Афанасьева Ольга: другие произведения.

Гениальный проект Петра I

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
  • Аннотация:
    Тихвинская водная система каналов и шлюзов Петра Первого
    Лауреат конкурса "Моя планета 2013" в номинации "Эссе"

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
  
   В поселок приехала уже вечером. Ночевать остановилась в просторном срубе, высоком и ухоженном. Старая учительница проживала с сыном почти на краю деревни. Когда ужин подошел к концу, а за окнами стало совсем темно, пришел сын учительницы, Михаил. Поздоровался, ухмыльнулся:
  - Еще один Ефим приехал. Это хорошо.
  - Какой Ефим? - не поняла я.
  - Да это он шутит. Деревня от Ефима пошла когда-то. Это еще при Петре было, - и она стала рассказывать.
  
   Как-то в этих местах побывал Петр I. И обратил особое внимание на уникальное явление природы - водораздел между реками Тихвинкой и Соминкой, которые, приближаясь друг к другу, текли в разных направлениях. Тихвинка вытекает из озера Крупино и пересекает озера Еглинское, Озерское (Окуловское) и некоторые другие. Тихвинский путь от Ладоги до Волги - около пяти километров.
   Петр I лично исследовал водораздельный путь в ефимовских краях. Стоило соединить эти реки - и открывался путь с Балтийского моря в Каспийское. Тихвинская система должна была соединить Неву с Волгой с помощью рек Мологи и Сязи. В этих краях издавна существовал торговый путь из Волги в Прионежский край и за границу, причем через водораздел между реками грузы перевозились гужом. Решил Петр соединить каналами водные пути.
   В полуверсте от озера Крупино, на северной стороне Тихвинского канала, между Нижегородским и Киевскими шлюзами, был построен для временного пребывания Петра I деревянный дворец на каменном фундаменте.
   Петр I жил некоторое время на берегу озера Крупино в этом деревянном дворце, который сгорел. Позднее на его месте появился памятник, сооруженный из массивных диких камней.
   Первопоселенцем стал мастеровой крестьянин Ефим. С ним Петр I встречался лично, освободил от крепостной зависимости, наделил землей в местах начала строительства. Однако работы по устройству каналов тогда начаты не были. Но поселение осталось, назвали Ефимов. Оно разрослось и стало деревней Ефимово, а затем поселок Ефимовский.
   В 1755 году, в царствование Елизаветы Петровны, генерал-поручик Рязанов предложил проект, который был утвержден уже императором Петром III, но из-за недостатка средств работы не были начаты.
   Затем Императрица Екатерина II предложила сенату "потрудиться деньги для этой работы сыскать", но денег не нашли.
   Потом капитан артиллерии Д.Волк составляет "Проект обратного из Петербурга во внутренние России губернии судоходства", но тоже не был осуществлен.
   Автором окончательного проекта в 1800 году стал голландец Ф.П.Деволант, офицер, перешедший на русскую службу. Проект был утвержден императором Александром I, и на его осуществление было тогда выделено почти полмиллиона рублей.
   Постройка Тихвинского канала развернулась в 1801 году при царствовании Павла I. На строительство системы согнали тысячи крестьян из центральных губерний: Киевской, Нижегородской, Костромской, Ярославской, Тамбовской.
   Названия шлюзам давали по тем городам, откуда прибывали крепостные для постройки.
   Строительство велось вручную, никакой техники, кроме носилок и лопат, на строительстве не было. Тысячи крестьян гибли от изнурительного труда и голода. Много холмов братских могил осталось по берегам старого канала.
   По окончании строительства для обслуживания плотин и шлюзов строители оставались на жительство. Им присваивался статус казенных. Для них были построены дома, называемые казармами. В этих казармах прошла жизнь не одного поколения работников, ставших, по сути, первыми пролетариями. Их потомки Сталмацкие, Ларионовы, Малиновские.
   С созданием Тихвинской водной системы стали появляться села и деревни по берегам рек. Особенно много их возникло вокруг озера Еглино и Озерское. Появилось крупное торговое село СомИна, так его называли с ударением на втором слоге. Теперь это село Сомино.
   В 1811 году открылось судоходство еще до полного завершения строительства. С Волги товары шли на больших лодках "соминках", потом перегружались на более мелкие, "тихвинки". Производство лодок сначала было налажено в Сомино. Возле реки стояла высокая башня, с которой сторож охранял суда.
   В сентябре 1811 года от пристани на реке Сомино отправилось 54 лодки с разным грузом: соли 80 кулей, муки крупчатой 280 мешков, ржаной муки 61 куль, круп пшеничных 64, гречневых 15, гороху 14, овса 31 четверть, винного спирта 6555 ведер, икры 25 пудов, белужины 2350, масла макового 500, сала говяжьего 3446, мыла 4200, поташу 100, разных винокуренных кубов и котлов 377 пудов, чаю 300, подносов сибирских 60 и разных мебелей 5 ящиков, китайки 1000 концов, овчин 15, варежек, носков и кушаков 4 тюка. Сверх того на завод купца Голованова, на реке Тихвинке состоявшегося, 20 лодок с пшеницею, рожью и овсом. Да с Соминской пристани вошло в канал до 100 судов.
   Стоимость доставки 1 пуда груза составляла 15-20 копеек.
  
