Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Баллада о лопате

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

БАЛЛАДА О ПРОСТОЙ ЛОПАТЕ

Светлой памяти выдающегося горного инженера,
профессора Якова Борисовича Кальницкого посвящается


Моя шахтерская профессия состоялась в далеком 1923 году. Тогда я пришел в бригаду проходчиков строить московское метро.

Вручили мне лопату : бери больше, кидай дальше, грузи породу в вагонетки. Так я подружился с лопатой, отбойным молотком, перфоратором, кувалдой, топором, пилой. Сдал техэкзамен на проходчика 5-го разряда. Такая была техника, с которой мы построили легендарную первую линию протяженностью 11,6 км.

Лопатой было отгружено 4,5 миллиона кубометров горной массы и уложено в обделку тоннелей 800 тысяч кубометров бетона. Наиболее трудоемкая и наименее производительная работа, связанная с лопатой.

Лопаты были очень плохи, не приспособлены к работе в подземных условиях. Это была не только метростроевская проблема. Лопата присутствовала во всех отраслях хозяйства страны, промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, быту, особо за колючей проволокой и сторожевыми вышками. В 1945 году, когда работал в Управлении Метростроя, занимался исследованием организации работ и и производительности труда, я опубликовал в метростроевской газете статью "О простой лопате" которая приводится ниже. Была попытка изготовить в мехцехе шахты лопаты, на фото автор при лопате.

0x01 graphic

Через сорок лет, работая в институте ЦНИИПодземмаш, опубликовал статью "О простой лопате сорок лет спустя, 1986, затем письмо в редакцию "Лопата не дает покоя", 1989. Эти публикации приводятся.

Все эти годы я занимался созданием горнопроходческой техники, погрузочные машины, проходческие комбайны и смежное оборудование, которое применяется в горнодобывающих отраслях, метростроении и подземном строительстве.


"Ударник Метростроя"
N 148(3401), 29 июня 1945 г.

------------------------------------------------------------------------------

ИЗ ШАХТНОГО ОПЫТА
О ПРОСТОЙ ЛОПАТЕ

За период строительства трех очередей Московского метрополитена проделана значительная работа по механизации погрузочно-разгрузочных работ. За последнее время большое распространение получили погрузочные машины ЦМЛ-3, осваивется машина "Конвей", применяются различные транспортеры и другие механизмы.

Наряду с этими механизмами на наших шахтах и участках широко применяется простая совковая лопата. Совковой лопатой производят погрузку породы укладку бетона, перелопачивание сыпучих материалов и т. д., между тем со стороны многих хозяйственников, руководителей шахт уделяется очень мало внимания вопросу обеспечения бригад хорошими, доброкачественными, удобными в работе лопатами. В течение всего этого года были и продолжаются сейчас совершенно справедливые нарекания проходчиков, бетонщиков и откатчиков на то, что лопата с большим трудом идет в породу, ручка ее сделана кое-как. В итоге производительность труда снижается, рабочие быстро утомляются и т. д..

0x01 graphic
Рис. 1.

В результате наблюдений, проведенных сектором исследования организации ра?бот собраны фактические материалы, ко?торые со всей очевидностью говорят, что за счет применения более совершенной лопаты можно увеличить производительность труда на 40-50 процентов и снизить утомляемость рабочих от 15 до 25 процентов.

Наиболее подходящим типом лопаты для наших условий является подборочная лопата (рис. 1) отвечающая следующим требованиям:

Профиль лопаты должен быть рационально изогнутым (рис. 2). При прямом профиле лопаты рабочий вынужден нагибаться и производить лишние движения. В результате у него быстро устают поясница и руки.

Ручка лопаты должна быть достаточно прочной, изготовленной из березы, толщиною у колена 40 миллиметров, рукоятки 35 миллиметров и иметь специальную рукоятку (рис. 1), облегчающую обращение с лопатой.

Большое значение имеет и длина ручки. При короткой ручке приходится затрачивать значительно больше усилий, чем при длинной, кроме того, при короткой ручке туловище нужно нагибать гораздо ниже, чем при длинной (рис. 2).

В условиях Метростроя длина ручки лопаты в зависимости от роста рабочего, должна колебаться в пределах от 850 до 1000 миллиметров.

Наиболее рациональной является лопата емкостью в 9 килограммов. Лопаты должны изготавливаться из стали высокого качества - они являются наиболее легкими и прочными.

