Ахмедов Айбек Шухратович : другие произведения.

Судебная система в исламе: Период правления Пророка и праведных халифов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения.


Судебная система в исламе: Период правления Пророка и праведных халифов

  
   Айбек Ахмедов
  
   Введение
  
   Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения.
   Мусульманское судопроизводство всегда отличало приверженность к идеалам религии, хотя во многих случаях применялись чисто светские правила в вынесении каких-либо решений. В целом судопроизводство основывалось на принципах мусульманской юриспруденции, разработанных представителями правовых школ ислама. В этом смысле мусульманское судопроизводство неразрывно связано с развитием мусульманского права.
   Мусульманское право (фикх) является одной из трех наиболее распространнённых правовых систем мира наряду с континентальным и общей системами права. Процесс формирования мусульманского права проходил довольно долго. Ведь от возникновения мусульманской религии до формирования права прошло примерно 150 лет. Сам процесс возникновения и формирования мусульманского права происходил в нескольких местах и ко 2 веку хиджры было 5 центров развития мусульманского права. Это мекканская, мединская, басрийская, куфийская и дамасская прото-школы права, каждая из которых была привержена одному из выдающихся юристов или ученых. Так например, мекканские юристы своим авторитетом считали Ибн Аббаса, который также являлся одним из передовых экспертов в коранической экзегетике.
   Основы же мусульманской юриспруденции (усуль ал фикх) или правотворческой методики заложил Мухаммад ибн Идрис ал-Шафии, который также являлся эпонимом одноименной школы. Его фундаментальный труд "Китаб аль-Рисала" оказал огромное влияние на развитие и систематизацию мусульманского права и юриспруденции.
   Развитие же мусульманской юриспруденции обусловило развитие мусульманского судопроизводства. Если например до возникновение школ права мусульманские судьи преимущественно использовали доводы разума (ра'й), а также некоторые элементы коранического права, то после становления мусульманского права и юриспруденции их правотворчество было ограничено нормами правовых школ (мазхаб).
   Исходя из вышесказанного, данная статья призвана анализировать процесс эволюции и развития мусульманского судопроизводства с раннего периода до наших дней. В частности в этой статье будут рассмотрены аспекты мусульманского судопроизводства, организации судебных учреждений, применения права и представления доказательтв на судебных процессах.
  
  
   Судопроизводство в раннем исламе (610-632)
  
