Письмо Хазену (известному философу). Ответа не было. akhazen@yahoo.com
А.М.Хазен в своей книге:
"Результатом классовой борьбы является, в частности, создание (в обобщенном смысле) "энергетической" избыточности - создание "лишнего", не совсем нужного. Конечно, поскольку это лишнее создано, надо сделать так, чтобы его поставить в кавычки. Если человечество находит как это сделать, тогда всё в порядке - избыточность становится полезной или хотя бы безвредной.
Примером упешного регулирования избыточности является классическое объяснение того, почему в Древнем Египте строили пирамиды.
Разливы Нила, как известно, позволяли получать в Египте три урожая в год. Это могло обеспечить едой всех, включая приток в процветающую страну "иммигрантов" и в результате войн - рабов. Но, если всех кормить бесплатно, исчезает стимул к труду - экономика развалится. Строительство пирамид позволяло кормить всех, но не бесплатно. Оно создало аккумулятор избыточности производства продуктов питания. Бесполезность их обеспечивала стабильность общества.
Наиболее часто в истории человечества в качестве аккмулятора избыточности производилось оружие для взаимного уничтожения. Сможет ли человек понять недопустимость этого варианта?
Нам кажется, что надо спрашивать, для чего существует избыточность. Но у неё нет цели - существует потому, что иначе быть не может".
Абдулла:
Здравствуйте, Хазен!
Вы очень известный философ, я пока не очень. Но, может, Вы снизойдёте подискутировать на тему эволюции? Тем более - у меня есть возражение против Ваших выводов относительно избыточности, о её бесцельности.
Вы говорите, что избыточность существует не "для", но "потому". А я уже вот лет пять проповедую в инете о том, что никакая избыточность не может быть лишней, ибо она всегда направлена на вечную и невыполнимую цель эволюции мира - к Невозвращению всей тенденции становления к первозданному Хаосу. Для этой цели, если она верна, не может быть никакого избытка, ибо в её вечном осуществлении не может быть количественно-качественной достаточности. Нет предела, наполнения, насыщения в эволюции мироздания вообще - где идёт борьба ШАНСОВ энтропии и негэнтропии. Всякий предел, всякое довольство, всякая достаточность есть иллюзия ограниченного, эгоцентристского, потребительского понимания жизненных задач "здесь и сейчас" + биологичность этого понимания. Но жизнь (эволюция) не есть нечто индивидуальное и сугубо биологическое. Частная жизнь есть творение мироздания, шансов Жизни Вечной. Сюда нужно приплюсовать и всё достижение наук, культур, искусства и пр..
Переизбыток ведёт к краху систем лишь в силу несовершенства обывательского самосознания человечества. Для творческого (миросозидающего, стремящегося к Вечности Эволюции) самосознания никакой избыток невозможен.
Поэтому никакая /система/ не может быть идеальной. Всякая система есть признак слепоты вожделений к вечности миротворения, которые приходится регулировать формальными методами правовых принципов, царством кесаря. Духовное же просветление (самосознание инстинкта Самосохранения) ведёт к царству божьему (богочеловечеству), которое есть уже не система, но иная жизнь, в которой преодолены все формальности, всякая косность, инертность и всякое неведение Цели всех стремлений. Где не остаётся ничего нетворческого (не нацеленного на созидание шансов вечности становления) в воле, в сознании, в мыслях, в чувствах, в мотивах.
http://zhurnal.lib.ru/a/abdulla_p_g
О том, что цель жизни в вечном преодолении шансов вселенской энтропии говорят уже ещё, минимум, трое:
Лефевр В.А. - наверно Вам это имя известно. На форумах, насколько мне известно, не общается.
Лотов Алексей http://alexlotov.livejournal.com/ - активно исповедует "новую парадигму нового тысячелетия".
Письмо Болонкину Александру Александровичу (ответа не было).
Справка:
Доктор технических наук,
профессор Института Технологии в Ньюарк,
старший научный сотрудник НАСА, США
тел.: 718-39-4563 (USA)
эл. почта: aBolonkin@juno.com
адрес: A. Bolonkin, 1310 Avenue R, #6-F,
Brooklyn, NY 11229, USA
Моё письмо:
Здравствуйте, Александр Александрович!
