Трикси, Линка : другие произведения.

Игрушечное безумие на работы по Мирам М.и С. Дяченко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры работ, поданных в номинацию миров Марины и Сергея Дяченок, на конкурсе Стоптанные Кирзачи-6. Будет пополняться по мере появления новых обзоров. На данный момент сделаны обзоры на рассказы: "Блеф", "Transite in inferos", "Жуй-трава"

  Итак, маленькое вступленьеце. Обзорами буду заниматься не лично я, а... мои плюшевая единорожка Трикси и кукла Линка. Сидя под елкой, они любят скользнуть глазом по творящемуся на мониторе, и высказать своё веское мнение - абсолютно обо всем. Нонче им приспичило сделать обзоры на произведения в номинации миров Марины и Сергея Дяченок. Они не обещают, что сделают обзоры абсолютно на все работы, ибо объем работы слишком большой, а их бестолковый хозяин не всегда допускает их клацать по клавишам.
   Первой работой они выбрали "Блеф", потому что она первой отображается в списке. Дальнейшие обзоры будут необязательно по порядку. Их мнение не обязательно совпадает с моим, а обзор не несёт в себе цели обидеть авторов.
  
  Обзор на "Блеф"
  
   Трикси
   Итак, я завсегда буду начинать первой, ибо пластиковая голова слишком медленно думает и соображает. Мне же, существу прекрасному и возвышенному по статусу положено быть умнее.
   С чего начинался "Пандем"? С неожиданности. Глядишь аннотацию и ждешь очередную борьбу бобра с ослом, где всё раскрашено серыми красками. А на выходе получился эпохальный роман, сумевший затронуть многие аспекты времени, развития, и вообще человечества - не под колпаком, но под дланью доброго Бога. Я не могу перечислить всех идей, что удалось авторам вложить в Пандем, но их гораздо больше, чем кажется по первой.
   Наш же сегодняшний пациент начинается почти с точно такой же неожиданности. Я ожидала увидеть пространное размышление о будущем, чудом выжившего Кима, человечество, что пытается после серьезной травмы вновь научиться калечить себя правильно. А автор решила затронуть сюжет, который вовсе ускользнул от меня. Корабль с путешественниками к новым звездам, о котором в самом романе говорилось будто бы вскользь. Вроде как был, вроде куда-то рванул там сын Каманина, да о том и забыли. Потерянная ячейка человечества, что дрейфует в бескрайней пустоте космосе, столкнулась - не с новыми проблемами, с проблемами старыми.
   Знаете, я после прочтения романа считала Пандема настоящим чудовищем. После этого рассказа моя вера в этом укрепилась. Игрок в счастливых кукол не просто бросил на произвол судьбы человечество, он оставил детей в обличии взрослых. Не приспособленных, не серьезных, не наигравшихся детей. Они бунтуют - воистину детским бунтом. Воистину детскими методами. Да и проблемы, в самом деле, всё более детские. Не в плане безвинности - в плане глупости.
   В рассказе же Пандем ушёл в прекрасное далеко не только с Земли, он решил оставить один на один команду космического корабля. Команду, которая сильна духом, но таковой она была лишь при Пандеме. Небесный Отец оставляет своих детей в пустоте абсолютного одиночества, заверив их, что будет ждать их где-то там. Где-то там скручивает дулю сотней болезней, депрессией и банальным старением. Лишь дети, лишь потомки, вероятно, одичав, доберутся и создадут новое человечество. А до тех пор - плыви себе кораблик.
   Главная героиня рассказа - корабельный психолог. На ней лежит груз сотни депрессий, они давят на неё чужими проблемами, неудовлетворённостью, одиночеством-без-Пандема. И обреченностью. Команда медленно, но верно понимает, что Пандем не вернётся. Они не верят, как малые дети не могут поверить, что любимой мамы больше нет, что она скрылась за поворотом. А обратно уже не придёт. Врёт хитрое начальство и командирский состав. Отчаяние так и витает в воздухе, выливаясь в главный конфликт рассказа. Не буду говорить, в чём главный конфликт - читайте сами.
   Выскажу о том, что рассказ показался мне недоделанным. Будто мне отсыпали овса, дали понюхать и забрали. Действие развивается столь стремительно, и заканчивается столь же быстро, что после прочтения чувствуешь разочарование. Изюму-то мне, мол, не доложили. Да, верно, рассказу следовало бы быть малость больше и рассказать нам не только о незавидной судьбе бортового программиста. Его трагедия описана почти двумя строками, но, чорт побери, сколь же хорошо она прописана. Да, не хватает некой атмосферы и кое-каких описаний для полноты картины, но...
   Другие же персонажи в большинстве своём безлики. Даже героиня кажется не столь продуманной. Что толкнуло её на то, что толкнуло? Почему она решилась именно после ЭТОГО случая, и не было ли случаев до. Мельком пробегает информация о том, что "слишком поздно заметили" - следовательно малые эксцессы имели место. Да, необязательно рассказывать о них, автор, но ведь я хочу видеть четкую логическую цепочку. Это вон пластиковой голове простительно - её в какую позу поставили, так она до вечера стоять и будет. Но перед нами-то ведь не куклы, а живые люди. Я вижу, что они действительно живые, но вот какой-то малой искорки для полноты не хватает.
   Не могу сказать, что финал хорош или очень необычен. Таких финалов по рупь пучок и бочка в базарный день. Дело не в этом. Он кажется малость слащавым. С попыткой оправдать Пандема. Будто родитель пришёл посмотреть затем, как играются дети, а напоследок поддержать обиженного.
   Мой вердикт - добавить искорку, написать чуточку больше. В общем-то, можно было бы отойти от самого Пандема, как произведения и уйти в отдельное произведение, где сделать личностную трагедию корабельного психолога чуточку больше, чем есть сейчас. Раскрыть её надлом и веру пригоршней чужих несчастий, а напоследок моргнуть слабым огоньком надежды. Да-да, тем самым, который был в финале "Пандема"
   Кроме того, будучи самим совершенством, Великой и Могущественной Трикси, я нашла в произведении несколько ошибок, которые выделила в отдельном документе. (Хотелось бы передать его лично автору рассказа, а не выставлять на всеобщее обозрение. Так что, за оным обращайтесь к нашему бестолковому хозяину.)
  