   Одним из удивительных признаков мусульманского судопроизводства является то что на раннем этапе она представляла из себя третейскую систему разрешения споров, а именно межплеменную третейскую систему. В данной системе решения третейских судей или арбитров исполнялось посредством авторитета самих племен, т.е. существовали неписанные племенные обычаи, которые гарантировали исполнение решений.
   С появлением Мухаммеда на политической арене Аравии, многое изменилось, а именно исполнение решений потверждался духовным авторитетом самого Мухаммеда который являлся арбитром (хакам) в Медине. Духовный авторитет Мухаммеда потверждался священной книгой Кораном.
   Коран, согласно мусульманской религии, является Словом Аллаха которой было ниспослано Мухаммеду в течении 23 лет. Он содержит 114 глав (суры) и 6435 стихов (аятов), которые расположены по мере убывания. Довольно ограниченное количество стихов Корана содержат правовые установления, хотя по утверждениям некоторых их число варьируется от 200 до 500. В основном Коран содержит установления касающиеся молитвенных ритуалов, религиозного налога (закат), правил войны (джихад), военной добычи, брака, развода и договоров. При этом эти правила в каком-то смысле являются незавершенными что и позже дало толчок к широкому применению Пророческих традиций (хадисов) в мусульманской юриспруденции.
   В Медину Мухаммед был приглашен представителями двух основных племён Ясриба (прежнее название Медины), которые признали духовный авторитет Мухаммед и приняли ислам.
   Для закрепления своего авторитета, а также гарантии прав как мекканских последователей (мухаджирун) Мухаммеда, так и мединских последователей (ансар) и их клиентов, среди которых также имелось большое количество представителей иудейской религии, Мухаммед заключил 8 соглашений и пактов в течении 7 лет, которые в совокупности стали известными как "Конституция Медины". Сержант (Sergeant) считает что первый пакт, более известный как Ахд ал-Сунна ал-Джамаа, являлся тем самым документом на который неоднократно ссылается Коран и на который сслылались халиф Али и Муавия при битве в Сиффине. Наряду с общими положениями регулирующими административные отношения, в документе также упоминаются нормы уголовного права, а именно принципы дия, материального возмещения за смерть человека. Данные правила в каком-то смысле являлись первыми процессуальными нормами в исламе, хотя данное утверждение может показаться преувеличением.
   В самом же Коране упоминается слово хаккама, которое означает арбитр, но слово кади, которое означает судья, не используется, за исключением некоторых случаев когда оно используется в качестве эпитета Бога. Если изначально Мухаммед являлся арбитром в межплеменнах спорах Медины, то позже по мере возрастания его авторитета он стал рассматриваться абсолютным лидером мединского сообщества (умма) и признавался всеми в качестве Посланника Божья (расул Аллах). В новом качестве он был и судьёй и лидером и этом качестве рассматривал споры сторон. Например, когда один человек обнаружив убийцу своего брата привел его к Пророку и потребовал от него правосудия, то Пророк спросил у последнего может ли он или его родственники заплатить откуп за убитого и тот ответил отрицательно; Пророк отдал его в руки брата убитого и сказал: "Он твой", но при этом заметил что если последний убьёт убийцу, то сам станет же таким. После такого замечания брат убитого освободил убийцу. Некоторые ученые утверждают что в данном решении Мухаммед в качестве Посланника Бога пытался умерить применение межплеменного правосудия и вынести решения которой было бы примлемо для обоих сторон. Другими словами данный акт можно назвать актом примерения, хотя данная мера воздействия на нарушителя а точнее преступника не является с точки зрения юридической науки эффективным и приемлемым. Но в данных условиях, как мы уже заметили Мухаммед действовал как Пророк, а не судья, т.е. применил моральный нежели правовой принцип воздействия.
  
   Судопризводство при первых четырех "праведных" халифах (632-661)
  
