Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Встречи на Тверском бульваре

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

ВСТРЕЧИ НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Елисейские поля, Невский проспект, Пикадилли, Тверской бульвар ... . Никто не станет спрашивать в каких городах находятся эти улицы: славою своею они не уступают самим столицам. Хоть не велик Тверской бульвар по сравнению с Москвой, но каждый его метр так много помнит и знает, так красив и наряден во всякую пору, что немного московских улиц смогут поспорить с ним за звание главной улицы.(из предисловия к книге " Тверской бульвар" Владимира Муравьева, серия " Памятники Отечества" М. "Книга

Не случайно четыре памятника сошлись на коротком бульваре: со Страстной -Пушкину, с другого конца у Никитских ворот - Тимирязеву, посередине - недавно поставленный Есенину. Во дворе Литературного института - памятник Герцену - дом 25.

Тверской бульвар дом 17, тридцатые годы.

В этом доме я прожил около 30 лет. Этот дважды надстроенный дом, был построн в 1850-е годы. В дореволюционные годы был знаменит, а после революции, первые четыре этажа были превращены в типичную московскую коммуналку. Об этом, очевидно, будет написано особо.

Дом 23, в те годы здесь помещался знаменитый Камерный театр. Театр Александра Таирова и Алисы Коонен. Для нас это был "домашний" театр. Встречали и провожали аплодисментами замечательные спектакли, поставленные Таировым и игру Коонен не только в зале. Раскланивались на тенистых дорожках бульвара со многими знаменитостями. В частности с гениальным Михоэлсом и Зускиным - их театр был на Малой Бронной.

Так это продолжалось до роковых 40, конца 53, когда начался кровавый погром с еврейского антифашистского комитета, убийства Михоэлса, растрела выдающихся еврейских писателей: Квитко, Фефера, Маркиша, Гофштейна. В подвалах Лубянки погиб известный профессор Я.Г. Этингер, лечивший мою маму и бывавший у нас дома. Был разгромлен театр на Малой Бронной, в 1949 г. Был ликвидирован Камерный театр. На фронтоне дома 23 появилась новая вывеска " Театр имени Пушкина"

Нашлись причина. Таиров поставил комическую оперу Бородина "Богатыри". Это была веселая и смешная комическая сказка о глупых, ленивых и трусливых псевдогероях Авоське, Чуриле и Купиле, выдававших себя за подлинных богатырей. Текст В. Крылова был отдан на переработку Демьяну Бедному, но Бедный в то время попал в немилость Сталину. После нескольких представлений "Богатыри", несмотря на успех у зрителей, подвергся критике и был исключен из репертуара. Это был повод для расправы с Таировым и закрытия театра

Началась травля, обвиняли Таирова в космополитизме и других грехах в духе времени. Таиров очень болезнено переживал сложившуюся для него ситуацию. Так он реагировал в одном из разговоров: "Вы слышали об инквизиции. Так это была моральная инквизиция!" - по его щекам текли слезы. Он рыдали сквозь рыдания слышалось: " За что? Что я сделал?" (Г.Бахтиаров, статья " Казнь", газета "Алфавит"№ 8 ,2002). Кончилось эта трагедия в соловьевской психиатрической больнице в возрасте 50 лет.

Пятьдесят лет спустя "встреча" с Александром Яковлевичем Таировым состоялась на страницах третьего тома Российской Еврейской Энциклопедии. Такую встречу предлогаю читателям.

ТАИРОВ ( наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, Ромны Полтавской губ. - 1950, Москва), режиссер. В 1906-07 актер в Т-ре В.Ф.Комиссаржевской (Петербург). В 1908 в Передвижном т-ре П.Гайдебурова поставил "Гамлет" У.Шекспира и "Дядя Ваня* А.П.Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил "Желтую кофту" Х.Фюрста и пантомиму "Покрывало Пьеретты" А.Шницлера. В 1914 вместе с А.Г.Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью - "Сакунтула" Калидасы, "Жизнь есть сон" П.Кальдерона (1914), "Женитьба Фигаро" П.Бомарше (1915), "Фамира-Кифаред" И.Ф.Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост, пантомимы "Духов день в Толедо" М.А.Кузмина (1916), оп-ты "Жирофле-Жи-рофля" Ш.Лекока (1922), "Оперы нищих Б.Брехта (муз. К.Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920-30-х гг. наиб значит.: "Федра" Ж.Расина (1921), "Гроза" А.Н.Островского (1924), "Оптимистическая трагедия" В.В.Вишневского (1933). В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. "Богатыри" (на муз. А.П.Бородина, либр. Д.Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, "заведших театр в тупик", и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. - пред. Моск. союза артистов, в 1919-36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр, секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935). Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921

После смерти Таирова на Тверском бульваре, не редко довелось встречать Алису Коонен. Печальные встречи. Одинокая, грустная, весьма скромно одетая, видно было, что нуждается. Прожила она в одиночестве до 80 лет.

