Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Метростроевские трагедии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


МЕТРОСТРОЕВСКИЕ ТРАГЕДИИ

Передо мной лежат две книги. Первая называется "Как мы строили метро", вышедшая в свет в 1935 году и написанная коллективом авторов-строителей 1ой очереди Московского метрополитена (главный редактор А. Косарев, редактор Е. Резниченко). Вторая книга, небольшая по объему, - "Повесть о моем отце"- издана в 2001 году московским издательством "Аргументы и факты". (Автор В. Левенштейн).

Первая книга открывается текстом Постановления ЦИК СССР от 13 мая 1935 г. о награждении работников строительства метрополитена в Москве.

За успешное выполнение решений партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и своевременное окончание строительства первой очереди Московского метрополитена - наградить: Орденом Ленина:
8. Айнгорна И.Г. - заместителя начальника строительства
10. Шаширина А.М. - комсорга Метростроя
12. Тягнибеду Я.Ф. - начальника шахты 12
15. Боброва АИ. - начальника шахты 10-11
22. Танкелевича А. Г. - начальника шахты 18-186ис
24. Резниченко Е.Д. - редактора газеты "Ударник Метростроя"

Орден Ленина был высшей наградой государства, и награжденные метростроевцы в то время составляли 25% специалистов по этому постановлению.

Мне известно, что в годы Большого Сталинского Террора были расстреляны главный редактор книги А Косарев, награжденные орденом Ленина А. Шаширин и Я Тягнибеда, пережили муки лаге-рей П Айнгорн, А. Бобров и Е Резниченко. В 1949 году, в то время уже главный инженер метростроя. А. Танкелевич был смещен с должности, а в 1951 г. - арестован вместе с 20 другими инженерами. Спасла их смерть Сталина - на суде они были оправданы.

Я начал работать на Метрострое з 1933 г. в шахте 18-18бис - Мясницкие ворота - Кировская и прошел все ступени метростроевской школы - от проходчика до главного инженера. Моим учителем и наставником был замечательный человек Абрам Григорьевич Танкелевич. Моя статья о нем помещена в 3 томе Еврейской Российской Эн-циклопедии; ему посвящено "Слово об учителе"в газете "Земляки".

С автором второй книги Виктором Матвеевичем Левенштейном я работал много лет в институте ЦНИИПодземмаш. В 70-е годы мы опубликовали совместно 14 статей и брошюр по проблемам механизации горнопроходческих работ. В 1979 году Виктор покинул институт и эмигрировал в США. Здесь он работал около 20 лет главным конструктором проекта в фирме Джеффри, получил 3 американских патента. Машины, спроектированные им, работают на шахтах Пенсильвании, Кентакки и Вест Вирджинии, в Англии, Южной Африке и Австралии. Мы встретились вновь, когда он приехал в 2000 году в Чикаго.

Виктор Левенштейн написал короткую, печальную, искреннюю и очень интересную книгу, которая называется "Повесть о моем отце". Она посвящена трагической жизни Матвея Акимовича Левенштейна, погибшего в лагере В конце 1937 - начале 1938 года, в разгар Сталинского Большого Террора была арестована группа ведущих работников Московского Метростроя, в том числе, Айнгорн Иссер Григорьевич - заместитель начальника Метростроя, Боровиков Сергей Георгиевич и его заместитель Левенштейн Матвей Акимович. Островский Вячеслав Михайлович, Старостин Константин Матвеевич.

Отбыв 8-летний лагерный срок и ссылку, вернулся в Москву и был реабилитирован И.Г.Айнгорн. Остальные были реабилитированы посмертно. Автор рассказывает историю своей семьи с тех времен, когда его дед Аким Левенштейн, отслужив в царской армии и получив надел земли на юге Малороссии, стал удачливым крестьянином, вырастил большую и прекрасную семью.

Жизнь отца описана автором по детским воспоминаниям и проходит на фоне трагических событий советской истории. Этот фон - судебные процессы над "вредителями", когда уничтожали славную русскую инженерию, так называемая золотуха, когда государство с помощью своих ка-рательных органов изымало золото и ценности у бывших нэпманов, коллективизация, раскулачивание, высылка на гибель миллионов крестьян и последовавший за этим страшный голод, разрушение церквей, аресты бывших белых и буржуазных националистов, убийство Кирова и последовавший за этим Большой Террор 1936 - 1938 годов с массовыми арестами невинных людей. Исторический фон повествования включает Вторую мировую войну и гибель членов семьи во время истребления евреев на оккупированных нацистами территориях.

Вторая часть книги посвящена аресту отца и следствию по его делу в Управлении НКВД, где с помощью пыток и вымогательств был состряпан фантастический заговор: группа инженеров Московского Метростроя была ложно обвинена во вредительстве, диверсиях и террористических умыслах. В результате несколько невинных расстреляли, а других, включая М. А.Левенштейна, сослали в ГУЛАГ. Эта часть книги написана с использованием документальных материалов, которые автору удалось скопировать в Федеральной службе безопасности России, когда архивы карательных органов были открыты для родственников жертв.

Автор является не только свидетелем событий, описываемых в первой части книги, он изнутри знаком также с обстоятельствами, описываемыми во второй части. Через 6,5 лет после ареста отца, он, будучи студентом, был арестован по сфальсифицированному обвинению в антисоветской деятельности и провел год под следствием, а затем и по 4-е года в лагерях и в ссылке.

В заключение представляется уместным сказать, что Метрострой был уникальным явлением в советской истории. В годы, когда основные стройки в стране осуществлилась рабским трудом заключенных, за колючей проволокой и сторожевыми вышками, на Метрострое не было ни одного заключенного, ни одного! Был массовый трудовой порыв и энтузиазм молодых строителей, преданность делу специалистов всех уровней: руководителей шахт, горных инженеров, проектировщиков, архитекторов. То, что было сделано руками проходчиков-добровольцев, умом и трудом инженеров, не имело аналогов в мировой практике: за 2,5 года была построена первая линия метрополитена, а затем, за тот же срок и вторая - в наиболее сложных геологических и гидрогеологических условиях московского региона. По инженерным решениям, качеству строительства и архитектурному оформлению Московское метро было по тому времени, а во многих отношениях - и по нынешнему, лучшим в мире.

Горечь и возмущение вызывает мысль о том, что вместо благодарности от властей, многие строители получили пулю в затылок, или смерть от голода, холода и непосильной работы на бесчисленных островах Архипелага ГУЛАГ Эти человеческие трагедии прошли незамеченными. Поэтому так интересна и полезна эта небольшая книга.

В настоящее время В.Левенштейн работает над рукописью, которая посвящена годам, проведенным в тюрьме. лагерях, ссылке. Это должна быть типичная история эпохи сталинского произвола, когда подрубались корни советской интеллигенции, герои которой сродни героям романа Дети Арбата А Рыбакова.

Виктор Левенштейн, как и многие сотни и тысячи отбывал срока по нелепым обвинениям, так ярко и правдиво описанным в талантливом произведении недавно умершим писателем.


Напечатано в чикагской газете "Земляки" № 6 (75), июнь 2001 г. и московской "Метростроевец" № 29(13007) от 17 августа 2001 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"