Абатурова Нина Михайловна : другие произведения.

Надежда Александровна и 76-я годовщина Победы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о пенсионерке Надежде Александровне в дни празднования 76 годовщины победы над Германией в городе Екатеринбурге в период пандемии вызванной вирусом COVID-19.

  В Екатеринбурге наступило раннее майское утро. Надежда Александровна проснулась в хорошем настроении. В комнате было светло, что и неудивительно, дни уже значительно прибыли и рассвет наступал рано. Яркое майское солнце освещало угловой шкаф, в углу комнаты между секретером и невысокой на четыре ящика узкой тумбочкой чуть пониже его. Надежда Александровна лежала на тахте, стоящей рядом с ней, и смотрела на знакомую комнату.
   Вслед за масленицей быстро пролетели март и апрель с капризной уральской погодой. Наступил май, а вместе с ним и Пасха. Хотя президент России Путин и предложил сделать праздничные дни выходными с первого по десятое мая, но семья её сына работала. Ниночка всё так же ежедневно ходила в садик. Надежда Александровна оставшиеся до праздника победы дни провела с пользой.
   Пятого мая она встала в пять часов утра и поехала на Лесное кладбище, где лежали её родители. Раньше до него от Контрольной напрямую ходил автобус каждые два часа, но после строительства объездной дороги количество рейсов сократилось до четырёх в день.
   Если всего несколько лет назад дорога шла напрямую и занимала от силы полчаса, то теперь больше часа. Городская администрация сэкономила при строительстве и строить мост ведущий напрямую, как раньше, через дорогу не стала. Автобус теперь, чтобы попасть на другую сторону дороги, ходил крюком в объезд.
   Вперёд крюк был не очень большой, но обратно он ехал по трассе почти до района Вторчермет и только потом снова возвращался к тому же месту, где выезжал на трассу, но с другой её стороны.
   Зная это, Надежда Александровна быстро собралась и уже около семи вышла из дома. Она поехала на Контрольную, чтобы успеть на автобус, идущий в 7:55. На автобус она успела, даже приехала немного раньше. Дождавшись автобуса, села в него и приехала на кладбище.
   Прибрав на могилах родителей. Её мама и папа ушли несколько лет назад один за другим. Они как и жили, лежали рядом. Кладбище всегда наводило на Надежду Александровну грусть. Помянув маму и папу, Надежда Александровна вернулась на автобусную остановку.
   Остановка была конечной для 63 автобуса. Надежда Александровна знала, что если опоздает на автобус, следующий придётся ждать больше четырёх часов. На большой площади стоял храм и припаркованные автомобили. Слева от автобусной остановки, недалеко от храма, торговали цветами. Автобуса ещё не было.
   Надежда Александровна в ожидании его стояла на солнышке, как всегда после посещения кладбища ей было грустно. Несмотря на грусть она глядела на просыпающуюся вокруг природу, любовалась нежно зелёной листвой на деревьях и пробивающейся травой на земле.
   Колокольный звон, огласивший тишину утра, вернул её к действительности. Она посмотрела направо и увидела, как открылись двери церкви и вышел крестный ход. В честь Пасхи он проходил и в кладбищенских церквях тоже.
   Небольшая процессия с иконами обошла стоящую на площади церковь и под колокольный звон вернулась обратно. В связи с Пасхой, а она длится сорок дней, крёстные ходы совершались по несколько раз в день.
   Подошёл автобус. Надежда Александровна села в него и поехала домой. Автобус, сделав приличный крюк, проехал без остановки по трассе и привёз её в новый микрорайон Солнечный. Надежда Александровна увидела, что микрорайон Солнечный вырос быстро. За несколько лет голое поле было застроено высотными домами. Екатеринбург быстро развивался и, прирастая красивыми домами, скоро должен был сростись с микрорайоном Академическим. Автобус, постояв, выехал из него, повернул и повез её назад на объездную дорогу. Выехав на неё снова приехал на Контрольную.
   Здесь располагалось Широкореченское кладбище с мемориалом павшим воинам. Великая Отечественная война, конечно, не дошла до Урала. Здесь в сороковые годы двадцатого века не шли бои, но тем не менее она оставила свой след.
   Надежда Александровна вышла из автобуса и прошла мимо отгороженного от общего кладбища участка. За невысоким забором стояли серые каменные кресты. Это символическое кладбище умершим в Свердловской области военнопленным фашистам. На камнях с двух сторон от большого каменного стоящего в центре креста были выбиты списки мест, где на Урале размещались лагеря немецких военнопленных на русском и на немецком языках.
