Абрамов Валерий Геннадьевич: другие произведения.

Дредноут (тип корабля)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История развития боевых кораблей в подклассах: "линейный корабль дредноутного типа" и "крейсер дредноутного типа".

Введение

  "Дредноут" (англ."Dreadnought") - русский военно-морской термин определяющий собой идентификационный тип крупных, быстроходных, броненосных артиллерийских боевых кораблей, проектные разработки которых были начаты с ноября 1906 г. и имели своей главной целью создать боевые корабли, способные эффективно противостоять первому в мире английскому турбинному пред серийному эскадренному броненосцу "Dreadnought" (проект 1905 г.), первым английским серийным турбинным эскадренным броненосцам типа "Bellerophon" (проект 1906 г.) и первым английским серийным турбинным броненосным крейсерам типа "Invincible" (проект 1906 г.). Последующее проектное развитие кораблей дредноутного типа определялось предвоенными, военными и меж военными историческими периодами и было прервано началом 2-й мировой войны.

  Дредноут (корабль дредноутного типа) - крупный быстроходный броненосный артиллерийский боевой корабль, в подклассах: "линейный корабль дредноутного типа" и "крейсер дредноутного типа" и в ряде случаев в подклассе "тяжёлый крейсер".
   Предшественником подклассов боевых кораблей дредноутного типа - явился английский быстроходный броненосный боевой корабль "Dreadnought", который в ВМФ Англии изначально и неизменно относился к классу: "Butlleship" (рус."боевой корабль")- спроектированный в 1905 г., в полном соответствии с двумя базовыми требованиями: реализация состава вооружения по принципу: "The biggest big gun and the smallest small gun" ("Крупнейшие из крупных орудий и наименьшие из мелких орудий") и обеспечение скорости полного хода не менее 21 узлов.

Примечание: английский принцип: "The biggest big gun and the smallest small gun" - впервые был сформулированный Первым Лордом английского Адмиралтейства - адмиралом Д.Фишером, в 1904 г., явился производной корректировкой американского принципа: "Oll big gun" (рус. "Только большие орудия"), впервые сформулированном в 1902 г. Оба эти принципа - подразумевали собой полное отсутствие на крупном броненосном корабле артиллерии, так называемого "промежуточного" калибра (более 152-мм и менее располагаемого главного калибра), то есть, так называемый "монокалиберный" состав главного артиллерийского вооружения крупного боевого корабля.

  С осени 1905 г., когда стало известно о начале постройки в Англии корабля "Dreadnought", и до 27 сентября 1907 г. (дата утверждения новой классификации боевых кораблей в составе ВМФ РИ)- в системе классификации морского штаба ВМФ РИ, английский боевой корабль вероятного противника "Dreadnought" условно идентифицировался в подклассе "эскадренный броненосец" (ЭБР).

   С октября 1906 г., после того как английские СМИ "раструбили" на весь мир о том, что "Dreadnought" успешно завершил все испытания и показал скорость полного хода - 21 узел - все последующие перспективные проектные разработки русских и зарубежных броненосцев и броненосных крейсеров - аналогичных по составу проектных ТТЭ кораблю "Dreadnought" (реализация принципов: "The biggest big gun and the smallest small gun" и скорости полного хода не менее 21 узлов), в системе классификации морского штаба ВМФ РИ были условно отнесены к единому идентификационному типу: "боевой корабль дредноутного типа" и подразделены на два идентификационных подкласса: "эскадренный броненосец дредноутного типа" и "броненосный крейсер дредноутного типа". Таким образом, название первого в мире крупного турбинного броненосного боевого корабля - трансформировалось в имя нарицательное для идентификационного типа крупного быстроходного броненосного боевого корабля несущего "монокалиберную" главную артиллерию.

Примечание: с точки зрения истории военного судостроения, к кораблям дредноутного типа (дредноутам), следует относить, только те корабли, проектная разработка которых осуществлялась под концептуальным влиянием проекта "Dreadnought", то есть типы кораблей, начатые проектной разработкой - не ранее ноября 1906 г., то есть после оглашения в СМИ результатов испытаний корабля "Dreadnought".

   В классификационной системе английского морского штаба проект "Dreadnought" неизменно относился к классу "Butlleship", а разрабатываемый параллельно проект английского турбинного броненосного крейсера неизменно относились к подклассу: "Battlecruiser" (рус. "боевой крейсер").

