Аболина Оксана Валентиновна : другие произведения.

Донни Дарко - рецензия на фильм

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Через 28 дней 6 часов 42 минуты 12 секунд наступит конец света.




Donnie Darko

США, 2001
Жанр: фантастика, драма
Режиссер: Ричард Келли
Сценарий: Ричард Келли
В главной роли: Джейк Джилленхол


Через 28 дней 6 часов 42 минуты 12 секунд наступит конец света. Такая установка дана шестнадцатилетнему юноше Донни Дарко (Джейк Джилленхол), и за этот срок он должен предотвратить гибель мира, хотя как это можно сделать - он пока не знает. Что это - вымысел? реальность? В 16 лет не только у Донни появляются подобные идеи. Помню, и у меня в голове возникла дата конца жизни, она находилась в большем отдалении, чем у Донни, измерялась не днями, а годами, но именно она направляла жизненный вектор и сжимала время, ибо надо было успеть до этой точки отсчёта реализовать всё главное, что предначертано судьбой. А когда эта отметка миновала, то жизнь субъективно представлялась оставшейся как бы позади.

Ричард Келли, молодой американский кинорежиссёр, снял картину, психологически, очевидно, автобиографическую, его Донни Дарко дополняет плеяду задумчивых американских мальчиков, и если брать аналогии в литературе, то его герой - несомненно, типичный сэлинджеровский персонаж: уже не Колфилд, еще не Тедди, но родственный духом им однозначно. А в кинематографе фильм Келли при этом устойчиво ассоциируют с Давидом Линчем, автором "Твин Пикса", хотя эта аналогия мне кажется притянутой за уши. Ситуации в обеих картинах чем-то, возможно, схожие, но Келли снимает кино прежде всего о внутреннем пространстве, Линч - о внешнем.

  

Итак, "Донни Дарко" - фильм о сложном подростке, его внутреннем, духовном мире, но фильм этот подобен многослойному пирогу - он предполагает не одно, а множество толкований, в нем слишком много недосказанности и одновременно иносказательности, и структура его непроста, она своей формой повторяет содержание фильма.

А содержание представляет собой рассказ о двадцати восьми днях юноши, находящегося в пограничном, шизоидном состоянии. То, что с ним происходит, может быть одинаково реальностью и бредом. Баланс между этими двумя вероятностями строго выверен в фильме, и сознание зрителя скользит между ними, не имея возможности определиться, что есть что, ибо грань иррационального проходит между умом Донни и действительностью.

Донни - умный, смышленый, но замкнутый и весь какой-то скособоченный паренек, угрюмый, но часто на его лице видна загадочная улыбка человека, погруженного в свой внутренний мир. Он живёт в обычной семье, где имеется трое детей. Одна из первых сцен - скандал в семье, он отталкивает от персонажей, делая их при этом ближе к зрителю (один из многозначительных парадоксов фильма, действующих даже на уровне подсознания) - ибо сцена ссоры не только достаточно интимна, но и выглядит, как ежедневная надоевшая всем перебранка. Тем не менее, семья Дарко - относительно дружная, родители неравнодушны и снисходительны к детям, правда, не справляются с двумя старшими, которых в полной мере поглотил переходный возраст, а у Донни еще и проблемы с психикой. Он гуляет во сне, а переодетый в костюм кролика, выдуманный им друг Фрэнк, сообщает ему о дате конца света и учит, что нужно сделать, чтобы предотвратить катастрофу - правда, уроки эти выглядят более, чем странно: Донни должен затопить школу, всадить топор в голову бронзовой статуи - школьного талисмана, сжечь дом шарлатана-гуру Джима Каннингема, которого очень выразительно играет Патрик Суэйзи. Казалось бы, необходимость всех этих действий - явный плод шизофренического сознания, но кролик Фрэнк, ассоциирующийся с Кроликом из Кэрролловской Алисы, но очень далеко ассоциирующийся, ибо страшен и неестественен, как смертный грех, спасает Донни жизнь - он заставляет его выйти из дома перед тем, как на дом Дарко свалится двигатель неопознанного самолета, прямиком в комнату Донни. Таким образом, в фильме появляется второй план - план временной петли, в которую попал Донни, чтобы предотвратить гибель мира.

  

Является ли гибель мира буквально разрушением вселенной (или даже ряда вселенных), смертью одного только Донни, гибелью его семьи и подруги либо уничтожением альтер эго, зритель вправе домысливать сам. Сюжет предполагает разные варианты, и все они достаточно выверены.