Еще одна встреча должна состояться, ногда выйдет на экраны фильм "Принцесса Брамбилла". Идея фильма, кратко в следующем:

Выдержка из статьи в "Общей Газете" "Сколько камер в Камерном театре" Аллы Шендеровой)

Ночью по звенящему от мороза Тверскому бульвару снова гуляла Алиса Коонен. Она была была в шляпе и каракулевом манто, придерживая муфту, деловито одергивала поводок собаки. Об руку с ней шел, конечно же, Таиров. Им встречались знакомые, слышались обрывки разговора
Алла Костантиновна, здравствуйте
-Aлиса, дорогая, жди наград

-Но ведь главное не награды, главное - доверие, - с неподражаемым ядом отвечала Коонан, обратив смеющиеся глаза к мужу. Таиров смотрел в сторону.

Это - кино. Режиссер и художник Борис Бланк снимает фильм "Принцесса Брамбилла, или Смерть Таирова". Коонен - Алла Демидова. Таирова - Михаил Козаков.

Бланк ставит "театральное кино" - фильм о 4 гоґде, годе разгрома Камерного театра. "К этому времени все в  нашем театґре было уже уничтожено, - говорит Борис Бланк. - Таиров остался один. Его держали, видимо, для отвода глаз иностранцев: "Вот, мол, у нас есть и такое..." О нам теперь редко вспоминают - это самый западный из наших режиссеров, следовательно, чужой для всех. Его обвиняют в формалиэме, а он был певцом Красоты:

для него красота формы и была соґдержанием искусства ..."

В фантасмагорическом сценарии Павла Финна при участии Бланка действие разворачивается в трех иэмерениях: репетиции Таирова, якобы возобновляющего свою знаменитую "Принцессу Брамбиллу" - яркий, конструктивистский спектакль 20-то года, совершенно немыслимый в условиях года 49-го, реальные взаимоґотношения Коонен и Таирова, проведших вместе целую жизнь; гротескно поданная тема Художник и Власть.

Глубокой ночью на Тверском буґдут снимать заседание Политбюро. Его члены усядутся на снегу, а товаґрищ Жданов станет услаждать их слух игрой на рояле... Пока же по бульвару прохаживаются товарищи Сталин (А. Петренко) и Ворошилов (А.Махов).

Сталин: Режиссеров у нас не осталось... Мейерхольд исчез, черт его знает, даже не позвонил... Михоэлс под машину попал - неосторожный какой еврей, нашел, понимаешь, время. Ты чего смеешься?

Ворошилов: Извини, Иосиф, анекдот вспомнил про Черчилля".

Тут и я вспоминаю старый московский анекдот: "Вы слышали, открывают новый Камерный театр. -Да?! И сколько там камер?" Впрочем, времена были уже вегетарианские - Таиров окончил жизнь не в каґмере, а в клинике для умалишенных Свой театр он пережил на год. Коонен же еще много лет жила в квартире при театре (дверь на смену заколотили), постепенно превращаясь а живой призрак. Театр имени Пушкина ока, как известно, прокляла.

В фильме время смещено и сгущено - гуляя по бульвару, пожилые Таиров и Коонен встречают молодых Жарова, Тарасову, Завадского - всех, кто молча отвернулся от них, когда их изгнали из Камерного.

На репетиции я вижу, что ни Демидова, ни Козаков на своих героев не похожи, их грим и костюмы лишь слегка стилизованы. Когда же включается камера, черты актеров неуловимо меняются, и от сходства делается не по себе. Вообще же к портретной достоверности создатели фильма не стремились. "Потому, - говоґрит Бланк, - Сталина и играет не похожий на него Петренко, что мне нужен не Сталин, а бес, искушающий людские души предательством".

Бленк снимает фильм о предательстве. О том, как актеры, еще не успев смыть грим после спектакли, самозабвенно и упоенно клеймили Мастера, создававшего с ними эти спектакли. "В театре часто бывают такие фейерверки предательств, - говорит Алла Демидова. - И предают, как правило, самые верные ученики".

В заключение некоторое отвлечение от темы.

На Арбате установлен памятник Булату Окуджаве, поскольку он там жил, но не только за знакомую песню "...мой Арбат, моя религия...", полюбившаяся народу.

После Тверского бульвара я жил на 2-м Волконском переулке, а затем Безбожном  переулке ( ныне Протопоповском - старое название), дом №6, а Окуджава в доме №20. По существу соседи. При встрече раскланивались.

Песня посвященная Арбату есть. В другой известной песне, где есть слова "...Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой!...".

Между прочим есть мало известная (ранняя) песня Булата Окуджавы, в ней слова:

... На Тверском Бульваре

 Вы не раз бывали

И не было что места не хватало

На перенаселенной

Как будто коммунальная квартира...

Это точно про дом 17, о котором я писал, в котором жил.

Перед отъездом в Чикаго в январе1998 года, пошел поклониться Тверскому бульвару, дому 17 и другим дорогим мне памятным местам в Москве, где не мало точек на карте Москвы оставлены скромные следы в построенных линиях Метрополитена и подземных сооружениях

 

01.08.2002

Khanan Abramson

501 W. Surf, apt. 407

Chicago, IL 60657

Tel.773-404-8323


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"