятия группы (психомоторика, вентосоматика, тонус); проявление эмоций (дружественные-враждебные); состояние удовлетворенности (настроение).

б) когнитивные проявления: обсуждение и решение проблем, обмен информацией, вербализация внутреннего состояния личности.

в) конативные (поведенческие) компоненты: тенденции сплоченности' разобщенности, автономии.



Контент-анализ.

В процессе контент-анализа можно оценить 7 основных стадий.

1. Разработка программы контент-аналитического исследования.

Анализы содержания можно разделить на дедуктивные - когда исследователя интересует проверка какой-либо отдельной гипотезы, и индуктивные - когда его интересует определенный тип сообщения, и он старается охватить все элементы содержания, не имея отчетливых гипотез.

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволяло задать однозначные правила для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формальности).

Необходимо также, чтобы интересующие элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статической видимости).

2. Определение эмпирических объектов исследования, выбора.

В исследованиях выборка осуществляется на нескольких уровнях:

а) отбор коммуникативных знаков;

б) выбор материала за те или иные периоды времени;

в) определение видов сообщений;

г) определение типа выборки среди сообщений.

3. Разработка методики контент-анализа.

Разрабатывая конкретную методику анализа содержания, необходимо постоянно ориентироваться на общие исследования, обращаться к образцам интересующих нас документов.

При этом для получения дедуктивным путем при разработке программы исследований понятий (категорий) отыскиваются их эмпирические соответствующие индикаторы (те или иные слова, суждения). Методика создается в постоянной работе с образцами отобранных документов.

Категории - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам, которые подразумевают деление на подкатегории (более частные понятия) и обычно сопровождаются определенными задаваемыми аналитиком классификационными признаками.

Используемые нами категории должны найти адекватное выражение на языке исследуемых документов. Таким их выражением являются единицы анализа (иногда их называют единицами наблюдений), которые, соответственно делению категорий, делятся на классификационные единицы разного уровня. В практике контент-анализа имеются наиболее употребительные стандартные единицы анализа. К ним относятся:

- слова, или "термин", "символ";

- суждение или заключительная мысль;

- тема, целое сообщение или публикация.

4. Проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности. На этой стадии исследования необходимо провести пробный контент-анализ, которой обыкновенно выявляет имеющиеся недостатки методики. Обоснованность (валидность) обычно проверяется при помощи компетентных судей (специалистов по проблематике данного исследования) или посредством получения аналогичных данных другими методами.

5. Сбор первичной эмпирической информации.

6. Количественная обработка данных.

7. Интерпретация полученных результатов, выводы.

Контент-анализ связан с наблюдением, но специфика контент-анализа в том, что он имеет депо только с опосредованным отражением человеческого поведения, зафиксированным в виде документов, а не с "живыми" поступками и действием, как это бывает при непосредственном наблюдении.

К достоинствам метода относятся:

- возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект,

- достижение высокой степени надежности получаемых данных.

К недостаткам данного метода относится значительная сложность и громоздкость процедуры и необходимость высокой квалификации кодировщиков-аналитиков.

Контент-анализ - это "строгое исследование текстовых массивов в целях выявления или измерения социальных тенденций, репрезентированных этими массивами" [ ].

Обработка анкеты состояла из 2 частей:

а) формализованные вопросы - подсчитаны средние результаты по группе испытуемых в целом (в %).

б) неформализованные вопросы - контент-анализ по каждому вопросу.

При обработке интервью была проведена типологизация актуальных проблем движения АА с точки зрения психологической поддержки групп АА.



ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Анализ рефлексивных описаний работы групп

(по результатам включенного наблюдения)

На основании рефлексивных описаний 26 посещений различных групп АА (всего 9 групп), осуществляемых включенным наблюдением в течение месяца (с 21 февраля по 20 марта 1994 года), удалось в соответствии с принятой схемой анализа выявить содержательные характеристики психологической успешности-неуспешности работы групп АА. (см табл. в Приложении 5, табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что психологическая успешность групп АА складывается стихийно, преимущественно за счет доверительности отношений между людьми, которые пришли сюда за помощью. Что же касается моментов, когда группы бывают неуспешными, то, как видно из таблицы, это может быть связано с отсутствием у членов группы навыков групповой работы, в числе которых самопрезентация, содержательное ведение диалога, планирование своего поведения за пределами группы.

