Russischer Angriff: другие произведения.

Круговорот инженерной мысли

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 2.96*27  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гнусное преклонение перед достижением советской инженерной мысли.

Aj
  

Круговорот инженерной мысли

   Взято из:https://vk.com/@kedoki-steyr-rso
  
  

Холод и бездорожье?

  
  О подготовке Вермахта к нападению на СССР у нас писали много. И не только у нас. Немцы тоже оставили немало свидетельств: статьи и книги, кинохронику и фотодокументы... И так как ничем хорошим для них война не закончилась, то анализу причин своих неудач они тоже посвятили немало сил, времени и страниц текста. И хотя война с СССР длилась четыре долгих года, самые главные неудачи у немцев произошли именно в первые полгода войны. Сорвав "блицкриг", Красная Армия изменила характер ведения боевых действий. После нашего контрнаступления под Москвой, дальше пошла совершенно иная война. В последующие годы войны, немцы пытались повернуть ход войны в свою пользу. Дважды стратегическая инициатива была на их стороне и они начинали масштабные наступательные операции. Не раз и не два мы терпели тяжкие поражения на разных участках советско-германского фронта. И всё-равно ничего у немцев не вышло ни в 1942 году, ни в 1943 году. Одна из причин их неудач - потеря способности вести наступление на всем протяжении советско-германского фронта. В 1941 году, имея в своем распоряжении 5.5 миллионов человек, они такой способностью обладали. А в 1942 году, имея 6.2 млн человек - наступали только на Юге. Ну а в 1943 году , когда еле-еле наскребли около пяти миллионов человек, смогли наступать лишь на узких участках фронта под Курском.
  
  Как видно из приведенных выше примеров, дело было вовсе не в общей численности войск. Простое увеличение численности живой силы не увеличивает наступательные способности войск. Зато число подвижных объединений очень даже влияет.
  В 1941 году, имея в своём распоряжении четыре танковые группы(танковые армии), немцы имели возможность успешно наступать на всем протяжении Восточного фронта. Но вот к зиме 1941-42 гг, все четыре танковые группы были разгромлены советскими войсками и о наступлении пришлось забыть.
  К лету 1942 года, две танковые армии (1-я и 4-я) были восстановлены и это позволило успешно наступать на Сталинград и Кавказ. Зато 2-я и 3-я танковые армии восстановить не удалось и потому от наступления на остальных направлениях пришлось отказаться.
  В 1943 году, ситуация стала еще хуже. Для участия в "Цитадели" немцы смогли привлечь только 4-ю танковую армию. 1,2 и 3 ТА конечно никуда не делись, но по факту они уже не были подвижными объединениями. Они превратились в обычные общевойсковые армии с "танковыми" названиями. А почему так? Может быть немцам танков перестало хватать? Может быть число танковых и моторизованных дивизий уменьшилось?
  Нет! И танков хватало, и с числом дивизий был порядок. Просто перестали эти дивизии складываться в армии. И причина этому была в изменившейся организации армейских тылов.
  Ещё Мольтке Старший уверял, что главной ударной силой армии являются обозы. Потому, что в них находится все необходимое для нанесения удара. Любой десантник вам скажет, что патронов много не бывает никогда. Максимум, на что он может рассчитывать, так это на "мало, но больше не унести". Но точно такая же ситуация и в других родах войск, включая танкистов. И снарядов больше возможного не разместишь, и топлива больше возможного в баки не зальёшь. Потому обозы и сопровождают боевые подразделения, части, соединения и объединения. По сути дела, обозы являются подвижными базами снабжения. Разгром обозов или отрыв от них, сильно снижает ударные и маневренные способности боевых частей. Уже поэтому к их организации стоит относиться со всей серьезностью. В частности, к транспортной составляющей обозов.
  В идеальном случае, обозный транспорт должен обладать проходимостью и подвижностью того рода войск, в интересах которого он выполняет доставку всего необходимого. В условиях Второй мировой войны, обозы пехотных дивизий достаточно было комплектовать гужевым транспортом. Зато обозы подвижных войск - обязательно автотранспортом. Причем, повышенной проходимости. Иначе может случиться так, что танкисты в один прекрасный день из-за отсутствия ГСМ и боеприпасов не смогут сдвинуться с места.
  Разгром Красной Армией сразу четырех немецких танковых армий в декабре 1941 года был достигнут не столько нанесением больших потерь немецким боевым частям, сколько разгромом их тылов. Только под Москвой немцы потеряли 100 тысяч автомобилей. Но теряли они их и до этого. Например, под Сольцами в июле 1941 года. И сколько суммарно потеряно - бог весть. Это был один из тех ключевых моментов прошедшей войны, который и решил её исход.
  Немцы конечно принимали меры. Разгромленные и потерпевшие поражение дивизии ими восстанавливались. Но если с танками вопрос решался, то с тыловой службой было намного сложней. Дивизионные тылы они автотранспортом обеспечили. Зато с армейскими у них уже в 1942 году не всё получилось. Потому и уменьшалось число танковых армий. В 1944 году на Восточном фронте все четыре танковые армии фактически выродились в общевойсковые. Из-за нехватки автотранспорта. И если танковые и моторизованные дивизии действительно таковыми оставались, то уже корпуса этим похвастаться не могли.
  Самое печальное для немцев было то, что не весь потерянный ими автотранспорт был уничтожен ударами Красной Армии. Немалую часть машин и тягачей пришлось просто бросить в исправном состоянии и отступать пешком. Но точно так же приходилось поступать и в ходе успешного наступления на Москву. Осенняя распутица в октябре и зимние заносы в декабре 1941, этому способствовали. Потому и не вышел у них каменный цветок. Во всяком случае они нас в этом уверяют до сих пор. Виноваты Генерал Мороз и Генеральша Распутица! И больше никаких причин они знать не хотят.
  
