Наверное, это нужно было сделать давно, но духу не хватало.
Не хватало мне - папиной дочке - рожденной его любовью, выросшей на его жизнеутверждающей лирике, повзрослевшей на духовном наследии идей юного, амбициозного в своих устремлениях прекрасного века, не озлобившейся от скорострельного отречения, забвения и поругания самой памяти тех, кому наша с вами путёвка в капитализм стоила жизни.
Не хватало...
Потому что я видела, как он умирал. Да, формально его убила болезнь - профессиональное заболевание лакокрасочника, фактически - нежелание жить. Он его не скрывал и не бравировал, просто перестал хотеть жить и умер.
Моё детское неприятие вызывало протест, но понимание, пришедшее много позже, заставило на многое взглянуть его глазами.
Он сделал всё, что намеревался. Всё сказал в своих произведениях, которые спустя годы подтверждают печальную, но непререкаемую данность: поэт, настоящий поэт, всегда пророк, видящий чуть дальше нас, простых смертных, чуть шире, чуть глубже проникающий в суть явлений, но уходом своим оставляющий нам надежду - грядущую жизнь. Пусть маленькую, крохотную, но надежду на то, что не всё бесповоротно утрачено.
Именно, в угоду ей - Надежде - я уговорила маму доверить мне архив отца для опубликования в сети - вам ЮНОСТЬ МИРА.!
Среди его произведений присутствуют те, которые им самим были опубликованы в периодике, и, стало быть, нейтральны для восприятия, неся при этом особый дух эпохи свершений. Их значимость теперь, по большей части, историческая для тех, кто родился позже, ностальгическая, для нас, живших... и пропустивших мимо себя достижения... или зонд в будущее - вдруг сдюжим, возродим!
Часть архива, как и у любого нормального человека, посвящена личным переживаниям, которые мне лично дороги причастностью, а для остальных, верю, будут радостным приобщением к музыке высших сфер - любви и добру.
Особняком стоит - её мне труднее всего набирать и выкладывать - лирика пророческая, как для него - отдельной личности, так и для нас всех. Я отдаю себе отчет в том, что она несёт в себе определенный заряд, и в угоду честности оговорюсь, не всегда позитивный (1959 - 1969), поэтому искренне желаю любому читателю погружаться в неё постепенно, и хотя бы пытаться увидеть те подводные скалы, что скрывает иногда ирония, порой угроза-отпугивание, но всегда - Надежда. Он был светлым человеком, удивительно добрым и жизнерадостным. Таким он остался в памяти всех, кто знал его при жизни! Такими в подавляющем большинстве являются и его произведения. Он видел нас всех. А мы?
Мне сложно сказать, что явилось побудительным мотивом творчества. Насколько я знаю, он стихи не писал, а записывал, он ими разговаривал, пел, частенько насвистывал строчки и свои, и чужие. Например, "если друг оказался вдруг" В. С. Высоцкого для меня была колыбельной, и много позже я узнала, что песенка не народная, и у нее есть такой замечательный автор.
На фонетическом же уровне пришли и строчки "под крылом самолета о чём-то поёт зелёное море тайги" и многие-многие другие.
Отец жил поэзией во всех ее проявлениях, не считая ее главным дело своей жизни, которым стал космос - наша едва зарождающаяся космическая технология. Острие науки - космос - наложил свой отпечаток и на его творчество.
Даже мне, выросшей в атмосфере всяческой секретности, порой удивительно, насколько легко и просто, подчас совершенно неожиданно, он вплетается в лирику. Может быть, есть иное название, но чаще иных на ум приходит определение такому взаимопроникновению - Товарищ Космос - "Встречают звёзды" - "Новая звезда".
Природа. Он, истинный горожанин, коренной москвич ("Проспект"), каждое мгновение общения с природой воспринимал, как высшую благость - "Берегам Оки поклон". Единственный ребёнок в семье, каждую живность он считал сестрой или братом нашим меньшим, и она, живность, с радостью отдавала ему свою любовь и преданность. "Мы с тобой одной крови", "Красная книга" - не рвать цветов в лесу - это его, как и велосипедные прогулки к истоку Яузы, рыбалки долгие и без единого карасика. Он чувствовал дерево, умел "ковать сталь", "защищал" спутники от жесткого воздействия солнечной радиации. Инженер - с большой буквы.
