Russischer Angriff: другие произведения.

Переиграть войну с японцами

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Варианты выигрыша прошедшей войны.

Aj
  

Переиграть войну с японцами

  
  На попытки переиграть Русско-Японскую войну, хотя бы на литературном фронте, я обратил внимание тогда, когда мне попалось на глаза произведение Глеба Борисовича Дойникова "Варяг". С той поры я начал почитывать произведения, написанные в жанре альтернативной истории, посвященные этой войне. Почему? Да просто потому, что мне нравится моделировать разного рода ситуации. К тому же, что командно-штабные игры в военном деле, что модные когда-то в СССР деловые игры, применявшиеся для обучения управленцев, приносят вполне ощутимую пользу.
  Естественно, что подобного рода "деловые игры" отраженные на страничках литературных произведений, иногда помогают понять: а так ли все стоило делать, как делалось в реальности? Может быть стоило принимать другие решения? Ну и конечно же всегда интересен был ответ на вопрос: а можно ли было вообще выиграть проигранные в реале сражение или войну?
  К самой Русско-Японской войне у нас интерес особый. Нынешние потомки что "белых", что "красных", прекрасно помнят те последствия, к которым привел проигрыш в этой войне. Самое интересное, что ни "белые", ни "красные" не желают ее проигрывать даже на страницах фантастических произведений. И каждый, в меру своей испорченности, предлагает свои рецепты спасения. Диапазон предлагаемых решений широк. Вплоть до засылки на этот ТВД техники и боевых частей из будущего. Последний вариант рассматривать не стоит, ибо никто таким образом в нашей истории не выигрывал ни войн ни сражений.
  Рассматривать стоит лишь те варианты победы, которые могут быть обеспечены материальными ресурсами того времени.
  
  

Превентивный вариант

  
  Почему то никто не рассматривает вариант, при котором мы просто подчиняем эту страну либо до начала реформ, либо в начальный период этих реформ. Насколько это реально? Вообще то не только реально но и дешево. Чтобы иметь представление о необходимых для этого силах и средствах, давайте глянем на события происходившие в 1852-54 годах.
  
  24 ноября 1852 года коммодор Мэттью Перри возглавил Восточно-индийскую эскадру и отправился в путешествие из Норфолка в штате Вирджиния. "Посольство" было весьма впечатляющим. В состав эскадры входило 10 кораблей: "Миссисипи", "Саскуэханна", и "Повхатан" - паровые фрегаты, парусник "Сапплай", "Плимут", "Саратога", "Македонец", "Вандалия", "Лексингтон" и "Саутгемптон" - парусные шлюпы. 11 декабря 1852 г. эскадра достигла Мадейры, 24 января 1853 г. - Кейптауна, с 10 по 15 марта корабли находились в Шри-Ланке. 29 марта, преодолев Малаккский пролив, американская эскадра добралась до Сингапура. 7 и 29 апреля американцы побывали в Макао и Гонконге, 4 мая эскадра прибыла в Шанхай, где остановилась на отдых.
  
  26 мая 1853 года американская эскадра прибыла к архипелагу Рюкю. Это государство находилось под контролем японского княжества Сацума и одновременно являлось данником Китая. Государство Рюкю, Китай, и Япония считали "своим". Через него шёл основной поток торговли между Японией и Китаем. Корабли встали на якорь в водах столицы Нахи. Перри выразил пожелание посетить резиденцию правителя-вана, замок Сюри, однако получил отказ. Тогда он высадил вооружённый десант и двинулся к замку. Государство Рюкю, которое не имело сильной армии, было вынуждено уступить вооружённому давлению.
  
  Перри, оставив часть эскадры в Рюкю, исследовал острова Огасавара и провозгласил их владением США. Однако позже это действие опротестовали Англия и Россия. 2 июля 1853 года коммодор на четырё кораблях отправился к Японии. 8 июля 1853 года ошеломлённые японцы увидели в бухте Эдо (он был административным центром сегуната) "чёрные корабли". Американцы вели себя агрессивно, пушки были многозначительно направлены на берег, корабли заняли боевую позицию. Американцы стали самовольно замерять глубину вод залива и сделали несколько выстрелов холостыми зарядами, вызвав панику в городе.
  
  Мэттью Перри во время переговоров с японскими чиновниками потребовал встречу с высоким чином, угрожая высадить десант в Эдо и собственноручно передать послание сёгуну. В это время сёгун Токугава Иэёси был сильно болен и не мог выполнять свои обязанности. Ответственность на себя взял глава японского правительства Абэ Масахиро. Японские сановники в этот момент были растеряны, они не ожидали столь сильного напора, и не смогли выработать единого плана противодействия иностранцам. 14 июля был организован приём американского посольства. Перри передал чиновникам сёгуна: письмо президента, документы с предложениями торгового договора, а также модели машин, механизмов. Японская сторона сообщила о болезни сёгуна и предложила прибыть в следующем году, когда ответ будет подготовлен. Перри согласился и сообщил, что прибудет в Японию за ответом через год.
  
  27 июля 1853 года умер сёгун, его преемником стал Токугава Иэсада. Однако он был человеком слабого здоровья и не мог вести сложные дела. Правительство Абэ Масахиро, не желая брать на себя ответственность, впервые за два столетия созвало Всеяпонское собрание с участием представителей императора, сёгуна, региональных властей и знати. Собрание должно было решить вопрос: "открыть" Японию для иностранных государств или сохранить её изоляцию.
  
  В это время эскадра Перри находилась в Гонконге. Получив известия о событиях в Японии, он решил воспользоваться удачным моментом и вторично надавить на японские власти. В феврале 1854 года американская эскадра вернулась. Американские корабли приняли боевой порядок, демонстрируя готовность напасть на Эдо, в случае отказа японского правительства подписывать соглашение. Всеяпонское собрание в это время ещё не приняло решения: чиновники сёгуна советовали подписать договор с США, а представители императора и региональные правители, на волне антииноземных настроений, предлагали сохранить прежний курс. Абэ Масахиро, взял на себя ответственность и сообщил американцам, что Япония готова установить дипломатические отношения с Соединенными Штатами. 31 марта 1854 года в селе Йокогама, неподалеку от города Канагава был подписан 12-статейный договор о мире и дружбе между Японией и США. При этом Япония взяла на себя обязательство обеспечивать американские корабли топливом, водой и продовольствием при необходимости; спасть попавшие в беду американские корабли и их экипажи; порты Симода и Хакодатэ открывались для торговли со Штатами, в них американцы получили право учредить свои консульства; Соединенные Штаты получали режим наибольшего благоприятствования в торговле. Таким образом, Япония была "открыта" мировому сообществу. Более подробные условия были 15 июня в монастыре Рьосендзи в Симоде, как 13-статейное приложение договора. Аналогичное поселение было подписано и с Рюкю.
  
  Приезд в страну первого американского консула Таунсенда Гарриса практически совпал с Второй опиумной войной 1856 - 1860 гг., когда Англия, Франция и США напали на Китай с целью превратить страну в свою полуколонию, окончательно открыть для себя китайский внутренний рынок. Поэтому в качестве первого "доброго совета" американский посол порекомендовал японскому правительству не быть строптивыми в отношениях с великими державами. В качестве примера, что происходит с несговорчивыми, был показан Китай. Японцы совету Гарриса вняли и довольно быстро подписали серию неравноправных торговых соглашений с США, Англией, Францией. Россией и другими государствами. Иностранцы приобрели в Японской империи очень выгодные таможенные льготы и право экстерриториальности.
  