В классификационной системе германского морского штаба - все "крупные" броненосные корабли были отнесены к двум подклассам: "Schlachtschiff" (рус. "боевой корабль") и "большие" крейсера в подклассе "Schlachtkreuzer" (рус. "боевой крейсер")

С 27 сентября 1907 г. в соответствии с новой классификацией боевых кораблей в составе ВМФ РИ - все существующие, находящиеся в достройке и проектируемые корабли в подклассе "эскадренный броненосец", а также все аналогичные по составу ТТЭ корабли вероятного противника - были отнесены к классу: "линейный корабль" (ЛК) и разделены по уровню технического совершенства и боевой эффективности на подклассы: "ЛК додредноутного типа" (англ. "pre-dreadnoughts Butlleship class"); "ЛК преддредноутного типа" (англ. "pre-pre-dreadnoughts Butlleship class"); "ЛК полудредноутного типа" (англ. "semi-dreadnoughts Butlleship class") и "ЛК дредноутного типа" (англ. "dreadnoughts Butlleship class"). В то же время - все перспективные зарубежные и русские проекты "больших" броненосных крейсеров, состав вооружения которых формировался по принципу: "The biggest big gun and the smallest small gun" - в системе русского морского штаба были условно отнесены к подклассу: "крейсер дредноутного типа" или "линейный крейсер" (ЛКР).

Примечание:
   "ЛК додредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки до 1903 г., несущий: 2хБАУ ГК (носовую и кормовую); башенную и казематную артиллерию среднего калибра (не более 152-мм); казематную артиллерию малого противоминного калибра;
   "ЛК преддредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки после 1903 г., несущий 2хБАУ ГК (носовую и кормовую); башенную и казематную вспомогательную артиллерию промежуточного калибра (более 152-мм); казематную противоминную артиллерию среднего и малого калибров;
   "ЛК полудредноутного типа" - бывший ЭБР проектной разработки после 1906 г. под влиянием проектной концепции "Dreadnought" но не полной её реализации.

Подкласс ЛКР в системе классификации русского морского штаба идентифицировал собой аналогичные по составу своих тактико-технических элементов ( ТТЭ) крейсера вероятного противника, в частности: английские крейсера в подклассе: "Battlecruiser" (рус. "боевой крейсер") и германские крейсера в подклассе: "Schlachtkreuzer" (рус. "боевой крейсер"), начатые проектной разработкой - не ранее ноября 1906 г.

В последствие, применение на кораблях дредноутного (или дредноутского) типа орудий главного калибра более 305-мм, послужило поводом для идентификации этих кораблей в подклассе "сверхдредноут" (англ. "super - dreadnoughts Butlleship class"), что находит своё подтверждение в популярных историко-технических изданиях.

  Проектное развитие кораблей типа "дредноут" осуществлялось в период с 1906 по 1945 гг., и условно подразделилось на исторические этапы, определяющие собой поколения кораблей дредноутного типа, в подклассах: "ЛК дредноутного типа" ("дредноут") и "крейсер дредноутного типа", в подклассах: "линейный крейсер" (ЛКР) и в ряде случаев "тяжёлый крейсер" (ТКР). /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Предыстория


  Предыстория развития броненосных кораблей дредноутного типа берёт своё начало на этапе завершения эволюционного развития крупных броненосных боевых кораблей открытого моря, которые в ВМФ РИ, с 1892 г. относились к подклассу "эскадренный броненосец"(ЭБР).

   Завершающий этап развития ЭБР характеризуется сформировавшейся во второй половине XIX ст. - оптимальной ("классической") архитектурой броненосцев - образованной носовой и кормовой 2-х орудийными башенными артиллерийскими установками главного калибра (бАУ ГК), между которыми размещалась бронированная надстройка, в казематах которой располагались артиллерийские установки среднего калибра (АУ СК) и артиллерийские установки мелкого калибра (АУ МК).

Примечание: АУ СК и АУ МК составляли собой артиллерию так называемого "противоминного" калибра, предназначенную для противодействия атакующим миноносцам противника как на малых, так и на больших дистанциях, с учётом того, что миноносцы не несут броневой защиты.

* К началу XX ст., существенным фактором оказавшим влияние на состав главной артиллерии ЭБР, явилось развитие миноносных кораблей (миноносцев) и их торпедного вооружения... В частности, значительное увеличение мощности и дальности поражающего воздействия торпедного залпа миноносца, вынуждало к увеличению дистанции огневого противодействия главных сил в составе эскадр. На больших дистанциях значительно снижалось поражающее воздействие от артиллерии противоминного (среднего и малого) калибров. Стремления увеличить число БАУ ГК (более двух) - сдерживалось неизбежным ростом водоизмещения ЭБР, значительным снижением быстроходности и автономности, с учётом располагаемой мощности и экономичности двигательной установки. В этой связи, в конце 1890-х гг. наметилась тенденция усиления главной артиллерии ЭБР путём дополнения двух БАУ ГК наиболее крупного калибра, артиллерией так называемого "промежуточного" калибра (ПК) с расположением орудий как в БАУ ПК, так и в казематах. Применения БАУ ПК для усиления главной артиллерии ЭБР, было обусловлено меньшей относительной массой БАУ ПК, по сравнению с БАУ ГК.