   Дальше между этими кладбищами за отдельной дверью могила советского интернационалиста. Он лежит между кладбищами как и положено по его заслугам. Надежда Александровна на секунду остановилась у дверки ведущей внутрь вспомнив, что сегодня ночью от коронавируса умерла руководитель "Мемориала" Анна Пастухова.
   Несколько лет назад на одной из встреч в Ельцин центре посвящённой модной теперь теме примирения с немцами Пастухова рассказала об этом интернационалисте. Пастухова считала, что надо простить фашистам всё то горе, что они принесли на нашу землю, и забыть. Одно хорошо, что не считала, как сейчас принято у некоторых историков, что нам надо ещё и покаяться перед немцами.
   -Вот он.-подчёркивала, рассказывая про интернационалиста, Пастухова - Примирился и даже съездил бесплатно в Германию.
   Хоть Надежда Александровна и не разделяла его действия, но понимала. Ведь у старого интернационалиста после развала СССР был выбор между "примирением" и получением лекарств, если останутся, в дополнение к компоту с тараканами в госпитале ветеранов войн. Он сделал свой выбор и теперь, как он и хотел, лежал между двух кладбищ.
   Тогда, на встрече, один из участников сказал, что никогда не примирится с немцами. Он помнит как плакал его отец вспоминая время немецкой оккупации, тогда была изнасилована и убита его сестра.
   Надежда Александровна, постояв, пошла к Широкореченскому мемориалу, а над её головой пролетали возвращающиеся с репетиции парада вертолёты и самолёты, показывая, как надёжно защищено наше небо.
   Утро стояло прекрасное, ярко светило солнце освещая площадь с Вечным огнём в память об уральцах погибших на войне и умерших в войну от ран в госпиталях Свердловска солдат, защищая мир от фашизма.
   На площади играла музыка и шли памятные мероприятия с возложением цветов. В прошлом году к юбилею Победы мемориал реконструировали.
   Слева и позади вечного огня располагались высеченные на больших стеллах имена не вернувшихся с войны уральцев. Справа на стене шесть больших бронзовых барельефа с изображением главных событий войны.
   Надежда Александровна спустившись по сделанному вдоль стены пандусу подошла к первому из панно "Битва за Москву". За ним шли три панно с вехами знаменитых сражений: "На курской дуге", "Сталинградская битва", "Блокада Ленинграда".
   Около панно, посвященного блокаде Ленинграда, Надежда Александровна остановилась. Она стояла и, разглядывая его, вспомнила о погибшей от голода зимой 1941 года сестре отца. Двадцатилетней студентке второго курса горного института Надежде Вьюгиной.
   Постояв немного около него Надежда Александровна подошла к следующему панно "Освобождение Европы от нацизма", а затем к завершающем все панно "Победители 1941-1945". На нём были изображены стоящие в парадном строю солдаты с опущенными к земле флагами врага, перед сидящим у дороги солдатом на фоне хлебного поля.
   Надежда Александровна постояв в задумчивости у каждого барельефа, посвященного событиям войны, пошла обратно, а за её спиной приехавшие на автобусе люди отдавали почести памяти погибшим. Они в память о погибших читали речи. Солнце светило, освещая мемориал с возложенными около него цветами.
   -Хва-хва-хва.-вернул Надежду Александровну к реальности громкий звук за окном.
   Странный звук заставил Надежду Александровну встать с тахты и подойти к окну. На козырьке балкона сидела сорока, издавая этот громкий странный звук. Сорока была очень красивая с белыми боками и длинным чёрным переливающим зеленью хвостом. Увидев Надежду Александровну, сорока, взмахнув хвостом, улетела.
   Оставшись одна, Надежда Александровна стояла и смотрела в окно. Сегодня 9 мая - день Победы. Город украсился к празднику. На деревьях появилась нежно-зелёная листва. Под окном расцвели белые цветы на яблонях и черёмухе. Надежда Александровна открыла окно и комната вместе с шумом просыпающегося города наполнилась ароматом смеси черёмухи и яблони.
   Весна пришла и вместе с маем принесла праздник. Надежда Александровна стояла и, любуясь видом из окна, снова погрузилась в воспоминания. Она вспоминала, как на следующий день после возвращения с кладбища поехала в город. Ей было тяжело от нахлынувших воспоминаний и она не могла оставаться одна дома. Днём 6 мая Надежда Александровна, зная что репетиция парада прошла вчера, решила прогуляться по центру города, посмотреть как Екатеринбург готовится к празднику. Сев на автобус, она приехала и выйдя из автобуса прошла по площади 1905 года.
