Абашев Эльвир Альбертович: другие произведения.

Передвижение веществ в животном организме

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Передвижение веществ в животном организме. План-конспект урока биологии в 6 классе.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бирский филиал Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Башкирский государственный университет"

Факультет биологии и химии

План-конспект урока

на тему

"Передвижение веществ в организме животного"

   Выполнил:
   студент 4 курса ОЗО
   факультета биологии и химии
   Абашев Э. А.
   Проверила:
   методист по биологии
   Минина Н. Н.

  

Бирск 2015

Тема урока: Передвижение веществ в организме животного.

   Цель: сформировать знания об особенностях переноса веществ в организме одноклеточных и многоклеточных животных.
  
   Задачи:
   Образовательные: повторить особенности переноса веществ в организме растений, выявить значение переноса веществ и кислорода в жизни животных, изучить особенности строения кровеносной системы, состав крови.
   Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы.
   Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
  
   Тип урока:
   По содержанию - анатомо-физиологический;
   По дидактической цели - комбинированный;
   По положению в теме - раскрывающий содержание темы.
   Методы:
   Словесные: беседа, объяснение.
   Наглядные: демонстрация рисунков
   Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично - поисковый.
   Оборудование:
   Учебник, таблицы. Рабочая тетрадь. Проектор, ноутбук.
   Литература.
      -- Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 255 с.
      -- Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". - М.: Дрофа, 2010. - 493 с.
  
  
  
  
  
   План урока:
      -- Организационный момент. Проверка знаний учащихся.
      -- Постановка проблемы.
      -- Осмысление. Основная часть.
      -- Рефлексия.
      -- Домашнее задание.

Ход урока

   Проверка знаний учащихся.
   Решение биологических задач:
  -- Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждений грызунами? Как их защищают?
  -- Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол "кольцом". Какое дерево может погибнуть? Почему?
  -- У Эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что этому способствует?
   Выполнение тестовых заданий по вариантам (5 минут). (Слайд 1)
   Постановка проблемы:
   Учитель:
   - Транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Каково его значение?
   - Как он происходит у одноклеточных и многоклеточных животных?
   - Почему эпиграфом урока являются слова Розенблата "Эликсиром жизни" является кровь"?
   - С древних времён интерес к крови не случаен. Значительные кровопотери, при ранении была причиной потери сознания или гибели человека. Кровь боготворили, кровью клялись в дружбе, любви, кровью смывали позор и оскорбления. А у всех ли организмов она есть? Как возникла? Где находится в организме?
  

Основная часть.

   Учитель:
   - Рассмотрим особенности транспорта веществ у одноклеточных животных на примере амебы. Отнеситесь с уважением к этому одноклеточному организму. Примерно так выглядели когда-то наши далекие предки.
   У амебы - в результате ее движения, цитоплазма перетекает из одной части в другую. Содержащиеся вещества в ней перемешиваются и разносятся по всей клетке.
   Механизмы переноса веществ сходны с таковыми у растений, однако кроме пассивного транспорта, появляется еще и активный (видео). Почему пино- и фагоцитоз возможны только в животной клетке? Морская среда - колыбель, в которой зародилась жизнь, долго служила своим детям транспортным средством, доставлявшим к их клеткам все необходимое. Но животные, развиваясь, усложнялись. И тут совершилось замечательное превращение (конечно не сразу, а за миллионы лет) организмы заключили часть окружавшей их воды внутрь тела, создав собственный "водопровод". Постепенно захваченная "в плен" морская вода изменялась, и превратилась в удивительную жидкость, циркулирующую по кровеносной системе, Так мир обзавелся кровью.
   Даже под микроскопом ничего не видно в крови, только густо-красная пелена. Но если кровь развести раз в двести и потом капнуть на предметное стекло микроскопа, то взору откроется картина, которая привела в восторг голландца Левенгука.
   Работа со схемой "Строение крови".
   Ученики находят в учебнике на стр. 80 функции клеток крови и плазмы, записывают в тетрадь.
   Учитель:
  -- Без гемоглобина кровь растворяет в 70 раз меньше кислорода. Как клетки могут уничтожить микробов?
   Ученики:
  -- Белые кровяные тельца.
   Учитель:
  -- Что собой представляет кровь? Сформулируйте определение.
  
