Аннотация: Первые впечатления на первом конкурсе в ДК.
Это первый мой конкурс на Самиздате. Вернее один из двух первых . Но точно первый в Детектив-Клубе. Разведочный, так сказать. Надо мной не довлеет угроза финала, а уж тем более пьедестала, не дай бог, поэтому мой взор не замутнен(шутка). Что хочу сказать - мне понравилось. Хотя тайны могло быть в произведениях и побольше, но это уже наглые придирки. Не хочу оценивать рассказы в плане грамматики, писали люди достаточно грамотные, могут сами найти у себя блох. Также не буду на соответствие теме. Не хочу. А вот впечатления как читателя, пожалуй, изложу. Ах да, еще одно - детективы не являются для меня всепоглощающей страстью, но я люблю загадки и тайны в литературе.
Снежная Королева. Осколок зеркала.
Это произведение, можно сказать, самая Снежная Королева(не автор, а настоящая) велела обозреть первым. Наставила свой ледяной перст да зыркнула так недобро. Мол, тезку обидишь - не согреться тебе. А я что? Я человек неконфликтный и добрый. Ладно, говорю.
Старик, Мари и Рейн сразу настраивают на этакий солидный, немецко-бюргерский лад. А потом появляется снегоход. И советник со Снежной Королевой. И прилетает пуля(или осколок стекла?) сквозь вьюгу и оконное стекло. Надо сказать, очень точно прилетает. Прямо в глаз. Инспектор Олав, мадам Ларсен и разнообразные фру дают понять - нет, не немецкий лад. Скандинавский, но тоже солидный. Снайперская винтовка, мнимое самоубийство, стрелок-профессионал закручиваются в клубок, вызывая легкий зуд по всему мозгу. А потом на "достаточно времени после той злополучной Рождественской ночи" все застывает. Зачем? А вот развязка проста и элегантна, как женская туфелька.
Но есть вопросы, есть. Зачем господину Ларсену такой неумный огород огородить с мнимым самоубийством Рейна? Не проще было бы, чтобы сгинул автомеханик, а нашли бы только снайперку с его отпечатками? И был бы Рейн главным подозреваемым до конца времен. Хотя Снежная Королева пытается дать ответ на это вопрос - мол, был Советник коварен, но не умен. Но нехорошо это, по-моему. Не верю я в такое. Жену смог замочить и спрятать, старика с парнем пришил, до самоубийства коварно додумался, а до мнимого побега Рейна - нет. Ох, не знаю. И это для меня единственный минус рассказа. Единственный, но существенный.
Липтон Сладкий Чай. Зима. Судьба. Аэропорт.
Автор взялся за серьезную тему - серийного маньяка. Хотя формат не располагает - мало действующих лиц. А каноны не позволяют брать убийцу со стороны. И что в итоге? В итоге - очень даже хорошо. Убедительно. Психология прет из всех щелей. Одинокий мальчик, два дня ждущий маму в аэропорте умиляет. Совсем чуть - но что есть, то есть. Как и сказал Данильцев - не каждый брошенный мальчик становится чудовищем. К тому же, автор напрочь убивает сочувствие к Климову, вводит сюда элемент наркоты и личного обогащения. Что не очень убедительно чисто психологически, но сука-жена - все зло от баб. И женщинам просьба не кидать в меня помидорами, я говорю не о женщинах, а о БАБАХ. Мне вот интересно - когда бы Климов, наконец, взялся бы за свою благоверную. Кто убийца догадаться не сложно - в принципе, выбирать практически не из кого. Но это не умаляет. На мой непритязательный взгляд - весьма и весьма удачный рассказ. Тем более, как понял из комментов, автор - девушка...
Плюшечкин А.В. "...Чтоб к штыку приравняли перо"
Мудрый прокурор Михал Семеныч, со звучной фамилией Гроссман, против Вени Смирнова, человека, которому в жизни не очень везет. Правда, про "не везет" мы знаем со слов исключительно самого Вени, по тексту этого и не скажешь. Убийство бывшего журналиста Шмакова . В деле фигурируют пансионаты министерства обороны, подполковники, прокуроры, спецотдел ГУВД, елочные игрушки со смыслом и, поверх всего, еще и строчки Маяковского. Обстоятельно и солидно. Уважаю. Ход повествования течет плавно и гладко, убийства идут своим чередом, одно вытекает из другого. И тут на тебе - как снег на голову! Автор - зачем? Зачем многомудрый Михал Семеныч признается Вене? Он проработал в этой системе десятилетиями, все ходы и выходы знает - и подставляется как мальчишка? Это же ваши строки:
"- Допустим, Веня, ты прав. И игрушки эти действительно имеют смысл... Как ты это докажешь?
- Да в том-то и дело, Михал Семеныч, что - никак!"
Я могу понять то, что Гроссман помогает Вене распутать преступление - захотелось покрасоваться на старости лет, похвастаться, что совершил справедливую месть, наказал подлецов. Но зачем этот нелепый ход с признанием , микрофоном под мышкой и висящими за стеной спецназовцами? Многомудрый Гроссман не углядел ловушки? Да и не верится, что он бы убил бы Веню - ученик, как никак. Просто смолчал бы - и нет против него ничего. Он же не сам штыком колол да по башке трубой мочалил. Честное слово - стоило оставить Гроссмана безнаказанным. К тому же, что он не так уж и не прав. На свой взгляд.
Впрочем, думается, ляп не серьезный. На раскрытие тайны не влияет. Просто неудачная декорация в конце.