  Надо отметить, что США в тот период не смогли в полной мере воспользоваться плодами победы Перри. В 1861-1865 гг. шла ожесточённая война Севера и Юга. Поэтому на первое место выдвигается Англия.
  Как видите, в указанное время, подчинить Японию не являлось непосильной задачей даже для страны, не являющейся в ту пору великой державой. Подчеркиваю: не завоевать, а именно подчинить.
  Поэтому, я рассматриваю вариант посылки эскадры Балтийского флота на Дальний Восток, с целями, аналогичными целям американской эскадры, как реальный и наиболее дешевый. Правда, чем-то пришлось бы пожертвовать. Например, не ввязываться в очередную русско-турецкую войну, которую у нас называют Крымской.
  Что могло этому помешать? Позиция Англии и Франции. Но если действовать в добром согласии с американцами, то неприятностей вполне можно было избежать. Ни нам, ни американцам не нужна была вся территория этой страны. Всего лишь пункты базирования флота и зоны влияния.
  Но и спустя десять лет, сделать это было еще не поздно:
   В 1863 Королевский Флот подверг ожесточённой бомбардировке году самый южный Японский город Кагосима в наказание за убийство там английского подданного. Была проведена и бомбардировка Симоносеки во время объединённой экспедиции Англии, Америки, Голландии и Франции.
  Все эти операции производились сравнительно небольшими силами и напоминали скорее не полноценные боевые действия, а экзекуцию. Гордые японские самураи, даже не помышляли о каком-либо сопротивлении, а лишь послушно снимали штаны и пытались получить удовольствие от сеанса насилия.
  В 1868 году возникла новая и последняя возможность такого рода. В Японии шла своя Гражданская война (Война Босин). После того, как сторонники сёгуна потерпели поражение от войск императора Японии, часть флота сёгуна с несколькими тысячами солдат и французскими военными советниками прибыла на Эдзо. 15 декабря 1868 года произошли первые в истории Японии выборы, на которых адмирал Эномото Такэаки был избран президентом новой республики.
  Республика Эдзо была никем не признана. Правда, некоторая международная поддержка у нее все-таки была. В составе ее армии и флота были французские военные советники во главе с ветераном франко-мексиканской войны Жюлем Брюне. Особого толка от присутствия этих инструкторов не было. Причина этому - элементарная нехватка времени. А ведь своевременный ввод ограниченного по численности российского воинского контингента на территорию республики, могло привести к созданию на территории Хоккайдо дружественного нам Северного Японского Государства. В той ситуации много войск и не требовалось. Хотя к тому времени у Японской империи уже была армия европейского типа, но численность ее была невелика. В частности, численность личного состава экспедиционных сил, направленных воевать против республики, не превышала семи тысяч человек.
  Интересно было то, что некоторые основания на ввод своих войск, с точки зрения международного права, у нас были. При императрице Екатерине II, в Санкт-Петербурге, когда делали так называемое "Пространственное землеописание Российского государства", картографы включили в состав империи не только все Курилы, но и остров Хоккайдо. На тот момент японцы не только не заселили его, но даже не контролировали, воюя с коренным населением на юге Хоккайдо и на севере еще более южного Хонсю. В результате экспедиции Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина в 1778-79 годах местные аборигены, айны, жившие на севере Хоккайдо, считались подданными Российской империи. Сами же Курилы были разведаны и обложены данью русскими казаками на столетие раньше, еще в середине XVII века.
  
  Александр I в своем письме японскому императору от 30 июля 1803 г. именовал жителей Курильских островов "своими подданными", что тогда не вызывало с японской стороны какого-либо возражения и тем более официального протеста. До конца ХVIII столетия Япония не проявляла интереса ни к Сахалину, ни к Курильским островам. Даже остров Хоккайдо официально считался в Японии иноземной территорией, такой, как, например, Корея.
  В 1868 году, остров Хоккайдо уже считался принадлежащим Японии, но вот лояльность местного населения своему императору была под сомнением. Дело в том, что этот остров отвоевывали те самураи, которым не нашлось места под солнцем в коренных землях Японии. Своевременная поддержка их стремления к независимости, могло иметь далеко идущие последствия.
  В результате реализации упомянутых выше вариантов, Японская империя осталась бы независимой, но зато в сильно усеченном виде. Находящаяся под русским протекторатом Республика Эдзо на севере, вассал САСШ (Королевство Рюкю) на юге. И даже английская угольная станция на островах Цусима. Такие суммарные территориальные потери могла иметь Япония к началу Эпохи Мейдзи. И была бы она (Япония) в этой ситуации государством, чье значение во всех мировых раскладах не превышало значения Персии.
  Но ради такого результата, правительству России нужно было чем-то пожертвовать. Отказ от намерений водрузить православный крест над Царьградской Софией, экономил для страны множество сил и ресурсов и не приводил к конфронтации со всеми европейскими странами в самый неподходящий для нас момент. А вот дележ Японии мог происходить при полном согласии заинтересованных в этом сторон. Тут главное было не жадничать при раздаче сережек всем сестрам. Чем больше набежало бы сестер, тем лучше для нас. Во всяком случае голландская или итальянская ВМБ в Нагасаки никакой угрозы для России не несла.
  Что еще можно тут добавить? Республика Эдзо, будучи поставленной под наш контроль, могла стать центром притяжения всех недовольных властью микадо. А такие в Японии были. В 70-х годах 19 века, страну потрясла серия мятежей, которые поднимало нетитулованное привилегированное сословие (сидзоку). Сословие это было весьма многочисленным: В 1873 году к сидзоку принадлежали около 410 тысяч семей (более 1,89 млн человек). Попытка правительства уравнять сидзоку в правовом отношении с простонародьем, как раз и спровоцировало их на восстания против существующей власти.
  1874 год - Восстание в Саге. Численность повстанцев составила 11 тысяч человек.
  1876 год - Восстание Лиги камикадзе. Оно было совсем незначительным, всего 174 участника. Чуть больше, порядка 200 человек приняло участие в восстание в Акидзуки. И столько же было участников восстания в Хаги.
  Все эти восстания и мятежи сравнительно легко подавлялись, но в 1877 году грянуло по-настоящему; произошло крупнейшее и последнее выступление самурайской радикальной оппозиции против правительства времён реставрации Мэйдзи. На этот раз число повстанцев составило порядка 30 тысяч человек и на подавление их сопротивления потребовалось потратить девять месяцев. И это при том, что против них действовала 58 тысячная армия и 19 кораблей Императорского флота.
  В этих условиях, Наличие на острове Хоккайдо пророссийского государственного образования, давало возможность всем недовольным в случае неудачи, приобрести убежище. А ушло бы на север весьма много людей. Что конкретно это давало России? Союзный нам воинский контингент в нужном месте и в нужное время. Из осевших на Хоккайдо беглецов-сидзоку, можно было сформировать иррегулярное войско типа казачьего. Через одно-два поколения, эти люди смотрели бы на жителей имперской метрополии не как на дорогих родственников, а как на мерзких извращенцев. А если к этому добавить христианизацию? Японские оппозиционеры вообще то частенько принимали христианство. И вовсе не потому, что истово верили. Просто любому оппозиционному движению в странах Дальнего Востока, необходима в качестве знамени своя религиозная или философская система. Было время, когда знаменем мятежа послужила католическая вера. Православие могло сыграть аналогичную роль. Так что давить японские паровозы тогда, когда они еще были чайниками, возможность была. Просто у нас не догадались вовремя это сделать.
  

"Союз неодолимой силы"

  
  Эти слова принадлежат баварскому генералу Карлу Хаустхофферу. Высказанная им идея заключения стратегического союза между Германией, Россией и Японией не получила при его жизни популярности ни в одной из указанных стран. Сейчас же, идея эта имеет сторонников в основном в России. Не стоит объяснять почему. И так всем и все понятно. Ну а мы рассмотрим эту идею как возможность предотвратить военные конфликты между Россией и Японией.
  Причиной для заключения с Японией сравнительно равноправных договоров послужили начавшиеся в ней реформы. В том числе и реформа армии. И если во время Войны Босин Японию можно было поставить на место с помощью небольшого отряда современной для того времени армии, то после окончания этой войны, подобные фокусы уже не проходили. Императорская армия превратилась в серьезную силу. Достаточно посмотреть на динамику роста ее численности:
  
   1873 - 32.000 человек (в составе), 50.000 (запас)
   1894 - 96.000 человек (в составе), 150.000 (запас)
   1903 - 155.000 человек (в составе), 350.000 (запас)
   1904 - 325.000 человек (в составе), 450.000 (запас)
  