Пишет Вам из Баку некто Абдулла Гурбанов. Я философ, и ищу собеседников в Интернете. Я с ними общаюсь, записываю диалоги и публикую у себя на сайте http://zhurnal.lib.ru/a/abdulla_p_g
Наткнулся в Интернете вот на эту Вашу статью http://www.eternalmind.ru/content/view/845/2/ "Постчеловеческая цивилизация". Где Вы пишете:
"На их основе могут возникать системы третьего, четверного, пятого и т.д. уровней со все более и более усложняющейся структурой. Какие-то более низкие уровни могут при этом гибнуть, исчезать. Но это уже неважно, ибо они выполнили свою историческую роль - породили более высокий уровень.
Однако обязательным условием существования любого уровня сложности является его способность к воспроизводству, к беспрерывному тиражированию самих себя, ограниченному только внешними ограничениями и физическими границами.
Я утверждаю, что это есть основной, главный закон, смысл существования природы. Этот утверждение можно сформулировать в следующем виде:
Закон возрастания сложности самокопирующихся систем при постоянных внешних условиях".
Абдулла:
Наверняка Вы слышали о В.Л.Лефевре (может, даже лично знакомы, он тоже эмигрировал в США и занимается там наукой). Ему я тоже писал по поводу его взглядов на общеэволюционный смысл развития мира. Он предложил мне послать в подарок свою книгу "Космический субъект", я вежливо отказался, меня интересовал и всегда интересует живой диалог. Вот он то и не состоялся у нас... Он не ответил на моё обширное письмо философского содержания на тему вселенского бессмертия. Ну, наверное, не все люди любят философствовать совместно...
Я вот что хочу сказать. В приведённой выше цитате из Вашей статьи я не нахожу никакого разногласия с тем, что мною проповедуется в Интернете о том, что есть "основной, главный закон, смысл существования природы". Но вот что идёт у Вас дальше, рассуждения о восстании роботов и о том, что это логическое продолжение хода событий, и что, мол, даже и думать нечего о контрреволюциях типа как в фильмах "Терминатор", "Матрица" и т.п. - это просто фильм ужасов какой-то Вы начерчиваете. Я возражаю не эмоционально, нет. У меня чисто логические и... можно сказать нравственные возражения. А так же метафизически-эволюционистское.
Понимаете, Вы мыслите вопиюще упрощённо о природе интеллекта. Это ведь не просто мышление, но ещё и дух, воля к жизни и к возобладанию, к вселенской экспансии, которую мы наследуем по генетической цепочке от самого зарождения жизни. Этот сущий инстинкт самосохранения передался от доживого состояния материи-энергии и является таким же фундаментальным свойством мира, как и законы физики. Нет, я не исповедую ортодоксальный биологизм. Может быть, биология и передаст как-то эстафету жизни искусственным структурам. Но так, как это Вы описываете и излагаете - в этом есть что-то сатанински жуткое и насильственно бесчеловечное. Эмоциональные возражения Вы не рассматриваете; но тут есть логический момент. Почему всё это должно произойти в такой форме такого вымирания одного вида и грубого силового торжества Е-существ? Почему этот переход не должен быть цивилизованным и целенаправленным, сознательным?
Есть соображение, что Вы просто не представляете себе иного механизма вселенского процветания и выживания кроме как борьба и отбор. Хищный империализм продолжается и на вселенских просторах и правит бал. Даже Е-мозги будут воевать между собой, и выяснять всё будут аргументацией силы. Но ведь победа разума в том и должна заключаться, чтобы преодолеть эволюционную необходимость всякого противостояния и раздора! Потому что если цель мирового становления порядка из хаоса в том, чтобы противостоять энтропии или Большому коллапсу - то само понимание этой сущей "воли божьей" (логики мирового развития) должна приводить к все большему повышению КПД всех взаимодействий и упразднять саму конкуренцию (как морально устаревающую методологию эволюции) за, в конечном итоге, эту самую жизнь вечную. Намекаю на учение Христа о Спасении Мира и абсолютной братской любви, устремлённой к вечному созиданию шансов Жизни против шансов Гибели.
У меня к Вам конкретный вопрос: почему Вы думаете, что:
"Начнутся ли между ними соперничество, вражда, союзы и войны? Небольшой размер данной статьи не позволяет осветить эти вопросы. Скажем только об итоге исследования: из самых общих закономерностей вытекает, что да. Возможно, даже начнутся войны, в которых враждующие стороны будут уничтожать не только планетные системы, но звезды и даже галактики".
