Гурбанов Абдулла Панах-Оглы :
другие произведения.
Цитаты из ницшеевской Библии
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Гурбанов Абдулла Панах-Оглы
(
f714082@yandex.ru
)
Размещен: 09/09/2002, изменен: 30/08/2003. 34k.
Статистика.
Очерк
:
Литобзор
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Автор приводит наиболее, согласно его мнению, значимые места из "Так говорил Заратустра" Ницше.
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели
и стрелы тоски по другому берегу.
Но, подобно клыку вепря, должно мое слово бороздить основу
вашей души; плугом хочу я называться для вас.
Все сокровенное вашей основы должно выйти на свет; и когда
вы будете лежать на солнце, взрытые и изломанные, отделится
ваша ложь от вашей истины.
Самые тихие слова -- те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром.
В свободную высь стремишься ты, звезд жаждет твоя душа. Но
твои дурные инстинкты также жаждут свободы.
Твои дикие псы хотят на свободу; они лают от радости в
своем погребе, пока твой дух стремится отворить все темницы.
Очиститься должен еще освободившийся дух. В нем еще много
от тюрьмы и от затхлости: чистым должен еще стать его взор.
О душа моя, я научил тебя говорить "сегодня" так же, как
"когда-нибудь" и "прежде", и водить свои хороводы над всеми
"здесь", "там" и "туда".
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему;
выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и
призракам.
Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, прекраснее
тебя; почему же не отдаешь ты ему свою плоть и свои кости? Но
ты страшишься и бежишь к своему ближнему.
Ибо еще один раз пойду я к людям: среди них
хочу я умереть, и, умирая, хочу я дать им свой богатейший дар!
У солнца научился я этому, когда закатывается оно,
богатейшее светило: золото сыплет оно в море из неистощимых
сокровищниц своих, --
-- так что даже беднейший рыбак гребет ЗОЛОТЫМ
веслом! Ибо это видел я однажды, и, пока я смотрел, слезы, не
переставая, текли из моих глаз. --
Человек -- это канат, натянутый между животным и
сверхчеловеком, -- канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор,
обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке
можно любить только то, что он ПЕРЕХОД И ГИБЕЛЬ.
Тысяча целей существовала до сих пор, ибо существовала
тысяча народов. Недостает еще только цепи для тысячи голов,
недостает единой цели. Еще у человечества нет цели.
И поистине, вы, добрые и праведные! В вас есть много
смешного и особенно ваш страх перед тем, что до сих пор
называли "дьяволом"!
Скрывать себя самого и свое богатство -- ЭТОМУ
научился я там внизу: ибо каждого считал я еще за нищего духом.
В том была ложь моего сострадания, что в отношении каждого я
знал,
-- что в отношении каждого я видел и чуял, сколько было
ему ДОСТАТОЧНО духа и сколько было уже СЛИШКОМ МНОГО для него!
Посмотрите на этого томящегося жаждой! Только одна пядь
еще отделяет его от его цели, но от усталости лег он здесь
упрямо в пыли -- этот храбрец!
От усталости зевает он на путь, на землю, на цель и на
себя самого: ни одного шагу не хочет сделать он дальше -- этот
храбрец!
И вот солнце палит его, и собаки лижут его пот; но он
лежит здесь в своем упрямстве и предпочитает томиться жаждой --
-- на расстоянии пяди от своей цели томиться жаждой! И,
поистине, вам придется еще тащить его за волосы на его небо --
этого героя!
О братья мои, еще недолго, и возникнут НОВЫЕ НАРОДЫ, и новые родники
зашумят, ниспадая в новые глубины.
По-моему, вы еще недостаточно страдаете! Ибо вы страдаете
собой, вы еще не страдали человеком. Вы солгали бы, если
бы сказали иначе! Никто из вас не страдает тем, чем страдал
я. --
Что вам до родины! ТУДА стремится корабль наш, где
СТРАНА ДЕТЕЙ наших! Там, на просторе, более неистово,
чем море, бушует наша великая тоска! --
"О Заратустра, -- сказали они, -- не высматриваешь ли ты
счастья своего?" -- "Что мне до счастья! -- отвечал он. -- Я
давно уже не стремлюсь к счастью, я стремлюсь к своему делу".
Я хожу среди этих людей и роняю много слов; но они не
умеют ни брать, ни хранить.
"Мы поставили наш стул ПОСРЕДИНЕ, -- так говорит
мне ухмылка их, -- одинаково далеко от умирающего гладиатора и
довольных свиней".
Но это -- ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ; хотя бы и называлась
она умеренностью.
Желать -- это уже значит для меня: потерять себя. У МЕНЯ ЕСТЬ ВЫ, МОИ ДЕТИ! В этом обладании все должно быть
уверенностью и ничто не должно быть желанием.
