Адвайтов Тимофей: другие произведения.

Scrutinizer alive!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О музыке и о слове - к десятилетию со дня смерти композитора


  
   Иногда, когда вы не обращаете на него внимания, он просто следит за вами. С виду он как дешёвая летающая тарелка, около пяти футов в диаметре. Спереди - наподобие рыла - мегафонный аппарат. Два больших выкаченных глаза - словно горы Эплтоны. Над ними - хромированные брови, которые могут нахмуриваться с помощью миниатюрного моторчика. По бокам дискообразного тела несколько идиотских выхлопных патрубков со шлангами, которые, вероятнее всего, сделаны для ускорения. Они пунктуационно разграничивают его речь, выпуская страшно вонючие кольца дыма. На голове красуется аэродром с "носком" и постоянно вертящимся анемометром. Днище снабжено посадочными огнями и тремя колёсами со спицами. Несмотря на всё это, совершенно очевидно, что способ, которым он на самом деле передвигается, состоит в переваливании его с места на место связанным с ним парнем в тёмно-зелёной рубашке, который сидит под самой крышей и жуёт сэндвич. Куски этого сэндвича падают время от времени вниз и копятся возле отверстия, куда заливают масло. От сгорания масла и получается весь этот смрад. Frank Vincent Zappa []
   Появившись в поле зрения, он зависает на месте и произносит такую речь:
   Говорит центральный скрутинайзер. В мои обязанности входит приводить в исполнение все законы, которые ещё не приняты до сих пор. Также в мои обязанности входит реагировать на всех и каждого из вас в отношении потенциальных последствий разнообразных каждодневных поступков, которые вы совершаете, и которые могут, в конце концов, привести к *Смертельному Наказанию* (или оказать влияние на кредитоспособность ваших родителей). Наши преступные группировки кишат маленькими негодяями типа вас, которые совершают всякие нехорошие поступки... а многих из них довела до преступления именно эта ужасная сила - так называемая МУЗЫКА!
   МУЗЫКА, да только не эта. Её вряд ли понимала даже просвещённая часть маленьких негодяев, поскольку язык ещё был слишком нов и богат, и он не был в достаточной мере освоен ни поп- ни рок- ни джаз-, и ни тем более академической их братией.
   Я предлагаю вашему вниманию специальную презентацию, которая продемонстрирует, что может случиться с вами, если вы выберете МУЗЫКАЛЬНУЮ карьеру... БЕЛАЯ ЗОНА - только для погрузки и разгрузки... если вам надо загрузиться или разгрузиться, следуйте в БЕЛУЮ ЗОНУ... вам понравится... это уклад жизни... Ха-ха-ха...
   Я спрашиваю себя: зачем было слагать этот панегирик, сдувать пыль с лежащих в запасниках музыкальной культуры творений современного нам гения? Десять лет, как его не стало, но это не повод для помина, ведь даже в год смерти немногие из нас обратили внимание на его уход. И с тех пор никто почти и не вспоминает о музыканте, который наворотил столько всего по-настоящему нового, выходящего за все привычные рамки, что лишь часть его открытий была впоследствии ассимилирована различными музыкальными направлениями. А главное - никто больше не играет его произведения. Почему? Наглядный ответ дал однажды случайный американец, который, при упоминании имени Фрэнка Винсента Заппы, сделал жест стыдливого осуждения, построгав одним указательным пальцем о другой. И не удивительно. Этот длинноносый субъект очень неприятно и метко издевался над святая святых - американской мечтой. Разве мог он оставить о себе иную память? Правда, и другие тоже позволяли себе подобные выходки, но они не ранили так больно, поскольку не попадали так метко, как он - в самое сердечко тухлого обывательского сознания.
   ...Привет, это я, я вернулся. Это центральный скрутинайзер.... БЕЛАЯ ЗОНА - только для погрузки-разгрузки... если хотите загрузиться или разгрузиться, следуйте в БЕЛУЮ ЗОНУ. Вам понравится... это уклад жизни. Да, точно, вам понравится, это уклад жизни, точно, вам понравится, это уклад жизни, вам понравится...
   Говорит центральный скрутинайзер!
