Ричард Джеймс: другие произведения.

Песни Допетровской Руси

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не во тьме люди жили, а среди прекрасного

Aj
  
  

Песни Допетровской Руси
   (записанные для Ричарда Джемса в 1619-1620 годах)

  
  "Дон Жуан остановился, всмотpелся с улыбкой в ее маленькое, почти некpасивое личико. Глаза, одни глаза...
   - Я смотpю, ты много о нем знаешь... А скажи: слышала ты что-нибудь о таком Фpоле Скобееве?
   Анна удивилась.
   - Да, конечно. Это следователь из Москвы. Но его, говоpят, скоpо самого посадят...
   - Да нет, я о дpугом... У вас в России лет четыpеста назад жил двоpянин Фpол Скобеев...
   Анна мучительно намоpщила лоб.
   - Не помнишь? А ходок был известный. Стольничью дочь соблазнил. Тоже, кстати сказать, Анной звали... О нем даже повесть осталась. Так и называется - "Повесть о Фpоле Скобееве"...
   - Ой... - виновато сказала Анна. - Что-то слышала...
   - Стpанный вы, ей-богу, наpод, - молвил он задумчиво. - Чужих -
  знаете, своих - нет..."
  
  (Евгений ЛУКИН "ТАМ, ЗА АХЕРОНОМ")
  
  
  Если верить школьным учебникам по литературе, по которым мы учились в советское время, то в голове накрепко откладывается одна истина: до Петра Первого в России не было литературного творчества. Ну разве что до татар были всякого рода былины да "Слово о Полку Игореве". Но это было так давно! Тогда еще Русь была частью Европы и старательно учила культурных европейцев правилам гигиены. А потом пришли хитрые греки и злые татары и вместо "европейский политик" и ведьмами на кострах, насильно внедрили византийские и татарские ценности. И все! Тьма невежества накрыла добродетельных восточных варваров. И что они могли после этого творить? Храмы и иконы не считаем! Это варварство и византийское мракобесие. Вот если бы Мадонну (Богородицу) с голой сиськой рисовали, тогда да. Это культура. А рисовать Богородицу совсем раздетой - это передовая культура! Куды нам до Европы!
  Не стоит винить в привитии таких взглядов злых большевиков. Кто учил этих большевиков? Профессора Преображенские! А эти господа еще до революции свято верили в то, что отечественная литература - это после Петра. А до Петра кроме псалмов на Руси ничего не пели.
  Тем не менее, нашлись люди, которые рассуждали иначе. Занялись они поиском в архивах. И оказалось, что тянуло русских людей к прекрасному. Были у нас писатели и поэты и до Петра. И сочиняли они и повести, и стихи, и песни.
  Вот я и выложил песни, которые пели русские горожане в начале 17 века. А записал эти песни английский поэт и путешественник Ричард Джексон. Ранее я выложил записанную им "Песню о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году"
  
  
  
  

"Песня о весновой службе"

  
  Бережечик зыблетца,
  да песочик сыплетца,
  а ледочик ломитца,
  добры кони тонут,
  молодтцы томятца.
  
  Ино, боже, боже!
  сотворилъ ты, боже,
  да и небо-землю, -
  сотвори же, боже,
  весновую службу!
  
  Не давай ты, боже,
  зимовые службы:
  зимовая служба -
  молотцам кручинно
  да сердцу надсадно.
  
  Ино дай же, боже,
  весновую службу:
  весновая служба -
  молотцамъ веселье,
  а сердцу утеха.
  
  А емлите, братцы,
  яровы веселца,
  а садимся, братцы,
  в ветляны стружечки,
  да гренемте, братцы,
  вь яровы веселца,
  ино вниз по Волги!
  
  Сотворил намъ, боже,
  Весновую службу!
  
  
  

Песня о последовавшем за смертью воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

  
  Ино что у нас в Москве учинилося:
  с полуночи у нас в колокол звонили.
  А росплачютца гости москвичи:
  "А тепере наши головы загибли,
  Что не стало у нас воеводы,
  Васильевича князя Михаила!"
  
  А сьезжалися князи-бояря супротиво к нимъ,
  Мъстисловской князь, Воротынской,
  и межу собою оне слово говорили;
  а говорили слово, усмехнулися:
  "Высоко сокол поднялся
  и о сыру матеру землю ушибся!"
  
  А росплачютца свецкие немцы:
  "Что не стало у нас воеводы,
  Васильевича князя Михаила!"
  Побежали немцы в Новгород,
  и в Новегороде заперлися,
  и многой мире-народ погубили,
  и в латынскую землю превратили.
  