Логично предположить, что выработка этих и других навыков столь важных для членов групп в плане эффективности их групповой работы - это задача практического психолога, владеющего недирективными методами психологического сопровождения работы группы. Это предположение подтверждается в рефлексивном описании (см. Приложение 3) одной из групп, куда действительно пришел психолог, сопровождающий работу группы в течение нескольких лет.

3.2. Анализ формализованной части анкеты

Из ответов испытуемых на формализованные вопросы анкеты была получена информация о членах групп АА (см. Приложение 5, табл. 2).

Как видно из таблицы 2, женщин в группах меньше, чем мужчин, они менее охотно идут в группы АА, а если и посещают собрания, то срываются чаще мужчин из-за своей эмоциональной нестабильности [ ]. Практический психолог должен обратить на это внимание и сопровождать вновь прибывшую женщину до тех пор, пока она не почувствует себя комфортно в группе.

Средний возраст людей, посещающих группы - 30-50 лет (91%). Молодежь до 30 лет в группах не задерживается. Практический психолог может помочь создать группу, куда входили бы люди возраста до 30 лет - возраст и общие проблемы сплотят группу.

Большинство членов АА лечились от алкоголя более 4 раз (66%). Это говорит о том, что практический психолог при работе в группе должен избегать прямых рекомендаций и осторожно давать советы.

Больше половины анкетированных имеют срок ремиссии свыше 1 года (61%). Практический психолог может определить предсрывное состояние и помочь предотвратить срыв. Он может также определить, что человеку неуютно в группе и посоветовать ему посетить другую группу.

Почти половина анкетируемых получила информацию о группах АА от врача-нарколога во время посещения наркологического кабинета. Практический психолог может помочь организовать в каждом районном наркологическом кабинете информационный стенд о движении АА.

Точное количество групп АА в Санкт-Петербурге знают только 18% анкетируемых. Информация о местонахождении групп быстро стареет. Практический психолог может ориентировать группу на различные способы подачи информации о себе.

На собраниях других групп (кроме "своей" группы) не было 22% анкетируемых. Эта информация практическому психологу говорит о том, что людей надо ориентировать на посещение других групп, чтобы расширить их знания о движении и предоставить возможность каждому выбрать группу, наиболее ему подходящую.

Важно отметить, что большинство анкетируемых (74%) посещают группу АА в одиночку, что значительно ослабляет эффективность работы в группе - возвращаясь домой, он сталкивается с равнодушием и непониманием его проблем. Вовлечение людей, окружающих члена группы - родственников, жен, детей, сослуживцев - в работу группы Ал-Анон тоже, очевидно, задача практического психолога, сопровождающего работу группы. 85% анкетированных занимаются агитацией с целью привлечения новых людей в движение АА, но из таблицы видно, что только 24% анкетированных узнали о движении от членов АА.

Этот факт говорит о том, что люди не умеют рассказывать о работе групп. Здесь практический психолог может помочь ясно и доходчиво доносить информацию до других.

3.3. Анализ неформализованной части анкеты

С помощью метода контент-анализа оказалось возможным привести неформализованные ответы испытуемых к специальным единицам содержания (см. Приложение 5, табл. 3)

Полученные единицы содержания были сгруппированы в соответствии со схемой анализа рефлексивных описаний (см. Приложение 5, табл. 4).

В целом информация о группах АА, полученная от самих участников этих групп, совпадает с информацией, полученной с помощью включенного наблюдения. В частности, совпадают:

Радушие - эмоциональность, теплая и радостная встреча, искренность, теплота, открытость.

Нет ответственного - безразличие, многолюдье, более 30 человек.

Нарушение традиций - чаепитие-базар; самый инициативный говорит, остальные молчат.

Ушли в себя - зажались.

10 лет, а поздравить нечем - нет атрибутики.

Стремление в лидеры - стремление занять открытую лидирующую позицию, навязывание своей воли.

Замкнутость - "гробовая" тишина и т.д.

Это говорит об актуальности обсуждения вопросов технологии психологического сопровождения групп АА. Информация, полученная в результате контент-анализа, позволяет наметить новые возможности точки приложения для работы практического психолога, а именно:

- ненавязчиво показать группе недостатки ее работы;

- помочь группе создавать благоприятную атмосферу;

- помочь людям открыться и откровенно рассказывать о своих проблемах;

- разговаривать с родственниками и давать им объективную, компетентную информацию;

- сопровождать работы групп Ал-Анон;

- вести тренинг для желающих между собраниями.

