Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

О книге профессора В.Л.Маковского "Тоннели" и рецензии на нее в газете "Ударник Метростроя"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О КНИГЕ ПРОФЕССОРА В.Л.МАКОВСКОГО "ТОННЕЛИ" И РЕЦЕНЗИИ НА НЕЕ В ГАЗЕТЕ "УДАРНИК МЕТРОСТРОЯ" и

    []
К 90-летию со дня рождения
   Напечатано в журнале "Подземное пространство мира" - "World underground space". - 1995, N 5
   Современное поколение специалистов в области подземного строительства должно знать историю отечественного тоннелестроения, ее светлые и теневые стороны. Рассказывает свидетель и участник событий...
  
   Вениамин Львович Маковскийий []
Эту статью, посвященную монографии В.Л.Маковского*, по праву можно было озаглавить "Сооружение тоннелей по хордам земного шара". Однако в газете "Ударник Метростроя" 5 апреля 1949 г. на целой полосе была напечатана на нее разгромная рецензия в духе того времени - борьбы с "космополитизмом" и другими "измами" в науке. Это закрыло доступ к фундаментальному труду научным работникам, проектировщикам, инженерам и студентам, которые на многие десятилетия были лишены уникального блока информации по истории, состоянию и перспективам развития проектирования и строительства тоннелей.
   Некоторые выдержки из указанной рецензии приводятся ниже и дают ясное представление, как расправлялись с "космополитами".
   "...Возникла идея быстроходного железнодорожного сообщения в тоннелях по хордам земного шара. В частности, предполагается тоннельная трасса Лиссабон - Москва с двумя промежуточ-ными пунктами - Париж и Берлин... Проект тоннеля Лиссабон - Москва (не смешивать: не Москва - Лиссабон, а Лиссабон - Москва)".
   В этом рецензенты увидели "гвоздь" космопо-литической программы В.Л.Маковского хотя ав-тор подчеркивает, что идея принадлежит не ему, а зарубежным специалистам и помещает материал в главе "Тоннели будущего" (с. 87 - 88, рис. 74 и 75). Отсюда вывод: "...Маковский как истинный космополит с упорством, достойным иного применения, старается всю нашу самобытность, все наше советское в области тоннелестроения растворить в мировой тоннельной технике..."
   Заканчивается рецензия четким определением:
   "...Книга В.Л.Маковского - ненужная книга, она не может быть ни учебным пособием для студентов, ни практическим руководством для ин-женеров. Больше того, создавая неправильное представление о роли и месте советского тоннелестроения, пропитанная идеями космополитизма, эта книга является вредной..."
   Такой вывод нанес неизмеримый вред развитию подземного строительства в нашей стране. Убедительное подтверждение этому - резкое отставание отечественной практики от мировой, где за прошедшие почти 50 лет произошли ко-ренные качественные изменения в противопо-ложность нашему затяжному застою, начало ко-торому положили хулители трудов В.Л.Маков-ского и других прогрессивных специалистов.
   И вот настало время строительства тоннелей по хордам земного шара. Пока по малым хордам, но вполне весомым - тоннель под проли-вом Ла-Манш, японские тоннели, протяженность которых превышает 50 км; на подходе строительство тоннелей под проливом Беринга, Невельс-кого и др. В XXI веке несомненно начнется сооружение тоннелей по длинным хордам земного шара.
   В этой связи большой потерей является то, что труд профессора В.Л.Маковского был похо-ронен его недоброжелателями. Писать рецен-зию на книгу почти пятьдесят лет спустя нет надобности. Тот, кто сможет добыть эту библиографическую редкость, будет читать книгу с не-сомненным интересом и пользой для дела.
   Очень многое из приведенного в книге представляет прикладной интерес, и она могла быть настольной для специалистов-тоннельщиков многие десятилетия, не теряя актуальности в зна-чительной своей части и в наши дни. В первую очередь это относится к описанию истории тоннелестроения и перспектив его развития.
   Из 22 глав, содержащихся в книге, где подробно рассмотрен весь комплекс проблем, связанных с проектированием и строительством, историей и перспективой сооружения тоннелей и других подземных объектов, трудно выделить какую-либо, не представляющую интереса для профессионалов. По существу эта книга своего рода энциклопедия для строителей тоннелей, учитывая, конечно, что написана она давно и отражает опыт своего времени.
   Большой интерес представляет седьмая глава "Горная техника сооружения тоннелей" - наглядная иллюстрация сочетания инженерного искусства и техники, отличный курс горного искусства, которым мало кто из современных специалистов владеет.
   В книге В.Л.Маковского есть все о тоннелестроении. Отдельные главы посвящены мезани-зированным щитам; погрузочным машинам и установкам для шпурового бурения; технике бетонных работ и сборным обделкам из металла и сборного железобетона; расчетам; проектированию; ремонту и восстановлению тоннелей. Всего не перечислить, эту книгу надо иметь и постоянно к ней обращаться.
   Последняя XXII глава "Анализ и установление автором методов сооружения тоннелей в неустой-чивых породах" - серьезный научный вклад в технику безопасности ведения тоннельных работ в сложных горнотехнических условиях. Приведенные аналитические таблицы дают возможность Прогно-зировать варианты технических решений в зависимости от геологических и гидрологических ус-ловий.
   Весом и разнообразен вклад В.Л.Маковского в становление и развитие отечественного метро-строения. Н.С.Хрущев в своих воспоминаниях пи-сал: "Когда решался вопрос транспорта пассажи-ров на станции глубокого залегания, большинство иностранных и советских специалистов настаивали на лифтовых подъемниках непрерывного действия. И только один молодой инженер В.Л.Маковский настоял и доказал, что должны быть при-менены эскалаторы, что и было принято". И таких примеров за время работы в технической службе Метропроекта было много.
   Приводить фамилии авторов рецензии - "бор-цов" с космополитизмом в тоннелестроении - представляется неуместным, поскольку их уже нет, но ветераны-тоннельщики этих "героев" достаточ-но хорошо знали.
   Автор настоящей статьи на протяжении последних лет неоднократно выступал с предложением создать объемную монографию "Метростроение: История, современное состояние, перспективы развития". Книга В.Л.Маковского - отличный пример такой монографии.
   Помимо монографии "Тоннели" В.Л.Маковский написал несколько книг по результатам командировок в ряд стран. Содержащийся в них материал служил пособием при строительстве первых очередей Московского метрополитена.
   Последние годы жизни В.Л.Маковский возглав-лял лабораторию в отделении "Тоннели и метро-политены" ЦНИИСа, передавая свой огромный опыт молодым специалистам-тоннельщикам.
   Тоннельной ассоциации следует провести на одном из заседаний специальное мероприятие в память Вениамина Львовича Маковского.
   Представляется целесообразным обсудить вопрос об учреждении стипендии им. В.Л.Маковского для студентов МГУ ПС (МИИТа), обучающихся на факультете "Тоннели и метрополитены".
   Жизнь и деятельность лауреата Государствен-ной премии СССР, профессора В.Л.Маковского, удостоенного многих высших государственных на-град, может служить примером для подражания, а его труды - делу, которому он посвятил всю свою жизнь.
  
* Маковский В.Л. Тоннели: Проектирование и строитель-ство. М.; Изд-во "Академия строительства и архитектуры", 1947. 763 с.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"