Афанасьев Александр Владимирович : другие произведения.

Крейсер "Витязь". Сто лет в строю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.69*10  Ваша оценка:

  АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ
  
  
  
  КРЕЙСЕР 'ВИТЯЗЬ'. СТО ЛЕТ В СТРОЮ.
  
  
  
  В 1881 году было о6разовано Особое совещание из министров военного, иностранных дел и управляющего Морским ведомством под председательством Великого князя Алексея Александровича, призванное выяснить вопрос будущего развития флота в связи с политическими и военными требованиями момента. Это совещание установило, что первостепенной задачей по "восстановлению" морских сил Российской Империи должно стать возрождение Черноморского флота, предназначенного для захвата Черноморских проливов. Основной задачей Балтийского флота признавалась активная оборона Балтийского моря, не допускающая блокады Российских баз и портов. На Тихом океане предполагалось иметь небольшую военную флотилию из крейсеров с целью создания угрозы торговому судоходству Европейских держав и, в первую очередь, Великобритании. Характерно то, что Особое совещание считало возможным посылать на Дальний Восток эскадру из состава Балтийского флота или Черноморского флота (в случае достижения последним стратегических задач) и требовало постройки кораблей с соответствующими тактико-техническими характеристиками.
  
  В соответствии с результатами работы Особого совещания Морское ведомство в 1881 году разработало 20-летнюю программу судостроения, утвержденную Александром III в 1882 году. Она предусматривала постройку к 1903 году более 140 кораблей и вспомогательных судов
  
  
  
  Крейсер 'Витязь' был заложен 23 января 1901 года. Это был 'систершип' 'Олега' и построенного ранее в Германии крейсера 'Богатырь'. На закладке крейсера присутствовал Великий князь Алексей Александрович. Вместе с однотипным 'Олегом' он должен был войти в состав Тихоокеанской эскадры на Дальнем Востоке.
  
  
  
  На схеме мы видим каким должен был стать крейсер 'Витязь'  []
  
  
  
  
  
  Однако летом 1901 года произошли следующие события :
  
  (Костенко В_ П_ На Орле в Цусиме)
  
  'На Галерном острове были в постройке: в большом каменном эллинге - броненосец 'Орел', однотипный с 'Бородино'; в деревянном крейсерском эллинге - бронепалубный крейсер 'Витязь' в 6750 тонн, однотипный с крейсером 'Богатырь', строившимся в Германии на заводе Вулкан в Штетине.
  
  Корабельщики последнего курса были откомандированы на Галерный остров и попали на практику к старому строителю 'Орла' корабельному инженеру Яковлеву. Он давал практикантам ответственные поручения и руководил их работой, сообщая много ценных сведений из своего широкого строительного опыта. Как-то в июне, вернувшись с заводов на обед, мы слушали рассказы старших товарищей о ходе работ на 'Орле'. Все рассказывавшие восторгались рациональными методами работ и огромным опытом строителя броненосца Яковлева. После обеда я вышел на балкон с видом на Неву и невольно взглянул вниз по течению реки, где виднелись оба эллинга Галерного острова. Меня вдруг поразило, что над крышей деревянного эллинга, в котором шла сборка днищевого набора крейсера 'Витязь', поднимались огромные языки пламени с клубами черного дыма, вырывавшимися через световые фонари на крыше. Я созвал всех товарищей, отдыхавших на койках после обеда. Сомнения не было: на Галерном острове в деревянном эллинге возник пожар. Мы немедленно сообщили Невражину и бросились бегом на Галерный остров.
  
  Когда мы добежали до завода, весь эллинг с крейсером 'Витязь' пылал. К стапелю нельзя было приблизиться из-за высокой температуры. Хотя стапель и эллинг заливали струи пожарных машин со всех сторон, но спасти днище крейсера на образовавшемся сплошном костре из горевших кильблоков и лесов уже было невозможно. [50]
  
  Под остовом корабля имелось огромное скопление дерева, а по бортам до самой крыши эллинга возвышались строительные леса с настилами и трапами для людей.
  
  Сборка корпуса корабля находилась еще в начальной стадии. Был выставлен только днищевой набор из шпангоутов и стрингеров средней части в районе машинных и котельных отделений, но уже шла установка листов наружной обшивки и настила внутреннего дна, а также началась сборка нижних поясьев поперечных переборок.'
  
