Верующие утверждают, что вселенная сотворена, а учёные - возникла случайно:
Какая же теория возникновения Вселенной правильная?
Абдулла:
Уже было сказано (сразу же, вторым сообщением было), что ни о какой случайности возникновения ученые не талдычат. Ибо наука занимается закономерностями.
Вселенная возникла не случайно, а закономерно. И не возникла, а возникает. Становление космоса продолжается. И закономерности всех физических процессов изучаются, уточняются и т.д.
Но что же значит "случайность, или разумный план"?
Дело в том, что тут всё наоборот. Что была случайность, надо чтоб был разумный план, да только вот неудавшийся и обернувшийся не тем, что было задумано. То есть - чтоб говорить о случайности мира, нужно чтоб был некий демиург, разумная личность, которая что-то намеревалась сделать, но случайно (ненамеренно, по ошибке) у него получился наличествующий мир. Иначе никак. Ибо случайность предполагает наличие живого существа с намерением. Где нет намерения - там нет случайности.
Бог существует вечно, вне времени, вне физического пространства и вне Вселенной, которую Сам и создал.
Абдулла:
Я тоже так думаю. Но то, что я так думаю, вовсе на значит, что я это знаю. Просто мнение. И Вы не претендуйте на полное знание... Ибо гордыня это. Стало быть по любому ложно. Даже если и в самом деле.
Однако, что Вы конкретно имели в виду? когда написали, что ни утверждай "по любому ложно", даже если оно существует на самом деле.
"Ложно утверждение. Всякое. Предположение же не ложно никогда. Ибо не претендует на "как оно на самом деле"."
Абдулла:
Поясню.
Ложен сам дух утверждения. Ибо это дух косности, окостенения, омертвения.
Не надо утверждать, к примеру, что Иисус сын божий и бог. Достаточно сказать "на мой взгляд Иисус сын божий и бог". А что под этим подразумеваешь и в каком смысле - уже отдельный разговор...
Наука тоже много чего утверждает - считаете её тоже духом косности, окостенения, омертвения?
Абдулла:
Наука ничего не может утверждать. Это не живое существо. Утверждать может ученый. Или "учёный". Скорее "учёный", чем ученый.
Если учёный утверждает "чудес не бывает" - то он грешит потаканием духу косности. Утверждает что человек не слеплен из глины а Ева из ребра человека - тем же самым грешит. Ему достаточно говорить на уровне предположений и гипотез. Зачем утверждать? Считаешь, что от обезьяны произошел человек - так и скажи. Считаешь что не от обезьяны - так и скажи.
Так что все спорящие об эволюции и божьем творении грешат одним и тем же с разных сторон. Не утверждаю это!
Или возомнившие себя таковыми. Короче - маслом кашу не испортишь. Сказав "насколько нам известно" - в компетентности не обеднеешь...
Пионер:
// Если учёный утверждает "чудес не бывает" - то он грешит потаканием духу косности. Утверждает что человек не слеплен из глины а Ева из ребра человека - тем же самым грешит. //
Уверяю тебя, он согласен, что такие как ты считаю его грешником.
Такие как ты - имеются в виду верующие.
Абдулла:
Не считаю себя верующим.
Считаю, что чудес не бывает. Но не утверждаю этого.
Пионер:
// Зачем утверждать? Считаешь, что от обезьяны произошел человек - так и скажи. Считаешь что не от обезьяны - так и скажи. //
Может тебя это удивит, но то, что человек произошел от обезьяны - как раз факт.
Как этот факт интегрируют со своими учениями представители религиозных конфессий - их проблемы.
Абдулла:
Я тоже считаю, что "человек произошел от обезьяны - как раз факт". Но не стану же я это утверждать...
И да! Считаю что все проблемы общие. Нет "их и не их проблем" ни для кого. Просто недопонимается это всеми, считаю я.
Пионер:
// Так что все спорящие об эволюции и божьем творении грешат одним и тем же с разных сторон. Не утверждаю это! //
Кто не может удивиться, тот и не может ничего утверждать...
Пионер:
// Или возомнившие себя таковыми. Короче - маслом кашу не испортишь. Сказав "насколько нам известно" - в компетентности не обеднеешь... //
Отличие научного знания от ненаучного, что как раз таки могут утверждать, что знают точно, так как есть строгие критерии точности. И, следовательно, компетентности.
Абдулла:
Утверждать может любой дурак. И на компетентность претендовать тоже. А вот воздерживаться от утверждений, и ставить под сомнение свою компетентность - это ещё надо уметь... Этому ещё нужно научиться...
Пионер:
// Не считаю себя верующим.
Считаю, что чудес не бывает. Но не утверждаю этого. //
Ну так вот. Не бывает.
Абдулла:
Согласен. В смысле - согласен, что не бывает. А вот с однозначностью утверждения - не согласен.