  
  

Паркетные внедорожники и советские тягачи

  
  
  Объяснять причины своих неудач влиянием географических факторов - традиция давняя и почтенная. Этим ещё в Античном мире занимались. А в 20-м веке к хору плакальщиков присоединились и немцы. Хотя уж от них этого ожидать было странно. Потому что воевали немцы в России не первый раз. С нашей природой они сталкивались и в 1812 году, когда воевали в составе армии Наполеона. Да и в Первую Мировую им довелось испытать на себе действия нашего климата. В 1941 году немало участников Первой Мировой служило в Вермахте. Так что много сюрпризов для них быть не должно было. Про суровый климат и сезонное бездорожье эти люди знали не из книг и не с чужих слов. Значит, должны были должным образом подготовиться. Подготовились? Конечно подготовились, даже лучше, чем РККА. На 22 июня 1941 года Вермахт имел 600 тысяч единиц автомобильной техники Для сравнения - в СССР было всего 500 тысяч автомобилей. И в армии, и в народном хозяйстве. Правда, автомобиль автомобилю рознь. В сложных погодных условиях, да при плохих дорогах требуется техника с хорошей проходимостью. У нас с этим дела обстояли неважно. Армия имела всего сотню внедорожных автомобилей.
  А что у немцев? А немцев на первый взгляд дела обстояли лучше. Из 600 тысяч автомобилей, порядка ста тысяч были внедорожниками. Это более чем достаточно для того, чтобы во время сезонной распутицы, Вермахт получил резкое превосходство над РККА в плане маневренности. На деле всё оказалось строго наоборот. Зимой и в распутицу превосходство в маневре имела Красная Армия. И опять смотрим на первую военную зиму.
  Она была тяжелейшим испытанием для Вермахта. Разгром СССР до холодов провалился, и теперь к бездорожью прибавился мороз. Оказалось, немецкая армия совершенно не готова к длительной войне в подобных условиях.
  
