Эльстер А. : другие произведения.

Вниз и влево_Глава шестая

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава, в которой Эльза находит, наконец, нужную книгу.

  
   Настал год 1927-й, и в этом году произошло знаменательное для Эльзы событие. Профессор Эванс-Венц перевел на английский язык 'Бардо Тодол', Тибетскую Книгу Мертвых, - ту самую книгу, которую еще при первой встрече упоминал демон, когда объяснял, в чем заключается плата за Контракт.
  
   Ее написали тибетские аскеты, что заглядывали за порог смерти. Книга и впрямь адресована была мертвым - вернее, тем, кто умер только что. Это был своеобразный 'путеводитель' по загробному миру.
  
   Там говорилось, что Дух умершего сначала попадает в высшую область этого мира - Чокай Бардо, где может получить абсолютное Просветление. Если он с этим не справится, то он опустится в область среднюю - Чониид Бардо, где тоже открываются возможности довольно высокого рождения в будущей жизни. Там повстречает он множество божественных пар - богов и богинь, и каждая из них на свой лад будет символизировать брак двух мировых начал, - Отца и Матери, Духа и Материи, Пуруша и Пракрити. Эти начала образуют в мире все, - в том числе и людей. Поэтому человек должен, сохраняя спокойствие, приблизиться к богам, которых выберет, и они откроют ему Врата его новой жизни. Ну а если уж и тут он оплошает, то ему предстоит спускаться сквозь уровни Той Стороны все ниже и ниже - в Сидпа Бардо, в миры Гневных Божеств и демонов, - и по пути ему будут встречаться Врата все менее почтенных рождений... Увы, в следующем воплощении это будет посредственный, слабый и, прежде всего, трусливый человек. Трусливый - потому, что главный враг на путях Бардо - это страх.
  
   Заполучив книгу, Эльза прямо-таки в нее впилась. Ее перевели крайне вовремя, - ведь было так логично поискать подсказку именно в ней! Для тибетского демона эта книга описывала мироустройство, а сам демон входил в их с Эльзой закон Контракта.
  
   Читая, она встречала описания нижних уровней Бардо, не понаслышке ей знакомых. Но главное было не это! Главное - она, наконец, поняла, где искать тот предел, к которому она стремилась.
  
   '...Дух, покинув тело, первым делом может увидеть Блеск Предвечного Света Просветленной Яви, - читала Эльза, - Сознание, не заполненное отражениями внешних феноменов, зрит само себя, что и есть настоящая Реальность. Такое сознание само есть Вечный Свет - Будда Амитаба. Это встреча впрямую с последней истиной - Дхарма-Кайя. Если суметь распознать ее, то можно стать тем, что есть на самом деле. Тот, кому это удастся, познает тайну, морок Жизни и Смерти. А удастся это или нет - зависит от развития души. Если смертный охватит этот страшный Свет своим сознанием в момент смерти, крикнет ему: 'Ты - это я!', то вмиг цепи Сансары спадут, и Спящий очнется в единственной яви...'
  
   В общем, это была практически инструкция к действию. Вот она, брешь в Законе! Вот когда можно увидеть предел его действия! Он открывается в момент смерти, когда старые привязанности отброшены, а новые еще не появились. Да, получается, что смерть - в каком-то смысле дорога к чуду... Здесь, на Земле, в мире явлений, остается хвост былых мирских связей - спирит, загробный призрак, а сознание взлетает к таинственному Предвечному Свету.
  
   Нужно было найти способ увидеть этот момент смерти, когда открывается Истина. Тогда ее наука достигнет цели! Осталась лишь пара прикладных моментов.
  
   В ближайшее время ей пришлось претерпеть еще несколько весьма неприятных "усовершенствований". Но в итоге ученая добилась своего: она могла теперь покидать поместье, не теряя связи с 'Третьим глазом'.
  
   Кроме того, за пару вечеров коллеги изобрели устройство совместного зрения, что позволяло смотреть чужими глазами. Оно состояло из пары шлемов, один из которых следовало надеть Эльзе, а другой - ее 'собеседнику', и обручей с контактами на голову, руки и ноги для каждого. Все это попарно соединялось проводами, если "собеседник" был обычным человеком. Только с Отто она могла общаться бесконтактно и безмолвно, потому что оба перенесли 'усовершенствования'.
  