  Однако, несмотря на произошедшую катастрофу было принято решение продолжить строительство крейсера. Российско-японские отношения все более обострялись и решением Особого совещания Морского ведомства приоритетным было выбрано строительство броненосцев серии 'Бородино', строительство остальных кораблей финансировалось по остаточному принципу. Итогом данного решения стало то, что готовность корпуса крейсера 'Витязь' к моменту отправки 2-й Тихоокеанской составляла всего 70%. Далее в строительстве крейсера наступила длительная задержка, вызванная революционными событиями 1905 года. Спуск крейсера на воду состоялся 26 октября 1906 года.
  
  На фотографии мы видим крейсер 'Витязь' перед спуском на воду:
   []
  15.10.1906 года начальник МГШ капитан 1-го ранга Л.А.Брусилов делал свой первый доклад царю о "Программе развития реформ морских вооруженных сил России". Не вдаваясь в детали этого доклада, остановимся на весьма любопытном моменте. Говоря о военно-политической обстановке вокруг России, Брусилов указывал на то, что обострение отношений с Германией может привести к катастрофе, в то время, как с Англией этого не произойдет, так как ее политика по отношению к России была всегда враждебной. Принимая во внимание подготовку Германии к войне с Англией, а о таких планах Брусилов был хорошо осведомлен, для России наиболее благоприятным был бы союз с Германией против Англии. Вместе с тем, говоря о судостроительный программах, начальник МГШ исходил из возможности ведения оборонительной войны с германским флотом.
  
  Новый Начальник Морского Ведомства адмирал А.А.Бирилёв вошел в Совет министров с просьбой о выделении средств на постройку 2-х линейных кораблей, и мотивировалось это необходимостью загрузить простаивавшие судостроительные заводы. 08.11.1906 года вопрос обсуждался на Совете государственной обороны. Но большинство членов Совета склонялось к необходимости строить преимущественно минные суда. Поэтому достройка крейсера 'Витязь' на плаву была приостановлена, и заводу было выдано задание разработать техпроект переоборудования недостроенного крейсера в быстроходный минный заградитель, способный нести до 900 морских мин заграждения.
  
  Поскольку единой концепции, как должен выглядеть корабль данного типа не существовало, то согласование техпроекта затянулось до 1909 года. Но к тому моменту когда проект был утвержден МГШ, возникла новая проблема - отсутствие финансовых средств. В результате чего, дооборудование 'Витязя' под минный заградитель затянулось на несколько лет.
  
  В 1909 году году был упразднен Совет Государственной обороны, по существу, тормозивший реализацию каких бы то ни было судостроительных программ. Другим, не менее важным событием, стала реформа управления флотами. До 1909 года командование Морскими силами было сосредоточено в руках Главного морского штаба и главных командиров портов. Плавающие соединения не имели постоянной организации и образовывали на каждом театре военных действий Практические эскадры, командиры которых могли решать лишь вопросы оперативно-тактического порядка. С 1909 года командир плавающего соединения возглавлял все подразделения морских сил на данном театре военных действий и мог подчинить их деятельность интересам боевого флота. Ему вменялась в обязанность подготовка к войне и разработка стратегических операций. Кроме того, флот получил определенную и обоснованную организацию разделения на отряды и группы.
  
  В 1909 году МГШ разработал новую судостроительную программу на 1910-1920 годы, предусматривавшую постройку около 200 боевых кораблей. 16.08.1909 года эта программа была обсуждена на заседании Особого совещания под председательством П.А.Столыпина. Необходимость её реализации вызывала сомнения не только у министра финансов, считавшего запрашиваемую сумму в 1 млрд. 125 млн. золотых рублей завышенной, но и у представителей Военного ведомства, рассчитывавших на увеличение кредитов для армии. В итоге, программу пересмотрели в сторону сокращения. К 08.03.1910 года, после целого ряда совещаний, выделяемая сумма составила 690 млн. золотых рублей, 23.03.1910 года председатель Совета министров направил в Государственную Думу представление о нуждах обороны, в том числе и о судостроительной программе. Однако Государственная Дума в отношении Морского ведомства заняла крайне негативную позицию и, по существу, провалила решение вопроса о новом судостроении в 1910 году.
  