  
    []
  
  Знатоки возразят: а как же знаменитая немецкая линейка полугусеничных тягачей и бронемашин? На самом деле она очень переоценена. Конечно, на бумаге всё замечательно, отменные характеристики и продвинутая конструкция. Но на деле немцы получили целую кучу похожих, но разных машин сомнительной и сложной конструкции. Отдел ?6 Управления вооружений, который занимался наземной техникой, традиционно перемудрил. Его специалисты заказали шасси для достижения максимально высоких средних скоростей на хороших дорогах, отсюда и мудрёная конструкция. Одни только гусеницы с резиновыми подушками и смазываемыми игольчатыми подшипниками чего стоят! Но на Восточном фронте такая техника не нужна. Если требуется прежде всего высокая проходимость и до 65 км/ч разогнаться просто негде, зачем сложные гусеницы, торсионная подвеска и дорогие полуавтоматические коробки передач? Эти мудрения только снижают надёжность и усложняют производство и обслуживание.
  
    []
  
  Бездорожье, холода и затянувшаяся война выдвинули новые требования: как можно проще, надёжнее, дешевле и крупносерийнее, с унификацией, простотой обслуживания и высокой проходимостью. Немецкие полугусеничные "проходимцы" были слишком дорогими и мудрёными.
  
  На этом фоне очень хорошо выступили советские скоростные военные тракторы СТЗ-5 и Сталинец-2. Их максимальная скорость в районе 20 км/ч была в разы выше, чем у обычных тракторов (например, 9 км/ч у СТЗ-3) при отличной проходимости. Переднее расположение кабины оказалось очень удобным. У водителя был хороший обзор, а сзади освобождалось место для груза. Двигатель СТЗ-5 имел очень большой объём (7, 46 л для 56 л.с.) и низкую степень сжатия (всего 4), благодаря чему "переваривал" любую ослиную мочу и не работал разве что на чистой воде.
  
   []
  
   Трофейный СТЗ-5 в естественной среде обитания
  
  В конце 1941 года на Восточный фронт под Москву прибыла комиссия во главе с полковником Фихтнером. В неё входили, в числе прочих, Генрих Книпкамп из Отдела ?6 Управления вооружений, глава Танковой комиссии Фердинанд Порше, его заместитель Оскар Хакер из Steyr и другие представители ведущих немецких фирм. Зрелище, которое они увидели, было весьма печальным. Многие танки требовали ремонта, моторы с трудом заводились на морозе, не хватало тягачей для перевозки орудий и боеприпасов.
  Комиссия осмотрела и трофейную советскую технику. Фердинанда Порше и его коллег настолько впечатлили советские тракторы СТЗ-5 и Сталинец-2, что фирмы Porsche и Steyr вскоре представили проект гусеничного тягача по типу СТЗ-5. За основу взяли полуторатонный армейский автомобиль Steyr 1500, который фирмы Porsche и Steyr совместно разработали в 1940 году.
  
   []
  
   Steyr 1500A
  
   От него взяли V-8 бензиновый двигатель воздушного охлаждения, коробку передач и блокируемый дифференциал. Тягач назвали Raupenschlepper Ost - Гусеничный тягач Восток, или просто RSO.
  Конструкция получилась унифицированной и очень простой. Ходовая часть с блокированной подвеской на рессорах идеально подходила для производства в военное время. Двигатель воздушного охлаждения подходил для разных климатических условий, само собой, проблема замерзающей воды в радиаторе у него отсутствовала. Он находился спереди под кабиной, тёплый воздух от него через специальное окно мог обогревать водителя.
  
   []
  
   Прототип RSO на испытаниях, за водителем Оскар Хакер, в кузове Фердинанд Порше
  
  Кроме простоты и унификации в RSO была заложена отличная проходимость. У тягача был внушительный клиренс (шутка ли, 550 мм) и блокируемый дифференциал, без которого на бездорожье его "уводило" бы в сторону. В итоге получилась вот такая вещь:
  
   []
  
