Абрамсон Ханан Исаакович : другие произведения.

Из записок еврея-шахтера о жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои воспоминания, опубликованные в интернет-журнале"Заметки по еврейской истории"


Помещено в интернет-журнале "Заметки по еврейской истории" (Редактор Евгений Беркович),
N 30 от 25 июля 2003 г.
и N 32 от 30 августа 2003 г.

ИЗ ЗАПИСОК ЕВРЕЯ-ШАХТЕРА О ЖИЗНИ

БИОГРАФИЯ


(Из сборника "ВОЙНА И СУДЬБЫ (War and Destinies)", том 1. Чикагская
Ассоциация Ветеранов 2-ой мировой войны, PRINTime, Inc.. Чикаго, 2002)

  
Ханан Исаакович Абрамсон родился 17 октября 1915 г. в Екатеринославе. С 1933 г. работал проходчиком на строительстве Московского метрополитена. Окончил факультет "Мосты и тоннели" Московского института инженеров путей сообщения. Участвовал в строительстве всех линий Московского метрополитена и важнейших подземных сооружений государственного значения. Автор 500 научных работ и публикаций, в том числе 5 монографий. Х.И.Абрамсон - один из создателей трёхтомной Еврейской энциклопедии.
Инженер-капитан. Награждён медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", юбилейными медалями, Почётным знаком Моссовета и др. В 1976 г. за выдающиеся научные достижения Х.И.Абрамсону присуждена Государственная премия СССР.
С 1998 г. Х.И.Абрамсон живёт в США.
И ещё немного к биографической справке. Ханан Абрамсон - крупнейший специалист по созданию и промышленному освоению уникальных подземных сооружений. Начав рядовым проходчиком на строительстве Московского метрополитена, он, благодаря врождённому таланту, упорству и трудолюбию, стал активным участником и непосредственным руководителем проектирования строительства целого ряда особых объектов, имеющих важное государственное значение.
Несмотря на постоянную занятость, он всегда выкраивал время для того, чтобы быть в центре происходящих в стране культурных событий. Среди его друзей можно было встретить писателей, артистов, военных, политиков, таких, как лётчики - Герои Советского Союза Натан Стратиевский и Марк Галлай (он же и писатель), как известный литератор Эдвард Радзинский, посол в Англии Солдатов, посол в Дании Менделевич, автор известной повести о разведчиках Богомолов, артист Левенбук и др.
Интервью с Х.Абрамсоном опубликованы на страницах многих изданий. По завершении своей научно-инженерной карьеры Ханан Абрамсон принимает деятельное участие в качестве автора в выпуске 3-х томной Еврейской энциклопедии, содержащей материалы на 60 тысяч персоналий.
У Ханана Абрамсона имеется уникальная коллекция исторических реликвий - подлинники автографов бывших вождей советского народа, воспроизведенных на различных наградных документах. Так, на удостоверении о награждении Х.Абрамсона Почётным Знаком Моссовета имеется подпись его тогдашнего председателя Н.Булганина (впоследствии - Председателя Совета Министров СССР). На удостоверении о награждении значком "Ударник Сталинского призыва" имеется подпись "железного наркома" Л.Кагановича. Благодарность за выдающийся вклад в строительство метро подписана М.Калининым и В.Молотовым (Председателем Президиума Верховного Совета СССР и Председателем Совета Народных Комиссаров СССР соответственно). Диплом о присуждении Х.Абрамсону Государственной премии СССР подписан Президентом Академии Наук СССР М.Келдышем.
Х. Абрамсону повезло. Подписи указанных лиц были проставлены на его наградных документах, а не в качестве виз на списках, превративших в лагерную пыль миллионы его сверстников.

Гарри Любарский

  

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

 В пятнадцать лет, после окончания школы-семилетки в Днепропетровске - 1930 г., стал безработным, на учете в бирже труда подростков. В этот год наша семья переехала в Москву. Жили мы в пригороде, поселок Малаховка, известное прибежище евреев в то время. Здесь я стал на учет в бирже труда. В поисках работы и учебы с еще одним пацаном Мишкой Кричевским поехали в Люберцы, теперь известные своими бандами, тогда Заводом сельскохозяйственных машин им.Ухтомского, поступить в фабзауч, учиться на токаря или слесаря. Не получилось. Мест не было, так нам сказал усатый дед: "Своих не берем, а вас, жиденят, не могу пристроить". Сказано это было без злобы, даже сочувственно. Но это врубилось в память на всю оставшуюся жизнь.
Поехали в Москву искать работу, правду и утолить обиду. Нашли адрес ЦК комсомола, Черкасский переулок. Там рассказали про нашу беду и обиду. Дали адрес, обратиться в ОЗЕТ, общество по землеустройству евреев, была такая, доживающая свой срок организация, которая помещалась на углу Моховой и Воздвиженки, тогда Коминтерна.
Дальнейшее написано в моей статье "Встречи на страницах Росcийской Еврейской Энциклопедии". К этой публикации могу добавить. Когда мы бродили по коридорам в поисках ОЗЕТа нас остановил дед и спросил: "Что вы ищете, ребятки?"Мы рассказали про нашу беду. Он повел нас в свой кабинет и написал записку, где и к кому обратиться. Когда туда мы пришли, другой дед прочел записку и спросил: "Знаете, кто вас направил?" - "Конечно, нет. Какой-то дед". - Оказывается, это был Михаил Иванович Калинин. В этом здании помещалась приемная Всесоюзного Старосты.
Опять в этом здании я оказался, когда мне довелось некоторое время попутно руководить ремонтом крыши, который вело СМУ-6 Метростроя, куда был откомандирован в связи с реализацией одного из моих изобретений - "Новая технология сооружения шахтных стволов в сложных гидрогеологических условиях". Год 1966.


ВСТРЕЧИ НА СТРАНИЦАХ РОССИЙСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

