Афанасьев Александр: другие произведения.

Философия на заданную тему

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


   Философия на заданную тему
  
   С вашего позволения, немного пофилософствую. Во вчерашнем разговоре поднялась тема, и решил развернуть ее в статью, положив на бумагу крутящиеся в голове мысли. На абсолютную истину не претендую, можете критиковать.
   На мой взгляд, есть универсальная классификации любой философии, любого стиля жизни общества, любой цивилизации, почти как таблица Менделеева. И классификация эта - в соотношении трех основных переменных: индивида, общества и государства, в месте каждого из них в этой триаде и взаимоотношениях между ними. Это можно назвать "цивилизационным кодом"
   Попробуем через это прогнать два очень важных вопроса. Первый - история России, какова она есть. И второй - то что сейчас происходит на Украине.
   1. Россия.
   Россия - страна совершенно уникальная в том смысле, что в ней, на протяжении уже нескольких сотен лет - существуют, борются и одновременно сотрудничают два совершенно разных цивилизационных проекта с совершенно разным цивилизационным кодом. Этим - объясняется уникальная историческая траектория России: ее непобедимость при самых страшных нашествиях и одновременно ее хрупкость в 1917 и 1991 году, наличие целой плеяды гениев в самых разных областях человеческого существования: военном деле, инженерии, искусстве, предпринимательстве - и одновременно с этим беспросветное существование русской деревни, которую никто по-настоящему так и не описал.
   Когда это началось...
   Началось это - вероятно в шестнадцатом веке - время Смуты, когда Россия фактически погибла, а потом блистательно возродилась, под тем же именем, но на другом цивилизционном основании. Именно тогда - видимо был заложен раскол, когда в одной стране стали сосуществовать носители двух проектов, двух цивилизаций. Поначалу места хватало всем - потом хватать не стало, и в столкновении этих двух проектов - причина революции 1917 года, а потом - контрреволюции 1991 года.
   Смутное время - это время, когда старая Россия погибла. Вот запись из Википедии.
   Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были "все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены... а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть". В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века "живущая пашня" в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами
   Я читал разные исторические книги об этом времени. Никто не называет число потерь населения Руси менее двух третей от первоначальной численности. Это значит только одно - погибло государство, и во многом - погибла нация.
   Тогда как же объяснить демографический взрыв, который страна пережила в период с 1700 по 1900 годы - он отчетливо виден на графике
   http://www.organizmica.org/archive/706/grn.shtml
   Конечно, свою долю внесло крестьянство - но какую? Сельская крестьянская община с ее высочайшей рождаемостью (землю делили по едокам) существовала с середины 19 века - а до этого что? До этого был тоже рост, и немалый. Как страна сумела после тяжелейшей катастрофы не только быстро подняться - но уже через сто лет колонизировать бывших колонизаторов и значительно расшириться территориально?
   На самом деле ответ прост - миграция.
   Россия - в семнадцатом веке была пересобрана вновь, с новым населением. Это были не те русские, которые жили тут со времен Киевской Руси - большая их часть погибла или была уведена в плен. Это были мигранты из Европы, самые разные. Это были евреи, бежавшие от погромов. Это были ремесленники, бежавшие от моров и религиозных войн, которые были пострашнее чем то что творится на Ближнем Востоке сейчас - вырезали всех поголовно. Это были младшие сыновья ремесленников и дворян - в Европе был майорат и наследство им не полагалось. Это были крестьяне, которым не хватало земли и которых целенаправленно привлекали в Россию - та же Екатерина Вторая расселяла их селами и областями, сажала на землю. Династия русских царей прервалась - и на троне сидели немцы, что не мешало им создавать мощнейшее государство в мире и быть великими - та же Екатерина Великая, чистокровная немка и едва ли не величайшая из всех императриц. Русский проект после смуты - практически один в один копирует американский проект, и есть исследования - что только в девятнадцатом веке - Америка перехватила миграционные потоки из Европы у России. До этого - Россия и была Америкой, принимая "лишних" людей Европы и создавая типично американскую культуру, где индивид на первом месте.
   Так вот. В мире существует всего лишь два типа цивилизационных кода, где индивид на первом месте - это русский (один из русских, я его назову "русский городской") проект и американский проект. Однако, они отличаются. Русский городской проект выглядит так: индивид - государство - общество. Американский проект: индивид - общество - государство.
   Разница - была обусловлена разным уровнем угроз, которым подвергались новые государства. Америка - с обеих сторон была окружена океаном, это позволяло ей неспешно собираться на основе местных коммьюнити, общин разной национальности - мощного же государственного аппарата США не требовалось до двадцатого века, как не требовалось ни мощной армии, ни системы налогообложения. Это - обусловливало "американский путь", американский цивилизационный код: индивид - общество - государство. Сейчас - он откровенно гибнет.
   В отличие от США - Россия находилась на одном континенте с такими опасными соседями, как капиталистическая Западная Европа и Ближний Восток, который тогда был объединен в сверхдержаву - Османскую империю. И те и другие - постоянно пытались отхватить кусок от российских земель, а Западная Европа периодически организовывала походы на Россию, дабы пограбить и дабы показать людям с иным цивилизационным кодом их место. Каждый раз - те кто шел на Россию возвращались разбитыми в пух и прах - или не возвращались вовсе. В то же время - русские войска побывали и в Париже и в Берлине, но ни там ни там не остались - Россия не могла включить в свой состав территории, на которых проживают люди с иным цивилизационным кодом. Единственный раз, когда она это сделала - это Польша. Обманулись тем, что и там и там славяне - вроде как свои, не поняли, что у поляков принципиально иной, европейский цивилизационный код. Это обернулось большим количеством проблем и обид для обоих народов, и Россия в этом союзе пострадала не меньше, чем Польша.