Пионер:
// И да! Считаю что все проблемы общие. Нет "их и не их проблем" ни для кого. Просто недопонимается это всеми, считаю я. //
Как это общие? У ученых нет этой проблемы, у них стройная картина мира, объясняющая его без чудес.
Абдулла:
Не думаю что у них стройная картина мира. Стройной картины мира не бывает. Ибо совершенство понимания, полагаю, недостижимо. Всегда можно ещё стройней понимать.
А общие все проблемы не потому, что кто-то понимает, а кто-то нет. А потому, что все недопонимания и понимания общие. Всякое несовершенство и совершенство - общие. Все грехи общие, все добродетели тоже.
// Кто не может удивиться, тот и не может ничего утверждать... //
Еще раз говорю, это фигура речи. Люди, естественно, могут удивляться, следуя твоей же логике, они могут утверждать.
Абдулла:
Вот и пришли к тому, что утверждают они, а не она. То есть ученые, а не наука.
Еслиб в научном мире не было бы никаких проблем и было бы полное согласие - можно было бы говорить "наука утверждает". Но такого быть не может, ибо полное согласие и не противоречие означало бы остановку научных поисков. А этого не будет никогда. Стало быть всегда будут разногласия и гипотезы на уровне допущений, а так же проблемы псевдонаучных поползновений и бездарных "учёных". А это значит, что нет такого понятия, как "наука утверждает". Верней есть, но это то же самое, что и "церковь утверждает". Как говорил Хазанов тогда ещё "есть мнение", "разделям, одобрям, осуждам". И такое мнение всегда подозрительно.
Пионер:
// Утверждать может любой дурак. И на компетентность претендовать тоже. А вот воздерживаться от утверждений, и ставить под сомнение свою компетентность - это ещё надо уметь... Этому ещё нужно научиться... //
В том то и отличие науки от религии. Есть строгие критерии научности, истинности и компетентности. Поэтому они и могут утверждать все, что удовлетворяет этим критериям, и это будет истинно.
Абдулла:
Строгие критерии - это когда догматика церковная и несомненность веры, непогрешимость и всё такое пр.
К примеру - что может быть строже критерия догмата о непрочном зачатии?
Наука отличается от религии как раз (речь о настоящем научном подходе) в обратном направлении. Язык науки - язык неопределённости. Гипотетичности и творческого допущения вариантов и свободно рассмотрения самых смелых альтернатив. А то, что ты говоришь (строгость критериев истинности) - так то было ещё недобитком и пережитком мракобесных элементов в науке. Бруно за что сожгли? За то, что то отверг строгие критерии Птолемеевской системы стройного и строгого понимания мира. И именно этот дух говорит в тебе и жаждет исчерпывающей стройности. Но научному мышлению, научному подходу такая нацеленность на всеохватность и строгость - как собаке пятая нога...
Пионер:
// Согласен. В смысле - согласен, что не бывает. А вот с однозначностью утверждения - не согласен. //
С чем ты тогда согласен?
Абдулла:
Согласен, что чудес не бывает. Но зачем же надрываться об этом в спорах с суеверующими? Как говориться "без фанатизма!"...
Пионер:
// Не думаю что у них стройная картина мира. Стройной картины мира не бывает. Ибо совершенство понимания, полагаю, недостижимо. Всегда можно ещё стройней понимать. //
В науке все четко. Есть теория. Регулярно проводятся методические эксперименты, которые ее подтверждают. Если вдруг находятся эксперименты, которые ее не подтверждают, смотрят как проводились эксперименты. А то вдруг неправильно, тогда все ОК. Если все правильно - строится более полная теория. Не совершенно другая, практически та же самая, только более полная. Причем в науке, как правило, на случай отхода эксперимента от существующей теории готовы гипотезы, более сложные, тут включается небезызвестная бритва.
Абдулла:
Ты, сдается мне, обоготворяешь науку. Это тот же самый жреческий дух идолопоклонства, полагаю...
Но наук имеет границы применения. Она изучает физический мир. Духовный мир требует религиозного подхода и методов. Всё антинаучное нужно вычищать из религиозного сознания. Но само это очищение - то же религиозная сфера, а не научная. Наука тут может только помогать. Но нет такой специальной науки "излечение религиозного сознания от маразмов".
Но я знаю - ты твердо убеждён, что религия есть мракобесие в принципы. Но позволь спросить... Куда относить и в какой сфере решать такие вопросы как "добро и зло", "смысл жизни", "духовное самосовершенствование рода человеческого"?
Пионер:
// А общие все проблемы не потому, что кто-то понимает, а кто-то нет. А потому, что все недопонимания и понимания общие. Всякое несовершенство и совершенство - общие. Все грехи общие, все добродетели тоже. //