  И получается, что России теперь приходится с Японией только договариваться. А ведь кроме Императорской армии, имелся еще Императорский флот. К концу Войны Босин в его составе было девять кораблей с паровым двигателем из которых один был броненосцем. Не впечатляет? На первый взгляд - мизер. Но это смотря с кем сравнивать. На тот момент в этих водах не было ВМС мощней японских. Уже это позволяло стране стать ценным союзником для того, кто пожелает с ней дружить. А таких нашлось много. Японцам оставалось только все тщательно взвесить и сделать окончательный выбор. Вот они и выбрали. И выбор был не в нашу пользу. Стоит понять, почему так произошло.
  Если бы в мире все зависело только от японцев, то они вообще ни с кем не стали бы дружить. Почему? А давайте для начала рассмотрим такую вещь, как открытость страны или общества. Наши либералы очень любят об этом поговорить, подразумевая при этом, что без этого невозможен никакой прогресс. К этой мысли они пришли не самостоятельно, а с подсказки своих западных учителей. В качестве доказательства верности этой мысли, они приводят в пример историю Японии и Китая. Мол, пока страны придерживались политики изоляционизма - были отсталыми. Стоило пошире распахнуть двери - прогресс попер! При этом они помалкивают о том, что политика изоляционизма не мешала развитию США, а открытость довела Китай до катастрофы.
  На максимальной открытости нашего общества, они настаивают и сейчас. Мол если ее не будет, то ни компьютеров, ни космоса нам не видать, а пармезан с хамоном придется покупать из под полы.
  Суть политики открытости состоит в том, чтобы двери вашего дома были постоянно открыты для всех в любое время, а в ваш письменный стол и сейф мог заглянуть любой желающий. В ответ на это вам обещают принести учебник по секретной физике и пару негров для подселения.
  Но стоит вам попытаться нанести ответный визит уже в их дом, как сразу выясняется, что он оборудован приборами наблюдения и сигнализацией, двери закрыты на замок, а при попытке войти без разрешения, хозяин немедленно вызывает полицию или разряжает по вам свой верный дробовик.
  Все это японцы и китайцы поняли еще в 17 веке и потому стали запираться от нежелательных гостей. В ответ белые люди, в 19 веке вышибли двери в их доме, набили хозяевам морды, поселили в их доме соглядатаев, забыв при этом принести обещанную ранее книжку.
  Так или иначе, но японцам пришлось смириться с неизбежным злом, но случившееся послужило для них уроком. Поэтому на белых людей, они отныне смотрели как на опасных и хитрых тварей. Делать различие между различными племенами "западных варваров" они не собирались, но использовать их достижения сочли полезным. Именно поэтому они начали реформы.
   Япония не для того проводила реформы по европейскому образцу, чтобы быть чьим-то "послушным холопом". У них были и свои цели. Какие? В то время в Японии существовали две установки: Сонно дзёй, что значит: "Верность императору, повержение варваров" и Вакон ёсай - "Восточная этика, западная наука". То, что ради этого приходилось на первых порах переступать через собственную гордость, рассматривалось как неизбежная плата за обретение вполне конкретных благ. Да и не сильно их это расстраивало. Ведь они вполне серьезно считали, что имеют дело не с людьми, а с опасными, тупыми и самодовольными зверями. Такому зверю, которому сперва приходится ласками притуплять бдительность, а уж потом, выбрав удобный момент, вонзить нож в сердце. Обычная охотничья уловка, не более того. Домашних свиней тоже, сперва ласкают, потом режут.
  Зная это, можно понять, что если Япония и вступит с кем в союз, то это все ненадолго. При первой же возможности она без колебания расторгнет этот союз. Ну а про дружбу и говорить не стоит. Как только от "друга" не станет никакой пользы - развод и девичья фамилия. А до этого, вся дружба только за деньги! Ну а про дружбу или союз с Россией и говорить нечего.
  Чтобы это понять, достаточно посмотреть на то, в чем нуждалась эта страна и чем могла ей помочь Россия.
  Любые реформы требуют колоссальных денежных вложений. Могла ли Россия помочь Японии кредитами? Вопрос излишний. Международным кредитованием в сколь-нибудь заметных размерах, ни государство, ни частный капитал у нас не занимался. Правда, кое-какое финансирование по государственной линии "бедных" балканских "страдальцев" от турецкого ига производилось. Толку от таких "инвестиций" не было. Сербский монарх не мог на них даже как следует в казино поиграть. Выяснив, что эти жалкие подачки все, на что способна Россия, маленькие но гордые наши братья решили, что европейцами быть выгодней и повернулись к России задом.
  Японская аристократия в казино деньги не просаживала, но это не значит, что ей требовались мизерные суммы. Все-таки заводы и фабрики вместе с университетом и армией стоят дорого. Поэтому японцы пошли на поклон к тому, кто мог дать взаймы нужную сумму. То есть, к европейским финансистам.
  Ладно, дать японцам так необходимые им кредиты мы не сможем. Хрен с ним, с кредитами. Но может быть мы на эти кредиты построим японцам промышленность? Сразу вопрос: а из чего? С постройкой заводских корпусов справились бы и древние египтяне. А с промышленным оборудованием как дела обстоят? А никак. Сами для своих нужд завозим из тех мест, где и японцы отовариваются.
  А как быть с поставками вооружения? Тоже никак. С конструированием отечественных систем вооружения у нас полный пролет. Между 1891 и 1927 годами, наши оружейники не сумели выдать ни одного серийного образца даже стрелковки, не говоря уже про отечественные системы тяжелого вооружения. Куда ни глянь, сплошные англо-французские и бельгийские образцы. Русского оружия кроме трехлинейки Мосина в природе не существует. Сплошные Максимы с Наганами, Шнейдеры с Крезо, да Виккерсы с Армстронгами. Да и трехлинейку сперва не могли самостоятельно производить. Первые 500 тысяч винтовок пришлось во Франции заказывать.
  Но ведь мы производили боевые корабли! Производили, но не 100% потребного. Где-то половина боевых кораблей нашего флота построены на заморских верфях. Почему так? А потому, что не хватало мощности отечественных верфей. Так что заказывать у нас корабли было делом бесполезным. Не осилим мы этого! Но и то, что мы строили сами для себя, было только отчасти отечественным. По сути дела мы строили только корпуса для кораблей. Вся "начинка" - импортного происхождения.
  При такой ситуации, никто не станет связываться с Россией. Вот Англия - это да! Боевые корабли любых классов печет как пирожки. Да и Америка не сильно от Англии отстает. Не нравятся англосаксы? Хорошо, можно и у немцев с французами заказ разместить. Ну и если уж совсем припрет - есть итальянцы.
  Но ведь Россия великая сырьевая держава! А Япония так нуждается в этом сырье! Ну что же, рассмотрим вариант сырьевого бантустана. И тут ничего не выходит. В недрах наших есть всякое сырье и в серьезных количествах. Вот только промышленность наша покупает почему-то часть сырья за границей. И у кого? У стран, которые и близко не имеют такого богатства как мы. Правда, все это есть в их колониях. Вот тут и видна разница между ними и нами. У развитых европейских стран, добыча и переработка сырья уже налажена, а у нас еще конь не валялся. Настоящей сырьевой независимостью мы стали обладать только к 60-м годам двадцатого века. Да и то, прежде чем этого достигли, пришлось потратить 40 лет времени и трудиться в стахановском темпе. Так что к началу 20 века, можно смело считать, что сырья, интересного для японцев у нас не было.
  Продовольственная помощь? Ага! При периодических голодовках собственных крестьян, не вредно мечтать о насыщении пищей иностранных поданных! Обратите внимание на то, что в России голодают КРЕСТЬЯНЕ! Плакать не хочется? Те кто должен по идее кормить страну, сами себя прокормить не могут! А кто их кормит в голодные годы? Вы можете смеяться или плакать, но в голодные годы, совестливая часть нашей интеллигенции, сбрасывалась деньгами и где-то закупала хлеб, чтобы спасти людей от голодной смерти. И кстати, этим только хуже сделала.
  Что еще мы могли предложить? Военный союз? А толку японцам от него? О реальной военной мощи России можно было ничего не говорить. Японцы прекрасно видели, чего она стоит, на примере того, как мы осуществляли защиту своих Дальневосточных рубежей при Александре Втором. А ситуация тогда сложилась нехорошая. Она прекрасно описана в книге "Трагедия капитана Лигова". Российские владения на Дальнем Востоке грабили все, кроме самых ленивых. Зоной грабежа являлась вся территория между Чукоткой и Кореей. В книге рассказано о непростой истории становления отечественного китобойного промысла. Что меня поразило, так это то, что право на добычу морского зверя в собственных территориальных водах, Российской Империи давала Норвегия! Могла разрешить эту добычу, а могла не разрешить. Как правило не разрешала. А послать их подальше было нечем. Редкие в этих водах русские военные корабли не могли поспевать всюду. К чему это приводило? А к тому, что целые флотилии иностранных браконьеров устанавливали тут свои правила поведения. Они топили и брали на абордаж русские промысловые корабли. Они высаживались на берег и нагло грабили стойбища инородцев и русские поселения. Ну а в случае оказания сопротивления, не брезговали творить геноцид.
  Все, что я описываю, есть результат правления Александра II Освободителя. Кибальчич и Перовская, организовавшие и осуществившие его убийство, ей богу заслуживают благодарности потомков за этот справедливый акт возмездия. Проживи этот "Освободитель" дольше, я даже боюсь себе представить, что бы он еще натворил. Тут дело не только в родном для меня Дальнем Востоке. Не было в истории России царя, который сумел бы нанести ей столько ущерба. Сменившие его на престоле Александр III и Николай II честно заслужили и свою долю критики, и свою долю проклятия. Но им пришлось разгребать то, что натворил их предшественник. Ликвидацией нанесенного "Освободителем" ущерба, они занимались вплоть до 1917 года. А окончательно старые завалы разгребла уже Советская власть где-то к 1945 году.
  Защиту наших дальневосточных рубежей сей царь решал оригинальным образом. Опасаясь, что не получится удержать Аляску в случае наезда англичан, он подарил ее за малое вознаграждение американцам. Пусть мол теперь у них голова о ней болит! Но это известный пример. Гораздо меньше известна история передачи японцам Курильских островов. Их подарили нищей и слабой Японии аккурат накануне очередной Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Предлог аналогичный: если злые англичане захотят ими завладеть, то мы не в силах будем их отстоять. А посему, пусть япошки с ними мучаются!
  Странно получается. У этого царя нашлось полмиллиона солдат и деньги для освобождения от власти турок "братушек", которым под турками всяко лучше жилось, чем русским под русскими. Но вот найти пятьдесят тысяч солдат для того, чтобы поставить на место борзеющих японцев... А они борзели. Вы как знаете, но у меня возникли смутные подозрения, что этот царь был ненастоящий!
  Ну а теперь суммируя все то, что я тут изложил, решите сами: стали бы вы заключать союз с такой несерьезной державой как Россия? Именно с такой, какой она стала при трех последних царях. Ну разве что как с поставщиком "пушечного мяса". Правда, на это японцы надеяться не могли. Тут их французы опередили.
  Стоит добавить, что как союзник, японцы тоже были не ах. Все те союзы, которые они заключили в своей истории, они неизменно расстраивали, как только считали, что получили от союзника все, на что можно было рассчитывать. В итоге, к началу Второй Мировой войны они не имели в Восточном полушарии ни одного сильного союзника. За что и поплатились.
  А общий вывод: предотвратить Цусиму и Порт-Артур с помощью заключения стратегического союза с Японией не вышло бы ни при каких раскладах.
  