   Немного в сторону: европейский цивилизационный код первоначально выглядел так: общество-индивид-государство. Европейское общество формировалось как общество городов и городских цехов, которое приглашало князей и профессиональных наемников для своей защиты - но главным было все же общество, достаточно вспомнить Магдебургское право, которое в России не знали. Именно такой цивилизационный код сейчас - у Западной Украины, в самой же Европе он трансформировался сейчас до общество-государство-индивид, порождая совершенно беспомощных, зависящих от общества, неспособных ни защитить себя, ни самостоятельно прокормить людей и бросая Европу к упадку и гибели. Смешно, но Западная Украина сейчас - больше Европа чем сама Европа.
   Совершенно иной - изначальный германский цивилизационный код, это код тираний Востока, помноженный на европейский уровень технического развития: государство-общество-индивид. Мощное государство плюс система союзов, профсоюзов или партия (НСДАП). Используя этот код, германцы за несколько десятков лет построили мощнейшую технократическую империю, но одновременно с этим - восстановили против себя всю Европу. Европа - не понимала и боялась Германии как носителя совершенно чуждого Европе цивилизационого кода, более того - этот код считался варварским, и совершенно заслуженно, поскольку происходил от тираний Востока. Этот разлом в центре Европы привел к двум мировым войнам - это были войны за выбор цивилизационного пути, войны представителей двух цивилизаций. Совершенно не случайно - Германия и кайзера и Гитлера так тянулась к Востоку: кайзер собирался строить железную дорогу Берлин - Багдад, а Гитлер - искал Шамбалу и приглашал в Берлин лам (человек в зеленых перчатках). К сожалению Гитлер все перепутал (кто-то его учил, известно даже кто - Хаусхофер, но Гитлер уроки усвоил очень плохо и, когда пришла пора действовать - все перепутал): будущее Германии действительно было на Востоке, но Восток - это не Россия, это Ближний Восток. Германия - была бы там идеальным колонизатором, лучше чем Франция и Англия, потому что ее цивилизационный код совпадал с местным. Увы, вместо этого нахватавшийся по верхам Гитлер - ринулся совершенно не на тот Восток и там - погиб сам и погубил всю свою цивилизацию.
   Тот же самый код - был прописан у Маркса (представителя германской культуры) и тот же самый код использовал И.В. Сталин с такими же блестящими (даже лучше чем у немцев) результатами - появление сверхдержавы. Но после смерти Сталина этот код был отторгнут как совершенно чужеродный для всех слоев русского общества. Ни одна из частей русского общества не ставила государство на первое место в своем цивилизационном коде.
   Так вот, возвращаясь в Россию.
   В России после смутного времени - одновременно сосуществовали два цивилизационных кода, этим объяснялась и необъяснимая сила государства в одних обстоятельствах и необъяснимая слабость в других. Первый код - это год переселенцев из Европы, код горожан и фронтира: индивид-государство-человек. Это был уникальный цивилизационный код. Индивид стоял на первом месте, потому что новая Россия формировалась (как и Америка) как общность отвергнутых Европой людей. И эти люди были слишком разными для того, чтобы формировать такие же сообщества как в Европе - да и не хотели они повторять европейский путь, какой смысл, если они из Европы убежали. Общим у этих людей был только язык, даже два - французский среди дворян и русский среди всех остальных. Но у них должно было быть сильное государство. Государство формировалось прежде всего как инструмент обороны, далее как инструмент поддержания порядка (обществом среди таких разных людей порядок поддерживаться не мог) - вот почему в Российской Империи главным министерством считалось Министерство внутренних дел, оно как раз и поддерживало порядок. И наконец - хозяйственное освоение чудовищно огромной территории страны.
   При этом - новые русские не уничтожили (как американцы) те крестьянские общины старой Руси, которые еще существовали, они позволили им жить и даже не пытались переформатировать их под свой цивилизационный код Частично потому что это было невозможно, частично - потому что места всем хватало. Как только не стало хватать - произошла революция.
   Цивилизационный код старой, идущей от времен Рюрика России, деревенской России, России не затронутой капитализмом: общество - индивид - государство. Он схож с Европой, потому что и формировался то - в схожих условиях, изначально точно так же - города и веси приглашали князей на княжение. Иван Грозный - попытался поднять роль государства (вот для этого и нужна была опричнина) до второй или третьей ступени - но почти сразу после этого произошел цивилизационный срыв и смутное время - фактически, страна погибла вместе с двумя третями населения.
   В восстановленной стране (она и называлась по-другому - Российская Империя) - во главе были носители совершенно другого цивилизационного кода. Они закабалили старую Русь и превратили крестьян из свободных людей в полурабов, но при этом - изменить цивилизационный код не смогли. Градус напряжения между двумя частями "единого" российского общества нарастал в зависимости от двух вещей: первая это количество ресурсов, которое городу требовалось выкачать из деревни, и второе - это количество самих деревенских жителей и земли у них. Короче говоря - сельская Россия начинала бунтовать тогда, когда условия ее жизни становились невыносимыми.
   Точек невозврата на пути к октябрьской революции 1917 года - Россия прошла две. Первая - реформа 1861 года. После поражения в Крымской войне стало понятно, что Россия технически отстала от Запада, и либо надо проводить ускоренную модернизацию, либо следующий раз страну просто порвут. Деньги на ускоренную модернизацию взять было негде - только в собственной стране. И тогда Россия начала делать ранее немыслимое - собирать налоги.