  Ситуация на Балтийском море продолжала желать лучшего. Программа судостроения, внесенная в Государственную Думу 07.04.1910 года, не рассматривалась до 1911 года.25.03.1911 года Морской министр представил Николаю II доклад, в котором указывалось на последствия задержки выполнения кораблестроительных программ для Балтийского моря. Разработанная МГШ программа получила название "Закон об Императорском Российском флоте и программа усиленного судостроения".
  
  02.12.1911 года эта программа была представлена в Совет министров. Вопрос о Законопроекте не рассматривался, но на 6-летний срок (с 1912 по 1917 год) для нового судостроения было выделено 550 млн. золотых рублей. В соответствии с этим предлагалось МГШ разработать новую судостроительную программу. Она получила название "усиленное" судостроение или "Большая" программа судостроения 1912 года. 18.03.1912 года ее представили в Государственной Думе и 19.06.1912 года приняли большинством голосов. Несмотря на то, что реализация этой судостроительной программы до конца 1914 года шла по плану, выполнить её полностью не удалось.
  
  На первое место вышла проблема наращивания численности подводных лодок, эсминцев, минно-тральных кораблей, и их строительство велось прежними темпами. 10.10.1913 года была принята программа строительства 4 крейсеров-заградителей водоизмещением около 3,000 тонн. Они должны были принимать до 450 мин заграждения и иметь скорость не меньше 34 узлов. Крейсера планировалось вооружить шестью 130-мм орудиями. Два заградителя собирались заложить в 1915 году, а два других - в 1916 году. Однако от постройки крейсеров-заградителей отказались, отдав предпочтение турбинным эсминцам с мощным артиллерийским вооружением.
  
  Крейсер 'Витязь' к моменту окончания дискуссии под концепцию быстроходного крейсера-заградителя уже не попадал, поэтому было предложено переоборудовать его в гидроавиатранспорт на Балтийском заводе.
  
  
  
  На фотографии мы видим 'Витязь' в процессе переоборудования:
  
    []
  
   Наконец 6 мая 1914 года гидроавиатранспорт 'Витязь' вышел на испытания, которые успешно завершил 28 июля 1914 года. Гидроавиатранспорт 'Витязь' имел следующие ТТХ:
  
  Водоизмещение 6900 тонн
  
  Длина -128 м
  
  Ширина - 18м
  
  Осадка -6,2 м
  
  Мощность механизмов -19500 л.с.
  
  Скорость хода - 24 узла.
  
  Бронирование палуба 35 мм , скосы -70 мм, гласис над машинным отделением - 85 мм
  
  Вооружение 6-130 мм орудий, 6-75 мм орудий, 4-76 мм зенитных орудия, 6 пулеметов, 10 гидроаэропланов типа М-5, или М-9.
  
  
  
  На снимке сделанном 6 августа 1914 года в Финском заливе, мы видим 'Витязь', на котором в кормовой части оборудован ангар для гидросамолетов:
   []
  
  
  
  
  
  
  С 1914 года по 1916 год 'Витязь' принимал активное участие в боевых операциях Балтийского флота. Его гидросамолеты обеспечивали разведку в интересах флота и армии. Так 17 ноября 1914 года авиация 'Витязя' в районе Мемеля уничтожила пароход 'Эльбинг9' шедший на помощь подорвавшемуся на русских минах броненосному крейсеру 'Фридрих Карл'. 25 января 1915 года гидросамолеты повредили миноносцы Т-97 и Т-64 во время предпринятой ими попытки обстрелять Либаву. 13 июня 1916 года авиацией 'Витязя' были повреждены два транспорта из немецкого конвоя шедшего из Швеции с грузом железной руды.
  
  В июле 1916 года МГШ принял решение переоборудовать 'Витязь' в носитель сухопутных аэропланов. Работы по переоборудованию производились на Балтийском заводе в период с июля по декабрь1916 года. После переоборудования на нем размещалось 8 истребителей 'Сопвич-Кемел', и 4 лодки М-9. В процессе переоборудования на 'Витязе была установлена полетная палуба. Взлет истребителей осуществлялся с помощью катапульты, взлет гидросамолетов осуществлялся путем закрепления на катапульте специальной тележки. Артиллерийское вооружение осталось прежним.
  