Выше я уже говорил о наблюдениях, проведенных сектором исследования организации работ. Приведу из этих наблю?дений один факт: на 1 кубометр породы при погрузке ее в вагон затрачивается: рациональной лопатой - 20 минут, плохой лопатой - 40 минут.

0x01 graphic
Рис. 2.

Задача хозяйственников заключается в том, чтобы обеспечить рабочих своей шахты, своего участка хорошей, доброкачественной метростроевской лопатой.

X. АБРАМСОН


"Метростроевец" N 86 (11834), 10 августа 1986 г.
----------------------------------------------------------------------------
О простой лопате
сорок лет спустя

"О простой лопате", - так была озаглавлена статья, напечатанная в газете "Ударник Метростроя" в 1945 году.

С тех пор прошло сорок лет! Но 20-го ноября 1985 года в газете "Правда" в статье "Уступили место шабашникам" приводятся слова прораба хозрасчетного участка В. Левшунова: "Вчера приехал из областного треста с пустыми руками. На базе отказали в лопатах...".

Сорок лет тому назад на основании конкретных исследований я писал, что применение более совершенной лопаты позволит повысить производительность труда на 40-50 процентов и снизить утомляемость рабочих, в руках которых лопата, на 15-20 процентов.

Но может быть за эти годы отпала необходимость в лопатах?

Нет, не отпала. И вот тому примеры.

На XXVII съезде КПСС в выступлении каменщицы-монтажницы строительно-монтажного поезда N 544 треста "ЦентроБАМстрой" Г, С. Костенко было сказано следующее: "Я также поддерживаю выступивших делегатов-рабочих, которые говорили об отсутствии хорошего инструмента, средств малой механизации. Это остро ощущается в строительстве. У нас на БАМе мощная современная техника уживается с "дедовским инструментом".

Уже в марте этого года кандидат технических наук М. Поднос в газете "Социалистическая индустрия" писал: "Сейчас ручным способом перерабатывается до 60 миллионов кубических метров земли в год. Заняты этим 80 тысяч человек. Вот какой резерв трудовых ресурсов! Но взять его мы не можем. Причина проста. Там, где орудуют лопатами эти люди, нынешняя техника попросту не подходит - нужны мини-машины".

В конце прошлого года в "Московской правде" была напечатана статья "Свет в конце тоннеля" о делах и бедах Московского Метростроя. "Но пока даже лопата - дефицит", - это фраза, сказанная главным инженером в этой статье.

Метростроевцы хорошо помнят и выступление на съезде депутата Верховного Совета СССР, Героя Социалистического Труда, бригадира проходчиков СМУ-8 Мосметростроя А. С. Суханова. С трибуны съезда он прямо заявил: "Стыдно сказать: сегодня, как и полвека назад, почти 40 процентов метростроевцев заняты ручным трудом".

Так что лопата осталась массовым инструментом. Вот только жалоб на ее плохое качество стало больше. Даже в одной из передач центрального телевидения под рубрикой "По письмам трудящихся" ведущий В. Бекетов прочитал письмо рабочего о плохом качестве лопат. А затем в многосерийном фильме "Грядущему веку" был показан эпизод, в котором садовод демонстрировал секретарю обкома именно такую лопату плохого качества. Эти обстоятельства и ряд аналогичных примеров побудили меня вернуться к вопросу сорокалетней давности. По характеру работы (занимаюсь вопросами механизации горнопроходческих работ в горнодобывающих отраслях и подземном строительстве, и в частности, угольной промышленности) мне хорошо известно, что огромные объемы горной массы перелопачиваются и погружаются на транспортные средства лопатами. Только в угольной промышленности при проходке подготовительных выработок более 800 километров их в год проводится с ручной погрузкой. На этих работах занято более 30 тысяч горнорабочих. Но это только на горноподготовительных работах. Нет ни одного рабочего места на шахтах и рудниках, где бы рядом с механизмами не было лопат. А что касается метростроения, то и здесь лопаты - самый распространенный инструмент. Но дело с этим инструментом обстоит хуже, чем сорок лет тому назад.

В народном хозяйстве с использованием лопат работают десятки миллионов рабочих: в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском и городском хозяйстве и т. д. Нет такого предприятия, где бы лопаты не применялись.