   Надо отметить, что до этого прямые налоги с деревни почти не собирали просто потому, что это было невозможно. Слишком велика и необъятна страна, на том техническом уровне - собрать налоги было просто невозможно. Нет, конечно были какие-то подати с крестьян, и кто-то их даже платил. Но в основном - копились недоимки.
   Как собирала налоги Россия до этого? Прямо - никак. Государство существовало практически без налогов (в отличие от Европы, освоившей сбор налогов за двести лет до этого). Доходные статьи бюджета формировались из:
   1. Печатанья денег
   2. Монополий - таких как винная, к примеру, это был квазиналог, от которого население успешно уходило, вместо "казенки" гоня самогонку
   3. Финансовых результатов успешных войн
   4. Доходов от казенных заводов и государственных крестьян.
   5. И только на пятом месте - немногочисленные и трудно собираемые налоги. Налогами в основном облагалось то население, до которого государство могло дотянуться - горожане и помещики.
   Вот отличная статья на тему налогообложения в Российской Империи
   http://www.zaweru.ru/news/1282-.html
   Система налогообложения Российской империи. Государственные расходы. Бюджет
   Налоговая система России включала в себя разнообразные виды налогов, характеристику которых  начнем с подушной подати. Она появилась в царствование Петра I. Обложению подлежало все население кроме дворян и духовенства, если его представители занимали какие-либо должности или проживали в монастыре. Сумма налога определялась путем   умножения налоговой ставки на число налогообязанных лиц - ревизских душ, зарегистрированных в специальных книгах - ревизских сказках. Собранные деньги вносились в уездное казначейство с января по март и с октября по январь. Отсрочка и рассрочка платежей, а также сложение недоимок допускались только с разрешения императора. Подушная подать была отменена в 1882 года.
   Следующий налог, который мы рассмотрим - поземельный. Объектом налогообложения являлась земля, а точнее доход, полученный от ее использования. В Древней Руси этот налог являлся одним из основных источников государственных доходов. Старинной податной единицей был плуг, а также дым. Позже ею стала соха. В XVI-XVII вв. принимались меры к упорядочиванию земельных сборов - проводилась опись земель, распределение ее по сохам. К концу XVII в. посошная подать была отменена. Имущественный налог заменялся личным. Вновь земельный налог возник в 1878 г. и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4к. и 17к. с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской - высшая.
   К имущественным налогам также можно отнести налог на недвижимую собственность в городах, посадах, местечках России. Он появился в 1863 г. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход.
   К имущественным налогам относился налог на доходы с денежных капиталов. Взыскание его производилось с лиц, не ведущих самостоятельной предпринимательской деятельности, а получавших ренту от вкладов в банковские учреждения или ценные бумаги. Этот налог был установлен в 1885 г. в размере 5 % от полученных доходов.
   Последним налогом, который относился к прямым имущественным налогам, являлся промысловый налог.
   Огромную роль в системе налогообложения играли косвенные налоги, к которым относились акцизы. Акцизы еще называли налогами на потребление. В России акцизом облагалось производство спиртных напитков, дрожжей, табачных изделий, сахара, осветительных приборов, спичек.
   Делая краткий обзор акцизов, следует, прежде всего, упомянуть налог на соль, который был отменен в 1881 г. При царе Алексее Михайловиче, налог с частных солеварен составлял 2 гривны с пуда, а с уральской соли - 1 гривна. При Петре I с частных солеварен собирался каждый пятый пуд натурой и 10 % от цены при продаже соли, который был отменен в 1775 г.
   С 1872 по 1877 г. существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали.
   Налог на зажигательные спички был установлен в 1888 г. и включал в себя патентный сбор за право учреждения и функционирования спичечных фабрик и собственно акцизный сбор. В 1896 г. доход государства от взимания акциза составил 7 290 р.
   В число подакцизных товаров входил сахар. К концу XIX в. сахарный акциз взимался в размере 1 р.75 к. с пуда сахара. Если открывались рафинадные или свеклосахарные рафинадные заводы, то уплачивался сбор в размере 5 р. с каждой тысячи пудов изготовленного или рафинированного сахара. Готовая сахарная продукция подлежала взвешиванию, каждая упаковка регистрировалась в специальных книгах. Вес упаковки составлял не менее 5 пудов, каждая партия сахара снабжалась накладной. С 1895 г. правительство установило строгий контроль за производством сахара.
   К продукции, подлежащей обложению акцизом, относилось производство и реализация табачных изделий.
   Последний вид продукции, производство и продажа которого находились под пристальным вниманием государства, были спиртные напитки. В XVIII в. доход от их производства и продажи государство получало путем установления монополии на эту отрасль. В конце XVIII в. была введена откупная система, суть которой состояла в том, что государство продавало патенты на право производства и реализацию спиртных напитков, отчего и получало немалый доход. Акциз со спирта был установлен в размере 4 к. с градуса, то есть с 1/1000 ведра неразбавленного спирта.
   Наибольшее значение для формирования государственных доходов имели: гербовый сбор, крепостные пошлины, пошлины с имущества, переходящего путем наследования или дарения.
   Гербовый сбор в России был установлен Петром I в 1699 г. Министерство финансов устанавливало перечень документов, которые облагались гербовым сбором и документов, от него освобожденных. Этот перечень доводился до всеобщего сведения. Наибольшее фискальное значение имел гербовый сбор, который взимался с бумаг, направляемых государственным органам и должностным лицам со стороны частных лиц. Он составлял 80 к. с документа.