   В январе 1917 года 'Витязь' был направлен в Романов на Мурмане, для обеспечения проводки конвоев союзников. За несколько месяцев пребывания на севере экипаж и летчики корабля успели внести немалый вклад в борьбу с германскими подводными лодками в Заполярье. Так 20 февраля летающая лодка М-9 потопила германскую ПЛ UC-17. 14 апреля 1917 года 'сопвичи' с 'Витязя' атаковали и потопили миноносец Т-15.
  
  
  
   На фотографии мы видим 'Витязь' патрулирующий в Баренцевом море в мае 1917 года:
   []
  
  
  В июле 1917 года корабль пришел на ремонт в Архангельск. Там его и застали революционные события. Когда в 1918 году возникла угроза захвата корабля английскими интервентами экипаж по приказу Реввоенкома сумел вывести корабль в море, а затем выбросил на мель в районе Диксона. Оружие с 'Витязя' было снято и использовано для вооружения бронепоездов и речных судов.
  
  О судьбе брошенного корабля вспомнили в 1921 году, когда отгремела гражданская война. Но разрушенной войной стране, операция по снятия корабля с мели оказалась под силу только в 1925 году. Наркомат ВМФ долго решал как поступить с кораблем, в конце концов решено было приспособить его как плавучую базу для базирования гидросамолетов. 'Витязь' был переименован в ПБ -18. В таком состоянии 'Витязь' простоял в Архангельском порту до 1934 года. В 1934 году ПБ-18 было решено переоборудовать в корабль для отработки технологии взлета и посадки палубных самолетов. Возрождающемуся флоту Страны Советов нужны были новые корабли, в том числе и авианосцы, но навыков строительства, и навыков эксплуатации подобных кораблей у него не было. На ПБ-18 была установлена сплошная полетная палуба, вооружение теперь состояло из 4-130 мм орудий, 4-76 мм зенитных орудий, 12 спаренных 37 мм автоматов, а также 8 -12,7 мм пулеметов. Паровые машины были заменены дизелями. Скорость корабля после модернизации стала составлять 27 узлов. На корабле размещались 14 истребителей, и 6 разведчиков-ближних бомбардировщиков. ПБ-18 получил новое название корабль ледовой разведки 'Анадырь'
  
  В 1940 году на вооружение корабля 'Анадырь' поступили самолеты 'Як-1К' и 'Су-2К'. С этим авиасоставом он и вступил в Великую Отечественную войну. Корабль с первых дней войны принял самое активное участие во всех операциях Северного флота. Его самолеты принимали участие в отражении авианалетов фашистской авиации, а бомбардировщики в штурмовке позиций немецких егерей рвущихся к Мурманску.
  
  
  
  На фотографии 'Анадырь' ('Витязь') в гавани Полярного, 1941 год.
  
    []
  
  
  
  С началом проводки арктических конвоев основной задачей 'Анадыри' стало обеспечение воздушного прикрытия и противолодочное охранение транспортов в советской зоне ответственности. Для этого эскадрилья была укомплектована лучшими летчиками Северного флота под командованием Б.Ф.Сафонова. Именно с палубы 'Анадыри' он и отправился в свой последний полет на защиту транспортов конвоя PQ-16.
  
  Именно атака произведенная двумя звеньями 'Су-2' 5 июля 1942 года заставила немецкую эскадру во главе с 'Тирпицем', шедшую на перехват конвоя PQ-17, повернуть назад. К торпеде полученной от К-21 под командованием Лунина, повредившей броневой пояс линкора и топливную цистерну, добавились два попадания 500 кг бомбами в результате топмачтового бомбометания советских самолетов. Кормовая башня 'Тирпица' была выведена из строя, носовое машинное отделение было затоплено. Эскадра была вынуждена сбавить ход до 15 узлов и повернуть обратно в свое логово - Альтен-фьорд. Повторная атака самолетов с 'Анадыри' стала роковой для немецкого эсминца Z-35, который навсегда исчез в пучинах Баренцевого моря.
  