   Все шлюзы: Херсонский, Тихвинский, Новгородский, Тверской, Смоленский, Полтавский, Псковский, Харьковский, Курский, Житомирский, Владимирский, Московский, Калужский, Тифлисский, Петроградский (верхний и нижний), Кронштадтский, Детскосельский, Шлиссельбургский, Валдайский, Олонецкий, Саратовский, Архангельский, Севастопольский, Томский, Николаевский, Одесский, Юрьевский, Иркутский, Тобольский, Орловский, Нарвский, Таганрогский, Онежский, Кишиневский, Рязанский, Витебский, Могилевский, Полоцкий, Рижский, Ревельский, Гродненский, Черниговский, Киевский, Минский, Митавский, Виленский, Нижегородский, Ярославский, Симбирский, Костромской, Пензенский, Пермский, Тамбовский, Вятский, Воронежский, Рязанский, Вологодский, Остроленский (победа над поляками 26 мая 1831 года у Остроленки), Варшавский (победа при штурме Варшавы 6 сентября 1831 года во время польского восстания 1830-1831 гг.), Кулевченский (победа русской армии над турками 30 мая 1829 года у деревни Кулевчи во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг);
   Всех пристаней - 105, важнейшие: Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сяськие Рядки. Пароходство по Мологе и Сяси.
   На остальном пути - конная тяга. Лошади шли по специально устроенным бичевникам вдоль рек и озер.
   Суда шли от Рыбинска до Петербурга до 29 дней.
   В 1844 году по Тихвинке плавали 4933 лодки с товарами на 14 миллионов рублей.
   По берегам возникает множество небольших предприятий.
   У селения Ефимово начали действовать Быстрорецкий стекольный и кирпичный заводы купца 2-й гильдии Ланко. Они производили 2 млн. бутылок в год на 60 000 рублей, а также огнеупорный кирпич и печные изразцы на 12 000 рублей в год. Произведенную продукцию отправляли в Санкт-Петербург, Тихвин, Устюжну, Рыбинск, Мологу.
   В Тихвине и Сомино строились однопарусные суда грузоподъемностью до 80 тонн, которые обычно назывались "тихвинками" и "соминками", некоторым присваивали названия водившихся в Тихвинке рыб. Перевозились негромоздкие ценные грузы. Из Питера отправлялись промышленные товары. С Волги везли фрукты, рыбу, импортные товары. На берегах селились торговые люди, росли деревни. В Сомино приходило много судов с баржами, привозили разный товар. Приезжали даже китайские купцы. Торговали красивыми шелками, халвой, изюмом.
   У селения Ефимово в 1908 году был построен храм (часовня), освященный в честь святого пророка Ильи, которым отмечен водораздел двух водных систем России - Балтийской и Волжской. Главным жертвователем средств на возведение храма был император Николай II .
  
   Сильно подорвала значение водной системы построенная в 20 веке Северная железная дорога.
   С 1918 года система стала именоваться "Водный путь Ленина" в связи с доставкой продовольствия жителям голодающего Петрограда.
   К началу 20-х годов движение грузов, по сравнению с довоенным временем, сократилось в 20 раз, система стала убыточной. Появилось пассажирское движение между Ефимовской и Сомино.
   Грузовой пароход "Воронино" осенью перевозил овощи из дальних колхозов. Капитаны обращались за помощью в школу и в организации. Разгружать баржи на Тамбовский приходила в основном поселковая молодежь, многие после работы, и те, кто свободен. На барже развешивали фонари "летучая мышь". Парни и девушки перетаскивали в ведрах, корзинах и на носилках овощи на телеги и грузовики. Шутки, смех. Трудились без принуждения, добровольно. Все знали, что это - нужное дело. И, конечно же, не за плату.
   Со средины 60-х годов ворота шлюзов и щиты плотин открыли навечно.
  
   Утром Михаил согласился провести меня к остаткам шлюзов. Зрелище было удручающим.
   Природа отчаянно боролась за выживание вокруг гниющих шлюзов, но это у нее плохо получалось. Мелели реки, заболачивались озера, все меньше становилось рыбы, уровень снизился и в Тихвинке и теперь ее можно перейти вброд.
   Деревни вокруг водного пути сиротеют, исчезают с карты. Поля зарастают травой и лесом. Люди уезжают в крупные города. Население постарело, превратившись в поселки дачников и пенсионеров. Закрылись предприятия, пустеют дома, сгорают бесхозные постройки. Раз в неделю на рыночную площадку рядом с администрацией Ефимовска привозят из Питера дешевые китайские товары. Но уже не водным путем - автофургонами.
  
   Водный путь создавали сто лет по четырем проектам шесть царей. Строили крестьяне всей Руси. Он дал бурное развитие целому региону страны и был экономически выгоден почти сто лет.
   Его можно использовать в туристических целях. Как исторический урок воплощения гениального решения.
   Какое гениальное решение теперь должны принять мы?
   Сегодня Ефиму, который пожелает срубить новый дом на перекрестке Питерских дорог и дать полноценную жизнь новому поколению, нужна экономически выгодная, принципиально новая идея развития малых поселений.
   Она неминуемо появится.
   Ее ждет пустующая земля.
  А вот и телевидение приехало в поселок.
   архив программы "Заповедная область" Телеканал Россия 1 от 30 марта 2013г.
  
  29.03.2013
  Санкт-Петербург
  

Популярное на LitNet.com С.Бессараб "Не в добрый час: Книга Беглецов"(Антиутопия) О.Британчук "Да здравствует экология!"(Научная фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) О.Ростов "Кома. Выжившие."(Постапокалипсис) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) К.Власова "Мой муж - злодей"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"