  

Флот

  
  Я обратил внимание на одну замечательную закономерность: авторы-альтернативщики пытаются выиграть эту войну с помощью сражений на море. А правильно ли это?
   С одной стороны все выглядит логично. Япония - это островное государство. Пока цел ее флот, никто не может даже мечтать о вторжении на Японские острова. Пока цел ее флот, ее армия, действующая в Манчжурии, исправно снабжается всем необходимым. И наконец, пока цел ее флот - народное хозяйство не испытывает нужды в привозном сырье и готовых изделиях. Все это так. Но есть одно но. У нас как раз, на этом театре военных действий никакого флота в тот момент не было. Впрочем, Даже у "Владычицы морей", Англии, тоже не было в тех водах флота, равно как и у Германии с Францией. Флот был только у Америки и у Японии. Остальные "игроки" - это по сути своей "голые короли". Почему так? Сейчас попробую объяснить.
   Начну с того, что наш Черноморский флот, за всю свою историю, уничтожался многократно. И по итогам неудачного для нас Прутского похода, и по итогам войны 1734-38 годов, и по результатам Крымской и Гражданской войн. Кораблей при этом мы теряли в разы больше чем при Цусиме. А катастрофических последствий для России при этом не было. В чем дело?
   Давайте уясним, что такое флот. Знатоки мне скажут, что это не только корабли, но и пункты базирования, и система снабжения, и система подготовки кадров. И я с этим соглашусь. Но вот о чем обычно умалчивают, флот - это еще система восполнения потерь. Без Питерского судостроительного комплекса, невозможен Балтийский флот. Без судостроителей Николаева - невозможен Черноморский флот. И это правильно! Пополнять корабельный состав флота, нужно на месте, а не гонять корабли вокруг Земного Шара. Такое даже в мирное время очень трудно, а в военное вообще неприемлемо. В военное время, чтобы пополнить или усилить Первую Тихоокеанскую эскадру кораблями Балтийского флота, их нужно отправлять в поход целой эскадрой. И неважно, каким путем ты идешь на соединение, противник обязательно постарается не дать вам соединиться. А это бой с неизвестным заранее результатом. При всем при том, что у японцев есть возможность быстро собрать свои силы в кулак, а у тебя эскадры разделены. И если первая эскадра, может подготовиться к бою на своей базе, то второй эскадре придется готовиться на ходу. С тяжелыми для себя последствиями. Что на практике и подтвердилось.
  Вывод: флот возможен лишь там, где есть соответствующая индустриальная база. Для Черноморского и Балтийского флотов, такой базой была вся тяжелая промышленность Европейской части России. Плечо подвоза всех необходимых для этих флотов промышленных изделий, было вполне приемлемым, а транспортная сеть более-менее развитой.Поэтому, уничтожение противником даже всех наших кораблей на Черном или Балтийском морях, еще не означало уничтожения флота. Все, что необходимо для постройки новых кораблей, находится рядом и не разрушено, и не потеряно. А вот Дальний Восток... Ни серьезного судостроения, ни такого же судоремонта, ни артиллерийского производства. Взрывчатку, порох, боеприпасы, броневые плиты, энергосиловые установки, минно-торпедное вооружение... - все нужно везти через весь континент. А Транссиб - это отдельная, не слишком веселая история.
  Значит, без индустриализации Востока России, о Тихоокеанском флоте можно не мечтать. А что у нас было? Иногда мне кажется, что старое воровское изречение о том что "Грамота фраеру только вредит", вполне справедливо в отношении наших царей. Скажите на милость, что за образование было у Петра Первого? По советским меркам - всего три класса начальной школы. Тем не менее, приступая к постройке любого из флотов, хоть Воронежского с Каспийским, хоть Балтийского, сей царь действует строго по науке. В первую голову строятся верфи, артиллерийские заводы, канатные фабрики, ткацкие мануфактуры и учебные заведения. Скажете, что это не сам Петр сообразил, а советники толковые попались? Соглашусь! Но галочку все-таки поставлю: три класса образования, не мешают человеку прислушиваться к рекомендациям специалистов и правильно их оценивать.
  Берем Екатерину Вторую. У нее с образованием тоже проблемы были: неоконченное среднее. Сталинская семилетка, если на современные деньги оценивать. Но и здесь виден грамотный подход. Прежде чем затевать войну на Черном море, предварительно строятся предприятия судостроительного и военно-промышленного комплекса. И все это поближе к месту событий.
  И тут ставим галочку в личном деле: семь классов образования, вполне достаточно для принятия правильных решений.
  После Екатерины, цари у нас пошли сплошь образованные. Даже чересчур грамотные. Царское образование - улучшенная версия стандартного высшего образования. А эффект? Тихоокеанский флот затеяли создавать без всякой опоры на берег. Ну не считать же такой опорой Порт-Артур и Владивосток!
   Порт-Артур и Владивосток, даже в мирное время не годились играть роль главной базы флота. И даже как пункты базирования они были плохи. Самое большое, на что они тянули, так это на роль угольных станций. Любители истории знают, с какими трудностями столкнулись моряки, когда потребовалось исправление серьезных боевых повреждений у крупных надводных кораблей. А ведь есть еще такая вещь, как износ механизмов корабля и аварии. В общем, даже без крупных боев, эскадры просто бы "износились" до полной потери боеспособности. Японцам стоило только проявить терпение и выдержку. Любая длительная активность на море гарантировано превращала Первую Тихоокеанскую эскадру в сборище инвалидов, даже без всяких боев.
  С Порт-Артуром вообще у меня полное непонимание. Что в нем такого нашли наши и японцы? В эпоху парусного флота он может быть и сгодился в качестве главной базы флота, но к 1904 году все изменилось. Броненосцы и броненосные крейсера могли выйти на внешний рейд не во всякое время. А ведь близилась дредноутная эпоха, которая окончательно обесценит Порт-Артур в качестве базы линейных сил флота. Показательно, что японцы, взяв наконец так желанный для них город, не стали его использовать как базу своего флота. СССР же, когда вновь получил в свое распоряжение эту базу, то присмотревшись к ней, не стал за нее цепляться. Пришло время и город без сожаления вернули китайцам.
  В этом плане, Владивосток был намного перспективней. Единственный его недостаток в сравнении с Порт-Артуром - это замерзающий порт. Эта особенность Владивостока, позволила бы японцам произвести высадку десантов в Корее без всяких помех с нашей стороны. Им даже предварительный удар по главным силам нашего флота не требовался. Льды надежней чем японские торпеды держали бы нашу эскадру. Но и тут не все было безнадежно. Учитывая, что в ту пору ледоколы уже существовали, то ледовое поле переставало быть проблемой. В 1908 году, Владивосток обзавелся ледоколами и проблема выхода кораблей в зимнюю пору перестала волновать наших моряков. Но судоремонт все-равно оставался узким местом у моряков-тихоокеанцев. Те же броненосцы приходилось в мирное время гонять для ремонта на Балтику.
   Поэтому, мечты о генеральном сражении, как о способе поправить свои дела, придется отложить. В той ситуации, благоприятных условий для него не будет. Что тогда делать? Ослабить противника удачными набеговыми операциями? Теоретически, так можно выбить весь японский флот. Но только теоретически. Даже используя для планирования боевых действий свое послезнание, вы мало чего добьетесь. Ведь это уже затяжная война. А у японцев есть то, о чем вы можете только мечтать - собственная промышленность под боком. Конечно, серьезного судостроения у них еще нет, но судоремонт уже развит. Устранять боевые повреждения и поломки кораблей, для них намного проще, чем вам. К тому же, все недостающее они получат с помощью морской торговли. В итоге, численное превосходство на море, будет всегда за ними. А у вас будет постоянно увеличиваться количество утративших свою боеспособность кораблей. И что тут делать?
  