   Линка:
   Я малость припозднилась со своим мнением, а плюшевая недоросль уже хвост распушила и держит рог по ветру. Ладно, неважно, теперь моя очередь.
   Я тут мельком глянула отзыв моей подруги, и малость не согласна с ней. Она вообще любит побубнить по делу и не очень.
   Рассказ в самом деле очень хорош. Он написан короткими предложениями. Будто отрывками - но донельзя точными обрывками. Каждое слово на своём месте, каждая строка нужна, сам рассказ - как песня, ничего не выкинешь. Именно эта краткость создаёт атмосферу всеобщей усталости и гаснущей в душах уверенности. Они все ещё дети, они все хотят доброго слова Пандема, а ещё они хотят узнать - почему? Как часто люди задаются вопросом - почему Бог наказал именно меня? Почему угнали именно мою машину? Почему-почему-почему? Главная героиня мечется меж этими вопросами, как спасатель. Она тонет в чужом горе, пытаясь понять. Осознать и оценить. Какова ноша умирающего? Какова цена слова и веры? Да, Трикси права, рассказ не дописан, не хватает именно ощущения того, что всё это давит на плечи героини, а сложившийся конфликт и абсолютно ребяческое поведение капитана корабля, попытка убежать от ответственности - в первый ли раз? - становится той самой соломинкой, что ломает спину верблюду. За этим было бы интересно понаблюдать с психологической точки зрения.
   Главная героиня - воплощение Пандема в этом рассказе. Блеклое такое, слишком человеческое, но воплощение. Ей не безразличны судьбы экипажа не потому, что она психолог и не потому, что так учил её Пандем. Просто всё это время до этого она воплощала надежду. Из огарка раздувала новый пожар, и её словам верили. Она врала и ей это явно не нравилось. Какова цена фальшивой улыбки, сложно ли сказать обреченному о том, что всё будет хорошо? И под этим натиском её собственная надежда начинает таять, а черпать её больше негде. Пандем ушел - не потому, что он чудовище, как говорит Трикси. Человечество, которое не умеет справляться с своими проблемами самостоятельно - глупое и не жизнеспособное. В мире будет тысяча вопросов "почему", на которые никогда не будет ответа. Будет мириад ситуаций, сложность которых под силу не каждому человеку. Но если люди не выйдут из под вечной опеки - они навсегда останутся детьми. Детьми, которым чуждо понятие ответственности. Эгоистичными и вредными, привыкшими к всепрощению. Жестокость обратится невинной шалостью - мол, чего страшного? Пандем вылечит!
   Корабельный программист сходит с ума. Он как муха в киселе собственных сомнений барахтается и больше не понимает, для чего ему жить дальше - ибо там чернота. Не та, что со звездами. А пустота. Безнадега.
   Финал... финал печальный. Он красивый и по своему хорош, но печальный. Словно Пандем окончательно разочаровался в людях, и решил отобрать у них даже последнюю надежду.
   Моё вердикт очень похож на вывод моей подруги. Хорошо, но мало.
   За сим, пока что, всё
  