Конечно, с внедрением средств механизации этот тяжелый и непроизводительный труд будет уменьшаться, но произойдет это не так быстро, и в видимой перспективе полностью избавиться от лопаты не удастся.

Таким образом, применение рациональной лопаты - крупный резерв повышения производительности труда в народном хозяйстве. Лопата - простейший инструмент, состоящий из металлической части и ручки - черенка. Но от конструкции и качества этих двух составляющих зависит производительность и утомляемость рабочих. При этом следует иметь в виду, что лопатами работает много женщин. Труд этот наиболее тяжелый.

Что касается конструкций лопат (имеется в виду лопата в комплекте с ручкой) и требований к ее качеству, то все эти вопросы изучены и разработаны много лет тому назад. Причем, для разных видов работ нужны лопаты различных конструкций и качества.

0x01 graphic

Однако этим никто не руководствуется. Металлическая часть лопаты штампуется из отходов и некондиционного металла. Специальные ручки для лопат требуемой конструкции не выпускаются. И вообще лопата для производственных нужд как инструмент в комплекте не выпускается, если не считать некоторого количества садово-огородного инвентаря.

Учитывая значимость этой "проблемы" в масштабах страны, я направил соответствующую записку в ЦК КПСС. Рассматривали ее в Госснабе СССР, в "Союзглавстанкоинструменте", в Комитете партийного контроля при ЦК КПСС. Дело сдвинулось с "мертвой точки", но пока на бумаге.

В последнем письме из "Союзглавстанкоинструмента" от первого апреля 1986 года сказано: "Минчермет СССР разработал новый ГОСТ на лопаты строительные и другие, а также на черенки к ним, который в настоящее время разослан основным потребителям на отзыв, после чего Госстандартом будет установлен срок ввода его в действие. Потребность народного хозяйства в лопатах обеспечивается полностью. Лопаты в соответствии с ГОСТом 3620-76 должны поставляться в сборе с черенками. С 1987 года предусматривается поставка лопат в комплекте с черенками заводами-поставщиками в соответствии с заявленной потребностью народного хозяйства".

Однако неизвестно, доведено ли это решение до сведения потребителей лопат. Скорей всего нет. Было бы полезным для дела, если бы это сделала газета. Зная, как медленно проходит подготовка, согласование и утверждение ГОСТа, трудно ожидать, что новый ГОСТ на лопаты скоро войдет в действие. А это дело надо ускорить.

Жизнь требует сегодня ускоренного решения практических дел. На это направлены решения XXVII съезда КПСС, поскольку без этого не может быть осуществлена интенсификация на?родного хозяйства. Повышение производительности труда не может быть отложено на завтра, все это нужно решать сегодня - именно сегодня.

И судьба дела будет решаться не только роботизацией и компьютерной техникой, но, в первую очередь, облегчением и снижением тяжелого ручного труда, а это необходимо решать безотлагательно, дав рабочим хорошую и удобную лопату. Важно, чтобы этот вопрос решали действительно деловые люди, а не чиновники, составляющие отписки для начальства.

Конечно, необходимо безотлагательно решать вопросы не только о лопатах, а вообще о механизированном ручном инструменте, об оборудовании и приспособлениях, которые позволят в большом числе случаев исключить тяжелый и непроизводительный труд. А это значит - выполнить решения партии о повышении производительности труда в народном хозяйстве.

X. АБРАМСОН,
кандидат технических наук,
лауреат Государственной
премии СССР,
старший научный
сотрудник института
"ЦНИИподземмаш"


"Метростроевец" N 72 (12258), 19 июля 1989 г.

0x01 graphic

Лопата не дает покоя

Читатели нашей газеты, наверно, помнят мою статью "О простой лопате - сорок лет спустя", которая была опубликована в "Метростроевце" 10 августа 1986 года. Вернуться к тому вопросу, которым я занимался еще в 1945 году, работая на Метрострое, побудил ряд обстоятельств. И в первую очередь выступления рабочих на XXVII съезде КПСС и большое количество публикаций в центральной печати и по центральному телевидению.

Мои обращения в центральные органы, в ЦК КПСС в какой-то мере взбудоражили внимание к этому вопросу. Кроме того, этому способствовала и активная позиция газеты "Метростроевец". Ускорилось утверждение нового ГОСТа на лопаты, были проведены совещания и даже Всесоюзная выставка лопат. Госснаб СССР дал указание о поставке лопат в соответствии с требованиями стандарта в комплекте с черенками.