  

Рейдерские операции

  
   Здесь тоже все выглядит просто и логично. Япония сильно зависит от ввоза разного рода товаров. Если заняться уничтожением ее морской торговли, то это поставит ее экономику на грань краха. Вроде бы все логично. Но есть одно но: вы не единственная заинтересованная сторона. За вашей схваткой пристально наблюдают серьезные игроки. И эти игроки вовсе не беспристрастны. Ведь Япония полезла в драку с Россией не сама по себе, а заручившись поддержкой серьезных держав. Не будь этого, у нее и флота серьезного не появилось бы. Я про английскую и американскую скрытую поддержку. Именно эти страны и поставляют Японии по морю все необходимое для войны. И не за "спасибо", а за деньги. Тратить свои деньги, не получив хорошей отдачи от результатов этой войны, они не намерены. Именно они дают японцам кредиты. Именно они поставляют японцам все необходимые материалы комплектующие изделия и готовые корабли. А еще они осуществляют транспортные перевозки на своих кораблях. Так что беспристрастными наблюдателями они не будут.
   Допустим, вы уничтожили японский торговый флот. Это вам простят, хотя и не одобрят. Наверняка поднимут в газетах вопль о каких-нибудь несчастных японских девочках, утопленных пьяными русскими казаками посреди Тихого Океана. Это еще не беда. Беда в том, что основной объем перевозок выполняют корабли "нейтральных" стран. Альтернативщики, в своих мечтах лихо борются с военной контрабандой, но упускают из виду возможную реакцию этих "нейтралов" на подобные действия.
   Во-первых, что вам доступно? Остановить "купца", высадить досмотровую партию, осмотреть груз и документы на него. Если порт назначения находится в Японии, а груз имеет явно военное назначение - конфискуете и груз, и корабль. Все просто? Нет! Совсем не просто! Вот что по этому поводу пишет в своей "Расплате" капитан I ранга Семенов В.И., участник той войны:
  
   "Об этих крейсерах мы слышали еще в Порт-Артуре. Там рассказывали (Бог весть, из каких источников), что приобретены лучшие пароходы Hamburg-America-Linie, что они со дня на день могут появиться в Китайском море и в Тихом океане на путях, ведущих в Японию. Один слух о возможности их появления оказал огромное влияние на повышение фрахтов. Вскоре, однако же, все эти разговоры сошли на нет...
   Любопытно отметить тот факт, что французы ожидали от наших вспомогательных крейсеров именно той деятельности, которую в своих мечтах приписывали им артурцы.
   - Tenez, mon commandant! - горячился в разговоре со мной старший помощник. - Вот я - моряк коммерческого флота. Охотно возьмусь везти что угодно и во Владивосток, и в Порт-Артур. Но ведь не буду же я таким идиотом, чтобы, выходя из Марселя, иметь мои документы на блокируемые порта! Неужели поблизости к ним не найдется порта, а в этом порте торговой фирмы, которой можно было бы адресовать мой груз? Да на самом моём пароходе никто, кроме меня, не знал бы об истинном нашем назначении! Мои помощники, мой экипаж могли бы с чистой совестью, под присягой, показывать, что мы непричастны к военной контрабанде! Не говоря уже про документы! - ни одной компрометирующей бумажки!.. Вы скажете: - А военные припасы? Пушки? - Какой вздор!.. Почему я не могу везти все это в Кьяо-Чау по заказу германского правительства?.. (Конечно, если германское правительство обещает содействие.) Несомненно, что так и поступают те, которые везут военную контрабанду в Японию... Контрабандистов надо ловить на последнем марше к порту назначения. Тогда - нет отговорок. Дело ясно. Но задерживать их за тысячи, даже за десятки тысяч миль от цели их плавания... Это - безумие! Это - полное отсутствие самого элементарного представления о крейсерских операциях!.. Ничего не выйдет, кроме недоразумений, и, простите, обидных для России недоразумений!..(Так и случилось в эпизоде с пароходом "Малакка".)"
  
   Вот так, лови их у порта назначения! А там тебя японские боевые корабли прекрасно встретят! Но не забывайте о том, что эти правила установили вовсе не вы. Как бы безупречно с точки зрения Морского права вы не поступили, вашим действиям будут давать оценку наши "заклятые друзья". Естественно, они их оценят как пиратские. А вы что думали? Ждать объективности от торгашей, которые терпят по вашей милости убытки? Любое ваше действие, они истолкуют к своей пользе. А там и дипломатические скандалы и санкции, и даже направление в зону ведения боевых действий соответствующих флотских соединений. Впрочем, ваше собственное начальство, остановит вас еще раньше, стоит только ему понять, что играть в подобные игры, позволено только джентльменам. А царь-батюшка, увы, не джентльмен. Рылом не вышел! Вот вам и причина неуспеха крейсерской войны. Даже немцы, имеющие мощный флот, быстро перестали играть по шулерским правилам и начали топить всех без соблюдения этих формальностей. Но им уже деваться было некуда, итак уже поссорились со всеми, с кем только можно. А нашим политикам еще есть что терять, поэтому беспредельничать они вам не дадут. Итак, генеральное сражение, набеговые и рейдерские операции мы можем смело исключать из списка реальных способов достижения победы в этой войне. Десант на территорию противника? А что у нас для этого есть? Я не стану даже рассматривать вопрос о фактическом наличии необходимых для этого транспортных средств. Армия не планировала такие десанты, ну и флот соответственно на них болт забил. Но даже если бы такая нужда и возникла в ходе войны, флот все равно был не в силах прикрыть приморские фланги своих войск. Да и поддержать армейцев огнем своих орудий моряки вряд ли бы сумели. Почему я так думаю? Когда эскадра в Порт-Артуре оказалась в зоне досягаемости огня японской артиллерии, то флоту и ответить на этот огонь было нечем. Добить то моряки могли, только чем стрелять? Бронебойными снарядами? Вот и пришлось флоту, не смотря на наличие серьезных калибров попытаться сбежать во Владивосток, бросив на произвол судьбы сухопутчиков. Не вышло, потому пришлось топиться. И какова тогда роль флота в защите крепости? Чем он ей мог помочь? Не будь его, хуже бы не было. Но ведь защищали Порт-Артур ради флота! А может быть ну его и флот и Порт-Артур?
  
  

А какая польза была от флота?

