Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

От имени евреев - шахтеров и дворников

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.74*8  Ваша оценка:

ОТ ИМЕНИ ЕВРЕЕВ-ШАХТЕРОВ И ДВОРНИКОВ


"Я люблю простого и честного еврея, особенно, если он работает в шахте". Так озаглавлена публикация в газете "7 дней" 18.06.99 интервью главаря российской черной сотни Александра Штильмарка. Он говорит: "Лично мне по душе такие евреи, которые просты, честны и работают в шахте. Но они там не работают". Старая песня. В свое время секретарь Ворошиловградского обкома объявил: "Мы будем принимать в институты столько евреев, сколько их работает в шахтах". Теперь генерал А. Макашов требует ввести процентную норму для евреев.

Моя шахтерская специальность проходчик. Работать я начал в 1933 г. Шахтерскую пенсию назначают с 50-летнего возраста, при стаже работы в подземных условиях - в шахте 10 лет. Мне эту пенсию назначили в 1968 г. С 1954 г. по 1991 г. работал в угольной промышленности, занимаясь разработкой и внедрением технологий и средств механизации горнопроходческих работ в шахтном и подземном строительстве.

С черносотенцем Штильмарком [странная фамилия для истинно русского человека), корреспондируется высказывание кинорежиссера Андрона Михалкова-Кончаловского в статьях: "Литературная газета" (4, 99) и "Еврейский мир" (17.06.99). Последняя названа Черная сотня вербует дикарей с букварем. Автор пишет: "Еврей-дворник - это ходило как самый корокий анекдот. Не было таких евреев-дворников. Они думали о детях, заботились об их образовании". Это высказывание, в числе прочих, приводится в указанных публикациях. Между тем, шахтеры и дворники были и среди евреев. Кстати, об образовании своих детей заботятся не только евреи. Разве родители Никиты и Андрона Михалковых не думали о том, чтобы дать образование своим детям? Очень даже позаботились, имея особые юзможности, не в пример тем евреям, от которых требуется шахтерский стаж.

И здесь, в Америке, есть евреи, которые работают уборщиками, грузчиками, мойщиками и т.д., на тяжелых и непрестижных работах. В частности, брат моей матери, приехав из России в 1913 г., вначале подметал улицы, и только затем стал врачом. Причина отъезда из России была понятна. Он отслужил два года в русской армии и дослужился до унтер-офицера, но дальше ему пути были закрыты. Как еврей он не мог получить офицерские погоны, не мог поступить в Екатеринославский горный институт.

В "Литературной газете" от 1.03.99 13 напечатано открытое письмо Марка Тартаковского - "От Бердичева до киббуца" А. Михалкову-Кончаловскому, в связи с его публикацией. Я позволю себе привести ряд выдержек из этого письма.

Уважаемый Андрон Сергеевич! Однажды, желая похвалить моего отца, мастер участка Тарас Мищенко сказал: Вы хоть еврей Самуил Аврумович, а какой хороший человек! " Папа рассказывал, что не знал, как ему реагировать. Обидеться? Поблагодарить? Выругаться? Потом сообразил, что надо было рассмеяться. Но было как-то не до смеха. Вот и мне было не до смеха по прочте-нию Ваших сентенций в "Литературной газете" (41, 1999 г.). Цитирую: "Еврей-дворник ходило как самый смешной анекдот. Не было таких евреев-дворников. "Мой отец в конце 40-х годов был дворником дома 27 по улице Глубочица в Киеве ... .

Здесь хочу добавить кое-что от себя. Мой друг Гарри Любарский рассказал, что в доме, где он жил в Киеве, дворником был еврей.

Еще цитата: "Великий еврейский прагматизм и умение считать деньги, и знание, как приумножать их" - отмечаете Вы даже с умилением. Сошлюсь опять же на свой опыт. Сам себя привык считать типичным евреем, и дети мои еще при советском режиме записались евреями, хотя выбор был... Так вот, не прагматизмом ли объясняется то, что я никогда не подавал документы в ССП (Союз советских писателей), считая позором такие союзы? Не умение ли считать деньги заставило меня и жену (нас тошнило от циничной антиизраильской пропаганды) с 1967 г. отказаться участвовать в каких бы то ни было советских выборах? (Вы, кстати, ставили в то время верноподданническую "Сибириаду")... Меня отлучили от литературных заработков: издательство вернуло уже одобренный сборник из опубликованных повестей "Мокрые паруса" и "Пешая одиссея", Мосфильм расторгнул договор по фильму "Карьера"... Еще вы подметили -. заботу, чтобы еврей женился на еврейке. Да, у ортодоксальных евреев только так. Но у фундаменталистов иначе? Тогда как у меня жена - русская, первый зять - русский, второй - башкир, невестка -еврейка. Младшие дети, думаю, тоже выберут пару по любви".