   А потом она попросила Вальтера проводить ее в больницу при богадельне, где он порой работал, когда там кто-нибудь будет при смерти. Вальтер посмотрел на нее, как кролик на удава. Эльза заверила его, что не собирается причинять кому-то вред, что это будет просто наблюдение над тем, что в любом случае произойдет. Она сказала, что он может присутствовать, раз дело у них общее. Надо только сделать третий шлем.
  
   Иными словами, она дала Вальтеру разумный повод согласиться, и теперь он сдался. И он был этому рад, потому что отказывать Эльзе Лейденбергер не умел. Или... пока не умел.
  
   Кстати, каждый раз, когда она в чем-то убеждала Вальтера, она мысленно говорила с Тадеушем. Вальтер с его стремлением к добропорядочности служил ей приблизительной моделью Тадеуша. И он раз за разом соглашался... Эльза, конечно, понимала, что это лишь игра ее ума, и никакого согласия со стороны Тадеуша она не значит, но все равно играла в эту игру.
  
   ***
   Недели через полторы Вальтер сказал, что пора. Они отправились в больницу на том же автомобиле, на каком ездили на кладбища, что окончательно выбило почву у него из-под ног.
  
   В больнице умирал глубокий старик. Дыхание его уже было коротким и поверхностным. Вальтер украдкой перекрестился, пока Эльза крепила на всех троих свое оборудование. Она заранее переоделась в ночную рубаху и добавила к приборам для наблюдения еще кое-какое медицинское, готовясь к длительному беспамятству. Вальтер за ширмой сделал то же самое. Она легла на кушетку слева от умирающего, он - справа. Эльза видела их обоих и всю обстановку - вернее, движения сил, которые они собой являют. Потом она надела шлем и видела в основном потолок. Процессы в потолке были медленные.
  
   А потом сознание старика покинуло тело.
  
   ...Эльза ощутила сильный рывок - и ее словно бросило вверх. Она увидела, как внизу, над кроватью, где лежал умерший, остается спирит - посмертный призрак. Для нее он имел вид механизма, как и все прочее. Два других механизма лежали по обе стороны от него - это были Вальтер и ее собственное тело. А она, глядя глазами старика, стремительно взлетала! Всякие механические узлы и сочленения тянулись за ней, обрываясь по дороге.
  
   ...Через какое-то время движение достигло высшей точки своей траектории. Эльза на миг зависла, а потом стала падать. Ее несло вниз как будто по спирали, - вниз и влево. Механические обрывки, которые она отбросила при взлете, вновь формировали комплекс привязанностей...
  
   ...Скорость падения росла. Порой она замечала каких-то не то существ, не то машины, но не могла сконцентрировать на них взгляд. По мере снижения вокруг становилось все больше хлама, ее трясло, как при турбулентности. Теперь она падала, цепляясь за узлы и продираясь через работающие механизмы...
  
   ...Затем Эльза увидела знакомый заваленный ржавым железом пустырь, по которому рыскали механические страшилища, что терзали ее в видениях...
  
   ...Скоро ее занесло и буквально вбило в какой-то глухой закоулок, где она и застряла. Вокруг была невнятная дерганая пульсация; к ней протянулись сборочные механизмы, уплотняя и формируя ее новое тело. Она поняла, что наблюдает чью-то беременность перед очередным рождением почившего старика...
  
   ...А потом Вальтер снял с нее шлем. Тела старика рядом уже не было. А вот призрак-спирит еще болтался, лишенный сознания и смысла.
  
   Вальтер сказал, что не смог досмотреть до конца. Почти сразу же он лишился чувств, и связь разорвалась. Неудивительно: глядеть глазами Эльзы было трудно, нужна была повышенная вычислительная мощь разума, а Вальтер оставался обычным человеком. Эльза же провела в коме одиннадцать дней.
  
   - Одиннадцать? Точно?
  
   Он подтвердил.
  
   - Странно, - пробормотала она, - по Книге должно быть две недели.
   Они поехали обратно, в поместье Лейденбергер.
  