  
  
  Обзор на Transite in inferos
  Трикси: Иногда мне поутру хочется кофе. Или шоколадного милкшейка. Или чего-нибудь интересненького, ибо до прихода с работы нашего бестолкового хозяина проходит очень много времени, а смотреть в угол(Я же не виновата что у бестолковый хозяин смотрит всякую безвкусицу, кою благородным созданиям смотреть просто непростительно!) не шибко интересно. Посему планшет и интернет, да воздастся им хвала, поделились со мной ещё одним рассказом по мирам Марины и Сергея Дяченок.
  Пластиковая голова сегодня занята всякой глупостью, и потому на обзор не придёт. Не сильно много теряем - всё одно она бестолковая.
   Итак, приступим!
  Что такое слово в нашем мире? Что-то незначительное, маленькое, незаметное. Люди не научились использовать столь мощный инструмент, а потому, зачастую, злоупотребляют им. Ухмыляясь, улыбаясь, обрываясь на полуслове, мы частенько забываем, что словом можно убить, словом можно оживить, словом можно полка в бой водить. Вот читаем мы книгу, и нам смешно. Никто не кривляется, язык нам не показывает, не жеманничает - а по лицу ползёт предательская улыбка. Слушаем мы песню и даже её исполнителя не видим - а там текст-то простенький, всего на десяток-другой слов, но мы плачем. Потому что пронимает. Потому что это слово воистину живое. Так, наверно, когда-то родилась концепция романа Марины и Сергея Дяченок, Vita Nostra. Люди, которые обычны, становятся частью чего-то большего. Речи Бога, если на то пошло. Особая уличная магия прилагается. Превозмогая самих себя, делая невозможное, они становятся словами, и звучат. Что значит прозвучать? Откройте книгу и окунитесь в знание этого сами.
  Название рассказа я попробовала перевести, и гугл-всемогущий выдал мне, что это, кхм, посыл кого-то аж к самому дьяволу. Согласитесь, интригует. Ток, главный герой рассказа - отчаявшийся мальчишка. Он прилежно учился, он превозмогал самого себя и принял правила странной игры - но его младшая сестра всё одно умирает. Страшно умирает, некрасиво и очень больно. А внутри него самого растёт комок боли от такой вселенской несправедливости - почему? Он ведь учился хорошо, за что ЭТИ его наказывают? Для тех, кто книгу не читал, поясню, что ЭТИ - обитатели института, преподаватели и кураторы групп. Не совсем люди, с не совсем человеческой логикой и возможностями. Они сводят с ума тех, кто решает, что попал в обычный институт и за неуспеваемость могут разве что отчислить. Неуспеваемость же здесь в пику щерится кое-чем иным - страхом за тех, кого ты любишь. Они будут болеть и умирать. Согласитесь, мотивирует подчиняться...
   Итак, вернёмся к рассказу. Главный герой решает пойти на отчаянный шаг. В голове у него до сих пор каша и убеждение в том, что он обязан своих преподавателей наказать - ведь это именно они виноваты! Ему даже не приходит в голову, что что-то может происходить потому, что наш мир банально жесток и пахнет отнюдь не розами.
  Отмечу то, что персонаж у нас тут живой. Почему именно персонаж, а не персонажи? Остальные выделены не так сильно особенно на фоне Тока-то. Он спешит, он сомневается, его уверенность тает с каждой пройденной ступенькой, тонет в пучине глаз случайно встреченной по пути девчонкой. И всё же он решается. Спектр его чувств нам показывается и до, и после - в отрывках, в 'кольце времени'.
  Будто юный Альтаир, он прячется и... что было дальше? Читайте сами, Господа! Рассказ написан впопыхах. Верно, старик дедлайн подгонял тридцать первого числа не одного автора, а сразу целую дюжину. Чувствуется некоторая недосказанность, но она, что странно, идёт рассказу только на пользу. Читатель вынужден сам додумывать некоторые детали - и это хорошо. Радует глаз и четкая связь с оригиналом: пусть и на второстепенных ролях, но здесь главная героиня книги. Я уже плохо помню финал и, кажется, финал таки был как раз неопределённым, а здесь нам будто дают ответ. Своеобразный, но укладывающийся в рамки канона. Кстати, о рамках канона - автор не поленился вписать в них логическое объяснение, куда же деваются из этого учреждения старшекурсники, что не может не радовать. Однозначный плюс. Словно следуя по стопам оригинала, финал столь же малорозговорчивый, оставляющий многое на додумку читателя.
  Раз уж пластиковой головы сегодня не будет, то выскажу ещё малость своего мнения. На мой взгляд. Сей рассказ очень близок к оригиналу - и по духу, и по букве. Слайс оф лайф, отрывок из ниоткуда. Интересна ли мне дальнейшая судьба Тока? Непременно. После прочтения мне было грустно. Жалко главного героя. А голову разрывают новые вопросы - а можно ли убить слово, как это пытался сделать Ток? Можно ли самому справиться с налипшей на тебя грязью? Можно ли..?
  И когда столь краткий рассказ умудряется вызвать чувства и вопросы - это хорошо, это значит, что автор старалась не зря.
   Мой вердикт - текст однозначно достоин моего всемилостивого и благородного взгляда. Кому понравился столь необычный мир оригинал - просто обязан глянуть хотя бы одним глазком. Пока что прочитанные мной работы оставляют только положительное впечатление и ощущение того, что наш бестолковый хозяин действительно не один умеет высекать из слов нечто достойное.
  