Однако прошло достаточно много времени, и опять, теперь уже на Первом Съезде народных депутатов, шахтер из Донбасса депутат А. И. Тхор сказал: "Почему же мы, шахтеры, до сих пор не выпускаем лопаты из рук?". Конечно, это относилось к отсутствию необходимой горной техники, чтобы избавить горняков от тяжелого ручного труда в шахтах. Но, тем не менее, лопата явно присутствует в забоях и сопутствует проходческим комбайнам.

В том числе и в метростроевских забоях.

В газете "Правда" 17 июня этого года помещена фотография - курсанты и командиры школы ВЦИК на строительстве метро в 1933 году. И опять - погрузка грунта в вагонетку лопатами. К сожалению, это полностью соответствует тому, что есть в настоящее время на Метрострое.

А возьмите "Огонек". На титульном листе его (N 23 за июнь этого года) приводится фотография лопаты. Теперь это уже как символ техники эпохи перестройки. И, наконец, последняя информация. Восьмого июля газета "Социалистическая индустрия" опубликовала статью "Куда приехала железная дорога" (Из беседы корреспондента Г. Александрова с прокурорами Управления по надзору за исполнением законов на транспорте прокуратуры СССР М. Лакшиневым и А. Шинкаревым). В ней, в частности, говорится: "На Чуйской дистанции пути Алма-Атинской железной дороги на пятнадцать работников каждого путевого околотка приходится лишь по две лопаты и по два лома". Вот такое обеспечение... техникой!!! О какой механизации мы сегодня говорим?!

Новый ГОСТ на лопаты 19596-87 действует с первого января 1989. Срок его продлится по первое января 1994 года. Однако качество лопат остается прежним, неудовлетворительным. Мое "лопатное досье" пополняется свежими материалами на эту тему, хотя я и дал себе зарок больше к этому не возвращаться. Есть много других интересных дел.

Надеюсь, что читатели газеты обратили внимание на серьезные переговоры с Минуглепромом о дополнительной поставке Мосметрострою проходческих комбайнов. Применение этой и другой проходческой техники - "столбовая дорога" механизации горностроительных работ в подземном строительстве. Но все это никак не исключает пока необходимости иметь хорошие лопаты. Вот почему именно лопата не дает мне покоя.

X. АБРАМСОН,
ветеран Метростроя,
кандидат технических
наук.

------------------------------------------------------------------------
ОТ РЕДАКЦИИ: "Лопатное досье", как назвал его X. И. Абрамсон, действительно пополняется новыми фактами, но от этого метростроевцам, работающим в забоях, не легче. Лопата по-прежнему остается у них на вооружении. Причем, лопата старая, низкого качества, о которой уже просто устали говорить. И все сообщения о новых ГОСТах и об указаниях Госснаба ничего, кроме ухмылок и возмущения, не вызывают. Ведь качественных лопат нет, значит грош цена решениям и указаниям.
Публикуя письмо нашего автора, редакция обращается к тем, кто занимается поставкой лопат на Мосметрострой: Где лопаты нового ГОСТа? Почему они не поступают на нашу стройку, несмотря на указание Госснаба СССР о поставке лопат в соответствии с требованиями стандарта и в комплексе с черенками?

С интересом прочел твою эпопею с лопатой. Возвращаю тебе статьи. Действительно, ты нашел простой и долго не используемый резерв повышения производительности труда. Казалось бы, нагнись и подбери, а борьба развернулась на полвека! Прекрасная характеристика нашего строя.

(Из письма Ю.З. Заславского, Израиль, январь 2006 года)


ЛОПАТА МОЕЙ МЕЧТЫ

5 января 1998 года я сошел с трапа самолета в городе Чикаго. На следующий день у трапа самолета я увидел мусоровоз, к кузову машины была пристегнута та самая лопата, которая нам снилась в тридцатые годы. На заслуженном отдыхе в Америке, разбирая свой архив по случаю 90-летия, я наткнулся на приведенные выше статьи тех времен, когда было не до лопат, поскольку решалась задача : "по балету и ракетам быть впереди планеты всей".


Эта статья посвящается памяти Якова Борисовича Кальницкого - основоположника создания техники мехaнизации горнопроходческих работ - погрузочных машин.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список