Из каких "самых общих закономерностей вытекает, что да"?
С уважением, Абдулла Гурбанов.
=======================
Письмо Вишеву Игорю Владимировичу (ответа не было).
viv@susu.ac.ru
Справка:
ВИШЕВ Игорь Владимирович (р.05.05.1933) - специалист по религиоведению и философской антропологии; доктор философских наук, профессор. Родился в г. Вольске Саратовской области. В 1947 в результате сильного ожога лица и глаз металлическим натрием потерял зрение, однако мужество, воля и высокий творческий потенциал стали залогом дальнейшей гражданской и научной судьбы Вишева. Он окончил философский факультет МГУ (1958). Учился в заочной аспирантуре того же факультета по кафедре истории и теории атеизма (1960-1964). С 1958 -ассистент, с 1964 - старший преподаватель, с 1968 - доцент, с 1991 - профессор на кафедре философии Челябинского государственного технического университета (ныне Южно-Уральский государственный университет). Кандидатская диссертация - "Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей" (1964). Докторская диссертация - "Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения" (1990). Действительный член Академии гуманитарных наук. В трудах Вишева исследуются философско-социальные, естественнонаучные, нравственно-гуманистические и ценностные аспекты радикального увеличения видовой продолжительности человеческой жизни с конечной целью достижения практического бессмертия человека при непременном условии сохранения оптимальных параметров телесной и духовной жизнедеятельности. Обосновывается введение в философскую литературу понятий "иммортологии" - науки о бессмертии; "гомо имморталис" - человек бессмертный, биоэтически и социально детерминированный на неограниченно долгую и достойную жизнь; доказывается существование закономерности последовательной смены трех основных стадий борьбы за продление жизни - геронтологической, ювенологической, иммортологической; показывается смена в истории духовной культуры религиозно-пессимистического религиозно-оптимистическим и научно-пессимистического научно-оптимистическим подходом к решению вопроса о возможности достижения индивидуального бессмертия; представлено понимание смысла и цели человеческой истории как достижения человеком реального личного бессмертия.
"Философы России XIX-XX столетий (4-е изд.)"
Моё письмо:
Здравствуйте, Игорь Владимирович!
В виртуальной библиотеке "Ихтик" скачал и читаю Вашу книгу (И.В. Вишев "НА ПУТИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ БЕССМЕРТИЮ" Москва 2002).
Привлекло меня, конечно же, термин "бессмертие". Потому что именно это составляет основу всей моей христианской философии, которую я развиваю исключительно путём общения по Интернету. Я ищу собеседников высокого философского уровня, вступаю в диалог, записываю всё и публикую у себя на сайте: http://zhurnal.lib.ru/a/abdulla_p_g
У меня большие возражения к основам Вашей философии. Есть ли у Вас возможность (я знаю про Ваше зрение) и желание подвергать критике эти основы?
Бердяев, о взглядах которого Вы немало рассуждаете в этой книге, для меня учитель номер один (вытеснил на второй план Ницше). Мне представляется, что Вы не прочувствовали всю гениальность (да что там гениальность - божественность) этого мыслителя. В моём представлении все остальные русские мыслители просто несмышлёные философствующие детишки, в сравнении с ним. Бердяева нужно ещё открыть, и представить всему миру. Я отношусь к нему чуть ли не как ко второму пришествию. Но это не значит, что я приминаю всё, что он говорил. Есть положения у него, которые для меня остаются непонятностью. Но в отличии от Вас я не тороплюсь сказать "нет" этим местам. Например, его тёплое отношение к Фёдорову я не разделяю. Я вообще не понимаю что значит фёдоровское воскрешение всех предков. Это же безумие. Как можно воскресить умерших и давно уже слившихся с материей природы? Но самое главное - ЗАЧЕМ? Нескольких исторических личностей я бы ещё посчитал полезным вернуть к жизни. Человек двадцать, во главе с Христом. Но зачем думать о том, как это делает Фёдоров, как бы воскресить всех отцов и праотцев (со всеми их пороками и недостатками)? Для кого это нужно? Для умерших это не может быть нужно; нет человека, нет и проблем /для этого/ человека. В подобном желании воскресить всех должен быть рациональный смысл.
Основной же Вашей ошибкой я считаю объективацию отношения к личной жизни. Вы говорите всюду "человек может и должен жить молодым и здоровым, не умирать". Кому он это должен? Вот что говорит Ницше о личной смерти:
"Многие умирают слишком поздно, а некоторые -- слишком
рано. Еще странно звучит учение: "умри вовремя!"