  
   Странный вопрос! Любой любитель корабликов знает, что без флота никуда. И даже соответствующие слова Петра Первого об этом процитирует. Но давайте глянем на эту ситуацию по-другому. Флот воюет не сам по себе, а во взаимодействии с армией. Причем, сухопутные войска определяют исход войны, а флот лишь на подхвате у них.
  Лучше всех такие вещи были понятны англичанам. И вот почему. Англия на протяжении веков принимала активное участие в основных конфликтах между европейскими державами. Боевые действия, в которых англичане принимали участие, происходили вовсе не на территории их страны. Островное положение в этом играло немалую роль. Поэтому на выбранный стратегами театр военных действий, армия добиралась по морю. Уже поэтому ее много чего связывало с флотом. Но попав на войну, английский солдат твердо знал: между ним и родным домом огромные морские просторы и в случае поражения, только флот его может вернуть назад. Флот был единственным мостом, который связывал армию с метрополией. По этому мосту шло все необходимое для успешного ведения боевых действий: пополнение, вооружение, боеприпасы, амуниция... Ритмичность этих поставок как раз обеспечивал флот. А это непростое дело, особенно в условиях активного противодействия противника. Поэтому борьбе на морских коммуникациях англичане уделяли огромное внимание. Логика простая: генеральное сражение флотов, это конечно прекрасно, но от вовремя доставленной овсянки толку больше. Понимая это, английские моряки без колебаний шли на подвиг, защищая свои конвои. Вбитая в головы всеми имеющимися средствами понимание важности этих миссий, заставляла их вести бой до последнего снаряда. То, что даже последний выстрел может принести победу, им внушалось с самого первого дня службы. Не меньше внимания уделялось и борьбе с десантами противника. Тут уж стремление перехватить десант на подходе, не обращая внимания на то, что шансов на долгую и счастливую жизнь не будет - достойно особого уважения. Все это рождало доверие армии к своему флоту. Правда, про эти подвиги солдаты могли узнать только из газет да по косвенным признакам. Именно поэтому заслуживает особой похвалы привычка лордов Адмиралтейства иметь в любом судоходном водоеме хоть какую-то вооруженную посудину. И использовались они не только для снабжения сухопутных войск. В самой отчаянной ситуации, моряки всегда приходили на помощь попавшим в беду сухопутчикам. Стоило армейцам оказаться прижатыми к морю, озеру, реке, как довольно быстро являлись к месту боя корабли и меняли всю ситуацию к лучшему. Противник сразу оказывался под огнем флотских калибров, а в добавление ко всему, с диким ревом: "Здесь флот!" по нему наносила удар корабельная пехота. Но даже когда все пропало и армию приходилось срочно эвакуировать под жесточайшим огнем противника, теряя при этом ценные корабли, английские моряки все-равно работали до конца, стараясь никого не оставить на произвол судьбы.
  Благодаря такому подходу, английская пехота считала, что флот ей нужен. И ни один англичанин не сомневался в том, что тратить свои кровные на боевые корабли, нужно не только из престижных соображений.
  У нас сложилось все как-то иначе. Будучи державой континентальной, мы не испытывали особой нужды в морских перевозках. Все линии снабжение что армии, что населения были либо сухопутные, либо речные. Именно поэтому, речной флот у нас был всегда, а без морского страна веками обходилась и ничего, не пропадала. По большому счету, наша армия не нуждалась в военно-морских силах. Если не согласны со мной, то приведите тогда в качестве примера хоть один случай, когда мы осуществляли по морю переброски войск, сравнимые по масштабу с такими же перебросками у англичан. В большинстве случаев, наша армия попадала на войну по обычным дорогам или по речным путям. И пока не наступила ракетно-ядерная эпоха, никому кроме купцов наш флот был не нужен. Русско-Турецкая война например, шла без участия Черноморского флота. Я знаю, что моряки черноморцы без дела не сидели и суетились как могли. Но ни один из армейских командиров не сетовал на отсутствие флота и не проклинал моряков за неудачные действия на море. О чем это говорит? Что есть на Черном море флот, что нет его, армии от этого ни жарко, ни холодно. Она и так дошла до окрестностей Царь-Града и моряков о помощи ни разу не просила. Короче, моряки там нужны только сами себе. А вот на неразвитость дорожной сети, армейцы жаловались. Возьмем Балтику. Опыт войн показал, что для взятия Берлина или Парижа, равно как и для угрозы Стокгольму, флот нам не требовался. Гангут и Гренгам? Не смотря на то, что эти сражения происходили на море, захват и уничтожение вражеских кораблей производили обычные армейские части. Скампавеи, на которых они добрались до врага, с таким же успехом могли принадлежать и инженерным войскам. Моряки конечно со мной не согласятся и будут говорить про некий "эффект присутствия". А толку от него? В 1855 году Черноморский флот пришлось топить, потому, что ему угрожала вражеская армия. И в 1918 году тоже самое происходило. И в 1941-42 годах он был загнан к черту на кулички самой обыкновенной пехотой. На Балтике было тоже самое. Вермахт и Люфтваффе загнали КБФ в Маркизову лужу без особых проблем. В 1944-45 году, РККА тоже самое проделала с Кригсмарине. Так может быть флот нам совсем не нужен был? Нужен! Но только там, где проходили жизненно важные для нас коммуникации. Я имею в виду боевые действия в Заполярье и действия речных и озерных флотилий. Вот где флот был нам жизненно необходим.
  Дальний Восток в этом плане тоже интересен.. Транспортная связь со многими пунктами на побережье могла осуществляться только по морю. Велика была роль морских промыслов для успешного развития, да и самой жизни этого края. То есть, морской транспорт и промысловый флот так и напрашивались. Ну а для его защиты и военный флот просто обязан был возникнуть. Но коль он у нас возникнет, то какие задачи ему нужно ставить?
  Учитывая островное положение враждебной нам державы, задачи по срыву японских и обеспечению своих десантных операций, возникали естественным образом.
   Конечно, без господства на море, их не высадишь на Японских островах, но такая задача перед армией и не ставилась. Ее задачей была защита влияния России на территории Манчжурии. А для этого флот должен был не допустить появления в Манчжурии сильной японской армии. А этого не произошло. Японцы сумели решить проблему беспрепятственной высадки десантов двумя способами:
   - Высадку произвели на территории "нейтральной" Кореи.
  - Превентивным ударом, нейтрализовали эскадру в Порт-Артуре. Практически заблокировали ее. А потом еще и сам Порт-Артур осадили, вынудив наших моряков самим уничтожить свои корабли.
  За всю войну, ни один японский десант так и не был флотом сорван. А срыв морских перевозок? Японцы беспрепятственно снабжали свою армию всем необходимым. Так что был там флот, или его совсем не было, армии от этого было ни жарко, ни холодно. Ей под Шеньяном или Мукденом японские корабли не угрожали. Так что можно было на море войну нам и не вести. Да и эскадры на Дальний Восток не отправлять. Толку то от них! Одни затраты! Кстати, о затратах. Все предлагаемые альтернативщиками меры, по повышению боеспособности флота, имеют один недостаток: их не одобрит граф Витте. Только не спешите обвинять графа Полусахалинского во всех смертных грехах. Он тут не при чем. Все дело в финансах. Денег на флот у России не было. Посмотрите на эти цифры:
  
  

ЗАТРАТЫ НА РЯВ:

  
   Планировались - 1 млрд руб.
   Фактически - 2.3 млрд руб.
  
   Имелось:
  
   Золотой запас - 1.7 млрд руб.
   Рост госдолга: с 6.6 до 8.7 млрд руб.
   Народный доход - 4 млрд руб/год.
  
   А теперь взгляните на структуру бюджета, его расходную часть:
  
  
  

Правительственные расходы, 1900 -1913 (млн руб.)
  
   []

  
   Сравните бюджет огромной армии и небольшого флота. Флот пожирал денег немало, армии такое финансирование даже не снилось. Зато флот баловали от души! И каков от него оказался толк? Прикол в том, что и этих денег было недостаточно. На корабли и береговую инфраструктуру денег еще наскребли, а вот на боевую учебу - нет. А вы предлагаете еще большие затраты! Безусловно, меры технического плана вы предлагаете правильные, но "Где деньги Зин?"
  Итак, чтобы потянуть расходы на эту войну, пришлось французам в ножки кланяться. А толку? Война то проиграна! Пришлось и французам долги выплачивать и победителям-японцам выплачивать контрибуцию. Каждый пятый рубль из бюджета, стал идти на обслуживание долга. Вот вам и последствия! Более того, вы не забыли о том, что флот нужно снабжать всем необходимым? А это необходимое нужно везти аж с европейской части страны. Но Транссиб не резиновый! Пропускная способность его весьма ограничена. И если мы везем боеприпасы для корабельной артиллерии, значит мы недовозим снаряды армии. Она ведь потребляет совсем не тот боеприпас! Ну кому нужен морской двенадцатидюймовый снаряд? У армейцев и калибров таких нет.
  В общем, как ни крути, но не развив должным образом Дальний Восток, не создав там индустриальной базы, держать там флот не только бесполезно, но и вредно. Уж лучше совсем без него, чем с ним. В 1945 году мы вполне без него обошлись. Вернее, обошлись без кораблей основных классов. Хватило малотоннажных кораблей да сухопутных войск. Скажите, что это потому, что погиб великий и ужасный японский флот? А чего он стоил в зоне действия авиации, особенно тогда, когда воюющая сторона не нуждалась в авианосцах?
  Итак, как выясняется, побеждать с помощью флота лучше и не пытаться. Пусть уж моряки продолжают драить медяху на Балтике да пугать кайзера своим бравым видом.
  
