Атта Николай: другие произведения.

Почему потерпела крах коммунистическая идея?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 2.77*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что на самом деле стоит за коммунистической идеей, и почему, несмотря на все старания, коммунизм так и не удалось построить?

-- Николай Владимиров (Атта Николай)
-- Почему потерпела крах коммунистическая идея?
Серия: "Аналекты"

Почему потерпела крах коммунистическая идея?


что на самом деле стоит за идеями коммунизма
и почему, несмотря на все старания
коммунизм так и не удалось построить?


История страны - поток убийств,
Во имя король иль бога,
Лишь тот велик, кто совестью нечист,
И золота награбил много,

Добра искатель ходит в чудаках,
Мыслителям грозят кострами,
Ползи, лижи - не будешь в дураках,
Найдёшь благословенье в храме.

Но Солнца свет не в пустоте ночей!
Откроем ум и сердце людям
И мириадами живых свечей
Единым пламенем мы будем

Мир станет общим. Каждый побратим:
Мне - ничего, а всё, что есть, - другим!"

А.Казанцев, "Клокочущая пустота"

Жить рынком или семьёй?
С.Кара-Мурза


         Поэты столь же склонны к преувеличению, сколь и к хулиганству, и Сирано де Бержерак, даже литературный, вымышленный - герой фантастического романа Александра Казанцева в этом смысле не исключение: история любой страны - вовсе не поток убийств, любое общество устроено намного сложнее. Тем не менее, с давних времён человечество мечтало о более справедливом общественном устройстве, чтобы "счастье для всех, даром, и никто не уйдёт обиженным". Не случайно легенда о "Золотом веке", об "Островах блаженных" зародилась ещё в Древней Греции. "Утопия" Томаса Мора и Мюнстерская коммуна, сочинения Оуэна и Фурье, и ещё одна коммуна - Парижская, "Небесное Государство Всеобщего Благоденствия" в Китае, труды Маркса и Энгельса, октябрьский переворот в России - всего лишь часть бесчисленных попыток представить и построить коммунизм.
         Тем удивительнее то, что несмотря на все старания, на всё новые и новые попытки, коммунизм у человечества упорно "не получается". Отдельные коммуны, основанные энтузиастами в разных частях света, в том числе и в Северо-Американских Соединённых Штатах, хиреют и гибнут при первом, в лучшем случае, при втором поколении коммунаров. В том же Израиле в кибуцах живёт всего три процента (в скобках 3%) населения, причём принятый в них устав и внутренний распорядок медленно, но верно становится менее коммунистическим и более либеральным.
         А попытки построить коммунизм в масштабах целой страны заканчиваются:
         -- кровавым пьяным безобразием - Кампучия, она же Камбоджа, где пламенные революционеры уничтожили не то треть, не то целых сорок процентов населения;
         -- обнищанием граждан с установлением жёсткой диктатуры - Куба, Северная Корея;
         -- "социализмом, которому не мешают портные" - Польша, граждане которой работали на своей земле, верили в бога, пили "кока-колу" и ездили на Запад, и где наряду с государственной промышленностью существовали частные магазинчики и мастерские;
         -- распадом государства - Советский Союз, та же Югославия;
         -- поэтапным, под жёстким государственным контролем, "возвратом в капитализм" - Китай, Вьетнам, Лаос, где коммунистические партии, оставаясь авторитарными и сохраняя внешне марксистскую идеологию, давно уже стали обычными иерархиями чиновников;
         Отчаявшись, коммунисты впадают в крайности, объясняя неудачи не объективными, происходящими в обществе процессами, когда на восьмом десятилетии Советской Власти "люди забыли, зачем революция делалась - опять деньгам молятся", а результатом разного рода случайных обстоятельств или даже предательства: "если бы ничтожный царёк Сталин не извратил великую идею, установив культ личности..."; "если бы коммунистов не подмял под себя их же собственный партаппарат..."; "если бы вместо Хрущёва к власти пришёл Берия, в крайнем случае Маленков..."; "если бы Андропов прожил лет на десять дольше и не допустил бы Горбачёва до власти..."; "если бы удалось создать компьютерную систему управления экономикой...".
         В действительности причина неудач всех многочисленных попыток построить коммунизм на удивление проста. Чтобы понять её, зададимся вопросом: как должно выглядеть общество, которое коммунисты столь упорно пытались построить? Тем более что литературы по теме существует великое множество - от трудов классиков марксизма до старых книг и газет, и даже фантастических романов. Только не смейтесь: фантастика - это, ни в коем случае, не документ. Но это - зеркало, в котором отразились чаяния людей той, не столь уж далёкой эпохи.
         И так:
         1) Коммунизм - это в первую очередь общественная собственность на землю и средства производства. Земля и её недра, промышленные предприятия, шахты и электростанции, жилые и общественные здания, дороги и коммуникации принадлежат не частным лицам или группам частных лиц (корпорациям), даже не государству и различным его ведомствам, а в равной степени всем гражданам;
         2) Коммунизм - это обязательное безвозмездное обеспечение каждого гражданина всем необходимым для жизни, труда и досуга, как-то: бесплатным питанием, бесплатной одеждой, бесплатным жильём, бесплатным образованием и бесплатной медицинской помощью;
         3) Коммунизм - это обязательный добровольный труд каждого гражданина на благо всего общества. Предполагалось, что граждане коммунистического общества будут достаточно сознательны, чтобы понять необходимость труда каждого для блага всех. А сам труд из обязанности - способа заработать на жизнь, станет естественной потребностью, способом выразить себя. В 20-е - 30-е годы прошлого века, сразу после Октябрьского переворота это называлось: "переход из царства необходимости в царство свободы";
         4) Коммунизм - это отсутствие государства и любой иной политической власти над гражданами, отсутствие таких институтов, как армия, полиция, суд, тюрьма, такого явления, как смертная казнь. Решения по любым вопросам принимаются не кучкой чиновников или крупных собственников, а в равной степени всеми гражданами, либо напрямую - через всенародное обсуждение, либо через выборные органы - советы.
         Предполагалось, что граждане коммунистического общества будут достаточно сознательны для того, чтобы добровольно, без какого-либо принуждения соблюдать принятые в обществе правила. И, будучи в равной степени обеспечены всем необходимым, не будут иметь повода к совершению преступлений;

