Гурбанов Абдулла Панах-Оглы : другие произведения.

Метафизические возражения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение

  
  Командор:
  Здравствуйте, Абдулла
  
  Здесь пока часть ответа.
  
  Первая мысль, которая напрашивается - любой анализ чего бы то ни было никогда не является обязательным для действия. Научные выводы по своей сути ограничены и условны, и всегда можно рассчитывать в будущем на лазейку, которая позволит обойти те или иные запреты.
  
  Второе - надо четко понимать, что наука - не особый способ добычи знания, это просто сама добыча знания. Это рациональное сведение всех доступных на данный момент данных в единую систему. И главное - других знаний нет. Поэтому невозможно отмахиваться от нее. Нельзя просто сказать - такие-то и такие-то выводы мы не будем учитывать. За это надо платить. Любая концепция, которая в качестве гипотезы выдвигается на первый план ценой разрушения и отрицания других компонент существующей системы взглядов, должна приносить что-то существенное, способное компенсировать "дыру", хотя бы в виде проекта. В противном случае это будет чисто произвольное действие, которое с таким же успехом может быть заменено выдвижением другой концепции. С идеей самоорганизации именно так и обстоит дело. Если правильно то, как описывает дело неравновесная термодинамика, то самоорганизация - подчиненный, вторичный процесс, результат действия иных, независимых от него принципов. Если есть потребность переставить паровоз и вагоны, и сказать, что именно самоорганизация как раз и создает все остальные силы, то для этого нужны серьезные основания, поскольку нет ничего, что говорило бы в пользу этого.
  Даже наша потребность к организации, которая заставляет развешивать ярлыки "порядок - добро, а хаос - зло" ни о чем не говорит. Если мы в самом деле лишь механизмы, позволяющие нашей планете максимально эффективно извлекать энергию из солнечного излучения и рассеивать ее, то эта потребность в организации - лишь субъективное выражение этого механизма, и оно не должно сбивать с толку и навязывать ход рассуждений.
  
  Абдулла:
  Здравствуйте, Командор!
  
  Если смысл нашей потребности организовывать мир сводился бы к тому, чтобы убыстрять мировую энтропию - это был бы какой-то абсурдный смысл и, даже, противный "здравому смыслу" смысл. Допустим это верно. Допустим именно так и обстоит дело с самой общей вселенской тенденцией. Самый главный вопрос, который тут же возник бы - что из этого следует? И я задаю Вам этот вопрос прямым текстом: что Вы предлагаете констатировать при такой постановке вопроса? В смысле - в чём же смысл наших действий?
  
  Понимаете, в чём дело... Вы думаете невообразимым для меня образом. Вы думаете, что в ускорении энтропии энергии мироздания может быть СМЫСЛ. Вы не понимаете элементарную вещь - если это положение с ускорением энтропии верно - всё бессмысленно. Что я имею в виду под "всё бессмысленно"?! В смысле - нелогично. Знаете почему? Потому что нет никакой разницы в том, с какой скоростью энтропировать мировой энергии. Ну, помогли мы вселенной нашей жизнедеятельностью скоротать десяток миллиардов лет на полную тепловую смерть - смысл? Она куда-то торопится? Надо успеть совершить другие важные дела? Ясно, что нет у неё никаких других дел. Следовательно, наша ускоряющая энтропию "помощь" ей нужна как собаке пятая нога.
  
  
  Командор:
  Более того, я вообще не убежден, что противопоставление хаос-порядок имеет абсолютный смысл, что называется на уровне мироздания. Я уже не говорю, что обсуждение строения мироздания вообще бесплодное занятие, потому что не существует такого объекта как мир в целом, он не является предметом нашего опыта и для его познания у нас нет аппарата. Все глобальные концепции лишь по наивности принимаются за таковые, по сути же являются лишь отражением абстрактных схем, которые имеются на данный момент в сознании и которые применяются в познавательном процессе, что вполне убедительно показал Кант.
  
  Абдулла:
  Что значит "не существует такого объекта как мир в целом, он не является предметом нашего опыта и для его познания у нас нет аппарата"? Наше мышление и есть аппарат для познания мира в целом. То, что пока что люди не воспринимают мир в целостности, как единый вечно становящийся объект - так это временная самонедоработка, недоэволюция носителей разума. Тенденция видится таким, что именно целостное (не объективированное, не раздробленное, не конвенциональное) мышление и есть следующий этап сознательной эволюции разумной жизни. Об этом твердят Ауробиндо и Бердяев. Ну, и Ваш "скромный" слуга...
  Когда Вы говорите "не существует такого объекта как мир в целом" - Вы ведь имеете в виду общечеловеческое мировосприятие! Да, да - уверяю Вас. Это не относится ни ко мне ни к моему учителю, Николаю Бердяеву. Уверяю Вас, что мир воспринимается мной именно как целостный объект. И никакого иного восприятия не должно остаться. Преодоление объективации сознания и есть преодоление "падшести" недобогочеловеческого сознания. Читайте Бердяева! Половина его философии посвящена учению о проблеме раздробленности мировосприятия человеческим сознанием. Заодно и Ваше отношение к личности Христа подкорректируете... Другое дело, что у Бердяева нет ещё космогонического представления о Невозвращении к Хаосу, как о смысле мирового становления.
  И что значит в Вашем произношении "обсуждение строения мироздания вообще бесплодное занятие"? О какой плодовитости вообще может идти речь, если никакая плодовитость вообще невозможна? Ведь всякое действие лишь убыстряет, по-вашему, разложение мира! Извините, но мне кажется, Вы не можете говорить ни о какой плодотворности. У Вас нет на это "логического права".
  
  Командор:
  Противопоставление "хаос-порядок", как часть общего противопоставления "случайность-закономерность", на мой взгляд, не имеют того принципиального характера, который мы им придаем. Случайность вообще ускользает от понимания, если нет какой-то базы устойчивого и закономерного, как например случайная картина "no signal" на экране воспринимается только через посредство стабильной структуры цветовых точек и при условии некоторой длительности во времени каждого пятна. Закономерное же, в свою очередь, базируется на целом ряде абстракций, заведомо нереализуемых в реальности, как например точечные тела или действительные числа с бесконечным числом знаков. Поскольку наше сознание обречено иметь дело только с этими двумя схемами, то любое их противопоставление всего лишь попытка навязать природе наш субъективный подход.
  
  Абдулла:
  Не надо говорить "наше сознание", "наш субъективный подход". Субъект субъекту рознь. Это в толпе все равны. Между личностями (сложными сознаниями) не может быть равенства. И субъективный подход одного может быть бесконечно ближе к реальности... в отношении субъективного подхода оппонента...
  Поймите меня правильно - я лишь протестую против возможной стадной уравниловки.
  
  Бердяев:
  В Царстве Божьем нет никаких коллективов, в нём есть только личности, оно все состоит из личностей разных иерархических ступеней.
  
  Абдулла:
  Я не хочу быть субъективно выше или ниже кого-либо. Я лишь хочу не быть с кем-либо в стадных отношениях.
  
  Командор:
  А теперь я перечеркиваю все, что написал, и возвращаюсь к первому утверждению, которое всегда в силе - никакие общие выводу ни к чему нас не обязывают. Если получается, что бесконечный прогресс - иллюзия, то объявлять его бессмысленным - это та же самая иллюзия, вывернутая наизнанку. Весь смысл и все оправдание - в том действии, которое совершается здесь и сейчас, это, если хотите, и есть вся вечность, другой не будет.
  
  Абдулла:
  Если бесконечный прогресс иллюзия... тогда что же не иллюзия? Вот мы с Вами общаемся. Это не иллюзия. Но есть ли смысл в нашем общении? Если смысла нет - то к чему наши разговоры? А если есть - в чём он?
  С моей стороны смысл нашего общения в том, чтобы развивать мою мысль о смысле мирового становления. Это развитие мысли о смысле миротворения есть прямое преодоление хаоса в человеческом сознании. Преодоление этого хаоса в общечеловеческом сознании есть деятельный путь к Спасению (Невозвращению к хаосу). Вот как я понимаю смысл нашего общения. В чём смысл нашего общения /с Вашей/ стороны? Ускоряем энтропию вселенной? Или что делаем?
  Это чисто логические вопросы. Как видите, я копаюсь в Вашей мотивации. Может - это перспективный путь?
  
  Командор:
  Вы, кажется, не поняли всей глубины идеи того, что организация способствует развитию хаоса. Существует заезженный штамп, что "предаваться вакханалии" и есть то самый "оптимальный" путь к хаосу. Весь трюк в том, что именно "культурное творчество" и есть этот самый лучший способ повысить энтропию. Любое строительство сопровождается тихим и незаметным но неуклонным разрушением чего-то другого, даже сам процесс мышления не является исключением, и объехать это никак невозможно. И "Спаситель" здесь ничего не изменил, с ним ли собирать или без него - суть дела не меняется. Доводя до абсурда аналогию, можно сказать, что если уж вы не хотите "потакать врагу жизни" - никаким строительством вообще заниматься не надо. Я не размышляю в терминах "спаситель" или "враг", и полагаю, что во всем этом был огромный эмоциональный порыв, и ни капли мудрости и понимания сути вещей.
  Поэтому и не следует столбиться на том, кому нужен хаос, а кому порядок, а зафиксироваться на том, что он нужен нам в нашем нынешнем положении. Любые разговоры об абсолютном значении порядка в масштабах вечности - лишь другая форма той же самой фиксации, так не проще ли сделать это в явном виде?
  