  

Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой

  
  Сплачетца мала птичка,
  белая пелепелка:
  "Ох-те мне молоды горевати!
  Хотят сырой дуб зажигати,
  мое гнездышко разорити,
  мои малыи дети побитии,
  меня пелепелку поимати".
  
  Сплачетца на Москве царевна:
  "Ох-те мне молоды горевати,
  что едет к Москве изменникъ,
  ино Гриша Отрепьев рострига,
  что хочет меня полонити,
  а полонив меня, хочет постритчи,
  чернеческой чин наложити!
  
  Ино мне постритчися не хочетъ,
  чернеческого чину здержати,
  отворити будет темна келья,
  на добрых молотцов посмотрити.
  Ино, ох, милыи наши переходы!
  А кому будетъ по вас да ходити,
  после царского нашего житья
  и после Бориса Годунова?
  
  Ахе, милыи наши теремы!
  А кому будетъ в вас да седети
  После царского нашего житья
  и после Бориса Годунова?"
  
  

Второй плач Ксении Борисовны Годуновой

  
  А сплачется на Москве царевна,
  Борисова дочь Годунова:
  "Ино, боже, Спас милосердой!
  За что наше царьство загибло:
  за батюшково ли согрешенье,
  за матушкино ли немоленье?
  
  А светы вы, наши высокие хоромы!
  Кому вами будетъ владети
  После нашего царьсково житья?
  А светы, браныи убрусы!
  Береза ли вами крутити?
  А светы, золоты ширинки!
  Лесы ли вами дарити?
  А светы, яхонты-серешки!
  На сучье ли васъ задевати
  после царьсково нашего житья,
  после барюшкова преставленья,
  а света Бориса Годунова?
  
  А что едетъ к Москве Рострига,
  да хочетъ теремы ломати,
  меня хочетъ, царевну, поимати,
  а на Устюжну на Железную отослати,
  
  меня хочетъ, царевну, постритчи,
  а в решетчатой сад засадити.
  Ино ох-те мне горевати:
  какъ мне в темну келью ступити,
  у игуменьи благословитца?"
  
  
  

Песня о въезде в Москву возвращавшегося из литовского плена патриарха Филарета Никитича

  
  Зрадовалося царство Московское
  и вся земля Святоруская:
  умолил государь православной царь,
  князь велики Михайло Федорович.
  
  А что скажутъ, вьехалъ барюшко
  государь Филарет Микитичъ,
  из неверной земли из Литовской.
  
  С собою он вывез много князей-бояр,
  еще он вывез государева боярина,
  князя Михаила Борисовича Шеина.
  
  Сьезжалися многии князи-бояря,
  князи-бояря и многие власти
  ко силнему царьству Московскому:
  хотятъ встречать Филарета Микитича.
  
  Из славнаго града каменной Москве
  не красное солнце катилося,
  пошел государь православной царь
  встречати своего батюшка,
  государя Филарета Микитича.
  
  З государемъ пошел его дядюшка,
  Иван Микитич бояринъ.
  "Дай, господи, здоров был государь мой барюшко,
  а батюшко государь Филарет Никитич!"
  
  А какъ будутъ оне в каменной Москве,
  не пошли оне в хоромы в царьские,
  а пошли оне к пречистой соборной,
  а пети чесныхъ молебенов.
  
  Благословлял своего чада милого:
  "И дай, господи, здоров был православной царь,
  князь великий Михайло Федорович,
  а ему здержати царьство Московское
  и вся земля Святоруская!"

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда" (Боевик) | | А.Каменистый "Весна войны" (Боевая фантастика) | | Т.Серганова "Обрученные зверем" (Любовное фэнтези) | | Л.Лавр "Е - Гор" (Научная фантастика) | | Е.Рей "Избранница стихий" (Любовное фэнтези) | | Н.Шнейдер "У бешеных нет души" (Постапокалипсис) | | В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ" (Боевик) | | В.Старский ""Академия" Трансформация 3" (ЛитРПГ) | | В.Конте "Omega. Инстинкт борьбы" (Антиутопия) | | Triangulum "Сожённый телескоп" (Научная фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
П.Керлис "Антилия.Охота за неприятностями" С.Лыжина "Время дракона" А.Вильгоцкий "Пастырь мертвецов" И.Шевченко "Демоны ее прошлого" Н.Капитонов "Шлак"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"