О послеполуденное время моей жизни! Чего не отдал бы я,
чтобы иметь одно: живое насаждение моих мыслей и утренний
рассвет моей высшей надежды!
Последователей искал некогда созидающий и детей
СВОЕЙ надежды -- и вот оказалось, что он не может найти
их иначе, как сам впервые создав их.
Кто не может повелевать себе, должен повиноваться. Иные же
могут повелевать себе, но им недостает еще многого,
чтобы уметь повиноваться себе!
Но как мог бы я быть совсем справедливым! Как мог бы я
каждому воздать свое! С меня достаточно, если каждому отдаю я
мое.
Ибо нужно много благородных, и разнородных благородных,
чтобы СОСТАВИЛАСЬ ЗНАТЬ! Или, как говорил я однажды в
символе, "в том божественность, что существуют боги, а не
Бог!".
Пока наконец воля не избавится от себя самой и не станет
отрицанием воли, -- но ведь вы знаете, братья мои, эту басню
безумия!
Прочь вел я вас от этих басен, когда учил вас: "Воля есть
созидательница".
Всякое "было" есть обломок, загадка, ужасная случайность,
пока созидающая воля не добавит: "Но так хотела я!"
-- Пока созидающая воля не добавит: "Но так хочу я! Так
захочу я!"
О братья мои, о звездах и о будущем до сих пор только
мечтали, но не знали их; и ПОТОМУ о добре и зле до сих
пор только мечтали, но не знали их!
Я хожу среди людей, как среди обломков будущего, -- того
будущего, что вижу я.
И в том мое творчество и стремление, чтобы собрать и
соединить воедино все, что является обломком, загадкой и
ужасной случайностью.
Любите своего ближнего, как себя, -- но прежде
всего научитесь ПРАВИЛЬНО любить самих себя --
-- вам следует любить великой любовью, любить великим презрением!" Так
говорит Заратустра.
Пусть твоя добродетель будет достаточно высока, чтобы
довериться ее имени: и если ты должен говорить о ней, то не
стыдись говорить, лепеча.
Все женское, все рабское, и особенно вся чернь: ЭТО
хочет теперь стать господином всей человеческой судьбы -- о
отвращение! отвращение! отвращение!
ОНИ неустанно спрашивают: "как лучше, дольше и
приятнее сохраниться человеку?" И потому -- они господа
сегодняшнего дня.
Этих господ сегодняшнего дня превзойдите мне, о братья
мои, -- этих маленьких людей: ОНИ величайшая опасность
для сверхчеловека!
Превзойдите мне, о высшие люди, маленькие добродетели,
маленькое благоразумие, боязливую осторожность, кишенье
муравьев, жалкое довольство, "счастье большинства"! --
Поистине, человек -- это грязный поток. Надо быть морем,
чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где
может потонуть ваше великое презрение.
Летом в самой выси, с холодными источниками и блаженной
тишиной -- о, придите, друзья мои, чтобы тишина стала еще
блаженней!
Ибо это -- НАША высь и наша родина: слишком высоко
и круто живем мы здесь для всех нечистых и для жажды их.
Бросьте же, друзья, свой чистый взор в родник моей
радости! Разве помутится он? Он улыбнется в ответ вам
СВОЕЙ чистотою.
В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час
великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас
отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
Час, когда вы говорите: "В чем мое счастье! Оно --
бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно
бы было оправдывать само существование!"
Видели ли вы когда-нибудь парус на море, округленный,
надутый ветром и дрожащий от бури?
Подобно парусу, дрожащему от бури духа, проходит по морю
моя мудрость -- моя дикая мудрость!
Но вы, слуги народа, вы, прославленные мудрецы, -- как
МОГЛИ БЫ вы идти со мною! --
Так говорил Заратустра.
О, я нашел его, братья мои! Здесь, на самой выси, бьет для
меня родник радости! И существует же жизнь, от которой не пьет
отребье вместе со мной!
Слишком стремительно течешь ты для меня, источник радости!
И часто опустошаешь ты кубок, желая наполнить его!
И мне надо еще научиться более скромно приближаться к
тебе: еще слишком стремительно бьется мое сердце навстречу
тебе:
Поистине, я отнял у вас сотню слов и самые дорогие
погремушки вашей добродетели; и теперь вы сердитесь на меня,
как сердятся дети.
Они играли у моря -- вдруг пришла волна и смыла у них в
пучину их игрушку: теперь плачут они.
Но та же волна должна принести им новые игрушки и
рассыпать перед ними новые пестрые раковины!
Так будут они утешены; и подобно им, и вы, друзья мои,
получите свое утешение -- и новые пестрые раковины!
Так говорил Заратустра.
У них есть нечто, чем гордятся они. Но как называют они
то, что делает их гордыми? Они называют это культурою, она
отличает их от козопасов.