3.4. Анализ данных интервью

В интервью приняли участие три человека. Среди них психолог, нарколог, психотерапевт.

Все интервьюируемые специалисты попытались обозначить важные проблемы движения АА в Санкт-Петербурге в следующих аспектах: организационные, информативные, психологические. Обобщая ответы специалистов, можно выделить следующие проблемы:

1) Организационные:

- нет единого центра,

- нет помещений для собраний групп,

- нет атрибутики и способов регулярной доставки литературы.

2) Информационные:

- нет информации в прессе,

- нет информации в лечебных учреждениях,

- слабая информационная связь между группами.

3) Психологические:

- адаптационные,

- отсутствие индивидуального психологического консультирования,

- отсутствие группового психологического консультирования и сопровождения.

Анализируя эти данные с точки зрения возможностей практического психолога социальной службы можно сделать следующие выводы.

Практический психолог может помочь:

- в организации единого информационно-координационного центра;

- в налаживании организацией грамотной рекламы;

- в организации работу телефона доверия;

- в налаживании связей со специалистами (врачами, психотерапевтами, наркологами);

- дать информацию о движении АА в лечебные центры;

- отрегулировать приток новых членов в группы;

- в налаживании индивидуальной помощи в трудных случаях (таблетки, гипноз, индивидуальная психотерапия);

- в анализировании неудач групповой работы;

- в построении грамотной работы по программе.

На основании этих выводов целесообразно дать следующие рекомендации:

Наркологическим службам районов:

- поддерживать связь с группами АА своего района;

- сделать в своем отделении стенд, информирующий об адресах групп АА, методах и принципах их работы;

- договориться с членами группы АА о возможности проведения информационно-разъяснительной работы с новичками, людьми, прошедшими лечение, о возможности посещения группы;

- направить своих специалистов в группы АА для знакомства с их работой. Городской наркологической службе:

- помочь движению АА в проведении правильной рекламы;

- помочь в организации телефона доверия;

- помочь в организации единого организационно-информационного центра.

Практическим психологам, работающим с группами АА:

- основная задача - это привлечь новичков и помочь им удержаться в группе АА;

- сопровождать группы в процессе работы и корректировать их работу;

- сопровождать индивидуально каждого члена группы, корректируя его работу;

- помочь родственникам членов группы АА в организации группы Ал-Анон.

Организовать независимый информационный центр для:

- налаживания печатания своего журнала;

- налаживания связи между группами;

- налаживания зарубежных контактов;

- обучения членов АА основам психологии для работы с новичками.

3.5. Сравнительный анализ данных включенного наблюдения, опроса членов групп и интервью со специалистами

В результате проведенной работы удалось выяснить, что движение АА в Санкт-Петербурге, достигнув своего пика 5 лет назад, застыло: не увеличивается ни количество участников, ни число групп. Причины этого можно сформулировать следующим образом:

- люди не задерживаются в группах;

- нет связи со специалистами;

- нет связи со средствами массовой информации;

- нет четкой связи между группами;

- нет постоянных контактов с движением АА за пределами Санкт-Петербурга.

Движение не затухает только благодаря бескорыстной помощи специалистов-энтузиастов.

Выход из создавшегося положения в том, чтобы создать в Санкт-Петербурге единый информационно-координационный центр, который взял бы на себя решение этих проблем и отбирал бы среди членов групп АА людей, стремящихся глубже изучить психологию, организовал их обучение с целью направления в их группы для практической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом дипломная работа позволяет подтвердить гипотезы:

1. В соответствии с гипотезой, в группах АА были обнаружены признаки групп, ориентированных на задачу (единственная цель - избавление от алкоголизма и его последствий). Вместе с тем, исследование показало, что процессы, протекающие в группах, характерны для групп психологической поддержки (теплота, доверие, доброжелательность, открытость).

2. В соответствии с гипотезой о существовании в группах АА специфических проблем, можно сказать, что такие проблемы существуют, в частности:

- создание атмосферы доверия;

- привлечение родственников больных к активной работе в группах;

- помощь в адаптации в группе;

- неумение членов группы высказывать свои мысли и чувства.