* Впервые в мире комбинированный состав главной артиллерии ЭБР был реализован в проекте французских ЭБР типа "Charles Marte" (проект 1891 г.), заложенных в ответ на закладку 8 ед. английских ЭБР типа "Royal Sovereign" (проект 1889 г.).

** Пять ЭБР типа 'Charles Marte' строились по индивидуальным рабочим проектам, поэтому при значительных конструктивных отличиях имеют подобную основную архитектурную компоновку, с ромбической схемой расположения артиллерии ГК двух калибров: в носовой и кормовой башнях стояло по одному 305-мм орудию, в бортовых башнях (расположенных побортно на выступающих спонсонах в середине корпуса) - по одному 274-мм орудию. Наличие двух главных калибров затрудняло пристрелку на больших дистанциях, но в то время предполагаемые дистанции ведения морского боя не превышали 3-4 км. Вспомогательное вооружение - 138,6-мм скорострельные орудия - на всех кораблях расположены в башнях (что было новшеством для того времени). Конструкция и расположение башен вспомогательного калибра различались на всех пяти кораблях данного проектного типа.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, на уровне перспективных проектных разработок ЭБР для ВМФ США и для ВМФ Италии, были впервые в мире, практически одновременно, предложены проектные концепции значительного усиления главной артиллерии ЭБР, путём увеличения числа БАУ ГК и полного отказа от установки БАУ ПК...

* В 1899 г. контр-адмирал Джованни Беттоло поручил главному конструктору Витторио Куниберти разработать проект быстроходного (22-узлового) броненосного крейсера, проектным водоизмещением до 12000 т., способного нести двенадцать 203-мм орудий, и 152-мм бронирование. Данное техническое задание на проект броненосного крейсера, по составу главного вооружения соответствовало итальянской концепции: "Corazzate monocalibro classe" (рус. "броненосец монокалиберного класса"). В результате разработки данного проекта, при заданном водоизмещении (менее 12000 т), предусмотренный заданием состав основного вооружения (двенадцать 203-мм орудий), был усилен двумя 305-мм орудиями. В итоге, по инициативе Куниберти, техническое задание на проект броненосного крейсера трансформировалось в техническое задание на эскизный проект быстроходного (21-узлового) эскадренного броненосца, типа "Regina Elena" (завершённый разработкой эскизный проект был утверждён в 1901 г.), и в системе классификации ВМФ Италии был отнесен к подклассу: "Corazzate pluricalibro classe" ("броненосец поликалиберный"), который, в определённом смысле, унаследовал ряд ТТЭ от предшествующего проекта 22 узлового броненосного крейсера. В проекте ЭБР типа "Regina Elena", впервые в практике итальянского военного судостроения проявилось стремление Куниберти создать универсальный быстроходный броненосный "монокалиберный" боевой корабль, гармонично сочетающий в себе боевые качества быстроходного эскадренного броненосца и броненосного крейсера.
   ТТЭ ЭБР "Regina Elena" (проект 1901 г.): водоизмещение: нормальное/полное: 12550/13771 т; главные размерения: 144,60×7,91×8,58 м. Бронезащита, мм: пояс 250; траверзы 250; палуба <= 100; башни ГК 200; башни ВК 150; казематы ПМК 80; б.рубка 250. ГЭУ: 28 котлов типа "Бельвиль"; ПМ3р 19300 л. с.; Vпх 21 уз; 9000-11000 миль (10 уз). Состав вооружения: 2×БАУ ГК 1-305-мм/40; 6×БАУ ПК 2-203-мм/45; 16×1-76-мм/40; 2×1-450-мм пТА.

* В 1901 г. в проекте итальянского ЭБР типа "Regina Elena" - впервые в XX ст. была возрождена и реализована концепция усиления главной артиллерии (2хБАУ ГК 1-305-мм/40), башенными артиллерийскими установками, так называемого, "промежуточного" калибра (6хБАУ ПК 2-203-мм), которая сразу же приобрела характер устойчивой проектной тенденции усиления главной артиллерии ЭБР путём дополнительного размещения в районе казематной надстройки нескольких башенных артиллерийских установок (БАУ), так называемого "промежуточного" калибра (БАУ ПК), которые по сравнению с БАУ ГК имели значительно меньшую массу. При этом предполагалось, что, так называемый "поликалиберный" состав основного артиллерийского вооружения существенно повысит огневую мощь ЭБР на курсовых и траверзных углах ведения огня.