  

Не делай этого!

  
   Зачастую, лучше ничего не делать, чем делать плохо. Русская история конца 19 - начала 20 веков это подтверждает весьма убедительно. Начавшаяся в 1904 году Русско-японская война, имела свою предысторию. Зная ее, можно только удивляться слепоте и близорукости тех людей, которые принимали решения, вызывавшие далеко идущие последствия.
   Итак, в 1891 году, началось строительство Транссиба. Полезность этого мероприятия ни у кого не вызывает сомнений. Повысить транспортную связанность Центра с окраинами явно было нужно. Работы по строительству магистрали, велись по-стахановски. И давали повод важно надувать щеки: "Могём ведь! Когда захотим!" Мочь-то можем, вот только о внешней политике забывать не след. В 1895 году, произошло событие, сильно повлиявшее на дальнейшую политику Российской Империи. А что произошло? Империя Цин осталась без армии и флота. Почему? Да потому, что потерпела поражение в Японо-китайской войне. Последствиями этого поражения, явилась угроза появления сильного противника у наших границ. К счастью или беде, но Японии в тот раз не дали закрепиться на материке. Причем не только Россия это постаралась делать. Вся Европа трудилась над этим вопросом. Казалось бы, дела для России складываются чудесно. Весь мир не желает, чтобы на материке возник обширный плацдарм, находящийся под контролем Страны Восходящего солнца. Можно смело приходить сюда и брать эти беззащитные территории под свой контроль. А оказалось что нельзя. России ясно намекнули, что Японию кормят не просто так. В случае нужды, появление ее армии на материке, протестов и противодействия не вызовет. Гнусные намеки проигнорировали. А чтобы подстраховаться, заключили с Китаем один интересный договор
   "Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня)1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.
   Вы об этом не знали? А почему тогда боевые действия в Русско-японской войне развернулись на территории Китая? Вот в соответствии с этим договором, мы и защищали целостность и суверенитет Китая и Кореи на этой войне.
   Хорошо, скажете вы, а где тогда были китайские войска? Почему они не оказали никакой помощи своему союзнику? А они были повторно уничтожены. И не кем-нибудь, а войсками целой коалиции, в которую входила и Российская Империя.
   Средств на восстановление армии и флота у империи Цин не было, в связи с необходимостью выплачивать огромные репарации победителю. Тем не менее правительство Китая могло воссоздать армию, если бы получила кредит. Вот только кредита на это никто не дал. В том числе и Россия. Более того, дальнейшие действия России, вызвали недовольство в Китае.
   В ноябре 1897 года Германия заняла китайский Циндао и начала переговоры о его долгосрочной (на 99 лет) аренде у Китая.
   Мнения в российском правительстве о реакции на захват Циндао разделились: министр иностранных дел Муравьёв, поддержанный военным министром Ванновским, выступил за то чтобы, пользуясь благоприятным моментом, занять китайские порты на Жёлтом море Порт Артур или Далянь-ван, аргументируя это желательностью для России получения (незамерзающего) порта в Тихом океане на Дальнем Востоке. Против этого выступал министр финансов Витте, указывая что из этого факта (захвата Германией Циндао):
   "... никоим образом нельзя вывести заключения, что и мы должны поступить точно также, как Германия, и сделать также захват у Китая. Тем более такого вывода нельзя сделать потому, что Китай не находится с Германией в союзном отношении, а мы находимся с Китаем в союзе; мы обещались оборонять Китай и вдруг вместо обороны мы сами начнем захват его территории".
   Николай II, после некоторого колебания, поддержал предложение Муравьева, и 3 (15) декабря 1897 года русские военные суда встали на рейде Порт-Артура.
   Вот так! Где это видано, чтобы страна, обещавшая помощь и защиту, в момент, когда эта защита потребовалась, сама захватила у союзника часть территории?
   Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками" "пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем... Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво".
  
   Обычно принято демонизировать Витте. Вот только в этой истории он единственный, кто пытается вести себя порядочно. И все равно, истинные виновники на коне и в белом, а на Витте принято вешать всех собак.
   А дальше, сказав "А" пришлось говорить и "Б". в 1897 году, встал вопрос о том, где пройдет трасса Транссибирской магистрали.
   С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья.
   При начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта её прохождения из Забайкалья на восток. По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму - через Маньчжурию к Тихому океану. Второй вариант рассматривался ещё во время проектирования Сибирской железной дороги, когда обсуждалась возможность её прокладки от Иркутска через Кяхту в Монголию, далее через Китай в российское Приморье
   Сторонники варианта прохождения Транссиба вдоль Амура обосновывали его последующим ростом возможностей экономического и социального развития российских территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока.С. М. Духовский, бывший Приамурским генерал-губернатором в период 1893-1898 годов, заявлял, что даже в случае присоединения Маньчжурии к Российской империи - важность для России Амурской железной дороги оставалась бы огромной, как и её "колонизационное и базоустроительное значение". Он подчеркивал, что ни в коем случае нельзя прекращать намеченное ранее строительство железнодорожной линии вдоль Амура.
   Сторонником Маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии.
   Как видно из этого, и Витте грезил завоеваниями. О том, как это воспримут сами китайцы, никто не подумал. А те делали свои выводы. Очень нехорошие для нас выводы. А кое какие истины им нашептали и наши европейские "друзья". И не только нашептали. Свои меры собратья по белой расе тоже приняли.
   В 1898 году, началось "боксерское восстание" против европейского засилья, поддержанное правительством Империи Цин. Считается, что направлено оно было против всех европейских хищников. В итоге, так оно и было. Вот только до 1900 года, главные усилия "боксеров" были направлены против России. И воевали с повстанцами только русские войска. Это вызывает подозрение, что здесь дело было нечисто. Европейцы, которые обычно оперативно реагировали на подобные бунты, целых два года не вмешивались в эти события. А резня шла не слабая. Повстанцы уничтожали не только русских. Те китайцы, которые были лояльны русским, уничтожались с не меньшей беспощадностью. А таких, кто видел в русских не агрессоров а союзников, было немало.
   В итоге, в результате этой бойни, мы потеряли тех, кто мог быть нашей опорой в этих краях. А ведь веди мы себя тактично в отношении Китая, то в 1904-05 годах, японцам мало что обломилось бы. И те, кто воевал с нами, могли тоже быть нашими союзниками. И пусть китайская регулярная армия была слаба и ненадежна, но ведь ихэтуани делом доказали, что патриоты в Китае есть и в немалом числе. Именно эти люди, если бы видели в нас союзников, могли сильно осложнить действия японской армии в Манчжурии. Народная война, ведущаяся при поддержке регулярной армии - вещь страшная. Тыл японской армии был бы неустойчив. Да и японская агентура не сумела бы себя так вольготно чувствовать. Уж китайцы сумели бы ее ликвидировать, не прибегая к помощи русской контрразведки.
   С особым старанием, ихэтуани уничтожили построенную нами КВЖД. И это логичный для них шаг. Орудие мирного завоевания, это в первую очередь орудие завоевания.
   Правда, потом ихэтуани перешли некую грань - взялись за остальных европейцев. И сразу возмущенный вопль: "Мы так не договаривались! Мы ведь нанимали вас для того, чтобы вы резали только русских!" А за воплями, последовали действия. Мгновенно возникла коалиция из восьми держав. Стоило ей возникнуть, как цинское правительство, которое до этого лояльно относилось к повстанцам, моментально их слило. И это тоже показательно.
   В итоге, "боксерское восстание" задавили и наибольший вклад в это дело внесла Россия.
   Мы сами, своими руками, похоронили то хорошее, что было достигнуто в результате развития русско-китайских отношений. До 1897 года, китайцы видели в нас не врагов, а союзников. Ведь именно Россия выгнала японцев из Порт-Артура в 1895 году. Именно Россия, ранее обуздывала как могла европейских хищников, ринувшихся грабить Китай. И все это было разом похоронено. И это сказалось на ходе дальнейших событий.
  