З. Многократно подтверждалась гипотеза о существовании потребности в психологической помощи группам АА.

Дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Все сообщества Анонимных Алкоголиков нуждаются в организации информационных служб, обеспечивающих работу как внутри групп АА, так и взаимосвязь между различными группами.

2. Для повышения эффективности работы в группах необходимо:

- обеспечение подготовки инструкторов, имеющих специальные навыки сопровождения работы в группе;

- проведение более детального тестирования участников движения АА для разработки в дальнейшем комплекса психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

На основании сделанных выводов были даны рекомендации наркологической службе города, наркологическим районным центрам и практическим психологам, которые будут работать в группах АА.

По результатам дипломного исследования, помимо отдельных рекомендаций корректирующего характера, сделан глобальный вывод о необходимости создания специальной высокопрофессиональной коррекционной службы, в рамках которой станет возможным объединение усилий медиков, психологов, социальных работников и самих участников движения Анонимных Алкоголиков для реализации функционально наполненных комплексных программ коррекционной работы как с больными алкоголизмом, так и с людьми, имеющими склонность к данному типу заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартин Дж. Беседы мелом на доске. СПб.' 1993.

2. Гузиков Б.М.' Мейроян А.А. Что губит нас... Л.: Лениздат, 1990.

3. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя. М.: Наука, 1988.

4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Алкоголизм у женщин. Л.: Медицина, 1988.

5. The Spirit (на рус. яз.) Т. 1, вып. 1, Нью-Йорк, 1993.

6. Рудестам Х. Групповая психотерапия, М.: Прогресс "Универс", 1993.

7. Кузьмин Е.С.' Семенов В.Е. Методы социальной психологии. М.: Политиздат' 1985.

8. Горшкова М.К.' Шеренг Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1983.

9. Семенов В.Е. Изучение документов в социально-психологическом исследовании. Л.: Лениздат, 1983.

10. Контент-анализ: техника или методология? Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1. М.; Л.' 1973, С. 19-24.

11. Анонимные Алкоголики. Нью-Йорк, 1989.

12. Жить трезвыми. Нью-Йорк, 1990.

13. 12 шагов, 12 традиций. Нью-Йорк, 1990.

14. Алкоголикус Анонимус в Вашей среде. Нью-Йорк, 1988.

15. Понимать себя и алкоголизм. Нью-Йорк, 1979.

16. Послание женщине-алкоголику. Нью-Йорк, 1978.

17. Если Вы профессиональный работник. Нью-Йорк, 1978.

18. Вопросы и ответы о наставничестве. Нью-Йорк, 1978.



ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



ИНФОРМАЦИЯ О ГРУППАХ АА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Группа "Нева" существует 5 лет.

Собирается один раз в неделю, во вторник, в Межрайонном наркологическом диспансере.

Курируется психотерапевтом.

(Стахановцев, дом 12, начало в 18:00)

Группа "Наш путь" существует 4 года.

Собирается каждый день.

Самая многочисленная и популярная в городе.

Снимает полуподвальное помещение по адресу: В.0.' 7 линия, дом 20.

(Начало в 19:00 в субботу, в 14:00 и 18:00 в воскресенье.)

Группа "Вертикаль" существует 4 года.

Собирается 3 раза в неделю.

Находится в помещении районного психологического центра по адресу: Гороховая улица, дом 67.

(Понедельник, среда, пятница, начало в 18:00)

Группа "Амира" существует 1 год.

Собирается раз в неделю.

Курируется психотерапевтом.

Работает в помещении института им. Бехтерева.

(Среда, в 19:00)

Группа "Ступени" существует 5 лет.

Собирается 3 раза в неделю.

Курируется наркологом.

Снимает полуподвальное помещение в г. Пушкине.

(ул. Пролетарская, дом 30)

Группа "Стулья" существует полгода.

Собирается 1 раз в неделю.

Курируется психотерапевтом.

Находится по адресу: наб. Обводного канала, дом 13, каб.32

(В четверг, начало в 18:00).

Группа "Соломинка" существует три месяца.

Собирается 2 раза в неделю.

Находится на площади районного наркологического кабинета: улица Свеаборгская, дом 5.

(Суббота в 14:00, вторник в 18:00)

Группа "Отца Мартина" существует полгода.