  Абдулла:
  Я вижу, Вы чересчур уверены "во всей глубине идеи того, что организация способствует развитию хаоса". Не нужно быть уверенным вообще в чём-либо. Это и есть религиозная предвзятость и косность восприятия. Не быть уверенным, не быть в определённом отношении ко всему, не быть со строгой установкой - удел высочайших личностей. Это доставляет страдания и дискомфорт, порой способные довести до самоубийства. Но это и есть высшая креативность мысли и духа. Ах да! Если созидать, в сущности, нечего - зачем же надрывать своё мышления и раздирать свою душу неопределённостями! Но ОТКУДА эта уверенность в том, что "что организация способствует развитию хаоса"? Представьте себе, что эта ложная точка зрения. И истинный смысл в том, чтобы хаос созидательно преодолевать с увеличением шансов Невозвращения. В этом случае - Ваша уверенность работает против сути Вашего и всех остальных общего существования в духе и истине, во Христе.
  Ещё раз подчеркиваю - жить мученической жизнью созидающего свой дух, жить божественной жизнью - судьба единиц. Для этого нужно жить оторванно от стада и стадного мышления. Правда у Вас вроде бы какая-та позиция... Да только мне ещё непонятно, в чём она заключается. Вы говорите: "не следует столбиться на том, кому нужен хаос, а кому порядок, а зафиксироваться на том, что он нужен нам в нашем нынешнем положении". Что нам нужно-то "в нашем нынешнем положении"? Я Вас попросил привести ЛЮБОЙ пример нужности в каком бы то ни было положении. Всякую нужность чего-либо для кого-либо я сведу к сущей нужности самой эволюции вообще. Например - Вам "нужно" завести детей и заботиться об их благополучии. Объективированное человеческое сознание воспринимает фрагментарные нужности в качестве "вещей в себе", самодостаточных объектов стремления, желания. Это и есть массовая психология. А массовая психология и есть основная проблема к психологии богочеловеческой (чисто созидательной). А чисто созидательная богочеловеческая психология - основное условия для шансов Спасения.
  Хотят миллионов долларов (а лучше миллиардов), яхт, мерседесов. И тупо не понимают, что на самом деле хотят воли божьей, эволюции мира от хаоса к порядку. Думают, что хотят власти "здесь и сейчас", а на самом деле повлиятельней поучаствовать в увеличении власти ПОРЯДКА над ХАОСОМ. Думают, что просто хотят поиметь как можно больше женщин - на самом деле потакают старому инстинкту "эгоистичного гена". Да только вот оплодотворения-то самок и не происходит. Ерундой маются, при чём зря. И если не поймут, зачем хотят власти, денег, небоскрёбов и всего прочего - так и глобального сущего успеха никакого не будет. НТП может запросто обернуться против жизни, в следствии целенедопонимания (застоя духовно роста). И даже не нужно будет никакого вселенского коллапса или тепловой смерти.
  
  Но вернёмся к Вашей религиозной уверенности в "глубине идеи того, что организация способствует развитию хаоса". Теория может быть и остроумная - но глубиной тут и не пахнет. А пахнет абсолютной бессмыслицей.
  Что это за теория? Не нужно мне объяснять физический смысл и всё такое. Просто скажите - насколько это научно доказано? И насколько ВЫ ЛИЧНО разбираетесь в этом? Но, допустим, какой-нибудь Пупкин Задунайский вывел уже теорему о невозможности избежания тепловой смерти вселенной. Что это доказывает? Ведь что бы он там не наразмышлял - всё может оказаться ошибочным! Понимаете, человеку всегда, во все времена было свойственно думать, что вот теперь-то уже всё ясно с законами мира с научной точки зрения. Но это - чистый психологизм. Если кто-то будет доказывать обратное и приводить расчеты - что, мол, возможно преодоление энтропии - это тоже будет всего лишь гипотеза. Кстати, такая гипотеза есть, и я недавно говорил о признанном учёном, выведший формулу смысла существования "Космического субъекта". Я говорил об этом учёном несколько дней тому назад, на форуме "Религия = рабство". Приведу часть того моего поста:
  
  ////////////
  Кстати некто Лефевр Владимир Александрович, эмигрировавший (кажется ещё при СССР) в США русский учёный, пришёл в точности к тем же выводам о цели эволюции мира. Совсем другим путями своей науки, которая есть что-то связанное с психологией и ещё не понятно с чем (какая-та наука-гибрид). Жаль, что нет его трудов в Интернете. Только одна ранняя книга ("Конфликтующие структуры"), где ещё нет ничего о его независимых выводах о смысле мирового развития, как Невозвращения всего к хаосу. Я ему писал как-то около года назад. Он ответил как-то сухо, с предложением подарить мне свою книгу в бумажном виде, только передай-де я ему мой почтовый адрес в Баку. Но я хотел общения и сотрудничества... В общем - не ответил ему. Вот что единственно я нашёл в Интернете о его той, интересующей меня книге "Космический субъект":
  
  Введение
  
  Вступительное слово Карла Поппера
  
  I. Субъект в моделях Вселенной
  сознание и математика, метафора и модель, человек в модели Вселенной
  
  II. Разумный магнитный плазмоид
  классификация Кардашева, попытки найти внеземные цивилизации, иные формы жизни
  
  III. До-мажор и до-минор из объекта SS433
  отличительный признак космического субъекта, музыкальные гаммы, объект SS433, возможная связь с плазмоидами, гармонические отношения в спектре объекта, квазары и радиогалактики
  
  IV. Аналитическая модель субъекта
  универсалии, функция готовности, свобода выбора, исходные предположения, вид функции готовности, Реалист, свободный выбор и хаотическое поведение
  
  V. Полезность и полярность
  два аспекта выбора, полезность, полярность, модель Рестла, моральный выбор
  
  VI. Гиперболический закон категоризации
  магнитудная оценка, психофизическая функция, категориальная оценка, кривая категоризации, роль частоты предъявлений, про-блема Стивенса-Галантера, проецирование состояний, модель категоризации, гиперболический закон
  
  VII. Выбор без объективных критериев
  выбор при отсутствии объективной меры, золотое сечение, опыты, в которых появляется золотое сечение, эксперимент Адамса-Веббера, референдумы
  
  VIII. Теорема о существовании и единственности рефлексии
  субъективный мир, образ себя, основная теорема, графическая метафора, диагональное представление, образ себя у Реалиста
  
  IX. Рефлексия и ее диаграммы
  когнитивные итерации, осознание, схемы рефлексии, диаграммы рефлексии, пример
  
  X. Булева модель
  рефлексия и формальная импликация, диагональное представ-ление импликации, вероятностная интерпретация, коллапс булевой функции, схема Шрейдера, время реакции
  
  XI. Самодетерминация
  воздействие мира как функция интенции, колебания, комбини-рованная полезность, деление пирога, обобщенная модель свободного выбора
  
  XII. Мозг, ментальные феномены и термодинамика
  мозг и субъективность, гипотеза о природе ментальных явлений, тепло и работа, второе начало термодинамики, тепловые машины, теорема Карно, температура, потерянная доступная работа, поршневой двигатель
  
  XIII. Тепловые машины и рефлексия
  последовательность тепловых машин, агрегат с лентами, связь с диаграммами рефлексии, добавление машин слева и справа, восходящая и нисходящая рефлексия, резонансы, полезности и энергии
  
  XIV. Генерация чувств
  рефлексия чувств, парадокс Леви, мощности машин как аналоги чувств, обобщение диаграммы рефлексии, пример, профили переживаний, общая модель субъекта
  
  XV. Музыкальные интервалы
  целочисленность интервалов, объяснительные схемы, дискуссии, теория Гарбузова, диатоника, натуральные интервалы
  
  XVI. Модель музыканта
  интервалы как проецирование состояний, условие резонанса, абстрактный клавикорд, трезвучия, теорема о натуральных интервалах, интервалы и переживания, зоны Гарбузова
  
  XVII. Медитация
  два типа медитации, пустотная медитация, слияние с Абсолютом, модель медитации
  
  XVIII. Смысл существования космического субъекта
  физическая схема, ступени эволюции магнитно-плазменного субъекта, стремление стать вечным двигателем, формулировка второго начала как математическое описание субъекта
  
  XIX. Устройство Вселенной
  релятивистские модели Вселенной, сценарии эволюции, галактики, черные дыры, энтропия
  
  XX. Большая Коррекция
  неблагоприятный сценарий эволюции, космологическая коррекция, метафорическая схема выброса вещества, ориентация ветвей спиральных галактик
  
  XXI. Заключительная глава. Моральный императив как физический закон.
  координация действий, негативный прогноз теории игр, категорический императив, мораль как космологический фактор
  
  
  Абдулла:
  Как видите, всего лишь оглавление. В главе восемнадцатом изложены выводы о смысле развития мироздания и космического субъекта. В точности моя теория эволюции. Об этом я узнал на сайте по космологии http://www.cosmologia.org/ - в статье Ю.Н. Ефремова. Вот что пишет
  
  Ефремов:
  Интуитивно, мысль о том, что космическое предначертание разума состоит в борьбе с энтропией, тепловой смертью Вселенной, посещала многих из нас. В.А.Лефевр, кажется, строго доказал это. Соответствие природы человека Второму началу термодинамики согласно Лефевру, означает, что "в нас заложен принцип, заставляющий нас стремиться стать вечным двигателем, т.е. существовать вечно". Каждый последовательный акт осознания эквивалентен, в термодинамическом описании, возникновению все более совершенной тепловой машины, со все большим к.п.д., так что "последовательно осознавая себя, космический субъект, тем самым, стремится стать вечным двигателем " (с. 153).
   Сходство формулы, описывающей _бессознательный_ механизм человеческой психики, (именно это условие заставляет ограничиться рефлексией второго ранга, более глубокие уровни предполагают уже свободу воли - см. [21, 22]) со вторым законом термодинамики заслуживает воистину большого внимания. И поскольку речь идет именно о неосознаваемом (и, очевидно независящем от условий внешнего мира) выборе, можно предполагать универсальность этого механизма для любых космических субъектов.
  
