Холодно, жарко, плохо, хорошо. Поразительно. Сколько тысячелетий существует человеческое общество, а мы до сих пор оцениваем те или иные поступки с точки полезности или вреда для отдельно взятого человека. Как будто вот он один, и нет больше никого, нет того самого общества, часть которого является человек. Общество не возможно без людей, но и человек не может существовать без общества. Он является его частью. Тому, кто думает иначе, стоит отказаться от всего, что сделано другими, перестать общаться с людьми и уйти в пустыню. Вот там он будет полностью свободен. Но путь отшельников манит очень немногих.
Итак, общество - это единый организм, и человек его часть. Но какая именно часть? Полезен ли он для общества или напротив тормозит его развитие. А может, не полезен не вреден, а так сбоку, как пятое колесо у телеги: вреда нет, но и польза не особенно велика.
Как определить? По поступкам, другого параметра пока не придумали.
Вот здесь выясняется самое интересное. Если рассматривать поступки человека с точки зрения пользы и вреда для всего общества наблюдается поразительное смещение оттенков.
Нет-нет, черное не становится белым, а хорошее плохим, но вот размер этого вреда и пользы не всегда пропорционален.
Например, временная потеря трудоспособности полезным членом общества. Вредна она для человека - несомненно. А для общества? Так же вредна - полезный член общества временно не приносит пользу.
Или вот такой пример:
Разозлился человек и разбил свой мобильный телефон об пол. Считается ли это плохим поступком с точки зрения человека? С чего бы? - скажете вы. - Это его личный телефон, человек может поступить с ним как захочет.
А с точки зрения общества? За одну секунду безвозвратно потеряны результаты труда по производству этого товара. Вот подарил бы один человек другому ненужный телефон - ничего бы не изменилось. То есть с точки зрения общества не было бы действия со знаком минус.
Расписал стены в подъезде? Поломал забор? С точки зрения человека - мелочь самовыражения. С точки зрения общества - явная социопатия. То есть поступок, направленный во вред обществу. Поступок, направленный во вред обществу не может быть мелочью. Представьте, что вы тянете воз в общей упряжке. Кто-то просто идет рядом, не помогает, но и не мешает. Пользы от него нет, но и вреда нет тоже. Но вот кто-то стал придерживать повозку за колесо в тот момент, когда остальные ее тащат.
Наступил привал, тот кто тормозил движение садится за стол вместе со всеми, а то и стремится протиснуться вперед - поближе к котлу. Почему-то считая, что тоже имеет право на долю общего пирога. Странно, не правда ли?
И ладно бы он был немощным и просто не мог помочь - не жалко такому бедолаге порции каши. Все-таки все мы люди. А вот как быть с тем, кто мешал движению?
Не стоит ли, как минимум, сказать, что его поступок антисоциален - то есть вреден для окружающих. И хорошо если на один антисоциальный поступок приходится два полезных. А если не приходится? В чем смысл существования человека социопата? Допустим, некоторые из них могут играть роль отрицательного примера. Но если проявлений социопатии будет много, общество не только не будет развиваться, оно может откатиться в своем развитии.
Есть ли у нашего общества в последнее время движение вперед, или оно стало напоминать машину, работающую на холостых оборотах? Не оттого ли, что проявлений социопатии все больше? Все больше деятельности, не приносящей никакую пользу обществу.
Мы перемалываем ресурсы, которые, кстати, не бесконечны, а КПД цивилизации решительно стремится к нулю. Могут ли пятеро тащить телегу, в которой сидят десятеро. И не просто сидят, а раде развлечения стараются затормозить движение.
Я не призываю никого сбрасывать с воза. Но не пора ли оглянуться вокруг и назвать вещи своими именами. Оценить поступки и сказать прямо и открыто: вот это полезно для общего блага, это не мешает, а вот это явная социопатия.