   Фонтан возле здания, похожего на большой кремовый торт, - пассажа, уже работал выбрасывая вверх струи прозрачной воды. На площади возле памятника Ленину установили трибуну с рядами голубых стульев.
   За ней поставили военную технику. Возле входа в здание мэрии, расположенной напротив него, поставили большой экран. В отличии от тортоподобного пассажа мэрия была построена в стиле кремлёвского дворца в Москве с часами на башне. Часы шли и звонили каждые пол часа.
   Надежда Александровна, любуясь весенним городом, прошла дальше к городскому пруду затем через плотинку к памятнику Татищеву и де Генину. Фонтан "Каменный цветок" в сквере за ним тоже работал. Надежда Александровна подошла к фонтану и остановилась. Она стояла, любуясь струями воды взлетающими вверх в задумчивости вспоминала детство, когда к ней подошёл молодой человек и подал флаер.
   -Приходите на фестиваль кино, проходящий с пятого по восьмое мая, в "Космосе"!-сказал он.
   -"Герои большой страны". - с удивлением прочитала название Надежда Александровна и спросила -Прямо сейчас? Что там показывают?
   -Нет попасть на фильмы сегодня вы не сможете, вход только по регистрации. Вы сначала зарегистрируйтесь по интернету. Там же есть и программа фестиваля.-ответил он.- Завтра будет показ фильма "Подольские курсанты."
   Надежда Александровна любила ходить на фестивали. Да и посмотреть кинотеатр "Космос" после реконструкции было очень любопытно. Вернувшись домой, она зашла в интернет и, ознакомившись с программой фестиваля, зарегистрировалась на фильмы. На её старом маленьком телефон с маленьким экраном что-то рассмотреть было трудно.
   Показ фильмов начинался с 12 часов дня. Хоть и было жалко, что она не узнала о нём раньше и пропустила два дня Надежда Александровна была рада, что хоть на часть из них сможет попасть. Это был уже второй кинофестиваль в этом году. В феврале она побывала в Ельцин-центре на фестивале якутского кино.
   Утро седьмого мая было ярким и солнечным, на центральной площади города проходила последняя репетиция парада. Надежда Александровна вышла из дома в прекрасном настроении и под летящие в небе самолёты, возвращающиеся с парада, пришла на автобусную остановку, чтобы поехать в центр города на кинофестиваль "Герои большой страны".
   Переименованный в девяностые годы в Екатеринбург Свердловск, самый крупный на Урале с более миллионом жителей компактный красивый город раскинулся на берегу реки Исеть.
   В центре - на покрытой брусчаткой площади 1905 года похожее на кремль здание мэрии. Рядом с ней похожее на торт здание пассажа с фонтаном в сквере перед ним. Дальше плотина городского пруда с бюстами Бажова и Мамина-Сибиряка. Памятником Татищева и де Генина у сквера с фонтаном "Каменный цветок" в его середине.
   Кинотеатр "Космос", когда-то самый крупный в Свердловске, находился чуть дальше на берегу Городского пруда на реке Исеть. Его недавно открыли после ремонта.
   Из-за последней репетиции парада центр города был перекрыт и Надежда Александровна боялась опоздать к началу показа.
   Однако она успела вовремя. Проезжая по освещённому солнцем празднично украшенному проспекту Ленина, Надежда Александровна видела кое-где на остановках и трансформаторных ящиках у дороги рекламу фестиваля "Герои большой страны". Если бы она не знала о нём, то вряд ли обратила на них внимания, мало ли что клеят на них.
   Надежда Александровна вышла на площади труда и пошла мимо памятника Попову, музея Мамина Сибиряка через литературный квартал к "Космосу". На яблонях уже начинали распускать цветы.
   Лёгкий тёплый ветерок с пруда овевал её. В прекрасном настроении она вошла в здание кинотеатра под звон колоколов Храма-на-Крови, возвещающем об очередном крёстном ходе.
   Пандемия ещё не закончилась. Прежде, чем пройти в фойе, Надежда Александровна поправила на лице медицинскую маску, обязательную для ношения в общественных местах. На входе у неё проверили температуру и регистрацию на фестиваль. Надежда Александровна, поднимаясь на второй этаж, с интересом смотрела вокруг.
   Внутри "Космос" не сильно изменился. Построен он был в шестьдесят седьмом году двадцатого века как киноконцертный с большим залом. Тогда здесь показывали не только кино, но и приезжали знаменитости с концертами.