  Абдулла:
  Только вот у Лефевра "стремление стать вечным двигателем" еще не ставится, как я понимаю, в качестве сознательной цели и объекта стремления. И он понятия не имеет о том, что это бессознательное стремление к вечности и есть постулируемая Христом Жизнь Вечная, как цель вселенского существования. Я ему писал об этом и он имел возможность и время подумать в этом русле... Напишу-ка ему ещё... Прямо сейчас...
  ////////////////
  
  Конец цитаты.
  
  Абдулла:
  Вот его, Лефевра, е-мейл valefebv@uci.edu
  Это если вдруг кому-то захочется поговорить с ним лично на эту тему.
  
  
  ================
  
  
  
  
  Командор:
  Абдулла:
  Не важно, /как/ появилась жизнь. Важно - ЗАЧЕМ. Потому как только "зачем?" придает смысл всему, в том числе и нашему общению.
  Командор:
  Послушайте, смысл жизни - проблема для детсада, она не представляет никакого интереса. Ваше существование требует какого-то оправдания? Перед кем или чем? Нет ничего в мире, чтобы могло обязать человека делать то-то или то-то.
  
  Абдулла:
  Последнее предложение - вот что из детсадовских суждений!
  В мире совершенно определённо есть НЕЧТО обязывающее думать, чувствовать, планировать и поступать определённым образом. Это - инстинкт самосохранения. Без этого всеобщего стержня всякой жизни вообще и человеческой в частности - мир был бы хаотичным и совершенно непонятным. В нём нельзя было бы ориентироваться. Он был бы просто невозможен, человеческий мир. То же самое касается животного мира, и будет касаться жизни богочеловечества. Только вот в животном мире мы наблюдаем абсолютную адекватность инстинкту самосохранения, а человек со своей приобретенной свободой воли может и грешить против этого сущего инстинкта (против воли бога-эволюции). В богочеловечестве же этот грех будет исправлен полным осознанием всех мотивов и избавлением от безумия целенедопонимающей воли.
  
  Командор:
  Никакие законы энтропии не могут заставить меня считать что творчество или созидание бессмысленны. Достаточно, что я считаю их осмысленным занятием и точка.
  
  Абдулла:
  :))) Типа "созидаю - ибо абсурдно", так что ли? Вы - самый настоящий верующий. Что значит быть верующим? Это значит обходиться без логики в своих мотивациях и стремлениях.
  "Я считаю так и точка" - это, извините, из репертуара анекдотов про логику блондинок. И уж точно на такой основе не построим конструктивного диалога... Если есть желание продолжить наше софилософствование, Вам нужно отказаться от всего безапелляционного. Если считаете творчество чем-то имеющим смысл - будьте добры постараться изложить эту позицию на языке строгой логики. С моей точки зрения творчество есть путь к Спасению Мира. Может быть оно, это спасение и невозможно. Но ЕСЛИ исходить из допущения, что оно возможно - моя позиция логична. А если оно невозможно - во-первых мы этого не знаем и не узнаем до конца нашей жизни. Во-вторых - если допустить, что спасение, всё же, невозможно - то я просто не знаю в чём смысл творчества. Может, Вы мне объясните? В смысле объясните смысл творчества с допущением технической невозможности Выживания? Нет, на самом деле! Вот я согласился с Вами, что Выживание Невозможно. Теперь нижайшая просьба в этой отдельно взятой ветви нашего диалога условно объяснить мне смысл творчества, при допущении невозможности вечности миротворения. Именно /объяснить/, сделать ясным Ваше полагание творчества чем-то нужным, имеющим смысл.
  
  Командор:
  Между прочим, уже в своей фразе ВЫ САМИ определили, ЧТО в мире является смыслом. Что вам еще нужно, какие внешние оправдания. если вы сами определяете, где и в чем он заключается? Наверное это логично и последовательно делать так и все время?
  Как выразился однажды император Павел : "В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю". Ни убавить ни прибавить - в каждый момент времени осмысленным является только то, чем вы занимаетесь в этот момент, и ровно то время, пока вы им заняты.
  
  Абдулла:
  Всё это голословно и эмоционально! Логики нет. Пока я конструирую самолёт - в этом есть смысл. А завтра уже нет того смысла, который был при моём вчерашнем конструировании?
  Пока я живу - в этом есть смысл. После моей личной смерти исчезнет и смысл моей жизни? Кант не имеет больше смысла? Его смысл остался там, в 18-ом столетии? Иисус, Будда, Сократ, Александр Македонский, Блаженный Августин, Леонардо Давинчи - потеряли всякий жизненный смысл? Возьмём кого-нибудь попроще! Какой-нибудь раб эпохи фараонов - его смысл остался в прошлом? По моей логике НИКТО не может исчезнуть вместе со своим "бывшим" смыслом. Потому как смысл это и есть то, что остаётся вовеки в качестве размера содействия мировому развитию. То, что раб Сократа просто ничтожно, в сравнении со своим хозяином, повлиял на развитие мира - роли не играет. Потому как речь идёт о принципе.
  По-вашему получается, что нет ни великих, ни ничтожных. Нет более значительных и менее значительных. Потому как всё вернётся в хаос и никто в это дело ничего вложить не может, разве что ускорить этот процесс. Но ускорение энтропии не может быть заслугой и целью. Следовательно смысла нет и все равны, всё равно. Такая психологическая установка и есть путь к первозданному хаосу. Потому как созидание требует разборчивости и возможности оценивать. Понимаете, что получается: если моя позиция правильная - то Вы с Вашей мировоззренческой установкой вредны как для меня, так и для Вас самих и всех остальных жителей всех времён. Если же правы Вы... я, с моей установкой, никоим образом не могу вредить ни себе, ни кому-либо. Если Вы правы - ни вреда, ни пользы не существует. А если ни вреда, ни пользы не существует - то никто не может быть правым и неправым в ПРИНЦИПЕ. Следовательно - если Вы правы, то Вы всё равно не правы. Не то, что /неправы/, а именно что не правы и не неправы. Поймите, что это полная бессмыслица.
  
  Командор:
  Абдулла:
  Флуктуации дают только возможность СВОБОДНОГО (не детерминированного) функционирования сознания.
  Командор:
  Неоднократно слышал, как свободу связывают с недетерминированными флуктуациями, и не могу понять откуда идет этот всеобщий confusion, это совершенно разные вещи. Вспомните, что в социальных науках свобода лишь характеризует тип отношений между людьми, где человек в определенных ситуация поступает согласно собственным потребностям, а не в соответствии с навязанной ему волей. Можно сказать в более общем виде - система тогда "свободна", когда ее реакции не заданы однозначным образом внешней средой, а в большой степени зависят от ее внутренного состояния. При этом ничто ей не мешает быть полностью детерминированной - внутренне, конечно. Этого вполне достаточно, чтобы говорить об уникальности и "непредсказуемости" этой системы. Только эта "непредсказумость" не имеет ничего общего со случайностью. Хуже того, случайные флуктуации приводят к хаотическому поведению, а какое это имеет отношение к свободе?
  
  Абдулла:
  Ошибка видится вот в чём "...где человек в определенных ситуация поступает согласно собственным потребностям, а не в соответствии с навязанной ему волей". Предполагается, что у человека есть "собственные" потребности. Вот это и есть корень недоразумения. У человека нет "собственных" потребностей. Назовите любую потребность, какая только придёт на ум. Я покажу Вам, что это не собственность человека, но сам человек является собственностью этих эволюционных потребностей, нацеленных на самосохранению.
  
  Докинз:
  Какова судьба древних репликаторов теперь, спустя 4*10^9 лет? Они не вымерли, ибо они - непревзойденные мастера в искусстве выживания. Но не надо искать их в океане, они давно перестали свободно и непринужденно парить в его водах. Теперь они собраны в огромные колонии и находятся в полной безопасности в гигантских неуклюжих роботах (3), отгороженные от внешнего мира, общаясь с ним извилистыми непрямыми путями и воздействуя на него с помощью дистанционного управления. Они присутствуют в вас и во мне; они создали нас, наши души и тела; и единственный смысл нашего существования - их сохранение. Они прошли длинный путь, эти репликаторы. Теперь они существуют под названием генов, а мы служим для них машинами выживания.
  
  Абдулла:
  Так что нет никакой непредсказуемости и разнообразие воль. Любого человека можно ПОЛНОСТЬЮ понять, если хорошенько покопаться в его подсознании, а он не будет сопротивляться. И все поиски будут приводить к одним и тем же результатам. Всё будет сводиться к воле к самосохранению.
  Но Докинз просто не знает логического продолжения своей эволюционной логики. И эгоистичность генов не является последним словом в теории эволюции. Преодолимо и это. Именно это и проделал Иисус свой добровольной смертью. Гены хотят выжить лично. Это приводит к постоянным конфликтам. Эти постоянные конфликты обуславливают продвижение более коварных, хитрых, активных, безалаберных генов. Но смысл эволюции таков, что никакое коварство возведённая ни в какую степень не может осуществлять самосохранение генов. Потому что тепловая смерть вселенной уничтожит все гены. Для Выживания нужно преодолеть всякий конфликт и всякую конкуренцию и переходить на чистое сотворчество и устремляться к бесконечному повышению КПД эволюции. Так что не всё объясняется эгоизмом ген. Миссия Христа и Его влияние не вписывается в теорию Докинза. Но теория Докинза вполне вписывается в мою интерпретацию учения Христа о жизни вечной, как об объекте вечного стремления. Эгоизм не только преодолим в исторической перспективе - это преодоление одно из основных условий успешной эволюции мира. То есть - это преодоление животного прошлого является задачей номер 1 на пути к вечности.
  