   Прочтение трех томов "Российской Еврейской Энциклопедии", убедительно раскрывает сколь велик вклад евреев во все стороны жизни Российской империи, СССР и вообще в мировую цивилизацию в период XIX и XX веков.
Немало современников могут найти на страницах Энциклопедии персоналии людей, с которыми связывала их судьба. Одним из таких людей, с которым я имел несколько встреч, был персоналий Зосима Захаровича Слонима (том 3, стр. 67, М., 1997), с которым я первый раз встретился еще в далеком январе 1931 года. Тогда я был безработным и состоял на учете на бирже труда подростков.
Я пробовал поступить в фабзавуч при Люберецком заводе сельскохозяйственных машин (завод и поныне функционирует), это было близко от пос. Малаховка, где мы тогда жили. Там не приняли, не было вакансий. Тогда я и мой товарищ узнали, что есть организация ОЗЕТ, которая помогает евреям. Мы разыскали эту организацию в здании на углу Воздвиженки и Моховой, где находилась приемная М.И. Калинина. Там мы нашли 3.3. Слонима, доброго и чуткого человека, который с отеческим напутствием направил нас на работу в "Технохимжирработник", о чем свидетельствует, сохранившаяся у меня справка. "Дана сия тов. Абрамсону Х.И. в том, что он действительно работал в данном Товариществе с 4 февраля по 15 декабря 1931 года в качестве ученика в жировом цехе" Подпись и печать.
Здесь следует сказать, что в годы НЭПа и некоторый период после его разгрома (этого благого дела, спасшего страну от голода) существовала система промкооперации. Это были малые предприятия, создаваемые опытными и предприимчивыми профессионалами, которые вкладывали в них свои средства. Эти предприятия давали продукцию, создавали рабочие места, платили государству налоги. Была хорошо действующая система фининспекторов, которая обеспечивала сбор налогов. Был подлинный малый бизнес, который в теперешнее время должен стать важным звеном в экономике России. Но все это было разрушено сталинской системой, под лозунгами коллективизации, индустриализации, пятилеток.
Так началась моя 65-ти летняя трудовая деятельность. В системе промкооперации я проработал около трех лет, закончил вечерний техникум, а в 1933г. началась моя метростроевская карьера.
Из жизненного пути 3.3. Слонима, выходца из белоруской глубинки - черты оседлости - видно, как формировалась еврейская интеллигенция, общественные деятели, ученые, как с ними расправлялась система, и каков конкретный вклад этих людей в российскую историю.
И еще одна встреча в этом персоналии - племянник Лев Самуилович. Долгие годы он работал в том же здании, где я проработал более тридцати лет. Он - в институте ВНИПТуглемаш, я - в ЦНИИподземмаш, которые располагались на разных этажах.
Персоналий семейного "клана" З.З. Слонима, давшего мне путевку в жизнь, приводится ниже.
   СЛОНИМ Зосим Захарович (Зеликович) (1879, Сенно Могилевской губ.-1941, Москва), общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. Чл. РСДРП с 1905. Участник Гражд. войны (комиссар кав. полка). В 1923-28 работал в Нефтесиндикате в Москве. В 1928 организовал кооп. пр-тие "Технохимжирработник", его дир. до 1937. Одноврем. oкон. 1920-х-сер. 1930-х гг. один из рук. Моск. отд. ОЗЕТ, организатор и дир. производств, пр-тий. Один из организаторов еврейских дет. домов в Малаховке и в Крыму.
Брат С. - Самуил (1888 - 1936), политический деятель. Чл. РСДРП с 1905. Учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та. В 1925-28 зам. ректора БГУ. В 1928-30 зам. нар. комиссара просвещения БССР. С 1930 дир. Ин-та пром-сти при СНК БССР. В 1935 репрессирован.
Дочь С. - Лида Смолянская (р. 1920, Сенно), микробиолог. Д-р мед. наук (1971), проф. (1980). В 1944 окончила 1-й ММИ. В 1949- 62г.г. - в Моск. туберкулезном ин-те. С 1962 - в Ин-те эксперим. и клинич. онкологии АМН СССР (Онколо-гич. науч. центр), ст. науч. сотр., зав. лаб., с 1987 консультант).
Сын С. - Александр (1923, Витебск -1988, Москва), специалист в области прокатного оборудования. Д-р техн. наук (1976), проф. (1981). В 1941-43 на фронте. В 1949 окончил МВТУ. В 1959-88 - во ВНИИметмаше, зав. лаб. Автор моногр. "Машины для правки сортового и листового материала" (М., 1981 (2-е изд., в соавт. с А.Л.Соним).
Племянник С. - Лев Самуилович (1914, Петербург-1994, Москва), инженер-механик. Канд. техн. наук (1951). С 1939 работал в проектных и науч.-иссл. орг-циях. В 1959-83 - во Всес. науч.-иссл. и проектно-технол. ин-те угольной пром-сти, с 1969 гл. конструктор ин-та. Стал, пр. (1950). Пр. СМ СССР (1978).

О ТЕХ, КТО ОСТАВИЛ СЛЕД В МОЕЙ ЖИЗНИ

   В третьем томе Российской Еврейской Энциклопедии, на стр.136 есть статья:
   ТАНКЕЛЕВИЧ, Абрам Григорьевич (1901,Высокополье Херсонского у. и губ. - 1975, Москва), горный инженер, организаторстроительства. Окончил в 1929 Днепропетровский горн. ин-т. До 1932 - в Донбассе, заведывал шахтой"Западная Капитальная". В 1932-49 на строительстве Моск. Метрополитена. Руководил стр-вом станций: "Кировская" (1935, орд. Ленина), "Площадь Свердлова" (1938, орд.Труд.Кр.Знамени) В 1939-49 гл.инж.Метостроя. Под рук.Т. сооружены ряд линий Моск.метрополитена и особо важных подземных объектов и высотных зданий Москвы. Участвовал в создании новой проходческой техники и испытании нового строительного оборудования. В 1941-45 чл. ЕАК. В 1949-51 гл.инж. стр-ва угольных шахт в Кузбассе, участвовал в освоении Томь-Усинского угольного басс. в Горной Шории и закладке г.Междуреченска (пос Ольжерасс до 1955) в Кемеровской обл., в р-не одного из крупнейших угольных месторождений России. В 1951-53 - в заключении. В 1953-564 работал в Эстонском Совнархозе, в 1954-57 нач.Гл.тех.упр-ния Минуглестроя СССР, 1957-63 гл.спец. треста "Мосгорстрой". Стал.пр. (1947).

Автор этой статьи в энциклопедии - я. Но сейчас мне еще хотелось бы добавить то, что я рассказал в статье "Слово об учителе".