   Теперь этот зал разделили на три части. С двух сторон от большого зала отделили два небольших: синий и зелёный. Надежда Александровна прошла в зелёный зал и села на мягкое сидение. Народа было немного. Сначала показывали короткометражные фильмы, затем полнометражный фильм "Солдатик".
   Фильм рассказывал о маленьком шестилетнем мальчике Серёже. Он рано остался сиротой, после гибели мамы и брата. Правда, Надежда Александровна не поняла, где это происходит и как они погибли.
   Соседка пришла за Серёжей в дом и, сообщив о смерти близких, хотела забрать его с собой. Серёжа не поверил и не хотел с ней идти. Но соседка настаивала, собирая его вещи, при этом говоря, что теперь он её сын. Забрать его она не успела.
   -Беги и не оборачивайся! - сказала она, увидев пришедших в деревню карателей, и вытолкнула мальчика в окно.
   Серёжа, не оборачиваясь, побежал в лес, а позади его немцы убили соседку и, загнав всех жителей в сарай, сожгли живьём.
   Серёжа, спасаясь, убежал в лес. Долго голодный испуганный мальчик, скрываясь от немцев, бродит по лесу, пока его не нашли разведчики. Они накормили и вылечили его. Серёжа стал сыном полка.
   Командир части и санитарка не захотели отправлять его в детдом и стали его родителями. Мальчик, как мог, помогал солдатам. И стал героем в шесть лет.
   Хоть фильм и основан на реальных событиях, по нему непонятно, что вообще стало с матерью и братом мальчика. Фильм был снят хорошо и Надежде Александровне понравился. Только дома посмотрев в Википедии она узнала, что мать мальчика была партизанка, но её поймали и убили вместе с сыном.
   Когда фильм "Солдатик" закончился, Надежда Александровна пошла в большой зал на показ фильма "Подольские курсанты". Войдя внутрь в большой зал, она увидела, что он хоть и значительно уменьшился в размере после реконструкции, однако изменился не сильно.
   Зал даже несмотря на свою величину был почти полон. На показ пришло много людей в военной и эмчеэсовской форме и даже курсанты суворовского училища. Перед фильмом выступили продюсер и два актёра, один из них снимался в этом фильме. Правда, когда Надежда Александровна смотрела фильм, она не поняла кого из курсантов он сыграл.
   Фильм начинался с учебных стрельб под дождём и больше напоминал компьютерную игру. Если бы Надежда Александровна не знала, что речь идет о битве за Москву осенью 1941 года, то можно было подумать, что какие-то военные, возможно наёмники, обучающиеся в военном училище идут на неизвестную войну как на учебные стрельбы.
   И ведь это так. Они же добровольно пришли учиться в военные училища города Подольска. Пехотное и артиллерийское. Скорее всего они желая стать профессиональными военными поступили в училище и уже готовились к выпуску в звании лейтенантов.
   Если бы Надежда Александровна смотрела его дома, то вряд ли бы досмотрела его до конца. Она не понимала какая показана война и с кем. Да и по фильму вообще не понятно, что идёт война. Мирный город, лето, красиво одетые ходят по городу.
   Как и положено молодым людям, они ухаживают за девушками, ходят в кино, влюбляются, соперничают друг с другом. Собираются после выпуска из училища создать семьи.
   Вдруг начальство отправляет их на бойню. Надежда Александровна смотрела на эту нереальную, больше похожую на компьютерную игру, войну и с трудом представляла весь ужас войны.
   Вообще-то профессия военного была всегда самой опасной в мире. Люди, добровольно выбирая её, шли на смерть. Всегда во всём мире и в Российской империи и в Советском союзе военные были элитой общества.
   Выбравшие эту профессию люди своей жизнью служили стране, как и все остальные граждане, которые, работая, налогами обеспечивали её процветание. Уже дома, посмотрев в Википедии про Подольское училище, она поняла как ошибалась.
   После Первой мировой войны Советский Союз как и проигравшая войну Германия (после того как её сильно территориально обрезали, она превратилась в Веймарскую республику) были странами-изгоями. До прихода к власти Гитлера Советский Союз тесно сотрудничал с Веймарской республикой.
   В 1938 году аппетиты Гитлера на подчинение Европы выросли. Руководство Советского Союза во главе со Сталиным почувствовав, что Гитлер скоро нападёт на страну, стало готовиться к обороне.