  

Последствия

  
   Последствия столь недальновидной политики, сказались весьма скоро. Вы не забыли, что согласно Московского договора, мы обязались вместе с китайцами защищать Корею?. А зачем это вообще понадобилось?
   Опыт Японо-китайской войны 1895 года, показал: для того чтобы японские войска оказались на территории Маньчжурии, им сперва нужно высадиться в Корее. И какой бы японцы не имели для этого флот, но захват этого плацдарма у противника, снабжающего свою группировку по суше - задача трудно выполнимая. Похоронить при этом свои экспедиционные силы, вполне возможно. В Японии это прекрасно понимали и приняв позу покорности, их дипломаты начали умолять европейские державы не допустить саму возможность ведения боев на территории Кореи. И Европа с радостью откликнулась на эту просьбу.
   Можно писать целый роман о том, как старались наши "белые братья", чтобы на территории Кореи не появились ни русские, ни китайские войска. Они обеспечили "нейтралитет" Кореи и закрыли свои глаза на то, что японцы нагло наплевали на этот нейтралитет. Впрочем, нейтральный статус Кореи во время войны, стал тяготить японцев. Надавив как следует на правительство Кореи, они добились того, что Корея с 1905 года стала враждебным для нас государством. Войск своих на войну с нами, Корея не посылала, но отныне ни торговый, ни военный русский корабль, не мог найти убежища в портах этой "нейтральной страны".
   Китай, тоже в свою очередь, стал весьма странно выполнять заключенное в Москве соглашение. Вместо того, чтобы совместно с русской армией выступить на защиту своей территории от японских войск, как требовал того договор, он объявил о том, что является нейтральной страной.
   Вот так!
   Вы спросите, а мог ли быть толк от союза с Китаем? Отвечаю: Мог быть! И не маленький. Хоть Китай и пребывал в жалком состоянии, но какое-то влияние на события в этом регионе он оказать мог и эта поддержка была бы для нас ценной. Не пришлось бы со своими проблемами разбираться в одиночку. В реальности, нам не хватало в ту пору войск и войска те были не самые лучшие. Как бы нам пригодилась помощь даже слабой китайской армии и иррегулярных сил состоящих из китайских добровольцев. И китайские приморские города, могли стать местом базирования и ремонта для наших кораблей. Например для Второй Тихоокеанской эскадры. А еще пунктами снабжения. Все это усиливало наши позиции в регионе, а японцам наоборот, доставляло нешуточные проблемы.
   А мог ли быть у китайцев стимул для участия в этой войне? Мог быть!
   Китайцы в ту пору вовсе не радовались успехам Японии. Более того, они ненавидели эту страну-выскочку. Патриотов, готовых положить жизнь за свою страну, среди китайцев хватало. И если для нас Порт-Артур стал городом нашей воинской славы, то для китайцев той поры он был символом скорби.
   "Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: "Этих не убивать". Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием "Могила 10000 сохранивших верность".
  
   В 1904 году, все это было на памяти современников и участников событий. Так что был у китайцев мотив, для оказания действенного сопротивления японским войскам. Быть то он был, но Русско-японская война, так и не стала войной по защите Китая. Мы остались в одиночестве. А все потому, что настроили против себя тех, кто был неравнодушен к судьбам своей страны. Наиболее активную часть этих людей, мы перебили незадолго до войны с японцами. А прочие уже поставили знак равенства между русскими и японцами. Помогать что тем, что другим стало незачем. Пусть сами разбираются между собой! Результат всем известен.
   Но был еще один эффект от проявленной глупости:
  
   "Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привел к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края".
  
   А почему наше правительство так глупо себя вело? Смена подхода к решению возникших на Дальнем Востоке проблем, удивительным образом совпала с потерей самостоятельности России в вопросах ведения внешней политики. Петербург попал в зависимость от Парижа. И в эту ловушку, наша верхушка лезла с радостным повизгиванием. Теперь не она, а иностранные кредиторы диктовали линию поведения. Правящие круги, перестали быть русскими по духу людьми и стали настоящими европейцами. А европейцу интересы России не дороги. Ему французский балет всегда дороже благополучия аборигенов России. Именно тогда, когда царский двор окончательно европеизировался, он стал пренебрежительно относиться к "этим макакам". В итоге получил и Порт-Артур и Цусиму.
   Значит, для того, чтобы не пришлось переигрывать в своих фантазиях Цусимское сражение, нужно было, в первую очередь" остаться русским человеком. Все остальное произошло бы не так трагично.
  
  

Рецепт победы

  
   Мое предложение таково: те корабли, что мы построили в реальной истории, не строить вовсе. Порт-Артур? Даже не связываться. Это ловушка и деньги на ветер. Корабли, после наступления эпохи дредноутов, нам потребовались совсем иные, а Порт-Артур для них совсем не годился. Так что немалые деньги можно будет сэкономить.
   Куда направить эту экономию? Варианта два. Можно начать индустриализацию Востока России, заложив солидные предпосылки для создания полноценного Тихоокеанского флота в будущем. А можно направить освободившиеся средства на усиление армии. Ее то вооружение нам обойдется гораздо дешевле, а преимущество над противником дает солидное. А можно пойти сразу обоими путями.
   А войну не проиграем? Нет, не проиграем. Обратите внимание на то, что если флот был РАЗГРОМЛЕН, то армия терпела поражения, но не разгром. И победы на сухопутном фронте японцам обходились гораздо дороже, нежели нам поражения. В конце концов, возник бы "позиционный тупик". Война на истощение. Но тут и таится подвох. Если мы используем только часть своей армии, то японцы задействовали всю свою армию. При активных боевых действиях, они истратили бы не только полученные кредиты, но и обученные резервы. Самое интересное было бы то, что расходы на содержание флота у них бы не уменьшились. Почему я так думаю? А вы смотрите реальную историю. С уничтожением нашего флота, японцы не прекратили развивать свой флот. Год от года он рос и совершенствовался. И кто сказал, что при полном отсутствии наших ВМС в водах Тихого океана, японцы не стали бы заниматься строительством своего флота? Филлипины недалеко. А там после окончания американо-испанской войны, всегда может оказаться американский флот. Причем в больших силах, нежели смогла выставить Россия.
  Что касается боевых действий на сухопутье, то тут все решало наличие подготовленных резервов. Японская армия мирного времени, это 180 тысяч человек личного состава. Вместе с резервистами, это 850 тысяч человек. В реальности, они выставили порядка 300 тысяч человек. Могли бы и больше, но это "больше" просто так в бой не кинешь. Задачу по защите Метрополии и поддержанию в ней порядка с армии никто не снимал. С этим в мирное время справлялась группировка численностью в 30 тысяч человек. Во время войны этого будет недостаточно. Япония в отличии от Британии, это не один остров, а целый архипелаг. И даже если речь идет о защите и контроле территории четырех главных японских островов, то 7.5 тыс. солдат на один остров - это недостаточно. А еще нужно контролировать не совсем лояльный Тайвань. А там было весьма жарко. Партизаны на Тайване никогда не переводились. Первый период японского управления характеризуется высоким уровнем партизанской борьбы со стороны местных жителей. В результате на сессии Парламента Японии в 1897 году даже обсуждался вопрос о том, не продать ли Тайвань Франции.
  Не совсем спокойно было и на островах Рюкю. А еще были Курилы. Защищать архипелаг гораздо сложней, нежели равный по площади остров. Не стоит забывать и Корею. В ней тоже разные черти водились. И если Корейцам на русских было в общем то плевать, то это еще не значит, что их радовали японцы. Вот и получится, что против России больше 500 тысяч не выставишь. Все остальное - это гарнизоны, которые нельзя ослаблять.
  В реальной истории, японцы потеряли официально четверть отправленной на континент армии. Альтернативный вариант для них мог оказаться страшней. Отказ от аренды Порт-Артура, мог сделать Московский договор более действенным. Кроме Русской Армии, могла вступить в бой и армия Цинской империи. Какой с нее толк? А это как использовать ее. Вести сковывающие действия она была способна. И партизанские действия в тылу врага ей тоже были посильны. И плеснуть маслица в огонь партизанской войны на Тайване она могла. Пошла бы война на истощение. В итоге, японцы могли намертво завязнуть в Маньчжурии без перспективы одержать победу. А дальше... В общем, окончили бы они войну так же, как окончили ее и немцы в ноябре 1918. Да еще с непогашенным долгом. Вот тут и началось бы самое интересное!
  

Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Максимова "Сердце Сумерек" (Попаданцы в другие миры) | | Галина Осень "Начать сначала" (Фэнтези) | | К.Вереск "Кошка для босса" (Женский роман) | | А.Каменистый "Пять Жизней Читера" (ЛитРПГ) | | С.Елена "Невеста из мести" (Любовное фэнтези) | | А.Кувайкова "Дикая жемчужина Асканита" (Приключенческое фэнтези) | | О.Обская "Наследство дьявола, или Купленная любовь" (Попаданцы в другие миры) | | Т.Мирная "Колесо Сварога" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Карты судьбы 4. Слово лорда" (ЛитРПГ) | | В.Рута "Идеальный ген - 2 " (Эротическая фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"