Снежинка Ивановна. Украденный "Праздник".
Снежинки - они и в Африке снежинки. Белые, милые, пушистые и холодные. Так и рассказ получился таким же - белым, милым, пушистым и холодным. Никого не убили, никого не наказали, в конце все счастливы, и все дело в шубах. Хотели картину украсть одни, украли другие, следователь оказался глазастым молодцом, и ни к кому претензий нет. А кое-кто и на празднике нахаляву погулял и две штуки баксов получил. Даже без адьюльтера, за просто так. Если бы по жизни так кончались все неприятности, все бы, наконец, смогли порадоваться снежинкам. Есть правда одно нарекание - не пойму я, как Анастасия исхитрилась подделку запихнуть в машину, и при этом ее никто не углядел? Может вместе с тортиком на дорожку? Но да ладно - рассказ все равно очень симпатичный.
Анонимка. Убийство Деда Мороза.
Куда уж на Рождество да без убийства старика в красной шубе. Сидела себе Елена Иванова, чаи гоняла, и тут случился этакий казус. А тут еще и "Почти в семь утра в отделении мало кто есть и много кого нет...". Не знаю, имеет ли автор какое-нибудь отношение к расследованию реальных убийств, но у меня сложилось впечатление, что имеет. Хотя сам я полнейший профан в полицейско-милицейской работе, так что утверждать не берусь. А расследование то какое - две глухих деревеньки, а мотив-то какой шикарный! Учитесь авторы. А то скрипите мозгами, извороты и вывихи сюжета придумываете, да что бы позаковыристей. Берите сюжеты их жизни. Замочили Дед Мороза по пьянке и вся недолга. Ясно и жизненно. И виноват во всем валенок. Самый жизнеспособный рассказ на конкурсе. На мой взгляд. В эту историю действительно веришь. Автор - молодец. Ну, или молодица.
Сакон Тачибана. Бесплотный призрак не оставит следов на белоснежном покрове.
Название вставляет сразу и бесповоротно. Тут же начинает грезится японская мистика, ибо сильно смахивает на название какой-нибудь манги или анимэ. Не люблю я этого дела, очень не люблю. Но автор нагло обманул. Под японское там косит только воткнутый в дно ручья меч, который огибают все плывшие по течению листья. Начал автор солидно - сходу вырезал деревеньку и к тому сразу ткнул носом в мотив(хотя это узнаешь уже в конце рассказа). И правильно - если уж погружать в атмосферу, то сразу и резко. И потом топить, топить... Атмосферой мира проникаешься. Потом начинается расследование и, наконец, потираешь руки в предвкушении - вот оно. Сейчас начнутся демоны-убийцы и загадочные ассасины, которыми грезят прочие гости-глупынди. Но нас опять резко обламывают. ГГ - скептик, сказкам не верит, а ищет самый рациональный выход из ситуации. Режет, понимаешь, бритвой Оккама по животрепещущему, по мистическому. Прямо даже чувствуешь себя обманутым. Всего-то шкаф и мстящая служанка. Концовка тоже не подкачала. Не оставит следов бесплотный призрак.. А мы закончим читать рассказ и будем переваривать послевкусие.
Йон Крянге. Бессмертна ли душа моя?
И еще одно философское название. Вопрос, набивший оскомину, но все ж актуальный во все времена. Чакры, мантры, энергетические оболочки, общее информационное поле и проч. И проч. Все оттуда, от души родимой. Не терпится знать человеку - бессмертен ли он там, по ту сторону, или лишь корм для червей.
Атмосферная вещь. Автор не понаслышке знаком с Бухарестом и, чувствуется, любит он этот город. Ощущение некой старомодности давлеет над всем произведением. Вечная жизнь и философские камни. Таинственно. Любовь, судьба и оживший котенок. Мило. И жаль, что, по сути, ничем и не кончилось. Вразумительного финала, как такового, нет. И сидишь, лупаешь глазами, и спрашиваешь с недоумением - И что? Хотя тайна раскрыта, не спорю. Ну ладно - пусть Йон с Миреллой живут долго и счастливо, а с котярой еще их внуки возяться.
Лукьяновская Кошка. Брызги шампанского.
Для меня произведения, сдобренные некой исторической загадочностью, всегда отличались особой притягательностью. Тайны, укутанные покровом времен, невольно заставляют чувствовать себя Индианой Джонсом, мечтательно вздыхать и закатывать глаза. Или затаить дыхание при виде призрака Олекса Довбуша. А еще завистливо думать - мне бы этакую монетку, я бы уже не оплошал, отхватил бы за нее куш.
Женщина-кошка ведет расследование в доме полном призраков, ученых и плесени. Везде запах сырости и гнили. Антураж впечатляет. И все это на фоне незримого присутствия давно уже почившего вожака карпатских опришников. Нда, автор умеет нагнести загадочности и подсыпать таинственности. И ведь интересно же, черт побери, захватывает. Жестко чешешь затылок и довольно хмыкаешь себе в подбородок. И в итоге, наконец, открываешь страшную тайну - плесень захватит этот мир. Плесень и призраки. И грибы. Не знаю я, вызывает ли плесень глюки. Вроде как сведения такие есть. Но свести жену с ума с помощью плесени - это конечно стильно. Круто. Подло. Причем, еще и самому в этой гнили надо как-то выжить. Но в мире, где расследования ведут женщины-кошки, галлюциногенная плесень - дело обычное, я полагаю. Автору мои аплодисменты.