Абрамович Александр Львович : другие произведения.

Тора письменная, устная и мыслимая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это что-то типа крика души :)


А.Абрамович. Тора письменная, устная и мыслимая

(К анализу еврейского религиозного дискурса)

  
   Что такое еврейская культура? Любая деятельность, которая стремится дать современную интерпретацию Торы, адаптирующую ее к доминирующим культурным представлениям, и есть по определению еврейская культура.
   Целью при этом является сохранение этического заряда Торы и вывод ее из-под огня критики со стороны любых современных направлений мышления.
   В еврейской культуре, как и в любом протекающем процессе, можно выделять успехи и провалы, нельзя лишь давать окончательную оценку. Моисей Маймонид писал по-арабски - но что с того? Иврит, арамейский, греческий, арабский, латынь, немецкий, польский, русский, английский, как и ладино с идиш - какая разница для еврейской культуры?
   Человек - скотина, несмотря на данную ему душу. Человек - творение Б-жье, несмотря на его животную натуру. Вот два принципиальных подхода к человеку.
   Адекватность Разума как инструмента Познания самой задаче выяснения истинного отношения вещей - не является ли это наилучшим доказательством наличия Б-жьего замысла? Вера в Б-га является необходимой предпосылкой Познания и означает веру в гуманность негуманного, разумность неразумного. Человек, несмотря на свои качественные отличия от других элементов Мира, не является в нем чужим и способен к Познанию и Деятельности. Но без Веры невозможно сформулировать ни одно позитивное суждение о Внешнем мире. Не означают ли валяющиеся на полу огрызки яблок, что где-то существует яблоня?
   Вера строится Разумом, но живет в Сердце.
   Нет проблем обнаружить Б-га во Внутренней и во Внешней Природе. Во Внутренней Природе он обнаруживается как разница между моим Я и суммой моих социальных ролей. Во Внешней - как отражение в моем сознании Непознанной Природы. Между двумя Природами лежит Социум, и концепция Единого Б-га подразумевает, что он будет утвержден в Социуме таким образом, что соединятся также и проявления Б-га во Внешней и Внутренней Природе.
   Чтобы от религиозного чувства перейти к полноценной Вере, требуется утвердить Б-га в Социуме. Как это сделать? Если История - это воплощение Б-жественного Плана в Социуме, то смысл Истории - это инструмент Познания данного плана и через него обнаружения Б-га в Социуме.
   То начальство плохое, то мировая революция задерживается, то второе пришествие Христа - а может, это наш Разум задерживается с построением нашей Веры?
   Предположим, некоему племени дикарей в качестве Великого Закона (Торы) дана Инструкция по эксплуатации международной космической станции (МКС), свято исполнять которую они поклялись. Но как это сделать? Вероятно, будет разработана модель МКС, соответствующая уровню понимания людей, некие ритуалы, имитирующие процессы, обозначенные в Инструкции. Постепенно, по мере развития цивилизации, понимание процессов, описанных в Инструкции, будет углубляться... Что будет считаться Торой у народа, когда он подойдет к стадии реального проектирования МКС? Когда к Инструкции добавятся тома математических и физических исследований, конструкторских и технологических разработок?
   Коммунисты больше говорили о духовном производстве, евреи больше им занимаются без особого афиширования - и как результат, возникают взгляды, учения, школы, религии... Быть евреем означает занимать некую мысленную позицию, которую очень трудно удерживать в повседневной практической жизни из-за ее высокой абстрактности. Иудаизм следует рассматривать скорее как способ формулирования новых вопросов, чем как способ получения готовых ответов.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"