   Взыскание сбора происходило путем продажи специальной гербовой бумаги, марок, бандеролей, которые печатались в экспедиции ценных бумаг в Министерстве финансов.
   Неотъемлемой частью налоговой системы России являлись земские повинности. Повинности разделялись на денежные и натуральные, которые представляли собой безвозмездные работы в пользу определенной территории. Денежные повинности направлялись на удовлетворение следующих нужд: 
      -- сооружение дорог, так называемая дорожная повинность; 
      -- выплата жалования чиновникам местных органов управления, например, содержание секретарей губернских по земским и городским делам присутствий, чиновников уездной полиции - исправников и их помощников; 3) удовлетворение нужд местного хозяйства - благоустройства, строительства и содержания школ, больниц, межевого ведомства; 
      -- воинская повинность, расходы по военному управлению - призыву, приему на службу новобранцев, помощь семьям военнослужащих, формирование ополчения. Указанные повинности имели общегосударственный обязательный характер, то есть подлежали обязательному взысканию.
   Сверх, в доход казны земства поступали: 
      -- трактирный сбор, взимаемый с заведений трактирного промысла, расположенных за городской чертой; 
      -- судебная пошлина и сбор, взимаемый за рассмотрение дел мировыми судьями, позже земскими начальниками; 
      -- сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами на право ходатайства, по чужим делам; 
      -- вычеты из жалования у чиновников, которые содержались за счет земства. 
   Одной из главных статей расходов являлось содержание государственного аппарата, поскольку нормальное функционирование публичной власти является залогом существования всего государства. Расходы включали в себя выплату жалования и иных форм вознаграждения государственным чиновникам, выплату пенсий чиновникам, вышедшим в отставку, а после их смерти их вдовам и детям до достижения совершеннолетия. Значительная часть денежных средств направлялась на поддержание отечественной экономики.
   Большое значение для безопасности государства имела армия, содержание которой составляло, едва ли не основную статью расходов.
   Сначала составлялась расходная часть бюджета, а потом доходная.
   В России бюджет имел весьма несчастливую историю. Вплоть до конца XIX в. Российское государство не имело единого бюджета, более того, правительство не знало, сколько государство имеет доходов, сколько расходует, кто и как расходует казенные деньги. В XVII в. делались попытки составить нечто похожее на бюджет, правда, это диктовалось не столько стремлением упорядочить государственное хозяйство, сколько потребностью найти новые доходы. В XVIII в. в задачу государства входила централизация власти. Петр I и его преемники строгими мерами побуждали местные учреждения собрать сведения о доходах   и расходах, но сделать это было чрезвычайно трудно. Вот официальная характеристика русских финансов в одном из наказов Сената: "государственные доходы спутаны и смешаны, что едва по сие время, возможно, узнать о всех прямых их названиях; к сему доказательством служит то, что в Сенате, как в первейшем правительстве, о названиях доходов сведений никаких не было, а по посланным указам о сем в камер-коллегию, оная объявляла, что у ней такого сведения не имелось, и так оставались они ведомы только в тех местах, куда из плателыциковых рук поступали".
   Вплоть до отмены крепостного права государственный бюджет, да и все финансовые отношения составляли государственную тайну. С 1862 г. бюджет стал публиковаться, но кардинальных изменений в финансовых отношениях не последовало.
   В конце XIX в. государственный бюджет строился на принципах публичности и доступности, так чтобы все образованные люди могли понимать его язык. Бюджет имел дело не только с доходами и расходами, но, и, что важно, с соотношением между ними.
   Делая вывод, следует отметить, что финансовое право России второй половины XIX - нач. XX в. представляло собой развитую отрасль права. В этот период сложились уже устойчивые понятия налогов, принципов налогообложения, его субъектов и объектов. Налогообложение имело достаточную правовую базу, позволявшую избегать произвола и взыскивать налоги в соответствии с законом.
   Как мы видим из этой статьи - прямых налогов практически нет. Государство берет деньги как акцизы (у производителя), включая их в цену, за различные бумаги, на которых оно принимает обращение, так же устанавливает натуральные повинности. Крестьянская Россия - живет практически без налогов, содержа лишь низовой государственный аппарат (крестьянские общины содержали например местных полицейских).
   Сейчас же - для модернизации требовалось обложить реальными и довольно существенными налогами все население страны, в том числе и тех, кто налоги никогда не платил. Попытка сделать это - вызвала сначала холодную гражданскую войну, а потом и горячую. Фактически - именно в 1861 году был нарушен негласный договор между двумя русскими цивилизациями, городской и крестьянской, часть которого была в том, что крестьяне налогов не платят.
   Манифест 1861 года многие считают преступным - но на самом деле он был единственно возможным в ситуации, когда требовалась ускоренная модернизация страны и ресурсы для этого. Было понимание, что на заемные, европейские деньги модернизация не получится - с Европой только что воевали, причем почти со всей: очень зловещим знаком было объединение Англии и Франции против России. Заставить крестьян платить налоги - все равно что заставить слона танцевать. Выход придумали следующий - выкуп. Крестьяне выкупают землю и самих себя у помещиков - но фактически у государства. Эти выкупные платежи (получившиеся в 4 раза дороже стоимости земли) - и есть квазиналог, который крестьяне выплатят на модернизацию страны.
   Что было бы, если бы крестьянам отдали землю без выкупа? Была бы Африка. Или Ближний Восток. Сильная аграрная держава, которая бы стала легкой добычей очередной европейской коалиции держав. Жестокость по отношению к крестьянам - была необходима для выживания страны.