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

  
Москва, год 1933. Строительство станции "Мясницкие ворота" первой линии Московского метрополитена. С путевкой московского комсомола иду работать на эту стройку, на шахту 18-18 бис. К этому I времени у меня было три года производственного стажа и диплом вечернего техникума. От предложенной мне работы в техническом отделе категорически отказываюсь: только проходчиком в шахту. Начальник шахты согласился: - иди в забой, будешь прокладывать горные выработки, а там посмотрим. Это был горный инженер Абрам Григорьевич Танкелевич. Спустя некоторое время, заметив как я работаю, и что сдал экзамен на проходчика пятого разряда, меня назначили десятником по подземному транспорту. Это была до статочно ответственная работа, так как я отвечал за шахтный подъем, обеспечение забоев вагонетками для выдачи разработанной породы и доставка материалов для крепления горных выработок и тоннелей - обеспечение бесперебойной работы шахты.
Под руководством А.Г. Танкелевича я прошел все ступени метростроевской школы. И это стало моей профессией, которой отдал более шестидесяти лет.
Абрам Григорьевич родился в деревне Высокополье,Херсонской губернии в 1901 году. Закончил Днепропетровский горный институт и с 1929 г. руководил шахтой "Западная Капитальная" в Донбассе. Там проявились его незаурядные качества горного инженера и организатора горнодобычного производства, а также шахтостроителя. Это было основой для приглашения на строительство Московского метрополитена в 1932 году.
Станция "Мясницкие ворота" ("Чистые пруды" теперь) сооружалась в особо сложных условййх поддземной Москвы - слабые и неустойчивые напластования горных пород. Здесь требовалось сочетание инженерных знаний и горного искусства, чтобы не допустить аварийные ситуации. На верху была Москва с массивами крупных жилых зданий и подземных коммуникаций. С этой трудной задачей коллектив шахты, которой руководил А. Г. Танкелевич, справился успешно. За эту работу, в 1935 году ,мой учитель был награжден Орденом Ленина и командирован в европейские страны для ознакомления с зарубежной практикой метростроения.
Следующим этапом 1935-1938 гг. было строительство второй линии Московского метро. Коллектив шахты строил станцию "Площадь Свердлова" - "Театральная". Здесь уже была применена современная, по тому времени, проходческая техника и технология горных работ. Потребовалось на ходу осуществить коренную перестройку организации работ, обучить управлять новой техникой и новым приемам работ. Коллектив шахты, ведомый Абрам Григорьевичем, успешно справился и с этой задачей. В самые короткие сроки станция была сооружена. За эту работу начальник шахты был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1938г).
Эти величественные сооружения первых линий Московского метрополитена, где есть и мой труд, стоят уже более полувека и по надежности эксплуатации, архитектурному оформлению не имеют аналогов в мировом подземном строительстве.
В 1939г. А. Г. Танкелевич был назначен главным инженером Московского метростроя и поработал в этой должности десять лет. За эти годы были построены новые линии метро и, в том числе, Кольцевая линия.
Перед самой войной (1941-1945гг.) Абрам Григорьевич руководил большой работой по подготовке Московского метрополитена вы полнить функции надежного бомбоубежища при налете на город вражеских самолетов. Еще при строительстве станции "Мясницкие ворота", рядом со станцией был построен специальный объект и сами станций использовались для размещения в них генерального штаба. Кроме того, под руководством А.Г. Танкелевича оперативно сооружались необходимые для обороны другие подземные объекты. Так школу строителей подземных сооружений заложил мой учитель, и мне довелось принимать участие в этом деле. За эти заслуги мой учитель был награжден тремя орденами, а в 1947 г. за развитие техники отечественного метростроения ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии.
Однако, в 1949г., без объяснения причины Абрам Григорьевича сместили с должности главного инженера Метростроя. Однако причина была. В годы войны и послевоенные годы, он был активным членом Еврейского антифашистского комитета.
Уход с метростроя для него, одного из ведущих основоположников этого дела в стране, был ударом судьбы, но это не сломило его - сильного духом человека. Он поехал в тайгу Горной Шории, в качестве главного инженера "Ольжераского" шахтостроительного управления и начал подготовку строительства крупнейших угольных шахт Кузбасса и города Междуречинска, но и это дело ему не дали завершить. Длинная рука Лубянки и там его достала. Он был арестован по сфабрикованному в этом недоброй памяти "ведомстве" делу и просидел в тюрьме вплоть до смерти Сталина, после чего был выпущен из тюрьмы и судом оправдан. Несмотря на предложение вернуться на работу в метрострой, не пожелал это сделать, так как должен был сесть в свое прежнее кресло, которое занимал один из его учеников. Он принял предложение Минуглестроя СССР и вплоть до ликвидации Министерств, был одним из руководителей главного технического управления. Затем был направлен в Эстонский Совнархоз, где руководил строительством в этой республике.
Ввиду ухудшения здоровья в последние годы жизни (умер в 1975г.), Абрам Григорьевич работал главным специалистом в институте "Мосоргстрой".
Где бы ни работал Абрам Григорьевич, он оставил весомый след в построенных объектах, и главное в душах людей с которыми работал. На разных этапах служебной лестницы его "бросали" на ликвидацию про: рех. Добрый и самоотверженный человек, всегда помогавший людям в критических ситуациях. Такое случилось со мной дважды. Когда я работал десятником подземного транспорта произошел несчастный случай, шахтной клетью придавило рабочего, обслуживающего подъем. Не буду говорить о причинах, но я был абсолютно не причастен к этой аварии. Это произошло не в моей смене. Однако московский городской суд приговорил меня к двум годам лишения свободы. Тогда мне не было еще 19 лет. И только благодаря действиям А.Г. Танкелевича, этот несправедливый приговор был отменен. Второй случай произошел в 1937 г. Во время ночной смены произошла серьезная авария на проходческом щите. Я был сменным инженером. Связано это было с указанием, которое дал мне начальник шахты. За этот случай я был жестоко наказан. У меня сохранилась копия докладной записки, в которой было сказано: "Я, начальник шахты N 67-69, А.Г. Танкелевич виноват в происшедшей аварии на щите... прошу взыскание наложенное на сменного инженера Х.И. Абрамсона отменить..." Это было в 1937 г., чем могло быть для него чревато это можно только догадываться. Но он не побоялся защитить человека.
Другой случай в 1938 г. При строительстве станции "Площадь Свердлова" произошла серьезная авария, в результате которой погиб проходчик. К уголовной ответственности был привлечен главный инженер нашей шахты А.П. Овсий. И только благодаря героическим усилиям А.Г. Танкелевича, который взял часть вины на себя, наказание Овсию было смягчено. Но он был осужден и отправлен в Воркуту отбывать срок, где будучи заключенным, этот отличный горный инженер, работал на инженерных должностях. В 1944 г. он работал главным инженером горнорудного управления, хотя еще не был освобожден и был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Мы с Абрам Григорьевичем как-то были в Воркуте в командировке и встречались с А.П. Овсием, который в то время работал главным инженером одной из шахт.
А.Г. Танкелевич постоянно учил нас, молодых инженеров, как правильно работать в труднейших условиях подземного строительства. Главное, что он требовал от нас было: обеспечение безопасности работ; обеспечение качества работ, заданных темпов и экономного расходования средств. Это было его кредо в работе и жизни, где бы и кем бы он н" работал.
Важный след в становлении меня как инженера и научного работника оставили совместные творческие разработки, результаты которых изложены в наших статьях и брошюрах, опубликованных в 1948-1949 гг. в таких, наиболее авторитетных журналах, как "Горный журнал", "Уголь" и издательстве "Углетехиздат".
Этот рассказ о моем учителе хочу закончить упоминанием о встрече, здесь в Чикаго, с очень интересным человеком, профессором Маркусом Мельниковым, который достаточно близко знал Абрама Григорьевича Танкелевича. Наш разговор был таким же теплым и волнующим, как при многих встречах с разными людьми, которые его знали по совместной работе, которым он делал добро. Для меня он был и остается учителем.
  