  Командор:
   Вы недооценили мой вопрос о том каков критерий порядка, как мы должны оценивать те или иные действия, направлены они в сторону самоорганизации или нет. Вам удается уйти от неразрешимых вопросов потому что вы ограничиваетесь общими пожеланиями вроде "ЧИСТО созидательное осуществление эволюции мира" "Стоит только понять всем суть этой сущей воли, как инстинкта самоспасительной мировой самоорганизации - наступит царство божье". Созидание, творчество - бессодержательные термины, пока они берутся в чистой, абстрактной форме. Их нельзя критиковать, потому что в них не за что уцепиться, но как обратная сторона медали - они ничего не дают и не к чему не ведут. Получается, что вы отдаете всю инициативу на реализацию этих абстрактных пожеланий каждой личности в отдельности на ее усмотрение. А это абсолютно ничего не меняет в положении дел - каждая личность и так этим занимается ежедневно - живет так как бог на душу положит.
  А попробуйте наполнить содержанием ваш призыв - и вы увидите, как все станет совершенно неоднозначным.
  
  Абдулла:
  Что значит "Их нельзя критиковать"? Вы всё ещё думаете, что можете что-либо критиковать? Тогда мы идём к ВАМ! (шутка)
  Если серьёзно - а какой критике может быть речь с Вашей позиции? Как Вы можете рассуждать в критическом русле? Разве есть разница в том, что и кто насколько и в каком направлении влияет на скорость энтропии?
  Понятно, что всё у нас на уровне гипотез. Ни Ваша ни моя позиция не доказуема и не опровергаемо в настающий исторический эон. Но исходя из моей гипотезы я могу сколь угодно критиковать всё и вся рассуждая на тему метаисторической целесообразности. Гипотетически - но критиковать, давать оценку, принимать, отвергать. А вот как Вы считаете возможным критическое отношение к чему-либо с Вашей позиции - совершенно непонятно. Вот я перешёл на Вашу позицию. Мир идёт к тепловой смерти и с этим ничего нельзя поделать. Как мы можем что-либо высказать о чём-либо в плане оценочного суждения? Когда я был ещё на своей гипотетической позиции, я знал, как мне рассуждать, допустим, на тему кто личностно величее - Кант, Иисус, Будда или Ницше. Я просто прикидывал, кто и как способствует мировому становлению порядка из хаоса (развитию шансов невозвращения против шансов возвращения к хаосу). Но вот я перешел на Вашу гипотетическую позицию... В чём Ваш критерий критики чего/кого-либо?
  
  Командор:
   Поймите, слово "бесконечный" - пустышка, благодушное пожелание, не более. У него нет конкретного наполнения. Хуже того, необдуманно пользуясь этим словом, вы создаете иллюзию, что вам удается уйти от ограниченности конечных конкретных планов, а на деле вы остаетесь на месте. Все реализуемое, вся деятельность носит конечный характер, и только декларации могут разгуливать по вечности.
  
  Абдулла:
  Что значит "необдуманно пользуясь этим словом"? Откуда Вам известно, сколько и сколь интенсивно я думаю на тему бесконечности? И зачем Вам вообще нужно моё понимание того, что "слово "бесконечный" - пустышка, благодушное пожелание, не более"?
  По Вашему миропониманию ВСЯ история жизни является пустышкой. Ибо чем же ещё назвать то, что является всего лишь некой ускоренной формой энтропии? Пустышкой - и этим всё сказано. Создавай себе сколько хочешь иллюзий - хуже никак не может быть в ПРИНЦИПЕ. Адекватное восприятие реальности ничем не лучше самого бредового. Если не так, тогда объясните, каким образом с Вашей позиции можно понять ценность, скажем, Эйнштейна с его теорией? Почему умный лучше дурака? Почему созидание лучше прозябания, процветание лучше деградации? Почему невежество зло, а познание добро?
  
  
  Командор:
  Вы стоите перед дилеммой - либо абстрактные, а потому бесплодные пожелания, либо "конечные" планы, обреченные на ограниченность. Это слишком серьезная проблема, чтобы сваливать ее решение на неопределенное будущее, на вечность. Если ее нельзя решить сейчас - ее нельзя будет решить никогда.
  
  Абдулла:
  Теперь Вы говорите "серьезная проблема"... Извините, но перейдя на ВАШУ гипотетическую точку зрения я не могу усмотреть вообще никакой серьезности в чём-либо. С моей прошлой гипотетической точки зрения степень серьёзности чего/кого-либо определялось степенью положительной или отрицательной значимости в отношении промысла бога-творца (эволюции). Теория относительности того же Эйнштейна понималась как нечто очень серьёзное, ибо было очередным могучим шагом на пути обуздания хаоса мироздания. Все проблемы мира представлялись серьёзными. Потому что они понимались как проблема на пути к жизни вечной!
  Но вот я на Вашей стороне... И Вы что-то с серьёзным видом говорите о "серьезной проблеме"... Какая же может быть тут, у нас серьёзность? Объясните же!
  
  Что касается "абстрактные, а потому бесплодные пожелания"... Я не занимаюсь "пожеланиями". Я созидаю на вечную перспективу. Созидаю просто философствуя (как и все мыслители). У Вас же созидание вообще невозможно. Не возможна никакая плодовитость, никакое оценочное, критическое суждение. И всё упирается в бессознательное, в "ОНО". Вот Ваши слова о Вашей подсознательной (безапелляционной) мотивации: "Никакие законы энтропии не могут заставить меня считать что творчество или созидание бессмысленны. Достаточно, что я считаю их осмысленным занятием и точка". Пожалуйста! Мотивируйтесь подсознательным сколько угодно. Но зачем же при этом претендовать ещё и на философскую обоснованность Вашей позиции против моей? Перед дилеммой стоите именно Вы. Или признайте недостаточную аргументированность Вашу и будем увлёчённо копать в глубь Вашей мотивации, или же прямо заявите о том, что не желаете ничего понимать дальше известной глубины, но токмо заниматься конкретными ограниченными делами. Я всего лишь прошу Вас быть абстрактно последовательным...
  
  
  ================
  
  
  
  Командор:
  Во-первых, критерий - "жизнь" - голая, бессодержательная абстракция. Его с горем пополам можно применять для интерпретации свершившихся фактов - что вы и предлагаете делать, наполняя содержанием это понятие по ходу дела, задним числом, что является беспроигрышным занятием.
  Мой вопрос был не о том, как оценивать существовавшие системы. а о том, как оценивать перспективу тех или иных систем, когда речь идет не о свершившихся фактах, а о туманном будущем? Что считать способствующим организации, а что направлено к хаосу? Легко говорить, когда оценивается прошедшее, но проблема именно в прогнозе. Попробуйте дать конкретное определение критерия, например в таком банальном случае как сохранить ли старое здание в качестве исторического памятника или развалить его, чтобы расчистить место для постройки стадиона. Вы недооцениваете неустранимый произвол в этом. Не забывайте, вы отвели "физическую" сторону вопроса, а она ту встает в полный рост - созидание неизбежно связано с разрушением, причем степень разрушения всегда выше степени созидания. Как в случае такого вопиющего противоречия говорить о самосохранении?
  
  Абдулла:
  У меня одно представление о критерии "жизнь", у Вас другое. У Вас оно может быть голой и бессодержательной абстракцией. У меня же совершенно не голой и не бессодержательной абстракцией. Если Вы хотите исходить из того, что есть жизнь в общечеловеческом представлении - это совершенно нереально. Жизнь - это последняя инстанция, а не предпосылка для начала дискуссии. К ней нужно идти, а не начинать с неё.
  Что касается "физической" стороны вопроса - мы можем исходить лишь гипотетически из двух вариантов.
  
  А) выживание возможно.
  Б) оно невозможно.
  
  Ни из а) ни из б) нельзя исходить как из фактов. Зачем же они тогда нужны? А затем чтобы рассуждать исходя из обеих возможных вариантов и строить логические схемы.
  Понимаете, в чём дело. Разбирательств подобных нашему не было ещё в истории философии. По умолчанию привыкли, что оперируется всегда доступной информацией. Но то, что мы обсуждаем уходит тематически, шутка ли, в бесконечную перспективу. Наши знания о технической стороне вопроса близки к абсолютному нулю. Даже вообразить мы не можем, что будет представлять наука и научные знания через миллиарды лет развития. Но это вовсе не значит, что на эту тему нельзя и ненужно рассуждать уже сегодня. Мы можем только исходить из обеих вариантов лишь как из предположений. Другого нам пока что не дано совершенно.
  
  И так - выживание (невозвращение к хаосу) невозможно! Что из этого следует? Из этого следует, что смысла мирового развития или нет вообще, или же он в чём-то другом. У Вас есть варианты смысла эволюции мироздания?
  Если нет варианта, если смысла предположительно нет вообще - не кажется ли Вам, что на этом следует прекратить всякое философствование?
  