   Увеличила призыв на военную службу и открыла военные училища для подготовки младшего командного состава. В 1938 году в Подольске создали два училища пехотное и артиллерийское. В пехотном, время обучения-два года, в артиллерийском - три.
   В мае 1941 года был первый выпуск лейтенантов-артиллеристов. После начала войны срочно набрали новые группы из числа студентов разных вузов страны. Если учесть, что обучение в высших учебных заведениях и старших классов школ было платным и позволить себе это могла далеко не каждая семья, то это была элита страны. Именно эти курсанты были прототипами показанных в фильме.
   Фильм должны были показать по телевизору 9 мая. Телевизора у Надежды Александровны не было и она не смогла бы его посмотреть. Да и вряд ли она вообще досмотрела его до конца. Уж очень он походил на рядовой американский блокбастер и сильно отличался от просмотренного ранее фильма "Солдатик", что неудивительно.
   Ведь в "Солдатике" были показаны настоящие война и живые люди со своей судьбой и болью. Даже большой экран не мог сделать фильм более реалистичным и берущим за душу. Конечно война есть война и как положено по жанру в ней убивают.
   Как всегда стараясь убрать идеологию создатели фильма выбросили из него и суть. В сцене допроса захваченный немецкий офицер говорит, что вот поляки в случае поражения сдавались в плен, а вы, дикари, вместо этого предпочли умереть и забросали нас гранатами.
   У современного человека при просмотре фильма складывается представления, что немец прав. Действительно ведь сдавшись в плен солдаты получали еду и жизнь. Ну, подумаешь, посидят немного в лагере, зачем умирать.
   К сожалению, создатели фильма не показали, что на самом деле ждало их в плену. Зверское отношение, голод, холод и смерть от болезней. В начале войны в плен попало много советских солдат. Что не удивительно ведь у нападавшего всегда есть карт-бланш. Он точно знает, когда нападёт и собирает все свои силы. Пленных посадили в загородку прямо под открытым небом и не кормили.
   Продовольствие нужно немецким солдатам, ведь они для этого сюда пришли, а не затем, чтобы кормить пленных и население. Находясь на улице без воды и еды пленные ели землю.
   В истории известны факты, когда эти "цивилизованные" немцы бросали пленным разлагающиеся труппы животных, а затем "ржали" над тем как измученные голодные люди ели их.
   Сытые, холёные фашисты фотографировали это чтобы отослать домой. Посмотрите на этих "унтермешей" (недочеловеков). Они не достойны этой большой страны. Мы арийцы, а не они должны здесь жить. Нацисты во главе с Гитлером уже сумели хорошенько промыть немцам мозги.
   В конце фильма было сказано, что курсанты задержали рвущихся к Москве фашистов на 12 дней. Большинство из них погибло.
   Фильм закончился. Надежда Александровна вышла из зала. До показа следующего фильма "Зоя", его должны были показать в павильоне киностудии, оставалось много времени. Программы фестиваля, даже просто в виде афиши висящей на стене, не было. Видимо устроители фестиваля решили раз вы пришли, то в каком зале и, что мы показываем, информировать вас не надо. Фильм начнётся - увидите - или смотрите афишу в интернете.
   Надежда Александровна ещё плохо ориентировалась в здании и тоже не знала, что и где показывают. Она прошлась по фойе и зашла в синий зал. Здесь шёл фильм о докторе Лизе Глинке, погибшей в аварии самолёта несколько лет назад.
   Героиня Надежде Александровне за её резкое поведение, а тем более покупку на чёрном рынке наркотиков, ей не понравилось.
   Времени для просмотра всего фильма у неё не было, тем более, что фильм скорее всего начался давно. Однако Надежда Александровна посмотрела ещё один из эпизодов жизни доктора Лизы.
   В нём героиня приехала на московский вокзал, где кормила и лечила живущих там бомжей. Конечно они тоже люди, но всё таки так унижать людей не надо. Бомжи это ведь люди, оказавшиеся в трудном положении и часто без документов.
   Доктор Лиза упиваясь своей властью скорее всего воспринимала их как городских голубей или бездомных собак. Так приятно быть милосердной. Голуби тоже живут во всех городах мира грязные, наглые и больные. Голуби всё загаживают и портят вид города. Подобных кормящих голубей женщин можно часто видеть в Екатеринбурге.
   Они кормят голубей прямо из окон своих квартир, у торговых точек, бросают еду прямо на скамейки или на дороге прямо на переходе к трамвайной остановке. Увидев "добродетелей" голуби стаей летят к ним, ударяя крыльями по лицам прохожих. Как-то Надежда Александровна в гололёд переходила улицу к трамваю и такая "добродетельница" стала кормить голубей прямо на переходе.