         "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".
         (с) К.Маркс, Ф.Энгельс, "Манифест Коммунистической партии".

         "Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: "каждый по способностям, каждому по потребностям", т. е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. "Узкий горизонт буржуазного права", заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, - этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать "по потребности"".
         (с) В.И.Ульянов (Ленин), "Государство и революция".

         5) Коммунизм - это отсутствие семьи и полная свобода каждого гражданина в выборе сексуального партнёра или партнёров.

         "Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жён, - кричит нам хором вся буржуазия.
         Буржуазный брак является в действительности общностью жён. Коммунистам можно было бы сделать упрёк разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жён официальную, открытую".

         (с) К.Маркс, Ф.Энгельс, "Манифест Коммунистической партии".

         "Благодаря этому отпадет беспокойство о "последствиях", которое в настоящее время составляет самый существенный общественный момент, - моральный и экономический, - мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине. Не будет ли это достаточной причиной для постепенного возникновения более свободных половых отношений, а вместе с тем и более снисходительного подхода общественного мнения к девичьей чести и к женской стыдливости? И, наконец, разве мы не видели, что в современном мире моногамия и проституция хотя и составляют противоположности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка? Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию?"
         (с) Ф.Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

         "Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодёжи. Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и к тому же совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни".
         (с) газета "Северный комсомолец" от 2 марта 1924 года, цитируется по Википедии.

         "Буржуазная идеология требовала, чтобы все эти свойства человек проявлял по отношению только к избраннице или избраннику сердца, к одному единственному человеку. Пролетарская идеология дорожит главным образом тем, чтобы данные свойства были разбужены и воспитаны в человеке, а проявлялись бы в общении не только с одним избранником сердца, но и при общении со всеми членами коллектива. Безразлично пролетариату также, какие оттенки и грани преобладают в "крылатом Эросе": нежные ли тона влюбленности, жаркие ли краски страсти или общность или созвучие духа. Важно лишь одно, чтобы при всех этих оттенках в любовь привходили те душевно-духовные элементы, какие служат развитию и закреплению чувства товарищества.
         Но, провозглашая права "крылатого Эроса" (любви), идеология рабочего класса вместе с тем подчиняет любовь членов трудового коллектива друг к другу более властному чувству - любви-долгу к коллективу. Как бы велика ни была любовь, связывающая два пола, как бы много сердечных и духовных скреп ни связывало их между собою, подобные же скрепы со всем коллективом должны быть еще более крепкими и многочисленными, еще более органическими. Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетариата предписывает: все для коллектива".