   Примечание: Тенденция усиления главной артиллерии ЭБР путём применения артиллерии промежуточного калибра проявлялась в проектах ЭБР ряда морских держав мира, вплоть до завершения русско-японской войны.

В 1902 г. в проекте ЭБР для ВМФ США была впервые сформулирована, так называемая "американская" концепция "all-big-gun" ("только большие орудия"), которая, в отличие от итальянской проектной концепции "Corazzate monocalibro classe" (рус. "броненосец монокалиберный") ещё не содержала требование обеспечения повышения быстроходности.

В 1902 г. с учётом опыта эскизного и рабочего проектирования ЭБР типа "Regina Elena", Куниберти представил на рассмотрение руководству ВМФ Италии концептуальный проект (предположительно техническое предложение или аванпроект) "колосса открытого моря" - необычайно крупного (проектное водоизмещение 17000 т), быстроходного (23-узлового) "монокалиберного" броненосного боевого корабля в подклассе: "Corazzate monocalibro classe" (рус. "монокалиберный броненосец"), несущего в башенных АУ - двенадцать орудий единого, в то время наиболее крупного главного калибра 305-мм. В основу представленного техническое предложения или предварительного проекта были заложены следующие соображения:
  - В связи с тем, что до сих пор, классическая установка на ЭБР четырёх 305-мм орудий в двух башнях явно недостаточна (при выходе из строя одной башни боевая мощность корабля уменьшается на 50 %) - необходимо установить на корабль возможно большее число орудий самого крупного калибра, способных нанести противнику гибельные удары в самые защищённые его части. [Шершов 1940(141)]
  - Артиллерия среднего калибра недостаточна по силе и дальнобойности для возмещения потери боевой мощности корабля при выходе из строя одной башенной АУ ГК.[Шершов 1940(141)] Башни средней артиллерии, будучи слабее защищёнными, могут быть легко выведены из строя. [Шершов 1940(141)]
  - При введении на кораблях дальномеров и управления артиллерийским огнём путём наблюдения за 'всплесками' от попадания снарядов необходима однокалиберность артиллерии.[Шершов 1940(141)]
  - Повышение скорости хода кораблей, - одно из важнейших тактических преимуществ, дающих возможность выбора наивыгоднейших условий боя - дистанции, места и времени, а также сосредоточение удара в желаемом направлении. [Шершов 1940(142)]


  Представленный Куниберти руководству итальянского ВМФ в 1902 г., проект быстроходного, универсального, "монокалиберного" боевого корабля, вероятно был отклонён не только по причине его чрезмерно высокой себестоимости, но и по причине отсутствия в то время в Италии необходимой для постройки такого корабля научно-технической и судостроительной базы (турбинные двигатели могли быть заказаны только в Англии)... Стремясь осуществить свой проект, Куниберти добился официального разрешения опубликовать свой концептуальный проект в открытой печати. При выборе издательства автор проекта сделал ставку на высочайший потенциал судостроительной промышленности Англии - в то время наиболее экономически развитой морской державы в мире, с учётом фактора обострения геополитических противоречий между Англией, Россией и Германией на Тихоокеанском ТВД. Реализации проекта, в пределах установленного водоизмещения, была возможна, лишь при условии применения водотрубных котлов с нефтяным отоплением и паро-турбинных двигателей, которые в то время проектировались только в Англии, при этом, Куниберти являлся специалистом по судовым котлам с нефтяным отоплением... В целях снижения массы корпуса, его носовая и кормовая оконечности по килевой образующей имеют загибы вверх... Куниберти предложил установить на корабль главную артиллерию единого, наиболее крупного, в то время, калибра 305-мм, отказавшись от инновационной по тому времени идеи применения на БР артиллерии промежуточного калибра... Стремление увеличить в перспективном проекте ЭБР число наиболее тяжеловесных БАУ ГК (более двух), сдерживалось - неизбежным значительным увеличением проектного водоизмещения, главных размерений корабля, и как следствие - значительным ростом себестоимости реализации проектных решений. Эти факторы сдерживали эволюционное развитие ЭБР в направлении увеличения водоизмещения вплоть до окончания русско-японской войны (РЯВ.)