        КОЛЛЕГИ
     С Эзаром Владимировичем Сандуковским судьба свела меня, когда он был главным инженером Строительно-Монтажного Управления N 5 Мосметростроя. Это было пятьдесят лет тому назад. Связано это с реализацией одного из изобретений, опытная проверка проводилась на Метрострое. Это знакомство вылилось в большую дружбу семьями, по сейдень и в творческое многолетнее содружество. На странице третьего тома энциклопедии в написанной мной статье об Эзаре Владимировиче говорится:
        САНДУКОВСКИЙ Эзар Владимирович (р.1927, Киев), инженер путей сообщения, канд.тех.наук (1974). В 1949 окончил МИИТ, в 1949-53 работал в строит.-монтажном управлении в Москве (инж., зам.гл.инж., гл.инж.), принимал участие и руководил стр-вом ряда слож.инж.сооружений(в т.ч. ж.д. тоннелей на стр-ве Южносиб.участка ж.д.). С 1953 - в Моск.Метрострое, с 1972 первый зам.нач.Метростроя, с 1991 зам.ген.дир. АО "Мосметрострой". При его участии и под непосредственным руководством С. построено более 85 ст. Моск.Метрополитена с прилегающими перегонами, проложено неск. пешеходных тоннелей в Москве. Автор науч.ст. и монографий. Гос.пр.СССР (1976).
        Нами с Эзаром совместно выполнены прогрессивные технические решения и научные исследования в области технологии и механизации горностроительного производства в подземном и шахтном строительстве. Довелось быть его научным руководителем при выполнении диссертации на на соискание ученой степени, успешно защищенной. В соавторстве разработано и внедрено в практику ряд изобретений и опубликованы ствтьи в отечественной и зарубежной печати. В связи с семидесятипятилетием Эзара Владимировича в газете "Метростроевец", журналах "Подземное пространство мира" и "Метро" были опубликованы Статьи и поздравления. Здесь мне хочется привести ряд выдержек из статьи Ю.Петрунина "Когда за спиной 70 станций", напечатанной в московской газете "Метростроевец" N14 (13040), 12 апреля 2002 г.
        Четверть века тому назад, когда отмечали 50-летие Э.В.Сандуковского, статью о юбиляре - о своем заместителе - написал для нашей газеты начальник Мосметростроя П.А.Васюков. К тому времени Эзар Владимирович уже 5 лет как перешел из СМУ-5 в Управление Метростроя и успел не только защитить (в 1974 году) кандидатскую диссертацию, но и в полной мере проявил себя как один из руководителей многотысячной строительной организации.
     Тогда, в 1977 году, метростроевцы работали сразу на многих направлениях - на Рижском, на Калининском, на Серпуховском радиусах. Самым напряженным, самым близким по сроку пуска был Рижский, где предстояло прокладывать тоннели под Яузой, где на строительстве "Бабушкинской" возводилась первая "стена в грунте". На Калининском радиусе рождались "Марксистская" и другие станции. Исподволь готовился большой рывок по Серпуховскому радиусу. А еще в то же время совершалось нечто небывалое - на действующую Замоскворецкую линию "сажалась" новая станция - "Горьковская".
     Так что объектов хватало. А сложности порой возникали из-за поставки материалов. Так, на всю программу года требовалось 25 тысяч тонн тюбингов, а лимит был выделен только на 13. Как тут быть? И выход в первую очередь предстояло искать Сандуковскому.
     ... за 19 лет своей работы в СМУ-5 Сандуковский имел непосредственное отношение к строительству 13 станций метро (из 103-х) - более чем к каждой десятой. По справедливости к этому перечню надо было бы добавить две станции первой очереди - "Дзержинскую" и "Кировскую", Их средние залы были достроены (вместе со вторыми выходами) силами СМУ-5, когда там главным инженером был Сандуковский. Первостроители в 30-е годы не смогли справиться с этой задачей из-за сложных геологических условий, требовавших мощной заморозки грунта. Послевоенная техника позволяла обеспечить такое закрепление недр в самом центре города. Но, как выяснилось, там были и другие мешающие факторы.
     ...
     Для нас Сандуковский - настоящий патриарх современного метростроения. Мы в большинстве своем прошли его школу, вернее сказать - прошли через его руки и сердце. Как отзывчивый человек он не умеет отстраняться от чужих, казалось бы, проблем и при малейшей возможности всегда старается помочь. И помощь эта может относиться как к производственным, так и к обычным житейским делам. Очень важно, что он всегда ровен в общении, мне не приходилось слышать, чтобы он на кого-нибудь повышал голос. Хотя он, конечно, умеет и строго спросить при случае. Еще один ценный момент - за тридцать лет работы в Управлении Эзар Владимирович накопил огромный и бесценный опыт общения с руководителями смежных организаций, с представителями властных структур. Его крепкие деловые связи на разных уровнях не раз выручали нас в напряженные предпусковые дни.
     Подобных отзывов, оценок, воспоминаний можно было бы собрать намного больше. Многое будет сказано и в день юбилея. Ведь за плечами знатного метростроителя, орденоносца, лауреата Госпремии СССР, действительно, очень содержательная жизнь, наполненная поисками и свершениями. Жизнь, в которой он взаимодействовал на разных уровнях с тысячами людей.
     И все-таки хотелось, чтобы он сам попробовал выделить хотя бы один наиболее значительный этап на своем многолетнем строительном поприще.
     Спрашиваю его:
     - Какая из станций, к которым вы имели то или иное отношение, представляется вам наиболее важной или трудной.
     И ответ был совершенно для меня неожиданным.
     - "Бульвар Дмитрия Донского", - твердо заявил Эзар Владимирович,
     Признаться, я не сразу понял его. Как пример совмещенной станции, построенной за один прием, привел "Китай-город", являющийся к тому же станцией глубокого заложения, Эзар Владимирович и сам вспомнил "Третьяковскую", но все-таки стоял на своем,
     Лишь потом я понял мудрость его ответа: самая трудная и важная станция та, которая еще не построена. И пусть за "Бульвар Дмитрия Донского" спрос с него будет меньше, чем скажем, за "Пражскую". Все равно, он считает себя лично ответственным за предстоящий пуск. И все продолжает принимать близко к сердцу. А за плечами уже не меньше семидесяти станций...
  
     Вот так о моем друге говорят люди.    
        УЧЕНЫЙ
    
     Гейман Симонович Шпиро, с которым я дружил более 60 лет. На стр. 417 в 3-м томе энциклопедии приводится его биография. Эта материал тоже был написан мною.
        ШПИРО Гейман Симонович (р.1913,Белосток Гродненской губ.) специалист в области строительной механики. Д-р тех.наук (1969), проф.(1973). В 1934 окончил МИИТ, в 1937-43 работал в ин-те "Метропроект". С 1943 в НИИ трансп.стр-ва. С 1960 на преподавательской работе, одновременно до 1989 г. Вел н.-и.работу во Всес.Заоч.Политехн.ин-те. Разработал нек-рые теоретич.положения строит. механики, теорию для расчета подземных сооружений. Руководил созданием приоритетных разработок в обл. мостостроения, стр-ва подземных сооружений и фундаментостроения (расчет сооружений с выс.свайными ростверками и винтовыми сваями). Автор более 120 науч.-печ. работ и в т.ч. 24 монографий.
  
     Тут я хочу добавить, что в 1989 г. Он переехал в Германию, где успел написать несколько статей, прислал мне рукописи с просьбой их опубликовать, в частности "Кто автор "Тихого Дона"?".
     Пока что я опубликовал свою статью о нем "Трудный путь в большую науку". Она появилась незадолго до его смерти 1999 г. и приводится ниже.
    
