Абашев Эльвир Альбертович: другие произведения.

Опорные системы живых организмов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    План-конспект урока биологии в 6 классе


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бирский филиал Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Башкирский государственный университет"

Факультет биологии и химии

План-конспект урока

на тему

"Опорные системы животных"

   Выполнил:
   студент 4 курса ОЗО
   факультета биологии и химии
   Абашев Э. А.
   Проверил:
   методист по биологии
   Минина Н. Н.

  
  

Бирск 2015

План-конспект урока

   Тема урока: "Опорные системы животных"
   Цель: Изучить опорные системы животных, типы скелета позвоночных, виды соединения костей.
   Задачи:
   Образовательные: расширить представления об опорных системах живых организмов за счёт раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных животных, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебником и препаратами;
   воспитательные: продолжить формирование коммуникативной компетенции, гигиеническое воспитание (смена видов деятельности учащихся в целях профилактики утомления);
   развивающие: уметь сравнивать изучаемые объекты, самостоятельно делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение.
  
   Методы и методические приемы:
   Словесный -- беседа, объяснение.
   Наглядный - иллюстрации, демонстрационные материалы.
  
Тип урока:
комбинированный
  
   Оборудование: иллюстрации, образцы костей.
  
   Литература:
  -- Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина - Волгоград: Учитель, 2005.
  -- Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.
  -- Методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина "Биология. 6 класс. Живой организм" / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2008 г.
  
   План урока:
  
   1.Организационный момент. Опрос по предыдущей теме. (2 минуты)
   2.Объяснение нового материала, выполнение лабораторной работы. (30 минут).
   3. Закрепление. ( 5 минут)
   4. Домашнее задание. (2 минуты)
  
  
  
  
  
  

Ход урока:

Организационный момент. Опрос.

   Учитель:
   - Здравствуйте!Садитесь. Ребята, напомните мне, какая тема была на прошлом уроке? Давайте проверим домашнее задание.
   Учитель:
   - Какая ткань растений придаёт им прочность?
   Ученики:
   - Механическая.
   Учитель:
   - Назовите особенности строения клеток механической ткани
   Ученики:
   - Они имеют толстые прочные стенки.
   Учитель:
   - В каких органах растений можно обнаружить механическую ткань?
   Ученики:
   - Корень, стебель, лист.

Основная часть.

   Учитель:
   - Молодцы, справились. Исходя из темы прошлого урока, как вы думаете, какова наша сегодняшняя тема?
   Ученики:
   - Опорная система животных
   Учитель:
   - Да, вы правы, тема сегодняшнего нашего урока "Опорные системы животных". Теперь посмотрите на некоторых животных в учебнике и на плакатах.
  
   Возникает проблема: Какие части тела могут играть роль скелета? Чтобы это выяснить, обратимся к плану опорной системы, который написан на доске. Он поможет вам охарактеризовать её после прочтения.
  
  
   План изучения опорной системы:
  
   1. Название опорной системы, характерной для данной группы животных
   2. Особенности строения
   3. Свойства
   4. Значение для организма
   Прочитайте стр.97-99 (до внутреннего скелета) и выделите из материала необходимые пункты.
   Рассказ учащихся про радиолярию, краба (рака) и устрицу: У радиолярии внутриклеточный скелет состоит из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает от врагов. У устрицы и рака наружный скелет. Раковина устрицы состоит из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжёлые, поэтому устрицы ведут малоподвижный образ жизни. По мере роста моллюски достраивают свои раковины. . Скелет рака состоит из хитина, который выделяется клетками кожи. У многих он пропитывается минеральными солями и становится ещё прочнее, превращаясь в панцирь. У членистоногих процесс роста происходит сложнее - они растут при линьках. В определённой время под старым панцирем у них образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, животное быстро растёт. Этот период для него очень опасен: животное в этот период малоподвижное, слабое и может стать добычей хищников.
   Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 - 20 лет и достигают величины 20 - 25 см. 3-4 минуты.
   Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.
   Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы - костный. Скелет рыбы представлен в учебнике на стр.98. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая разновидность костей скелета и уменьшение его массы.
   У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Скелет млекопитающих.
   Как вы считаете, в чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета? Наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах.
   Человек, как и все позвоночные животные, имеет внутренний скелет. Он состоит из тех же отделов. На ранних стадиях развития скелет хрящевой, а с возрастом он почти полностью замещается костной тканью. Скелет позвоночных образован костями, сухожилиями и связками. Кости состоят из соединительной костной ткани, а связки и сухожилия из соединительной волокнистой ткани.
   Для того чтобы выяснить какими свойствами должна обладать кость, и установить зависимость этих свойств от химического состава кости, мы проведем лабораторную работу "Строение и свойства кости".
  
  

Лабораторная работа "Строение и свойства костей"

   Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.
   Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.
   Учитель:
   - Можно ли кость назвать живой структурой?
   Ученики:
   - Можно, так как кость состоит из живых клеток и тканей.
   Учитель:
   - Какие химические вещества входят в состав живых организмов?
   Ученики:
   - Органические и неорганические .
   Учитель:
   - Какими свойствами должна обладать кость?
   Ученики:
   - Прочностью, упругостью.