  В октябре 1903 г. в английском ежегоднике: "All The World's Fighting Ships" ("Все боевые корабли Мира", с 1905 г. этот ежегодник выходит под названием: "Jane's Fighting Ships") была опубликована статья Куниберти под заголовком: "An Ideal Battleship for the British Fleet" ("Идеальный боевой корабль для Британского флота"), в которой автор - впервые в мире изложил концептуальную идею создания необычайно крупного (проектным водоизмещением 17000 т), быстроходного (23-узлового) броненосца, несущего 12 орудий единого главного калибра 305-мм в одно- и двух-орудийных башенных АУ, с главным броневым поясом толщиной 305 мм по всей длине корпуса. В статье сообщалось, что такой боевой корабль будет мало уязвим для всех орудий противника, калибром менее 305-мм; на дальних дистанциях артиллерия противника - промежуточного, среднего и малого калибров - не сможет нанести такому кораблю сколь-нибудь значимого ущерба, при этом сам "идеальный корабль" будет иметь абсолютное превосходство перед любым "классическим" броненосцем вероятного противника, несущего не более четырёх 305-мм орудий в двух башенных АУ ГК. Для обеспечения заявленной 23-узловой скорости полного хода - необходимой для навязывания противнику максимально возможной для 305-мм орудий боевой дистанции и невыгодного для противника боевого ракурса ведения ответного огня и для обеспечения дальности плавания до 15000 миль - предлагалось в составе главной энергетической установки использовать в качестве двигателей паровые турбины, а котлы отапливать жидким топливом (нефтью). В статье сообщалось, что один бортовой залп главным калибром "идеального броненосца" сможет потопить любой одиночный броненосец противника, а эскадренное соединение из шести "колоссов" обеспечит английскому ВМФ абсолютное мировое господство, на всех морских ТВД.

Публикация статьи Куниберти вызвала острые дискуссии в среде английских военно-морских специалистов и принесла её автору мировую известность. Так, предложенная Куниберти концепция: "nave da battaglia monocalibro" ("боевой монокалиберный корабль") подтверждала американскую концепцию: "all-big-gun" ("только большие орудия"). Концепция Куниберти получила неоднозначную оценку в среде военно-морских специалистов всех морских держав, тем не менее, она в значительной мере стимулировала начало соответствующих предварительных проектных разработок в Англии, и в итоге привела к разработке проекта "Дредноут".

Опыт боевых действий в ходе русско-японской войны полностью подтвердил объективность, до этого спорных, идей Куниберти, которые были использованы и реализованы англичанами. [Шершов 1940(141)]

В ходе русско-японской войны (РЯВ), в частности на основании анализа сражения в Жёлтом море (28.07.1904 г.)) было практически установлено, что совместное боевое применение разнокалиберных орудий главной артиллерии (главного и промежуточного калибров) - существенно затрудняет пристрелку по всплескам от падающих в воду снарядов ГК и ПК, с недолётом.

  Завершающий этап проектного развития ЭБР характеризуется относительно небольшим приростом его проектного водоизмещения по величине не превышающим 16000 т.
  Перспектива дальнейшего увеличения проектного водоизмещения ЭБР, и соответственно, его главных размерений, сдерживалась увеличением себестоимости реализации проекта и располагаемыми параметрами главной энергетической установки (ГЭУ), в частности: располагаемыми параметрами мощности и экономичности паро-поршневой двигательной установки - предопределяющими величину скорости полного хода и район плавания корабля.
  

Этапы развития боевых кораблей типа "дредноут"

  Исторически сформировались следующие этапы развития боевых кораблей дредноутного типа: предвоенный период 1906-1913 гг.; военный период 1914-1920 гг.; послевоенный период; 1920-1922 гг.; межвоенный период: 1922-1930 гг.; межвоенный период: 1930-1936 гг.; предвоенный период: 1936-1939 гг. Последовательность этапов в мировой истории развития кораблей дредноутного типа, охватывающая период с 1906 по 1922 г. в СМИ получила имя нарицательное "дредноутная лихорадка".

Источники:

* А. П. Шершов. История военного кораблестроения. Воен. Мор. Издат. 1940 г. [Шершов 1940(118÷141)]

* И. Ф. Цветков. Линкор "Октябрьская революция". Ленинград. Судостроение. 1983 г.[Цветков 1983(224)]

* И.Ф. Цветков. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. Судостроение. 1990 г. [Цветков 1990_с.259]


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Н.Князькова "Ядовитая субстанция"(Любовное фэнтези) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) И.Борн "Удар. Книга 4. Основной Лифт"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Емельянов "Последняя петля 4"(ЛитРПГ) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"