     ТРУДНЫЙ ПУТЬ В БОЛЬШУЮ НАУКУ
          Геймон Симонович Шпиро, родился в 1913г. в городе Белосток (Польша), автор более 120 публикаций, в числе которых 24 монографии. Из числа родственников в Вильненском гетто погибло более 150 человек.
     Инженеры и научные работники, вероятно, помнят, как они штудировали и сдавали экзамены по курсу сопротивления материалов, по учебникам, авторами которых были А.В.Дарков и Г.С.Шпиро.
     В двух объемистых томах "История докторской диссертации" профессор Гейман Симонович Шпиро (на примере подлинных документов) приводит картину типичного для того времени (1950-1970 гг.), да и не только того, тернистого пути к ученой степе
ни доктора технических наук.
     Вхождение в основополагающую науку строительного дела - строительную механику- Г.С.Шпиро начал в 1930 году после окончания строительной школы. В ходе дальнейшей учебы на факультете тоннелей и метрополитенов Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), он разрабатывает ряд положений строительной механики (методику расчета обделки тоннелей, как балки на упругом основании, ряд других вопросов в этой области). Уже в дипломном проектк им предложен оригинальный способ, позволяющий, при расчете криволинейных элементов путем замены их ломаными, и получать результаты, соответствующие фактическому очертанию.
     Так в области строительного производства и горностроительного дела, а равно строительной механики - появился талантливый инженер Г.С.Шпиро. Одновременно с учебой в институте Г.С.Шпиро с 1932 года работал на строительстве Московского метрополитена. Им разработаны наиболее сложные теоретические вопросы, связанные с проектированием конструкций подземных сооружений метрополитена. В 1942 году Г. С. Шпиро подготовил диссертацию, в основу которой были положены теоретические разработки, выполненные в Метропроекте. Диссертация в 1943 году была успешно защищена в МИИТе и Г.С.Шпиро была присуждена ученая степень кандидата технических наук. С 1943 по 1960 гг. Г.С.Шпиро работал в институте транспортного строительства (ЦНИИС) в отделении оснований и фундаментов. За 17 лет работы в ЦНИИСе им самостоятельно и под его руководством выполнен комплекс прикладных и теоретических разработок, внесших весомый вклад в теорию и практику общестроительного дела и наиболее сложной ветви строительной индустрии: мостостроение и подземное строительство.
     В этот период разрабатывается новое направление в фундаментостроении, связанное с высокими свайными ростверками и винтовыми сваями. В ЦНИИСе под руководством Г.С.Шпиро разработана серия технических решений и расчетно-теоретических обоснований, посвященных.применению винтовых свай. Одновременно с экспериментальными и теоретическими исследованиями, посвященными вопросам расчета, проектирования и строительства различных типов оснований и фундаментов, Г.С.Шпиро развивает другие направления строительной механики. В 1949 году он завершает большой труд , озаглавленный: "Теория сложного упругого основания и ее приложение к решению технических задач". Эта работа по своему содержанию и научному уровню полностью отвечала требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени доктора технических наук. Крупнейшими учеными страны в области строительной механики, оснований и фундаментов указанная работа. Г.С. Шпиро послужила основанием сделать следующее представление 3.09.1962г.: "Мы считаем, что плодотворная инженерная, изобретательская, научная и педагогическая деятельность Шпиро Г. С. дает все основания для присуждения ему ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации".
     Возникает вопрос: что побудило авторитетный ареопаг, ученых для приведенного выше представления, тогда как Г.С.Шпиро в 1950 году сдал в Ученый совет МИИТа диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук на тему: "Теория сложного упругого основания и ее приложение к решению технических задач"? Диссертация 24.1.1951 г. была успешно защищена после обстоятельного обсуждения, в котором приняли участие крупнейшие ученые в области строительной механики. Г.С.Шпиро была тогда присуждена ученая степень доктора технических наук.
     Однако случилось "роковое" совпадение. Проф. А.В.Дарков и к.т.н. Г.С.Шпиро направили в "Госстройиздат" 22.03.1951 г. заявку на издание книги. Несколько позже заявку на издание книги по такому же вопросу было сделано проф. Н.И.Безуховым и доцентом И.К.Снитко. Издательство предложило авторам обеих заявок написать совместно одну книгу, от чего Г.С.Шпиро категорически отказался. После этого профессора Н.И.Безухов и Н.К.Снитко (брат И.К.Снитко) организовали обструкцию докторской диссертации Г.С.Шпиро, которая находилась на утверждении в ВАКе, направив соответствующие отзывы. Основным лейтмотивом этих отзывов было утверждение, что в своей диссертации Г.С.Шпиро принизил роль советских ученых, отдав приоритет буржуазной науке. Это было сделано еще при жизни Сталина, в разгар ожесточенной борьбы с космополитизмом и сионизмом.
     Для ВАКа тех лет и чиновников от науки клеветнические инсинуации были находкой и достаточным основанием для отказа в присуждении Г.С.Шпиро ученой степени доктора технических наук.
     Между тем в диссертации приведено беспрецендентное число ссылок на работы предшественников. При этом была дана объективная оценка приоритету отечественной науки и дан критический анализ работ. Именно это, "с точностью до наоборот", стало в руках похоронной команды ВАК поводом, чтобы угробить диссертацию Г.С.Шпиро.
     Но соискатель не сдался без боя, хотя для этого потребовалось "всего лишь" 23 года.
     В 1969 году Г.С.Шпиро в НИИ оснований и подземных сооружений защищает доклад по совокупности опубликованных работ. Защита прошла успешно и ученый совет принял решение о присуждении Г.С. Шпиро докторской степени. Но и в этом случае чиновники ВАК, спустя 20 лет, остались верны себе. Соискателю пришлось потратить около трех лет, чтобы преодолеть их сопротивление: время уже было не то. В 1973 голу Г.С.Шпиро было присуждено ученое звание профессора.
     Два толстых тома документов, связанных с защитой докторской диссертации Г.С.Шпиро, это исторический материал, характеризующий дух и нравы науки в советское время пятидесятых-семидесятых годов, который, к сожалению, не выветрился и спустя десятилетия. Конечно эта история не является оригинальной: у талантливых людей в большом числе случаев путь в науку достаточно тернист. Не все способны преодолеть зависть, подлость и ненависть к таланту. Так обстоит дело не только в науке, но в науке наиболее резко проявляется. Здесь уместно привести известный афоризм: "Под ударами судьбы слабые погибают, сильные становятся сильней". Нет нужды рассказывать сколько труда, времени и нервов было им потрачено Г.С. Шпиро на борьбу с чиновничьей иерархией и подлостью псевдоученых. Но, несмотря на это, Г.С.Шпиро все время вел активную научную и педагогическую работу. Совместно с профессором А.В.Дарковым им был написан вузовский учебник "Сопротивление материалов", выдержавший пять изданий тиражом в 500 тысяч экземпляров, и другие учебники.
     Несмотря на значительный возраст (84 года) Г.С.Шпиро продолжает активную творческую деятельность, публикует научные и публицистические работы. Пожелаем этому мужественному ученому доброго здоровья и творческого долголетия.
     Недавно я встретился с Гейманом Симоновичем и задал ему несколько вопросов.
     Х.А. Ведете ли вы сейчас научную работу?
     Г.Ш. -Да. Ежедневно я и публицистикой также занимаюсь. Сделать хочется еще много, а времени мне оставлено очень мало.
     Х.А. - Чем конкретно вы занимаетесь?
     Г.Ш. - Всю жизнь я ищу парадоксы. Считаю, что каждый парадокс указывает на то место, где следует искать клад.
     Х.А. - Какие же парадоксы вы обнаружили?
     Г.Ш. Начну с публицистики. В 1935 году, когда в стране началось, т. н., стахановское движение, я заметил ряд парадоксов в освещении его средствами массовой информации и убедился, что оно является грандиозной аферой, организованной властями для снижения расценок и заработной платы всем трудящимся, чей труд оплачивался сдельно. Я тогда записал обнаруженное мной. Сейчас, к 60-тилетию стахановского движения эти записи вероятно удастся опубликовать.
     В 1944 году у нас было опубликовано обстоятельное заключение комиссии Бурденко о том, что польских офицеров, похороненных в Катынском лесу, убили немцы. Этот документ был нашпигован парадоксами, анализ которых позволил мне дать около десятка независимых одно от другого доказательств того, что убили поляков не фашисты, а сотрудники НКВД. Не замечать это могли только тупые, либо очень ограниченные люди.
     В течении многих лет я читал сотни статей и книг, посвященных творчеству нашего "гениального" писателя, лауреата Нобелевской и многих других премий М.А. Шолохова. Между тем его биография содержит десятки парадоксов, анализ которых показвает, что Шолохов не написал ни одного художественного произведения и что он был не смелым, благородным человеком, "воспитанным коммунистической партией", как пишут о нем его сторонники, а трусом и лжецом. Мной было опубликовано ряд статей по этому вопросу. Быть может хватит о моей публицистике?
     Х.А. - Хорошо. Поговорим о науке.
     Г.Ш. - В строительной механике одной из самых важных является теория устойчивости форм равновесия систем. Она широко используется в инженерных расчетах. Член-корреспондент Академии наук СССР проф. А. Ф. Смирнов 25 лет назад правильно написал о ней: "Едва ли можно указать на какую либо область инженерных наук, столь богатую заблуждениями, как теория устойчивости конструкций". Целые направления в этой теории не верны, приводят'к многочисленным ошибкам, трагическим ситуациям и бросающимся в глаза парадоксам. Мне удалось в последние 10 лет создать, как мне кажется, строгую и, одновременно, несложную теорию устойчивости форм равновесия. Несмотря на все мои старания я не обнаружил ни одного парадоксального результата, к которому она бы приводила. Но признания моих идей можно ожидать лишь после смерти сторонников старых идей. А мне уже ждать некогда.
     X.А, - Что же вы думаете предпринять?
     Г.Ш. - Я решил статей по этому вопросу в России больше не публиковать. Их или по-прежнему "не заметят", или, если поймут, что дальше так поступать невозможно, то станут быстро и много печатать из моей работы, не делая на нее ссылок. Поэтому я собираюсь направить ряд статей в зарубежные научные журналы (чего я ранее не делал) и выступить с докладом на солидном международном конгрессе.
    