         (с) А.Коллонтай "Дорогу крылатому эросу".

         6) Коммунизм - это общественное воспитание детей отдельно от родителей, в закрытом учебном заведении, под присмотром опытных педагогов. Предполагалось, что воспитать гармонично развитую, свободную от эгоизма и буржуазных пережитков личность можно только в отрыве от семьи, в коллективе сверстников. И заниматься этим должны специально подготовленные профессионалы, а не дилетанты-любители, какими неизбежно являются родители.

         "Но вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения.
         А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса".

         (с) К.Маркс, Ф.Энгельс, "Манифест Коммунистической партии".

         "Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными".
         (с) Ф.Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

         Возьмём любой фантастический роман, описывающий светлое коммунистическое будущее:

        Александр Богданов, "Красная звезда";
         Яков Окунев, "Грядущий мир";
         Иван Ефремов, "Туманность Андромеды" и "Час быка";
         Братья Стругацкие, "Полдень, XXII век";
         Петроний Аматуни, "Гаяна";
         Георгий Гуревич, "Мы из Солнечной системы";
         Владимир Савченко, "За перевалом";
         Сергей Снегов, "Люди как боги";
         Иар Эльтеррус, "Отзвуки серебряного ветра";

         Везде, едва речь заходит о семье и детях, то семья либо романтично-розовая, "конфетно-букетная", либо отсутствует вовсе, а дети воспитываются в интернатах. Единственное исключение - повести Кира Булычёва, который, по его собственному признанию, никогда коммунистом не был: его Алиса Селезнёва, запросто разгуливающая по Галактике и путешествующая в прошлое Земли и других планет, после всех приключений возвращается не в интернат, а домой, к папе с мамой.
         Общественное воспитание детей и в самом деле, имело место в израильских кибуцах:

         До середины восьмидесятых годов все дети жили отдельно от родителей. Были т.н. детские дома ( בתי ילדים ), куда сдавали ребенка по достижении трехмесячного возраста, там он и рос, ковался человек нового типа. Называлась такая система совместное проживание ( לינה המשותפת ). Родители, в свободное от дежурств и охраны время, приходили навестить, почитать сказку на ночь. Никаких длительных контактов с родителями не было, дети до окончания школы находились под попечительством воспитателей. Этот фактор имел огромное влияние на формирование кибуцной личности, думаю, до конца не оцененный.
         Нельзя сказать, что эти люди не привязаны к своим теперешним семьям, но отношения с родителями у многих людей до 70-го года рождения очень и очень прохладные.

         (с) статья: "Кибуц - коммунизм в Израиле".
         http://perekop.org/34312

         Сегодня дети живут в семьях, с родителями. А раньше их с младенчества воспитывали в специальных детских домах. Во-первых, там условия были лучше. Во-вторых, так растили новое поколение, для которого коллектив важнее личного. С родными дети встречались на четыре часа в день. Многие такую систему осуждали. Но я считаю, что главное - не количество времени, а качество. Тогда эти часы полностью посвящали детям.
         (с) статья: "Легко ли выжить в израильских кибуцах?".
         https://fishki.net/2092073-legko-li-vyzhity-v-izrailyskih-kibucah.html
         7) И, наконец, коммунизм - это обобществлённый быт. Человек нового, коммунистического общества, мыслящий масштабно - не своими личными интересами, а интересами коллектива, страны, планеты и человечества в целом, будет не ютиться в "частнособственнической" клетушке-квартире, а жить во всём огромном доме или городе-коммуне. Здесь к его услугам будут комфортабельные общие спальни, общественные столовые, общественные гостиные, просторные холлы и галереи, сады и парки, досуговые центры, библиотеки и музеи, театры и кинотеатры, спортзалы и стадионы...

         "С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда".
         (с) Ф.Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

         "Молодёжь скорее, чем кто-либо должна и может покончить с традициями отмирающего общества... Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодёжи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни - вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека".
         (с) газета "Северный комсомолец" от 2 марта 1924 года, цитируется по Википедии.

