Если в мире существует сознание - то сознание должно быть во всём. Неодушевленные предметы и механические явления для нас безжизненны и бессознательны. Но это не значит, что всё так и есть "на самом деле".
Если вообще существует жизнь и сознание, то они должны быть во всём. Жизнь и сознание составляют мир.
Ранее уже высказывались соображения о том, что всякая вещь и всякое явление нашего мира есть проявление в нашем "разрезе" какого-то непонятного нам сознания из другого "разреза". Непонятного оттого, что имеет никак не ощущаемые нами свойства и функции. Например, одно сознание проявляется в нашем мире в виде деревьев, другое - в виде гомов сапиенсов.
Если явления и вещи нашего мира есть не что иное, как проявления разных сознаний, то эти сознания так же должны быть очень различны. Народные сказки одушевляют весь мир, приписывая всему человеческое сознание. С этого начинались первые формы религии, теперь считающиеся примитивными. А примитивно не только то, что везде только одно сознание, но примитивно будет и полное отрицание сознательности в "неживой" природе.
Если рассматривать активность жизни по степени воссоздаваемости себя, то в "неживой" природе этой активности не фиксируется. Но если учесть "широту" нашего видения, то эта нефиксируемость ничего не доказывает.
Каждый объект нашего мира грубо можно рассматривать как субъект переработки одних физических энергий в другие. Формы - разные. Форма камня себя не сознаёт. Форма живого организма уже возможно сознаёт себя, по крайней мере, его сознание уже нами фиксируется. Но и каждая клетка в организме - живое существо, и она должна быть до известной степени сознательной.
Смотря со стороны клеток, их комбинация, имеющая определённую функцию, - уже живое существо. Комбинация повыше уровнем - орган организма, тоже живое существо и обладает своим сознанием. Органы и клетки нашего тела имеют своё собственное, высоко организованное и эффективное сознание, называемое подсознанием. Но сознание делимого может быть только коллективным, не индивидуальным сознанием.
Мы же признаем сознание только у целого организма. Но целый организм можно рассматривать как срез, отпечаток некоторой сущностной величины, которую можно назвать жизнью этого организма. Эту жизнь можно представить себе в виде тела четырёх измерений. Но если трёхмерный отпечаток обладает сознанием, то всё четырёхмерное тело, как некая СУЩНОСТЬ, должно обладать сознанием - сознанием ЦЕЛОГО.
Вот у человека встречается два уровня сознания:
- сознание тела или подсознание;
- сознание пребывания в этом мире как индивидуальности - "я", личности, которым мы оперируем.
Реже встречается ещё один, самый высокий уровень - сознание жизни как глобального и интегрального процесса.
Кроме собственных сознаний, из которых мы признаём и знаем только одно, нас окружают другие многочисленные сознания, которых мы не видим и не знаем. Но иногда всё же случается, что эти сознания мы как-то ощущаем. И начинаем интерпретировать в образах, например, добрых или злых духов, или помогающих нам, или губящих.
Всякая группа людей, имеющая отдельную функцию и ощущающая свою внутреннюю связь и единство, например, философская школа, "церковь", секта, партия и т. п., - несомненно, обладает общим сознанием. Народ, нация - тем более, их можно рассматривать как сознательное составное существо.
Вид Homo sapiens, человечество - без сомнений живое существо. У каббалистов это называется Адам Кадмон - сущность, совмещающая в себе жизни всех людей.
Тем же макаром, каким мы узнаём о существовании других людей, мы можем узнать о высших существах, которыми мы окружены. Мы их можем чувствовать, ощущать, строить фантазии и домыслы, но своими органами восприятия не фиксируем.
А весь вопрос не фиксируемости - в уровне развития нашего восприятия. Отдельные исключительные люди показали, что есть такая возможность - развить в себе силу "зрения" в высшем пространстве, образовать понятия о явлениях и проявлениях в этом пространстве.
Эти понятия состоят в том, что все мы - частицы одного тела, ветви одной лозы. И мы можем различать инстинктом и чувством, где и в чём это тело, наше ЦЕЛОЕ.
Основа развития нашего умственного процесса - это образование и развитие (расширение) новых понятий. В этом же - снятие ограничений нашего сознания. Когда новое понятие образовано, им можно оперировать. А когда образуется понятие? Когда действует сила, объединяющая умственную деятельность отдельных индивидуумов. В добровольческих объединениях, устремлённых к некой высшей жизни. Тогда появляется шанс войти в соприкосновение с нашими "высшими судьбами".
Если рассматривать сущность, причину явления как душу, то понятие души явления заключает в себе жизнь и сознание, и их функции в непонятных нам разрезах мира. Выражением которых является проявление в нашем мире.
Идея одушевления Вселенной неизбежно приводит к идее "души мира" - "глобальной сущности", проявлением которой является видимая Вселенная. Эта идея образно звучит в древних религиях Индии, например, в образе Махадевы, жизнью которого является наш мир. Махадева - это сущность, которая "дышит во всякой твари, обладает сто тысячью форм с бесчисленными устами и с глазами, обращенными во все стороны", которое содержит в себе всю Вселенную, со всем миром. И продолжает звучать, несмотря на все заслоны.
Вместо того, чтобы думать, что наша жизнь - отпечаток другой великой жизни, а наша индивидуальность поддерживается другой великой индивидуальностью, которая по-любому сознательнее и независимее всего, что она производит и питает, мы обыкновенно рассматриваем всё лежащее за пределами нашего маленького существования только как видимость, золу и пепел жизни. Даже те, кто верит в Божественный дух, природу считает бездушной. "Огромная пропасть разверзается между нами и тем, что выше нас, - и Бог становится тонким сплетением абстракций" - так считал Густав Теодор Фехнер, последовательно развивавший идею психофизики.
Условия существования создают формы - тела. Сознание высшего порядка "требует" тело высшего порядка (речь не только о явленном). Земля должна иметь сознание. А Солнце и вся солнечная система - более широкое сознание. Сознание звёздной системы - тоже есть часть общего сознания Вселенной. Если есть сознание Земли, то тело этого сознания есть душа Земли.
Моё и твоё сознание, отдельные и не проникающие друг в друга, сходятся в высшем сознании, скажем в сознании человечества, в которое они входят как составные части. Высшее сознание "знает" и использует наши частицы, их "эманации".
Душа Земли находит отношения между содержанием моего и твоего ума, - такие отношения, которых наши отдельные умы не осознают. Она создает схемы, формы и проявления, соответствующие её полю действия, её свойствам. Для их постижения наши души и их поля пока что ничтожны, но - нужны. И она "знает" нас и наши отношения в то время, как мы не знаем ни её, ни своих настоящих отношений друг к другу. Более широкое сознание всегда может держать под наблюдением более узкое, но никогда не наоборот.
Фехнер сравнивает наши индивидуальные личности с органами чувств Земли. Мы вносим каждый свое в её "душевную жизнь". И она поглощает найти восприятия своей широкой сферой сознания и комбинирует их с другими имеющимися там данными. Создаёт новые соотношения.
Логически мы должны или признать жизнь и сознание во всем, во всей "мертвой природе", или отрицать их совершенно даже в самих себе. И с этой мыслью далее перейдём к размышлениям о смысле нашей жизни.