     ПОДВОДЯ ИТОГ
          Инфаркт поставил точку, мой двигатель сработал ресурс активной трудовой деятельности - 65 лет трудового стажа записано в трудовой книжке. Шахтерская пенсия была с 50 лет.
     Смог быть научным консультантом. В это время, до отъезда в Соединенные Штаты в январе 1998 г. выполнил некоторое число научных консультаций, написал книгу и статьи в научные журналы. Еще серию статей, опубликованных в газете "Метростроевец" - "Записки инженера". Завершающая статья "Уроки прошлых десятилетий" опубликована за две недели до отъезда.
    
    
     ПОЧЕМУ Я ТАК НАЗВАЛ СВОИ ЗАПИСКИ
          Почему я обозначил мои записки "Из записок еврея-шахтера ..."? На это дает ответ приведенная ниже статья.
          ОТ ИМЕНИ ЕВРЕЕВ-ШАХТЕРОВ И ДВОРНИКОВ
        "Я люблю простого и честного еврея, особенно, если он работает в шахте". Так озаглавлена публикация в газете "7 дней" 18.06.99 интервью главаря российской черной сотни Александра Штильмарка. Он говорит: "Лично мне по душе такие евреи, которые просты, честны и работают в шахте. Но они там не работают". Старая песня. В свое время секретарь Ворошиловградского обкома объявил: "Мы будем принимать в институты столько евреев, сколько их работает в шахтах". Теперь генерал А. Макашов требует ввести процентную норму для евреев.
     Моя шахтерская специальность проходчик. Работать я начал в 1933 г. Шахтерскую пенсию назначают с 50-летнего возраста, при стаже работы в подземных условиях - в шахте 10 лет. Мне эту пенсию назначили в 1968 г. С 1954 г. по 1991 г. работал в угольной промышленности, занимаясь разработкой и внедрением технологий и средств механизации горнопроходческих работ в шахтном и подземном строительстве.
     С черносотенцем Штильмарком (странная фамилия для истинно русского человека), корреспондируется высказывание кинорежиссера Андрона Михалкова-Кончаловского в статьях: "Литературная газета" (4, 99) и "Еврейский мир" (17.06.99). Последняя названа Черная сотня вербует дикарей с букварем. Автор пишет: "Еврей-дворник - это ходило как самый корокий анекдот. Не было таких евреев-дворников. Они думали о детях, заботились об их образовании". Это высказывание, в числе прочих, приводится в указанных публикациях. Между тем, шахтеры и дворники были и среди евреев. Кстати, об образовании своих детей заботятся не только евреи. Разве родители Никиты и Андрона Михалковых не думали о том, чтобы дать образование своим детям? Очень даже позаботились, имея особые возможности, не в пример тем евреям, от которых требуется шахтерский стаж.
     И здесь, в Америке, есть евреи, которые работают уборщиками, грузчиками, мойщиками и т.д., на тяжелых и непрестижных работах. В частности, брат моей матери, приехав из России в 1913 г., вначале подметал улицы, и только затем стал врачом. Причина отъезда из России была понятна. Он отслужил два года в русской армии и дослужился до унтер-офицера, но дальше ему пути были закрыты. Как еврей он не мог получить офицерские погоны, не мог поступить в Екатеринославский горный институт.
     В "Литературной газете" от 1.03.99 13 напечатано открытое письмо Маркса Тартаковского - "От Бердичева до киббуца" А. Михалкову-Кончаловскому, в связи с его публикацией. Я позволю себе привести ряд выдержек из этого письма.
        Уважаемый Андрон Сергеевич! Однажды, желая похвалить моего отца, мастер участка Тарас Мищенко сказал: Вы хоть еврей, Самуил Аврумович, а какой хороший человек! " Папа рассказывал, что не знал, как ему реагировать. Обидеться? Поблагодарить? Выругаться? Потом сообразил, что надо было рассмеяться. Но было как-то не до смеха. Вот и мне было не до смеха по прочтению Ваших сентенций в "Литературной газете" (41, 1999 г.). Цитирую: "Еврей-дворник ходило как самый смешной анекдот. Не было таких евреев-дворников. "Мой отец в конце 40-х годов был дворником дома 27 по улице Глубочица в Киеве...
        Здесь хочу добавить кое-что от себя. Мой друг Гарри Любарский рассказал, что в доме, где он жил в Киеве, дворником был еврей.
     Еще цитата:
   "Великий еврейский прагматизм и умение считать деньги, и знание, как приумножать их" - отмечаете Вы даже с умилением. Сошлюсь опять же на свой опыт. Сам себя привык считать типичным евреем, и дети мои еще при советском режиме записались евреями, хотя выбор был... Так вот, не прагматизмом ли объясняется то, что я никогда не подавал документы в ССП (Союз советских писателей), считая позором такие союзы? Не умение ли считать деньги заставило меня и жену (нас тошнило от циничной антиизраильской пропаганды) с 1967 г. отказаться участвовать в каких бы то ни было советских выборах? (Вы, кстати, ставили в то время верноподданническую "Сибириаду")... Меня отлучили от литературных заработков: издательство вернуло уже одобренный сборник из опубликованных повестей "Мокрые паруса" и "Пешая одиссея", Мосфильм расторгнул договор по фильму "Карьера"... Еще вы подметили -. заботу, чтобы еврей женился на еврейке. Да, у ортодоксальных евреев только так. Но у фундаменталистов иначе? Тогда как у меня жена - русская, первый зять - русский, второй - башкир, невестка -еврейка. Младшие дети, думаю, тоже выберут пару по любви".