  
  
  Обзор на 'Жуй-трава'
  
  Трикси:
  Итак, вы ведь уже знаете, что я - существо высокородное и прекрасное, а потому снова начну первой.
  Для начала признаюсь, что я как не вчитывалась, так и не смогла узнать мир, по которому же всё таки написан этот рассказ, так что привычного вступления с моим взглядом на то или иное произведение не будет. Впрочем...
  Что для вас предел? Есть ли какая-то черта, за которой - всё? За которой вы больше уже никогда не сможете считать себя полноценным человеком и отдадите себя во власть безумия. Есть, у каждого есть. Люди частенько торопятся запереть собственную жизнь в рамки законов, строгих запретов и традиций
  Но что поделать, когда весь твой мир крохотен, когда твоё предназначение - и мелкое, и ужасное одновременно?
  Автор этого рассказа решил приоткрыть завесу тайны и... на мой взгляд, у него это не очень получилось и сейчас я попытаюсь объяснить почему именно.
  В этот раз нашим главным героем стал мальчишка по имени Яста. В тексте не говорится, сколько ему именно лет, но я сделаю величественное усилие и милостиво предположу, что ему в районе четырнадцати лет. Всей жизни мальчишки мы не знаем, как никогда не узнаем, чего он хотел, о чем мечтал, о чем думал. Не будем ругать за это автора - малец ведь живет не в комфортабельном отеле. И виной всему его собственный отец. Строгий отец, жестокий, беспощадный. Некромант.
  А там за окном манит к себе дурман красной всепожирающей травы. Только сунься туда - и назавтра мальчишки соберут твои побелевшие обглоданные косточки, чтобы снести их потом в яму. А где-то там, высоко, сидя в своей башне ухмыльнётся некромант. И. если урожай будет хорошим - сможет даже выйти на улицу в пасмурный день.
  Как всякий хороший психолог, некромант не скачет по деревням и весям необъятных земель, а всюду рассылает своих сыновей. Дабы они заманили человека-двух, а то и целый поселок под каким-нибудь предлогом. Вскользь упоминается магия, которой отец временно наделяет своих сыновей.
  Что же было дальше, читайте, пожалуйста, сами.
  Задумка автора хорошая, и описана просто мастерски, но неудача в самом конце - слишком уж ухает в не совсем понятную аллюзию. Точнее сказать, что аллюзия-то почву под собой имеет, вот только слабую. Несмотря на всё это, и несмотря на то, что автор был слишком скуп, чтобы делиться с нами подробностями жизни и переживаниями Ясты, персонажи прописаны очень хорошо. Сам рассказ написан коротенькими рублеными предложениями. Будто солдатики выстраиваются в ряд строками, торопясь удивить читателя. Авторский стиль очень близок по духу к работам самих маэстро Дяченок. Ругать его за то, что он короток в этот раз будет неправильно. Он написан ровно и без провисаний. Впрочем, не хватает некоторой динамики - действа почти никакого не происходит - на мой взгляд, в данном случае это больше плюс, чем минус.
  Так почему же не удалась задумка автора?
  Скорее всего из-за того, что финал слишком резкий. Ожидаемый и логичный, но резкий. Будто вам сунули в зубы бутерброд, красочно пред этим расписав как он хорош. В ноздри бьёт колбасный жух, а вы вот уже месяц как сидели на посту. И только вы собираетесь откусить, как бутерброд-то исчезает. Нет, это камень в огород не краткости, которая сестра таланта - не хватает какого-то переходного звена, дабы я мог узреть, что же именно хотел сказать автор. А ведь сказать он что-то хотел. Словно красная нить, сквозь рассказ протягивается замысел. Серьезный, красивый, нужный - вот только неясный читателю. Этим-то и плохо, тем-то и беда. Я прочитала, мне понравилось, а вот смысл ухватить не удалось.
  Мой вердикт: рассказ непременно хорош. Доделать его, обработать напильником - и получится очень даже хорошая и серьезная вещь.
  