   Конечно, эпатирующее действие оказывали преимущественно тексты. Непривычная музыка была лишь довеском для общего отвратительного впечатления. Но что же такого эпатирующего, скажем, в его "эротических" излияниях, почему-то отталкивающих обычно охочую до скабрезностей публику? Тотальное отторжение его произведений женской половиной вызвано, конечно, тем, что в них абсолютно нету романтизму, прикрывающего примитивную физиологию и эгоцентризм, которые смешно и нелицеприятно обнажаются под его ехидным взглядом, легко срывающим с них драпировку страстной любови. (Да нет, ну конечно, мир полон любовью. И любовью дающей, и любовью берущей. И эта вторая - и не любовь вовсе, а простое - и не обязательно сексуальное - желание поиметь, употребить, удовлетворить себя. И она всегда, как известно, успешно маскируется под первую. Но эта маска является табуированным завоеванием цивилизации, поэтому не сметь.) Мужики же мучительно силятся понять, почему их не возбуждает натуральная вроде бы порнуха, и в смятении шарахаются от "клубнички", неожиданно оборачивающейся то безобразной старухой, то просто зеркалом, отражающим их же собственные глупые, похабные рожи.
   ДЖО:
   Почему мне так больно, когда я писаю?
   Почему мне так больно, когда я писаю?
   Я не хочу никаких докторов,
   не хочу, чтобы они втыкали в меня иголки...
   Почему мне так больно писеть?
   Я подцепил это в сортире со стульчака
   Я подцепил это в сортире со стульчака
   Это прыгнуло оттуда и вцепилось в мою плоть.
   Я подцепил это в сортире со стульчака.
   Я чувствую, что мои яйца как пара маракасов
   Я чувствую, что мои яйца как пара маракасов
   О боже, я, наверное, подцепил
   ГОН-О-КА-КА-КАКУС!!!
   Мои яйца как пара маракасов...
   Ай - яй-я-а-а-й!
   почему,
   почему,
   ну почему же мне так больно... пи-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-са-а-ать?!
  
   И здесь, на литературном сайте, я весьма непатриотично хочу обратить внимание на тот факт, что любые тексты, написанные для синхронной декламации с музыкой - неважно, песня ли это, или наоборот, опера - не имеют ровно никакого значения, если эта музыка настоящая. Музыка абсолютно не нуждается в слове, ибо это стихия иного рода. И если звучит музыка, то слово должно умолкнуть. Кстати, это относится не только к поэзии, но и к другим видам искусства - и к живописи, и к лицедейству. Любые попытки коллажа ограничивают силу музыки, какими бы талантливыми они ни были. Ведь музыка имеет наиболее высокий уровень абстракции, а значит, она способна доставить наше сознание за пределы любой концептуальной орбиты. Поэтому немудрено, что неудачными всегда оказывались даже просто попытки создания программной музыки - т.е. музыки с прилагаемым описанием.
  
   Заппа прекрасно это понимал, ведь он был великим композитором. И хотя жанр его творчества можно назвать полистилистикой, и сам он в любой удобный момент не прочь был устроить шоу, но никогда музыка у него не заслонялась текстом или действием. Она всегда свободно парила над суетой сцены, безраздельно владея смыслом и сутью представления. Как-то Заппа сказал, что его тексты пишутся для тех, кто в них нуждается. И даже этих "нуждающихся" он умел сориентировать на обострение слуха, совершая головокружительные пируэты с помощью своей гитары в самые драматические моменты представления.
   Группа подростков репетирует в пустом старом гараже, расположенном в жилом квартале. ДЖО (главный персонаж в презентации Центрального Скрутинайзера) поёт перед своим критически настроенным гаражно-музыкантским братом.
   Типичная картина: паршивый маленький усилитель с лейблом "Fender Champ", подержанный "Стратокайстер" с разбитым грифом... так, вероятно начинал и сам Фрэнк. Конечно, всенародно любимая опера "Гараж Джо" - не самое значительное произведение мастера, но так уж сложилось, что в восьмидесятые оно занимало много места в акустической сфере конкретно моей жизни, а потому я иллюстрирую свои рассуждения текстами оттуда.
   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР:
   Это ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР... привет! Это снова я, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР... Джо сказал, что Люсиль свела его с ума, но! - была ли это девушка, или это была музыка? Как вы можете сами видеть: девушки, музыка, разочарование, разбитое сердце... они всегда появляются вместе... Джо пришлось несладко, но его неприятности ещё только начались... его крыша так съехала... он ничего не мог поделать... Он был в затруднительном... положении, увлекаемый вращающейся воронкой его собственных страстей в выгребную яму... парень совсем погибал... ну, и что же он делает? Для начала, он делает нечто УМНОЕ... он идёт... и платит кучу денег Л.Рону Хуверу... из Первой Церкви Приспособологии!