        В заключение письма М. Тартаковский пишет:
        "Как и всякий народ, евреи отнюдь не святы. Больно бывает слышать критику в свой адрес, но порой она бывает справедлива. И важно еще - из чьих она уст. Я думаю, Андрон Сергеевич, Виктор Астафьев (не один он) более типичный русский, чем Ваш папа и Вы сами. Немаловажно и то, что он - фронтовик. Его нашумевшая некогда отповедь (1986 год) московскому литератору Натану Эйдельману не вызвала во мне антипатию. Можно понять горечь и сарказм русского писателя, крестьянского сына."
        Статья, опубликованная в газете "Еврейский мир"- откорректированный вариант, где ряд положений, указанных в письме М. Тартаковского, отсутствует. Живущему в Америке Михалкову, очевидно, это из определенных соображений понадобилось. Потому и озаглавил статью - "Черная сотня вербует дикарей с букварем" - дескать, я не с ними!
     О евреях-дворниках сказано выше. Теперь хочу поговорить о том, что мне еще ближе о евреях-горняках. В царской России евреи не занимались горным делом - по той же причине, что и сельским хозяйством. Драконовские законы русских правителей запрещали им заниматься этим делом, как и многим другим. Черта оседлости, процентная норма на образование и т.д. Горных инженеров-евреев в царской России не было, и шахтеров тоже не могло быть. В практической деятельности в этой области, которой отдал более 60-ти лет, таковых не встречал.
     В советское время евреев-горных-инженеров и ученых горняков, внесших весомый вклад в развитие и технический прогресс этой области народного хозяйства (угольная, горнорудная промышленности, цветная металлургия, горная химия, подземное строительство) достаточно много. В этом нетрудно убедиться, полистав три тома Российской Еврейской Энциклопедии. Можно с уверенностью утверждать, что нет или не было такой шахты, рудника и подземного сооружения , где бы ни работали евреи, а равно в горной науке и горном образовании.
     Представляется уместным в подтверждение привести некоторые фамилии моих друзей, с которыми более полувека довелось трудиться на шахтах и в науке, которые начинали свой путь с шахтерской каски и отбойного молотка. Юлий Заславский - горный инженер, проф., д.т.н. После войны начал восстанавливать и строить угольные шахты Донбасса и рудников Криворожского бассейна. Прошел все ступени горных должностей от горного мастера до главного инженера шахтопроходческих трестов. Помимо фронтовых и трудовых орденов награжден орденом Шахтерской Славы. Ефим Маргулис - известный донецкий шахтостроитель, удостоен этих же наград. Горные инженеры Вадим Ясный и Виктор Левенштейн выбрали шахтерскую карьеру не по доброй воле. В 1938 и 1949 г.г. они отбывали срок в Воркуте и Караганде. Уже после лагеря кандидаты наук трудились в институте угольной промышленности. В. К. Ясный о своей одиссее написал интересную книгу - "Год рождения 1917".
     Коллеги по строительству тоннелей и станций Московского метрополитена и подземных сооружений для нужд обороны страны, горные инженеры, инженеры-строители тоннелей и метрополитенов, а также горные рабочие различных подземных специальностей - проходчики, крепильщики, изолировщики, слесаря, электрики и т.д., все это было с самого начала строительства 1932-1933 г.г.
     Начальник шахты, донецкий горняк, горный инженер, затем главный инженер Метростроя Абрам Танкелевич. Илья Якобсон прошел путь от сменного инженера до заместителя главного инженера Метростроя. Борис Вайнштейн, главный инженер строительства многих тоннелей, подземных станций и объектов специального назначения для обороны страны. Горнорабочий Вениамин Катаманин, знаменитый бригадир, проходческой бригады, в этом качестве проработал около 50 лет.
     Черносотенцы типа Штильмарка стремятся повернуть колесо истории к коммунистическому прошлому, используя так называемый еврейский вопрос, да еще с фашистской закваской. Между тем, Россия может состояться только при условии полного искоренения исторически сложившейся национальной розни. Сегодня еще по инерции разыгрывается еврейская карта, но уже в большей мере возникает проблема лиц кавказской национальности и исламских корней. Евреи могут уехать на историческую родину и в другие страны, где живут евреи. А как быть с конгломератом кавказских народов? Иммигранты, приехавшие из России в Америку, получают наглядный урок, как должны жить люди в многоэтническом государстве.
     Побудительным обстоятельством для этой статьи не является интервью черносотенца Штильмарка. Это даже не Пуришкевич, так, мелкая шавка. Иное дело публикации А. Михалкова-Кончаловского, который вместе с братом Никитой давно уже претендуют на роль властителей дум в современной России.
   ________________________________________________________________________
   Известный сетевой публицист Валерий Сердюченко откликнулся на выход этих воспоминаний в статье, помещенной в сетевом портале "Русский Переплет" в своем персональном обозрении, выходящем под названием "Сердитые Стрелы Сердюченко Разят без устали"

