Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Проверка временем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К семидесятипятилетию газеты "Метростроевец"


   Проверка временем
   Впервые порог редакции "Ударника Метростроя" я переступил в 1934 году. Несколько номеров нашей шахтной газеты "За качество" по поручению её редактора Бориса Хусида (в тридцатые годы многотиражки выходили на мно­гих шахтах) передал Резниченко. С ре­дактором "Ударника" состоялся доб­рожелательный разговор. И с тех пор я стал активным читателем, распрос­транителем и автором нашей общеметростроевской газеты.
   У меня сохранился экземпляр многотиражки "За качество" от 26 ноября 1934 года. Иногда перечиты­ваю, как мы провожали в армию про­ходчика Михаила Седова, я был тог­да комсоргом смены. Вспоминаю, как дальше сложилась жизнь этих людей. Михаил Седов и Борис Хусид прошли войну, стали офицерами, у них много наград. Седов потом стал скульптором, Хусид -- редактором журнала.
   А я прошел все ступени метрост­роевской школы -- от рядового про­ходчика до инженера и научного ра­ботника. И метростроевская газета стала частью моей жизни. Благода­рен редакции за предоставленную возможность более 70 лет быть авто­ром немалого числа публикаций.
   Газета много внимания уделяла внедрению в практику метрострое­ния новой техники и прогрессивной технологии. Более 50 лет я занимал­ся проблемой сооружения шахтных стволов в неустойчивых и водонос­ных грунтах. Поводом для этой раз­работки стала проходка ствола в 1944 году на Кольцевой линии, где я был начальником участка. Предстояло пересечь напластование неустойчи­вых и водоносных грунтов до глуби­ны 20 метров. Шла война, не было ресурсов и техники для заморажива­ния грунта. Применили древнейший способ -- опускной колодец. Было принято решение использовать тю­бинговую крепь и балластный пригруз для преодоления трения и давле­ния грунта. По нормативам СНиП этот способ допускается до глубины 10 метров. К весу тюбинговой колон­ны в 160 тонн надо было добавить 600 тонн балласта. Чтобы разместить этот пригруз -- песок, выдаваемый из за­боя ствола -- пришлось нарастить тюбинговые кольца выше поверхно­сти. Так родились две идеи -- новая технология сооружения шахтных стволов в сложных условиях и тюбин­говые шахтные копры.
   Экспериментальная проверка но­вого способа состоялась на проход­ке ствола N 832 в СМУ-6. Техноло­гия проходки шахтных стволов и других аналогичных объектов погру­жением крепи в тиксотропной ру­башке под защитой глинистого ра­створа принята в метростроении и других отраслях. Также применяют­ся и тюбинговые шахтные копры. Мои первые публикации об этом были в "Метростроевце". Новое дело без участия прессы трудно было бы реализовать.
   Однажды, вто время я работал в ЦНИИподземмаш, ко мне пришли руководители войсковой части со статьей в "Метростроевце". Вместе мы поехали на проходку, где приме­нялась данная технология. Об этом рассказано в книге "Воспоминания военных строителей" (2005 г.). По та­кой технологии сооружено более 1200 объектов. Мало кто знает, что за это присуждена Государственная премия. В числе награжденных были и метростроевцы. А газета "Метрос­троевец" стала источником инфор­мации для важного дела.
   Но был другой случай, к которому я тоже приложил руку, но эффекта не добился. Речь идет о лопате. А под­ружился я с этим инструментом, ког­да в 1933 году пришел в бригаду про­ходчиков, и мне вручили лопату -- хватай больше, кидай дальше. Лопа­ты были очень плохие, постоянно ломались. Я занялся этой пробле­мой, когда работал в Управлении Метростроя. В 1945 году в "Ударни­ке Метростроя" была напечатана моя статья "О простой лопате". Попытки наладить изготовление раци­ональных лопат в шахтных условиях не дали положительного результата. Когда стал вникать в вопрос глубже,' то оказалось, что это -- проблема го­сударственного масштаба. Этим про­стейшим инструментом в стране ра­ботали миллионы людей. Только на строительстве первой линии лопата­ми было погружено 4,5 миллиона ку­бометров горной массы, уложено 800 тысяч кубометров бетона.
   Мои настойчивые попытки решить эту проблему не имели успеха. Обраще­ния в высшие инстанции власти упи­рались в бюрократическую систему. Но газета "Метростроевец" меня поддер­живала. За прошедшие годы был на­печатан ряд публикаций, последняя -"Баллада о простой лопате" - закрыва­ла тему, потому что по приезде в Чика­го я увидел лопату своей мечты. Напи­сал, что за державу обидно: лопаты ста­ли покупать по импорту. "Метрострое­вец" серьезно подходил к таким вопро­сам. А на моё обращение в одну из цен­тральных газет позвонил какой-то "ум­ник" и ответил: "Мы решаем пробле­мы по ракетам, выходим в космос, а там лопаты не нужны".
   Получаю сегодняшний "Метрост­роевец". Мне в Чикаго высылает его редакция по старой дружбе. Изучаю, можно сказать, каждый номер "от корки до корки", и новости, полу­ченные с родного Метростроя, про­длевают мне жизнь.
   Читаю, что уходят на заслуженный отдых старые кадры метростроителей. И мне нравится, что на страницах на­шей газеты достойно и почтительно отмечают их заслуги и юбилеи.
   По газете вижу, что Метрострой встал с колен, расправил плечи, до­вел до пуска незавершенные объекты, строит современные станции и тон­нели.
   Пришла новая техника. В забоях появились высокопроизводитель­ные тоннелепроходческие комплек­сы, оснащенные компьютерами, практически избавляющие проходчиков от ручного труда и даже от прямого контакта с разрабатываемой породой. Пока эта техника -- про­дукт зарубежных фирм, а управляют ею наши парни, что очень важно. Чи­тая отличные репортажи Юрия Петрунина о том, как московские мет­ростроевцы освоили сложнейшую технику, снимаю шляпу.
   Другой положительный рывок Метростроя в будущее -- начало ре­ализации проекта строительства тоннеля под Босфором в Турции. А впереди маячит тоннель под Берин­говым проливом, прямой ход из Ев­ропы и Азии в Америку. И хочется ве­рить, что московские метростроевцы примут участие в этой великой стройке века.
   Летописцу нашего коллектива "Метростроевцу" исполнилось 75 лет. Почтенный возраст. Немногие издания такого ранга, как наша про­изводственная газета, так достойно и результативно выдерживают про­верку временем. Так держать!

Ханан АБРАМСОН,

ветеран Метростроя,

кандидат технических наук,

   г. Чикаго. лауреат Государственной премии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"