   А чтобы было проще облагать - крестьян связали в общину, круговой порукой. Иного выхода тоже не было - глядя на цифры недоимок.
   Что получилось в итоге. Крестьяне - установили (для выживания) наиболее уравнительную систему передела земли - по едокам. Итогом стал взрыв рождаемости - чем больше едоков, тем больше земли. Так, всего за полстолетия - был нарушен баланс между сельской и городской частью России, между сельским и городским обществом. А поскольку село считало, что город пошел на него войной (взимая налоги) - оно готовилось мстить.
   Революция 1905 года была грозным предупреждением - тогда были вынуждены выкупные платежи отменить. Одновременно с этим - мы потеряли один из трех крупных промышленных районов - район южного Китая, Желтороссии (в него, в его инфраструктуру вкладывались огромные деньги, выкачиваемые из крестьян). В перспективе - там должен был сложиться мощный прибрежный промышленный кластер, наподобие современного Китая, с дешевой рабочей силой и наиболее дешевым способом вывоза товара - по воде. Совершено не просто так Япония напала на нас, совершенно не просто так ее открыто поддержала Англия и скрыто - США: этот район, как конкурент был никому не нужен. И увы - мы проиграли это сражение. Войну мы не проиграли - модернизацию страны удалось запустить. Но при этом - внутри нас самих уже зрел социальный взрыв.
   Прежде всего - появилась интеллигенция. Что такое русская интеллигенция. Это носитель чуждого русскому городу европейского цивилизационного кода: общество-индивид-государство. Будучи отторгнутыми городом, интеллигенты европейского типа пошли в народ (помните - народники) и с удивлением обнаружили, что несмотря на гигантскую разницу в уровне образованности и благосостояния, их код и код сельской России, русской деревни совпадает полностью: общество-индивид-государство. Так - зарождалась смычка интеллигенции (в основном той самой национальности) и крестьянства, крестьяне - получали установку на революцию. Они ее и реализовали в 1917 году. Гибельную роль сыграли два фактора: впервые за все время существования Российской Империи огромная масса выходцев из деревни получила оружие - и благодаря сближению России с Европой и повышения мобильности, часть города оказалась заражена европейским цивилизационным кодом - общество-индивид-государство. Так и устроили Февральскую революцию - и сами не поняли, что сделали.
   Февральское правительство - это типичные европеизированные русские с кодом общество-индивид-государство, и они Россию благополучно про...и, потому что с таким кодом, с государством на третьем месте Россией управлять нельзя - слишком большая и сложная страна. Совершенно неожиданно победил азиатский и одновременно германский проект большевиков с кодом государство-общество-индивид. Они взяли его из учения Маркса - и благодаря тому, что государство в нем было поставлено на первом месте, они не только восстановили страну, но и сделали из нее сверхдержаву.
   Используя систему цивилизационного кода как объяснение исторических событий, становится многое понятным. Например, почему проект большевиков был принят значительной частью городского общества, значительной частью армии, офицерского корпуса. Изначальный код русского города: индивид-государство-общество - пусть и не схож с германским кодом, но все же ближе к нему, чем деревенский и европейский, с государством на третьем месте. А восстание деревни - горожане воспринимали как бедствие, и готовы были усилить роль государства настолько, что вывести его на первое место, поступиться своими правами индивида - только чтобы "загнать восставшего хама на место". Вот почему - большевики опирались на город, на промышленных рабочих - как на свою основную опору. К крестьянам же - советская власть относилась с холодной жестокостью, давя их всей мощью государственной машины. Крестьянство в России было глубоко чуждо и большевикам и городу в целом, а его восстание показывало, что его следует либо перекодировать (полностью), либо уничтожить.
   Это большевистскому проекту удалось. Но сам он - оказался чуждым не только деревне, но и городу, всем частям русского мира. И как только непосредственная угроза восстания деревни отошла на второй план - город пошел на контрреволюцию - ползучую, но завершившуюся открытым выступлением в 1990-1991 году. Оно оказалось успешным. Фактически - это реванш за 1917 год, причем не за октябрь, а за февраль.
   Как так могло получиться.
   Государство на первом месте - такого в России никогда не было, это самая настоящая тирания, она глубоко чужда русскому обществу. И после смерти Сталина - не оказалось никого, кто смог бы поддерживать этот чуждый цивилизационный код - а его можно было поддерживать лишь при постоянном насилии над обществом и над индивидуумом. Так - Россия снова стала перед выбором одного из двух. Либо код города: индивид-государство-общество. Либо трансформировавшийся код села: общество-государство-индивид. Государство встало на второе место вследствие жесточайшего подавления села на протяжении двух десятилетий и уничтожения, в основном физического, крепких сельских хозяев.
   Эти два кода - сохранились в России до сих пор, но судя по тому типу государства, которое мы строим - мы выбрали изначальный код России, код до февраля 1917 года: индивид-государство-общество. Это величайшая возможность - но в перспективе может быть и большая беда. Поставить индивида на первое место - для этого надо быть очень сильным.
   Хотелось бы так же понять причины падения СССР и выбора дореволюционного проекта для дальнейшего развития страны. Почему на нашей почве не сумели закрепиться ни чуждый германский проект, ни русский сельский. На мой взгляд причин несколько, и первая среди них - культурная гегемония.