         "Девушки и юноши работают вместе на том же деле, в тех же специальностях. И жизнь налажена так, что живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети - в "Дворцах ребенка", юноши и девочки-подростки - в веселых домиках, окруженных садами, взрослые - в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики - в "Доме отдохновения".
         В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова - забытые слова. Они ничего собою не выражают. У членов коммуны имеется все, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книгу, развлечения - все доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдает коммуне свои рабочие руки на два часа в день и свое творчество, пытливое искание своего ума - во все остальное время своей жизни".

         (с) А. Коллонтай "Скоро (Через 48 лет)".

         Сохранилось немало свидетельств, в том числе и приведённых мной выше, что в 20-х - 30-х годах прошлого века очень и очень многим будущее коммунистическое общество виделось именно коммуной-общежитием - с общими спальнями на шесть человек, совместными трапезами, свободной любовью, подъёмом по звонку и полным отсутствием какой-либо частной жизни, за исключением общественной.
         В Москве и Санкт-Петербурге (в те времена в Ленинграде) было даже построено несколько домов "переходного периода" - в том числе похожий на фабрику дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре в Москве (построен в 1928 - 1930 годах, по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса), и знаменитая "Слеза социализма" в Ленинграде, на улице Рубинштейна ("Дом-коммуна инженеров и писателей", построен в 1929 - 1931 годах, по проекту А. А. Оля, К. А. Иванова и А. И. Ладинского). Жить жильцы таких домов должны были в отдельных квартирах (увы и ах, буржуазные пережитки из сознания сразу не вытравишь), но питаться в общих столовых. Первое, что сделали жильцы и там, и там, заселившись - игнорируя общественную столовую, отгородили себе личные кухоньки.
         Коммуну-общежитие, как образец идеального общества, описывает Томмазо Кампанелла (05.09.1568 - 21.05.1639) в своём знаменитом "Городе Солнца", написанном в 1602 и изданном в 1628 году. Общие спальни, общие столовые, мужчины и женщины сходятся по указанию свыше, в соответствии с астрологическим прогнозом и милитаризм как смысл жизни и развлечение. Фра Томмазо, монах и учёный-астролог, живший на рубеже XVI - XVII веков, не знал, что на свете существует генетика. Поэтому роль генетики в его утопии играет астрология.
         Коммуной-общежитием была знаменитая Онайда - религиозная коммуна, основанная Джоном Хамфри Нойэсом (03.09.1811 - 13.04.1886) в одноимённом местечке штата Нью-Йорк, в 1848 году, за тринадцать лет до начала войны Севера и Юга. Общая столовая, крошечные, похожие на кельи, личные спальни, которыми, как и личными вещами, время от времени было положено меняться, общность жён - причём старшее поколение специально учило молодёжь сексу, совместное воспитание детей, и строгий запрет на проявление симпатии к своему ребёнку или к кому-либо из членов коммуны.
         Именно Джон Хамфри Нойэс, проповедник и религиозный деятель - автор термина "свободная любовь", "love free".
         Коммунами-общежитиями были Народные Коммуны в Китае, более жёсткий и более коммунистический аналог наших колхозов. Общности жён там, правда, не было - а вот обязательные совместные трапезы были. Первое требование бунтующих китайских крестьян к властям - даже не земля, а именно возможность готовить пищу и есть дома.
         И, разумеется, коммуну-общежитие представлял собой знаменитый израильский кибуц. Общности жён там тоже не было (всё же Израиль - не Америка), но семья и личная жизнь каждого кибуцника находилась под строгим контролем коммуны:

         Один из старожилов кибуца Гиват-Бреннер вспоминает, что, если два члена общины занимались любовью, ожидалось, что они публично поделятся опытом с остальными. В первые годы существования кибуцев считалось неприличным, если в общественной столовой муж и жена сидели рядом.
         Воплощение идеи равенства доходило, например, до того, что в Гиват-Бреннер в 1930-х годах ополчились на одного члена, у которого в городе был родственник-дантист, вылечивший ему зубы: требовали равного доступа к услугам стоматолога. Меир вспоминает, что кибуцная дисциплина не разрешала брать что-нибудь одному, не делясь со всеми, и нельзя было приготовить себе питье, когда изнуряла жара, или вскипятить чаю, когда холодно, а о том, чтобы заварить чай в своей комнате, речь вообще не шла.