  Командор:
   Только не надо называть будущее или прошлое факторами. И то и другое - условные названия для нынешних факторов. Каким бы ни было прошлое - оно все находится в настоящем состоянии, а каждое сегодняшнее обстоятельство имеют свою историю, и говорить о прошлом также смешно, как кичится древностью родословной, упуская из виду что у КАЖДОГО человека в каждую эпоху были предки. Все "воздействия прошлого" - лишь способ интерпретации нынешних факторов. О будущем вообще говорить нечего - существуют только проекции, планы, и серьезно называть их "фактором будущего" это все равно что лечить на расстоянии по фотографии или верить обещаниям "начать зарядку с понедельника". Мир действительно слишком сложен, чтобы его дополнительно усложнять заменой реальных сил условными интерпретациями.
  
  Абдулла:
  У Вас просто недобогочеловеческое мышление... "Нынешнее" кажется Вам всем, а прошлое и будущее чем-то несущественным. Вы мыслите не отвлекаясь от себя и личной жизни. Выйдите из себя и вознеситесь за пределы вселенной (повисните рядом со мной). Рассматривайте всю историю развития вселенной, солнечной системы, земли и жизни на земле с позиции некоего "Демиурга", что ли... То есть - забудьте о себе самом, где Вы и когда находитесь. Это очень легко и просто. И совершенно безболезненно :)))
  Только так и можно теоретизировать о жизни, с позиции бога. Иначе Вы просто будете оставаться в плену у Ваших привязанностей к плоти, к конкретике "реальной" жизни. И ни за что не поймёте, что настоящая реальная жизнь это и есть вся эволюция мира от большого взрыва. Жить этой цельной жизнью и значит заглядывать в духовное существование, в жизнь божественную. Философия очень многих мыслителе почти не имеет ценности только лишь потому, что они не абстрагировались от своей объективированной, оторванной от вечности жизни.
  Что касается "Мир действительно слишком сложен, чтобы его дополнительно усложнять заменой реальных сил условными интерпретациями". Мир сложен в деталях, в несущественных множествах частных явлений. Всё более общее рассмотрение приводит к всё меньшей сложности. В конце концов, жизнь оказывается элементарным, единым, монолитным действом. Например, оказывается тенденцией от хаоса к порядку с борьбой с шансами тепловой смерти. Или же формой форсированной энтропии. Оба эти взгляда одинаково просты. Да только моё простое видение придаёт смысл ко всем частностям всего творящегося во все этапы развития. Поэтому с этой позиции можно продвигаться дальше, здесь можно Жить и Творить (Изречение Христа: "Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" - можно трактовать совершенно материалистически. Эти сокровища неоскудевающие на небесах, это абстрактное вложение, вечный капитал есть ничто иное, как "служение шансам Невозвращения к Хаосу"). Ваше же видение не даёт темы для развития, соучастия. И ничего другого не остаётся, как вернуться на грешную землю и совершать конкретные действия на сугубо эмоциональной основе безапелляционных влечений.
  
  Командор:
  Вы очень смело судите о мотивах человека, которого лично не знаете. Человек мог выбрать смерть по самым разным причинам, и можно только гадать, что его туда понесло. Миссия Спасения Мира - это самая обыкновенная мания, сверхценная идея, не он первый не он последний обломался на этом. Добавьте сюда манию величия - "сын бога", и будет полный букет. "Добровольная жертва", когда тебя никто о ней не просит, жертва только потому, что тебе взбрело в голову Спасти Мир - это самая отвратительная форма навязчивости, когда человек готов буквально вбить в глотку свою личность, в буквальном смысле любой ценой. Если говорить о "воспитательной" акции, то вся эта легенда именно о том как НЕ НАДО поступать.
  
  Абдулла:
  Кто "обломался"? Христос? :))))))
  Друг МОЙ - это единственная Судьба, которой можно искренне ЗАВИДОВАТЬ. Всё остальное - ТАК ничтожно... Весь мир вместе взятый недостоин развязать ремешок Его Обуви. О чём Вы говорите? Где вы все блуждаете в потёмках неведения?
  
  Теперь - без эмоций. Как не надо, на Ваш взгляд, поступать? У Вас есть вариант "как НАДО поступать"? У Вас же нету никакого варианта - забыли что ли? Я говорю, что поступать надо против шансов Гибели и за шансы Спасения. А Вы что говорите? ВЫ же НИЧЕГО ещё толком не сказали о том, как, по-вашему, надо поступать. Вот когда скажете как, по-вашему, нужно поступать, вот тогда и появятся первые смутные представления о том, что Вы думаете на счёт "как не надо". А до тех пор никакая критика от Вас не принимается относительно "как надо и как не надо"...
  Так же Вы не имеете варианта ответа на то, что есть воспитанность и, соответственно, воспитательная акция. Воспитанность - это когда воля ПРОТИВ энтропии, невоспитанность - это когда ЗА. Теперь Ваш вариант ответа по поводу воспитания. А то ведь получается, что Вы говорите презрительно о вещах, относительно которых не имеете даже чёткого определения.
  
  Командор:
  Я уж не говорю о том, по какому источнику вы трактуете этот миф? Несколько текстов, написанных с чьих-то слов, частью экзальтированными, частью недобросовестными людьми. При этом неявно подразумевается, что христианство, преподносимое в них - это единственная версия, тогда как этих версий было немало, а на плаву удержалась лишь смягченный вариант, "детское издание", которое могла бы переварить широкая публика и которое бы послужило основой идеологии императорского Рима. Все это несерьезно.
  Революция в сознании так или иначе должна была бы произойти, посколько менялся тип цивилизации, шла ломка морального типа. И люди думали над этим. Не зря появились и Сократ и Будда. И Иисус попал в струю. Только из того, что он проповедовал, получился ширпотреб, который легко мог быть усвоен массой, тогда как и Сократ и Будда работали для индивидуальностей. Но зато и уровень который они задавали, был выше, тогда как христианство стало играть на естественном желании многих иметь Отца, который за руку возьмет, беду отведет, а также сопли вытрет и выроненную соску с земли поднимет, обсосет и в рот им опять вложит. Вот за этот культ инфантильности, за безмерную навязывание одной-единственной личности, на которой свет клином сошелся, а также за эксплуатацию старой иудейской доктрины греха, которая постоянно подпитывает садистские наклонности, христианство в о-о-о-чень большом долгу перед человечеством.
  
  Абдулла:
  Нельзя ли Вас вежливо попросить оставит этот презрительный тон? Он мешает мне сконцентрироваться.
  Если заглянете на мой сайт и полистаете бесчисленные разговоры на форумах - Вы там нигде не найдёте моих всплесков негативных эмоций в отношении кого бы то ни было. Если кто-то говорит, что считает что-либо, кого-либо чем-то/кем-то положительным (что бы не понималось под "положительностью") - а я с этой оценкой категорически не согласен; то я сухо, сдержанно, и методично излагаю своё несогласие. Потом выслушиваю, контраргументы в том же сдержанном расположении духа и так далее. Такое же отношение хотелось бы иметь и в отношении себя. Оставим эмоциональные выпады стервозным торговкам на базаре. Они абсолютно ни о чём не говорят и доводами не являются.
  
  Теперь к немногому тому, что можно выловить в Вашем потоке неистового извержения ненависти и праведного гнева. Вы сказали "Сократ и Будда работали для индивидуальностей. Но зато и уровень который они задавали, был выше"... Мы можем это спокойно обсудить? Надеюсь "можем".
  
  Сократ величее Иисуса? Как Вы это определяете? Ведь мы опять имеем дело с оценкой. Как я оцениваю что-либо и кого-либо - Вам уже вполне понятно. Целесообразностью, степенью вклада в шансы Выживания. У Вас же нет никакой универсальной цели и целесообразности. Как же Вы можете кого-либо поставить выше другого, качественно различать?
  Сократ и Будда задавали уровень выше? Как это понимать? Объясните, прошу Вас. Что они задавали и зачем? Согласитесь, или Вы должны объяснить что именно они и каким образом, по-вашему, задали на каком бы то ни было уровне - или же Вы, извините, просто болтаете, сами не зная о чём.
  Конечно, не факт что я правильно оцениваю. Но я хоть как-то произвожу операцию оценивания. Вам нужно хоть что-то противопоставить в качестве альтернативного мерила. Так что же сказал Сократ или Будда, что придаёт им значимость (что бы Вы ни понимали под "значимостью")?
  
  
  =================
  
  
  
  
  
  Командор:
  Короче, поскольку я не знаю, что думал Христос, идя на крест, и было ли вообще это событие, то безответственная болтовня тех, кто о ней писал, пусть останется на их совести, мне же эта история ни о чем не говорит, совершенно непонятно, каким образом она может быть связана с инстинктом самосохранения, поэтому я оставлю без комментария это место.
  
  Абдулла:
  Вам не понятно, а мне понятно. Непонимание не есть что-то суверенное и самостоятельное. Оно есть отсутствие понимания.
  То, что кто-то не понимает что-либо, не может быть доводом против непонимаемого. Потому что логика "ну, я то при моём то уме, да не понял бы понятное!" совершенно несостоятельная.
  А если кто-то считает, что понимает сущий смысл чего-то - так его можно подвергать длительному перекрёстному допросу и выяснять, что он понимает или не понимает, но думает что понимает.
  Понять то, что я понимаю о смысле жизни и смерти Христа можно только с допущением того, что жизнь вечная (выживание) возможно и является смыслом эволюции (жизни). Если Вы этого допущения не сделаете, или сделаете недостаточно чистосердечно и свободно от Вашей гипотезы - Вы не поймёте мою логику относительно трактовки некоторых основополагающих моментов учения Иисуса. Такое допущение с переходом на территорию оппонента требует гибкости психологии и креативного интереса не только к своим абстракциям, но и к абстракциям собеседника. Забудьте все те нелепости, что Вы слышали от других в качестве апологии христианской идеи. Там действительно нечего уже понимать. Нет никакой загробной жизни вечной. Христос умер именно за Спасения Мира вообще, а не во имя индивидуального бессмертия отдельных душ. Теперь вопрос: поняли ли Вы, что я говорил Вам о причинно-следственной связи между учением о непротивлении злу + смертью крестовой и шансами Невозвращения к хаосу? Речь не идёт о достоверности и правомерности этих моих суждений. Это отдельный вопрос, насколько мои мысли истинны. Я спрашиваю Вас о том, поняли ли Вы сам ход моих мыслей? Если нет - придётся всё растолковывать по-новому. Но сперва отреагируйте на мой вопрос как можно тщательней, что бы я имел возможность оценить степень Вашей близости к пониманию изложенного хода мыслей.
  