   Сельской России с ее проектом - никакого культурного пласта создать не удалось. Вообще. От русской деревни не осталось ничего кроме песен и плачей, практически вся русская культура, и повседневная и великая (давшая величайших, мирового масштаба личностей, особенно в музыке) - она вся - культура города и его года. Есть сведения, что предпринимались попытки описать весь ужас и безысходность сельского быта до революции - но не слишком то и получилось. Толстой и Некрасов пытались что-то описать, но с позиции стороннего наблюдателя. Толстой - потомственный дворянин, граф, Некрасов - миллионщик, карточный игрок. Первые попытки описать уже гибнущую культуру предпринимались в СССР - можно назвать В.М, Шукшина. Но эти описания уже никому не были нужны - культура сверхдержавы должна быть соответствующей, история сверхдержавы должна включать деяния достойные сверхдержавы, а не описания голода и лишений.
   Второе - личности вождей СССР.
   Ленин - это человек с европейским культурным кодом, но силой своего ума пришедший к тому, что для России потребен германский код с сильным государством - он почерпнул его из Маркса, да и пример был перед глазами, как Временное правительство попыталось управлять по-европейски и что из этого вышло. Единственный правитель СССР - выходец из села, из глубинки, изначальный носитель сельского кода - это Сталин, но он тоже был марксистом - раз, и он понимал, что если Россию вести по изначально сельскому, общинному пути - она не выдержит столкновения с ни с германской диктатурой ни с американской сильной индивидуалистичной культурой: если беречь традиции села, то получится еще одна Африка. Сталин четко понимал, что никакого иного курса кроме курса на индустриализацию не существует, в этом случае он вынужден был продолжать политику царского правительства с выкачиванием денег из деревни, только несравнимо более жестокими методами. То есть - большевики с самого начала были вынуждены опираться не на город, а на село - как на источник будущего.
   А дальше. Хрущев - это царский промышленный квалифицированный рабочий, типичный носитель русской городской культуры - он не раз упоминал, что как рабочий жил лучше, чем как секретарь московского обкома. Брежнев - один в один, он выходец из Новороссии, из семьи промышленных рабочих, его карьера - начиналась как карьера рабочего, он впитал именно городские, а не сельские ценности. Так что представителей "села", сельской общинной культуры наверху просто не оказалось, и защитить ее было некому.
   Ну и третье, неизбежное - это переселение людей в города. В 1917 году 85 % жителей страны жили на селе, сейчас - с точностью до наоборот. Попадая в город, дети шли в школу и учили историю России - деяния Екатерины Второй, Петра Первого, Александра Второго, Николая Второго. Да и общая история - это история Рима, Англии, Франции, средневековой Европы. Добавить к этому жизнь в "муравейниках" - и все, буквально за поколение культура деревни, до этого превалировавшая - полностью погибла. Вот почему писатель Олег Верещагин вынужден выдумывать - в его фантастических романах на земле нельзя строить города более пятисот тысяч человек и при этом русские летают в космос - а сам он говорит, что будь его воля, ни один ребенок младше 16 лет не попал бы в город. Он понимает, что общинная культура в городе шансов не имеет, а если и имеет - так в извращенном африканском виде, когда на балконе 9-го этажа костер жгут. Он же пытается перед тем, как отпустить детей в город, вложить в них основу, обеспечить передачу именно общинной культуры. Но это невозможно.
   Что произошло в девяносто первом году.
   Девяносто первый - это бунт отдельных личностей против общества. Возврат в состояние до 1917 года, надо сказать - закономерный. Он начался после смерти Сталина, когда пребывание государства на первом месте - стало невозможным, этого никто не хотел, а возвращаться к индивидуализму было нельзя - все таки коммунизм строим (никто по факту уже не строил). Делать было нечего, на первое место поставили общество и его сдерживающие механизмы. Но этого - оказалось недостаточно. Россия, переродившаяся в СССР - слишком крупная и сложная страна, с десятками разных народов - общественными механизмами вместе ее не удержать. Кроме того - с ростом состоятельности советских граждан нарастало и социальное неравенство. Ключевым был вопрос: откуда деньги. Это вопрос, совершенно справедливо сейчас задаваемый в европейских странах, где общество на первом месте - но в позднем СССР он был неприемлем для все большего и большего количества людей. Откуда надо - ты кто такой, чтобы спрашивать? Короче говоря - русский цивилизационный код, казалось навсегда потерпевший поражение в 1917-1921 году - пробивался из всех щелей. Симптомы - это и необъяснимая популярность криминального мира - одного из резерватов, где индивидуализм на первом месте. И странная симпатия к американцам - джинсы, фильмы - уже во время войны во Вьетнаме достаточно было тех, кто "болел" за американцев, а не за вьетнамцев. И точно такой же необъяснимый успех 17-и мгновений весны, первых голливудских фильмов из-под полы, где герой - одиночка сражается против всех. Это "Поручик Голицын" и белогвардейская тема - уже начало конца. И в конечном итоге 1991 год - это год, когда окончательно ослабевшее общество и государство просто рухнули под атаками со всех сторон.
   Но вот в чем уникальность ситуации. Той катастрофы, которую пережила СССР-Россия в 1991 году было бы достаточно для того, чтобы прикончить любую страну. Но Россия есть! И не просто есть - она поднялась с колен необъяснимо быстро. Двадцать лет прошло, а западные аналитики недоуменно задают вопрос - а осталось ли у нас что-то от победы в Холодной Войне?