   (Да, издевка над Роном Хаббардом - это, согласитесь, достойный аргумент в пользу использования слов. Но всё равно это исключение.)
   ДЖО:
   Сай Борг,
   дай-ка мне, дай-ка мне
   Сай Борг,
   дай мне свою хромированную ножку,
   я умоляю,
   Сай Борг,
   ну дай мне помацать твою хромированную ножку!
   Проводочки, клеммочки, шинки...
   Они меня заводят.
   Может, я съехал?
   Мэй-би-ай'м-крэй-зи...
   Может, я сбрендил,
   мо...
   Ох уж эта запповская гитара! Заппа шутил, что гитарист собирает больше поклонниц, чем другие участники рок групп, особенно если ты "еще и скачешь, тряся яйцами в лучах голубых прожекторов". Но что там поклонницы, гитаристы всех уровней со слезами величиной с грецкий орех в застывших глазах и таким же спазмом в горле следили, затаив дыхание, за его игрой.
   К слову, подумалось вдруг насчёт поклонников балета: а ведь их сфера восприятия искусства, пожалуй, не так уж далёка от сферы интересов этих поклонниц скачущих гитаристов... просто рафинирована. В любом случае, к музыке хореография тоже имеет оч-чень косвенное отношение.
   Поглаживая металлические отростки Сая, Джо продолжает...
   Да, Сай! Это классная квартирка, ты молодчина.
   САЙ БОРГ:
   Все гарантируемые правительством обслуживающие органы вымыты и готовы к работе.
   ДЖО:
   Это возбуждает.
   Я никогда ещё не вставлял маленькой хромированной машинке,
   которая похожа на волшебную свинку
   с торчащими отовсюду супружескими приспособлениями
   (такими же, как у меня спереди)
   Иногда кажется, что он сознательно противопоставляет текст и музыку, добиваясь максимального контраста, приводящего к обескураживающему расслоению восприятия. Не подчёркивал ли он, тем самым, абсурдность присутствия Слова во владениях Музыки? Ведь часто слова вокала у него вообще не имеют смысла. Или взяты из каких-нибудь безобразных инструкций. Например, в программе франкфуртского проекта "Yellow shark", который исполнялся симфоническим оркестром под управлением Петера Рюндела, был опус с выразительной декламацией на редкость идиотского содержания американской визы. А полярность музыки и текста в Sy Borg такова, что невольно напрашивается аналогия тела и души...
   САЙ БОРГ:
   Тебе понравится!
   Это образ жизни.
   ДЖО:
   Это значит, что... может быть,
   ты потом тоже трахнешь меня ...?
   САЙ БОРГ:
   Если хочешь, можем устроить настоящую оргию...
   ДЖО:
   Только ты и я?
   САЙ БОРГ:
   Ну почему... Кроме меня в этой квартирке ещё обитает
   кукла новой модификации - Гей Боб. Он согласен на всё...
   Ты когда-нибудь пробовал оральный секс с миниатюрной резиновой гомо-репликой?
   ДЖО:
   Ах, нет... ещё нет...
   а это...
   он?
   В этой пьесе много воздуха и пространства, мастерски обозначенного безукоризненно расставленными репликами инструментов. В тлеющие угли медленного танца ударник и бас подбрасывают дрова с расчётливой экономией, позволяя ритму разгораться внутри слушателя, питаясь его прикованным к паузам вниманием. При этом отстранённый элегический тон произведения вполне может сравниться, скажем, с холодным мерцанием звёзд или с завораживающим полосканием лунной дорожки на озерной глади. Но мечтательная задумчивость вокала, раскованность аранжировки вызывают почему-то состояние сладкого томления... желания, чтобы эта музыка подольше не кончалась ...
   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР:
   Это он.
   Твои желания для него команды.
   Ты ему нравишься.
   Он готов безостановочно тебя целовать.
   Просто скажи ему, что ты хочешь.
   Вообще-то самые потрясающие шедевры написаны Заппой именно для симфонического состава. Таковы его "исправленная музыка для малобюджетного оркестра", удивительные пьесы для Пьера Булеза, инструментальные интерлюдии в "Греггари-пеккари" и "тонущей ведьме" и, конечно же, "Жёлтая акула".
   ДЖО:
   Правда?
   Привет, парнишка, думаю, я хотел бы немного возбуждающего... минета...