  RSO был разработан фактически без участия Управления вооружений, которое недальновидно игнорировало этот класс машин. Однако идею поддержал Адольф Гитлер, поэтому тягач пустили в производство без особых проблем. Благо, самые сложные части, двигатель и трансмиссия, уже были освоены и доведены до ума.
  Всего в 1942-45 годах выпустили около 28 тысяч RSO. Для сравнения, в 1938-45 годах произвели примерно 9 тысяч полугусеничных машин Sd.Kfz.11. RSO производились в трёх основных модификациях:
  RSO/01 - базовая модель с округлой кабиной и бензиновым двигателем.
  RSO/02 - модель с упрощённой кабиной
  RSO/03 - модель с дизельным двигателем KHD и упрощённой кабиной
  
   []
  
   RSO/03 буксирует орудие
  
  Если с первыми двумя моделями всё понятно, то RSO/03 - разговор особый. Дело в том, что не одно десятилетие гуляет миф, будто всю солярку "съедал" флот, поэтому на танках и тягачах ставили исключительно бензиновые двигатели, ведь Германия производила синтетический бензин. Иных послушаешь, так немецкий флот словно ненасытная чёрная дыра: то всю солярку пожирает, то медь для электротрансмиссий. И куда смотрел Дёниц?
  На самом деле, помимо бензина немцы вовсю синтезировали и дизельное топливо. Причём с 1942 года оно становится всё более и более доступным, а в самом конце войны дефицит бензина был выше, чем солярки. Год от года немцы переводили гражданский сектор на автомобили с дизельными двигателями. Почему немцы так упорно держались за бензиновые моторы на танках и полугусеничных тягачах - тема для другого разговора.
  Так вот, в 1942 году, когда фирма Daimler-Benz предлагала ставить на танки свой дизель MB 507, Гитлер поручил Танковой комиссии разработать унифицированную линейку дизельных двигателей воздушного охлаждения для танков, тягачей и автомобилей. Целиком замысел реализовать не удалось, но некоторые плоды она принесла. Для разработки новых дизелей в числе прочих привлекли фирму Kloeckner-Humboldt-Deutz, которая спроектировала четырёхцилиндровый рядный дизель F4L 514 мощностью 70 л.с. для RSO.
  Кроме этих трёх основных моделей было создано множество вариантов. Это установка в кузове 20-мм зенитки, 105-мм и 150-мм гаубиц, эксперименты с разными типами гусениц для повышенной проходимости, RSO-амфибия, транспортёр для солдат и даже уменьшенный тягач для горных частей.
  
   []
  
   []
  
   Дойче фантастиш!
  
  Хотя RSO проектировался для восточной грязи, он широко использовался и на Западном фронте. В целом машина получилась очень удачной, как по концепции, так и по конструкции. Всё же немцы умеют создавать простую и надёжную технику, если захотят.
  
  
  

Дальнейшее потомство

  
  После войны Германия получила в наследство задел деталей для производства RSO. Из них в 1946-47 годах выпустили около 1500 полугусеничных тягачей Waldschlepper RS 1500 для лесного хозяйства, которые использовали в восстановлении страны.
  
   []
  
  Уже в 1943 году трофейные RSO испытали в СССР. Они очень понравились советским специалистам, которые отмечали удачную концепцию, неприхотливость и хорошую конструкцию. В 1947 году под его влиянием в Ленинграде разработали трактор КТ-12 для лесного хозяйства.
  
   []
  
   Один из первых КТ-12, 1947 год
  
  В 1956 году на его базе пустили в производство трелёвочный трактор ТДТ-40, а с 1966 по 2003 год Онежский тракторный завод выпускал трелёвочник ТДТ-55. А с 2010 года там производят трактор Онежец-300 и его модификации.
  
    []
  
  ТДТ-55
  
  
  Так что если вы вдруг увидите странного вида трактор с передней кабиной сбоку от двигателя и ходовой частью с четырьмя опорными катками на борт без поддерживающих роликов, то перед вами потомок СТЗ-5 и RSO.
  
   []
  
  Онежец-330

Оценка: 2.96*27  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) Т.Серганова "Айвири. Выбор сердца"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Н.Семин "Контакт. Игра"(ЛитРПГ) Write_by_Art "И мёртвые пошли. История трёх."(Постапокалипсис) Б.Толорайя "Чума-2"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"