Умри вовремя -- так учит Заратустра".
Я полагаю, что это есть сущая истина о том, как следует относиться к личной смерти. Умирать нужно хотеть не как можно позже, а оптимально, целесообразно, наиболее в интересах жизни вообще. У Вас же медицинское неумирание каждого понимается как высшая ценность. При этом непонятно - а зачем собственно не умирать. В чём смысл? Ведь столько несовершенства в роде человеческом, сколько уродства. Вы хотите всё это продлевать в дурную бесконечность? Но ведь это угроза для жизни вообще, для успешной эволюции мира! Не спроста же все мы смертны! На то есть фундаментальный эволюционный смысл. Бессмертие нужно только для тех, кто научился развиваться без конца. Теперь прикиньте, сколько в мире НЕ массовой психологии людей, мыслящих, неустанно совершенствующихся, не окостеневающих самосознаний.
С уважением, Абдулла Гурбанов.
=======================
На форуме http://jesuschrist.ru/forum/355304,,all.php
Эдмонд:
//Зачем Вы, как Вам кажется, обосновываете Ваши атеистические убеждения?//
Для того, что бы доказать их: правомочность, истинность. Также я учитываю, что в споре рождается пища для размышлений.
Абдулла:
Зачем доказывать правомерность и истинность чего-либо?
================
Эдмонд:
//По-Вашему появление новых существ есть благо для этих самых новых существ? Но ведь не они себя создают, но эволюция; и не для них самих, но для своего продолжения.//
А они благо тут определяют ретроспективно. Ретроспективно эволюция для нас это пока что благо и ничем другим быть не может, так как в результате эволюции появились мы (Вспомните - "Не было бы счастья да несчастье помогло" - на мой взгляд тут как раз и благо оценивается ретроспективно - в реальном времени нечто было несчастьем, а оглядываясь в прошлое это несчастье нарекли счастьем). А вот что касается эволюции в будущем, то по прежнему я утверждаю, что никто не может оценить ее последствия (повторю еще раз - мы даже последствия действий в истории часто не можем оценить (при чем даже ретроспективно) - куда нам уже до эволюционных масштабов). А если оценить последствия нельзя то и стремится к этим последствиям нельзя - то есть человек не может осознанно стремится к эволюции.
Абдулла:
Человек действительно не может осОзнанно стремиться к эволюции. Только неосознанно. Как только же он начинает сознавать своё стремление (просветление воли/инстинкта самосохранения) - он автоматически переходит в богочеловеки.
Эдмонд:
//Только мы сами сознательно можем возвысить себя в новый вид//
Так мы себя уже и возвысили. В Библии написали, что властвуем над птицами и тварями и стали не животным, а богочеловеком (то есть подобным богу), хотя на самом деле как были животными, так животными и остались (и останемся).
Абдулла:
Не торопитесь. ВЫ ещё не возвысили себя ни с Библией ни без неё. Вы возвыситесь когда просветлеете волей. Именно для этого просветления я с Вами и общаюсь, что бы не оставались животным. Ибо это психологическое прозябание в животных есть проблема на пути к жизни вечной. Зачем ВЫ общаетесь со мной? Зачем отстаиваете Ваши взгляды?
Эдмонд:
//И в чём причина такого становления чего-то чем-то в сознании человека? Эта причина объективная?//
Нет. Пример. Смерть Фридриха Барбароссы была неблагом для христианской армии крестоносцев, но благом для сарацин. Христиане радовались и ликовали после того как Ламетри заболел и умер, но для нескольких людей его смерть была несчастьем. Победа одной команды является благом для ее болельщиков и неблагом для болельщиков команды-соперницы. Никакой объективности.
Абдулла:
Может, хватит а? Сколько можно говорить, лишь бы что-то возразить в ответ? Это Ваше "Победа одной команды является благом для ее болельщиков и неблагом для болельщиков команды-соперницы. Никакой объективности" - полная чушь. То, что победа есть благо, а поражение наоборот - объективная истина на все времена. После финального матча чемпионата мира 2010 года кто будет радоваться? Победившая команда и её болельщики, верно? А проигравшая с её болельщиками будет в печали, так? Если бы мы этого не могли бы заранее предсказывать - вот тогда не было бы никакой объективности блага и неблага, ибо не наблюдалась бы закономерность.