В заключение письма М. Тартаковский пишет: Как и всякий народ, евреи отнюдь не святы. Больно бывает слышать критику в свой адрес, но порой она бывает справедлива. И важно еще - из чьих она уст. Я думаю, Андрон Сергеевич, Виктор Астафьев (не один он) более типичный русский, чем Ваш папа и Вы сами. Немаловажно и то, что он - фронтовик. Его нашумевшая некогда отповедь (1986 год) московскому литератору Натану Эйдельману не вызвала во мне антипатию. Можно понять горечь и сарказм русского писателя, крестьянского сына.

Статья, опубликованная в газете "Еврейский мир"- откорректированный вариант, где ряд положений, указанных в письме М. Тартаковского, отсутствует. Живущему в Америке Михалкову, очевидно, это из определенных соображений понадобилось. Потому и озаглавил статью - "Черная сотня вербует дикарей с букварем" - дескать, я не с ними!

О евреях-дворниках сказано выше. Теперь хочу поговорить о том, что мне еще ближе о евреях-горняках. В царской России евреи не занимались горным делом - по той же причине, что и сельским хозяйством. Драконовские законы русских правителей запрещали им заниматься этим делом, как и многим другим. Черта оседлости, процентная норма на образование и т.д. Горных инженеров-ев-реев в царской России не было, и шахтеров тоже не могло быть. В практической деятельности в этой области, которой отдал более 60-ти лет, таковых не встречал.

В советское время евреев-горных-инженеров и ученых горняков, вне-сших весомый вклад в развитие и технический прогресс этой области народного хозяйства (угольная, горнорудная промыш ценности, цветная металлургия, горная химия, подземное строительство) достаточно много. В этом нетрудно убедиться, полистав три тома Российской Еврейской Энциклопедии. Можно с уверенностью утверждать, что нет или не было такой шахты, рудника и подземного сооружения , где бы не работали евреи, а равно в горной науке и горном образовании.

Представляется уместным в подтверждение привести некоторые фамилии моих друзей, с которыми более полувека довелось трудиться на шахтах и в науке, которые начинали свой путь с шахтерской каски и отбойного молотка. Юлий Заславский - горный инженер, проф., д.т.н. После войны начал восстанавливать и строить угольные шахты Донбасса и рудников Криворожского бассейна. Прошел все ступени горных должностей от горного мастера до главного инженера шахтопроходческих трестов. Помимо фронтовых и трудовых орденов награжден орденом Шахтерской Славы. Ефим Маргулис - известный донецкий шахтостроитель, удостоен этих же наград. Горные инженеры Вадим Ясный и Виктор Левенштейн выбрали шахтерскую карьеру не по доброй воле. В 1938 и 1949 г.г. они отбывали срок в Воркуте и Караганде. Уже после лагеря кандидаты наук трудились в институте угольной промышленности. В. К. Ясный о своей одиссее написал интересную книгу - "Год рождения 1917".

Коллеги по строительству тоннелей и станций Московского метрополитена и подземных сооружений для нужд обороны страны, горные инженеры, инженеры-строители тоннелей и метрополитенов, а также горные рабочие различных подземных специальностей - проходчики, крепильщики, изолировщики, слесаря, электрики и т.д., все это было с самого начала строительства 1932 - 1933 г.г.

Начальник шахты, донецкий горняк, горный инженер, затем главный инженер Метростроя Абрам Танкелевич. Илья Якобсон прошел путь от сменного инженера до заместителя главного инженера Метростроя. Борис Вайнштейн, главный инженер строительства многих тоннелей, подземных станций и объектов специального назначения для обороны страны. Горнорабочий Вениамин Катаманин, знаменитый бригадир, проходческой бригады, в этом качестве проработал около 50 лет.

Черносотенцы типа Штильмарка стремятся повернуть колесо истории к коммунистическому прошлому, используя так называемый еврейский вопрос, да еше с фашистской закваской. Между тем, Россия может состояться только при условии полного искоренения исторически сложившейся национальной розни. Сегодня еще по инерции разыгрывается еврейская карта, но уже в большей мере возникает проблема лиц кавказской национальности и исламских корней. Евреи могут уехать на историческую родину и в другие страны, где живут евреи. А как быть с конгломератом кавказских народов? Иммигранты, приехавшие из России в Америку, получают наглядный урок, как должны жить люди в многоэтническом государстве.

Побудительным обстоятельством для этой статьи не является интервью черносотенца Штильмарка. Это даже не Пуришкевич, так, мелкая шавка. Иное дело публикации А. Михалкова-Кончаловского, который вместе с братом Никитой давно уже претендуют на роль властителей дум в современной России.

Напечатано в чикагском еженедельнике 7 ДНЕЙ, 30 июля 1999 г.


Оценка: 5.74*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"