Абрамов Вячеслав Игоревич : другие произведения.

26. Жизнь как познание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Смысл жизни - это главная тема размышлений после того, как утолён желудочно-кишечный и сексуальный пыл. Кто чего только ни говорит об этом смысле, а часто говорят не всегда то, что думают. А думают часто не о том, о чём говорят. В общем, тема многоплановая, вариационная, местами весёлая, но больше грустно-печальная.
  
  Печаль в том, что многие пытаются найти смысл жизни вне её самой.
  
  А сама жизнь, заставляющая нас и страдать, и радоваться, всегда приводит к познанию чего-нибудь. Жизнь без желаний - это не жизнь. И почему-то часто над всеми желаниями берёт верх влечение к неизвестному, к новому. Даже вопреки благополучию и здравому смыслу.
  
  Существует сознание и существует мир, а жизнь как-то их связывает. Как связывает, даже наука не знает. Зачем связывает - по этому вопросу тоже нет ясности, одни лишь мнения и споры - о мнениях. Ничего нет более интеллектуального, чем споры о мнениях.
  
  Можно определить сознание как реализацию существования. Например, представить так: "я" реализует своё существование в существовании мира, часть которого оно составляет.
  
  Изучение себя самого и мира через отношение себя к миру тогда будет познанием. Все элементы сознания - ощущения, чувства, представления, понятия, идеи, суждения, умозаключения - это орудия познания, используемые моим "я". Но вот тут уже вылазит несоответствие: я многое из этого получаю "снаружи" и почти не контролирую. Что же это тогда за "орудия", если не контролируются?
  
  И всё же чувствования, в том числе так называемые "высшие", - эстетическое, моральное, творческое, - это всё-таки орудия познания. Только нашему узкому человеческому взгляду кажется, что они служат другим целям: охранению жизни, созиданию чего-то или наслаждению. В действительности это все служебное; цель - познание, всегда познание.
  
  Теория эволюции с естественным отбором представляет всё так: борьба за существование и отбор наиболее приспособленных создали ум, разум, психику человека, и те в свою очередь обеспечивают и охраняют жизнь как отдельного индивидуума, так и вида в целом.
  
  Получается, что вне такого очень увлекательного процесса развития сами по себе ум и разум смысла не имеют.
  
  Уж если мы признаём, что существует сознание и существует мир, то и борьба за существование и отбор наиболее приспособленных, если они действительно играют определяющую роль в созидании жизни, тоже являются продуктами сознания, и служат, как и всё, познанию. Какого сознания - мы не знаем, и отчего-то знать не хотим. Скорее всего, оттого, что так сподручнее.
  
  Мы не видим и не хотим видеть присутствия сознания в законах природы. Почему? Потому, что себя назначили "разумными гомами". И потому, что не видим целого, а видим только мизерную и временную часть. А в этой части нашими способностями не разглядеть ничего, принадлежащего целому. Для того, чтобы разглядеть что-то, нужно обладать понятиями о том, что пытаешься разглядеть. Тем более, чтобы усмотреть наличие сознания целого, нужно понять функцию и характер целого, да ещё с протяжённостью по времени.
  
  Например, если взять как целое человека, то, не поняв функцию человека как целого, и не понаблюдав за ним какой-то период, нельзя судить о наличии или отсутствии сознания. А если взять за целое человечество, то наличие у него разума никто не отрицает, хотя основания сомневаться в этом тоже имеются.
  
  Для того чтобы понять, что такое наше сознание, нужно выяснить нашу функцию по жизни. А для этого надо бы определить, что такое жизнь. Не вообще, а для нас.
  
  Поползновения определить жизнь как движение в сфере, высшей относительно данной, были в предшествующих статьях. Наша "сфера" - трёхмерна, для нас жизнь есть как бы проявление в нашей сфере некого сознания высшего мира. "Каждая отдельная жизнь дерева есть момент сознания существа, жизнь которого составляется из жизней деревьев. Сознания этих высших существ не существуют отдельно от низших жизней. Это две стороны одного и того же. Каждое одно человеческое сознание в каком-нибудь другом разрезе мира может давать иллюзию многих жизней" - писал Густав Теодор Фехнер.
  
  Мы видим жизнь дерева. И если признаём в дереве наличие сознания, то жизнь этого дерева есть проявление сознания этого дерева. Можно грубым образом представить, что сознание это корни, жизнь - это ветви. Хотя, вероятнее всего, жизнь этого дерева есть проявление сознания вида, или семейства, или, может быть, сознания всего растительного царства.
  