   "Добродетельница в своей мнимой доброте не понимала, что подвергает опасности более пожилых людей, ведь они могли подскользнуться и попасть под трамвай.
   Надежда Александровна часто ходила на кинофестивали и не раз видела фильмы о бездомных людях. В одном из них молодой, 1991 года рождения, парень с гордостью рассказывал как можно долго прожить в Москве без денег, при этом никогда не работать.
   Где в церкви или на помойке можно получить еду, ночлег и одежду. Он легко мог устроиться на работу, но никогда не задерживался на ней больше одного дня. К работе надо привыкнуть.
   В другом документальном фильме содержатель дома для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации рассказал, что бездомные люди бывают разными. Одним, оказавшись по независящим от них причинах в трудном положении, нужно просто переждать недолго.
   Например у приехавшей на лечение с ребёнком женщины закончились деньги, а жить негде, при было этом необходимо ещё одно обследование. Женщина ждала, когда ей вышлют деньги из дома, и временно остановилась здесь. Другие же сделали это образом жизни. Ещё бы ведь здесь бесплатно кормят одевают и дают тёплое жильё, а надоест переедешь в другой такой же.
   Подобную побирающуюся молодую женщину Надежда Александровна постоянно видит в своём районе. Уже несколько лет она с несчастным видом пристаёт к прохожим, не желая нигде работать. Даже алкаши хотя бы металлолом собирают и сдают.
   Хорошо хоть на Екатеринбургских вокзалах наконец навели порядок. А ведь ещё несколько лет назад в них было противно войти. Грязные вонючие пьяницы лежали на каждой скамейке и углах вокзала. Теперь на вокзалах стало чисто, в чём Надежда Александровна убедилась, когда в прошлом году вместе с внучкой она ездила на ретро-поезде в Верхнюю Пышму.
   Надежда Александровна оторвала взгляд от экрана и посмотрела на часы: время до следующего фильма оставалось мало. Она встала и пошла в киностудию.
   На улице ярко светило солнце. Было приятно пройти по чистому городу. До здания киностудии было не очень далеко и Надежда Александровна успела вовремя.
   В просторном павильоне киностудии собралось довольно много зрителей. Среди них большая группа мальчишек-суворовцев: они пришли организованно посмотреть фильм "Зоя". Перед фильмом выступила продюсер фильма и рассказала, как они снимали его.
   Надежда Александровна пошла на фильм потому, что слышала о скандалах вокруг него. К сожалению, особенно из историков, только ленивый не гадит на советское прошлое. При этом, забывая про принцип историзма и рассматривая события с современной позиции. Этим они хотят понравиться зарубежным инвесторам считая, что чем больше нагадишь на страну, тем лучше.
   Продюсер рассказала, как они по просьбе Мединского взялись закончить этот фильм. Получив материалы, она пришла в ужас от снятого. Досняв и переработав их, фильм пустили в прокат. Надежда Александровна, как и каждый советский человек, знала историю Зои Космодемьянской и уважала её мужество.
   Фильм вызвал у Надежды Александровны противоречивые чувства. Сделан он был неплохо, но опять недоработан. Получалось, что Зоя пошла в армию мстить за своего любимого, погибшего однокласника.
   К тому же создатели его восхищаясь мужеством героини, как бы за кадром осуждают её за желание сжечь дома сельчан. Видно, что они не поняли свою героиню. Мучающий её фашист ослеплённый нацисткой ненавистью к советскому союзу, считая её "недочеловеком" перед казнью спрашивает Зою за что она готова умереть.
   Зоя отвечает: "за ржаную булочку", что не удивительно ведь она не только избита, изнасилована, но и очень голодна т.к. не ела многие дни. Все дни её били, насиловали и не давали не капли воды или еды.
   Создатели фильма думая, что это идеология, убрали из фильма дух того времени. А ведь это очень важно для понимания. Это было время больших возможностей для людей. В советской стране были не только репрессии, но и возможность своим трудом подняться на более высокую общественную ступеньку. На этой идее выросло молодое поколение амбициозных, знающих свои возможности людей.
   Смотря на Зою Надежда Александровна вспоминала свою тётку, сестру отца, погибшую от голода в Ленинграде зимой 1941 года, в первую зиму блокады. Двадцатилетняя студентка института, оставаясь в городе, умерла за своё будущее.