Люди. Они были для него главным - "Я не в луну вливаю свою страсть". Ничто человеческое не было ему чуждо. Ничто! "Наши слабости". Но все, кто встретился ему на жизненном пути, считали его самым-самым. От него в душе моей непоколебимая уверенность в том, что любовь всегда и везде взаимная. От него, а не из всех читанных-перечитанных сказок, что добро побеждает всюду, нужно лишь постараться... а иногда не мешать ему победить. От него, что нет невозможного в жизни, неисправимых ошибок, плохих людей - нужно только приглядеться, попытаться, и всё получится. От него высочайшее понимание - "Чувства женщины".
Цели литературной деятельности, - поставленные Задачи в творчестве.
Похоже, что придется объединить оба понятия, поскольку лично я не знаю, ставились ли они им. Но каково оно, само творчество, как он видел его для себя и других, можно увидеть в его произведении "Как писать стихи" и в фразе "Капля кристального - лучше многотоннажной чуши." ... Или в каждом стихотворном творении, котором он оставил нам.
Достижения (по мнению Автора). Судя по тому, что архив его в основном состоит из черновиков, и редких экземпляров газет, сам он не считал достижения чем-то особо важным и ценным. Мама моя просто "подбирала" обрывочки его таланта и бережно складывала. Сами черновики он правил редко. Обычно, если есть рукописный текст, печатный или газетный, они все совпадают. Некоторые стихи я откапала, когда разбирала документы бабушки - юношеский период, та же картина - "Прошлое нельзя отбросить прочь". Или в записных книжках между формул и расчетов.
Его достижения - для меня - наши дети, которые с удовольствием и почтением читают и перечитывают стихи деда. По мере возможности я стараюсь включить стихи в типографские сборники, каковых уже два. И моя глубочайшая благодарность организатору "Многоточия" за предоставленную возможность.
Хронология. Поскольку не все записи отца помечены датами написания, более значимым, лично мне видится, скомпоновать произведения в циклы. Пока циклов два:
Я люблю Маяковского - великого истерика современности. Люблю и отца. Да простят меня оба, каждого по-своему, но лесенка лесенке рознь - в небо, в космос или... железная, пожарная и веревочная с вертолета, для терпящих бедствие.
И ещё... Песенность, без надрыва, с душевным погружением в святая святых сознания - мягко и бережно, хотя порой и скальпелем, но всегда с "не навреди!".
***
И в заключении.
Данное повествование было создано специально для конкурса Создай себя сам (ССС). На мой взгляд, обстоятельства таковы, что я не погрешу против истины, сказав, что лучше самого автора, в данном случае возможности рассказать лично не имеющего, скажут его произведения, часть из которых я привела в качестве ссылок и цитат.
И... думается, что подобное Наследие оказалось не только в моих руках - есть много замечательных авторов, ушедших от нас, но оставивших нам свои произведения. И в наших с вами правах и обязанностях, не дать им кануть в безвестность.
Я обращаюсь с просьбой к устроителям конкурса отнестись с пониманием и, приняв от меня заявку, дать возможность и остальным авторам, не только разговаривать о себе, любимых, но и обо всех тех, кто по каким-либо причинам сделать этого не в состоянии.
От себя я готова предоставить в качестве трибуны виртуальное пространство журнала "Наследие" и поддержать каждого неравнодушного всеми, доступными мне способами.
***
Момент организационный, и для меня всегда крайне болезненный наличием обязательности.
"- Каждый Автор - участник конкурса, становится одновременно Судьёй для других Авторов.
- Каждый Судья в процессе этапа конкурса должен оценить как минимум 3 (троих) других Авторов и написать хотя бы 1 (один) литобзор с выражением своего мнения о творчестве этих авторов.
- Критерий Судейства", могу заверить каждого, кто пишет душой, отец бы оценил по самой наивысшей планке.
Чисто технически в качестве неполноценной замены, предлагаю участникам конкурса, доверится моему... инопланетному чутью. По вашей просьбе, я напишу литобзор, в свойственном мне ключе. Если подобная замена вас привлекает, милости прошу!
С благодарностью приму от любого из вас выражение вашего мнения о творчестве моего отца в любой приемлемой форме, вплоть до приватной.