  Доказательство этому пока имеем такое: наши жизни не имеют никакого другого смысла, кроме познавания, и мыслящий человек перестает мучительно ощущать отсутствие смысла в жизни только тогда, когда он познаёт. Деятельность - одна из форм познания. Переживания и иные проявления психоэмоциональной сферы - тоже.
  
  Причём это познавание, составляющее нашу функцию в мире, совершается не только разумом и его "интерфейсом" - умом, но всем нашим организмом, всей жизнью. И признавая стадность человека - всей жизнью человеческого общества, его организациями, учреждениями, всей культурой и всей цивилизацией.
  
  Начиная познавать познание, можно на опыте легко убедиться в том, что эволюция познания заключается не в борьбе за своё выживание, а в постепенном отхождении от себя. Только отойдя от себя, то есть от своих установок, стереотипов, привязанностей и "точек зрения", мы начинаем постигать мир, как он есть, а не через дырочку своего "я". Точка зрения - это видение только с одной точки. Не имея такой точки, видение будет отовсюду и везде.
  
  Но легко ли это - освободиться от элементов себя?
  
  Попробуй хоть каким усилием преодолеть эмоции страха, ревности, гордости, зависти. Если получится, ты - святой. Но святые не читают сомнительные статьи сомнительных авторов, они уже знают - всё, потому что сами себе вИдение и ощущения не загораживают.
  
  Освобождение эмоций от элементов личного - это их очищение и исправление, обеспечивающее путь к сверхличному познанию - прямому и непосредственному.
  
  Возникает вопрос: это как?
  
  Вспомним, что для нас начальное условие объективного существования, так называемой "объективности" - протяжение в пространстве и бытие во времени. Но при этом формы протяжения вещи в пространстве и бытия её во времени не принадлежат самой вещи, а создаются познающим субъектом, тем самым наблюдателем.
  
  И это соображение позволяет смело расстаться со всеми гипотезами и теориями "тонких состояний" материи, всяческих эманаций со стороны материи, как "психофизических", так и энергетических.
  
  Материальность вкупе с энергичностью - сложное свойство, относящееся не к вещи, а к восприятию вещи. Материя в нашем восприятии состоит не из атомов, а из наших ощущений. Нет ощущающего - нет материи. Квантовая физика недвусмысленно на это указала.
  
  Такие явления, как мысли или чувства, как-то нелогично представлять себе объективно существующими, хотя бы "слабо материальными" и таким образом свести все существующее к "существующему объективно".
  
  Объективное знание изучает не факты, а только представления о фактах. Субъективное знание изучает факты сознания, которые для нас - единственно реальные факты. Таким образом, объективное знание имеет дело с нереальным, с представляемым, с воображаемым миром, а субъективное знание имеет дело с миром, который для нас реален.
  
  Наше объективное знание заключено в пределах трёхмерности. Оно не перейдет в ту область, которая считается у нас нереальностью, срезом которой является наш трёхмерный мир.
  
  Таким образом, мы видим, что объективное знание зависит от свойств субъективного. Или, говоря точнее, степень субъективного знания определяет степень объективного.
  
  Для того чтобы выйти из трёхмерной сферы, нужно расширить субъективное знание. Расширение субъективного знания - это есть расширения границ "я".
  
  Возможно ли расширение границ "я"?
  
  Изучение сложных форм познания говорит, что возможно. Расширение субъективного познания, расширение границ "я" - это значит включение в свое "я" того, что обыкновенно воспринимается, как "не-я".
  
  Границы "я", вообще-то очень условны, обычно человек ограничивает свое "я" телом. Изучая мир, что и означает расширение субъективного познания, он начинает относить свое тело к области "не-я" и принимает за "я" только внутренний, познающий центр. Дальше при расширении сознания опять идёт расширение "я". Не определяя точнее, мы можем сказать, что ощущение своего "я" меняется при изменении форм сознания, как бы "толчками" или "рывками".
  
  Для совершенного познания субъект и объект должны быть соединены, - или разумный агент и понимаемая вещь не должны быть разделены. Когда тот, кто видит, сам становится вещью, которую видит. Вот это круто! Тогда можно увидеть почти всё и сразу!
  
   "Видеть" здесь нужно понимать, конечно, в смысле ощущения, познания.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"