         (с) Елена Чиркова. "Зачем ты в наш кибуц приехал?"
         https://www.kommersant.ru/doc/2315024

         Стучать друг на друга - обычное дело, увидел у соседа запрещенный чайник или лишние штаны - пошел в секретариат и донес не расплескав, так, из чистого энтузиазма. Общество закрытое, постоянно внутри происходят всевозможные ссоры. Как всегда, одни равны, другие равнее.
         (с) статья: "Кибуц - коммунизм в Израиле"
         http://perekop.org/34312
         Словом, по-настоящему следовало бы задаться вопросом: не почему коммунизм у человечества так упорно "не получается", а как неглупые в общем-то люди вообще могли мечтать о чём-то подобном?
         Да очень просто: именно так живёт ребёнок лет примерно восьми-двенадати (то есть, в том возрасте, когда он достаточно взрослый, чтобы осознать себя и своё место в этом мире, но ещё слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе) в некой идеальной, большой и дружной семье.
         Судите сами:
         1) В семье - всё общее: дом со всеми комнатами, мебелью и предметами обихода, одеждой и обувью, переходящей от старших детей к младшим, книгами и игрушками... Разумеется, и дома есть территории, запретные для ребёнка - чердак, подвал, кладовка, папин кабинет. Но точно так же и при коммунизме технические помещения будут закрыты для любопытных, праздношатающихся граждан;
         2) В семье каждого обеспечивают по потребности, вне зависимости от вклада в общее дело. Причём больше благ достаётся тому, чей вклад минимален - самому ребёнку, его младшим братьям-сёстрам или пожилым, уже не способным трудиться бабушкам и дедушкам;
         3) В семье каждый трудится бесплатно, ради общего дела, по способностям - как взрослые, зарабатывающие деньги, так и дети, учащиеся в школе и делающие мелкую работу по дому. А в прежние времена сын крестьянина или ремесленника уже принимал небольшое участие в семейном деле. Причём для познающего мир ребёнка, которому интересно решительно всё и всё происходит впервые и вновь, труд сам по себе, возможность поработать наравне со взрослыми, принося пользу, и в самом деле оказывается естественной потребностью;
         4) В семье не существует государства или полиции, а все вопросы решаются сообща. Тем более, для маленького ребёнка родители - сами по себе авторитет, и необходимость подчиняться установленным ими правилам не вызывает сомнений;
         5) Дети не создают семьи - в противном случае это уже не дети. В то же время детская, наивно-трогательная влюблённость в хорошенькую соседку по песочнице или по школьной парте - вещь совершенно естественная;
         6) Дети не воспитывают собственных детей - в противном случае, это опять же, уже не дети. А воспитанием младшего поколения, если таковое есть, разного рода братиков-сестрёнок, племянников-племянниц занимается всё малое общество - семья, причём ведущая роль принадлежит профессионалам - родителям;
         7) В семье все живут вместе - вместе собираются за обедом и ужином, вместе идут в поход и на пикник, а если семья многочисленна и не богата, нередко даже спят в одной комнате;
         Таким образом, светлая мечта о коммунизме, о некоем идеально устроенном обществе - на самом деле ничто иное, как подсознательное, невысказанное желание вернуться в детство. В те времена, когда жить было проще, окружающий мир - ярче, впечатлений - больше, люди - добрее, а проблемы - простыми и легко решаемыми. А сам коммунизм - ни что иное, как детство, не закончившееся в тринадцать-пятнадцть-девятнадцать лет (нужное - подчеркнуть, недостающее - вписать), а продолженное "в навсегда", в будущее.
         Вот тут то и кроется ловушка.
         Взрослые - не дети. Взрослому, умному, сильному, самостоятельному человеку с жизненным опытом, с характером, с амбициями никак невозможно снова стать милым несмышлёнышем, о котором будет заботиться, и которого будет водить за ручку общество-коммуна. Какими бы убеждёнными единомышленниками не были строители нового общества - среди них, как и среди любых взрослых людей, неизбежен конфликт мнений, конфликт интересов, который неизбежно закончится или распадом нового общества или всеобщей апатией.
         Из этой ситуации у коммунистов есть два выхода:
         Первый выход - террор, далеко не бессмысленный, но непременно беспощадный. Тем ли, другим ли, третьим ли способом, но "железной рукой загнать человечество в счастье", заставить людей жить не самостоятельно, а сообща. Не останавливаясь и перед сознательным уничтожением несогласных.
         Отсюда и чудовищный кровавый разгул во времена Гражданской войны, о котором сами коммунисты стараются не вспоминать. А если разговор и заходит, доказывают, что:
         его вообще не было;
         белые были ещё хуже;
         пострадавшие сами виноваты, новой жизни не хотели;
         Отсюда и коллективизация, про которую сам Сталин сказал, что это было нечто ужасное. Крестьянин - трудящийся собственник, которого нужно было перевоспитать, приучив к коллективному труду;
         Отсюда и сталинские репрессии, когда приговоры выносились по упрощённой процедуре, "тройками", без суда и доказательства вины;
         Отсюда и террор Красных Кхмеров в Камбодже, когда женщин убивали только за то, что те красивы, а интеллигентам разбивали головы мотыгами;
         Отсюда и упоминавшееся выше стукачество, процветавшее в израильских кибуцах;
         Второй выход - уступки косной, не понимающей своего счастья человеческой природе, совершаемые против воли, нехотя, со скрежетом зубовным. Разумеется, временные - но мы-то знаем, что в жизни нет ничего более постоянного, чем временное:

         "Стремясь к равенству вознаграждения за всякий труд и к полному коммунизму, Советская власть не может ставить своей задачей немедленного осуществления этого равенства в данный момент, когда делаются лишь первые шаги к переходу от капитализма к коммунизму. Поэтому необходимо еще сохранить на известное время более высокое вознаграждение специалистов, чтобы они могли работать не хуже, а лучше, чем прежде, и для той же цели нельзя отказываться и от системы премий за наиболее успешную и особенно организаторскую работу.
         Равным образом необходимо ставить буржуазных специалистов в обстановку товарищеского общего труда, рука об руку с массой рядовых рабочих, руководимых сознательными коммунистами, и тем способствовать взаимному пониманию и сближению разъединенных капитализмом работников физического и умственного труда".

         (с) Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков), принята VIII съездом партии 18-23 марта 1919 года.

         Как очень быстро выяснилось, более высокое вознаграждение на известное время необходимо сохранить не только нужным новой власти буржуазным специалистам, но и красноармейцам, и рабочим с крестьянами. И даже, как это не удивительно, даже высокопоставленным членам Коммунистической Партии.
         Вот так "военный коммунизм" - попытка перейти к коммунистическим отношениям сразу, декретом, "кавалерийская атака на капитал", по определению В.И.Ульянова (Ленина) сменился НЭП'ом - Новой Экономической Политикой, временным возвращением к частно-рыночным отношениям.
         Так в Советском Союзе сохранилось такое понятие, как заработная плата, а успешным работникам платили премии. Во время Великой Отечественной Войны платили солдатам за подвиги - за подбитый танк или самолёт, за пленных солдат противника. А самая престижная советская награда, знаменитая Сталинская премия, по слухам, учреждённая Сталиным из личных средств для поддержки учёных, писателей, и прочих творческих людей, помимо значка, диплома и уважения окружающих, включала и сто тысяч рублей деньгами. Для сравнения: рабочий в те времена зарабатывал примерно сто пятьдесят - двести рублей в месяц, инженер тысячу - полторы тысячи рублей в месяц.
         Момент, замечу, не праздный - ведь в Советском Союзе существовали целые категории граждан - крестьяне-колхозники, и мобилизованные трудармейцы, заработную плату не получавшие вовсе.
         Так в Советском Союзе сохранилась традиционная семья с папой и мамой, старенькими дедушкой и бабушкой, и некоторым количеством детей. А за разврат и беспорядочную половую жизнь, "за аморальное поведение", как говорили в те времена, сурово наказывали не только рядовых граждан, но и высокопоставленных членов Коммунистической партии.
         Да, были в своё время и разного рода "брачные коммуны", "теория стакана воды", и общество "долой стыд". Был даже наделавший много шуму, а потом напрочь забытый "Декрет об обобществлении женщин", обнародованный в Саратовской и Вятской губерниях. Правда говорят, что это был не "пробный шар" новой власти, а идиотская, в духе автора "Бравого солдата Швейка", шуточка редактора издававшейся в Саратове анархистской газеты.
         Так в Советском Союзе граждане сохранили право на личное пространство - на собственное жильё, квартиру или дом. Жильё можно было даже купить, вступив в жилищный кооператив, (ныне это называется "товарищество собственников жилья"). Были, разумеется, и коммуналки - но к жизни их вызвала разруха после Гражданской и Великой Отечественной войн, а не сознательная политика Партии и Правительства.
         Даже убеждённый ленинец, Никита Хрущёв, отобравший у колхозников личный скот и приусадебные участки (пусть больше времени отдают работе в общественном секторе - на колхозном поле и на колхозной ферме, а молоко и овощи покупают, а с наступлением коммунизма получают бесплатно в колхозной лавочке) начал массовое строительство не домов "обобществлённого быта", проекты которых время от времени появлялись, а не слишком удобных, малогабаритных, но всё же отдельных квартир.