   В чем причина такого? Не догадываетесь? А все очень просто. Обе части российского общества - и общинники и индивидуалисты - согласны относительно места государства в цивилизационном коде - оно второе. Вот почему - государство так быстро возродилось, потому что в обществе существовало согласие относительно необходимости его возрождения и относительно его места в русской цивилизации. Более того - возрождение государства сделало возможным продолжение существования русской цивилизации даже в условиях острого конфликта относительно положения двух других частей цивилизационного кода - общества и индивида. Что важнее, что главнее - общество или индивид? Согласия у нас, русских по этому вопросу по-прежнему нет, потому нет и единого общества как такового - но государство сохраняет для нас русскую цивилизацию и дает возможность договориться относительно нашего совместного существования. Но с другой стороны - Россия до сих пор сохраняет уязвимость потому, что мы держимся только на государстве, и его крах сейчас - это и крах русской цивилизации. Единого русского общества, способного поддержать нас в лихую годину и сформировать новое государство - у нас нет.
   2. Украина.
   Украинская катастрофа - а это катастрофа, страна менее чем за полгода скатилась в гражданскую войну - связана с тем, что как и в России начала века - на Украине существует два совершенно разных общества с совершенно разным цивилизационным выбором. Эти общества - не понимают друг друга без переводчика, и трагедия в том, что за двадцать три года так и не нашлось человека, который мог бы этим переводчиком стать, не нашлось политика, который целенаправленно стал бы строить мосты между этими двумя частями общества. Если бы такой политик нашелся - то Украину ждала бы счастливая судьба, это могло бы быть очень мощное и развитое государство, именно за счет существования в одной стране одновременно двух проектов и их поддержки друг друга, компенсации слабых сторон одного за счет другого. Но увы - такого не нашлось.
   На Украине существуют две принципиально разные культуры с принципиально разными цивилизационными кодами. Цивилизационный код сельской, и в то же время европейской Украины выглядит так: общество - индивид - государство. Цивилизационный код фронтира, земли переселенцев, Новоросии (это не Украина!) совершенно другой, русский. Выглядит он так: индивид - государство - общество.
   Что в итоге произошло.
   Майдан, который начала западная и частично - центральная Украина - можно трактовать как бунт против усиления государства, и попытку поставить его на то место, которое оно должно занимать в соответствии с их цивилизационным кодом - третье, а не второе. Янукович, представитель Новороссии - оказался для украинцев носителем чуждого цивилизационного кода и государство, которое он начал строить в соответствии с ним - как и его невнимание к обществу - толкнуло украинцев на бунт. Но одновременно с этим - оно же заложило гибельное противостояние между Западом и Востоком, Новороссией. Потому что для носителя русского цивилизационного кода Майдан как восстание против государства и на ослабление государства - есть преступление и одновременно - опасность для выживания.
   Носители русского цивилизационного кода сплачиваются не через общество, а через государство, они не могут сплотиться через общество, потому что они слишком разные и уважают свою индивидуальность, свою самость, так сказать. Как я уже написал государство - нужно русскому одновременно и как матрица для сплочения, сбора и как система безопасности, без которого русский не сможет выжить, защитить свою землю и самое себя. Украинцы могут позволить себе разрушить государство, у них есть общество - русский такого позволить себе не может, для русского обрушение государства - это гибель, сейчас или позже - но гибель. Майданящий украинец воспринимается русским как человек, который вытаскивает кирпичи из стены дома, в котором они живут - это одновременно и идиот, и преступник - потому что крыша может рухнуть. Так был воспринят и первый Майдан и второй - первый Майдан заставил русских задуматься, а после второго - было принято решение о невозможности дальнейшего сожительства на одной территории, в одном доме. Русские приняли решение строить свой дом, в котором никто не будет вытаскивать кирпичи из стены - и сейчас решают эту задачу с присущим им упорством, храбростью и стойкостью.
   Для решения этой задачи - новороссы объединились в типичные для русского человека объединения - артели. Ополчение Новороссии это и есть артели - команды вооруженных профессионалов, собравшиеся вместе по доброй воле для решения насущной задачи - изгнания носителей чужого цивилизационного кода со своей земли. И лучше бы украинцам было не доводить до такого - артелью русские могут и горы свернуть. Реальность показывает, что это так - в котлах гибнут бригады, по Донецку идут пленные: всего за лето кадровая армия Украины погибла или психологически сломлена. Читали?
   Харьковские партизаны, используя фальшивый блокпост, захватили украинский БТР-4 и разгромили с его помощью автоколонну. Надев на себя каски и бронежилеты с украинской символикой, ополченцы стали тормозить проезжающие машины и опрашивать водителей о встреченных ими колоннах. Через час к блокпосту подъехал тот самый БТР-4. Выманив водителя наружу, они установили, что он в одиночку перегоняет машину с харьковского завода, где она проходила ремонт после полученных повреждений.
   Захватив БТР, партизаны двинулись в обратном направлении, где по сведениям, полученным от водителя одной из легковушек, шла колонна армейских грузовиков с личным составом. Высунув стволы через амбразуры левого борта БТРа, ополченцы пошли на сближение. Поравнявшись с колонной ониоткрыли шквальный огонь. Находившиеся в машинах нацгады ничего предпринять не успели. БТР пролетел мимо них за мгновения, оставив в кузовах убитых и раненых. Развернув башню, партизаны добавили нацгадам очередь из пулемёта. К сожалению, 30-мм снарядов в пушке не было, а башенный пулемёт ПКТ пришлось заряжать нашей лентой.
   Свернув в ближайший лес, партизаны решили сжечь БТР, а утром стало известно из источников УкроСМИ, что на одном из блокппостов точно такой же БТР-4 был расстрелян украми из гранатомётов, будучи принятым за партизанский. Уничтожив свою машину, нацгады отчитались об уничтожении ДРГ ополченцев."
   http://vk.com/wall-57424472_15004
   Русский человек, на которого напали - живуч, хитер, жесток, изобретателен. Это идеальный партизан. Лучше бы украинцам не пробовать русских на крепость. Украинское общество может так физически погибнуть.