Находится на площади художественной мастерской:

Кузнечный переулок, дом 19, кв.20

(Начало в 19:00)

Группа "Алмаз" существует 5 лет.

Своего помещения не имеет. Ядро группы собирается на территории других групп.

(7 лет, с 29.10.1986)

Группа "Добрый путь" существует 4 года.

Собирается по четвергам.

Находится в помещении районного психологического центра по адресу: Гороховая улица, дом 67.

(Начало в 18:00)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 []


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образцы рефлексивных отчетов о собраниях групп АА

19.03.94

Был сегодня на группе "Наш путь". На собрании присутствовало человек 30, из них трое новеньких. Одна женщина ушла из дома со скандалом, ушла из дома, где пьют, и сидела рядом со мной, и ее колотила нервная дрожь. К концу собрания она успокоилась, но остаться не захотела. Она еще не умеет выговариваться на группе, выговариваться, чтобы это принесло облегчение. Ее не удержишь, на данный момент это ее путь. Слушал ребят, тема '1 шага', неплохо, искренне поговорили. Новенькие, как обычно, привыкали, присматривались и вообще. Атмосфера непринужденная, дружеская. Я разболтался о пути, о том, что меня всю жизнь вели, а сейчас я сам иду по программе, и это неплохо, да и другого пути пока нет. 12 шагов - это жизненный путь, один из жизненных путей больных алкоголизмом. Путь души, а не таблеток, тела, вещей и благосостояния. Я боялся жизни, боялся, не знал, а здесь могу разобраться во всем этом вместе с вами.

На чаепитии после собрания был, как всегда, теплый дружеский разговор.

21.03.94

Вечером ходил в "Наш путь". Любопытное собрание, такого накала страстей я уже давненько не видел. Прямо буря страстей, но буря придавленная. Люди стараются не поддаваться эмоциям, а пытаются сознательно их контролировать. Кому-то удается, кому-то нет. Сегодня необычное собрание.

1. Давно договорились, что по понедельникам не курим во время собрания, но как-то забыли. И новый секретарь немного авторитарно напомнила об этом и демонстративно запрещала другим курить.

2. Начали сегодня с традиций. Давненько о них не говорили. И секретарь добросовестно подготовилась к занятиям - написала вопросы, прочитала традицию, - и сказалось общее нежелание работать: напрягаться, думать, говорить на тему, совсем неизвестную тебе, - и началось. Предложили вообще не обсуждать или как-то еще. На вопросы не хотели отвечать. Часто многие уходили курить, и оттуда раздавался веселый смех. Еще одна ошибка: она сказала не "служу", а "буду"; и второе: предложила вопросы "оценочного характера", - то бишь, тебя будут оценивать, как ты знаешь традиции; и поведение было немного жесткое.

1) жесткое поведение (не "служу", а "буду") и жесты (указательные, а не просительные);

2) навязывание своей воли;

З) вопросы оценочного характера;

и вообще было не служение, а ведение собрания: делайте, а я вас буду оценивать.

Лидирующая позиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 1

 

Психологическая "успешность"

Психологическая "неуспешность"

 

 

 

 

 

Эмоционально-

 

 

аффективные

 

 

проявления

 

- оживленность |||

 

- понравилось ||

 

- доброжелательность ||||

 

- искренность |||||

 

- теплота

 

- открытость ||||

 

- облегчение ||

 

- непринужденность |||

 

- эмоциональность ||||||||

 

 

- атмосфера апатии ||||

 

- буря страстей ||

 

- "гробовая" пауза |||

 

- нет открытости ||||

 

- не умеют раскрывать свои эмоции

 

- ушли в себя

 

 

Когнитивные

 

 

проявления

 

- хорошо поговорили ||||

 

- интересно ||||

 

- разговор о своих проблемах |||||

 

- понял, что раньше меня вели, а теперь хочу идти сам

 

 

 

- жалуются на жизнь и расходятся со спокойной совестью

 

- не все умеют выговариваться на группах

 

- навязывание своей воли

 

- вопросы оценочного характера

 

- наговорится и закрыл собрание

 

 

 

Конативные

 

 

проявления

 

 

(поведенческие

 

 

тенденции)

 

 

- ищет помощников

 

- есть психологические санкции за провинившегося

 

- есть "свое русло"

- взаимная заинтересованность

 

- позитивное влияние психологии

 

- снятие домашних проблем в группе

 

 

 

- нерасчлененность отдельных выступлений

 

- сам ничего делать не хочет

 

- стремление занять лидерскую открытую позицию

 

- общее нежелание работать

 

- уход с собрания

 

- одну группу в гости к другой привел психолог

 

- нет ответственности (ключи)

 

- больше 30 человек в группе

 

- чаепитие - базар

 

 



Таблица 2

Анализ формальной части анкеты

 

Пол

Возраст

Лечились ли вы ранее?