Ход работы.

   Рассмотрите кости животных (см. стр.99 учебника)
   Рассмотрите образцы костей:
  -- Натуральной
  -- Выдержанной в растворе кислоты
  -- Прокаленной.
   Вам необходимо в таблицах расставить знаки + и - (да и нет)
   4. Сделайте выводы о химическом составе кости и его влияние на свойства кости и занесите их в таблицы
   1 ученик из группы характеризует ту или иную кость. Можете дополнить?
  
   Прокалённая кость
   Выдержанная в кислоте
   Натуральная
   Химический состав:
   - органические вещества
   - минеральные вещества
  
  
   -
  
   +
  
  
   +
  
   -
  
  
   +
  
   +
   Свойства кости:
   - эластичная, упругая
   - твёрдая
  
   -
  
   +
  
   +
  
   -
  
   +
  
   +
   Вывод: Органические вещества придают эластичность и упругость костям, минеральные (неорганические) - твёрдость, поэтому сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность.
  
  
  
  
   Учитель:
   - Итак, вы изучили состав костей и установили зависимость этих свойств от состава костей. Давайте теперь рассмотрим, как кости соединены между собой, ведь они не отделены в организме друг от друга.
   Существует 3 типа соединения костей: неподвижное, подвижное и полуподвижное.
   Обратите внимание на страницу 101 учебника.
   Неподвижные соединения костей осуществляются сращением костей (крестцовые позвонки), а также швами (кости черепа). Они обеспечивают надежность соединения и способность выдерживать большие нагрузки.
   Полуподвижными называются соединения костей с помощью хряща (соединение позвонков в позвоночнике, ребер с грудиной).
   Сустав (подвижное соединение) - наиболее распространенная и сложная форма соединения костей. Суставы независимо от различий в подвижности состоят из трех обязательных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости. 
   Закрепление
   Чтобы обобщить и закрепить изученный материал вернёмся к проблеме нашего урока - Какие части тела могут играть роль скелета?
  
   Учитель:
   - Какой тип скелета у моллюсков?
   Ученики:
   - Наружный, у более прогрессивных - внутренний
   Учитель:
   - Из какого вещества состоит панцирь рака?
   Ученики:
   - Хитин.
  
   Если осталось время, обобщение проводят в форме индивидуальной работы с текстом учебника на стр.98-99, заполняют таблицу.
   Вопросы для сравнения
   Раковины моллюсков
  
   Панцирь рака (краба)
  
   Кости позвоночных
  
   Тип скелета
  
  
  
   Из каких веществ состоит
  
  
  
   Какими свойствами обладают
  
  
  
   Могут ли расти и в какие периоды жизни.
  
  
  
   Преимущества (по сравнению с другими)
  
  
  
   Недостатки
   (по сравнению с другими)
  
  
  
  
  
   Учитель:
  -- Домашнее задание. Прочитать стр. 97-101. Отвечать на вопросы на стр. 102. Спасибо, до свидания!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е.А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Самоанализ урока биологии.

   Проведенного 27 февраля 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
   Я, Абашев Э. А. провел урок на тему "Опорные системы животных"
   Тема была сложная, требовала тщательной подготовки, приготовления материала, старательной проработки содержания урока.
   Для урока с моей помощью было подготовлено необходимое оборудование и материалы, такие как образцы костей: вымоченные в кислоте, прокаленные и чистые.
   Текст соответствует содержанию темы, материал излагался компактно, точно и системно в течении всего урока. Была проведена небольшая практическая работа, встреченная с энтузиазмом. Основные этапы урока выдержаны, структура занятия соответствует типу и целям урока.
   Форма опроса на уроке фронтальная, индивидуальная.
   Методы использовались наглядные, словесные, практические. Данные методы направлены на познавательную активность и развитие памяти, мышления, внимания а также формирования мыслительной деятельности учащихся.
   Вопросы были составлены корректно, были связаны между собой, и располагались в продуманной последовательности. Все это помогло подвести учеников к изучению новой темы. Практические действия чередовались работой с учебником. Провел закрепление с помощью небольшого теста в виде таблицы на соответствие. Вовремя выдал домашнее задание.
   В классе вовремя занятия поддерживалась дисциплина.
   Считаю что ошибок, грубых мной не допущено
  
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Протокол

   Урока биологии на тему "Механизмы обеспечивающие движение живых организмов" проведенного 27 февраля 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
   На уроке присутствовала учитель биологии Миронова Екатерина Александровна.
   Тема, цели и задачи урока были достигнуты. Наблюдалась четкость изложения фактов, точность формулировок и понятий, четкость определений. Содержание урока соответствовало поставленным целям. По ходу урока создавались проблемные ситуации. Было мобилизовано внимание учащихся. Создана рабочая атмосфера в классе.
   Ребята были втянуты в учебную деятельность. Хорошее владение учебным материалом, хороший контакт с классом. Поддерживалась дисциплина в классе.
   Сам держался уверенно, предложения строил правильно, понятия формулировал четко.
  
  
  
   Учитель биологии Миронова Е. А.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) В.Касс "Избранница Архимага"(Любовное фэнтези) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Боевик) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"