Эдмонд:
//Если не может быть объективного блага, тогда, надо полагать, Вы считаете благо и неблаго чем-то субъективным. В то время как я Вам уже сколько времени твержу, что любое субъективное благо и неблаго в Вашем представлении расшифровывается (при основательном анализе) как благо и неблаго для самой эволюции. Зачем же Вы всё это повторяете, вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на анализировании любых Вами понимаемых "субъективных" благ и неблаг на предмет эволюционной заданности?//
Естественно, считаю. Что касается Вашей "расшифровки", то опять же даже эволюция для нас ретроспективно является благом и благость для эволюции определяем мы (субъект эволюции), а не сама эволюция (объект). Но скажу еще снова, что в таком случае вообще говорить ни о благости и неблагости эволюции мы не можем так как раз эволюция в прошлом не может быть для нас неблагом, то и благом ее называть неправильно.
Абдулла:
Вот видите! Сами же говорите, что эволюция не может быть для нас благом или неблагом. Это мы можем быть и тем и другим для эволюции. Именно эта степень благости и неблагости человека для эволюции (творца) и должна пониматься универсальным мерилом ценности образа мыслей и чувств, нравственного уровня каждого человека. Без мерила нет ориентира, без ориентира человек будет вырождаться, ибо не будет знать, как совершенствоваться духом и интеллектом.
Эдмонд:
//О чём Вы говорите? Какие последствия и в отношении чего?//
Вы ж предлагаете стремится к эволюции. Под этим можно понимать только то, чтобы выполнять какие то действия которые важны в контексте наших эволюционных стремлений. Но осознать последовательность этих действий мы не можем, а следовательно и осознать важность этих последствий также. А если это мы не можем то и стремится к этим последствиям мы тоже не можем. А все призывы к стремлению это такие же пустые слова как и призыв "узнай бога" - и то и другое мы делать не в состоянии, а говорящие такое просто ставят неправильный "диагноз" и "прописывают" неправильные лекарства.
Абдулла:
Я не предлагаю стремиться к эволюции. Я предлагаю всё лучше осознавать суть всякого нашего стремления. Мне не нужно предлагать Вам стремиться к эволюции. Вы и так к ней стремитесь. И больше ни к чему и не можете стремиться. Вот разберём Вашу мотивацию с отстаиванием Ваших атеистических взглядов - сами увидите. Если только не будете придумывать дурацкие отмазки и увиливать.
Что касается "выполнять какие то действия которые важны в контексте наших эволюционных стремлений. Но осознать последовательность этих действий мы не можем, а следовательно и осознать важность этих последствий также". Вот смотрите: допустим, Вы женитесь. Планируете завести детей. Вы что думаете, это всё к чему? Всё это и есть Ваше стремление к эволюции. От того, что Вы осознаете важность этих Ваших стремлений в плане служения эволюции - эволюция только выиграет в шансах в борьбе против энтропии. Всё что человек делает, ОН УЖЕ и с самого начала делает для эволюции. То, что он при этом ДУМАЕТ что что-то делает для себя - вот от этого старого заблуждения и нужно освобождаться. Вы что, думаете, что осознаёте последствия Ваших стремлений?
==================
Эдмонд:
//Я с моим богочеловеческим стремлением к шансам Невозвращения всего мирового становления к первозданному хаосу являюсь живым доказательством того, что МОЖНО осознанно стремиться к эволюции//
Это только Вам так кажется. Великие не могли оценить последствия своих действий даже в масштабах истории - нескольких веков, а Вы похоже превзошли всех раз смогли объять необъятное:) Бросьте пустую убежденность, обратитесь к истории и Вы увидите, что человек даже ретроспективно часто не может оценить последствия действий прошлых поколений для своего настоящего. В который раз повторяюсь... :(
Абдулла:
И зачем же Вы в который раз повторяетесь? Чего Вы хотите? Вам нужно, чтоб я бросил пустую убеждённость? Каким образом Вы видите себя заинтересованным в этом? И каким образом видите заинтересованным в этом меня и всех остальных? Вы хотите чему-то учить меня? Зачем? Всё, чему я пытаюсь Вас и всех остальных учить - имеет конструктивный смысл. Этот конструктивный смысл в том, чтобы всё эффективнее служить эволюции мира. В чем смысл всех вАших потуг?