   Единственная сила, способная противостоять ополчению - такие же команды батальонов Нацгвардии. И совершенно не случайно то, что среди них много выходцев с Востока страны, и многие говорят по-русски.
   С другой стороны - русские совершенно не поняли, почему украинцы пошли на Майдан, почему они так воспротивились усилению государства - даже не попытались понять. Виктор Янукович не сделал по доброй воле ни шага навстречу украинскому обществу - он его подсознательно ставил и ставит на последнее место в триаде, для него мнение общества значит очень немного. А вот государство и его сила очень важны. Не понимают русские и того, почему украинцы в такой ярости от прибытия русских добровольцев и принятия помощи от России. Для русского все это нормально: доброволец - индивид, он сам принимает решение приехать и воевать за своих, это решение надо уважать, а русское государство - для того и существует, чтобы помогать русским в таких ситуациях. Получает объяснение и заданный одним политологом вопрос: зачем политтехнологу нужен народ, если у него спецназ есть. Да, в случае с русскими - все так. Поскольку русские объединяются не через общество, а через государство, у них для таких случаев есть спецназ как инструмент государства. Поэтому же русские не понимают, почему украинцы так рьяно откликаются на призывы в Фейсбуке, почему столько добровольцев, волонтеров, люди так помогают армии по собственной инициативе. У украинца общество на первом месте, у русского на третьем - поймут они друг друга? Да нет, конечно...
   Украинец и русский совершенно по-разному понимают измену. Для украинца измена - это измена обществу, для русского измена - это измена государству. Вот почему то что для украинца борьба за самоопределение, для русского - мятеж и измена Родине. Бандера для украинца герой, для русского -фашистский пособник, изменник Родине. То же самое и с Махно, для украинца он герой, для русского - бандит.
   Украинцы совершенно не понимают, и не чувствуют, когда они перегибают палку в отношениях с русскими, и за что они получают по морде (а сейчас и пулю). Лозунг "Вчить, б... нашу мову" - для украинца нормален, для русского же это преступление, грубое вторжение в его приватность, посягательство на него как на личность. Для украинца член их общности - этот тот, кто говорит на их языке, разделяет их национальные мифы и национальную историю. Для русского член общности (в данном случае украинской) - тот кто живет на территории Украины, имеет украинский паспорт и подчиняется украинским законам. Русский (как тот же Семченко - БТН Донбасс) совершенно спокойно может сражаться за Украину как за государство, не будучи украинцем и постоянно подчеркивая - я русский, то есть я не член украинского общества. Но я воюю за Украину потому что я гражданин Украины. Для украинца это немыслимо. В то же время для украинцев на Майдане бойцы подразделений Беркут были преступниками, украинцы не могли понять, как они могут защищать государство, а не общество, как они могут не перейти на их сторону. Для русского -это нормально, он наоборот не понимает, как можно не защитить государство и порядок, когда их так грубо попирают. Русские - с недоумением смотрят на украинцев, которые прыгают чтобы подтвердить и укрепить свою общность - в глазах русского это идиотничанье. Для русского принадлежность к общности определяется проще, чем для украинца - по паспорту, который дает государство. Есть паспорт - свой.
   Именно поэтому, русские считают происходящее на Украине гражданской войной, а украинцы - нет. Для русского это гражданская война потому что воюют люди, у которых у каждого украинский паспорт в кармане, воюют друг с другом граждане Украины. Для украинца это не гражданская война, потому что воюют члены двух разных общностей, носители двух разных цивилизационных кодов. Для украинца война это трагедия, посягательство - для русского это закономерный в общем то итог: разрушили государство, вот и получайте теперь, общество и его механизмы не защитят вас от идущей с Востока государственной машины, они для этого слишком слабы.
   Да... украинцы и русские имеют совершенно разное мнение и по поводу демократии. Украинцу - она не слишком то (не так как европейцу) нужна, но нужна. Демократия - это инструмент контроля общества государством, европейцу демократия критически важна, потому что у него права индивида на третьем месте, и право общества (первое место) контролировать государство (второе) есть защита от тирании. Украинцу демократия менее важна, потому что у него государство на третьем месте, и потребностей его контролировать меньше - оно слабое. Поэтому он предпочитает недемократические методы контроля государства - Майдан. Русские же - контролируют государство напрямую, не через общество и выборы им нужны только в одном случае - для выборов вождя. Вот почему Россия не может быть никакой другой республикой кроме сильной президентской - русские напрямую избирают только одного человека, и он строит государство сверху вниз, а не снизу вверх. Если вождь русских устраивает - он может оставаться у власти сколь угодно долго - русские не ощущают угрозы от государства, потому что чувствуют себя сильнее его. Слабыми и беззащитными - ощущают себя только русские интеллигенты с европейским (старым а не новым - вот почему русские интеллигенты выглядят идиотами когда говорят о Европе - той Европы о которой они говорят больше нет) цивилизационным кодом (по этой же причине русские интеллигенты глубоко чужды русскому обществу).
   Каков возможный итог столкновения между украинским обществом и русской государственной машиной и вообще русскими - надо рассказывать?
   При этом - Украина могла бы стать уникально сильной страной, если бы две части ее общества - русские фронтира с сильной индивидуалистичной культурой и украинцы с их общинной культурой - научились помогать друг другу, понимая слабости каждого и укрепляя друг друга. Если бы украинцы поняли, насколько неправильно они ведут себя, атакуя государство, а русские научились бы мириться с требованиями знать мову и украинскую историю. Но увы - видимо не суждено.
  
   WEREWOLF2014

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"