   Ученики рассматривают под микроскопом препараты крови лягушки и человека, предлагают гипотезы о причинах различий количества и размеров эритроцитов.
   Учитель:
   - Есть в мире животные - цветом крови чистые аристократы. Это скорпионы, пауки и спруты. Вместо гемоглобина у них пигмент, содержащий не железо, а медь.
   Да и кровь их не совсем кровь, а гемолимфа.
   Запись термина в тетрадь.
   Учитель
  -- Почему у насекомых гемолимфа не участвует в переносе газов? Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
   Учитель:
  -- О биении сердца и движении крови было известно еще древнему человеку, но изучены эти процессы были только в XVI--XVII вв.
   Почти двадцать веков в науке господствовало ошибочное представление Аристотеля о том, что кровь и теплота образуются в сердце. Впервые объяснил циркуляцию крови по кровеносной системе английский врач Уильям Гарвей, и это было настоящим подвигом, революцией в науке. Тернистый путь был пройден, прежде чем стали известны факты, знакомые сейчас каждому школьнику. Перечислите эти факты, не повторяясь.
   Знакомство со строением кровеносной системы. Ученики определяют различия между сосудами с помощью текста учебника на стр. 81 и записывают определения в тетрадь.
   Учитель:
  -- У позвоночных кровеносная система устроена по единому "плану". У всех замкнутая кровеносная система, кровь, сосуды и сердце.
   В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращение последних выталкивает ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.
   А у насекомых, ракообразных, моллюсков кровеносная система состоит из сосудов и сердца. По ним течет гемолимфа. Которая, так же как и кровь переносит питательные вещества и кислород. Но в отличие от системы дождевых червей, у данных животных гемолимфа из сосудов изливается в промежутки между органами - полости тела. Затем снова поступает в сосуды и к сердцу. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
   Работа с рисунками (определение типа кровеносной системы различных животных).
   У человека и многих других животных в транспорте веществ участвует также и лимфатическая система.
   Лимфа, циркулирующая в ней содержит белые клетки крови и продукты жизнедеятельности клеток, отфильтрованные из межклеточного вещества. Лимфатическая система откачивает из тканей избыток воды и возвращает ее в кровь.

Рефлексия.

   Учитель:
  -- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вас удивило? На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?
  
   Выполнение тестового задания в тетрадях.
   0x01 graphic
  
   Взаимопроверка в парах.
   Инструктаж по выполнению домашнего задания:
   Учитель:
  -- Стр. 80-81 в учебнике, термины выучить наизусть.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Самоанализ урока биологии.

   Проведенного 30 января 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
   Я, Абашев Э. А. провел урок на тему "Передвижение веществ в организме животного"
   Тема была сложная, требовалось тщательно ее проработать и выдать в максимально понятном и доступном для восприятия варианте.
   Для урока с моей помощью было подготовлено необходимое оборудование и материалы: таблицы, презентация.
   Текст соответствует содержанию темы, материал излагался компактно, точно и системно в течении 45 минут урока. Основные этапы урока выдержаны, структура занятия соответствует типу и целям урока.
   Форма опроса на уроке: фронтальная, индивидуальная.
   Методы использовались наглядные, словесные, практические. Данные методы направлены на познавательную активность и развитие памяти, мышления, внимания а также формирования мыслительной деятельности учащихся.
   Вопросы были составлены корректно, были связаны между собой, и располагались в продуманной последовательности. Все это помогло подвести учеников к изучению новой темы. Практические действия чередовались работой с учебником и в тетради. Провел закрепление с помощью небольшого теста на нахождение ошибок. Вовремя выдал домашнее задание.
   В классе во время занятия поддерживалась дисциплина.
   Считаю что ошибок, грубых, мной не допущено.
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Протокол

  
   урока на тему "Передвижение веществ в организме животных" проведенного 30 января 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" г. Елабуга РТ.
   На уроке присутствовала учитель биологии...
   Урок хорошо подготовлен, тема раскрыта полностью. Материал урока и подготовленные пособия соответствуют содержанию темы. Вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям учащихся. Ребята с интересом слушали вопросы и отвечали на них с энтузиазмом. Обстановка в коллективе сложилась дружеская. Задания были продуманы логично.
   Оценка : "отлично".

   Учитель биологии Миронова Е. А.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) И.Головань "Тестовая группа. Книга вторая"(ЛитРПГ) А.Вар "Меж миров. Молодой антимаг"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"