  Линка:
  Когда выпала моя очередь комментировать, плюшевая недоросль уже весь самый смак сказать успела. И там похвалила, и тут, и ещё вон тут, а мне даже ничего не оставила. Обидно.
  Но и мне есть что сказать по поводу прочитанного!
  Рассказ чудовищно хорош. Читая его, я ощущала взгляд Некроманта за спиной. Взгляд человека, поставившего впереди всех остальных собственное могущество. Не раз и не два затрагивается тема того, что было с прошлыми мальчишками, братьями главного героя? Он смело надеется, что они убегали, что им надоело их ремесло, надоело быть жнецами душ. В крохотном отрывке, буквально в нескольких предложениях - беда, надежда и отчаяние сплетаются воедино. Это мастерство, и никак иначе.
  Легко, наверно, оправдывать себя тем, что сам ты не делаешь ничего плохого. Можно убеждать самого себя в этом до самой бесконечности, пока холодная рука смерти не коснётся тебя самого, когда это 'ничего плохого' не захочет утащить того, кто стал тебе дорог. Влюбленность супротив страха - и что же окажется сильнее? У этого рассказа много хвостов и ушей. Тут и там торчат многие Дяченовские идеи - не так прямо, но слаженно и красиво. Будто автор где-то достал консерву 'М.и С. Дяченко', зачерпнул оттуда ложкой, да с горкой - и сумел воплотить.
  Здесь есть идея. Вполне себе понятная, если хорошенько приглядеться. Она так умело перекликается почти с самым началом, что просто диву даёшься. Сам рассказ непростительно мал. Трюка посчитала это плюсом, а мне кажется большущим таким минусом. Нет, не 'изюму не мне не доложили', что-то другое. Хочется покрепче окунуться в этот почти не описанный мир. Ухнуть в произведение с головой, как в эту самую жуй-траву.
  Знаете, когда-то мальчишка, что нашел меня и забрал с собой, писал про свободу. Кривенько и неумело. Здесь автор хотел нам точно так же рассказать о свободе. О её крайнем оттенке, о полутоне, но всё таки свободе. Мне при прочтении почти что бил в ноздри запах этой самой жуй-травы - манящий, дурманящий, усыпляющий. А где-то на границе реальности и дремы - эта самая свобода. От всего - от грехов, от прошлого, от жестокой воли отца. Неясным маятником раскачивается разве что линия влюбленности главного героя. Не то чтобы она царапала глаз или была не нужна - вовсе нет. Это один из сюжетообразующих элементов, который несет в себе цепь логики. Если бы не это, то и Яста бы осознал нечто важное гораздо позже, чем должен был бы.
  А он остался ребенком. Безвинным, рано осознавшим, какая цена у счастья его отца. Он не готов платить её и сходит с тропы.
  Финал печален и красив. Он низвергает читателя в пучину - но не разочарования, а легкого недоумения. Так было и со мной. Для того, чтобы уловить главную мысль следует прочитать рассказ не один, и не два раза. Всё новые и новые детали будут глядеть на вас со строк, а за ними придёт и понимание.
  Моим вердиктом будет то, что однозначно сильный и хороший рассказ. Для меня - обязателен к прочтению. Мне нравится и посыл, и заложенная мысль, и стиль. Честно признаться, на какой-то миг мне показалось, что Марина и Сергей Дяченко примерили на себя маску троллей и сами написали этот рассказ, сами подали его в свою же номинацию. Думаю, что после такого заявления мне больше и сказать-то нечего.
  (На самом деле, я не такая немногословная. В прошлый обзор нахалка-Трикси и вовсе провела без меня! Как-нибудь я подловлю момент и выступлю певрой, оставив ей лишь жалкие крохи для обзора.)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"