Абашев Эльвир Альбертович: другие произведения.

Механизмы движения живых организмов.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Механизмы движения живых организмов. План-конспект урока Биологии для 6-го класса.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бирский филиал Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Башкирский государственный университет"

Факультет биологии и химии

План-конспект урока

на тему

"Механизмы обеспечивающие движение живых организмов"

   Выполнил:
   студент 4 курса ОЗО
   факультета биологии и химии
   Абашев Э. А.
   Проверила:
   методист по биологии
   Минина Н. Н.

  

Бирск 2015

   Тема урока: Механизмы обеспечивающие движение живых организмов.
   Цели урока:
   Раскрыть особенности движения животных, выявить черты приспособления простейших животных к движению.
   Задачи:
   Образовательные:
   Выявить черты приспособленности животных к движению ;
   Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности;
   Воспитательные:
   Воспитывать самостоятельность мышления;
   Развивающие:
   Развивать устойчивое произвольное внимание;
   Развивать мыслительные способности учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
   Методы:
   Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
   Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
   Методы самоуправления учебными действиями: выполнение практической работы;
   Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока).
   Тип урока - комбинированный.
   Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, культура живых одноклеточных, дождевые черви.
   Литература:
  -- Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина - Волгоград: Учитель, 2005.
  -- Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.
  -- Методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина "Биология. 6 класс. Живой организм" / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2008 г.
  

План урока:

   1 . Организационный момент.
   Проверка домашнего задания. (5 минут)
   2 .Объяснение нового материала и выполнение практической работы "Движение простейших", "Движение дождевого червя".
   3 .Закрепление. (5 минут)
   4 .Домашнее задание. (2 минуты)
   5 .Подведение итогов. Оценка работы учащихся. (2 минуты)
  

Ход урока

   Организационный момент:
   Учитель:
  -- Добрый день! Я рад встрече с вами.

"Учиться можно весело ... чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. (слайд 1)

   Учитель:
  -- Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Сегодня мы продолжим говорить о свойствах живых организмов.
   Проверка домашнего задания.
   Учитель:
  -- Ребята, каково значение опорных систем? (слайд 2)
  
   Ученики:
  -- Опора для внутренних органов, защита внутренних органов животных от повреждений, обеспечивают постоянную форму тела живым организмам, защита животных от нападения хищников.
  
   Опорные образования растений, выносят листья к свету и поддерживают в таком состоянии.
   Обеспечивают движение позвоночным животным.
   Учитель:
  -- У животных опорная система - скелет. Какие выделяют скелеты по месту положения?
  
   Ученики:
  -- Наружный и внутренний
  
   На экране даны животные распределите их по группам (слайд 3)
   Перед вами находятся задания. (слайд 3)
   1.
   Учитель:
  -- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.
  
   Улитка
   Краб
   Майский жук
   Рыба
   (ученик называет лишнее слово и объясняет)
   Ученики:
  -- Лишнее животное - рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.
  
   2.
   Учитель:
  -- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
  
   Голубь
   Кошка
   Окунь
   Рак
   Ученики:
  -- Лишнее животное - рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.
   3 .Учитель:
  -- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
   Ящерица
   Воробей
   Бабочка
   Лошадь
  
   Ученики:
  -- Лишнее животное - бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.
  
   Учитель:
  -- Итак, опорные системы выполняют функции опоры и защиты.
  -- Ребята, а какую еще функцию выполняют опорные системы?
   Ученики:
  -- Движения.
   Актуализация субъективного опыта учащихся.
   Учитель:
  -- Прекрасно, это и будет темой нашего урока.
   Сегодня мы будем говорить о движении самых примитивных животных.
   Запишите число и тему урока(Слайд 5)
   А как вы думаете какие это животные?
   Ученики:
   Ответ: простейшие и черви.
  -- Какие есть приспособления у простейших животных для передвижения (Слайд 6)
  
  
   Найдите ответ в учебнике стр 130
  
   Изучение новых знаний и способов деятельности.
  
   Учитель:
  -- Давайте пронаблюдаем за движением животных живущих в капле воды. Я подготовил для вас необходимый материал. Это культура простейших. Сейчас вы можете наблюдать их представителей в капле воды на предметном стекле через микроскоп. Увы, мне не удалось заполучить достаточное количество микроскопов, так что по одному подходим и смотрим что там происходит. Как меня информировали, технику безопасности при работе с данным прибором вы изучили. Ну же, смелее ребята.
  
   Учитель:
   1. Как вы думаете какие органоиды позволяют простейшим двигаться в водной среде ?
  
   Наблюдения записать в таблицу___________
   Материал для учителя.
   Инфузории -- это самые "быстрые" простейшие, которые при движении развивают скорость 0,4-2 мм/с (типичная Paramecium покрывает за одну секунду расстояние, примерно в 8 раз превышающее длину своего тела)
  
   Реснички служат органоидами движения инфузорий. Обычно число их у каждой особи очень велико и измеряется несколькими сотнями, тысячами и даже десятками тысяч. Механизм движения ресничек несколько иной, чем жгутиков. Каждая ресничка совершает гребные движения. Она быстро и с силой сгибается в одну сторону, а затем медленно выпрямляется. Совместное действие большого числа ресничек, биение которых координировано, вызывает быстрое поступательное движение простейшего
   Выполнение задания в практической работе. Зарисовать органоиды передвижения.
   Учитель:
   2. Какие есть приспособления у дождевого червя?
   Прежде чем провести наблюдение за этим жителем Подземного царства давайте
   Каждый подберет доброе , ласковое слово в адрес дождевого червя
   За что бы он нам мог понравиться!
  