Время воздержания

От кого получили информацию

Знают точное количество групп

Не было на других группах

Посещают близкие

Занимаются агитацией

 

М

Ж

до 30

30-50

старше 50

до 1 года

свыше 1 года

от членов АА

от врача-нарколога

Абс. показатель

25

9

2

32

1

> 4 раз

14

21

9

15

6

8

9

30

%

 

74

26

6

91

3

66%

39

61

24

43

18

22

26

85

 



Таблица 3

Ответы на неформализованную часть анкеты

Вопросы

Ответы

8. Первые впечатления о группе АА

- положительное - 10 чел.

- теплая и радушная встреча - 5

- интерес - 2

- не знаю - 2

- негативное - 2

10. Что понравилось в программе?

- открытость - 7

- духовность - 5

- вера - 5

- программа - 6

11. Что не понравилось?

Ничего не написали - 17 чел.

- стремление в лидеры - 3

- критика другого - 3

- театральность - 3

- однообразие - 3

12. Что препятствует развитию?

- нет информации - 11 чел.

- нет помещений - 4

- безразличие наркологической службы - 4

- не хотят бросать - 8

- нет внутренней ориентировки - 2

13. Почему участвуют в движении?

- жить трезво - 20 чел.

- помощь другим - 2

- круг общения - 3

- вера в движение - 2

14. Почему прекратили посещать?

- не прекращали посещения - 30 чел.

- эмоциональная неуравновешенность - 3

- есть другие дела - 2

 



Таблица 4

Анализ неформализованной части анкеты

 

Первые впечатления

Что понравилось

Что не понравилось

Что препятствует развитию

Почему участвую в движении

Почему прекратил пить

 

 

 

 

 

Эмоционально-

 

 

аффективные

 

 

проявления

- теплая и радушная встреча

 

- положительные

- открытость

 

- вера

 

- атмосфера

 

- радушие

- недостаток внимания

 

- замкнутость

- безразличие наркологической службы

 

- страх

- круг общения

 

- вера в движение

 

- нравится программа

- эмоциональная неуравновешенность

 

Когнитивные

 

 

проявления

- положительные

 

- принял программу

 

- интерес

 

- интеллектуальность

- духовность

 

- программа

 

- демократичность

- критика другого

 

- однообразие

 

- нет четкости

- не хотят бросать

 

- несоблюдение традиций

 

- нет духовности

- жить трезво

 

- смысл жизни

- разочарование

 

- справлюсь сам

 

Конативные

 

 

проявления

 

 

(поведенческие

 

 

тенденции)

 

- нашел свое место

 

- независимость

 

- самостоятельность

 

- нет одиночества

 

- готовность помочь

 

- взаимопомощь

- стремление в лидеры

 

- театральность

 

- многолюдность

- нет информации

 

- нет помещений

 

- нет внутренней организации

 

- пассивность

- помощь другим

- есть другие дела

 

- есть с кем общаться

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Интервью с психологом В.М. Зобневым

Интервью проводилось в рабочем кабинете психолога в конце его рабочего дня.

Вопрос. Какие организационные проблемы вы видите в движении АА?

Ответ. Основная проблема - это налаживание связи между группами, создание некоего координационного центра. Еще есть такой факт как, например, появление литературы АА на черном рынке, - следовательно, не налажена прямая непосредственная связь с поставщиками этой литературы. У нас есть видеофильмы о движении АА, а некому организовать их демонстрацию.

В. С какими информационными проблемами сталкивается движение АА?

0. Информационные проблемы охватывают и тормозят движение. Нет информации о местонахождении групп, режиме их работы. Нужна информация о группах АА и вообще о движении в лечебных учреждениях - не только наркологических, но и вообще любых, т.к. алкоголизм сопутствует почти всем заболеваниям.