   ***
   Эльза, бледная, с черными кругами вокруг глаз, азартно делилась своими соображениями, пока Вальтер вел машину.
  
   - Видели ли Вы, герр Дитце, хотя бы сам момент разрыва жизни? - спрашивала она, - Обратили ли внимание, как образовалась спиритическая оболочка? Это важное наблюдение! Я полагаю, что для разрыва единого человеческого существа нужен был толчок, нужна была кинетическая энергия, и ей неоткуда было взяться, кроме как из потенциальной энергии души. Разрыв обеспечивает сама душа! Она растрачивает часть своей энергии на то, чтобы оттолкнуться от материи. С каждым перерождением она слабеет. В итоге энергетическая разница нашей мировой системы падает, а количество посмертных "ошметков" - растет. Эти случайные шестеренки и колесики болтаются в машине, цепляются за все и постепенно ее тормозят.
  
   Вальтер только кивнул, неотрывно глядя на дорогу. Он так волновался все одиннадцать суток ее "загробных" похождений, что сил поддерживать разговор у него не было. А Эльза, наоборот, радовалась успеху и была многословнее, чем обычно.
  
   - Кстати, все это подтверждает теорию о деградации мира, - продолжала она "развлекать" несчастного хирурга, - Думаю, Вы помните, сколько раз нам встречалось это в старых фолиантах. От Золотого века мы падаем в Железный, и сейчас настало последнее время - Кали-Юга. Нечто, что там называлось 'духом', - ну, то самое божественное начало, которое воплощают мужские божества в Книге Мертвых, - это нечто не то угасает, не то отдаляется, но больше не правит материей. Она, 'великая мать', организует себя сама - очевидно, за счет накопленных энергетических резервов. Но это получается все хуже. Возможно, с тех пор, как была написана 'Бардо Тодол', мир уже заметно изменился...
  
   Вальтер снова кивнул. Ответа он не знал, да и знать не хотел, но не слушать ее он не мог.
  
   Эльза сосредоточенно потерла переносицу.
  
   - Может быть, поэтому сознание почившего уже не может взлететь так высоко, как в былые времена, чтобы узреть Предвечный Свет? - озвучила она новый вопрос, - Ведь я никакого Света не видела. Наверное, чем слабее душа, чем больше всякой ерунды на ней навешано, - тем ниже будет взлет. Бренные связи, конечно, бренные, но держат крепко. Они тянулись следом все время, так и не разорвавшись! Исчезни они, - и я не могла бы ничего наблюдать, ведь вся наша физика работает лишь с этими связями. Как считаете?
  
   Бедный Вальтер мог лишь кивнуть в очередной раз. Автомобиль подбросило на кочке, и ободренная его согласием Эльза выдала очередную догадку:
  
   - Хотя, быть может, разница в том, что 'Бардо' писали тренированные отшельники-налджорпа, а не ученые-позитивисты?
  
   Вальтер сообразил, что если опять кивнет, это будет уже невежливо. Поэтому он пожал плечами. Для него все происходящее было дико, сколько бы времени он в этом не участвовал.
  
   - Нужно понаблюдать еще за несколькими случаями, - заключила Эльза.
  
   ...И она пробовала снова и снова, но результаты были схожими. Да, кому-то из умерших удавалось 'взлететь' повыше, но никто не видел Предвечного Света. И ученую мучило какое-то невнятное предчувствие... Интуиция ее работала все хуже, из нее невозможно было извлечь никакого руководства к действию. Эльзе она говорила лишь о том, что решение близко, для него уже есть все компоненты. Надо было просто взглянуть на эти компоненты иначе.
  
   ***
   И вот во время очередного опыта ей это удалось.
  
   В тот вечер она вновь лежала на кушетке в больнице богадельни. Ее опутывали трубки капельниц: Вальтер опасался за ее сердце. Недавно она перенесла еще одну операцию, чтобы улучшить контакт с подопытными.
  
   Рядом тяжело расставалась с жизнью женщина. Доктор Дитце облегчал ее страдания, как мог.
  
   А Эльза, надев шлем, лежала и ждала, когда та скончается. Ждала, когда смерть рванет умирающую, и ускорение отсечет ее от земной реальности. Но конечно, она не просто ждала. Она рассуждала и анализировала.
  