Тема смерти - одна из основных в картине. Фильм начинается с неподвижно лежащего на дороге Донни, который сначала кажется просто сбитым машиной, впоследствии машиной будет насмерть сбита его подруга Грэчен, дважды автомобиль чуть не наедет на Роберту Спарроу (Петинс Кливленд), столетнюю старуху, которую все называют "бабушка смерть", на стене комнаты Донни висит постер Маурица Корнелиса Эшера "Глаз" с проглядывающим из зрачка черепом (Эшер как нельзя более близок к фильму, ибо работал с формами неэвклидова пространства, его гравюры - художественное воплощение философии пространства, о чем в фильме очень много говорится), школьный отморозок будет приставать к Донни с ножом к горлу, о смерти своей собаки юноша расскажет психоаналитику, чудом уцелеет Донни при падении двигателя на дом Дарко, семья его погибнет, летя в этом самолете, Донни застрелит кролика Фрэнка, своего проводника в альтернативном мире либо в своем сознании. Ключевую фразу прошепчет ему на ухо бабушка Смерть: "Все создания на земле умирают в одиночку". И ради спасения других Донни должен будет тихо и незаметно пожертвовать собственной жизнью. Вообще все события, происходящие в фильме, предваряют Хэллоуин, в который и должен произойти конец света.

  

Помимо темы смерти, здесь много и других прорабатываемых вечных тем - например, страха. Джим Каннингем - шарлатан-проповедник учит школьников избегать страха, "Добро пожаловать в контроль над страхом" - призывает он с экрана телевизора, признаками страха на шоу-лекции он назовет курение, употребление алкоголя и добрачный секс - всё это будет пройдено Донни за эти 28 дней, словно своеобразная инициация. Не столько преодоление страха, сколько стойкое сосуществование с ним - основа жизни юноши. Параноидальный поступок - сожжение дома Каннингема - выглядит чудовищно, ибо даже когда Донни назовет Джима чертовым антихристом, это звучит не как прямой вызов, Донни не считает истинным воплощением сатаны Каннингема, в лучшем случае, одним из толпы его эмиссаров, но последующие события заставляют задуматься о том, не правда ли, руками Донни руководила судьба. Ибо Божественным вмешательством, линия которого тоже рефреном ведется в фильме, кролика Фрэнка никак не назовешь, уж больно он страшен.

Сама философия этого и других подобных поступков, совершенных Донни под указкой Фрэнка, сформулирована им на уроке литературы: "Разрушение есть форма творения. То, что они сожгли деньги - это ирония. Они хотели хоть что-то изменить". И следуя собственной логике, Донни то и дело пытается что-то изменить. Иногда под воздействием Фрэнка, иногда наоборот - сопротивляясь ему. В зеркале ванной он попытается ударить кролика в глаз ножом. Встретив его затем в кинотеатре и попросив снять маску, Донни видит одноголазого человека.

  

Фрэнк - самое загадочное существо в фильме. Он равно может оказаться плодом воображения Донни (и своему психоаналитику юноша так и говорит, что Фрэнк выдуман им), равно мистическим персонажем, либо частью самого молодого человека, либо действительным живым существом. Но всё больше и больше это чудовище принимает участие в реальной жизни, пока не становится более очевидным, чем придуманным. В том мире, где Донни жертвует собой, спасая мир, кролик Фрэнк оказывается уже самостоятельным существом.

Имя "Фрэнк" относится в фильме не только к кролику. О некоем Фрэнке упоминает на своей лекции Каннингем. Отец Донни (Холмс Озборн) рассказывает жене о Фрэнки Фидлере, который умер на выпускном балу. "Судьба, - говорит отец. - Так же, как с Донни". Возможно, в данном эпизоде даётся ссылка на этого художника, постоянно касающегося в своих работах вопросов запредельного.

  

Не менее своеобразна в картине фигура Роберты Спарроу - бабушки Смерти, бывшей монахини и ученого, написавшей книгу "Философия путешествий во времени". Старуха играет небольшую, но ключевую роль, позволяющую интерпретировать сюжет в различных направлениях. Книга вроде как прилагается к ДВД-диску и в сети ее можно местами встретить - например, здесь, на сайте "Мир фантастики и фэнтези".

Стоит отметить прекрасную актерскую и режиссерскую работу всего состава участников съемок, отличный подбор актёров, замечательный саундтрек. В общем-то фильм сделан столь качественно и оригинально, что трудно поверить, что снят он был за 28 дней (кошмарный сон Алексея Германа). Впрочем, первоначальный вариант был провален в прокате, так как фильм позиционировался как молодёжный, а он таковым ни в коей мере не является, впоследствии измененная за дополнительные 9 дней режиссерская версия получила очень хорошие кассовые сборы.

По версии IMDB, в настоящее время "Донни Дарко" занимает 131 место среди лучших 250 фильмов. Картина заняла пятое место в списке "10 любимых фильмов Австралии", а также девятое в списке 50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть, представленных британским каналом Film4.

У картины несколько наград: "Специальный приз американской Академии фантастики", "Приз зрителей фестиваля фантастических фильмов в Швеции", "Приз фестиваля фантастических фильмов в Жерарме".




Рецензии на "Донни Дарко": у Экслера, на Киноэксперте и Кинопоиске.

11 баллов из 11.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"