         А при Брежневе, несмотря на яростное сопротивление ортодоксов, справедливо боявшихся возвращения частной собственности, гражданам Советского Союза было позволено владеть и землёй - личными садовыми участками площадью в шесть сотых гектара, знаменитыми "шестью сотками". Эта "частная собственность" была связана массой ограничений и запретов - нельзя строить капитальный дом, нельзя строить утеплённый дом с печкой, нельзя продать участок без разрешения садового товарищества. Но, несмотря на упомянутые ограничения, это было личное, собственное земельное владение, которым распоряжалось не государство, не общество, не трудовой коллектив предприятия, а конкретно данный гражданин.
         Так в 1881-ом году, через тридцать лет после основания официально прекратила существование упоминавшаяся выше Онайда. Из религиозной коммуны она стала обычным капиталистическим предприятием, акционерным обществом по производству кухонной посуды и охотничьих принадлежностей. Отцы-основатели состарились и сошли со сцены, а воспитанное и развращённое ими новое поколение коммунаров захотело иметь личную жизнь и собственные семьи. Джон Хамфри Нойэс на пять лет пережил своё детище, и кто знает, о чём он думал, увидев под старость крушение своих идей.
         Так в израильских кибуцах после кризиса середины восьмидесятых годов, поставившего многие из них на грань банкротства, рядовым кибуцникам было позволено иметь личное жильё с кухней, личные вещи - одежду, обувь, покупать книги и самим выписывать газеты. Было позволено самостоятельно воспитывать детей и даже зарабатывать на стороне, пусть и перечисляя львиную часть заработанного в кассу кибуца. А в самих кибуцах появились наёмные работники, даже наёмные управляющие - прежде привлечение наёмного труда со стороны считалось эксплуатацией.
         А в Китае восьмидесятых, после тихого бунта крестьян, захотевших свою землю и не желавших питаться в общих столовых, случились знаменитые реформы Дэн Сяопина:

         "Сторонники Дэна выкопали из четвёртого тома "Капитала" рассказ Маркса о капиталисте, эксплуатировавшего восьмерых рабочих. "Если Маркс говорит именно о восьмерых, значит, найм семерых не может считаться капиталистическим, - логично заключили они. - А если ещё и сам хозяин будет работать, какой же это капитализм?" Дэну такая "научная" аргументация понравилась, и по его инициативе руководство ЦК и Госсовета разрешило "индивидуальные дворовые предприятия" с числом рабочих не более семи. И сразу же в стране начался бум в сфере бытового обслуживания населения: мелкие частные ресторанчики, обувные и пошивочные мастерские, парикмахерские и тому подобные предприятия стали расти, как грибы...
         ...Первый документ, принятый Политбюро 23 декабря 1982 года, разрешал крестьянам нанимать рабочую силу, правда, под эфемерным названием "помощников и учеников" и по тому же принципу, что на мелких предприятиях в городе. ... Второй документ устанавливал длительные сроки семейного подряда (15 лет и более) и поощрял "постепенную концентрацию земли в руках умелых землевладельцев", то есть "кулаков"".

         (с) А.Панцов, "Дэн Сяопин", серия "Жизнь Замечательных Людей".

         Словом, жизнь подвела неожиданный итог. Идеи коммунизма вечны - ведь у каждого из нас есть своя "золотая крыша детства". Но построить коммунизм нельзя - как невозможно взрослому человеку снова стать ребёнком. Беда в том, что на одной шестой части земной суши его однажды и в самом деле решили построить...

(с) Atta, Москва, 26.05.2019


Оценка: 2.77*10  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Мраги "Негабаритный груз"(Научная фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"