   "...Система сейчас состоит из меня самой, этой женщины и демона. Она не замкнута, а лишь частично изолирована. В момент смерти она разделится на две новых за счет энергии души женщины, которая отправится на путь реинкарнации. Суммарная энтропия двух будущих систем будет выше, чем сейчас, до их разделения, потому что произойдет только трата энергии без притока извне..."
  
   И тут Эльзу озарило: а что, если... не просто смотреть, как система деградирует, а искусственно организовать внутри нее энергетический толчок в момент, когда она разделится? То есть, за миг до смерти подопытной, когда ее душа вознесется вверх, немного разбить свою собственную?
  
   О, этот опыт будет совсем иным, чем со спиритистками. Тогда она вредила своей душе заранее, ничем не восполняя этот ущерб, и ко времени сеанса энергия ее была ниже, чем у напарниц. Из-за этого они и теряли свою - буквально 'сливали в яму', которая образовывалась вокруг Эльзы! Но сейчас такого произойти просто не успеет. Наоборот, душа умирающей воспримет направленный энергетический вброс со стороны эльзиной. Тут главное - синхронность. Тогда эта женщина вознесется гораздо выше, чем могла бы - и увлечет за собой Эльзу!
  
   Никакого чуда в этом не будет, но фокус выйдет что надо.
  
   ***
   Пациентка Вальтера доживала последнюю минуту... Все, пора!
  
   "Эй! Демон!! - безмолвно крикнула Эльза своему потустороннему пленнику, - Давай, покажи мне свои родные края!!"
  
   Видение Бардо тут же развернулось вокруг нее, и она сдалась всем страшным когтям, зубам и крючьям, что вонзились в ее душу. Она окаменела на кушетке, насквозь прокусывая губу: ни в коем случае нельзя было кричать! Издай она хоть один такой вопль, какие позволяла себе в одиночестве лаборатории - и Вальтер тут же всполошился бы. Он сорвал бы с нее шлем, с ним пришлось бы долго спорить, и момент был бы упущен...
  
   ...А в следующий миг ее швырнуло вверх, потому что женщина на соседней койке наконец отмучилась, а Эльза смотрела ее глазами. Ускорение было чудовищным. Она на свой манер сдержала слово, данное Вальтеру - не вредить тем, чью смерть она наблюдала. Ведь вознести душу этой уличной нищенки столь высоко было благом, не так ли?
  
   ...Да, тут она еще не оказывалась. Она висела в пустоте, вверх и вниз уходили кольца уровней Бардо, теряясь в перспективе - и центробежная сила влекла ее по спирали вниз и влево...
  
   ***
   ...Вот тогда-то Эльза и поняла, как действовать дальше. Да, чтобы дойти до подобной мысли, ей нужно было подойти вплотную к Рубикону человечности! От этого ее до сих пор удерживало лишь желание сохранять что-то общее с Тадеушем, который бы на такое не пошел. Но постепенно острота запрета притупилась, и она забыла, почему было нельзя.
  
   В следующих экспериментах ей нужен будет не один подопытный, а двое, и наглухо замкнутая система. Все просто. Двоих нужно соединить друг с другом через пять контактных точек и изолировать от среды. Затем одному из них нужно полностью уничтожить душу, а глазами другого смотреть. Если в одной из частей замкнутой системы возникнет энергетический провал, то в другой просто обязан будет возникнуть скачок! Этот второй должен увидеть предел, где прекращается действие Закона, а Эльзе, смотрящей его глазами, останется в этом убедиться. Высота 'взлета' будет... сложно даже сказать, насколько больше. Но если не хватит одной души, следует разбить одновременно две... или столько, сколько потребуется.
  
   Эту машину она назовет 'Ментальной Катапультой'.
  
   ...Но пришла она в себя не в больнице, как обычно, а при совсем других обстоятельствах и гораздо позже, чем через две недели.
  
  
  ***
  
   Комментарий к Главе шестой:
   Налджорпа - мистик-аскет, обладающий могуществом мага. Буквально: "тот, кто достиг полного бесстрастия".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"