  Когда мы добьемся Вашего полного усвоения хода моих мыслей о мироспасительной роли Иисуса, тогда и может начаться деятельная критика с Вашей стороны. Понятно, что сначала надо условно исходить из допущения возможности Спасения.
  
  Командор:
  Вы напрасно считаете, что существует отдельно генетическая память с набором реакций, а отдельно - осознанные мотивы. Вся трудность понимания заключается в том, что это - ОДНО И ТО ЖЕ. Стоит сосредоточиться на одном - и другая картина разлетается как дым. А надо держать во внимании обе стороны. Я нигде не отрицал значимости и определенной самостоятельности сознательного фактора - это была бы ошибка. И тем не менее, именно "программное обеспечение" на уровне отдельных операций составляет ВСЮ ткань мышления. Я не знаю КАК это делается, но для меня достаточно, что это не единственный феномен в мире с подобной непостижимой двойственностью.
  
  Абдулла:
  Я не говорю что "существует отдельно генетическая память с набором реакций, а отдельно - осознанные мотивы". Всё это составляет единую основу мировой воли, направленную к вечности становления.
  
  Командор:
  Сказать, что мои предложения "подиктованы набором ответных реакций" будет также правильным, как сказать, что 10 в 20 степени молекул самого разного вида в едином движении, скоррелированном в пространстве, оказали воздействие на клавиши моего компа, чтобы напечатать эту фразу. Вы будете это отрицать? И что это отменяет содержательность использования понятий "сознание" и т.п.?
  Тем не менее, эта двойственность диктует одну важную вещь - именно на "натуралистическом" уровне реализуются все мыслительные операции. А они - конкретны. На этом уровне не может быть абстрактных задач, вроде "самосохранения вида" или, еще того пуще "самосохранения жизни". Природа не работает с абстракциями. И если я не вижу, что принцип самосохранения формирует эту ткань реакций - я не могу его всерьез рассматривать, как ведущий принцип.
  
  Абдулла:
  Ну, так рассматривайте всерьёз другой ведущий принцип! Я весь внимание.
  Всё довольно просто. Нам поможет дедушка Фрейд. Можем распутывать ткань реакций сколь угодно долго и упорно. Вот Вы набираете текст. Генетический набор удачных ответных реакций предков участвует в этом? Нет. Вами движет творческая воля. Что это такое? Я говорю, что это тоже есть проявление инстинкта самосохранения, как сущего закона жизни. Но процесс выживания определяется уже не набором удачных выпадов предков, но как наново открывающийся механизм эволюционирования, без какой-либо конкуренции и отбора. Опять же нужно Ваше условное допущение возможности преодоления энтропии. В этом свете рассмотрения всё, что было сделано из творческого вдохновения, так или иначе, служит шансам выживания. Но докинзовские эгоистичные гены отдыхают. Совершенно неважно были ли у Сократа потомки, или нет. Он участвует в выживании мира своим созиданием. При чём в таких масштабах, что имей он хоть тысячу детишек - это было бы каплей в отношении моря в сравнении с его чисто культурным вкладом в Шансы. Это касается абсолютно всех великих и не очень творцов во всех сферах. Это касается буквально каждого человеческого мероприятия, хотя бы и конкретно-объективированно мотивированного (ЦЕЛЕнеосознанного). Совершенно понятно, что по своему характеру и свойству созидание есть бесконечно больший потенциал служения Выживанию, чем борьба за свои эгоистичные гены. Просто невообразимо больший потенциал. Поэтому один великий творец может стоить целого народонаселения своей эпохи. Но эту "стоимость" нельзя понять иначе, кроме как с позиции спасения мира. По моей оценке Христос в этом плане стоит больше всех когда-либо доныне живших и живущих. И может быть ещё пару тысячи лет это положение будет в силе.
  
  Командор:
  По-поводу мотивировки из бесконечного будущего напомню только, что мотивируетесь вы не будущим, а своим образом будущего, т.е. вполне реальной вещью из настоящего.
  
  Абдулла:
  Мой образ будущего и есть будущее. Понимаете, для созидающего будущее не происходит, не случается, а именно что им лично созидается. Это очень трудно понять обывательскому мышлению... Читайте Фридриха Ницше!
  
  Командор:
  Абдулла:
  И тут смешаны генетически отобранные рефлексы и божественное начало в человеке (воля к созиданию). От первых надо избавляться, как от морально устаревшей технологии выживания. Второе нужно культивировать в себе и во всех остальных.
  Командор:
  Вы здесь следуете устаревшим представлениям, по которым воля представляет собой некую самостоятельную силу. Из-за этого вы делаете ошибку, полагая, что воля - что-то отдельное от других факторов. Слово "воля" - не более чем знак для комплекса явлений в поведении человека, в основном внешних признаков. Тот детальный анализ работы сознания, который стал возможен теперь, уже не позволяет так туманно говорить о его деятельности. Феномен воли, судя по всему, возникает как результат невероятно сложного взаимодействия именно этих самым природных рефлексов, каждый из которых уравновешивает другие. Уберите хоть один - и система пойдет наперекосяк. Вы собираетесь выплеснуть с водой ребенка, заранее не зная, какие из рефлексов за что отвечают - совершенно аналогично развертыванию генной программы. Один и тот же рефлекс, который отвечает за примитивную реакцию вроде "меня толкнули, и я заехал в ухо" может в другом контексте выполнять совершенно другую функцию, вполне цивилизованную. Поэтому речь может идти только о гармонизации, а не о избавлении. Пугаться своего животного начала - это детство.
  
  Абдулла:
  1) Ни о каких ошибках кого-либо Вы, с Вашей гипотетической колокольни, говорить не можете. В бессмысленном мире не может быть разделения на ошибочность и не ошибочность частных явлений. Оценки не имеют никакой реальной значимости. Само понятие "значимость" отсутствует.
  2) "Уберите хоть один - и система пойдет наперекосяк" - это как следует понимать? Система не должна пойти наперекосяк? В смысле - она должна функционировать, развиваться, самосохраняться, или что?
  
  
  Командор:
  Я попробую дать общую характеристику того, что вы пишите, теперь уже со своей "колокольни". Существует реальные Обстоятельства Нашей Жизни - то, что окружает нас в данный момент - вещи, процессы, события, действия, в которые мы вовлечены, наши мысли, рассматриваемые как факты, и существует виртуальный мир, построенный из содержания этих мыслей. В него обычно включены мысли самого разного плана - от тех, которые связаны напрямую с обстоятельствами жизни, так и не имеющими практически никакой связи. Например идеи прошлого, будущего или идея всего мироздания в целом. Одним из важных моментов нашего взаимодействия с миром и принятия решений является четкое и осознанная ориентация именно на реальные обстоятельства, причем все идеи, которые не имеют связи с ними, должны рассматриваться как несущественные или бесполезные. Причина этого в том, что совокупность жизненных обстоятельств обладает всей необходимой полнотой для того, чтобы принимать нужные решения. Грубо говоря, все, что нам нужно для этого, нам уже дано, дано здесь и сейчас, вопрос только в том, чтобы правильно взять это. Дано все - означает то, что любые жалобы на недостаток данных, на отсутствие определенности не принимаются, как несостоятельные, как признак инфантильности, как неготовность принимать жизнь такой, какая она есть. Я поясню это на примере науки. Известно, что научные знания обладают двумя "хроническими недостатками" - они всегда неполны и на них лежит печать условности, договоренности. Так вот, именно этот характер науки и является тем реальным обстоятельством жизни и именно в таком виде его следует принимать в расчет. Или другой пример - неопределенность будущего. Здесь сходится сразу несколько моментов: и фиктивное понятие будущего и реальная потребность в его прогнозе. Именно потребность в прогнозе и является реальным обстоятельством нашей жизни, а не само будущее, которое обладает лишь статусом виртуального существования в качестве части нашей потребности. Как только произошло очередное изменение ситуации, прогноз изменяется, также как изменяются наши планы, наши приоритеты и критерии оценки ситуаций, потребность же в прогнозе или в планировании всегда остается в качестве реального фактора. Отсюда следует вторичность любых оценок, планов на будущее, критериев и приоритетов - все они не являются реальными обстоятельствами нашей жизни, а значит и должны занимать подобающее им - скромное - место в наших жизненных решениях.
  
  Я не буду останавливаться на других следствиях, укажу только на то, которое непосредственно относится к рассматриваемому вопросу. Исчерпывающая полнота жизненных обстоятельств делает излишним построение каких-либо гипотетических конструкций (речь не идет о науке, там гипотезы - рабочий инструмент). Желание обращаться к таким конструкциям - лишь плод неосознанного недовольства имеющимися данными, их кажущейся неполнотой или недостаточностью. На деле же любые допущения избыточны, и, например, для того, чтобы считать созидание главным смыслом жизни достаточно иметь в этом потребность - и другие оправдания становятся излишни, а тем более - гипотетические конструкции.
  