17.09.2003
20:01














   СОВЕТСКИЙ ПЕРЕПЛЕТ
   Не успел автор сего опубликовать в "Русском Переплете" статью с одноименным названием, как сам попал в переплет, к тому же юридический. Можешь меня поздравить, читатель. Твой покорный слуга оказался фигурантом канадской Фемиды. Тамошние израилевы сыны подали в суд на газету Russian INFO за публикации "антисемита Сердюченко". В том числе за такие строки, прозвучавшие также и на сайте "РП" с неделю тому назад:
   "Во все смутные времена, из которых, собственно, и состоит русская история, на ее поверхности появлялся Еврей. Именно евреи возглавили в начале 20 века революцию, а в его конце Перестройку. Неугомонный еврейский гений написал за русских историю их литературы и искусств, изобрел рабфак, построил московский Метрополитен, отметился в первых рядах шестидесятников, а затем диссидентов. "Двести лет вместе" назвал свой бестселлер Александр Солженицын. "Двести лет вместо" поправил его названием своей полемической статьи Дмитрий Быков. Ба, даже наиболее талантливые советско-патриотические фильмы, песни, литературные произведения и самый социалистический реализм как "стиль эпохи", были написаны и созданы евреями. Они создавали новый Рим и сами же больше всего страдали от своего рвения. Их бурный жизнетворческий темперамент встречался русским "множеством" с гримасой антипатии. "Оставь нас, жид. Нам хорошо в нашем болоте. Мы здесь живем."
  И в то же время еврей и русский не могут друг без друга существовать! "Единство и борьба противоположностей" - вот как это называлось в отмененных учебниках марксизма-ленинизма, написанных евреями во имя еврея Маркса. Самым беспощадным руководителем русских революционных армий был Лев Троцкий. "Железным наркомом" сталинской промышлености - Лазарь Моисеевич Каганович. Пламенным вдохновителем победы советских войск над фашистской Германии - Илья Григорьевич Эренбург."
   Что в этих строчках содержится обидного для евреев, не приложу ума. Искренний комплимент был почему-то воспринят, как поношение. Вызывают сожаление иные сегодняшние Хаимы, не помнящие собственного родства и обливающие помоями героическое прошлое своих предков вместо того, чтобы гордиться им и ими.
   ...Не успел ваш покорный слуга придти в себя от обвинений в антисемитизме, как наткнулся на "Записки еврея-шахтера о жизни", опубликованные на электронном сайте "Заметок о еврейской истории". Скажу сразу, преисполнился к их автору самых теплых чувств. Перед нами бесхитростная исповедь инженера-трудяги, возложившего на алтарь советской власти лучшие годы и силы своей жизни - и попранного этой же властью за пятую паспортную графу. Это горестный парадокс, от которого трещит голова. Получается, что уникальная социалистическая цивилизация создавалась на шестой части земной суши не благодаря, но вопреки чаяниям ее коренного народа. Когда читаешь "Записки" Ханана Абрамсона, то поражаешься, с какой самоотверженностью служило поколение его сверстников-одноплеменников советскому производству, советской науке, советскому образованию. Да и сам автор "Записок" является в этом смысле эталоном и образцом. Вот лишь некоторые из его биографических реалий:
   "Ханан Исаакович Абрамсон родился 17 октября 1915 г. в Екатеринославе. С 1933 г. работал проходчиком на строительстве Московского метрополитена. Окончил факультет "Мосты и тоннели" Московского института инженеров путей сообщения. Участвовал в строительстве всех линий Московского метрополитена и важнейших подземных сооружений государственного значения. Автор 500 научных работ и публикаций, в том числе 5 монографий.
   Инженер-капитан. Награждён медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", юбилейными медалями, Почётным знаком Моссовета и др. В 1976 г. за выдающиеся научные достижения Х. И. Абрамсону присуждена Государственная Премия СССР."
   И далее:
   "...На удостоверении о награждении Х. Абрамсона Почётным Знаком Моссовета имеется подпись его тогдашнего председателя Н. Булганина (впоследствии - Председателя Совета Министров СССР). На удостоверении о награждении значком "Ударник Сталинского призыва" имеется подпись "железного наркома" Л. Кагановича. Благодарность за выдающийся вклад в строительство метро подписана М. Калининым и В. Молотовым (Председателем Президиума Верховного Совета СССР и Председателем Совета Народных Комиссаров СССР соответственно). Диплом о присуждении Х. Абрамсону Государственной премии
  СССР подписан Президентом Академии Наук СССР М. Келдышем."
  Ты бы гордился подобным послужным списком и подобными подписями, читатель?
   И таких достойнейших, трудовых и честных еврейских биографий в воспоминаниях Абрамсона десятки. Обратим внимание на название его мемуаров. Оно является полемическим опровержением таких, например, инсинуаций:
   "Я люблю простого и честного еврея, особенно, если он работает в шахте". Так озаглавлена публикация в газете "7 дней" 18. 06. 99 интервью главаря российской черной сотни Александра Штильмарка. Он говорит: "Лично мне по душе такие евреи, которые просты, честны и работают в шахте. Но они там не работают". Старая песня. В свое время секретарь Ворошиловградского обкома объявил: "Мы будем принимать в институты столько евреев, сколько их работает в шахтах".
   В ответ автор "Записок" ссылается на собственный 50-летний (!) опыт подземного строительства и на основании "свидетельств очевидца" утверждает, что в СССР "...не было такой шахты, рудника и подземного сооружения, где бы ни работали евреи." Они работали там не рядовыми забойщиками, а десятниками, прорабами и инженерами? Ну, ставить это в строку может только совсем уж черная антисемитская душа. Оставим антисемитам антисемитово и еще раз воздадим хвалу и славу советскому еврейству далеких 30-х годов, с такой ностальгической силой воспетому Хананом Абрамсоном на страницах своего мемуара.
   Словосочетание "советское еврейство" сегодня не в чести. На сайте тех же электронных "Заметок", где опубликованы воспоминания Абрамсона, кучка маргиналов с утра до вечера и с вечера до утра упражняется в компрометации советского еврейского прошлого. Проклиная Россию и русских, они вместе с водой выплескивают и ребенка, Ибо, повторяем, наиболее грамотно артикулировали культурно-политическую мифологему Советской России, а потом СССР именно евреи. Этого факта ни на каком коне не объедешь, да и зачем? Зачем отказывать своему народу в общечеловеческой предназначенности, загонять его духовное "я" в узкое и узколобое пространство мононациональной культуры? Когда читаешь этих бердичевских ультрапатриотов, приходит в голову: "Избавь меня, Боже, от таких друзей, а от врагов я и сам избавлюсь". Есть национальные Боги, а есть националистические идолища. Служение первым естественно и оправдано, беснования вокруг вторых отдают шизофренией.
  В конце автобиографической справки Ханана Абрамсона значится, что в 1998 году он переехал в США. Личные причины переезда неизвестны автору этих строк. Но они символизируют нечто большее: очередной Исход из очередного неблагодарного Египта, отказавшегося существовать в режиме требовательного культурного бытия
   - Ханан Исаакович! Протягиваю вам руку из своего нынешнего скорбного прикарпатского далека и нашего общего советского прошлого. Оно было жестоким и прекрасным. Люблю его и ненавижу. А вы?
   17.09.2003.

<
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"