   Приносит пользу,
   удобряет землю
   маленький,
   У него нет зубов
   У него нет когтей
   Он голенький
  
   Давайте проведем наблюдение за тем как передвигается д\червь по бархотной бумаге и по стеклу.
  
   Ученики:
  -- По бумаге ползет, а по стеклу скользит?
  
   Учитель:
  -- А почему? Как вы думаете? Чтобы ответить на этот вопрос давайте погладим пальчиком д\червя в одну сторону и в другую, что чувствуете?
  
   Ученики:
  -- На ощупь, если провести пальцем вдоль тела червя сначала от переднего конца к заднему, а затем в обратном направлении, можно сразу же почувствовать разницу. В первом случае червь нам представляется гладким и скользким, а во втором он кажется шероховатым.
   Учитель:
  -- На теле червя щетинки !
  
   Материал для учителя.
   Брюшная часть дождевого червя имеет плоский вид. Также на брюшной стороне расположены маленькие щетинки, которые собраны обычно в два пучка. Пучки из щетинок также есть на боковых частях тела. Число щетинок в пучке различно. Ощутить щетинки можно, проведя смоченным в воде пальцем по бокам и по брюшной стороне дождевого червяка от заднего конца к переднему.
  
   Спинная сторона более выпуклая и темная, нежели чем брюшная часть тела. На спинной части дождевого червя щетинки отсутствуют.
  
   Выполнить задание в практической работе. подпишите рисунок д\червя.
   Сделайте вывод в работе.
  
   Первичная проверка понимания изученного
   Учитель:
  -- Как вы думаете для чего нужно двигаться инфузориям и д\червям?
  
  
   Ученики:
  -- Используя, движение животные находят пищу, спасаются от врагов, находят убежище.
  
   Закрепление изученного материала.
   Дан текст, который содержит биологическую ошибку. За 3 минуты вы должны обнаружить эту ошибку.
   (Слайд ____)
  
   1. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
  
   Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам инфузория , быстро плавает, ловко действуя плавниками , покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте.
  
   Информация о домашнем задании (слайд -----)
   Учитель:
  -- Сегодня домашнее задание будет следующее:
   Учебник стр. 103 -112, самостоятельно ответить на вопросы на стр. 113 учебника.
  
   Подведение итогов учебного занятия.
   Учитель:
  -- Что сегодня вы узнали на уроке? (слайд ------) Чему научились на уроке? (слайд -------)
   Оценка работы учеников.
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.

Самоанализ урока биологии.

   Проведенного 13 марта 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
   Я, Абашев Э. А. провел урок на тему "Механизмы обеспечивающие движение живых организмов"
   Тема была сложная, требовалось тщательно ее проработать и выдать в максимально понятном и доступном для восприятия варианте.
   Для урока с моей помощью было подготовлено необходимое оборудование и материалы: приготовлена культура одноклеточных, куплены дождевые черви.
   Текст соответствует содержанию темы, материал излагался компактно, точно и системно в течении всего урока. Была проведена небольшая практическая работа, встреченная с энтузиазмом. Основные этапы урока выдержаны, структура занятия соответствует типу и целям урока.
   Форма опроса на уроке фронтальная, индивидуальная.
   Методы использовались наглядные, словесные, практические. Данные методы направлены на познавательную активность и развитие памяти, мышления, внимания а также формирования мыслительной деятельности учащихся.
   Вопросы были составлены корректно, были связаны между собой, и располагались в продуманной последовательности. Все это помогло подвести учеников к изучению новой темы. Практические действия чередовались работой с учебником и в тетради. Провел закрепление с помощью небольшого теста на нахождение ошибок. Вовремя выдал домашнее задание.
   В классе вовремя занятия поддерживалась дисциплина.
   Считаю что ошибок, грубых мной не допущено
  
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Протокол

   Урока биологии на тему "Механизмы обеспечивающие движение живых организмов" проведенного 13 марта 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
   На уроке присутствовала учитель биологии Миронова Екатерина Александровна.
   Тема, цели и задачи урока были достигнуты. Наблюдалась четкость изложения фактов, точность формулировок и понятий, четкость определений. Содержание урока соответствовало поставленным целям. По ходу урока создавались проблемные ситуации. Было мобилизовано внимание учащихся. Создана рабочая атмосфера в классе.
   Ребята были втянуты в учебную деятельность.. Хорошее владение учебным материалом, хороший контакт с классом. Поддерживалась дисциплина в классе.
   Сам держался уверенно, предложения строил правильно, понятия формулировал четко.
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) И.Головань "Тестовая группа. Книга вторая"(ЛитРПГ) А.Вар "Меж миров. Молодой антимаг"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"