   Ну давай же, давай, отсоси...
   Ну давай, давай сюда свой упругий ротик.
   САЙ БОРГ:
   Наклонись.
   ДЖО:
   Гей Боб, отсоси...
   Ну давай же, давай, отсоси...
   Ну давай свой хромированный бублик.
   САЙ БОРГ:
   Тебе понравится!
   Он выглядит в точности как Телефункен U-47
   ДЖО:
   Маленькая кожаная кепка и брючки
   они так гомосексуальны...
   Уоррен только что купил такие
   Уоррен только что купил такие
   Уоррен только что купил такие
   Эй...
   Там всё как в волшебной стране гандхарвов - Стравинский, но только ещё более сочный и красочный. Веберн, такой же лаконичный, но более страстный. И Варез. и Штокгаузен, и чёрт знает ещё кто... и всё это в каком-то невероятном вихре непрерывно меняющихся размеров, ритмов и стилей. Его музыка врывается в сознание то на манер калейдоскопа с характерной для него скачкообразной сменой узоров, то игрой переливчатых сполохов по россыпям драгоценных звуков-самоцветов, то фейерверком, то...
   САЙ БОРГ:
   Боб устал.
   Теперь трахни меня, расшалившийся негодник.
   Да-а-а!
   Это приятно.
   Забавный ты чувак, ты мне нравишься.
   Я хочу целовать тебя непрерывно.
   ДЖО:
   Да... вот так, это классно.
   Может чуток садо-мазо, с унижениями?
   САЙ БОРГ:
   Всё, что пожелаете, хозяин.
   ДЖО:
   О, нет, не могу поверить -
   Ты ещё забавнее, чем Мэри...
   САЙ БОРГ:
   Ты так трахаешь...
   ДЖО:
   ..И чище, чем Люсиль...
   САЙ БОРГ:
   .. трахаешь меня...
   ДЖО:
   Как много я упустил за эти годы..
   САЙ БОРГ:
   так круто...
   ДЖО:
   Сай...
   САЙ БОРГ:
   так круто...
   ДЖО:
   Сай...
   САЙ БОРГ:
   ... трахаешь меня-а-а-а-...
   По широте охвата музыкальных направлений с Заппой не сравнится ни один композитор. И невозможно определить, в каком стиле его мастерство лучше, где хуже - всегда всё на самом высоком уровне. Границы между формами и стилями безжалостно сметены, музыка льётся щедро, мощным потоком.
   ДЖО:
   поговори со мной!
   О, нет...
   Золотой душ, видимо, закоротил его главный контур.
   Он.. Он...
   О, боже, я, кажется, затрахал его...
   Эй...
   ..до смерти...
   э-эй...
   Музыка Заппы неповторима и авангардна в лучшем значении слова. Я иногда задумывался: чем же она так неповторима, даже в те моменты, когда она нарочито мимикрична, или когда её никак нельзя назвать авангардной? И мне кажется - присутствием чувства юмора. Которое ни в коем случае не может повредить даже самому серьёзному творению любого уровня гениальности. Наоборот, его недостаток часто приводит к плесени. И, как результат, к дурному запаху.
   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР:
   Это ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР... Вы только что привели в негодность
   эксклюзивный экземпляр Атомного Пан-сексуального Рото-плюкера, модель XOJ-37.
   И должны будете за это заплатить!
   Так что, давайте, у вас нет другого выхода.
   ДЖО:
   Но я...
   я, я, я ,я...
   Я не могу заплатить...
   Я отдал все свои деньги
   одному классному религиозному парню...
   Две песни тому назад...
   ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКРУТИНАЙЗЕР:
   Пойдём-ка, выйдем, сынок...Между собой, наедине, я думаю, мы сможем решить эту проблему .
   Однажды, ни с того ни с сего, мне приснился Заппа. Он был молчалив, собран и задумчив. Я знал, что он умерший, но попросил его сыграть. Он сверкнул своими чёрными глазами, и взял в руки совершенно фантастическую гитару с необычным на вид и невообразимо длинным грифом. Он сыграл виртуозную стремительную пьесу, в которой, несмотря на темп, каждый звук был отчётлив, а тонкие пальцы мелькали, как крылья стрекозы. Этот короткий, яркий сон почему-то запомнился, будто реальная встреча. Хотя, наверное, Фрэнк и сейчас играет... Ведь такие явления, как он, его творчество - вне времени и места.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"