В. Какие проблемы психологического сопровождения групп АА Вы можете перечислить?

0. Самая главная задача психолога - это работа с новичками. Многие, побывав на одном-двух собраниях группы, уходят. Причин много: вот в задачу психолога и входит подготовка людей к групповым занятиям по программе АА. Он как диспетчер направляет в группу и создает у людей мотивацию, пытается заинтересовать, привлечь.



Очень трудно самого себя вытащить из болота



Статья в газете "Час пик" от 25 октября 1995 года



Прежде чем поведать о себе, Саша дал мне прочесть небольшую заметку о рецидивисте, который, отсидев 12 лет в тюрьме, стал профессором. Некий француз - Жильбер Ногаре, попавший за решетку после того, как ограбил банк. Когда подсудимый услышал на последнем заседании суда свой приговор, решил, что жизнь кончилась, прошла "как утренний туман". Но позже, преодолев тоску, пришел к выводу, что все не так уж плохо - в тюрьме кормят и поят... А свобода - птица вольная, только имеет смысл опереться на внутреннюю, раз уж нет внешней. Решил так мудрый заключенный и вышел на свободу через 12 лет... с готовой докторской диссертацией.

- Очень похоже на сказку, - сказала я.

- Конечно, такой человек скорее всего один на целую Францию, - не согласился Саша, - и все же он - конкретный пример того, как можно самому себя вытащить из болота.

- Покажите мне такого Мюнхгаузена, - не унималась я.

- Пожалуйста, - протянул он толстую тетрадку - свой дневник...

Родился Саша в семье алкоголиков, в школе перебивался с двойки на тройку, в техникуме - примерно так же. Потом армия. Вернулся, а внутри - вакуум, жизнь скучна и неинтересна. Жахнет стаканчик-другой, вроде бы горизонт проясняется. И пошло-поехало: была семья - не стало семьи. Много раз менял работу. Сам себе стал "джентльменом удачи": украл, выпил - в тюрьму... Десять раз лечился в наркологическом диспансере, ЛТП. За плечами две судимости: полтора года и пять лет.

Странно, но тюрьма ему представлялась неким убежищем, где зачастую, несмотря на всю дикость существования, человек находится в рамках, в клетке. Ему не нужно вечно стоять перед выбором, в какую сторону сделать шаг - вправо или влево. Еще тогда он записал в своем дневнике: "Свобода штука трудная. Она подразумевает ответственность. Нам привычней и легче чувствовать непробиваемые стены вокруг, знать, что лишнее телодвижение делать опасно".

Из тюрьмы Саша вышел четыре года назад. А сегодня точно знает: как бы человек низко ни падал, возможен выход. Только надо найти узкий тоннель, похожий на тот, по которому люди выходят из состояния клинической смерти. Преодолеет его не всякий. Но ему, кажется, удалось.

Говорить на эти темы Саше трудно. Что-то переосмысливая, он записывает...

"Внутри темно и пусто. Ночами мучает бессонница. Где я? Кто я? Пытаюсь вдохнуть воздух полной грудью - не получается..."

"Конкретным человеком долгие годы в России никто не занимался. Говорили: "Мы - это хорошо. Мы - это правильно". Очень удобно прятаться, словно ты - заяц среди густых елей, одному среди десятков и сотен людей. Идти куда ведут. Если станет тошно - хлестать горькую..."

"Страшное дело - общественное мнение. Если на тебе поставили крест окружающие, трудно не соответствовать их мрачным представлениям..."

"Как мне удалось вернуться к жизни? Сказать точно - невозможно. Но синдром выздоровления сидит в самом человеке. Даже если у тебя есть большие деньги и связи, тянет на дно, пока сам себе не придумаешь хлыст, возвращающий к жизни..."

Когда Саша перестал падать и начал карабкаться на поверхность - может быть, это кому-то покажется странным, - он почувствовал мощный толчок в грудь: мол, просыпайся, парень, а не то пропадешь. Это произошло однажды на рассвете, когда стоял у окна в ЛТП и его мучила бессонница. Саша почувствовал, что устал думать о себе плохо. Выглянул во внутренний дворик, еще вчера напоминавший мышеловку. По кругу, как заведенный, бегал парень. Он явно что-то себе упорно доказывал. Под мрачным небом, в промозглую погоду, в холоде и сырости "нарезал" круг за кругом. Саша, совершенно от себя этого не ожидая, вдруг произнес: "К концу года я пробегу марафон".