   Со смертью Мухаммеда началась так называемая эра праведных халифов, которая продолжалась сравнительно недолго. Структура третейской судебной системы, реформированной Мухаммедом, осталась почти неизменной, за исключением того факта что число судей значительно возросло вместе с расширением самой мусульманской империи. Часто или почти всегда губернаторы назначаемые халифами управлять завоеванными провинциями исполяли обязанности судей. В этом смысле и начался второй этап развития мусульманской системы судопроизводства. Если раньше судья т.е. Мухаммед был избран доброй волей мединских племен, то с началом завоеватальных походов, судьи уже назначались правителями. Также закончился пророческий цикл, то есть уже не было того духовного лидера т.е. Мухаммеда который своим духовным авторитетом давал указания или наставления в том или ином случае которые являлись обязательными для исполнения. И теперь начался период в котором халифы в том числе и судьи пытались применят обычаи и правила введенные Мухаммедом а также коранические правила, но вместе с этим свое независимое суждение, применение которого основывалось на изветсной традиции от Пророка в котором последний повторно спрашивает человека которого назначает судьей, что тот будет применять при решении тех или иных вопросов и который трехкратно отвечает что будет руководствоватся Кораном и Сунной и если в этих источниках отсуствует ответ то будет использовать независимое суждение.
   Вместе с этим начинается ассимиляция иностранных правовых обычаев, которые являлись доминирующими ранее на завоеванных территориях таких как Египет, Иран, Ирак, Сирия, Палестина, где соответственно доминировали римское, сасанидское, иудейское и другие смешанные системы права. Хотя при первых халифов влияние этих правовых систем не было ещё так ощутимо.
   По утверждению некоторых ученых, судейские учреждения сначала возникли в мусульманских гарнизонах таких как Куфа, Басра и Фустат, где арабы-мусульмане проживали вместе с членами своих семей и своими соплеменниками. Как мы уже отмечали, они напрямую назначались самими халифами из Медины и в основном были неграмотными, хотя регулировали споры между своими соплеменниками исходя из коранических установлений. Такое положение существовало до установления власти династии Оммейядов.
   Что касается диспутов возникающих между населением завоеванных территорий который в основной своей массе не являлись мусульманами, то они были подведомственны внутренним судам, т.е. христиане, иудеи и зороастрийцы а также представители других минорных религий пользовались защитой своих судов. В этом отношении также следует заметить что при правлении второго халифа Омара, между мусульманскими властями и немусульманским населением завоеванным в ходе походов, были заключенны договоры гарантирующие безопасность (зимма) в обмен на оплату налога (джизья). Позже они стали известны под одним собирательным названием "Договор Омара". В поздних редакциях данного соглашения предусматривалось что диспуты возникающие между мусульманами и немусульманами будут урегулированы в соответствии с мусульманским правом, хотя мусульманского права в буквальном смысле тогда ещё не существовало.
   Если говорить о самом судопроизводстве, то до нас дошло довольно мало свидительств и одно из таких является дело Минбариййа (дело кафедры или трибуны) в котором четвертый халиф Али традиционно произносящий проповедь с кафедры, был перебит одним человеком, который спросил его что произойдёт с долей жены, которая составляет 1/8, после смерти мужа, если последний оставил после себя две дочери (доля 2/3), отца (1/6) и мать (1/6); на что Али ответил что её (жены) доля становится 1/9 имущества мужа. Али который являлся судьёй в Медине и даже будучи халифом являлся высшей инстанции, давал свои пояснения и иногда выносил довольно юридически обоснованные решения. Также существует свидетельства об аналогичном правотворчестве Абу Бакра, который также вынес свое решении по вопросам наследствам.
   Одна из причин по который обсуждаются эти аспекты правотворчества ранних халифов это то что на данных методах и основывались принцип разрешения споров других судей. Ведь раняя мусульманская юриспруденция основывалась на более простых принципах права и не отягачалась разнообразием разных мнений или школ. Идеалом всегда служил халиф чье правотворчество всегда принималось за эталон, хотя данная тенденция снизилась при Омейядских халифах.
   Одно из ярких дел из данного периода также является дело Химаррия (дело осла) которое произошло в период правления третьего халифа Омара. В данном деле которое касалось разделения имущества после смерти жены, Омар руководствовался опять таки нормами Корана. Но данное дело интересно тем что в нем истцы апелировали по поводу решения Омара и довольно успешно. Хотя данное дело является одним из многих дел относящихся к спорам по поводу наследства, но оно отчетливо показывает на каком уровне стояло судопроизводство на данном этапе развития мусульманского государства.
   Коулсон (Coulson) однако утверждает что право толковать те или иные нормы Корана не являлось прерогативой официальных властей, а просто людей который являлись благочестивыми мусульмананми и очень хорошо знали Коран. Если такая тенденция существовала в самой Аравии, где население было преимущественно мусульманским, то в мусульманских гарнизонах, данная прерогатива принадлежала исключительно судьям или губернаторам назначенным халифом.
  
   Коран 4:65 и 105, 5:42 и 48-9, 24:48 и 51
   Сахих Муслим 1998:744
   Muhammad Khalid Masud, Rudolph Peters, David S. Powers, Qadis and their courts: An Historical Survey, in ed. Muhammad Khalid Masud, Rudolph Peters, David S. Powers, Dispensing Justice in Islam, Qadis and their judgments, (Brill, Leiden, 2006) p. 7
   N.J. Coulson, A History of Islamic Law, Edinburgh University Press, 1964 p. 21
   Muhammad Khalid Masud, Rudolph Peters, David S. Powers, Qadis and their courts: An Historical Survey, in ed. Muhammad Khalid Masud, Rudolph Peters, David S. Powers, Dispensing Justice in Islam, Qadis and their judgments, (Brill, Leiden, 2006) p. 8
   N.J. Coulson, A History of Islamic Law, Edinburgh University Press, 1964 p. 22
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"