  Далее - такие категории, как вечность и бесконечность вообще не относятся к обстоятельствам нашей жизни. Это вспомогательные, вторичные концепции, они выполняют в определенных ситуациях свою скромную функцию - например при смене научных парадигм, когда требуются внешние рамки для осуществления выхода за границы устаревшей картины мира, после чего они уходят со сцены. Форсированное, насильственное их применение, как это вскрыл еще Кант, приводит лишь к схоластическому переливанию из пустого в порожнее, в силу полного отсутствия у них какого-либо реального содержания. Я не могу ограничивать кого-либо применять эти категории, но я не вижу, как они могут реально работать в качестве инструмента познания, а эмоциональная нагрузка - не в счет.
  Поэтому я не могу воспринимать серьезно никакую мотивацию "из вечности", поскольку у ней нет, по крайне мере внешне, связи с обстоятельствами жизни. Я рассыпал в нескольких местах такие вопросы, где предложил вам указать такую связь, чтобы избавиться от этой абстрактности, но сомневаюсь, что это возможно.
  
  И еще один аспект, на этот раз совершенно другого плана. Стремление любой ценой оставить часть себя подспудно, но неизбежно ведет к ограничению свободы тех, кто придет после нас. Их свобода, разумеется, от них никуда не уйдет, но можно заставить спотыкаться о себя. Оставить часть себя, даже желая осчастливить человечество - значит навязать себя, занять чье-то место. А я убежден - покойникам место на кладбище, а потомки должны получить расчищенное пространство, чтобы на полной свободе реализовывать свои цели. Это задает определенные рамки тому, что мы делаем. Надо в полной мере принять то, что наравне с тем, что в свое время нас отволокут на кладбище, наши труды, даже самые великие, выкинут на помойку за полной бесполезностью. Это - также реальное обстоятельство нашей жизни. И чем более фундаментальную постройку мы будем возводить, тем больше придется потратить время на ее демонтаж - со всеми вытекающими эпитетами в наш адрес. И только если ориентироваться на сегодняшние обстоятельства и заниматься исключительно своими делами, можно сделать что-то, что окажется полезным и потом.
  
  Абдулла:
  "...окажется полезным и потом"...
  Что есть польза? Моё определение - полезно то и ровно в той мере, что прибавляет к шансам выживания. Критикуйте моё определение сколько угодно. Но дайте и мне возможность критиковать Вас. Для этого Вам нужно дать определение того, как ВЫ понимаете "пользу".
  
  Далее! Вы говорите: "Одним из /важных/ моментов нашего взаимодействия с миром и принятия решений является четкое и осознанная ориентация именно на реальные обстоятельства, причем все идеи, которые не имеют связи с ними, /должны/ рассматриваться как /несущественные/ или /бесполезные/".
  
  Определение "важности" - в студию!
  Определение "долженствования" - в студию!
  Определение "не существенности/существенности", "бесполезности/полезности" - В СТУДИЮ!
  
  Понимаете, мало что-либо глубокомысленно высказывать. Надо ещё и объяснять, что говорите. Иначе это просто сотрясание воздуха.
  И так! Как Вы, по какому критерию вычленяете, различаете что-либо в плане существенности и не существенности? Как это делаю я - Вам должно быть уже вполне понятно. То есть - Вы уже знаете, каким образом функционирует моё мышление. Если я говорю "очень полезно" - имею в виду "очень сильно прибавляет к шансам выживания". Когда говорю "более существенно" и "менее существенно" - имею в виду степень содействия тем же сущим шансам.
  А вот что Вы, собственно, говорите - пока что (честно) ну СОВЕРШЕННО непонятно.
  
  Вот когда Вы объясните мне, что имеете в виду под "пользой" - я буду иметь возможность подвергать Вашу логику перекрёстному допросу (как на суде).
  
  
  ==============
  
  
  Командор:
  Я попробую дать общую характеристику того, что вы пишите, теперь уже со своей "колокольни". Существует реальные Обстоятельства Нашей Жизни - то, что окружает нас в данный момент - вещи, процессы, события, действия, в которые мы вовлечены, наши мысли, рассматриваемые как факты, и существует виртуальный мир, построенный из содержания этих мыслей. В него обычно включены мысли самого разного плана - от тех, которые связаны напрямую с обстоятельствами жизни, так и не имеющими практически никакой связи. Например идеи прошлого, будущего или идея всего мироздания в целом. Одним из важных моментов нашего взаимодействия с миром и принятия решений является четкое и осознанная ориентация именно на реальные обстоятельства, причем все идеи, которые не имеют связи с ними, должны рассматриваться как несущественные или бесполезные. Причина этого в том, что совокупность жизненных обстоятельств обладает всей необходимой полнотой для того, чтобы принимать нужные решения.
  
  Абдулла:
  "Нужные решения" - это что за "птица"? Что Вы имеете в виду? Требуется пояснение, определение нужности. Понимаете, я могу сказать, что Вы, приблизительно, имеете в виду. Но лучше Вам самим сформулировать.
  
  Вот как видится схема Вашего принципа мышления. Я (Командор) родился, рос, видел, вбирал все порядки, традиции, обычаи и пр.. И вот отсюда я имею представление о нужности. Самое главное - жить. Этакое расплывчатое понятие. Сюда входит то-то, то-то и то-то. НУЖНО взаимодействовать, оперируя реальными событиями; зарабатывать, рожать детей, растить их, потом быть похороненным. Комплекс действий, которые НУЖНО совершать. И вот Абдулла говорит о некой глобальной нужности вообще, которую я, Командор, никогда ранее не воспринимал в реальной динамике бытовой (единственно стоящей и деятельной) жизни. Значит - это мысли, не имеющие с обстоятельствами жизни "практически никакой связи".
  
  Что же Вы, в сущности говорите мне? Вы с позиций бытовой логики отвечаете на философские измышления. А что такое бытовая логика? Она ни на какие предпосылки не опирается. Там нет никаких оснований. Никакого понимания. В сущности, Вы вдруг очнулись от нашей философской беседы и задались массово-психологическим вопросом - а о чём это мы? Под "о чём" подразумевается коллективный опыт бессознательных действий.
  Я пока что единственный в мире, кто руководствуется соображениями о вечной цели. Все остальные - массово-психологическим полупонятием "нужные решения". И вот я говорю Вам, что миру нужно учиться такому-то мышлению. А Вы мне возражаете "Но ведь мир так не думает! С чего же Вы, Абдулла, это взяли?".
  
  Командор:
  Грубо говоря, все, что нам нужно для этого, нам уже дано, дано здесь и сейчас, вопрос только в том, чтобы правильно взять это. Дано все - означает то, что любые жалобы на недостаток данных, на отсутствие определенности не принимаются, как несостоятельные, как признак инфантильности, как неготовность принимать жизнь такой, какая она есть.
  
  Абдулла:
  Вот! Теперь уже и дискурсивное суждение пошло. "...все, что нам нужно для этого...". А что это было за "для этого"? О чём речь? На чём базируется всё построение?
  Инфантильность - несостоятельна. Неинфантильность - вот что НУЖНО. И опять мы имеем дело с оценкой из сферы ОНО, из бессознательного.
  "Принимать жизнь такой, какая есть" - бессознательная оценка с предпочтением "принятия жизни как есть" "неприятию жизни какой она есть". А нужна логика. Почему принятие жизни как есть лучше неприятия? Да потому что, не принимая не приспособишься, не приспособившись не "выживешь". При этом не учитывается совершенно, что неинфантильное приспособленчество и есть основная преграда к Выживанию в самом широком смысле слова. Для Выживания нужно Созидать всё более совершенную жизнь. То есть - НЕ принимать жизнь такой, какая она есть. В этом смысле самый инфантильный, юродивый неприниматель жизни как она есть может стоить миллионов шустрых приспособленцев.
  Вы, конечно же, понятия не имеете об эволюционной значимости всех святых мучеников. Величайшее творчество - это творчество над самим человеческим сознанием и духом (инстинктом) его. Потому что это-то всего и нужнее для спасения. А кроме спасения ничего и не нужно. Ваша логика неинфантильного принятия жизни как есть, так же направлена на спасение. Но слепо, неосознанно. Получается парадокс. И парадокс этот разрешим лишь очень на глубоком интеллектуально-духовном уровне теоретического мышления. НЕ на бытовом.
  
  Командор:
  Я поясню это на примере науки. Известно, что научные знания обладают двумя "хроническими недостатками" - они всегда неполны и на них лежит печать условности, договоренности. Так вот, именно этот характер науки и является тем реальным обстоятельством жизни и именно в таком виде его следует принимать в расчет. Или другой пример - неопределенность будущего. Здесь сходится сразу несколько моментов: и фиктивное понятие будущего и реальная потребность в его прогнозе. Именно потребность в прогнозе и является реальным обстоятельством нашей жизни, а не само будущее, которое обладает лишь статусом виртуального существования в качестве части нашей потребности. Как только произошло очередное изменение ситуации, прогноз изменяется, также как изменяются наши планы, наши приоритеты и критерии оценки ситуаций, потребность же в прогнозе или в планировании всегда остается в качестве реального фактора. Отсюда следует вторичность любых оценок, планов на будущее, критериев и приоритетов - все они не являются реальными обстоятельствами нашей жизни, а значит и должны занимать подобающее им - скромное - место в наших жизненных решениях.
  