   Окончание Ленинградского института открывало перед ней большую перспективу. Выбравшись из деревни, в которой она жила, Надежда могла высоко подняться, стать доктором наук, сделать великое открытие.
   Её отец зная, что такое война, договорился о переводе Надежды на учёбу в Пермь, но она не захотела.
   -Я не смогу сюда снова вернуться!- написала она в письме и осенью, потеряв хлебные карточки, умерла от голода.
   Это не удивительно, студентка-общажница и в мирное время жила не очень сытно. Из того что присылали родители надо было ещё оплачивать обучение. Родители же не могли много присылать. Кроме неё они оплачивали обучение ещё двух сыновей в старших классах школы и растили ещё одного маленького брата.
   Это были люди на долю которых выпало уже много испытаний. Советский Союз перед войной жил трудно, но у молодых людей кроме амбиций были большие возможности в жизни. Не просто набить брюхо вкусной едой, а стать по настоящему большим человеком.
   Вот это своё будущее и свою страну, гарантировавшую им это, они и защищали. Именно такой самоотверженной была её мама, вставшая как только началась война к станку.
   В 15 лет она в Свердловске полуголодная, оторванная от дома, жила в вагоне при заводе по четырнадцать часов делала снаряды. Если бы в самом начале фильма в сцене выпускного бала, когда Зоя кружится в танце кроме голоса диктора об объявления войны показали хронику с падающими бомбами и горящими домами, то зрителям стало бы понятнее.
   Кроме того по фильму кажется, что город Москва не затронут войной. А ведь её бомбили каждый день. Её жители по ночам дежурили на крышах домов, гасили зажигательные бомбы. Почему-то авторы считают, что зрителям это и так понятно, но понять человека того времени можно только видя и сопереживая это вместе с ним. Опять нужна хроника.
   Вместо этого мы видим "сопли" Сталина. А ведь он, чтобы про него не говорили, был великим политиком и делал всё, чтобы сохранить свою страну. Он уже прошёл не одну войну. Он-то знал, что и как. К тому же отвечал за всю страну. Да и в начале двадцатого века было нормально сжигать дома мирных жителей. Конвенции приняли много позже, только уже после войны.
   Ведь в начале июля 1940 англичане, на которых сейчас принято молиться, запросто разбомбили французский флот, где погибло почти 1300 французских моряков, хоть и их союзников.
   Да и французы не лучше англичан. По документам известно о планах англичан и французов в мае 1940 года о бомбёжке нефтепромыслов в СССР в Баку, Батуми и Грозном. Это ничего, что Советский Союз тогда ни с кем не воевал.
   И только нападение Германии на Францию и скорое её падение помешало этим планам. В планах бомбёжек союзники понимали, что это приведёт не только к жертвам, но и к голоду в СССР, ведь всё сельское хозяйство зависело от горючего. Главное, что немцам нефть не достанется.
   Даже попавшее в капкан животное отгрызает свою ногу чтобы спасти жизнь. Сталин же отвечал за всю страну. К тому при отступлении в СССР фашисты всё сжигали, оставляя за собой выжженную землю. Ведь фашисты пришли сюда для того освободить страну от населения для этого даже придумали доктрину, что здесь живут недочеловеки- животные. Эта территория была нужна им для своих немцев-расы господ.
   Это только кажется, что немцы хорошо обращались с людьми. По воспоминанием очевидцев, они выгоняли жителей из домов. Легко могли раздеть любого человека, забрав его тёплую одежду, оставить на морозе. Им было всё равно кто перед ними женщина, ребёнок или старик.
   Как жаль, что создателям фильма не удалось показать это. По окончанию фильма зритель уходил не понимая почему Зое дали звание героя. Тем более, когда видел как местная женщина на экране, прижимая к себе ребёнка, проклиная, плюет в неё.
   В голове зрителя оставалась гаденькая мысль, какой нехорошей была Зоя, обрекая жителей деревни на холод и смерть. А ведь Зоя, сжигая дома с немцами, спасала жизнь солдат, которые стояли насмерть, не пуская врага дальше в страну. Защищая мирных жителей, таких же матерей, детей и стариков.
   -Хва-хва-хва! -снова вернула Надежду Александровну к реальности громким звуком за окном сорока.
   Надежда Александровна отвлеклась от своих мыслей и, подойдя к шкафу, достала пакет с двумя фоторамками на палках. В этом году, как и в прошлом, из-за пандемии, шествия Бессмертного полка не было. Установив портреты родителей в зелёные подставки для ёлок, Надежда Александровна поставила их на балконе.