И действительно, через пару недель он начал собственную "беготерапию". Параллельно увлекся психологией. Особенно полюбил Леви. Очень много "глотал" всевозможной литературы, как будто стараясь наверстать упущенное. Изо дня в день пытался разобраться в себе. Сначала удивился, вычитав странный постулат психологии: человек, который не любит себя, не может любить и понимать другого. Потом понял, что это верно...

Как-то после ЛТП расслабился, решив, что наконец-то выплыл. Успокоился, и... ровно через день все началось сначала. Большого труда стоило заставить себя остановиться. "Получается, что любовь к себе - это непрекращающийся путь..."

Два года он проучился в психологическом колледже. Диплом получил, а с ним ощущение: все, о чем говорят между собой люди, на поверхности. На самом деле психология глубже. Важно понять о человеке то, чего не скажешь словами.

Недолго Саша работал в Пушкине, в клубе "25 апреля". На работу бегал свою марафонскую дистанцию - начиная от Московского проспекта. Потом жизнь столкнула его с "Азарией" - союзом матерей, выступающих против наркотиков. Так уж вышло, что именно он, человек, прошедший огонь, воду и медные трубы, способен понимать оказавшихся на дне людей. Сегодня он старается помочь им, хотя найти определенный рецепт невозможно, потому что зависимый - это человек, идущий по лестнице эскалатора, двигающегося вниз. По мнению Саши, достаточно остановиться - и тогда снова срыв, болото. Это он на себе испытал и знает, что, если не будет два раза в неделю по два-три часа бегать, проходить специальный тренинг, бывать в бане (парилка обязательна), каждый день обливаться холодной водой по Порфирию Иванову, заниматься йогой и аутотренингом, срыв неминуем...

"Вижу, что женщины союза матерей "Авария" безусловно любят своих детей. Но любят, как в песне поется: "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу". Беда в том, что человек частенько возносит до небес образ близкого, придуманный им самим. А настоящего человека, такого, каков он есть на самом деле, не видит. Не принимая чего-то в себе, он не принимает этого и в другом. То есть любит любовью потребителя, желающего глядеться в любимого, как в зеркало..."

"На встречу "Азарии" приходили две женщины. Одна приносила с собой телефонный аппарат. Каждый раз объясняла, что все остальное из квартиры сын-наркоман уже вынес. Вторая боялась переступать порог собственного дома. Говорила: "Когда вхожу в комнату, сын встает на подоконник и угрожает: в том случае, если не дам денег на наркотик, сделает шаг в бездну..." Это случаи, когда болезнь зашла слишком далеко и спасать надо прежде всего женщин, которые рассказать о своих бедах открыто могут только здесь, в узком кругу таких же сломленных людей. А общество отгородилось тем самым барьером любви к себе: мол, мы-то другие, мы лучше, чище. Ничего подобного! Жизнь не изменится к лучшему, пока не поймем, что надо заранее думать о том, по ком зазвонит завтра колокол..."

Предложить реальную скорую помощь их детям Саша, увы, не может. В городе нет реабилитационного центра, в котором окажут психологическую поддержку и смогут грамотно лечить и куда зависимый сможет вернуться после очередного срыва. Сегодня ясно, что для создания такого центра у "Азарии" нет ни денег, ни опыта, ни специалистов.

Тем не менее Саша рискует обратиться к зависимым, к тем, кто не видит цели и смысла жизни: "Приходите ко мне по адресу: Пушкинская, 10, вход с улицы, 5-й этаж, "Азария", по субботам в 10 часов утра. Поговорим о многом. В частности, о том, зачем и как живем. Поверьте, понять вас лучше других сможет только тот, кто сам прошел через горнило отчаяния, страхов и многочисленных срывов. Сюда же ко мне могут прийти ваши родственники, даже если они потеряли всякую надежду на выздоровление своих заблудших детей".

Контактный телефон 227-42-02.

Почтовый адрес: 191025, СПб, а/я 233.

Счет "Азарии": КБ "Астробанк" р/с N 62000700564, кор/счет N 700161262, МФО 161002.

Евгения ДЫЛЕВА



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУПП АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ





 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []




СПИСОК ВОПРОСОВ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ





 []

 []




СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ





 []



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список