  Абдулла:
  И опять Вы говорите о "неопределённости будущего". Оно определённо в обеих наших версиях. У Вас мир определённо энтропирует, у меня - определённо борется с энтропией. Будущее неопределённо в частностях, в деталях. Вся современность со всеми обстоятельствами "нашей реальной жизни" - бесконечно малая частность в составе сущих процессов. Но Вы, кажется, делаете из бесконечно малой частности Сущее. Это просто нонсенс.
  
  Вот Вы говорите: "Как только произошло очередное изменение ситуации, прогноз изменяется, также как изменяются наши планы, наши приоритеты и критерии оценки ситуаций, потребность же в прогнозе или в планировании всегда остается в качестве реального фактора". Какие факторы обусловливают "очередное изменение ситуации"? Почему приходится прогнозировать? Инопланетяне не вмешиваются! Потусторонних сил нет! Природные катаклизмы играют мизерную роль! Стало быть - вся непредсказуемость будущего есть лишь следствие хаоса и произвола суммарного волеизъявления человечества. Непредсказуемость будущего есть ничто иное, как следствие подсознательности влечений. То есть - хаоса в головах. Другой причины, кроме несовершенства психологии человека нет. Решить хаос волеизъявлений - значить упразднить надобность прогнозов. Будущее должно созидаться, а не спонтанно сформировываться из тупых столкновений и конфликтов неосознанных интересов. Это просто позор для разумных существ, как всё реально происходит. Мир похож на натуральный дурдом. А Вы говорите "принимать жизнь как она есть"...
  
  "Очередное изменение ситуации" с "изменяются наши планы, наши приоритеты и критерии оценки ситуаций" - это мировоззрение приспособленчества. А я не из вас, не из приспособленцев. Я стремлюсь не приспосабливаться к изменениям, но приспосабливать весь мир к себе, к смыслу и к целесообразности. Поэтому не надо говорить "нашей жизни". Мы живём разными установками.
  
  И так - с позиции приспособленческой (мирской) логики Вы выступаете против логики творческого замысла на вечную перспективу. Вы никак не можете апеллировать к логике приспособленчества, как к общей предпосылке. Потому что у меня другая основа суждения. А вот какой принцип мышления лучше - это можно решать только с позиций общего и внешнего критерия. То есть - нам нужно найти согласие по какому-то высшему и общему моменту и в отношение этого общего критерия судить о достоинствах той или иной позиции. Если Вы согласились бы с предложенным критерием Целесообразности (шансы Спасения) - я бы в миг показал Вам всю несостоятельность, бесперспективность логики приспособленчества против логики тотально созидательного отношения к миру. Но Вы говорите, что мол вечность не имеет отношение к сегодняшнему дню... А вопрос-то в том, к чему имеет отношение /сегодняшний день/?
  
  То, что "вечность не имеет отношение к сегодняшнему дню" - совершенно не вопрос. Надо ответить но вопрос, зачем нужно Ваше личное существование от рождения до смерти? Именно так нужно ставить вопрос. Я живу для вечности. А Вы для чего?
  
  
  ==============
  
  
  
  Командор:
  Я не буду останавливаться на других следствиях, укажу только на то, которое непосредственно относится к рассматриваемому вопросу. Исчерпывающая полнота жизненных обстоятельств делает излишним построение каких-либо гипотетических конструкций (речь не идет о науке, там гипотезы - рабочий инструмент). Желание обращаться к таким конструкциям - лишь плод неосознанного недовольства имеющимися данными, их кажущейся неполнотой или недостаточностью. На деле же любые допущения избыточны, и, например, для того, чтобы считать созидание главным смыслом жизни достаточно иметь в этом потребность - и другие оправдания становятся излишни, а тем более - гипотетические конструкции.
  
  Абдулла:
  "...недовольства имеющимися данными, их кажущейся неполнотой или недостаточностью..."... Мне совершенно нет нужды быть неосознанно недовольным тем, чем я недоволен вполне осознанно. Понять неполноту и недостаточность (несовершенство) чего-либо можно только имея в виду предназначение этого чего-либо. Если жизнь вообще не имеет смысла, предназначения, ориентира - она и не может быть оцениваема. Потому у Вас и кажимость полноты и достаточности, что нет функционального смысла исторического развития жизни в целом.
  "...чтобы считать созидание главным смыслом жизни достаточно иметь в этом потребность..."... Вы всё ещё не поняли, что я имею в виду под "созиданием". Под созиданием я имею в виду не какое-либо творчество чего-либо. Я имею в виду исключительно созидание шансов Невозвращения всей тенденции мирового становления к хаосу. Никакая другая отвлечённая самодеятельность не приветствуется.
  Так вот я имею потребность созидать. При чём имею в виду именно созидание вечности жизни, спасения мира. Исходя из этого Вашего высказывания "...чтобы считать созидание главным смыслом жизни достаточно иметь в этом потребность..." - получается ли, что мне не нужно даже доказывать, или объяснять Вам на логическом уровне правомерность моих стремлений? Достаточным аргументом будет уведомление Вас в том, что у меня есть просто потребность?
  
  Командор:
  Далее - такие категории, как вечность и бесконечность вообще не относятся к обстоятельствам нашей жизни. Это вспомогательные, вторичные концепции, они выполняют в определенных ситуациях свою скромную функцию - например при смене научных парадигм, когда требуются внешние рамки для осуществления выхода за границы устаревшей картины мира, после чего они уходят со сцены. Форсированное, насильственное их применение, как это вскрыл еще Кант, приводит лишь к схоластическому переливанию из пустого в порожнее, в силу полного отсутствия у них какого-либо реального содержания. Я не могу ограничивать кого-либо применять эти категории, но я не вижу, как они могут реально работать в качестве инструмента познания, а эмоциональная нагрузка - не в счет.
  Поэтому я не могу воспринимать серьезно никакую мотивацию "из вечности", поскольку у ней нет, по крайне мере внешне, связи с обстоятельствами жизни. Я рассыпал в нескольких местах такие вопросы, где предложил вам указать такую связь, чтобы избавиться от этой абстрактности, но сомневаюсь, что это возможно.
  
  Абдулла:
  Относятся или нет "такие категории, как вечность и бесконечность" к "обстоятельствам нашей жизни" - вопрос не эмпирического плана. Это чисто психологический вопрос. Если планируете на вечную перспективу, если живёте вечными устремлениями во все времена - относятся как миленькие. Если живёте "здесь и сейчас", от рождения до смерти, конкретными планами и делами - не относятся. Решить же какой образ мироотношения лучше, правильнее, жизнеспособнее или ещё что - можно только и исключительно имея в виду некий внешний критерий оценивания.
  
  Ницше:
  О душа моя, я научил тебя говорить "сегодня" так же, как
  "когда-нибудь" и "прежде", и водить свои хороводы над всеми
  "здесь", "там" и "туда".
  
  Бердяев:
  Я называю экзистенциальным философом того, у кого мысль означает тождество личной судьбы и мировой судьбы. Как я говорил уже, это есть прежде всего преодоление объективации. Существование не может быть объектом познания, оно субъект познания или, еще глубже, находится вне распадения на субъект и объект.
  
  Бердяев:
  Познание есть сообщение между людьми, установление связи и взаимного понимания. Познание есть выход из состояния замкнутости, из погруженности в себя. Через познание преодолевается разрыв мира, связанный с пространством и временем. В условиях нашего мира именно в познании я переношусь в далекое прошлое и на противоположный конец мира. Познание устанавливает связи между тем, что разорвано и отчуждено.
  
  Абдулла:
  Решать же какой образ мироотношения лучше, правильнее, жизнеспособнее или ещё что - можно только и исключительно имея в виду некий внешний критерий оценивания. "Ну, мы же здесь и сейчас живём" - не является аргументом. Потому что здесь и сейчас живёте ВЫ все; Иисус, Ауробиндо, Ницше, Бердяев и я живём во все времена. А так как никакое количество не может быть аргументом - мы впятером вполне можем быть правы против всех остальных.
  
  Командор:
  И еще один аспект, на этот раз совершенно другого плана. Стремление любой ценой оставить часть себя подспудно, но неизбежно ведет к ограничению свободы тех, кто придет после нас. Их свобода, разумеется, от них никуда не уйдет, но можно заставить спотыкаться о себя. Оставить часть себя, даже желая осчастливить человечество - значит навязать себя, занять чье-то место. А я убежден - покойникам место на кладбище, а потомки должны получить расчищенное пространство, чтобы на полной свободе реализовывать свои цели. Это задает определенные рамки тому, что мы делаем. Надо в полной мере принять то, что наравне с тем, что в свое время нас отволокут на кладбище, наши труды, даже самые великие, выкинут на помойку за полной бесполезностью. Это - также реальное обстоятельство нашей жизни. И чем более фундаментальную постройку мы будем возводить, тем больше придется потратить время на ее демонтаж - со всеми вытекающими эпитетами в наш адрес. И только если ориентироваться на сегодняшние обстоятельства и заниматься исключительно своими делами, можно сделать что-то, что окажется полезным и потом.
  
  Абдулла:
  Объективированное понимание "свободы" и тех "кто придет после нас". Нет никакого "после" и "до" меня. Я есть всё что было, есть и будет. Вот что такое не объективированное (богочеловеческое) самосознание.
  Ничто и никто не имеет автономного, оторванного от всего остального смысла. Не имеет его и всякая "свобода". То есть - можно и нужно задаваться вопросом и о ценности (смысле) "свободы". У меня есть вариант ответа на этот вопрос. А у Вас?
  
  
  ================
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"