Мы стремимся к чему-либо не потому, что имеем возможность просчитывать ходы на перспективу, но имеем возможность просчитывать ходы, потому что имеем стремление к чему-либо, имеем цель, образ и свойство цели в планах. Вот допустим, Вы стремитесь заработать как можно больше денег. Где здесь причина и где следствие? Потому ли Вы стремитесь к богатству, что можете всё просчитать, или просчитываете всё, потому что имеете стремление? Можете ли Вы просчитать всё хотя бы на год вперёд? Не можете. Завтра же можете попасть в такую ситуацию, что порушатся все планы на счастье, процветание и успех. Самая жалкая участь может ожидать любого, при чём по самым разным стечениям обстоятельств и невезения. По Вашей логике никто вообще ни к чему не должен бы стремиться, ибо будущее всегда неизвестно. Но ведь стремятся же все! И я стремлюсь. Какая же разница (в данном аспекте) между моим стремлением и прочими стремлениями? Почему моё стремление кажется Вам неправомерным и невозможным?
Теперь о стремлениях и целях относительно нашего общения. Если Вы не можете назвать и описать общую для нас цель, то Вы вообще непонятно чем (и зачем) тут занимаетесь. То, стремиться к чему я призываю, предлагается как общая для нас цель, в отношения которой мы можем вести конструктивный диалог (созидать шансы невозвращения всего к хаосу, служить эволюции мироздания). Вы отвергаете эту общность, как нашу сущую заинтересованность со всеми остальными жителями всех времён, при этом ничего не предлагаете взамен. Природа Вашего интереса к нашему диалогу остаётся под вопросом. Не пора ли объяснить Вашу мотивацию? Вы отстаиваете Ваши атеистические взгляды. Отлично. На вопрос "зачем Вы это делаете?" Вы ответили "что бы доказать их: правомочность, истинность". Зачем нам всем нужны Ваши и чьи бы то ни было доказательства правомочности и истинности чего бы то ни было?
================
Эдмонд то Мимо:
Природа не может быть едина ни с какой верой, потому, что верить в Природу не нужно - ее нужно знать, а для этого необходимо пользоваться разумом и органами чувств - тем, что "дала" нам Природа.
Абдулла:
Верить в природу не нужно, нужно знать её. А зачем?
===============
Эдмонд:
//Никаких иных стремлений, кроме как осознанного стремления преодоления вселенской энтропии у меня не осталось. Если не верите - можете анализировать мою мотивацию со сколь угодно долгими расспросами.//
Чем отличается человек от животного - тем что человек способен лгать самому себе. Вы можете какую угодно придумать себе мотивацию, естественно если для подобных фантазий имеются соответствующие предпосылки. Коммунисты стремились в светлое будущее, немцы - к чистоте своей расы, христиане - в вечное счастье в раю с неведомым существом, Вы к эволюции, рыцари - достать Святой Грааль, алхимики - получить философский камень, но доказательством того, что их "осознанное" стремление является действительно стремлением осознанным - то есть с осознанным пониманием последствий и необходимых действий это не является.
Абдулла:
Человек от животного отличается именно этим. Вы правы. До человека мир был гармоничен, ибо не было лжи и отклонений. Не было извращений. Всё, всякое движение зверей было направлено на выживание. Мир был здоров, идеален в определённых рамках правил и следования этим правилам. А человек научился отвлечённо мыслить, созидать, появились ресурсы, холодильники, запасники всякие, банковские счета - появилась некоторая свобода от детерминированной необходимости ежеминутно бороться за существование. Имея целью выживание (эволюция мира от хаоса) человек всё ещё не понимает направленности своей воли. Это приводит к иллюзиям. Иллюзии не есть самообман в прямом смысле лгать себе. Иллюзии есть принятие внешних проявлений влечения за саму суть этого влечения. Причина этой раздробленности и запутанности мыслей и чувств - в несовершенстве самосознания духа. Самое значительное, что творится с человеком как видом, это его метаисторический переход в БОГОчеловеки. Это когда Выживание (Спасение) снова станет абсолютным стержнем всех мотивов, но уже не на животном уровне жёсткой детерминированности всякого действия в бескомпромиссной и бессознательной конкуренции - но на основе чисто сознательно-сотворческого взаимопонимания и взаимодействия. Именно этому переходу и учит Иисус, и потому Он величайший из всех, что учит самому главному, существенному.