  На фотографии мы видим 'Тирпиц' находящийся на ремонте в доке Альтен-фьорда после атаки К-21 и самолетов с 'Анадыри':
   []
  
  
  В 1942 году самолеты 'Анадыри' находящейся в Диксоне, сорвали планы проведения немецким флотом операции 'Страна чудес'. 3 попадания 250 кг бомбами в немецкий карманный линкор 'Адмирал Шеер' вывели его из строя и поставили на ремонт сроком на год. Благодаря этому советский порт в Диксоне, имевший столь важное значение для поставок осуществлявшихся по ленд-лизу ни на сутки не прерывал свою работу.
  
  Много славных дел совершил экипаж 'Анадыри' и его летчики за годы Великой Отечественной войны. Зенитчики корабля сбили 12 и повредили 21 самолет противника, авиаподразделение находящееся на его борту в воздушных боях уничтожило 93 самолета противника. Были повреждены немецкий линкор, два 'карманных' линкора, потоплено два эскадренных миноносца Z-35 и Z-24, подводные лодки U-423 , U-127, U-759, два сторожевых корабля, три тральщика и два торпедных катера, потоплено 6 транспортов противника общим водоизмещением 34763 брт.рег.тонн. В 1945 году кораблю было возвращено прежнее гордое название - 'Витязь'. Корабль был награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, ему было присвоено наименование гвардейского.
  
  Отгремели последние залпы войны. В связи с появлением и бурным развитием реактивной авиации требовался новый корабль, на котором можно было отрабатывать опыт использования палубной авиации. 'Витязь' для этой цели к сожалению не подходил. Однако его не постигла судьба многих кораблей той поры. Он не был пущен на разрезку, не стал он и кораблем мишенью. Перед Советским правительством стал вопрос дальнейшего освоения Арктических просторов. Поэтому в 1949 году корабль поставили на переоборудование. Его оснастили ледовым поясом, а также вновь приспособили для эксплуатации гидросамолетов. В дальнейшем на нем стали базироваться и вертолеты.
  
  С 1951 года по 1975 год 'Витязь' много раз проходил северным морским путем, обеспечивая проводку Арктических караванов, участвовал в обеспечении испытаний на полигоне Новой Земли. Но время берет свое, и на смену 'Витязю' уже стали приходить его атомные собратья. Поэтому с 1975 года, постановлением Министра средней промышленности, славный корабль был передан на судоремонтные предприятия города Северодвинска для переоборудования в судно-обеспечитель проведения испытаний строящихся и ремонтируемых кораблей. Корабль был подвергнут коренному переоборудованию: были демонтированы полетная палуба и ангары, установлены грузоподъемные устройства, оборудованы лаборатории. На снимке 'Витязь' в 1978 году:
  
    []
  
  
  
  
  
  В связи с подписанными в последние годы договорами о разоружении перед страной стала задача - обеспечить утилизацию устаревших кораблей и модернизацию ранее построенных. Для этой цели в 1985 году 'Витязь' подвергся очередной модернизации, на него установили дополнительное оборудование. И по сей день славный корабль находится в строю, обеспечивая работу судоремонтной и судостроительной отрасли России. 23 января 2001 года в заводском музее предприятия где базируется 'Витязь' открылся специальный зал посвященный его славной истории.
  
    []
  
  .
  
  
  
  В 2001 году руководство предприятия приняло решение об ежегодном участии корабля в военно-морских парадах проводимых в Архангельской области. В дни празднования торжеств посвященных победе в Великой Отечественной войне, во время проведения мероприятий связанных со сборами ветеранов связанных с проводкой арктических конвоев, корабль швартуется в городе и открыт для свободного посещения. Вековая жизнь корабля труженика продолжается.
  
  
  
  Использованная литература
  
  
  
  1. Костенко В.П. 'На Орле в Цусиме'
  
  2. ЦГВМА, п.685, ч.4, с.486.
  
  3. Зайончковский А.М. 'Мировая война. 1914-1918', М. Воениздат, 1931 г.
  
  4. ЦГВМА, п.971, ч.2, с.153.
  
  5. ЦГВМА, п.1031, ч.21, с.45.
  
  6. Поуп.Д. 'Новогдний бой', М., АСТ, 2003 г.
  
  7. 'Мировая война.Взгляд побежденных, 1939-1945 гг.', М.АСТ, 2003 г.
  
  8. ЦГВМА, р.5, п413, ч.3, с.134.
Оценка: 2.69*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"