   -Мама и папа, посмотрите, это ваш праздник!- сказала она.
   Рокот моторов высоко в небе заставил её поднять голову. Занятая воспоминаниями она забыла про парад и про авиашоу. Подняв голову она стояла и смотрела как над её головой летят вертолёты и разные самолёты, возвращаясь с парада на свои аэродромы. Это означало, что парад в городе Екатеринбурге закончился.
   Когда последний самолёт скрылся вдали, Надежда Александровна опустила голову. Она стояла рядом с портретами родителей и смотрела на них вспоминая вчерашний день и просмотренные фильмы. А вспомнить было что.
   Когда на следующий день, 8 мая, Надежда Александровна подошла к "Космосу", то с удивлением увидела большое скопление мотоциклистов. Чтобы пройти ко входу ей пришлось обходить их. Мотоциклы были разные не только по цвету. Они не только стояли везде вдоль набережной, но и со всех сторон города подъезжали всё новые и новые байкеры.
   Последний день фестиваля начался с показа фильма "Калашников". Добротный бесхитростный фильм рассказывающий о Михаиле Калашникове создателе автомата Надежде Александровне понравился. Как и "Солдатик" он доступно и понятно рассказал о войне и о герое.
   Михаил Калашников, деревенский парень с четырьмя классами образования, из семьи раскулаченных, самоотверженно в танке защищал свою родину. Казалось бы по версии "историков" он был ненавидеть эту страну и народ.
   Однако после ранения он возвращается не домой на Алтай, а в Казахстан, где в депо работал до войны. Здесь он создает свой первый автомат, чтобы спасти свою страну.
   Глядя на экран, Надежда Александровна вспомнила, что таких людей тогда было много. Она когда-то смотрела на экране телевизора интервью с Алексеем Маресьевым.
   Лётчик, потерявший в войне обе стопы ног и сумевшему с протезами вернуться в строй. До конца войны он летал на самолётах. Он рассказывал, как это произошло, как полз раненый по снегу к своим. Надежда Александровна читала о нём книгу написанную писателем Полевым. Фильм закончился.
   В оставшееся после просмотра время Надежда Александровна посмотрела немного документальный фильм Ржев.
   Документальный фильм рассказывал о ржевской операции, где погибло более двух миллионов человек с обоих сторон в боях. В фильме показали поисковиков, работающих по сей день в окрестных лесах.
   Про эти события рассказывали не только выжившие участники, но и историк Исаев. Ржевский выступ потребовавший столько жертв, больше года угрожающе нависал над Москвой. Хоть и было очень интересно, но Надежда Александровна решила дома послушать его лекцию в интернете про эту битву. Не досмотрев фильма она встала и ушла в другой зелёный зал, смотреть последний фильм показа.
   Надежда Александровна удобно устроилась в кресле и стала смотреть. Анонса даже в интернете про фильмы не было. К её удивлению фильм "Последнее испытание" оказался продолжением фильма "Училка". Надежда Александровна не только смотрела его несколько лет назад на большом экране, но и была тогда на встрече с режиссёром.
   Как он и обещал, продолжение снял. Надежда Александровна увидела в фильме нашего "Крепкого орешка". В хорошо снятом фильме всё шло как и положено по законам жанра. Надежда Александровна смотрела и не понимала в каком городе, в каком году и зачем террористы захватили дом культуры.
   Почему в нём на спектакле какой-то малоизвестной труппы оказался член российского правительства, причём очень богатый. Видимо у него просто пропадал день.
   Понятно, что там делали учителя с директором школы, выпускниками прошлых лет и старшеклассниками. Это же галочка для внеклассной работы, тем более даром. Как и положено по законам жанра, сначала разобщённая масса заложников дрожит, каждый за свою жизнь, а затем сплачивается. И конечно наш "Брюс Уиллес" всех спасает.
   Да, прав был Андрей Мягков считающий, что советский кинематограф тоже убили за ненадобностью. Какой фильм не смотри всё равно в конце увидишь "американского Микки Мауса".
   Звонок телефона вернул Надежду Александровну к действительности. Она взяла в руки телефон и увидела лицо внучки. Огромные голубые, как небо, глаза четырёхлетней Ниночки светились счастьем.
   -Здравствуй бабушка. Поздравляю тебя с войной!-счастливо улыбаясь сказала Ниночка-Я посмотрела парад и иду гулять. Бабушка, ты пойдёшь со мной на салют? На дворе стояло 9 мая 2021 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"